Пророчества о третьей мировой войне (сроки, участники, последствия). Удивительные пророчества преподобного серафима вырицкого Предсказания серафима вырицкого о будущем

«Ныне пришло время покаяния и исповедничества. Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли

Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только на пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние… Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата ».
Преподобный Серафим Вырицкий

Пророчества старца – Из поучений преподобного Серафима Вырицкого – Молитва – Осуждение — Осуждение священников — Поминовение усопших – Терпение скорбей – «От Меня это было»

Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949)

Отец Серафим на деле исполнил святоотеческий завет: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельства очевидцев. К ним относятся случаи видения происходившего вдали; прозрения в область прошлого и будущего посетителей; прочитывания мыслей собеседников; исцеления больных от неизлечимых телесных недугов; изгнания лукавых духов; предсказаний и пророчеств, а также высшие благодатные дарования – молитвенных созерцаний, духовного утешения и любви к людям. В годы Великой Отечественной войны о. Серафим по примеру своего небесного покровителя прп. Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России .

Пророчества старца
Отец Серафим предсказал Великую Отечественную войну, разорение Церкви и возрождение веры в России. Он говорил о возрождении древних обителей – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеевского монастыря, Александро-Невской Лавры, Киево-Печорской Лавры. Говорил старец, что Ленинград переименуют в Санкт-Петербург и что настанет время, когда можно будет по радио услышать церковные молитвы, проповеди и духовные наставления.
С первых дней Великой Отечественной преподобный Серафим Вырицкий открыто говорил о победе русского народа. Вырицу в то время заняла румынская часть, которой командовали немецкие офицеры. Им донесли о пророчествах отца Серафима, и вскоре к нему пожаловали незваные гости. Старец сразу поразил их тем, что заговорил с ними на хорошем немецком языке. Немецкий капитан спросил у преподобного Серафима, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади? Старец смиренно ответил, что этого никогда не будет. Немцам придется поспешно уходить, а самому вопрошающему не суждено будет вернуться домой; при отступлении он сложит голову под Варшавой. По рассказам плененных немцами местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер действительно погиб в районе польской столицы, а невольники были возвращены на Родину.

О глубоком прозрении старцем не только судеб людей, но и будущего нашей Церкви и Отчизны замечательно свидетельствует стихотворение, написанное им в 1939 году:

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И Крест Святой Божественной красою
Над храмом Божиим вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые
И вера в Бога всех соединит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа
Как гром по всей вселенной прогремит.

На вопрос своего духовного сына о будущем России старец предложил ему подойти к окну и посмотреть. Тот увидел Финский залив и множество плывущих под разными флагами кораблей.
— Как это понять? – спросил он у батюшки.
Старец ответил:
— Придет такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго – лет на пятнадцать, потом придет антихрист.
Говорил, что когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…
Еще рассказывали, как старец говорил: «Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока.
Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и, в конце концов, хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство – это будет преддверие воцарения антихриста.
Потом начнутся гонения на христиан; когда будут в глубь России уходить эшелоны из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут.
Наступает время лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до этого времени. Мы-то с вами не доживем».

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны отцу Серафиму сказали:
— Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили колокола в церквах…
Старец на это отвечал:
— Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее (войну). Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? Но кто жив останется – какая будет у того хорошая жизнь.

Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только на пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние… Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.

«Придет время, — говорил подвижник, — когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен».

Очень любил старец молодежь . В то время молодые люди почти не ходили в церковь, и он так радовался, когда они приходили к нему. Старец говорил об огромной роли молодых в будущем возрождении Церкви . Он говорил, что наступят времена (и уже наступают!), когда развращение и упадок нравов среди молодежи достигнет последних пределов. Почти не останется не растленных. Они будут считать, что все им дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании и банды, воровать, развратничать. Но придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно, — и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству. Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни, многие из них станут монахами , откроются монастыри, церкви будут полны верующих. Тогда пойдут молодые в паломничества по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, — так горячее каяться будут . Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, так и жизнь Церкви. И это время близко.

«Сколько Господь дал благодати России – какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля – она мать, она хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех и все устроить, но врагам невыгодно – им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли ».

«Спасение миру – от России , а Петербург станет духовным центром страны. Еще будут великие события в России – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь».
О пути из Петербурга до Вырицы батюшка говорил так: «Сейчас два с половиной, а то и три часа идет паровик, потом пойдут электрические поезда, тогда быстрее будете добираться, а придет время: раз – и другой летит».
После войны старец говорил духовной дочери: «Наступит время, когда вновь пойдет Крестный ход из Казанского собора в Лавру. Ты дождешься». Трудно было поверить в это, но ныне все исполнилось!
«Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира».
Старец предсказал, что у католиков будет папа-славянин.
Говорил отец Серафим о будущем своем прославлении, но добавлял при этом: «Не спешите выкапывать мое тело. Предоставьте все Господу… Не хочу, чтобы моим телом торговали».

Из наставлений преподобного Серафима Вырицкого
«Господь силен восставить делателей, если мы будем просить. Давайте же молиться и просить – и тогда из камней восставит Господь избранников Своих ».

«Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долга».

«Господь тысячу лет будет ждать, чтобы хоть один человек спасся и восполнил число падших ангелов ».

«Ныне пришло время покаяния и исповедничества . Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем вспоминать, что Бог есть любовь (1 Ин.4, 16), и надеяться на Его неизреченное милосердие».

Старец говорил, что настанет время, когда за каждого верующего будут по 40 человек цепляться, чтобы он вытащил их.

Болящим старец советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Говорил, что сильней лекарства, чем вода и освященное масло, нет.

Молитва
«Молитва ограждает страшные внушения темной силы. И особенно сильна молитва близких. Молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу.
Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю ».

В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной .

Своим духовным чадам старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего ». «В этой молитве, — говорил старец, — вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека».

Осуждение
«Мы имеем право судить только самого себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы невольно осуждаем его».

