Почему костел Святого Мартина оказался в стене? Кафедральный Собор Св. Вита

Святой Мартин, один из пяти самых главных святых Франции, человеком был редкостной души и добросердечия. Жил он в IV столетии. И до того, как стал священником, успел побывать военачальником. За свое доброе расположение был прозван Милосердным. По окончании государевой службы, удалился в пустыню Лигуже и, приняв монашество, основал монастырь. Вскоре был провозглашен епископом Тура. На его похороны в 397 году собралось более двух тысяч монахов. Во время похоронной процессии, несмотря на осеннюю пору, расцветали цветы и пели птицы. Фото из интернета.

Однажды он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от стужи. Мартин, не раздумывая долго, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину.
(Картина Эль Греко «Святой Мартин делится плащом с нищим») Фото из интернета.


Что же касается костела св. Мартина, святого Мартина в Праге, то место это, воистину, уникальное!
Здесь уже к 1140 году было поселение. Приблизительно тридцатью годами позже его назвали Уездом св. Мартина. Название это было связано с недавно построенным костелом св. Мартина.

Правильно этот костел называется «костелом св. Мартина в стене». «Стена» в названии самое интересное! Дело в том, что костел, построенный еще в XII столетии, в середине XIII века волею обстоятельств оказался частью своей в выстроенной вокруг Старого Города городской стене. Эта стена была воздвигнута после того как Вацлавом I в 1232 году было основан Старый Город. Рядом с костелом св. Мартина располагались одноименные городские ворота. Давно уже ни стены, ни ворот нет. Однако, скошенный стилизованный кирпичный угол на боковой стене костела, дает возможность пофантазировать от души.

Храм перестраивали во времена правления Карла IV в 1350 году. А нынешний вид костел принял в 1488 году.

Во времена гуситских событий, костел оказался политически знаковым. Именно здесь в 1414 году впервые в Чехии простой люд начал причащаться не только, как обычно, хлебом, но и как священники, вином. Нам, сегодняшним, далеко не всем дано понять грандиозность этого события, а в те времена это было настолько принципиально, что, отчасти, послужило катализатором к гуситским войнам… А умеренные гуситы-чашники (воевавшие в свое время с радикалами-таборитами), даже водрузили свой главный символ победы – чашу, на крышу Тынского Храма… Во как…

Под сегодняшними заасфальтированными улицами вокруг ротонды св. Мартина, как и положено в средневековье, раскинулось огромное кладбище. Здесь, в числе прочих, похоронена знаменитая семья скульпторов Брокофов. Большую мемориальную доску по этому поводу можно увидеть на наружной кладке пресвитерия.

Вследствие акта о веротерпимости, подписанного императором Иосифом II в 1781 году, ротонда св. Мартина с 1785 года прекращает свою религиозную деятельность. Богатое внутреннее убранство было перенесено в костел св. Вацлава в Стара-Болеславе. До конца XIX века помещение храма использовалась в качестве складов и магазинов.
Теперь костел принадлежит чешско-братской церкви.

Рассказ об этом храме я взяла с сайта:
knedlikov.net/po-prage-sami/i…
(Автор сайта разрешает публикацию своих материалов со ссылкой на сайт)

В церкви по субботам в 17 часов выступает ансамбль Old Prague Music Ensemble, который играет старинную классическую музыку. Посмотреть программу концерта и заказать билеты можно на сайте classicconcertstickets.com

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Как вы уже могли узнать из наших передач, мало какая историческая постройка в Праге является сегодня носителем одного единственного архитектурного стиля. Не исключение и костел Святого Мартина в стене, который является одним из самых старых в Праге. Первоначально он был построен в романском стиле, а в 1178 году приобрел свои готические очертания. Однако, появился костел во времена допражские, когда еще только строились старогородские укрепления. Вокруг будущей Праги тогда располагались небольшие поселения, который обеспечивали город продуктами. Одна такая деревенька называлась уезд Святого Мартина – как раз по названию костела. При строительстве старогородских укреплений в первой половине 13 века уезд был разделен на две части. Большая часть осталась за городской стеной на территории будущего Нового города, а меньшая часть вместе с костелом стала частью Старого города, таким образом, костел и получил название Святой Мартин в стене.

