Религия фашистов. Сила в единстве

Был подписан договор с Ватиканом в 1933 году, и пообещал уважать церковную автономию. Гитлер обычно игнорировал конкордат, закрывая все католические институты, функции которых не были строго религиозными. Духовенство, монахини и миряне лидеры были направлены, с тысячами арестов в течение последующих лет. Церковь обвинила режим «фундаментальной враждебности ко Христу и Его Церкви». Историки сопротивляются однако простое уравнение нацистской оппозиции как иудаизм и христианство. Нацизм был явно готов использовать поддержку христиан, которые приняли ее идеологию, и нацистская оппозиция как иудаизм и христианство не было полностью аналогично в умах нацистов.

Меньшие религиозные меньшинства, такие, как Свидетели Иеговы и Бахаи были запрещены в Германии, в то время как искоренение иудаизма геноцидом его приверженцев была предпринята попытка. Армия спасения , Святые христианские и адвентистов седьмого дня Церкви исчезли из Германии, в то время как астрологи , целители и гадалки были запрещены. Небольшие языческий « немецкое движение веры », которые поклонялись солнцу и времен года, поддерживали нацист. Многие историки полагают, что Гитлер и нацисты намеревались искоренить христианство в Германии после победы победы в войне.

Фон

Христианство имеет древние корни среди германских народов, относящихся к миссионерской работе Колумбанус и Санкт - Бонифаций в шестом-8 вв. Реформация , инициированная Мартином Лютером в 1517 году, разделил население Германии между двумя третями протестантов и одна треть меньшинства римских католиков . На юг и запад оставались в основном католиками, а на север и восток стал главным протестантом. Католическая церковь пользовалась степень привилегий в баварском регионе, Рейнской области и Вестфалии, а также частей на юго-западе Германии, в то время как в протестантском Севере, католики пострадали некоторые дискриминации.

Католическая церковь была особенно подавлена в Польше: между 1939 и 1945, по оценкам, 3000 членов (18%) из польского духовенства, были убиты; из них +1992 умер в концентрационных лагерях. В прилагаемой территории Вартеланда это было еще более суровым: церкви были закрыты систематически и большинство священников были либо убито, либо в тюрьме, либо депортированы в генерал - губернаторство. Восемьдесят процентов католического духовенства и пять епископов Вартегау были отправлены в концентрационные лагеря в 1939 году; 108 из них считаются блаженными мучениками. Религиозные преследования не ограничивается Польша: в Дахау только, были убиты 2,600 католические священники из 24 различных стран.

Ряд историков утверждает, что нацисты имели общий скрытый план, который некоторые утверждают, существовавший до нацистов к власти, чтобы уничтожить христианство в рейхе. В какой степени план подчинить церкви и ограничить их роль в жизни страны существовал до нацистов к власти, и кто именно среди нацистского руководства поддержал такой шаг остается спорным.»Тем не менее, меньшинство историков поддерживать, против консенсуса, что такой план не существовал. Обобщая в 1945 Управлении стратегических служб доклада, The New York Times обозреватель Джо Шарки заявил, что нацисты имели план «ниспровергать и уничтожить немецкое христианство» , которое должны было быть достигнуто путем контроля и подрыва церкви и должны быть завершены после войны Тем не менее, в докладе говорится, эта цель была ограничена «сектор партии национал - социалистов» , а именно. Альфред Розенберг и Baldur фон Ширах Историк. Роджер Гриффин поддерживает: «Существует никаких сомнений в том, что в в долгосрочной перспективе нацистские лидеры, такие как Гитлер и Гиммлер намеревался искоренить христианство так же, как безжалостно, как и любой другой конкурирующей идеологии, даже если в краткосрочной перспективе они должны были довольствоваться, чтобы комп romises с ним « В своем исследовании Святой Рейха , историк Ричард Steigmann-Галль приходит к противоположному выводу,» Полностью отсутствует, кроме смутного разглагольствования Гитлера, любая фирма доказательства того, что Гитлер или нацисты собирались „уничтожить“ или " устранить»церкви после того, как война закончилась.„ что касается его широкого тезиса о том, „ведущие нацисты фактически считали себя христианином“ или, по крайней мере, понимал их движение „в христианской системе отсчета“, Steigmann-Галль признает, что он“выступает против мнение, что нацизм в целом был либо не связаны с христианством или активно против него «.

Хотя бывают случаи громких отдельных лютеран и католиков, которые умерли в тюрьме или в концентрационных лагерях, наибольшее число христиан, которые умерли бы еврейских христиан или Мишлинге , которые были отправлены в лагеря смерти для их расы, а не их религии. Кахане (1999) приводит оценку, что были приблизительно 200 000 христиан еврейского происхождения в нацистской Германии. Среди язычников 11300 Свидетели Иеговы были помещены в лагеря, и около 1490 умер, из которых 270 были выполнены как отказников. Дахау был специальный «священник блок.» Из 2720 священников (среди них 2579 католического) , состоявшихся в Дахау, 1034 не выжить в лагерь. Большинство из этих священников были польские (+1780), из которых 868 умерли в Дахау.

протестантство

Мартин Лютер

Во время Первой и Второй мировых войн, немецкие протестантские лидеры использовали , чтобы поддержать дело германского национализма. На 450 - летию со дня рождения Лютера, который упал всего через несколько месяцев после того, как нацистская партия начала свою захват власти в 1933 году, торжества были проведены в больших масштабах обеих протестантских церквей и нацистской партии. На празднике в Кенигсберге , Эрих Кох , в то время гауляйтер Восточной Пруссии, выступил с речью, в которой он, среди прочего, по сравнению Адольфа Гитлера с Мартина Лютером и утверждал, что нацисты боролись с духом Лютера. Такая речь может быть отклонена как просто пропаганда, но, как Steigmann-Галл указывает: «Современники считали Коха как добросовестный христианин, который достиг своей позиции [ в качестве избранного президента провинциальной церкви синода ] через подлинную приверженность протестантизму и его институты «. Тем не менее, Steigmann-Галл утверждает, что нацисты были не христианское движение .

Известный протестантский богослов Карл Барт , из швейцарской реформаторской церкви , выступал против такого присвоения Лютера как в Германской империи и нацистской Германии , когда он заявил в 1939 году, что труды Мартина Лютера были использованы нацистами прославлять как государство и государство абсолютизм: «Немецкий народ страдает под его ошибкой в отношениях между законом и библией , между светской и духовной властью» , в котором Лютер разделил временное государство от внутреннего состояния, сосредоточившись на духовных вопросов, ограничивая тем самой способность лицо или церковь расспрашивать действия государства, которое рассматривалось как Бог предназначил инструмент.

В феврале 1940 года Barth конкретно обвинил немецких лютеран разделения библейских учений от учений государства и тем самым узаконивает государственную идеологию нацистской. Он был не один с его точкой зрения. Несколько лет назад на 5 октября 1933 года, пастор Вильгельм Рем из Ройтлингена публично заявил, что «Гитлер не был бы возможен без Мартина Лютера», хотя многие из них также сделали это же утверждение о других факторах, влияющих на рост Гитлера к власти. Антикоммунист историк Пол Джонсон сказал, что «без Ленина , Гитлера не было бы возможным».

протестантские группы

Различные немецкие государства обладают региональными социальными изменениями как к плотности класса и вероисповеданию. Ричард Steigmann-Gall заявляет о связи между несколькими протестантскими церквами и нацизмом. В «немецких христиан» (Deutsche окрестить) были движение в протестантской церкви Германии с целью изменения традиционных христианских учений для приведения в соответствие с идеологией национал - социализма и его антиеврейской политики. Группировки Deutsche окрестить были объединены в цели создания национального социалистический протестантизма и отменяя то, что они считали еврейские традиции в христианстве, и некоторые, но не все отвергли Ветхий Завет и учение апостола Павла. В ноябре 1933 г. Протестантский массовый митинг Deutsche Кристен, в котором приняло участие рекорда 20000 людей, прошел три резолюции:

  • Адольф Гитлер является завершением Реформации ,
  • Крещены евреи должны быть уволены из церкви
  • Ветхий Завет должен быть исключен из Священного Писания.
Людвиг Мюллер

В «немецких христиан» выбран Людвиг Мюллер (1883-1945) в качестве кандидата для Рейха епископа в 1933 году в ответ на кампанию Гитлера, две трети тех протестантов, которые проголосовали избираемых Людвиг Мюллер, кандидат нео-языческая, чтобы управлять протестантские Церкви. Мюллер был убежден, что он имел божественную обязанность содействовать Гитлера и его идеалы, и вместе с Гитлером, он выступает за единую Reichskirche протестантов и католиков. Это Reichskirche должна была быть свободной федерации в виде совета, но это будет подчинено Национального социалистического государства.

Уровень отношений между нацизмом и протестантскими церквами был спорным вопросом на протяжении десятилетий. Одна трудность заключается в том, что протестантизм включает в себя ряд религиозных организаций, и многие из них имели мало отношения друг к другу. К этому следует добавить, протестантизм, как правило, позволяют больше вариаций между отдельными конгрегаций, чем католицизм или восточно - православного христианства, что делает заявления о «официальных позициях» конфессий проблематичных. В «Немецкие христиане» составляли меньшинство в протестантской, насчитывающие от одной четвертой до одной трети из 40 миллионов протестантов в Германии. С усилиями епископа Мюллера и поддержку Гитлера, «The German евангелическая церковь » была сформирована и признана государством в качестве юридического лица 14 июля 1933 года с целью объединяясь государства, народа и Церкви в одно тело. Несогласные подавляются высылки или насилия.