Осуждение священников
«Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов ».

Поминовении усопших
Старец говорил, что душу нам дал Господь, но тело наше – от родителей и прародителей наших, поэтому часть их грехов переходит к нам. Вот мы и должны молиться о наших родителях и прародителях и на исповедях приносить покаяние за всех них. Они ждут нашей молитвы и так радуются, когда мы молимся о них; а те, кто уже находится в Царстве Небесном, помогают нам.

Терпение скорбей
«Всемогущий Господь управляет миром, и все, совершающееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека. Три святых отрока в пещи Вавилонской исповедовали Бога и воистину верили, что все духовные и гражданские бедствия, попущенные на них и на израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлечься разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными.

Не сетуй на тяжесть креста, в день скорби поведай печаль твою Господу, и Он утешит тебя».

ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО
Духовное завещание
Преподобного Серафима Вырицкого
(Беседа Бога с душою человека)

Думала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя,
Касается и Меня? Ибо касающееся тебя
Касается зеницы ока Моего.
Ты дорога в очах Моих, многоценна,
И Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня
Составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знала, что
От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе
И что безопасность твоя заключается в том,
Чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,
Среди людей, которые тебя не понимают,
Не считаются с тем, что тебе приятно,
Которые отстраняют тебя,-
От Меня это было.

Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами,
И не случайно ты оказалась на своем месте,
Это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению?
И вот Я поставил тебя в ту именно среду,
В ту школу, где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою только выполняют
Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении,
Трудно тебе сводить концы с концами, знай, что
От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы
Ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости
От Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы
Ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований.
Да не будет того, чтобы тебе могли сказать
В нужде твоей: «Ты не верь Господу Богу твоему».
Переживала ли ты ночь в скорби?
Ты разлучена с близкими и дорогим сердцу твоему, —
От Меня это послано тебе.

Я – муж скорбей, изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне
И во Мне могла найти утешение вечное.
Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь,
Кому ты открывала сердце свое, —
От Меня это было.
Я допустил этому разочарованию коснуться тебя,
Чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь.
Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне.
Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне,
И прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,
Чтобы укрыться от пререкания языков,
Я выведу как свет правду твою
И судьбу твою, яко полудне.
Разрушились планы твои, поникла ты душею
И устала –
От Меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения,
Ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне
Распоряжаться и руководить обстоятельствами
Жизни твоей, так как ты – только орудие,
А не действующее лицо.
Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские,
И уныние охватило сердце твое, знай –
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя
Были всегда пламенеющими пред очами Моими,
И побеждали бы именем Моим всякое малодушие.
Не получаешь ты долго известий от близких,
Дорогих тебе людей,
По малодушию твоему и маловерию
Впадаешь в ропот и отчаяние, знай –
От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я
Крепость веры твоей в непреложность обетований
И силу дерзновения твоей молитвы
О сих близких твоих,
Ибо не ты ли возлагала заботы о них
На Мою промыслительную любовь?
Не ты ли и ныне вручаешь их
Покрову Пречистыя Матери Моея?
Постигла ли тебя тяжкая болезнь,
Временная или неисцелимая,
И ты оказалась прикованной к одру твоему –
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня
В немощах твоих телесных и не роптала бы за сие
Ниспосылаемое тебе испытание,
И чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы
Спасения душ человеческих различными путями,
А безропотно и покорно преклонила бы главу твою
Под благодать Мою о тебе.
Мечтала ли ты сотворить какое-либо
Особенное дело для Меня
И вместо этого слегла на одр болезни и немощи –
От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои,
И Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе,
А Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и
Урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня.
Некоторые из лучших сынов Моих суть те,
Которые отрезаны от живой деятельности,
Чтобы им научиться
Владеть оружием непрестанной молитвы.
Призвана ли ты неожиданно занять трудное
И ответственное положение, полагаясь на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
И за это благословит тебя Господь Бог твой
Во всех делах твоих,
На всех путях твоих, во всем
Руководителем и Наставником твоим будет
Господь твой.
В сей день в руки твои, дитя Мое,
Дал Я этот сосуд освященного елея,
Пользуйся им свободно.

Помни всегда, что каждое
Возникающее затруднение,
Каждое оскорбляющее тебя слово,
Каждая напраслина и осуждение,
Каждая помеха в твоей работе,
Которая могла бы вызвать
Чувство досады, разочарования,
Каждое откровение немощи и неспособности твоей
Будет помазано этим елеем –
От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,
И потому положи в сердце свое слово,
Которое Я объявил тебе в сей день –
От Меня это было.

Храни их, знай и помни – всегда
Где бы ты ни была,
Что всякое жало притупится,
Когда ты научишься
Во всем видеть Меня.

Все послано Мною для совершенствования
Души твоей, —
Все от Меня это было.

Этот текст, написанный в стихотворной форме, отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад – епископу, находящемуся в заключении. В нем – отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Это духовное завещание старца, обращенное и ко всем нам.

По книге: «Серафим Вырицкий Житие. Пророчества. Акафист». Свято-Успенская Почаевская Лавра.

25.07.2014

Обновление 03.04.2019

Пророчества о будущем России. Иеромонах Серафим Вырицкий


Иеромонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) - личность прикровенная. Иногда можно встретить упоминания, что в годы войны он повторил подвиг Преподобного Серафима Саровского - тысячу дней и ночей простоял на камне, вымаливая победу.

Милостью Божией А. С. Иговская прислала мне свои воспоминания о нем. «Отец Серафим Вырицкий был из купеческого звания. Когда пришел разгром монашествующих города Петрова, в ночь на 18 февраля 1932, он был уже старцем лет семидесяти. В монашество он вступил с супругою, уже имея одного сына. Муж и жена разошлись по монастырям под влиянием и по благословению Отца Варнавы Гефсиманского.

