Типы культовых сооружений и их краткая характеристика. Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя

Принято считать, что Древний мир — это совокупность цивилизаций, существовавших на земле с доисторических времен до начала средних веков. Рамки весьма условны - для они свои, для Америки — свои (начало колонизации континента европейцами).

Удивительное наследие

В этот временной отрезок существовало несколько цивилизаций со своей культурой. До наших дней сохранились знаменитые сооружения и постройки древности. Их не так мало, но к самым ярким объектам наследия прошлого относятся такие как «Город в небесах» или Мачу-Пикчу в Перу, храм Юпитера Баальбек в Ливане, знаменитые египетские пирамиды Гизы, пригород Каира. В список древностей входят акведуки Римской империи, возникшие в первом веке нашей эры застеклённые окна Александрии, остатки греческих храмов, Джерванский акведук в Ираке, бетонные купола римских храмов.

Близкие нам цивилизации

На каждом континенте обязательно есть древние объекты. Но для жителей Европы (в географическом понимании этого слова) Древний мир связан в первую очередь с Грецией и Римом, с египетской Клеопатрой, поскольку ее любили и Юлий Цезарь, и Антоний.

Кроме того, они и другие древнеримские императоры мечтали поработить Египет. Русские литература и искусство вплоть до начала XX века связаны с мифами Греции и Рима. А средиземноморские цивилизации считают колыбелью человечества. Поэтому рассматривать подробнее знаменитые сооружения и постройки древности нужно начать с Греции и Рима.

Акрополь - жемчужина мировой архитектуры

В Греции очень много памятников еще доисторических времен, а руинами древнегреческих дворцов и культовых мест усеяна вся страна. Перечесть их довольно трудно, но есть объекты, которые считаются символам Древнего мира. Самый главный из них Акрополь, находящийся в континентальной части страны в городе Афины. Это своеобразная крепость, стоящая на холме, высота которой достигает 156 метров в высоту, в ширину она равна 300 м, в длину — 170. Это хорошо укрепленный верхний город, возвышающийся над незащищенным нижним. Акрополь был местом, где размещались капища богов, покровителей данного города, в нем жители могли прятаться во время войны. Величественный афинский Акрополь является Его история хорошо изучена.

Парфенон - доминанта Акрополя

Необходимо отметить, что скульптуры и статуи из этого Акрополя находятся во многих музеях мира. В нем расположен 21 объект, самым значимым из них является Парфенон — визитная карточка не только Греции, но и всего Древнего мира.

Входящий в список «Величайшие храмы мира», он был построен на фундаменте более древнего храма в V веке до нашей эры зодчими Калликратом и Иктином. Он господствует над всей местностью. Это идеальное, гармоничное сооружение богато уникальными особенностями. Но о каждой мельчайшей его детали написаны десятки книг. Единственное, что можно отметить, — он весь по периметру окружен колонами (такая форма называется периптером). Именно это делает храм неотразимо прекрасным.

Афины — сокровищница древней архитектуры

Другие сооружения Древней Греции на территории священного центра Акрополя представлены такими храмами, как Эрехтейон, посвященный легендарному афинскому царю Эрехтею, Ареопаг (орган власти), храм Афины-Ники. На территории всей столицы находятся руины и многих других храмов, так как вся Греция — музей древней культуры под открытым небом. Это храмы Зевса Олимпийского, Ники Аптеры, Аполлона в Дельфах, Посейдона на мысе Сунион, Геры на полуострове Пелопоннесе, Деметры в Элевсине. Это самые знаменитые сооружения и постройки древности, созданные в Греции.

Приоритет культовых сооружений

В более поздний период в Афинах было построено одно из первых метеорологических сооружений - Башня Ветров высотой 12 метров, с диаметром основания - 8 м. Параметры этих древних музеев совершенны, они лежат в основании всей архитектуры и изучаются всеми зодчими мира.