«Этот костел, по моему мнению, довольно гармонично соединяет в себе части периодов высокой и поздней готики, то есть периода гуситской готики, когда повсюду в Европе уже строились здания в стиле Ренессанса, затем – барочные и псевдоготические элементы, которые появились во время реконструкции в 1905 году. Когда костел был еще романским, в нем был всего один довольно низкий неф. От романского периода остался всего один столб, который мне удалось обнаружить в нынешнем подземном помещении. Нынешний главный неф костела относится к середине 13 века. Если мы посмотрим на башню костела с задней стороны, то будет хорошо видно, что костел был построен таким образом, что стал составной частью оборонных сооружений города», - рассказывается евангелистский священник Микулаш Вымнетал.

Готическая перестройка костела была осуществлена в период правления Карела IV после 1350 года. Неф вырос в высоту и появился новый свод, с юго-восточной стороны была выстроена пирамидообразная стена, а пространство самого костела увеличилось благодаря пристройке прямоугольного в плане алтаря. Между 1360 и 1370 годами над алтарем появился реберный свод, который считается одним из самых старых подобного типа в Чехии. Удивительно, но сегодня посетитель попадает в костел через вход в барочном стиле, который был построен в 1779 году. Его украшает копия картины, изображающая Святого Мартина. Ее оригинал, созданный великим чешским живописцем Карелом Шкретой, ранее хранился внутри костела, где находилось несколько разных алтарей и часовенок. Однако, костелу Святого Мартина в стене была уготована непростая участь. В рамках Йозефинских реформ, император Йозеф II посетил некоторые пражские костелы, чтобы определить, какие из них будут реставрироваться, а какие – упраздняться.

«О Мартине в стене было сказано, что в нем слишком влажно, мало место и вообще, что находиться там вредно для здоровья. Посему костел был упразднен, здание стало использоваться в качестве складских помещений. Нашлись фотография и картина конца 19 века, на которых видно, что это здание было включено в комплекс других зданий под общей крышей. На портале была видна надпись «разлив пива», рядом виднелась надпись «продажа мебели», кроме прочего, здесь же размещался танцевальный зал, на первом этаже находились квартиры».

В таком виде костел просуществовал до 20 века, когда к нему вернулась его первоначальная функция. Свои нынешние очертания костел приобрел в 1488 году во время позднеготической перестройки. Тогда здание было приподнято примерно на полтора метра. Реконструкция оказалась возможной благодаря финансированию утраквистской мещанской семьи Голцев из Кветници. Тогда же были пристроены два боковых нефа с реберными сводами. К этому периоду относится и потолочная живопись: серебряный лев с двумя хвостами на красном фоне – герб Чешского королевства, якорь – герб семьи Голцев и серебряный волк с золотым языком на красном фоне – герб семьи Бенешей из Локанова.

«Голцы были великими меценатами, они пристроили к костелу два боковых нефа и часовенку. За это им было позволено построить свой собственный вход в костел. Тогда им принадлежал сегодняшний дом «У Платиза». Там появился мостик или же балкон, ведший на так называемую Голцеву ораторию», - продолжает Микулаш Вымнетал.

Если вы вспомните наше посещение часовни в Староместской ратуше, то там окончания сводов покоились на головах у странных фигурок, точно идентифицировать которые исследователям не удалось. Аналогичные фигурки мы можем видеть и в интерьере костела Святого Мартина в стене, однако, священник Микулаш Вымнетал предлагает иную интерпретацию.

«Если вы обратите внимание на «пятки» сводов, то увидите фигурки, которые изображают, скорее всего, комических персонажей. Для готических костелов типично соединение прекрасного и уродливого. Одна священница придерживалась мнения, что в этом можно узреть антисемитскую полемику, что фигурки изображают лица евреев. Я проверил эту информацию в Институте иудаистики в Оломоуце. Там эту информацию опровергли и ответили, что, скорее всего, это просто шуты».