Поддержка движения «Немецкий Христианской» внутри церквей противостояла многих приверженцев традиционных христианских учений. Другие группы в протестантской церкви входили член Bekennende Kirche Исповедующей церковь , в которую входили такие видные члены, как Нимёллер и Дитрих Бонхёффер ; как отвергал нацистские усилия, чтобы объединиться Volkisch принципы традиционной доктрины Лютеранской. Нимёллер устроителем Emergency лиги пасторов которая была поддержана почти 40 процентов евангельских пасторов. Они были, однако, (по состоянию на 1932 г.) меньшинства в протестантских церковных органов в Германии. Но в 1933 году, ряд Deutsche Кристена покинул движение после того, как речь ноября Рейнгольда Krause призвала, среди прочего, отказа от Ветхого Завета как еврейское суеверие. Поэтому, когда Людвиг Мюллер не мог доставить на соответствующий всем христианам национал - социализма, и после того, как некоторые из ралли «немецкий христианских» и более радикальные идеи вызвали негативную реакцию, снисходительное отношение Гитлера по отношению к протестантам увеличилась, и он потерял всякий интерес к протестантских церковных делах.

Сопротивление внутри церквей к нацистской идеологии было самым длинным прочным и самым горьким из любого немецкого института. Гитлеровцы ослабили сопротивление Церковной изнутри, но гитлеровцы еще не удалось взять под полный контроль над церквями, которые свидетельствовали тысячи священнослужителей, которые были отправлены в концентрационные лагеря. Rev. Нимёллер был заключен в 1937 году, по обвинению в «злоупотреблении амвона поносить государства и партии, и нападения на власть правительства.» После неудачного покушения на Гитлера в 1943 году членами военных и членов движения сопротивления Германии, к которому Dietrich Bonhoeffer и другие в движении Исповедание церкви принадлежали, Гитлер приказал арестовать протестантских, в основном лютеранское духовенство. Тем не менее, даже «Исповедание Церкви сделал частые заявления о верности Гитлеру». Но спустя многие протестанты были прочно против нацизма после того, как от характера движения было лучше понято, но число также не сохраняется до конца войны мнение, что нацизм был совместим с учением церкви.

Небольшой методист население считается иностранными временами; это вытекает из того факта, что Методисты начались в Англии, а не не развивались в Германии до девятнадцатого века под руководством Кристофа Готтлоба Мюллер и Луи Джейкоби. Из - за этой истории, по их мнению, желание быть « более немецкий, чем у немцев », чтобы избежать прихода под подозрением. Методист епископ Джон Л. Нельсон гастролировал в США от имени Гитлера, чтобы защитить свою церковь, но и в частных письмах он указал, что он боялся и ненавидел нацизм, и в конце концов он вышел в отставку и бежал в Швейцарию. Методист епископ FH Отто Мелье взял гораздо больше коллаборационистское позицию, которая включала его, видимо, искреннюю поддержку нацизма. Он также стремится к психушке около конца войны. Для того, чтобы показать свою благодарность последнего епископа, Гитлер сделал подарок 10000 марок в 1939 году методистской общины, так что может заплатить за покупку какого - либо органа. Деньги никогда не использовались. За пределами Германии, взгляды Мелье в подавляющем большинстве были отвергнуты большинством методистов. Лидер пронацистский сегмента баптистов был Пол Шмидт. Идея «национальной церкви» стало возможным в истории основного немецкого протестантизма, но в целом запрещено среди анабаптистов , в Свидетелей Иеговы , и католической церкви . Формы или ответвления протестантизма, где пропагандировались пацифизм , антинационализм или расового равенством , как правило, выступают против нацистского государства в самых сильных выражениях. Другие христианские группы, известные за их усилия против нацизма включают в Свидетелей Иеговы .

Свидетели Иеговы

В 1934 году Сторожевой башни, Библий и трактатов опубликовала письмо, озаглавленное «Декларация фактов». В этом личном письме тогдашнего рейхсканцлера Гитлера, JF Рутерфорд заявил, что «Библия Исследователи из Германии борются за одних и тех же высоких этических целей и идеалов, которые также национальное правительство Германской империи, провозглашенными уважая отношения человека к Богу, а именно: честность тварного бытия по отношению к своему создателю». Тем не менее, в то время как Свидетели Иеговы пытались успокоить нацистское правительство, что их цели были чисто религиозные и неполитическая и выразили надежду на то, что правительство позволит им продолжать свою проповедь, Гитлер по- прежнему ограничивает их работу в нацистской Германии. После этого Резерфорд начал осуждая Гитлера в статьях через своих публикациях, что потенциально делает затруднительное положение Свидетелей Иеговы в нацистской Германии хуже.

Критика возникла на основе заряда, что Ватикан во главе с Папой Пием XI и папой Пием XII остававшегося осмотрительным о национальном масштабе расовой ненависти до 1937 (Mit brennender Зорга). В 1937 году, незадолго до публикации антигитлеровской энциклики, Эудженио кардинала Пачелли в Лурде , Франция осудила дискриминацию в отношении евреев и неоязычество нацистского режима. Заявление Пием XI по 8 сентября 1938 года говорил о «неприемлемости» антисемитизма, но Пий XII подвергается критике людей, как Джон Корнуэлл за то, что неспецифическое.

В 1941 году нацистские власти издал указ о роспуске всех монастырей и аббатств в Германской империи, многие из них фактически будучи заняты и секуляризация в СС Allgemeine под Гиммлера. Тем не менее, 30 июля 1941 года Aktion Klostersturm (операция монастырь) была положена концу декрета от Гитлера, который опасался, что увеличивающиеся протесты католического сегментом немецкого населения могут привести к пассивным бунтам и тем самым вредят нацистское усилие на восточном фронте.

Планы Римско-католическая церковь

Церкви и военные усилия

Гитлер назвал перемирие в церковном конфликте с началом войны, желая отступить от политики, которая, вероятно, вызывает внутреннее трение внутри Германии. Он постановил, в самом начале войны, что «никакие дальнейшие действия не должны быть приняты против евангельских и католической церквей на время войны». По словам Джона Конвея, «Фашисты были вынуждены считаться с тем фактом, что, несмотря на все усилия Розенберга, только 5 процентов населения, зарегистрированной себя в 1930 переписи, уже не связанную с христианскими Церквами.» Поддержка миллионов немецких христиан была необходима для того, чтобы планы Гитлера, чтобы осуществиться. Это было убеждение Гитлера, что если религия является помощью, «это может быть только преимущество». Большинство из 3 -х миллионов членов нацистской партии « по- прежнему платили налоги Церкви» и считали себя христианами. Несмотря на это, ряд нацистских радикалов в иерархии партии определил, что Церковь борьба должна быть продолжена. После победы нацистов в Польше, подавление Церквей было продлено, несмотря на ранних заверения в верности делу.

Министерство Геббельса Пропаганды издали угрозы и применять сильное давление на Церквах озвучивать поддержку войны, и гестапо запретили церковные собрания в течение нескольких недель. В первые месяцы войны, немецкие церкви выполнили. Не выпускались Нет доносы вторжения в Польшу, или блицкрига. Напротив, епископ Marahrens возблагодарил Бога, что польский конфликт был исчерпан, и «что Он предоставил нашей армии быструю победу.» Министерство по делам церкви предложило, что церковные колокола по всей Германии кольца на неделю в празднике, и что пасторы и священники «стекались доброволец в качестве капелланов» для немецких войск. Католические епископы попросили свои последователь поддержать военные усилия: «Мы обращаемся к верующему присоединиться к пламенной молитве, что Божие провидение может привести эту войну к благословенному успеху для Отечества и народа.» Кроме того, евангелисты провозгласил: «Мы объединяемся в этот час с нашим народом в ходатайстве для нашего фюрера и рейха, для всех вооруженных сил, а также для всех, кто делает свой долг перед отечеством».

Даже перед лицом доказательств нацистских злодеяний против католических священников и мирян в Польше, которые транслировались на радио Ватикана, немецкие католические религиозные лидеры продолжали выражать свою поддержку нацистской войны. Они призвали свои католические последователь «выполнить свой долг перед фюрером». Нацистские действия военных в 1940 и 1941 годах так же побудило Церковь выразить свою поддержку. Епископы заявили, что Церковь «поддакивает справедливой войны, особенно одна предназначена для сохранения государства и народа» и хочет «мир благоприятное для Германии и Европы» и призывает верующих «выполнять свои гражданские и военные достоинства. " Но нацисты сильно одобряли настроения против войны, выраженных Папой через свою первую энциклику, Summi Pontificatus и его 1939 Рождественского послание, и они были возмущены его поддержкой Польши и «провокационным» использование радио Ватикана кардинала Hlond Польши, Распределение энциклики было запрещено.