Из всех вышеперечисленных объектов древности только Ареопаг является административным зданием, все остальные - это культовые сооружения. Крупнейшим святилищем является Олимпия, что расположена на полуострове Пелопоннес. В ней царил культ Зевса.

Главная визитная карточка Рима

Великая Римская империя - старейшая цивилизация Средиземноморья, вышедшая из Древней Греции. По преданиям, прямые потомки Энея, героя Троянской войны, братья Рем и Ромул, вскормленные волчицей, основали Рим и величайшую империю, которая подарила миру великую культуру.

Сооружения древнего Рима в этой статье представлены 10 величайшими архитектурными образцами, с которыми знакомы многие жители Земли, даже далекие от учености. Кому не известен Колизей — главный символ Рима? Наполовину разрушенная внешняя трехъярусная стена окружает овальную арену. В древности общее количество арок на стене - 240, 80 из них находятся в нижнем ярусе. В арках первого и второго этажей стояли скульптуры — работы лучших мастеров Рима.

Самые яркие и характерные

Аппиева дорога тоже знакома многим, потому что о печальной кончине сподвижников Спартака, прикованных живыми к столбам, расположенным вдоль нее, знают со школьной скамьи. Да и финальные кадры культового американского фильма тронули кинолюбителей многих стран мира.

Знаменитые сооружения и постройки древности, находящиеся в древней столице, достойно представляет Римский форум, который уже во времена царствования Тарквикия Гордого стал центром политической, культурной и религиозной жизни Римской империи. Здесь находятся храмы Весты, Веспасиана и Сатурна. С каждым из них связаны трагические или счастливые страницы древней истории. К началу II века нашей эры относится прекрасно сохранившаяся Траянская колонна. 185 ступеней, расположенных внутри, выходят на смотровую площадку, находящуюся на 38-й высоте. Скульптор Аполлодор Дамасский воздвиг ее в 114 году. Она символизирует победу над даками.

Следующие в списке

Уникален римский Пантеон - храм всех богов. Построенный в 126 году нашей эры, он возвышается над Пьяцца-делла-Ротонда.

Как выглядели знаменитые сооружения и постройки древности, можно узнать, взглянув на мраморную Триумфальную арку Тита. Возведено это старейшее сооружение в 81 году в честь взятия Иерусалима. Возвышается арка над Via Sacra. Однопролетная, она имеет высоту в 15,4 метра, ширина достигает 13,5 м, глубина пролета около 5 метров, его ширина - 5,33 метра. В такие ворота могла заехать любая колесница, в том числе и квадрига. Сохранились барельефы, запечатлевшие Тита с трофеями. Иудейский храм был им до основания уничтожен, а победителям досталась его главная святыня - минора. Все это можно увидеть на барельефе.

Знаменитые римские бани и уникальные храмы

Продолжают список шедевров древнеримской архитектуры. Откуда взялось это название? Каракалла - прозвище жившего в III веке нашей эры. Древнеримские бани - это особый мир, где элита общества развлекалась, занималась спортом, вела интеллектуальные споры, заключала договоры. Антураж соответствовал: стены и собственно купели изготовлялись из лучших сортов мрамора, везде стояли скульптуры, в том числе и статуя Аполлона Бельведерского.

Седьмую строчку в списке «Архитектурные сооружения Древнего Рима» занимает композиция из двух храмов разной конфигурации - прямоугольного и круглого. Эти храмы возведены в честь Портуна (покровителя портов) и Геркулеса. Расположены они на левом берегу Тибра, в том самом месте, куда раньше причаливали суда.

Мавзолей и катакомбы

Под восьмым номером находится Марсово поле — левобережная часть Рима. За ним следом значится Мавзолей Адриана - архитектурный памятник-гробница для императорской семьи. На квадратном со стороной, равной 84 метрам, постаменте установлен цилиндр диаметром 64 метра, увенчанный статуей императора в образе бога Солнца, управляющего квадригой (упряжка из 4 лошадей). По назначению это огромное сооружение не использовалось, оно стало стратегическим объектом.