Имя о. Серафима во Святом Крещении было Василий, а в постриге он принял имя Варнавы. Супруга его пострижена с именем Христины. Отец Варнава поступил в Александро-Невскую Лавру в Петербурге, а жена его в Новодевичий монастырь в том же городе. Сын их женился, а дочь свою отдал в монастырь под руководство бабушки. Девочка эта была необыкновенной красоты и носила в монастыре форму послушницы с головным убором, принятым в этой обители.

Отец Варнава трудился за свечным ящиком. Когда после убийства митрополита Вениамина в Лавре стали отбирать храмы, чтобы сохранить Собор Св. Троицы, стали в нем служить и зимой. Собор не отапливался. Холод там был ужасный. Свечной ящик располагался близ входных дверей, и о. Варнава на всю остальную жизнь простудился: межреберная невралгия. Он не мог ни стоять, ни лежать, а только полулежа сидеть в кресле. Так он «просидел» 17 лет.

Когда явились к нему в келью арестовывать его, то «взять» его не смогли. Его единственного не забрали в ту ночь из иночествующих. Наутро почитатели спешно увезли его в Вырицу на легковушке. И власть о нем «забыла». Батюшку поместили в частной даче. В верхнем этаже жили две старушки-хозяйки. В нижнем - Батюшка и м. Христина. Она не попала под арест, так как с тех пор, как о. Варнава заболел, жила в его кельях и ухаживала за ним. Ее не забрали. И в Вырице они прожили до кончины Батюшки спокойно. Когда немцы заняли в первых числах августа 1941 года Вырицу, они тоже не причинили Старцу ни малейшего насилия. В Вырице попала «под немцев» и семья дачников, почитателей Старца. В то время о. Варнава уже давно, с начала болезни, приковавшей его к креслу, принял схиму с именем Серафим.

Батюшка отличался прозорливостью и за много лет вперед говорил своим посетителям их будущее. 3нал он и дату окончания войны, и чья будет победа, и говорил об этом многим. Тогда не всем это нравилось, так как кое-кто ожидал от немцев освобождения от «плена вавилонского». Но Батюшка знал волю Божию...

Когда закрыли Новодевичий монастырь, внучка Батюшки, Маргарита, вернулась домой. Дальнейшая ее судьба неизвестна, но до войны она бывала в Вырице.

Участок вокруг дачи о. Серафима представлял из себя уголок нетронутого соснового леса, и на одной сосне, по указанию Батюшки, был устроен образок Преподобного Серафима. Этот уголок Батюшка называл «Саров» и посетителей посылал обязательно помолиться к этой сосне с образом Преподобного. У Батюшки удалось сохранить также замечательный образ Св. благ кн. Александра Невского с частицей его мощей, которая прежде была в соборе. Когда был открыт храм при Духовной Академии, икону эту из Вырицы перевезли в него, а вслед, когда открылся Лаврский Троицкий собор, ее перенесли туда. Теперь она на том возвышении, где мощи Св. благ. князя.

Лично мне отец Серафим предсказал мое будущее за 23 года до того, как сбылись его пророческие слова. Я ездила к Старцу как к солнышку, среди мрака томления тех лет. Кругом - нетронутый сосновый бор; аромат, тишина, нет многолюдства; как будто время остановилось. Батюшка был ласков, почти нежен и как-то удивительно напоминал Преподобного Серафима. Скончался он в 1949 году. Я была в Якутских лагерях; мне написали. Умер он 3 апреля, а хоронили на Благовещенье. На погребение собралось столько народа, что не хватало поездов. Люди не уходили с вокзала в Петрограде, требовали дополнительных поездов, и их давали! Это были не похороны, а общегородское великое, победное торжество!..» (Декабрь 1991 г.)

Мать Христина (Ольга Ивановна Муравьева, в девичестве Найденова) опочила о Господе схимонахиней Серафимой в 1945 году. Она похоронена в пос. Вырица близ Казанского храма, где служил о Алексий Кабардин, знаменитый тем, что крестил царских детей и был их духовником, за что получил срок, но все-таки выжил, вышел. Внучке о. Серафима Маргарите Николаевне сейчас за 70 лет.

Однажды духовный сын задал Старцу вопрос о будущем России «Наступит такое время, - ответил тот, - когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут к нам приезжать креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придет антихрист»

Монахиня Таисия. Иеромонах Серафим // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990, № 1-2, с. 35

Иеромонах Серафим Вырицкий (Муравьев, 1865-1949).
[статья из серии по истории пророчеств].

Письмо:
«Не давно на одном православном форуме прочитал:
«Автор: Евгений.
Из пророчеств Серафима Вырицкого:
«Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, – говорил батюшка, – с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдёт крестный ход в Александро-Невскую Лавру».
Общегородской праздничный крестный ход по Невскому проспекту, учреждённый ещё в 1743 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра I прошёл в Санкт-Петербурге 12 сентября 2013 года. Он ознаменовал начало торжеств, посвящённых 300-летнему юбилею Александро-Невской Лавры.
Утром Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил литургию в Свято-Троицком соборе, после чего общегородской крестный ход прошёл по Невскому проспекту от Казанского собора к площади Александра Невского. Вечером в Митрополичьем саду Лавры прошёл праздничный концерт с фейерверком.
Выходит, скоро начнутся новые гонения на Православие?»

Если в Вашей книге нет, это не значит, что преподобный такого не говорил. Кому это нужно было подделывать и зачем? Я не первый раз встречаю эти слова.
В книге Валерия Филимонова: «Но избави нас от лукавого» 2000-х года этот отрывок приведён со словами о Крестном ходе. Насколько знаю, Валерий Павлович занимался сбором данных о житии преп. Серафима. В любом случае, всё другое из данного отрывка уже сбывается».

Тамара Николаевна, что Вы можете сказать по данному поводу?»

Ответ:
Иногда можно встретить упоминания, что в годы Отечественной войны в период оккупации Вырицы (1941-1944) иеросхимонах Серафим (Муравьёв) повторил подвиг Преподобного Серафима Саровского – тысячу дней и ночей простоял на камне, вымаливая победу.