Conway написал, что антицерковной радикал Гейдрих оценивается в докладе Гитлеру от октября 1939 года о том, что большинство церковных людей поддерживали военные усилия - хотя несколько «хорошо известные агитаторы среди пасторов, необходимых для рассмотрения в». Гейдрих определил, что поддержка со стороны церковных лидеров не была бы ожидать из - за характер их доктрин и их интернационализма, поэтому он разработал меры по ограничению функционирования церквей под прикрытием времени остроты войны, такие, как сокращение объема ресурсов, доступные церковные прессы на основой нормирования, а также запрещение паломничества и большие церковные собрания на основе транспортных трудностей. Храмы были закрыты за то, что «слишком далеко от бомбоубежищ». Колокола были переплавлены. Прессы были закрыты.

В связи с расширением войны на Востоке с 1941, также пришел расширение атаки режима на церквах. Монастыри были направлены и экспроприация свойств Церкви выросла. Власти утверждали, что нацистские свойства были необходимы для потребностей военного времени, таких как больницы, или жилье для беженцев или детей, но вместо этого они использовали их для своих собственных целей. «Враждебность в состояние» был другой распространенной причиной даны для конфискаций, и действия одного члена монастыря может привести к захвату целого. В иезуиты были особенно ориентированы. Папский нунций Чезаре Orsenigo и кардинал Бертрам постоянно жаловались властям, но они сказали, чтобы ожидать больше поборов вследствие потребностей военного времени.

Национальный Социалистический антисемитизм

Вместо того, чтобы сосредоточиться на религиозной дифференциации, Гитлер утверждал, что это было важно, чтобы содействовать «в антисемитизму разума», тот, который признал расовую основу еврейства. Интервью с нацистами в других историков показывают, что нацисты считали, что их взгляды коренятся в биологии, а не в исторических предрассудков. Например, «С. стал миссионером для этого биомедицинского видения... Что касается антисемитских настроений и действий, он настаивал на том, что» расовый вопрос... [и] обиду еврейской расы... не имеет ничего общего с средневековым антисемитизмом... то есть, все это было делом научной биологии и сообщества «.

В своей истории христианства, Джеффри Блейни писал, что «христианство не может избежать некоторой косвенной вины за ужасный Холокост. Евреи и христиане были соперники, а иногда и враги в течение длительного периода истории. Кроме того, он был традиционным для христиан обвинить еврейские лидер за распятие Христа... «но, отметил Blainey,» в то же время, христиане показали преданность и уважение. Они сознавали своего долга к евреям. Иисус и все ученики Н. все авторы его Евангелия были еврейской расы. христиане рассматривали Ветхий Завет, священную книгу синагогах в равной степени священной книги для них... ".

Астрологи, целители и гадалки были запрещены под нацистами, в то время как маленькие языческий « немецкое движение веры », которые поклонялись солнцу и сезоны, поддерживал нацист.

Атеисты

С 13 октября 1933 года заместитель фюрера Рудольф Гесс издал указ о том: «Нет национал - социалист не может страдать от какой - либо ущерб на том основании, что он не исповедует какой - либо конкретной веры или признания или на том основании, что он не делает какой - либо религиозной профессии вообще. " Тем не менее, режим решительно выступает против «безбожного коммунизма» и все в Германии свободомыслия (Freigeist ), атеист , и в основном левые организации были запрещены в том же году.

В речи, произнесенной во время переговоров по германо-Ватиканского конкордантном 1933 года Гитлер выступал против светских школ, заявив: «Светские школы никогда не может быть терпимо, потому что такие школы не имеют никакого религиозного обучения, а также общее нравственное наставление без религиозной основы построен на воздухе и, следовательно, все символы обучение и религия должны быть получены от веры «. Одна из групп закрыта нацистским режимом был немецкий Вольнодумцы лиги . Христиане обратились к Гитлеру конец антирелигиозной и антицерковной пропаганды провозглашенный вольнодумцев, и в гитлеровской нацистской партии некоторые атеисты были весьма шумными в своих антихристианских взглядов, особенно Мартина Бормана . Генрих Гиммлер , который сам был очарован с германским язычеством , был сильным промотором gottgläubig движения, и он не позволил атеистов минуты , утверждая, что их «отказ признать высшие силы» будут «потенциальным источником недисциплинированности». В СС Гиммлер объявил:. «Мы верим в Бога Всемогущего, который стоит над нами, он создал землю, Отечество, и Volk, и он послал нам фюрера Любой человек, который не верит в Бога, должен считать высокомерными, мегаломаниакальными, и глупо, и, таким образом, не подходят для SS «. Он также заявил: «Как национал - социалисты, мы считаем, в благочестивом мировоззрении.»

Что в конечном счете привел к росту.

Планы Гитлера, например, возвести великолепный новый капитал в Берлине (Столица мира Германия), была описана как попытка построить версию Нового Иерусалима . Так как Фриц Штерн классического исследования «s Политика культурного отчаяния , большинство историков рассматривают отношения между нацизмом и религией таким образом. Некоторые историки видят движение нацистского и Адольф Гитлер, как принципиально враждебная христианству, хотя и не нерелигиозные. В первой главе нацистских преследований церквей , историк Джон С. Конвей уточняет, что христианские церкви в Германии потеряли свою привлекательность в течение эпохи Веймарской республики , и что Гитлер предложил «, казалось бы, жизненно важная светская вера в месте из дискредитировали вероучения христианства «.

Главный архитектор Гитлера Альберт Шпеер писал в своих мемуарах, что сам Гитлер имел негативный взгляд в стороне мистических понятий подтолкнули Гиммлер и Альфред Розенберг . Шпеер цитирует Гитлер, сказавший попытки Гиммлера мифологизировать СС:

Какая ерунда! Здесь мы наконец достигли возраст, который оставил всю мистику позади него, и теперь [Гиммлер] хочет, чтобы начать все сначала. Мы могли бы точно так же остался с церковью. По крайней мере, это было традицией. Для того, чтобы думать, что я однажды может быть превращена в святой СС! Можете ли вы представить себе это? Я бы перевернуться в могиле...

Отношение религии к фашизму

Scholar фашизма, Стэнли Пэйн отмечает, что основа фашизма является основой чисто материалистической «гражданской религии» , которая «вытесняет предшествующие структуры веры и вынеся сверхъестественной религией второстепенной роли, или вообще ни одной», и что «хотя существует конкретные примеры религиозных или потенциальных « христианских фашистов ,» фашизм предполагал постхристианский, пост-религиозный, светский , и имманентную системы отсчета «. Одна теории состоит в том, что религия и фашизм никогда не могут иметь прочное соединение, потому что оба являются «целостным мировоззрением » претендуя на всем человек. Вдоль этих линий, Йельский политолог, Хуан Линц и другие отметили, что секуляризация создала вакуум, который может быть заполнен другой тотальной идеологией, что делает светский тоталитаризм возможным, и Роджер Гриффин характеризовал фашизм как тип антирелигиозной политической религии

Там была значительная литература о потенциальных религиозных аспектах нацизма . Вилфрид Daim предполагает, что Гитлер и руководство нацистского планировало заменить христианство в Германии с новой религией, в которой Гитлер будет считаться мессией . В своей книге о связи между Ланцем фон Либенфельсом и Гитлером, Daim опубликовал репринт предполагаемого документа сессии на «безусловной отмене всех религиозных обязательств (Religionsbekenntnisse) после окончательной победы (Endsieg) ... с одновременным провозглашением Адольф Гитлера как новый мессия «. Этот отчет сессии пришел из частной коллекции.

Тюрингии Немецкая христианская молитва за Гитлера ,

внешняя ссылка

  • Обзор Ричард Steigmann-Галль Святого Рейха - по Джону С. Конвей
  • Христианство и нацистская движение - от Ричарда Steigmann-Галлен
  • Вера и мысль - Колнаи, Аурел , Война против Запада

Иван Петров

Несмотря на то, что Гитлер родился в семье, исповедовавшей католическую религию, он весьма рано отверг христианство как чуждую расистской модели идею. «Античность, — говорил он, — была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни христианства, ни сифилиса». Позднее он сформулирует свое негативное отношение к христианству следующим образом:

  1. Христианство — это религия, защищающая слабых и униженных.
  2. По своему происхождению эта религия — еврейская, вынуждавшая людей «гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чуждого Бога».
  3. Христианство зародилось 2000 лет назад среди больных, изможденных и отчаявшихся людей, потерявших веру в жизнь.
  4. Христианские догматы прощения греха, воскрешения и спасения являются откровенной чепухой.
  5. Христианское сострадание — опасная негерманская идея.
  6. Христианская любовь к ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека.
  7. Христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих.

В первые годы нацистского движения идеолог нацизма Альфред Розенберг пытался внести определенную долю христианских принципов в партийную программу. Однако со временем большая их часть была заменена на такие «позитивные» аспекты как расизм, возрождение нордических ценностей, культ сверхчеловека. Став канцлером Германии, Гитлер неоднократно заявлял, что его правительство имеет целью создание благоприятных условий для религиозной жизни, и что он приложит все усилия для установления дружеских отношений с церковью. Многие немцы искренне верили, что Гитлер способен спасти христианство от атеистического «красного террора» и обеспечит подлинно свободное отправление всех религиозных нужд в стране.