Последними в списке самых главных архитектурных шедевров Римской империи идут знаменитые Катакомбы. Это сеть строений (всего их 60), соединенных между собой и предусмотренных для погребений (около 750 000 захоронений), общей протяженностью 170 км. Большая часть из них тянется вдоль Аппиевой дороги.

Шедевры Востока

Великие мира достойно пополняет еще один грандиозный памятник. Это Великая Китайская стена, протяженность которой от края до края равна 21 196 километрам. Возведенная одной пятой (ровно миллион) населения страны в III веке до нашей эры, она четко фиксировала границы государства и делала Китай неприступным. Это уникальный памятник древности. А пагоды и буддийские монастыри Индии? Это ведь тоже памятники старинного прошлого.

Первые русские жемчужины архитектуры

Все вышеперечисленное, как и сооружения Древней Руси, относится к великому мировому наследию. Только наша цивилизация по сравнению с другими является молодой. Самой древней в нашей стране считается архитектура Новгорода, Пскова и Киева, в котором с 989 по 996 год возводили Десятинную церковь, разрушенную Батыем.

Следующим древнейшим по нашим меркам архитектурным памятником Киевской Руси является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, хорошо сохранившийся и сейчас, затем Софийский собор Киева. В основе первых крестово-купольных сооружений всегда лежал крест, а венчался храм куполом. Такие церкви являются основным типом древних культовых сооружений Руси.

Византийские мастера и их детища

Первые каменные храмы строили приглашенные из Византии мастера. Русские культовые сооружения не повторяли слепо византийскую архитектуру. Нашим церквям присуща яркая индивидуальность. Ярослав Мудрый активно и с размахом занялся строительством. Он, озабоченный тем, что огромная страна только-только приняла новую религию, хотел утвердить ее грандиозным строительством храмов. Самым большим, не имеющим на ту пору аналогов нигде, даже в Византии, стал 5-нефный 13-купольный заложенный в 1017 году.

Торжество православия

За ним последовали софийские соборы Новгорода (1045-1050) и Полоцка (1060). Они тоже считались 5-нефными, хотя большинство русских храмов — 3-нефные. Купол поддерживался внутренними столбами - отсюда и названия: 4-, 6-, а то и 8-столпные.

Специально приглашенными греками был в 1073-1079 годах построен Успенский собор Киево-Печерской лавры. Этот храм, получивший название «Великая церковь», стал образцом для строящихся по всей стране православных сооружений. Такие культовые постройки, как Выдубецкий монастырь в Киеве (1070-1081), Спас-на-Бересте (1113-1125), относятся к новому типу соборов, так как все они имели пристройку (нартеск) с лестницей. У самых древних храмов притворов вообще не было.

С момента строительного бума, развернутого Ярославом Мудрым, все Великие князья занимались активным градостроительством. Кроме архитектурных памятников, потомкам остались шедевры прикладного искусства и литературы. «Повесть временных лет» впервые упоминается в 852 году.

Далее познакомимся с традиционными буддийскими храмами. Для этого отправимся в Юго-Восточную Азию, на остров Ява в Индонезии, где наиболее полно представлены традиции буддийской храмовой архитектуры. В центральной части острова находится один из крупнейших памятников буддизма – Борободур, что в переводе означает «множество будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.

Храмовые постройки Борободура представляют собой кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Борободур состоит из девяти частей: из прямоугольного основания, пяти квадратных террас и трех круглых ярусов, нанизанных на одну ось, как кольца игрушечной пирамидки. Но только непосвященным этот храм представляется нагромождением круглых и квадратных террас. Паломники, приходившие сюда еще в VIII-IХ веках, за помощью и утешением видели во всем нечто большее.

Храм Борободур воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Все его постройки и декоративное убранство имели символический смысл, отражающий представления верующих об устройстве мироздания. Посмотрите на план Борободура и вы заметите круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли. Квадрат воспринимался знаком земли. А круг – знаком неба. Таким образом, круг, вписанный в квадрат, символизировал Вселенную.

