Религиозные нормы характеристика. Религиозные нормы, организации и объединения

Религиозные нормы

Это правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).

В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.

Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические нормы

Они регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Такого рода нормы существуют как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае, они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Политические нормы содержатся во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений деятельности, структуры и характера государственной власти. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.

Политические нормы не должны иметь первенства над правом, иначе это порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы)

Эти нормы регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объединения), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т.п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создаст правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания и деятельности, взаимоотношения с государственными органами. Конституция предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Нормы морали

Под моралью (от лат. - нравственный) понимаются взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. В то же время мораль - это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и в первую очередь экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только во взаимоотношениях к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, порядочность, честность, осознание собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление нрав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

Наконец, последний вид социальных норм - это нормы права (см. гл. 20).

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве.

В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна – основа регулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).

В Республике Беларусь нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь (ст. 31), Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Беларуси на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 26 религиозных организаций. Из них 80% верующих считают себя православными. В Республике Беларусь Рождество Христово объявлено государственным праздником: у католиков – 25 декабря, у православных – 7 января, поскольку они составляют большинство верующих в республике.

Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога.

Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии. Например, предписания Корана – на исповедующих ислам, и т. д. Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет – Бога, а правовые нормы – это нормы, установленные и гарантированные государством.

Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. Они на основании нормативных актов могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.

Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, похоронами, и другие, однако юридического значения они не имеют.

По данным «Всемирной христианской энциклопедии», христианство остается в мире самой распространенной религией. За период с 1900 по 2000 г. число христиан в глобальном масштабе увеличилось с 555 млн (32,2% тогдашнего населения) до 1,9 млрд человек (31% населения). За этот же период число лиц, исповедующих ислам, увеличилось с 200 млн (12,3%) до 1,2 млрд (19,6%). Из других религий наибольшее распространение имеют индуизм – 811 млн, буддизм – 60 млн, сикхизм – 23 млн и иудаизм – 14 млн.

Социальные нормы в религии

Религиозные социальные нормы выступают в качестве одного из подвидов норм морали. По сути, религия определяется как взаимоотношения человека с предметом его интереса, поклонения. Религия всегда определяется уникальным мировоззрением, а также соответствующим поведением и действиями, в основу которых входит вера в существование высших сил, сверхъестественного.

Определение 1

Религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые устанавливаются в рамках конкретной религии (вероисповедания) через официальное волеизъявление. Они обязательны для каждого последователя определенной религии, и регулируют их отношения в сфере интересов этой религии и вероисповедания.

Социальные нормы в религии обладают двумя ключевыми признаками:

  • во-первых, они обладают абсолютно всеми качествами нормативности и предписанности;
  • во-вторых религиозные социальные нормы выражают принципы того или иного вероисповедания.

Некоторые исследователи этой области выделяют еще несколько признаков социальных религиозных норм. Например, это регулирование широкого круга отношений как религиозных, так и находящихся в пределах интересов того или иного вероисповедания и представителей отдельной конфессии.

Религиозные социальные нормы очень неоднородны. Это связано с индивидуальным характером каждой религии (вероисповедания). Таким образом, авторы подразделяют религиозные социальные нормы на доктринальные (вероучительные), нравственные, правовые и обрядово-богослужебные. Все эти виды очень тесно связаны друг с другом, существуют в определенной взаимозависимости. Конечно, между ними есть определенные отличия, например, по функциональному назначению или по характеру воздействия на социальные отношения между представителями одной или разных религий.

Роль религиозных социальных норм

Безусловно, социальные нормы, которые закреплены в религии, не могут считаться общепринятыми для каждого. Связано это с тем, что в целом современный мир является очень многообразным в плане религий и конфессий, а последние 50 лет характеризуются еще и активным ростом разнообразных религиозных объединений и организаций.

Несмотря на это, каждое сообщество, которое исповедует какую-либо религию (православие, мусульманство, иудаизм и прочие) придерживается конкретных социальных норм. Их роль заключается в регулировании отношений людей именно в религиозной сфере.

К тому же, некоторые исследователи прослеживают взаимозависимость и сходные черты между религиозными нормами и нормами права. Они похожи и с нормами морали, что выражается в четкой санкционированности, нормативность. Нормативность – это совокупность определенных, конкретных норм, которые являются образцом поведения для широких слоев населения.

Также социальные нормы религии и нормы права схожи в своей универсальности, то есть они распространяются на всю совокупность общественных отношений, которые формируются и реализуются в обществе. так же, как и нормы религии, нормы права сообщаются в нормативных и ценностных критериях, которые определяют правомерные и неправомерные действия человека, его поступки и мысли (особенно это прослеживается в нормах морали, где человека учат определять добро и зло и отделять их друг от друга).

Специфика религиозных норм

Но религиозные нормы, несмотря на свою взаимозависимость с правовыми нормами и нормой морали, все же являются очень специфичными и уникальными.