20 июля 1933 Гитлер заключил договор с католической церковью (см. Конкордат 1933), который гарантировал неприкосновенность католической веры и сохранял все привилегии и права католиков. Согласно договору, всем католическим общинам, школам, молодежным организациям и культурным обществам гарантировалась защита государства в том случае, если они не будут заниматься какой-либо политической деятельностью. Подписывая это соглашение, Гитлер рассчитывал обеспечить себе доверие мировой общественности, поскольку католическая церковь имела значительное влияние в мире. Как показали последующие события, договор явился дипломатическим трюком, обязательства которого Гитлер собирался выполнять лишь пока ему это было выгодно.

Однако достичь взаимопонимания с протестантской церковью Гитлеру так и не удалось, в результате чего по стране прокатился призыв отвергнуть протестантизм и создать новую «германскую» религию, основанную на объединении идеи «Блут унд боден» («Кровь и почва») и принципа фюрерства. В 1934 профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов этой новой «религии».

Еврейский Ветхий завет не годится для новой Германии.

Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и воином, призванным спасти мир от еврейского влияния.

Адольф Гитлер — новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев.

Свастика является преемницей меча как символа германского христианства. Германская земля, кровь, душа, искусство — священные категории германского христианства.

Рассуждая о новой германской религии, Бергман говорил: «Или у нас будет германский бог, или не будет никакого. Мы не можем преклонять колени перед всеобщим богом, который уделяет больше внимания французам, чем нам. Мы, немцы, были оставлены христианским богом на произвол судьбы. Он не справедлив, и потому мы терпели поражение за поражением, что верили ему, а не нашему, германскому, богу».

Христианская церковь всего мира была шокирована подобными заявлениями. Внутри Германии зародилось движение Бекентнискирхе, конфессиональная церковь, боровшаяся за сохранение чистоты евангелического вероисповедания. Это движение отказалось признать Имперского епископа, назначенного властями, созвало собственный собор и заявило, что христианские догматы несовместимы с нацизмом, его мировоззрением и политикой.

29 марта 1934 года в Бармене съезд пасторов и мирян, представляющих 18 деноминаций Германии, принял декларацию, осуждавшую нацистскую идеологию как антихристианскую. Результатом этого съезда стало создание так называемой «Исповеднической церкви», состоящей из людей, отрицательно относившихся к политике Гитлера, считая фашизм неоязычеством, творящим кумиров из Германии, расовой чистоты и самого фюрера. Впоследствии многие из них за это лишились средств к существованию, оказались в заключении или в изгнании и даже отдали жизнь. Ярким примером служит судьба Мартина Нимеллера — немецкого пастора, который не побоялся высказать свою христианскую позицию прямо в глаза Гитлеру, за что фюрер назвал его своим личным врагом. По его распоряжению пастор был арестован и 7 лет, до 1945 года, провел в концлагере.

По замыслу Гитлера, церкви Германии должны были служить новой идеологии. Однако здесь он столкнулся с неожиданным сопротивлением. Да, многие священники и миряне с восторгом последовали за фюрером, поверив, что немцы — богоизбранный народ, а Гитлер — новый мессия. Но далеко не все клюнули на эту удочку. Это вызвало бешенство у фюрера, ведь он был убежден, что «…они (то есть пасторы и священники) предадут что угодно, лишь бы не лишиться своих убогих приходов и зарплат». Примерно половина священнослужителей образовала церковную оппозицию. Они отказались закрывать глаза на геноцид евреев и на попытку создать новую религию, в которой первую скрипку играл бы фюрер, заменяя собой Мессию-еврея. Да и вполне лояльные к Гитлеру епископы высказывали недовольство тем, как нацисты правят Церковью. В ответ Гитлер не стал церемониться: «Христианство исчезнет в Германии так же, как это произошло в России! Германская раса существовала за тысячелетия до Христа, и в будущем мы прекрасно обойдемся без христианства. Церковь должна опираться на теорию чистоты крови и расовых признаков». Потрясенные епископы заявили, что в этом случае им ничего не остается, как тоже перейти в оппозицию.

Тогда Гитлер объявил о подчинении протестантской церкви государству. Были закрыты церковные школы, конфискована церковная собственность, многие пасторы были уволены, а другим ограничили возможность проповедовать, что должно было подорвать мощь церковной оппозиции. И хотя некоторая часть пастората поддержала нацистский режим, большинство, как, например, д-р Карл Барт, отказались признавать Гитлера новоявленным мессией. «Я в течение 10 лет был профессором теологии Боннского университета, — вспоминал позднее в эмиграции д-р Барт. — До тех самых пор, пока не отказался начинать свои ежедневные лекции вскидыванием руки и криком «Хайль Гитлер!» На это я пойти не мог, это было бы богохульством». Нацистскими властями был арестован за свои проповеди д-р Мартин Нимёллер, пастор богатого берлинского района Далем, служивший во время 1-й мировой войны командиром подводной лодки. Несмотря на то, что суд оправдал его, Нимёллер был вновь арестован и отправлен в концлагерь.

Католическая церковь не долго наслаждалась покоем, обещанным Конкордатом 1933. Католические епископы все еще пытались сохранить хорошие отношения с Гитлером, однако из-за многочисленных нарушений условий договора со стороны нацистских властей в средних и нижних эшелонах католической церкви усиливалось недовольство. По нелепым обвинениям в контрабанде золотом из Германии были арестованы многие церковнослужители. Католическая пресса подвергалась жесточайшей цензуре. Религиозные шествия были запрещены, закрывались монастыри, монахов подвергали показательным судам, инкриминируя им распутство. Пропагандистская машина, которую возглавлял Йозеф Геббельс, старалась посеять отвращение среди немцев к «нравственным излишествам» католических священников. Росло и сопротивление католической церкви. Архиепископ Мюнхенский кардинал Фаульхабер, оказывал открытое неповиновение нацистскому режиму, за что, несмотря на объявленную папским легатом его дипломатическую неприкосновенность, был арестован. 21 марта 1937 со всех католических кафедр Германии была оглашена энциклика папы Пия XI «Mit brennender Sorge…» («С глубокой обеспокоенностью…»), в которой Гитлер обвинялся в нарушении условий договора с церковью и преследовании католиков. В ответ нацистские власти организовали серию судебных процессов над священниками, монахами и паствой.

Борьба Гитлера с церковью неожиданно прекратилась с началом 2-й мировой войны. Фюрер посчитал, что ему выгоднее ослабить давление на церковь, чтобы не подрывать моральный дух своих солдат. Но от своей конечной цели — истребление как католического, так и протестантского вероисповедания — он не отказался. Однако счел более благоразумным впредь не поддерживать открыто организацию нового язычества — Германского движения за веру.

Отношения Гитлера с христианством не случайны, как не случайно желание всякого тирана не только неограниченно властвовать, но и ставить себя на место Бога и требовать поклонения. Именно так действует описанный в Библии «дух антихриста», уже не раз проявлявший себя в прошлом в разных обличьях. «Это не должно повториться», — решили народы мира после победы над фашизмом. Однако нет никакой гарантии, что в будущем какая-нибудь новая идеология, столь же обманчивая и многообещающая, не подчинит себе другую великую страну, а то и весь мир. Но опыт немецких (и не только) христиан показывают, что людей, для которых ценнее всего — вера во Христа и подчинение своей жизни Его воле, а не воле толпы или какого-либо политического лидера, не так-то легко обмануть новыми идеями, пусть самыми привлекательными. Даже если все вокруг сходят с ума, те, кто знает истину, смогут распознать ложь под красивой маской.

Итальянские фашисты возрождали национальную экономику и обеспечивали справедливую оплату труда.

Семьдесят пять лет назад император Италии Виктор Эммануил III объявил главе своего правительства Бенито Муссолини о его отставке и аресте. Так подошла к концу двадцатилетняя история итальянского фашизма. Сегодня значение этого термина искажено до неузнаваемости, но между тем в Италии и сегодня без труда можно найти символику с изображением дуче, а его внучка Алессандра Муссолини представляет Италию в Европарламенте. Сами итальянцы нередко вспоминают фашистскую эпоху с благодарностью.

Слово “фашизм” отсылает к славным временам Римской империи. Фасции - это пучки прутьев со вставленными в них топориками, которые носили телохранители римских должностных лиц - ликторы. Символизм выбранного фашистами соответствует их лозунгу - “Сила в единстве”. Первая основанная ими организация называлась Fasci italiani di combattimento - Итальянский союз борьбы. От момента создания Союза до того времени, когда фашисты стали главной силой в стране, прошло всего несколько лет. Залогом их успеха стал запрос на новую идеологию, новую концепцию развития, отличающуюся от той, что привела к ужасам Первой мировой. Другой составляющей успеха стала личная харизма лидера движения - Бенито Андреа Амилькаре Муссолини.