[Историческая справка:
Серафим Вырицкий (в постриге Варнава, в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866-1949) – иеросхимонах Русской православной церкви, старец и прозорливец.
До революции 1917-го был весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии.
В 1920-ом подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря.
29 октября 1920-го пострижен в монахи с именем Варнава.
11 сентября 1921-го митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи.
В конце 1926-го отец Варнава принимает схиму под именем Серафима (в честь Серафима Саровского) и становится духовником Александро-Невской Лавры.
В 1933-ем переехал в посёлок Вырица, в котором прожил до кончины. К старцу переехала и его бывшая жена, принявшая монашеский подвиг (она скончалась в 1945-ом).
Вскоре к старцу устремился поток богомольцев из Вырицы, северной столицы и других городов для утешения, благословения, совета. C 1935 года семье Муравьёвых помогала на правах домработницы монахиня Иоанна (Вера Шихобалова, 1869-1944).
В конце жизни старцу помогала келейница Серафима].
* * *
Анна Сергеевна Иговская (1907-1994), лично знавшая старца Серафима, прислала мне в 1992-ом году письмом свои короткие «Воспоминания» о нём:
«Отец Серафим Вырицкий был из купеческого звания. Когда пришёл разгром монашествующих города Петрова, в ночь на 18 февраля 1932, он был уже старцем лет семидесяти. В монашество он вступил с супругою, уже имея одного сына. Муж и жена разошлись по монастырям под влиянием и по благословению отца Варнавы Гефсиманского [см. истор. справку].
Имя батюшки Серафима во Святом Крещении было Василий, а в постриге он принял имя Варнавы, в честь своего духовного отца. Супруга его пострижена с именем Христины. Отец Варнава поступил в Александро-Невскую Лавру в Петербурге, а жена его в Новодевичий монастырь в том же городе. Сын их женился, а дочь свою отдал в монастырь под руководство бабушки. Девочка эта была необыкновенной красоты и носила в монастыре форму послушницы с головным убором, принятым в этой обители.
Отец Варнава трудился за свечным ящиком. Когда после убийства митрополита Вениамина в Лавре стали отбирать храмы, чтобы сохранить Собор Св. Троицы, стали в нём служить и зимой. Собор не отапливался. Холод там был ужасный. Свечной ящик располагался близ входных дверей, и отец Варнава на всю остальную жизнь простудился: межреберная невралгия. Он не мог ни стоять, ни лежать, а только полулежа сидеть в кресле. Так он «просидел» 17 лет.
Когда явились к нему в келью арестовывать его, то «взять» его не смогли. Его единственного не забрали в ту ночь из иночествующих. Наутро почитатели спешно увезли его в Вырицу на легковушке. И власть о нём «забыла». Батюшку поместили в частной даче. В верхнем этаже жили две старушки-хозяйки. В нижнем – Батюшка и матушка Христина. Она не попала под арест, так как с тех пор, как отец Варнава заболел, жила в его келье и ухаживала за ним. Её не забрали. И в Вырице она прожила до кончины спокойно.
Когда немцы заняли в первых числах августа 1941 года Вырицу, они тоже не причинили Старцу ни малейшего насилия. В Вырице попала «под немцев» и семья дачников, почитателей Старца. В то время отец Варнава уже давно, с начала болезни, приковавшей его к креслу, принял схиму с именем Серафим. Ни о каком «стоянии» на коленях 1000 суток не могло быть и речи. Это – благочестивая выдумка, но всё же выдумка.
Батюшка отличался прозорливостью и за много лет вперёд говорил своим посетителям их будущее. Знал он и дату окончания войны, и чья будет победа, и говорил об этом многим. Тогда не всем это нравилось, так как кое-кто ожидал от немцев освобождения от «плена вавилонского». Но Батюшка знал волю Божию. Когда закрыли Новодевичий монастырь, внучка Батюшки, Маргарита, вернулась домой. Дальнейшая её судьба неизвестна, но до войны она бывала в Вырице.
Участок вокруг дачи о. Серафима представлял из себя уголок нетронутого соснового леса, и на одной сосне, по указанию Батюшки, был устроен образок Преподобного Серафима. Этот уголок Батюшка называл «Саров» и посетителей посылал обязательно помолиться к этой сосне с образом Преподобного. У Батюшки удалось сохранить также замечательный образ Св. благ. князя Александра Невского с частицей его мощей, которая прежде была в соборе. Когда был открыт храм при Духовной Академии, икону эту из Вырицы перевезли в него, а вслед, когда открылся Лаврский Троицкий собор, её перенесли туда. Теперь она на том возвышении, где мощи Святого благословенного князя.
Пророчеств о судьбе России я не знаю, но лично мне отец Серафим предсказал моё будущее за 23 года до того, как сбылись его пророческие слова. Я ездила к Старцу как к солнышку, среди мрака томления тех лет. Кругом – нетронутый сосновый бор; аромат, тишина, нет многолюдства; как будто время остановилось. Батюшка был ласков, почти нежен и как-то удивительно напоминал Преподобного Серафима. Скончался он в 1949 году. Я была в это время в Якутских лагерях, мне написали о его кончине. Умер он 3 апреля, а хоронили на Благовещенье.
Мать Христина (Ольга Ивановна Муравьева, в девичестве Найдёнова) опочила о Господе схимонахиней Серафимой в 1945 году. Она похоронена в пос. Вырица близ Казанского храма, где служил о Алексий Кабардин, знаменитый тем, что крестил царских детей и был их духовником, за что получил срок, но всё-таки выжил, вышел».