Религиозные социальные нормы – это такие нормы, которые регулируются отношения верующих друг к другу, а также к религиозным организациям и к представителям других конфессий. Отношения также строятся на принципе «верующие-не верующие», «верующий – церковь», «верующий – Бог». Благодаря религиозным социальным нормам происходит закрепление правил становления и распространения разнообразных религиозных культов, а также определяется порядок проведения богослужений, совершение определенных действий (обращение к культу, крещение, причастие).

Религиозная норма по своей сути обладает всеми признаками и функционалом обычных социальных норм. Она выступает как образец (эталон) поведения, когда дело касается каких-либо действий или обстановки. В частности, действия и эталоны поведения относятся к конкретным обрядам, ритуалам, молитвам.

Предписания религиозных социальных норм не относятся только к одному конкретному лицу, так как они затрагивают интересы и мировоззрение более широких слоев населения, где члены сообщества объединены одной идеей (верой, вероисповеданием). Безусловно, за нарушение религиозных норм установлена мера ответственности, причем в каждой религии она своя. Но зачастую человек возлагает все на «волю Божью», то есть только высшие силы вправе оценивать поступки человека и решать, будет он наказан или достоин еще одного шанса. В этом заключается одно из ключевых отличий религиозных социальных норм от норм права: в нормах права есть четко предписанная система наказаний, которая исполняется специальными органами.

Замечание 1

Религиозная социальная норма – это не подчинение какому-то установленному социальному порядку: она предполагает, что человек, исповедующий религию, будет подчиняться высшим, сверхъестественным силам, «повиноваться божественной воле и власти».

Иногда человек полностью отдает себя религии, становится набожным, и может даже навязывать свою религию другим людям. Переходя эти рамки, он также попадает под контроль норм права, а не религиозных норм. Теперь уже органы государственной власти следят за его деятельностью, ее правомерностью, а также за тем, чтобы идеи и действия не нарушали общественный порядок и не вредили жизни и здоровью других членов общества.

Замечание 2

Средства, которые обеспечивают религиозные нормы, также специфичны. Чаще всего это обещание награды со стороны высших, сверхъестественных сил, или же угроза жизни, кара за неповиновение, нарушений предписанных правил и заповедей.

В каждой религии присутствуют свои религиозные нормы, созданные для помощи людям. Через их соблюдение можно обрести просветление и блага в загробной жизни. Все священные книги содержат одно и то же послание: человек должен становиться лучше. Следуя установленным нормам, он получит помощь высших сил, а в противном случае - наказание.

Что такое религиозные нормы

В широком смысле слова так называют правила поведения в повседневной жизни для верующих.

Происхождение понятия

Термин возник для обозначения правил, регулирующих поведение верующих. Все религии провозглашают божественное происхождение социальных институтов и природы, включая каноны, право и государство. Традиционно такие предписания передаются человечеству как священные откровения через избранных пророков (Магомет, Иисус) и формализуются в освященных источниках (Коран, Библия).

Религиозные правила базируются на вере и убеждениях людей, поэтому они не требуют каких-либо логических или рациональных обоснований. Целью предписаний является помощь человеку в выработке «смыслов», позволяющих ему освоиться в мире и найти в нем свое место, а сама религия выступает мерилом «хорошего» поведения.

Значение термина

Это правила поведения, выработанные какими-либо вероисповеданиями. Для верующих они обязательны.

Эти нормы регламентируют:

  • порядок отправления религиозных культов и обрядов;
  • организацию деятельности религиозных объединений;
  • отношение верующих к Богу, к церкви, и друг к другу;
  • отношения верующих с неверующими;
  • порядок богослужения;
  • совершение определенных действий (крещение новорожденного);
  • воздержание от ряда действий (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Основные черты и признаки

В данной группе правил сочетаются черты, присущие обычаям, моральным и корпоративным нормам. Сочетание перечисленных признаков и предопределяет необходимость выделения религиозных норм в самостоятельную группу.

Основные черты:

  1. Разновидность (социальность). Они регулируют социальные сферы, включающие в себя людей, общественные отношения и поведение людей.
  2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании.
  3. Нормативность.
  4. Обязательность.
  5. Санкционированность. Наличие механизмов обеспечения реализации предписаний.
  6. Системность.
  7. Устанавливаются различными вероисповеданиями, то есть являются результатом деятельности разных конфессий.
  8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов, то есть содержат внутренний распорядок религиозной общины.
  9. Живут в общественном сознании.
  10. Имеют локальную сферу действия.


Соотношение религии и права

Истории известны продолжительные периоды времени, когда религ. нормы имели юридическое значение. Они регулировали многие общественные отношения. В настоящее время в некоторых государствах нормы религиозного характера до сих пор координируют различные стороны жизни людей, но в большинстве стран мира церковь отделена от государства, а религ. нормы распространяются только на верующих и не приравниваются к юридическим.