Он родился в деревушке в области Эмилия-Романья. Мама будущего дуче была учительницей, отец - кузнецом и плотником. Бенито окончил гимназию, получил диплом учителя начальных классов и пошел трудиться в школу. Одновременно он писал в социалистические газеты. Когда в 1902 году ему пришла повестка в армию, он, будучи тогда убежденным интернационалистом и пацифистом, скрылся от призыва в Швейцарии. Там он попал в самую гущу европейского революционного движения. Муссолини посещал всевозможные собрания и дискуссии, заодно выучил немецкий и улучшил французский. По запросу Италии Муссолини арестовали и выдворили на родину. Отслужив все же положенные два года, он получил аттестацию на учителя французского и вернулся к преподаванию, одновременно продолжая общественную деятельность и активно публикуясь в газетах социалистического толка. Вскоре он стал главным редактором газеты социалистов “Аванти” и сделал это издание одним из самых влиятельных в стране.

Когда началась мировая война, Италия, хотя и была членом Тройственного союза с Германией и Австро-Венгрией, вступать в боевые действия не торопилась. В этот момент Муссолини со страниц “Аванти” призвал Италию скорее вступить в войну, но на стороне Антанты. “Позволять себе выступать против всех войн вообще - это свидетельство глупости, граничащей с идиотизмом. Тут, как говорится, буква убивает разум. Победа Германии означала бы конец свободы в Европе. Необходимо, чтобы наша страна заняла позицию, выгодную Франции…”, - писал он. Тирада про “идиотизм” была обращена к пропагандировавшим пацифизм социалистам, и после таких высказываний Муссолини вынужден был покинуть свой пост в партийной газете. С этого момента социализм и коммунизм стали для него ругательными словами.

В 1915-м Италия вступила в войну на стороне Антанты, и Муссолини призвали в армию. Он сражался в элитных частях стрелков-берсальеров, за храбрость получил чин капрала, был ранен в ногу, долго лежал в госпитале, после чего его демобилизовали. По окончании Великой войны Италия оказалась в стане победителей, получила некоторые территории и 10% репарационных выплат от Германии. Однако в самой стране ситуация была нерадостной. Более половины предприятий индустриального севера лежали в руинах, вернувшиеся с войны солдаты не могли найти работу. Все более частыми были захваты фабрик рабочими и земель крестьянами, а идеи социалистов становились все популярнее.

На этом фоне Муссолини начал свою политическую деятельность, будучи вождем нового движения и главным редактором газеты “Пополо д’Италия” - “Итальянский народ”. Он уловил, что в условиях противостояния “труда и капитала” нужно искать третий путь. Дуче предлагал отмести классовые интересы, объединившись в борьбе за благо всей страны. Муссолини справедливо критиковал слабость демократической власти, неспособной остановить рост большевицких настроений, коррупцию, нежелание заботиться о простых людях. Он говорил о твердой власти, апеллируя к чувствам фронтовиков, не получивших, вернувшись с войны, должного уважения.

Именно патриотически настроенные ветераны стали базой его движения. При этом Муссолини не покушался на частную собственность и рыночную экономику, поэтому промышленники видели в нем защитника своих интересов, “сильную руку”, способную остановить коммунизм. Важен был и магнетизм личности Муссолини. Он был великолепным оратором, отличным публицистом и обладал навыком убеждать в своей правоте любого собеседника. Его имидж тоже многим нравился - из простого народа, но хорошо образован, ветеран войны, спортсмен, модник, семьянин и одновременно жизнелюб.

В борьбе за власть фашисты объединялись в боевые отряды, главной мишенью которых становились коммунисты и профсоюзные лидеры, с которыми не могла или не хотела бороться полиция. Фашисты громили конторы профсоюзов и редакции левых газет, избивали коммунистических активистов. При этом убийства были редки, чаще практиковали публичные наказания, как, например, насильственное вливание жертве в глотку касторки.

В фашистское движение вступали бедные и богатые, пролетарии и интеллигенция, горожане и крестьяне. “Мы позволим себе роскошь быть одновременно аристократами и демократами, революционерами и реакционерами, сторонниками легальной борьбы и нелегальной, и все это в зависимости от места и обстоятельств, в которых нам придется находиться и действовать”, - говорил дуче на учредительном съезде Союза борьбы.

В 1922-м фашисты предприняли знаменитый “марш на Рим” - мирное шествие “чернорубашечников” с разных концов страны в столицу. Армия и полиция, где многие разделяли взгляды фашистов, предпочли не вмешиваться. В итоге король встретился с Муссолини и назначил его премьер-министром. А в 1924 году на выборах фашисты получили две трети голосов, что сделало их крупнейшей парламентской партией и позволило проводить практически любые законы.

Фашисты требовали, чтобы банкиры и промышленники вкладывали средства в развитие национальной экономики, и контролировали справедливую оплату труда рабочим. В то же время полностью прекратились забастовки - их объявили антигосударственными. Муссолини делал ставку на грандиозные общенациональные проекты - “битва за землю”, “сражение за хлеб” и т.д. В Италии строили дороги и заводы, осушали болота и возводили целые кварталы с недорогими домами для простого народа. Возникла широкая сеть муниципальных школ и больниц. Совмещая рыночные и административные методы, фашистам удалось к концу 1920-х обуздать инфляцию, до минимума сократить безработицу и добиться промышленного роста. Парламентскую “демократию” фашисты заменили представительством профессиональных корпораций. В них входили все работающие итальянцы, и именно они выдвигали представителей в государственные органы, в том числе в Большой фашистский совет.

Муссолини и его сподвижники в эти годы пользовались гигантской популярностью. Власти немало делали для простых людей и реально наводили порядок в стране. И сегодня в Италии любят вспоминать, что при Муссолини поезда всегда ходили по расписанию, рабочие получали жилье и медицинское обслуживание, дети бесплатно учились в школах. При этом фашисты не злоупотребляли насилием - за 20 лет Специальный трибунал безопасности государства вынес всего семь смертных приговоров и отправил в тюрьмы 4,5 тысячи человек, в основном коммунистов. При этом никаких концлагерей в Италии не было. С массовыми преступлениями большевиков в СССР деятельность фашистов просто не сравнима.

Муссолини сумел сделать своим союзником церковь. Именно он заключил с папой Пием XI в 1929 году Латеранский конкордат, по которому папе предоставлялась светская власть во вновь созданном государстве Ватикан. Фашизм накладывался на столетиями сложившиеся формы жизни маленьких итальянских городков и деревень, весьма мало или вовсе не затронутых индустриализацией, не разрушая их, как это делали коммунисты в СССР, а пытаясь приспособить к новой идеологии и способам социальной организации. Муссолини решил и еще одну итальянскую проблему - он победил мафию. Деятельность Муссолини на рубеже 20-30-х годов позитивно оценивалась за рубежом. Его публично хвалили такие разные деятели, как Черчилль, Махатма Ганди и русский философ Иван Ильин.

Почти идиллическая картина стала меняться с начала 1930-х, когда Муссолини решил проявить себя на международной арене. В 1935 году он затеял вторжение в Эфиопию, объясняя это тем, что итальянцы должны смыть позор поражения от африканцев сорокалетней давности. Приход к власти Гитлера Муссолини принял настороженно, в 1934 году главы Италии и Германии встречались в Венеции, но наладить отношения не удалось. Отношения стали меняться уже после того, как Италия стала страной-изгоем в Лиге наций. В 1936-м Рим и Берлин объединились ради помощи Франко, но личных контактов у лидеров по-прежнему не было. И только в 1937 году, после пяти подряд отказов, Муссолини согласился посетить Германию. Гитлер встретил его как старшего и уважаемого партнера. Лед в отношениях растаял. “Итальянский фашизм обрел наконец друга, и он пойдет со своим другом до конца”, - заявил Муссолини в последний день визита.

В 1938-м Италия признала аншлюс Австрии, затем Муссолини стал вдохновителем “мюнхенского договора”, а в 1939-м подписал “стальной пакт” - договор о союзе и безоговорочной военной помощи. В это время изменения стали происходить и во внутренней политике Италии - в 1938 году Муссолини подписал декрет об ограничении прав евреев и запрете браков итальянцев с арабами и африканцами. Но довольно быстро отношение немцев к Муссолини изменилось. Дуче был против агрессии Германии в отношении католической Польши, однако Гитлер пренебрег его мнением. А когда немцы начинали войну с Францией, они даже не удосужились сообщить союзнику о своих планах. К большой войне итальянские войска оказались не готовы. Они были жестоко биты в Греции, под Сталинградом и в Африке.

К 1943 году ситуация стала критической. Англичане, американцы, канадцы и другие члены коалиции 10 июля 1943-го высадили десант на Сицилии. Муссолини запросил помощи у Гитлера, но тот был связан битвой под Курском. Король Италии Виктор Эммануил и лидеры фашистской партии были готовы капитулировать и заключить сепаратный мир с союзниками, но этому мешал Муссолини. Тогда его решено было принести в жертву - 24 июля премьер-министра арестовали. Немцы отреагировали моментально - итальянская армия была разоружена. Король и правительство бежали на юг, к союзникам, страна фактически была оккупирована немцами. Вскоре диверсанты Отто Скорцени выкрали Муссолини, и Гитлер поставил его во главе созданной на севере страны Итальянской социальной республики со столицей в Сало.