[Историческая справка:
«Варнава Гефсиманский (Меркулов Василий Ильич, 1831-1906), иеромонах, старец Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиеевой Лавры. Из крепостных крестьян помещика Юшкова, пострижен им в монашество в Выксунской обители. В 1851-ом Василий стал келейником старца Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего в 1857-ом был принят послушником в Гефсиманский скит.
В 1866-ом. пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, на следующий год рукоположен во иеромонаха.
По преданию предсказал гонения и возрождение Русской Церкви в XX-ом веке:
«Преследователи против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение... Храмы опять будут воздвигаться. Перед концом будет расцвет»].
* * *
Вероятно, ранее эти же «Воспоминания» А.С. Иговской послужили материалом и для журналиста Александра Николаевича Новикова в написании им статьи, посвящённой Василию Николаевичу Муравьеву:
«Батюшка Серафим был из купеческого звания. Когда пришёл разгром монашествующих города Петрова, в ночь на 18 февраля 1932, он был уже старцем шестидесяти шести лет. В монашество вступил с супругою. Муж и жена разошлись по монастырям под влиянием и по благословению отца Варнавы Гефсиманского. Имя о. Серафима во Святом Крещении было Василий, а в постриге он принял имя Варнавы. Супруга его пострижена с именем Христины. Отец Варнава поступил в Александро-Невскую Лавру в Петербурге, а жена его в Новодевичий монастырь в том же городе.
Отец Варнава трудился за свечным ящиком. Когда после убийства митрополита Вениамина в Лавре стали отбирать храмы, чтобы сохранить Собор Св. Троицы, стали в нём служить и зимой. Собор не отапливался. Холод там был ужасный. Свечной ящик располагался близ входных дверей, и о. Варнава на всю остальную жизнь простудился: межреберная невралгия. Он не мог ни стоять, ни лежать, а только полулежа сидеть в кресле. Так он «просидел» 17 лет.
Когда явились к нему в келью арестовывать его, то «взять» его не смогли. Его единственного не забрали в ту ночь из иночествующих. Наутро почитатели спешно увезли его в Вырицу на легковушке. Батюшку поместили в частной даче. В верхнем этаже жили две старушки-хозяйки. В нижнем – Батюшка и м. Христина. Она не попала под арест, так как с тех пор, как о. Варнава заболел, жила в его кельях и ухаживала за ним.
В 1941 году в Вырице он попал «под немцев». В то время о. Варнава принял схиму с именем Серафим. Батюшка отличался прозорливостью и за много лет вперед говорил своим посетителям их будущее. Знал он и дату окончания войны, и чья будет победа, и говорил об этом многим.
Однажды духовный сын задал Старцу вопрос о будущем России.
«Наступит такое время, – ответил тот, – когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут к нам приезжать креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придёт антихрист» […]» (А.Н. Новиков «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 1990, № 1, стр. 35).
* * *
«Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе всё живое погибнет, и выберут единое правительство – это будет преддверие воцарения Антихриста. Потом наступят гонения на христиан, когда будут уходить эшелоны в Россию из дальневосточных городов, надо спешить, так как многие из тех, кто останутся, погибнут. Многочисленные ереси будут раздирать Россию, и лишь немногие, которые будут пытаться не только по названию быть христианами, а хотя бы уразуметь Святое Евангелие. Для истинно верующих это будет Знамением, не спешите радоваться. За новым якобы расцветом Церкви, скоро последуют новые тяжкие испытания для России. Ибо многочисленные грехи народов её будут свидетельствовать против неё в глазах Господа, и никто из святых не сможет заступиться за неё, ибо велики грехи её […]» (А.Н. Новиков «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», № 2, стр. 56, 1990).
* * *
В дальнейшем А.Н. Новиков, не указывая на источники своей информации, развил «пророческое наследие» старца Серафима Вырицкого:
«Придёт время, когда не гонения безбожников, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и от Церкви, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты, и золотиться купола церквей, и сатанинские звёзды уберут с фасадов многих учреждений, а с другой – настанет великое царство лжи, обмана и зла. Истинная Церковь Господа всегда будет гонима, ибо правдиво обличала язвы человеческие, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, не предсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времён, ибо исчезнет всякое понятие морали. То, что будет злом, – люди, начнут называть добром и будут искренно в это верить, а что будет добром, – назовут злом и будут проклинать всякого, делающего добро.
Первые иерархи Церкви выступят не как спасители и целители душ, а как первые гонители истинно верующих. Ради своего, земного благополучия, войдут в сговор с богоборческими властями. Составят списки истинно верующих и передадут эти списки властям. Мы, слава Богу, не доживем до этого злодеяния, не изопьём чашу горького стыда за Церковь, но тогда же из Казанского собора пойдут крёстные ходы в Александро-Невскую Лавру […]
Не верьте не одному слову властей, всюду одно лицемерство. Преследуй лицемерство в себе, изгоняй его из себя, уклоняйся от заражённых им масс, действующих и намеренно, и бессознательно в направлении его, прикрывающих искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
Спрашиваете, чем заняться?
Положитесь на Промысел Божий. Сегодня мы только носим имя христиан, а делами и поступками далеко отстоим от первых учеников Апостолов, со стороны даже жутко смотреть на такое наше нравственное распутство. Не стало ничего святого в России […]
В июле 1918 года богоборцы убили Помазанника Божия и его семью, придёт время они опять захотят повторить свои злодеяния. Кто может им противостать, только Бог. Бог изменял свои определения, объявленные чрез святых пророков, как-то пророчество Ионы о ниневитянах, Илии об Ахаве, Исаии о Езекии. Кто предал себя и всё воле Божией, тому ничего не нужно знать наперед. Господь изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целый народ смирялись перед Ним, оставляли греховную жизнь и вступали на путь покаяния. Если бы русские, всего мира, все до единого человека в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни для России, дабы даровал всем Господь время на покаяние. Россия была бы спасена. Господь бы их услышал и предотвратил готовящееся злодеяние […]
Никто нас не сможет победить в открытом бою, мы сами куём, друг против друга оковы и истребляем себя на потеху другим. Многие страны ополчатся на Россию, когда она примет последнего русского Царя, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Это война, о которой повествует Священное писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе всё живое погибнет. И тогда выберут единое правительство, это будет воцарение Антихриста […]
Когда Восток наберёт силу, всё станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это, у них работают трезвые и трудолюбивые люди. А у нас такое пьянство […]
Наступит такое время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную её часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, некоторые станут переселяться в Россию, жениться на русских, и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Потом наступит гонение на христиан на Дальнем Востоке, когда будут уходить эшелоны в Россию из городов Приморья, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся погибнут. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит […]» (А.Н. Новиков «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий», «Русь Державная», № 2, стр. 45-52, 1993).
Примечание под статьёй:
«Старец говорил, что перед концом очень многие будут приезжать в Петербург и Вырицу – это особое, Богом избранное место. Здесь будут открыты три монастыря»