На возвышении в алтарной части находится золотая чаша, которая напоминает нам о том, что в этом костеле впервые проводилось причастие двумя способами – вином и хлебом, в том числе и для мирских прихожан. Между прочим, с точки зрения евангелистской церкви, костел Святого Мартина в стене является одним из наиболее выдающихся на свете, поскольку он является одним из четырех костелов, где проводилось причастие двумя способами – именно этим началась чешская реформация. Это произошло осенью 1414 года, когда Ян Гус был еще в живых, но уже находился в заключении в костнице. В то время здесь вел причастия священник Ян из Градца. Однако, вернемся к истории костела. В 1678 году, как мы уже знаем, в Праге случился один из самых разрушительных пожаров, не минул он и костел Святого Мартина в стене. Сгорела башня, которая впоследствии была заменена барочной, а также крыша, расплавились колокола. Однако, реставрация прошла довольно быстро – за месяц и шесть дней, так что ко дню Святого Мартина костел уже снова функционировал. Есть в костеле и одна уникальная деталь, которой нет ни в одном другом пражском костеле.

«Если вы посмотрите на потолок, то увидите уникальную деталь – деревянный потолок, украшенный изображениями. Он появился уже после пожара в 1678 году. На нем очень богатая иконография. Кроме многочисленных растительных мотивов, мы видим обнаженную женщину, обвитую змеем, безусловно, это Ева, и одетого мужчину – Адама. Можно предполагать, что в эпоху барокко изображение обнаженной женщины в костеле было нормальным явлением, а вот обнаженный мужчина был бы уже проблематичным фактом. Кроме того, мы видим одного херувима, трех львов и попугая. Далее следуют изображения иных животных и птиц из чешской природы, так что можно предполагать, что художник хотел показать, что небесную райскую гармонию мы можем иметь и здесь на земле, в Чехии».

Интересные фигуры мы можем наблюдать и снаружи костела, конечно же, и они стали поводом для возникновения многочисленных легенд.

«Если вы посмотрите на скульптуру, притаившуюся на углу с левой стороны костела, вы увидите фигуру ухмыляющегося мальчишки. Можно предполагать, что появилась она одновременно с мостиком от дома Голцев, о котором мы упоминали. Об этой скульптуре существует несколько легенд. Например, одна из них гласит, что жила одна бедная вдова, сын которой был большим балбесом. Далее легенды расходятся. В одной говорится, что внизу проходила процессия, а он влез на крышу, растянул пальцами рот и высунул язык. В Библии описывается, что рот растягивался пальцами при насмешке. Как только он сделал это, то тут же превратился в камень. Другая легенда гласит, что вдова много трудилась, чтобы обеспечить своего сына-балбеса. Однажды она вышла на улицу и увидела, что люди столпились у костела и смотрят наверх, она тоже посмотрела и увидела своего сына, который показывал язык. Когда мать ему погрозила, ей он тоже показал язык, тогда она прокляла его и крикнула, чтобы он превратился в камень. Так и случилось», - заключает евангелистский священник Микулаш Вымнетал.

Мы узнали лишь одну из немногих легенд, которые окружают этот выдающийся памятник готической архитектуры. Надеемся, что у нас еще будет возможность поговорить о других легендах и притчах, родившихся вокруг костела Святого Мартина в стене.

Костел св. Мартина в стене хорошо сохранился со времен средневековья. Это уникальный образец романской и готической архитектуры. В XIII столетии он прилегал к стене Старого города, отсюда и название. Сегодня храм принадлежит Евангелистской церкви и в нем проходят выставки и концерты.

Одним из самых старых культовых учреждений в Праге считается костел Святого Мартина в стене (Kostel sv. Martin ve zdi). В нем гармонично сочетаются элементы высокой и поздней готики. Первоначально на его месте стоял храм в романском стиле, готические черты он приобрел в 1178 г.

Как появилось название

Рядом с Прагой была деревня уезд Святого Мартина. Поселяне решили построить костел. Это было строение в романском стиле, с одним нефом и полукруглой апсидой. От прежнего нефа остался столб, который можно увидеть сегодня.

В XIII столетии началось строительство старогородских укреплений. Которые разделили уезд на две части. Меньшая часть деревни и костел стали частью , а большая – осталась за городской стеной и позже стала территорией . Южная стена церкви прилегала к крепостной, поэтому и возникло название – Костел Святого Мартина в стене.