Но ситуацию было уже не изменить. “Я жду конца трагедии, и я уже не один из актеров, а последний из зрителей”, - сказал Муссолини в одном из последних интервью в 1944-м. Конец наступил в апреле 1945-го. Дуче отступал с немецкими войсками, но был опознан и расстрелян. Над его телом и телом его подруги Клары Петаччи долго глумились, а затем их захоронили в безымянной могиле. Когда страсти улеглись, итальянские патриоты, не забывшие заслуг Муссолини, извлекли тела и похоронили их в семейном склепе.

В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми её представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но ради обеспечения германским католикам возможности осуществлять религиозную деятельность в условиях роспуска ряда католических партий и организаций, 20 июля 1933 года был заключён конкордат между Ватиканом и Третьим рейхом.

На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства. В меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гаулейтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству:

Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы… Если, поэтому, в будущем наша молодёжь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть все более и более отделен от церкви и её рупора -пасторов .

В 1937 году папа Пий XI опубликовал энциклику Mit brennender Sorge (С огромной обеспокоенностью), в которой констатировал, что условия конкордата нарушаются нацистами. Энциклика была зачитана во всех католических церквях Германии и содержала в себе критику нацистской идеологии и указывала на несовместимость нацизма с христианскими принципами:

« Кто возводит расу, или народ, или государство, или частную форму государства, или власть имущих, или иную какую-либо фундаментальную ценность человеческого общества, - как бы необходимы и почётны ни были их функции в мирских делах, - кто возводит эти понятия превыше принадлежащего им достоинства и обожествляет их до степени идолопоклонства, тот искажает и извращает мировой порядок, замышленный и сотворённый Богом .»

Оценка деятельности Католической церкви и папы Пия XII во время Второй мировой войны остаётся противоречивой. С одной стороны, Католическая церковь спасла от смерти тысячи евреев, получавших убежище в монастырях. В самом Ватикане во время немецкой оккупации Рима в 1944 году нашли убежище сотни евреев, которым грозила депортация в Освенцим и другие лагеря смерти. С другой стороны, папа подвергается критике за «молчание» в период войны, когда он, соблюдая нейтралитет, воздерживался от публичной критики нацистских преступлений.

Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистского режима. Большое число католических священников и монахов было замучено в нацистских лагерях смерти. В Польше в концлагерях погибло более 2,5 тысяч священников и монахов. В концлагере Дахау существовали «бараки священников», через которые прошло около 2 600 католических священников, многие из которых погибли. Некоторые из замученных священников и монахов были впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе, Титус Брандсма, Эдит Штайн и другие). Была экспроприрована собственность более 300 католических учреждений и монастырей. В то же время некоторые католические (1075 военнопленных и 4829 гражданских лиц работали в 800 католических заведениях - больницы, жилые дома и монастырские сады) и протестантские организации в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных.

Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману, доктору Менгеле и Францу Стенгелю - начальнику лагеря смерти Треблинка.

Представители евангелической (лютеранской) церкви, расколотой на 28 церквей отдельных земель, хотя и отвергали новоязыческие взгляды людей вроде Розенберга, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, антисоциалистическим, антикапиталистическим, а также антисемитским целям национал-социализма. На церковных выборах, организованных 23 июля и поддержанных всем аппаратом пропаганды НСДАП, основанное в 1932 году национал-социалистическое движение «Немецких христиан» получило значительно больше 60 % поданных голосов. «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») имело теперь большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин.

В то же время лютеранские священники Дитрих Бонхёффер и Мартин Нимёллер открыто осуждали политику нацистского режима. Дитрих Бонхёффер затем установил связи с заговорщиками в армии и министерстве иностранных дел. В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую Церковь Рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане». Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье, и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт. Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Так была создана так называемая Исповедующая Церковь.

Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми мусульманскими религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почётного гостя нацистской Германии в Берлине жил муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни.

Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама», а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке.

В 1938-1939 гг., немецкими учеными во главе с штурмбаннфюрером СС Эрнстом Шефером и под эгидой Аненэрбе, была проведена экспедиция в Тибет. На основании проведенных антропометрических замеров среди тибетцев, были найдены «наукообразные» подтверждения о принадлежности тибетцев к древним арийцам. Кроме того, авторитетный в Третьем Рейхе мистик Карл Вилигут, считавший древнегерманский эпос истинной германской религией, «полагал, что спасшийся от смерти „бог весны“ Бальдр скрылся на Востоке и там основал индоарийский культ. Впоследствии который повлиял на возникновение буддизма».

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли».

    Конкордат 1933 года

    НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ II. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954

    Mit brennender Sorge

    Перейти к: 1 2 Джованни Бенси Папа Пий XII спасал «еврейские души» // Независимая газета, 02.02.2005

    Папа Пий XII и фашизм

    Chadwick, A History of Christianity (1995), pp. 254-5

    John Vidmar. 2005. The Catholic Church Through the Ages. Paulist Press. ISBN 0809142341

    «Нацизм» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007

    7 Канал: «Папа Павел VI во время войны сотрудничал с нацистами», 15 января 2006 ((англ.) «Tied up in the Rat Lines»: оригинал статьи в газете Haaretz)

Коренное отличие немецкого и итальянского фашизма кроется, как было сказано только что, в представлениях о роли государства. В Германии основным лозунгом был: «Партия управляет государством». В Италии партия играла второстепенную роль и была подчинена государству. Помимо этого в Италии идеология уничтожения (геноцида против собственного народа, за чистоту расы) никогда не выходила на тот уровень, которого она достигла в Германии. Именно немцы создали целую систему уничтожения людей по расовому признаку, не имеющую аналогов в истории.

Для нацизма первичным была даже не нация, а раса. Отсюда и отличия двух режимов: итальянский просуществовал гораздо дольше и был несравненно мягче, потому что преследовал только тех, кто был врагом существующего порядка (хотя, конечно, всегда были и невинные жертвы). Нацистский режим своей идеологией обрекал себя и на агрессивную внешнюю политику, и на уничтожение огромных массивов людей не за какие-то преступления против режима, а из-за положений своей расистской доктрины.

Итальянский фашизм в начальном виде не был ни расистским, ни антисемитским, он ориентировался не на лиц итальянской национальности, а на граждан Италии, поэтому те же хорваты и другие славянские народы отнюдь не подвергались массовому уничтожению, просто их пытались сделать итальянцами.

Основным стремлением итальянских фашистов было возрождение блеска и величия Римской империи, наследниками которой они себя считали. Немцы же, используя римскую символику (орлов, приветствие в виде поднятой руки, красный цвет), ограничились лишь внешней стороной дела. Они в большей степени были заняты поиском нового идеологического и географического пространства для новой формируемой арийской расы, призванной установить свое мировое господство.

Эти имперские чаяния итальянцев проявились уже в самом названии их движения. Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок). В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Право ношения фасций закреплялось за ликторами (телохранителями). Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, после Первой мировой войны избрал фасции символом своей партии, откуда и появилось ее название − фашистская.

Немецко-русский социал-демократ Александр Шифрин писал в 1931 г.: «в Италии существует самый современный фашизм внутри слаборазвитого капитализма, в Германии же напротив, отсталый фашизм в сложном и высокоразвитом капиталистическом пространстве». Шифрин полагал, что попытка национал-социалистов реализовать их утопические социальные и хозяйственные проекты не выдержит жесткого отпора со стороны немецких капиталистов. Гитлер не понимает законов современного высокоиндустриализированного общества. Отсюда его ненависть к «сокрушительной мощи» крупного капитала. Как считал Шифрин, большинству немецких капиталистов было ясно, что национал-социалистическое мировоззрение идет вразрез с важнейшими хозяйственными принципами тогдашнего немецкого общества.

На первом этапе существования итальянского фашизма его прочно отождествляли с ленинизмом и большевизмом, чего никогда не было с национал-социализмом, который практически с самого своего начала стал в оппозицию к коммунизму. Известный немецкий социолог Р. Михельс так отзывался о фашизме в Италии: «Как римская волчица вскормила близнецов Ромула и Рема , так и наступившее после войны всеобщее недовольство вскормило двух близнецов − большевизм и фашизм». В русской эмигрантской газете «Воля России» из номера в номер публиковали снимки и материалы, которые показывали преемственность двух Великих Октябрей (революции 1917 г. и марша на Рим Муссолини в 1922 г.). Аналогий, действительно, было много.

Безусловно, большевистские воззрения Муссолини не имели под собой никаких теоретических или философских оснований. Дуче никогда не предпринимал каких-либо экономических исследований и никогда не изучал отличия диалектики Гегеля от метода Маркса. Однако, практически, на уровне общих смыслов основные черты коммунистической доктрины были им усвоены, особенно в части классовой борьбы, конечной цели и интернационализма. Муссолини понимал и принимал классовую борьбу как фундаментальную действительность эпохи и осознавал ее универсальный характер, поскольку она является определяющей для всех других видов борьбы. По сути итальянский фашизм − это замена классового сознания национальным. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения нации.

Гитлер, самым большим желанием которого была экспансионистская политика «жизненного пространства», согласно которой Германия должна немедленно начать грабительскую и захватническую войну в Европе, считал марксизм «всемирной чумой» и «ядом», поскольку он препятствует той самой идеологии завоевания и порабощения, которую фюрер считал «истинно природной» и естественной.