Соотношение норм права и религии отображается в следующих законодательных актах:

  1. Свобода совести и вероисповедания. В частности, Конституция Российской Федерации (статья 14) устанавливает равенство религий перед законом.
  2. Запрещается деятельность религиозных организаций, направленная против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия, а так же деятельность, сопряженная с нарушением прав и свобод граждан, наносящая вред здоровью и нравственности.
  3. В некоторых случаях объединения религиозного характера приобретают статус юридических лиц. Акты, на основе которых объединения осуществляют свою деятельность, определяют их правосубъектность.
  4. Многие религиозные организации являются собственниками молитвенных домов, храмов и другого имущества. Владение, распоряжение и пользование таким имуществом предопределяют нормы права.

Религиозные запреты и дозволения представляют собой элементарные правила человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей, способствуют укреплению правового порядка, организованности и общественной дисциплины.

В России действующий Уголовный Кодекс предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:

  1. Нарушение равноправия граждан на какой-либо основе (статья 136 УК РФ «Нарушения равноправия граждан»).
  2. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием (статья 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»).
  3. Действия, направленные на возбуждение какой-либо вражды и уничтожение национального достоинства (статья 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»).
  4. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение группы людей, выделяемой по какому-либо признаку (статья 357 УК РФ «Геноцид»).

Взаимоотношения между государством и религией определяются сложившимися историческими традициями и уровнем социально-экономического развития страны. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений. В условиях демократии обычно признаются равноправие всех церквей и религий, свобода вероисповедания и совести. Церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

  1. Государство преследует по религиозным основаниям верующих и запрещает любые формы религиозных проявлений.
  2. Государство признает церковь в качестве основы государственной власти.
  3. Государство находится в прямой конфронтации с религией, церковь проводит антигосударственную кампанию.

Статус объединений религиозного характера регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека.


Виды социальных норм

Под социальными нормами понимают общие правила поведения, являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Они складываются исторически и закрепляются в актах. Существуют различные классификации, но наиболее важным является разделение в зависимости от особенностей возникновения и реализации норм.

Правовые

Формально определенные, общеобязательные правила, регулирующее общественные отношения, закрепленные в законодательных актах и обеспеченные государством. Нормы права появились в период возникновения государства.

Социальные назначения и функции:

  • учредительные (основополагающие принципы);
  • регулятивные (регулирующие общественные отношения);
  • охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

Структуре присущи нормативность (единые рамки и единый масштаб) и абстрактность (фиксация наиболее важных черт и признаков). В каждом конкретном обществе существует только одна правовая система.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

  1. Рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение).
  2. Распространяется на персонально неопределенный круг лиц.
  3. Направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений.
  4. Одинаковая обязательность для всех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.


Моральные

Правила, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе, они исполняются в силу привычки и внутренних убеждений.

Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.

Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Подходы к вопросу о происхождении:

  1. Натуралистический (дана от природы, результат биологического развития).
  2. Теологический (дарована Богом).
  3. Социологический (появляется в процессе исторического развития общества).
  4. Культурологический (регулирующий элемент культуры).

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того факта, что жизнь и интересы отдельного человека, «стыковка» общественных и личных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий»);
  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость);
  • нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм, альтруизм - эгоизм);
  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  • высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).


Религиозные

Правила поведения людей, сформулированные в текстах Священных книг либо установленные соответствующими организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм. Существует два подхода к вопросу о происхождении религиозных правил: богословско-теологический (возникли вместе с человеком) и материалистический (продукт человеческого сознания).

Основные функции:

  1. Коммуникативная (обеспечивает общение верующих с Богом и друг с другом).
  2. Регулятивная (упорядочивает деятельность людей).
  3. Интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение или разъединение индивидов).
  4. Культуротранслирующая (развитие определенных основ культуры).
  5. Легитимирующе-разлегитимирующая (узаконивает или утверждает неправомерность институтов, общественных порядков и т.д).


Корпоративные

Правила, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается самими общественными объединениями и внутренним убеждением их членов. Корпоративные нормы возникли с появлением государства.

Общий характер:

  • создаются в процессе организации деятельности людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах.

В программах имеются нормы, в которых содержатся тактика и стратегия организации, ее цели.

  • порядок и условия приобретения или утраты членства в сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организации;
  • порядок формирования и компетенция руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.


Социального этикета

Правила, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (благоприятного, располагающего к общению), складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сферах. Правила этикета возникли с появлением первобытного общества.

Общий характер норм этикета:

  1. Целью правил этикета является приобретение человеком навыков установления контактов с себе подобными.
  2. Эффективное средство «наведения мостов» между людьми.
  3. Призваны показать благожелательное и располагающее отношение. Как правило, в ответ человек получает точно такое же психологическое отношение.
  4. Воспитательное значение.
  5. Часто являются лишь внешней оболочкой отношений между людьми.
  6. У каждого народа существуют свои нормы этикета.