[Историческая справка:
«Русь Державная» – российская ежемесячная газета православно-патриотического направления (выходит с подзаголовком «Православная народная газета»).
В качестве эпиграфа на первой полосе издания стоят слова Серафима Саровского: «…Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе».
Основана в 1993-ем году журналистом газеты «Правда» Андреем Печерским].
* * *
Все дальнейшие публикации пророчеств старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, включая сборник-справочник по Отечественной истории пророчеств «Россия перед Вторым пришествием» (сост. С.В. Фомин, Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993) и книги Валерия Павловича Филимонова «Но избави нас от лукавого» (2000), есть перепечатка отрывков из статей А.Н. Новикова «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)» («Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», № 1-2, 1990) и «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий» («Русь Державная», № 2, 1993).
При чём в первой статье за 1990-ый год, отрывка: «Мы, слава Богу, не доживем до этого злодеяния, не изопьём чашу горького стыда за Церковь, но тогда же из Казанского собора пойдут крёстные ходы в Александро-Невскую Лавру […]», действительно, – нет.
Данный отрывок появился лишь в 1993-ем, уже после распада Советского Союза, когда произошло переименование, и городу на Неве вернули историческое название – Санкт-Петербурга, а «патриотически» настроенные верующие стали требовать возобновления крестных ходов.
Однако можно ли безоговорочно доверять Александру Николаевичу?
К сожалению, нельзя.
Тема реального существования пророчеств тогда так захватила Александра Николаевича, что он опубликовал ещё, по крайней мере, две статьи в 1991-1992 годах, в том числе и «пророчества» Великого Белого Братства. Тема ближайшего будущего, вероятно, была очень востребована, у российской публики, после развала Советского Союза, появился спрос на пророчества, а времени разбираться в их достоверности у журналиста не было.

[Историческая справка:
Великое Белое Братство «ЮСМАЛОС» (более распространённое в СМИ название: Белое братство) – новое религиозное движение эсхатологического направления.
Основано в 1990-1991 годах в Киеве специалистом в области психического воздействия на личность Юрием Кривоноговым и уроженкой Донецка Марией Мамоновой (Цвигун). Лидер организации – Ю.А. Кривоногов, принял ритуальное имя Юоанн Свами (Иоанн Святой, то есть Креститель), М.В. Цвигун – приняла ритуальное имя Мария Дэви Христос, объявив себя Девой Марией. Мамонова также заявляла, что видела Бога и ей поручена особая миссия.
Название организации «Белое Братство» заимствовано из учения Елены Павловны Блаватской. Название «ЮСМАЛОС» представляет аббревиатуру: ЮС – «Юоани Свами», МА – «Марии Деви Христос», ЛОС – логос. Сторонники «Белого братства» проповедовали о явлении на Землю «Матери Мира» Цвигун и скором Страшном суде, датой которого, по настоянию Юрия Кривоногова, было объявлено 24 ноября 1993 года.
В конце 1991 года с резкой критикой «Великого белого братства Юсмалос» выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата. Мария Дэви Христос предаётся анафеме, её объявляют самозванкой.
10 ноября 1993-го в последний день объявленной «Великим белым братством Юсмалос» декады покаяния М. Цвигун и несколько десятков членов Белого братства попытались захватить Софийский собор в Киеве и провести там свой молебен. Попытка захвата была пресечена сотрудниками милиции, Цвигун и Кривоногов были задержаны.
В 1996-ом Цвигун была осуждена на 4 года колонии общего режима, формальный глава секты Иоанн-Пётр Второй – на 5 лет, Кривоногов – на 6 лет. Ещё во время следствия, Цвигун лишила Юрия Кривоногова духовного сана, объявив его предателем, который выполнял свою тёмную роль рядом с ней, подобно той, которую сыграл Иуда, предавший Иисуса Христа. Сам Кривоногов после освобождения в 2000-ом публично признал ошибочность своих «пророчеств» и заявил, что больше не верит в Цвигун как в «Матерь Мира» и «Марию Деви Христос».
В 1997-ом Цвигун выходит на свободу. Она восстанавливает «Великое белое братство Юсмалос».
С 1998 по 2001 годы предпринимались попытки официально зарегистрировать религиозную общину «Великого белого братства Юсмалос» на Украине, но Комитет по делам религии отказал.
С 2006-го Цвигун переносит центр своей деятельности в Москву. Сменила имя и фамилию на «Виктория Преображенская». Под этим именем основала многоуровневое «Космическое полиискусство Третьего тысячелетия», (объединяющее духовную живопись, графику, поэзтю, музыку, танец), создала «Театр мистерий Виктории Преображенской» и «Творческую мастерскую Виктории Преображенской», проводит выставки своих картин, пишет стихи и музыку, издаёт поэтические и литературные сборники].