Национализм следует отличать от расизма. Несмотря на то, что в национал-социалистической риторики очень часто встречается слово «раса», к расизму был склонен именно Муссолини, эти его идеи особенно проявились после завоевания Эфиопии в 1936 г. Итальянский фашистский лидер посчитал необходимым объяснить превосходства белой расы (и итальянцев как ее основных представителей) перед чернокожими эфиопами. В 1937 г. он проводит сегрегационные законы в самой Эфиопии, а затем и в Ливии, где к черной расе было отнесено арабское население.

В отличие от Муссолини немецкие национал-социалисты никогда не принимали сегрегационных законов и не вели дискуссий относительно черной и белой расы, но говорили лишь о расе идеальной, арийской, которая определялась совершенно не по цвету кожи.

В фашистской Италии идеологические, а тем более законодательные преследования евреев не наблюдались. Лишь в поздние годы имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера и были вызваны лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру.

Несмотря на некоторую близость идеологий в части национального вопроса, нацисты и фашисты не считали себя единомышленниками: немцы никогда не называли себя фашистами, итальянцы не были нацистами. Так, Гитлер постоянно подчеркивал, что антисемитизм является фундаментом его политического проекта, ибо в евреях он видел основных виновников бед немецкой нации; в фашистской Италии государственного антисемитизма практически не было. В частности, Муссолини отклонил биологический расизм, по крайней мере, в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей Итальянской империи, которую он хотел построить. Он заявлял, что идеи евгеники и, в расовом отношении понятие «арийской нации», не могут быть возможны.

Для фашизма характерен корпоративный подход в решении национального вопроса, когда путем взаимодействия наций и классов достигается конечная цель абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путем подчинения одной высшей расе всех других рас и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений. Муссолини: Фашизм − концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации. А. Гитлер: Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача − поработить иные народы.

Э. Нольте отмечает, что в итальянском фашизме практика первична, тогда как в немецком она является завершающим результатом и там первична идеология. Проще говоря все свершения Муссолини были продиктованы какими-то практическими действиями (например, сначала оккупация Эфиопии, потом сегрегационная политика, сначала поход на Рим, потом закрепление доктрины фашистов на государственном уровне). Не так с Гитлером, у него идеологическая составляющая превалирует (сначала разработка идей расового превосходства, потом создание лагерной системы отделения неугодных, сначала «Майн кампф», потом создание национал-социалистической партии).

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с католической церковью. Латеранский договор 1929 дал церкви большие полномочия и укрепил ее влияние в стране. Помимо значительных государственных дотаций она приобрела далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 г. оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.

Муссолини хотел, чтобы его считали христианином, он понимал, что союз с церковью обеспечить ему поддержку масс как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того откровенное язычество и кондотьерство могло отвратить от фашистской партии интеллигенцию. Еретические и языческие сочинения Муссолини, которые он так любил в юности, перестали печататься, средства массовой информации напротив стали подчеркивать набожность итальянского лидера, публиковались фотографии , представлявшие его благочестивым и набожным человеком.

С 1923 г. Муссолини делает все возможное, чтобы вернуть себе благосклонность церкви, он поддерживает папский престол в Палестине в идеологической борьбе против православных и англикан, вмешивается во внутренние дела Албании, помогая местной православной церкви перейти под покровительство Ватикана . Он запрещает в стране масонство, освобождает священников от налогов, ссужает средствами (через общественные фонды) католические банки, спасая их таким образом от банкротства. В целом, хотя Ватикан и осуждал фашизм за применение насилия и знал, что часть ответственности за это лежит непосредственно на Муссолини, все же союз с ним оставался для католической церкви наиболее приемлемой из всех возможных альтернатив.

В Германии национал-социалисты укрепляли связи с протестантской конфессией и стремились ограничить влияние католической церкви. Однако, говорить о прочном союзе государства и церкви в Германии, в том виде в каком он сложился в фашистской Италии, не приходится. Религиозный компонент не играл никакой роли в идеологии национал-социалистов. Фактически можно говорить о новоязыческом компоненте, который продвигался усилиями идеолога нацизма А. Розенберга.

В Германии католическая церковь была поставлена вне закона, ее доктрина объявлялась противоречащей принципам национал-социализма, а идеалы несовместимыми с политикой правящей партии. Подчеркивалось, что в скором времени молодежь вообще ничего не будет знать о христианстве и оно исчезнет само собой. Некоторые католические священники были репрессированы. Лютеранская церковь оставалась в тени, но в целом сочувствовала идеям национал-социализма и поддерживала его в антикоммунистических, националистических и антисемитских воззрениях.

В противовес другим конфессиям православие рассматривалось нацистами как важный инструмент борьбы против своих политических противников и повышения авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР, Румыния, Болгария, Греция). В свою очередь, воинствующий антибольшевизм национал-социалистов был положительно воспринят рядом православных священников, находившихся в эмиграции.

В течение 1920-30-х годов национал-социалисты предприняли ряд мероприятий для сближения с православием в Германии. Рейхсминистерство религиозных культов поддержало немецкую епархию Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), находившуюся в оппозиции к Московскому Патриархату, возрожденному как известно И. Сталиным , и предоставило ей государственный статус «корпорации публичного права», наравне с протестантской и католической церковью. В 1938 г. нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова, а также капитальный ремонт 19 православных храмов. В ходе Второй Мировой войны, когда поддержка православной церкви стала уже не так важна, все мероприятия по сотрудничеству с ней государственного аппарата были свернуты.

Можно сказать, что противостояние (противоречие) между национал-социализмом и фашизмом - это противостояние двух культур или ментальностей. С одной стороны это средиземноморская культуры, колыбель современной цивилизации , проникнутая духом свободы, с другой − северная, воинственная культура германских племен, потомков варварских королевств . На практике это противостояние вылилось в поток критики, которые стороны обращали друг к другу. Так например, созданные фашистской Италией «Комитеты универсализации опыта Рима», целью которых было распространение среди правых движений Европы итальянского опыта, с настороженностью относились к национал-социализму, постоянно подчеркивая итальянскую суть фашизма. Комитеты по универсализации пытались навязать остальной Европе фашизм, как «товар для экспорта», но неизменно с маркой «сделано в Италии». Естественно, что без идейного противостояния с национал-социализмом это было невозможно, что и привело в конечном итоге к обострению итало-немецких отношений в связи с установлением в Австрии режима Дольфуса-Шушнига (ультраправого авторитарного режима). В это время в Германии был принят закон «Об упорядочении национальной работы». Принятием его национал-социалисты как бы утверждали, что в отличие от итальянской корпоративной системы, стабилизирующей капитализм, новое немецкое законодательство выводит страну за рамки капитализма к исторически новому социальному порядку. В средствах массовой информации законотворческий спор вылился в жесткую дискуссию между газетой «Дойче» и ее итальянским аналогом «Лаворо фашиста». Наиболее широкий резонанс вызвала статья, в которой открыто утверждалось, что немецкий народ в расовом отношении намного превосходит итальянский, а фашистская система в Италии была названа устаревшей. Естественно, что официальная немецкая наука в лице Г. Гюнтера с его «расовой теорией» тут же подтвердила заявление «Дойче», указав, что в Италии есть только 15% полноценных арийцев. Рим в свою очередь захлестнула волна протеста.

С приходом к власти Муссолини не раз заявлял, что фашизм является уникальным феноменом итальянской культуры и что он − «не товар для экспорта». Однако, его родной брат и ближайший советник Арнальдо Муссолини уже в октябре 1930 г. говорил: «Фашистский дух − в качестве сущности новой цивилизации − универсален. Он основывается на трилогии: власть (авторитет), порядок и справедливость. Нестабильная и неспокойная Европа, раздираемая внутренними разногласиями, не может найти спасение, кроме как в новом порядке. И по этой причине во всех странах мы сейчас видим прямые аналогии фашистскому движению».

О разобщенности итальянской и немецкой фашистской идеологии свидетельствует и провалившаяся попытка создания «черного Интернационала» (как альтернативы советскому Коминтерну), которую предпринял Муссолини на первом конгрессе еврофашистов 16-17 декабря 1934, проходившем в швейцарском Монтрё. Девизом мероприятия был лозунг «Универсальный фашизм». На нем присутствовали представители 14 стран, среди которых австрийцы, бельгийцы, греки, норвежцы и т.д.

На первый съезд еврофашистов национал-социалисты вообще не приехали. Они все еще были «обижены» на Муссолини за поддержку австрийского фашизма. Как указывается , в то время в Третьем рейхе слово «фашист» было почти ругательным.

После этого разочарованной Муссолини собрал еще два еврофашистских конгресса (оба в 1935 г.), однако, влияния итальянскому фашизму это не прибавило. С 1938 г. все больше национальных фашистских движений подпадают под влияние идеологии национал-социализма. Еще на конгрессе в Монтрё лидер норвежских национал-социалистов В. Квислинг выразил сомнения в способности Италии быть лидером союза фашистских движений. По его словам Рим нуждался в поддержке нордической цивилизации.