История строительства

После 1350 г. , во время правления , была проведена готическая перестройка церкви. Неф стал выше, была выстроена пирамидообразная стена с юго-восточной стороны, появился новый свод, увеличилось пространство благодаря пристройке алтаря. В период 1360-1370 гг. над алтарем был сделан реберный свод.

В 1488 г. была проведена перестройка костела в позднеготическом стиле. Таким мы его видим сегодня. Финансировала реконструкцию мещанская семья Голцев из Кветници. Здание было приподнято на 1,5 м., пристроены два боковых нефа с реберными сводами, на потолке появилась роспись: герб Чешского королевства – серебряный лев с двумя хвостами на красном фоне; герб семьи Голцев – якорь; и герб семьи Бенешей из Локанова – серебряный волк с золотым языком на красном фоне. У Голцев был личный вход и собственное молитвенное место.

Во времена гонения гуситы собирались в костеле св. Мартина. Именно здесь впервые было проведено причащение вином и хлебом, как для священников, так и для прихожан. Этим поступком Ян из Градеца и гуситы утверждали, что перед Богом все равны. Напоминает об этом золотая чаша на возвышении в алтарной части.

В 1678 году случился пожар. Сгорела башня (ее позже заменили на барочную), крыша и расплавились колокола. Но церковь была восстановлена за короткий срок.

На деревянном потолке, который мы видим сегодня, изображены растительные мотивы, а так же обнаженная Ева, обвитая змеем, и одетый Адам. Обнаженная женщина в костеле в период барокко было обычным явлением, а вот обнаженный мужчина – факт проблематичный. Еще на росписи видны херувим, три льва, попугай и другие животные и птицы чешской природы. Видимо, художник хотел сказать, что райскую небесную гармонию можно иметь и на земле.

В 1779 г. появился вход в барочном стиле, украшенный копией картины Карела Шкреты с изображением св. Мартина.

Император Йозеф II, в рамках своих реформ, посетил костел св. Мартина и сделал вывод, что в нем мало место, слишком влажно и находиться там вредно для здоровья. В 1784 г. церковь упразднили, а здание стали использовать под склад, магазины и жилье. В таком виде строение просуществовал до XX в., пока Камил Гилберт не обратил внимания на романскую колонну и не занялся исследованиями. Сегодня это евангелическая церковь.

Легенды костела

Снаружи храма есть интересный персонаж. С левой стороны, на углу притаилась скульптура ухмыляющегося мальчишки. Существует две легенды. Жила одна бедная вдова. Ее сын был большим балбесом. Однажды во время процессии он влез на крышу, высунул язык и растянул пальцами рот. И тут же превратился в камень.

Другая легенда рассказывает немного иначе. Чтобы сын ни в чем не нуждался, вдове приходилось много трудиться. Однажды она вышла на улицу и увидела людей, которые столпились у церкви и смотрели наверх. Женщина тоже посмотрела и увидела сына, он показывал язык. Мать ему погрозила, но сын и ей показал язык. Тогда вдова крикнула, чтобы он окаменел. Так и случилось.

День сегодняшний

Сейчас в костеле Святого Мартина в стене регулярно проходят выставки, концерты органной и классической музыки. Храм принадлежит Евангелистской церкви чешских братьев; здесь собирается немецкая община.

Как добраться

Ехать на метро линии В или трамваем 9, 18, 22, 53, 57, 58, 59 до остановки Národní třída.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

чехия романский готический архитектура

Несмотря на то, что каждый город в Чехии является своеобразным памятником архитектуры, Прагу можно по праву назвать столицей не только страны, но и всего архитектурного наследия чехов. Именно в этом городе собранно большее количество сооружений различных стилей и эпох. Прага вобрала в себя всю красоту и полноту готики, романского стиля, барокко и ренессанса. И предстает перед миром как смешение, своеобразный синтез разных архитектурных направлений.

Преобладающими в этом городе являются готический и романский стиль. Они гармонично сочетаются с новыми постройками, с новыми сооружениями.

Рассмотрим на нескольких примерах знаменитую пражскую архитектуру.