Обычаев

Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание, которое в дальнейшем может быть утрачено, но и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки.

Так, современный человек встречает знакомых рукопожатием. Данный обычай сложился в средневековье при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке. Рыцарей давно нет, но их манера подтверждения и заключения дружеских отношений сохранилась до сих пор.

Данный ролик поможет лучше разобраться в особенностях и разновидностях социальных норм.

Примеры религиозных норм в жизни

Молитва и пост являются основными предписаниями в большинстве верований.

В православии

Молитва является одной из основных норм, присущих православию. Верующему надлежит молиться в храме и дома. Согласно православной традиции, женщины должны покрывать голову платком как знак для ангелов. Платок на голове является символом скромности, готовности соблюдать религиозные предписания.

Пост имеет большое значение в жизни православн ых христиан. Воздержание бывает однодневным (среда и пятница) и многодневным (Великий и другие посты), при этом физический соединяется с духовным. Верующий обязан посещать богослужения, участвовать в таинствах Исповеди и Причащения, воздерживаться от всего, что может рассеять его разум и возбудить чувственность.


В мусульманстве

Обязательные моления в мусульманстве называются намазом. Мусульманин должен молиться пять раз в течение дня. Все намазы должны исполняться только на арабском языке при строгом соблюдении определенных правил. Пост также занимает важное место в жизни верующих (священный месяц Рамадан).

Желающий исполнить данное действие должен придерживаться ряда правил:

  1. Принадлежать к мусульманской религиозной традиции.
  2. Находиться в здравом уме.
  3. Достичь половой зрелости.
  4. Быть физически способным поститься (освобождаются беременные женщины, больные или пожилые люди).
  5. Необходимо воздерживаться от еды, питья, курения все время поста.

Хиджаб в мусульманской традиции символизирует достоинство и чистоту женщины, позволяет увидеть ее внутреннюю красоту. Считается, что он сберегает скромность не только девушек, но и мужчин, охраняя их от ненужных взглядов на женщин.


В буддизме

Для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума. Победив его, буддист может прийти к просветлению и не упасть в пропасть тяжкого страдания и бесконечных желаний. Работа над собой осуществляется при помощи регулярных длительных медитаций.

Основными нормами буддизма для мирян являются следующие:

  1. Вести простую и скромную жизнь.
  2. Сохранять супружескую верность.
  3. Не врать.
  4. Не убивать.
  5. Воздерживаться от употребления наркотиков.
  6. Призыв человека к активным практическим действиям.
  7. Деятельность человека должна быть гармоничной.


В иудаизме

Ярким примером является головной убор под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Постепенно празднование шаббата, ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды) и кипы стали признаками еврея.

Головной убор носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, которые еще пока не должны исполнять заповеди торы.

Женщина в иудаизме тоже покрывает голову, но по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Другое название этого головного убора - ермолка. Ее ношение в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.


Видео

В данном ролике разобраны особенности соблюдения религиозных предписаний на примере молитв в православии.

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно.

Религия является регулятором публичных отношений. Устанавливаемые хоть какой религией правила поведения представляют собой особенный вид социальных норм - религиозные нормы, а не компонент нравственности, права либо каких-то других социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения - это только одна из её составных частей. Не считая того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и остальных “священных” книжек характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у почти всех из их индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в каком излагается только правило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы владеют всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, к примеру, заповеди библейского декалога, которые в разных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важная часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в одного бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и других публичных отношений. Заповеди предписывают совсем определенные деяния либо воздержание от осуждаемых религией поступков. Религиозная норма имеет общий характер, который проявляется в последующем.

Во-1-х, религиозная норма выступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другой обстановке, как идеал определенных отношений. Во-2-х, её предписания относятся не к конкретному индивидуму, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретные варианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуют на волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся прежде всего в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся вне сферы действия остальных социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужно делать вопреки требованиям всех других норм вплоть до прямого запрета следовать крайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычая кровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, просит от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, в монотеистических религиях - бог. В “священных” книжках разных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, к примеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.

Но связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не постоянно видна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таковых вариантах о наличии указанной связи свидетельствуют специальные средства обеспечения выполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание заслуги от сверхъестественных сил. Выполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями - церковное наказание. С возникновением страны и права к этому добавляется уголовное наказание за религиозные преступления, а потом и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в вариантах несоблюдения неких религиозных норм.

Функция «значения», является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социологов религии. Религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходит благодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушает надежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло.

И в этом случае жизнь также лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страшное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении.

Религиозное миропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая и способствующая самоопределению человека функция религии особенно сильно действует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религии полагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.

Сакрализуя нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств - очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.

По словам видного современного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов - Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.



error: Content is protected !!