Более того, Борободур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх, то есть с буддийским учением о священном пути к просветлению. Паломники, преодолевая путь по открытым галереям, расположенным на разных уровнях, обретали различную степень такого просветления. Цель их восхождения к вершине - посещение ступы - колоколообразной башни со шпилем без каких-либо внутренних помещений. Скульптура и рельефы, украшающие этот памятник, также призваны были воплощать буддийское "постижение истины". В них воспроизведены многочисленные сцены из земной жизни Будды, а поэтому в целом Борободур воспринимается как грандиозная иллюстрированная книга буддизма.

В Х-ХI веках Боробудур был заброшен, на много лет это «восьмое чудо света» поглотила пышная тропическая растительность. Лишь в 70-е годы ХХ века по инициативе ЮНЕСКО Борободур отреставрировали. И вновь он обрел множество паломников и посетителей со всех концов света.

Не менее примечательны культовые постройки ислама. Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть (от арабского – «место для совершения земных поклонов»). Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований. Необходим был лишь открытый, огороженный широкий участок, где молящиеся, разместившись поперечными рядами, обращались лицом в сторону Мекки. В мечети не должно было быть объектов поклонения и изображения живых существ.

Со временем сооружение мечети потребовало выполнения многих условий. С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напоминающий крепость, окруженную глухими стенами, в которой намечены входы. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесенного арочными галереями.

Внутри мечети в одной из стен располагался михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Лицо молящегося обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Бога. Справа от михраба воздвигался минбар – место на возвышении, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.

С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама, рядом с резиденцией правителя строили так называемые соборные мечети, в которых хранили казну и важнейшие документы. Здесь объявляли указы, вели судебные разбирательства. До X –XI веков в них преподавали различные религиозные дисциплины, а иногда они служили местом ночлега для странствующих паломников. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном - арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть во владения Аллаха.

С конца VIII века радом с мечетью стали возводить минареты (от арабского – « маяк») – башни, с верхней площадки которых священник(муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их число не должно превышать количество минаретов в священной Мекке (т. е. должно быть не более восьми). Таким образом, минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Если же минарет стоит отдельно, то ему дают свое название.

Например, минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название – Башня Победы. Чрезвычайно строгий по архитектуре, он достигает в высоту 73 метров, а диаметр его основания равен 16 метрам. Минарет опоясан пятью ярусами балконов и украшен орнаментальными росписями. По направлению вверх ярусы постепенно уменьшаются как по высоте, так и в диаметре, что еще в большей степени подчеркивает его устремленность вверх, в небо. Над третьим ярусом в красный песчаник, основной строительный материал, вделаны полосы белого мрамора, придающие ему особую нарядность и праздничность. До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.

В подобный архитектурный комплекс нередко входит медресе – мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения – худжры, в которых проживают семинаристы. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) – жемчужины архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал с расположенными в глубине дверями. Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена фасада заставляет входящего сюда остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему легкость и нарядность. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.

Задание для самостоятельной работы

1.Каково устройство буддийских храмов? Что представляет собой Борободур - крупнейший памятник буддийской архитектуры? Какое отражение в нем нашли представления верующих об устройстве мироздания?

2.Расскажите о традиционных культовых сооружениях ислама: мечетях, минаретах, медресе. Какие шедевры исламской архитектуры вам известны? Опишите некоторые из них более подробно.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

Культовые сооружения играли и играют заметную роль в формировании планировочной структуры населенных пунктов. Культовое зодчество Беларуси, в целом, представлено следующими типами зданий и сооружений: каплицы, колокольни, церкви (православные, униатские, старообрядческие), костелы, мечети, синагоги, мемориальные памятники.

Ниже рассматриваются лишь постройки православной веры.

Каплицы. Согласно православному словарю это отдельные постройки с крестом на крыше, в которых могут совершаться отдельные виды служб. В XVIII−XIX вв. каплицы возводились на кладбищах, возле населенных пунктов, на площадях как для совершения религиозных мероприятий, так и в ознаменование каких-нибудь важных событий.