Таким образом, сами украинские «пророки» из Великого Белого Братства публично признали, ошибочность своих «прорицаний», однако Александр Николаевич успел о них написать.
Поэтому будем надеяться, что исторически точно опубликовав автобиографию старца Серафима Вырицкого (в постриге Варнава, в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866-1949), Александр Николаевич и по части пророчеств не слишком много допустил «благочестивых выдумок», хотя с подвигом в стиле Преподобного Серафима Саровского – тысячу дней и ночей простоять на камне, вымаливая победу, будучи при этом прикованным к коляске, – явно переборщил.
* * *
В дальнейшем к «пророческому наследию» иеросхимонаха Серафима Вырицкого подключились и другие писатели, исповедующие апостасийную роль России:
«Сколько Господь дал благодати России, – какие леса, озёра, реки, недра земли богатые. Но жили и живём мы без Бога, а земля – она мать, она хлеб даёт и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Дать людям земля в России, значит, дать им свободу. Можно и накормить всех и всё устроить, но врагам это невыгодно – им страшна Россия свободная, возрождённая. И всё же Россия будет жить от своей земли […]
Сейчас будет мир, но только по форме, а не в реальности. Бедствия тогда будут такими же, как во время войны. И выльет на них Господь дух обмана, и захотят они того, чего не нужно, и не захотят того, что им действительно нужно. Снова колокольный звон пойдёт по России и двуглавый орел вернётся на башни Кремля, а в Вырице будет основан монастырь. Богоборцы потеряют власть, но за наши грехи Россию разделят. Не будут они более любить этот мир, что вокруг нас, это несравненное творение Господне. Но это ещё не конец, Господь ещё раз пошлёт для нас испытания. Поймём ли мы его? Пойдём ли путями его? Господь силён восстановить делателей, если мы будем просить. Давайте же молиться и просить – и тогда из камней восстановит Господь избранников Своих […]
Спасение миру – от России, а Петербург станет духовным центром страны. Ещё будут великие события в России, – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь […]
Наступят времена…, когда развращение и упадок нравов молодых достигнет последних пределов. Почти не останется нерастлённых. Они будут считать, что им всё дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании, банды, будут воровать, развратничать. Но наступит время, когда будет глас Божий, когда поймёт молодёжь, что так жить дальше невозможно, – и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству. Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую тягу к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроют монастыри, церкви будут полны верующих – и большинство их будет молодёжь…
То, что сейчас грешат, – так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя всё последним светом, так и жизнь Церкви, перед самым её концом она вспыхнет ярким светом Божественной благодати. И это время близко […]» (протоиерей Василий Швец «Воспоминания о Вырице и о старце Серафиме», «Православная Русь», № 8, стр. 7-8, 1993).

[Историческая справка:
«Православная Русь» – газета Русской православной церкви заграницей. С 1928-го по 1934-ый годы выходила как еженедельная церковно-общественная газета «Православная Карпатская Русь», ответственным редактором был Всеволод Владимирович Коломацкий. Распространялась в 48 государствах.
С 1935-го газета стала издаваться под название «Православная Русь» под редакцией инока Алексея (Дехтерёва). Редакцией были поставлены следующие цели: укрепление православного церковного самосознания русских эмигрантов, повествование о духовных сокровищах православной веры, осведомление читателей о церковной жизни Русского Зарубежья, борьба с воинствующим безбожием, отстаивание общецерковного объединения всего Русского Зарубежья.
Последний номер «Православной Руси» словацкого периода вышел в Братиславе 22 октября 1944 года.
После переезда большей части братии Свято-Троицкого монастыря преподобного Иова Почаевского в Джорданвилль, печатание журнала возобновляется там. Первый номер вышел в США 31 января 1947 года. В 1949 году в Джорданвилль прибыл священник Кирилл Зайцев, впоследствии архимандрит Константин, возглавивший редакцию «Православной Руси». Он руководил изданием в течение 30 лет.
С 1988 по 2001 год возглавлял редакцию издательства «Православной Руси» преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии А.В. Псарев].
* * *
«Есть на земле силы, которые ненавидят Русь. Блаженную Русь, принявшую во младенчестве своём юродство креста, сохранившую в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущие его в сердце истинный свет миру. Эти силы ненавидят Святую Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего, искала Царства Божия и правды его и находилась в живом общении с небом. В России Небо было неотделимо от земли. Человек Руси Святой всегда знал, что главной целью для него было стяжание небесных благ. И этого человека злые силы будут уничтожать в России, отводя его от Бога. А затем успокоятся, решив, что с Россией покончено. Но Россия, опираясь на святые истины православной веры, возродится. Найдутся подвижники, которые выступят на брань против начальств, против властей, против духов злобы поднебесных […]
Помнится, как Батюшка сказал мне: «Посмотри в окно».
Я подошел к окну – там деревья, за ними дома виднеются. И вдруг все как будто расплылось – и открылся вид на Финский залив, воды которого были заполнены множеством кораблей с разноцветными флагами.
«Что видишь?»
«Корабли, батюшка, много кораблей на Финском заливе».
«А сколько их?»
«Да разве возможно сосчитать?»
«Тысяча шестьсот. Наступит время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри. На таких кораблях прибудут в Россию язычники, неверующие, чтобы принять крещение. Ибо через Россию будет сиять свет миру. Многие приедут, чтобы помолиться, полюбоваться на Русскую землю, прикоснуться к ее святыням – и все это сбудется. И такая благодать будет дарована, что люди станут обращаться к Богу, и сердца их откроются, и ум просветится – и все это дар Господа. Но это ненадолго – лет на пятнадцать, потом придёт антихрист […]» (протоиерей Василий Швец, «Воспоминания о Вырице и о старце Серафиме», «Русь Державная», № 6, 1994).