Романский стиль. Костел Святого Мартина в стене.

Костел был построен в конце 12 в. на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине 13 в. Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города.

Как и все романские здания, костел Святого Мартина подвергся готической перестройке. Ее осуществили во время правления Карла-IV. Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт ребристым сводом (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики). Место их пересечения украшает роза и звезда.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами. Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству (сегодняшнее крыло Платиза). До сего дня на его внешней стене виден встроенный портальчик, ведущий в молельню, на внешней стороне которого заметны следы от мостика и ограждения.

Возле костела когда-то давно было кладбище. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Таким образом, пройдя сквозь различные эпохи не погибло средневековое дело, ценнейший документ романской и готической архитектуры.

Готический стиль. Собор Святого Вита в Праге.

Собор Святого Вита является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии - здесь погребены чешские короли, здесь хранятся коронационные регалии средневекового чешского государства.

С 926 года на месте современного грандиозного храма существовала небольшая, круглая в плане церковь Святого Вита. В ХI столетии ее перестроили в трехнефную базилику.

В 1344 году в Прагу был приглашен французский архитектор Матье из Арраса. Он был назначен на должность главного строителя Праги. Матье из Арраса разработал план собора Святого Вита, сохранявшим схему, традиционную для готических соборов Южной Франции. В этом же году состоялась торжественная закладка первого камня собора. Строительство собора Святого Вита растянулось на столетия. Восточная часть храма была построена в XIV-XV веках, западная - только во второй половине XIX века. Окончательно собор был достроен только в начале ХХ столетия.

Фасады собора Святого Вита украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика "Страшный суд" - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самой высоким сооружением Праги. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, окрашенных цветными стеклами витражей. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи.

Очень интересна капелла Святого Вацлава - творение мастера Петра Парлержа. Капелла построена над гробницей Святого Вацлава, чешского князя в 924-935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы. В центре капеллы возвышается статуя Святого Вацлава работы Петра Парлержа.

Современная архитектура. «Золотой ангел».

Одним из районов, в которые современной архитектуре удалось вписаться чрезвычайно органично, стал Смихов - некогда промышленный район, заполненный фабричными постройками. Бесспорной доминантой небольшой площади на Анделе стал торгово-офисный центр «Золотой Ангел», созданный по проекту известного французского архитектора Жана Нувеля в 1994-2000 годах. «Золотой Ангел» в форме крыла ангела состоит из нескольких блоков зданий, причем главная заслуга проекта заключается в том, что Нувелю удалось создать скорее единое пространство, нежели систему зданий.

Во всю угловую часть здания из стекла и металла размещено изображение вендерсовского ангела из литой фольги, выполненное из кусочков разного размера. Каждый квадратный метр графики состоит из 80 тысяч точек, вкупе изображение составляют 150 миллионов кусочков. То, что форма здания напоминает крыло ангела можно, однако, понять лишь с высоты птичьего полета. Пластика формы «ангелова крыла» подчеркивается волнообразно начертанными на фасаде изречениями известных писателей о красоте и величии Праги. Таким образом, современные технологии встречаются с поэзией на фасаде здания.

Костел Святого Мартина в стене был построен в конце XII века в поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине XIII в. Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. Так как костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название - Костел Святого Мартина в стене. По соседству с костелом оказались городские ворота, названные воротами Святого Мартина.

Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла IV (1350 г.). Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным (ребристым) сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда.

Впоследствии костел стал святыней реформаторства и гуситской революции.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами. Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству. О Гольцах и их родственниках Бенешах напоминают и гербы, неоднократно появляющиеся в интерьере храма.

Костел Святого Мартина в стене горел в 1678 г., после чего верхняя часть башни была перестроена. Портал в стиле барокко появился на северной стороне в 1779 г. Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад, жилье и магазины.

В 1904 г. выкупленный городом объект реставрируется под руководством К. Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами.

После первой мировой войны храм приобретают евангелисты, которые проводят здесь генеральную реконструкцию совместно с археологическими исследованиями.

Возле костела когда-то давно было кладбище, где было погребено и прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чем свидетельствует памятная доска в наружной кладке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.



error: Content is protected !!