Каплицы строили двух видов: открытые столбовые и с закрытым внутренним пространством. Самые простые из открытых каплиц состоят из одного или нескольких столбов, на которых покоится пирамидальная крыша. Под крышей – икона или резная фигурка святого. Такие упрощенного вида каплицы размещались на перекрестках дорог либо у въезда в населенный пункт.

К более сложному виду сооружений можно отнести каменные каплицы в виде четырехугольной башни высотой до 3−3,5 м под четырехскатной крышей. В стороне, обращенной к улице, устраивалась ниша с арочным завершением, на плоскости которой размещался крест.

Другой вид – квадратная в плане со стороной около 2 м каменная или деревянная каплица в виде навеса, завершенного четырехскатной крышей. Под навесом размещался крест или столбовой алтарь. Такие каплицы возводились в центрах сел или на перекрестках больших дорог.

Более усложненный и основательный тип – деревянная каплица, состоящая из одного сруба с небольшим крыльцом со стороны входа. Это наиболее распространенный тип кладбищенских каплиц. В дальнейшем к ней пристраивался еще один сруб, и она превращалась в церковь с притвором и основным помещением, где устраивался небольшой иконостас.

На больших городских кладбищах до наших дней дошли каплицы – мемориалы. Как правило, это каменные постройки квадратной в плане формы с двускатной кровлей. Вход каплицы акцентируется колонным портиком.

Колокольни. Отдельно стоящие колокольни обычно возводились перед главным входом в церковь, в углу ограды или над воротами. По конструктивному решению они были двух типов – открытые столбовые и башенные. Основа первых – врытые в землю столбы с облегченной пирамидальной крышей. Наибольшее распространение имели колокольни башенного типа, как правило, квадратной в плане формы. Как отмечает С. А. Сергачев, определяющим в композиционном построении колоколен Беларуси являлась их ярусность. По объемному построению можно назвать одно-, двух-, трех- или четырехъярусные. Конструктивно это были каркасные, рубленые или смешанные сооружения. В последних – нижний ярус рубленный, а верхние – каркасные. Всем этим деревянным колокольням, возводившимся в Беларуси, по свидетельству А. И. Локотко, С. А. Сергачева, Ю. А. Якимовича, присущи стройность пропорций и выразительный силуэт. Размеры плана верхних ярусов меньше, чем нижних. Подобное соотношение обеспечивало устойчивость и прочность этих сооружений. Верхний ярус, где устанавливались колокола и требовалось максимальное его раскрытие, выполнялся из легких, прочных, обычно каркасных конструкций (рисунок 3.1).


Следует отметить, что как отдельно стоящие сооружения колокольни в Беларуси существовали только в деревянном зодчестве. Как отмечается, каменные и деревянно-каменные колокольни в XVIII − начале XX века встречались редко, в отличие от России и Украины, где каменные колокольни были широко распространены. В Беларуси каменные колокольни стали частью основного культового сооружения, возвышаясь над верхними ярусами притворной части церкви.

Мемориальные памятники. Распространение православной веры коренным образом изменило взгляды на сущность жизни и смерти, непосредственно отразилось на обряде похорон. В христианскую культуру похорон многое пришло из традиций предыдущих столетий. Известный с дохристианских времен надмогильный камень или обелиск дополняется крестом и становится памятником. В Белорусском Полесье на сельских кладбищах наиболее распространенными являлись деревянные памятники – кресты. В городах и больших населенных пунктах были распространены кованые и литые чугунные кресты. В XVIII−XIX вв. в архитектуре этих кладбищенских памятников можно выявить желание внести элементы украшения и символики. В конце XIX – начале XX века на городских кладбищах возводятся памятники из красного, черного, серого гранита или мрамора, дополняемые скульптурными формами, медальонами и памятными досками из чугуна или бронзы.