Отличие фашистского и нацистского режима еще и в отношении к армии − тому национальному институту, без которого не может существовать ни одно государство. В противоположность национал-социалистам, которые подорвали национальный дух армии подчинением ее политическим вождям и формированием тоталитарной элиты, фашисты, напротив, использовали армию для упрочения собственного положения, отождествляли себя с ней, также как себя с государством. Муссолини хотел фашистскую армию и фашистское государство, но все же это были те самые обычные институты нормального общества - армия и государство. В нацистской Германии армия стала подчиненной функцией движения, Гитлер никогда не отождествлял себя с ней. Муссолини, пусть и в качестве диктатора, оставался своеобразным выразителем воли народа, правящих кругов, проводил в жизнь некие решения, сообразуясь с их интересами. В гитлеровской Германии фюрер никогда не был выразителем воли народа, но всесильным пастырем, ведущим его за собой, классы. Государство по версии нацистов есть лишь препятствие на пути тоталитаризма.

Следует заметить, что итальянский фашизм, несмотря на свои агрессивные жесты и вопреки своей жажде войны, не сумел придать нового измерения самому понятию войны. Поле действий Муссолини, благодаря сильной позиции итальянских консерваторов, оказалось сильно ограничено, да и военные силы Италии были весьма скромны. Консерваторам, поддерживавшим Муссолини, удалось взять под контроль процесс радикализации фашистской диктатуры и ввести режим в институциональные, прежде всего династические рамки. Поэтому многие историки справедливо оценивают итальянский фашизм как «незаконченный тоталитаризм». Массовых убийств, ставших конститутивной чертой национал-социализма здесь не было. Как заметил в 1941 г. политолог З. Нойманн, итальянский фашизм, несмотря на свою манию величия, не начал мировой революции; это сделал лишь национал-социализм.

Нацистские политические теоретики всегда усиленно подчеркивали, что «этическое государство» Муссолини и «идеологическое государство» Гитлера нельзя смешивать. Например, Геббельс так отзывался о различии между фашизмом и национал-социализмом: «фашизм ничем не похож на национальный социализм. В то время как последний идет вглубь, к корням, фашизм − только поверхностное явление. Дуче − не революционер, как Гитлер или Сталин. Он так привязан к своему итальянскому народу, что ему не хватает широты мирового революционера и мятежника». Гиммлер говорил практически то же самое в 1943 г: «фашизм и национал-социализм − это два глубоко различных явления, абсолютно не может быть сравнения между фашизмом и национал-социализмом как духовными, идеологическими движениями». Гитлер в начале 20-х годов признавал родство между нацистским и коммунистическим движением: «В нашем движении сходятся две крайности: коммунисты слева и офицеры и студенты справа. Обе они всегда были наиболее активными элементами общества... Коммунисты − это идеалисты социализма...». Рем, шеф штурмовиков, только повторял расхожее мнение, когда писал в конце 1920-х годов: «Многое разделяет нас с коммунистами, но мы уважаем искренность их убеждений и их готовность добровольно приносить жертвы, и это объединяет нас с ними».

Еще одним существенным отличием является особая приверженность национал-социализма к примитивизации и формализации, рассчитанная воздействовать на пассивные, политически неопытные и маргинализированные слои населения. С этим было связано и характерное для идеологии нацизма подразделение на идеологию масс и идеологию элиты. Итальянский фашизм в формализме упражнялся не сильно, отдавая предпочтение зрелищной стороне вопроса. Если для нацистской идеологии важно было рационализировать то или иное положение, объяснить его массам с позиции рассудка, то итальянцам, чтобы убедить массы, необходимо было их «зажечь». Отсюда так любимые Муссолини массовые мероприятия, обращения к публике с балкона, появления в народе на фоне имперской архитектуры. Театральность, игра на публику ярко проявилась в характере Муссолини и нашла отражение в высказываниях дуче о себе: он говорит о себе как об одновременно «аристократе и демократе, революционере и реакционере, пролетарии и антипролетарии, пацифисте и антипацифисте».

По мнению Э. Нольте, итальянский фашизм в самом начале был призван противостоять ощутимой опасности социалистической революции, предпосылки которой сложились в тогдашней Италии. Несмотря на это он парадоксальным образом слился с группой бывших марксистских и синдикалистских революционеров во главе с Муссолини. Национал-социализм в противоположность, был прежде всего реакцией на проигранную войну, поэтому участие солдат было в нем с самого начала сильнее, а социалистические элементы были выходцами из мелкобуржуазной и разночинной среды.

В продолжении всей своей политической карьеры Муссолини стремился к идеалам социал-демократии, поскольку понимал ту важность для укрепления собственной власти, которую предоставит автономное возвращение социалистических рабочих и крестьян в лоно государства. Гитлеру было глубоко чуждо такое понимание. Напротив, оно бы помешало возвышению его партии. В промышленном отношении Германия опережала Италию (даже несмотря на послевоенную разруху), поэтому большая часть немецкого социалистического движения уже сделала тот шаг к сотрудничеству с капиталистическим государством. Это сотрудничество очень мешало Гитлеру, и именно для его уничтожения (или замалчивания), по мнению Э. Нольте, фюреру понадобился антисемитизм. Так появился новый враг, не буржуазия, но евреи, главной особенностью которых как расы (а не как религиозной общины) является их материальная настроенность на «пляску вокруг золотого тельца», их «мышление и стремление, направленное на деньги и на защищающую их власть». Еврей, по мнению Гитлера, без усилий и без конца укрепляет свою власть с помощью процента и таким образом угнетает германскую нацию, надевает на нее непосильное ярмо. Антисемитизм разума должен прежде всего подчинить евреев законодательству об иностранцах (всех, даже тех, чьи предки жили на немецкой земле испокон веков и были большими немцами, чем некоторые «арийцы»). Однако последняя цель − полное и окончательное удаление евреев.

Интересно с этой точки зрения сравнивать партийные программы фашистов и нацистов. На первом массовом собрании национал-социалистов, 24 февраля 1920 г., была провозглашена первая партийная программа из 25 пунктов. В ней затребовано право на самоопределение всех немцев, равноправие немецкой нации и отмена условий Версальского договора . Отмечается также, что Германии просто необходимо расширение «жизненного пространства», т.е. колоний, чтобы растущее немецкое население смогло разместиться и найти себе пропитание. В программе указывается, что право на гражданство имеют только лица с немецкой кровью, и ни под каким видом евреи. Отдельным пунктом программы стоит уничтожение процентного рабства и устранение нетрудовых доходов. Как видно из перечисленного, уже в этом раннем документе отчетливо содержится три основные тенденции позднейшей национал-социалистической идеологии: национальное восстановление, завоевание пространства и исцеление мира. В первой программе итальянского фашизма большую часть занимают социалистические требования, и содержатся всего лишь намерение защитить окончательно достигнутое в Первой мировой войне национальное единство.

С исторической точки зрения подобные различия легко объяснимы, ведь Германия потерпела поражение в Великой войне , тогда как Италия, будучи союзником Антанты получила помимо аннексированных Южного Тироля и Истрии значительные суммы в виде репараций.

Различие между рассматриваемыми феноменами еще и в личности их вождей. Гитлер был одержим своей идей, в каком-то смысле его можно назвать идеалистом, поскольку он поставил все свои политические и личностные ресурсы ей на службу. Эта одержимость фюрера имела для национал-социализма большое значение, можно сказать являлась его активной и всеобъемлющей предпосылкой. Личность Муссолини для итальянского фашизма таковой не являлась, и уж тем более не была предпосылкой для его формирования. Муссолини стремился сделать свою партию «партией над партиями» и преуспел в этом, но он никогда не боролся за идею, как Гитлер. Да, фашисты захватили государственную машину, отождествили себя с верховной национальной властью и попытались сделать народ «частью государства», однако они не мыслили себя выше государства, а Муссолини никогда не считал себя выше нации. Во внутренней политике личность Муссолини не играла такой роли, как во внешней с ее пиратскими экспансиями и авантюрами. Личность же Гитлера в Германии обладала непререкаемым авторитетом, под власть которого, кстати, попал впоследствии и сам итальянский лидер.

Подводя итог всему вышесказанному, еще раз отметим, что итальянский фашизм и немецкий национал-социализм два явления в целом имеющие почти одинаковый генезис и предпосылки, однако, разные по сути. Основными различиями являются разность идеологий, отношение к национальному (расовому вопросу) и антисемитизму, разное понимание роли государства и народа на политической арене, неодинаковая включенность церкви в дела тоталитарного режима, а также то влияние, которое оказывала личность вождя на собственный народ и международную общественность. Последствия этих двух режим для обеих стран также разнятся.

Список литературы

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. Нью Йорк, 1966
2. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994
3. Васильченко А. В. «Евросоюз» Гитлера. М., 2015
4. Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм - родственные феномены? Заметки к одной дискуссии. Электронный ресурс: http://www.ku-eichstaett.de/fileadmin/190806/Netzwerk/projekt-1-quelle11.pdf
5. Мухаев Р. Т. Политология. Конспект лекций. М., 2014
6. Мэк Смит Д. Муссолини, М., 1995
7. Нольте Э. Фашизм в его эпохе. Новосибирск, 2001



error: Content is protected !!