К сожалению, протоиерей Василий Швец не поделился теми источниками, из которых он черпал свою информацию о «пророческих словах» старца Серафима Вырицкого.
Не будем забывать, что сохранение пророчеств никогда не входило в обязанность православных священников. Первые усилия в этом отношении стали предприниматься только после 1884 года со стороны Высшей церковной власти в виде периодически появлявшихся инструкций «О собирании и должном хранении на местах в епархиальных архивах прорицаний блаженных мужей и женок» (1884, 1888, 1896, 1902 гг.). Но практически ими мало руководствовались в повседневной жизни, так как сами «обстоятельства времени» и условия церковной жизни тех дней неизменно сводили на нет все эти «благие начинания» Церковного руководства.
С 1917 года ситуация вообще резко изменилась.
Известно, что многие (если не все) преосвященные епископы, после 1920 года, наученные горьким опытом административной деятельности, сознательно, «страха ради» перед ВЧК и ГПУ, систематически предавали уничтожению все поступавшие в их руки бумаги, коль скоро в них миновала практическая надобность, а также каждый, согласно «своему усмотрению», «чистил» архивы «на всякий случай».
Поэтому сохранение пророчеств осуществлялось лишь благодаря остроумной практики русского народа (и это следует особо отметить и подчеркнуть). Раз нельзя было открыто печатать, то пророчества распространялись среди населения в копиях или в списках по линии Самиздата. Это мероприятие, возникшее стихийно, как замена полнейшего отсутствия вообще какой бы то ни было печати, немало помогло проникновению в широкие круги верующих основных пророчеств.
Правда, и это тоже следует отметить, иногда с некоторым количеством «дописок», или как написала Анна Сергеевна Иговская (1907-1994):
«В то время отец Варнава уже давно, с начала болезни, приковавшей его к креслу, принял схиму с именем Серафим. Ни о каком «стоянии» на коленях 1000 суток не могло быть и речи. Это – благочестивая выдумка, но всё же выдумка».

Поэтому и фраза иеросхимонаха Серафима Вырицкого: «Мы, слава Богу, не доживем до этого злодеяния, не изопьём чашу горького стыда за Церковь, но тогда же из Казанского собора пойдут крёстные ходы в Александро-Невскую Лавру» – это тоже, скорее всего, благочестивая выдумка, ибо в первой статье журналиста А.Н. Новикова «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)» («Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 1990, № 1, стр. 35) – её нет. Данная фраза появилась в тексте только в 1993 году из-за «благочестивого намерения» усилить «пророческую» часть текста.
* * *

Святой прп.Серафим Вырицкий обладал несомненным пророческим даром.

Предсказание старцем в 1927 г. патриаршего служения архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) и приближающихся жестоких гонений; пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней нашего оружия ; предвидение о. Серафимом кончины прот. Алексия Кибардина через пятнадцать лет после собственной, а также точное прозрение судеб многих людей ныне стали неоспоримыми фактами.

Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939г. стихотворения "Пройдет гроза над Русскою землею..."


"Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит."


В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, о. Серафим открыто говорил о ее грядущем возрождении. Рассказывал о. Серафим о возрождении конкретных обителей - Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева и др. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.

Говорил о. Серафим, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения...

Родственники и близкие духовные чада о. Серафима отмечают, что далеко не все виделось старцу в радужных тонах.

"Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, - говорил батюшка, - с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру".

В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. "Если русский народ не придет к покаянию, - говорил батюшка, - может случиться так, что вновь восстанет брат на брата" .

Несколько важных предсказаний о. Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей владыки Феофана Полтавского.

Это было сразу после войны. Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма подходили к о. Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: "Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало - война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах..." А старец на это ответил: "Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (Эти слова о. Серафим повторил трижды.) Но кто жив останется - какая будет у того хорошая жизнь..."

После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: "Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние..."

Вырицкий старец не раз говорил, что Россия обладает бесценным сокровищем - она является хранительницей святой православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Не процветающий Запад, где конечной целью всего сущего является земное благополучие человека, а Русь, блаженная Русь, принявшая во младенчестве своем юродство Креста, сохранившая в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущая его в сердце своем, есть истинный свет миру. Та Святая Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего искала Царства Божия и правды Его и находилась в живом общении с небом. Вечная сила и красота Православия заключается в чудном единстве небесного и земного.

Монахиня Серафима (Морозова) вспоминала, как старец, описывая одно из своих духовных созерцаний, говорил ей:

"Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера - выше всех. Это вера православная, истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал..."


Соединивший дыхание свое со сладчайшим именем Иисусовым, отец Серафим видел в умной молитве бесценное средство для стяжания душевного мира и спасения:

"В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной".


Вырицкий старец советовал как можно чаще читать молитву св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...". "В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека", - говорил батюшка. Грех осуждения о. Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени. "Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его" , - говорил вырицкий старец.

Отец Серафим был глубоко убежден в том, что человек должен готовить себя для Вечности. При этом старец настоятельно советовал ни в коем случае не принимать никаких видений, явлений и гласов из мира духовного, а сам тщательно скрывал свои сверхъестественные дарования от людей, никогда не творя чудес или подвигов напоказ. "Плотские, грешные человеки недостойны видеть ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого", - назидал ближних батюшка Серафим.

Вырицкий подвижник своей жизнью ответил на многие вопросы, которые волнуют ищущих спасения в современном бушующем мире. Долгие годы шел о. Серафим путем незаметного, будничного подвига. Это скрытый от посторонних глаз подвиг, совершаемый во внутреннем уединении, где нет места разгорячению и раздражительности, унынию и отчаянию. Это ежедневный подвиг деятельного покаяния, поста и молитвы; подвиг реальных и посильных дел, совершаемых Христа ради и во имя любви к ближним. Это тихое, но твердое стояние в вере, которое требует много большего мужества, чем сиюминутное горячение и самые громкие подвиги и чудеса. Там, где бушуют страсти, нет места благодатному миру Христову.

Обобщая слова древних отцов о подвижниках последнего времени, свт.Игнатий Брянчанинов пишет: "Те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди них знамений и чудес... Они пойдут путем делания, р а с т в о р е н н о г о с м и р е н и е м, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями". Шествуя именно таким путем - путем делания, растворенного смирением , прп.Серафим Вырицкий достиг высот подвижничества, уподобившись своим наставникам и небесным покровителям - преподобным Серафиму Саровскому и Варнаве Гефсиманскому.




Отче Серафиме, моли Бога о нас, грешных!



error: Content is protected !!