Кладбища размещались с учетом особенностей ландшафта. В населенных пунктах, полесской низменности они находятся, обычно, на залесенных песчаных возвышенностях. Участки кладбищ как часть селитебной территории имели и имеют определенное эмоционально-символическое значение. В традиционном понимании наших предков и современников кладбища – это места памяти и встречи с ушедшими из жизни. Кладбища имеют конкретную межу, в качестве которой служит деревянная или металлическая ограда как элемент черты между реальной действительностью и неизведанностью после смерти.

Органичным завершением пространства кладбищ являлись кладбищенские каплицы или церкви, служа своеобразным символом связи между реальной и загробной жизнью. В качестве образа памяти об ушедших является дошедшая до нашего времени традиция высаживать на кладбищах деревья.

Церкви. Распространение христианства на восточнославянские земли обусловило появление в городах и крупных поселениях Древней Руси деревянных и каменных храмов. Появление этих сооружений имело огромное общественное, духовное и эмоциональное значение. Особенно велико было значение каменных храмов, учитывая, что вся жилая общественная застройка городов велась из дерева. Такие храмы, основными из которых являлись Софийские соборы, становятся центрами городов, вертикальными доминантами их силуэта, символами значимости для всех близлежащих поселений, отражением политической и экономической значимости княжеств. Первый храм христианской мудрости (София) на землях Беларуси был возведен в середине XI века в Полоцке. В XII веке культовые сооружения возводятся на территории, окружающей полоцкий детинец. По свидетельству археологов, в те же годы каменные храмы возводятся и в других городах и княжествах в границах нынешней Беларуси. В южных районах, на территории современного Белорусского Полесья каменное культовое строительство XII века может быть представлено выявленной в середине XX века церковью в Турове. По свидетельству О. А. Трусова, церковь следует отнести к киевской архитектурной школе. Её основные отличия: стены ровнопластовой каменной кладки без утопленных рядов и введения декоративных элементов, в качестве которых использовались разноцветные валуны. На протяжении XI−XIII вв. укоренились и получили дальнейшее развитие основные планировочные типы церквей: однонефовые, одно-, трехапсидные, трехнефовые и крестовые, с тремя притворами у западной, северной и южной сторон основного объёма здания. Именно они явились первоосновой формирования двух направлений архитектурно-художественной композиции храмов Беларуси: линейно-осевой и крестово-центрической.

В начальной стадии культового строительства обозначалась прямая связь композиционного построения каменных и деревянных церквей. Предполагают, что сначала возводились деревянные церкви в качестве временных сооружений на площадках, где затем вырастали каменные постройки.

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть храма и алтарь. Алтарь следует обращать на восток. Путь верующего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение от тьмы к свету, от зла к Христу.

Непреложным элементом православных церквей со времен Византии является купол. Купол дает чувство безопасности, выражает заступничество, направляемое Божией Милостью, а сферичность его линий – единение всех христиан в Церкви. Форма купола бывает разной в зависимости от местных традиций и времени постройки, начиная от полусферы (характерной для византийских, греческих и сербских церквей), древнерусского «шлема» и, наконец, луковичной главы.

В последующих разделах освещены вопросы строительства деревянных и каменных церквей на территории нынешней Беларуси и, в частности, в Белорусском Полесье.

Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид» (мн. ч. - масаджид), в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада » - падать ниц - в значении места, и означает «место поклонения» , «место совершения земного поклона» . Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Другое возможное происхождение слова от mäsdžid al Jamii - «пятничное, или соборное, моление» .

Мечеть служит для сбора мусульман для общего совершения молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т.д . Первой мечетью была Кааба . По словам пророка Мухаммеда после Каабы была построена мечеть аль-Акса в Кудсе (Иерусалиме). Эти две мечети, а также мечеть Пророка в Медине являются местами паломничества мусульман. В первые годы зарождения ислама мусульмане совершали молитвы в специально отведенных для этого местах и зданиях в отдаленных районах Мекки. Сам Пророк совершал молитвы и в окрестностях Каабы. Затем центром мусульманской общины Мекки был дом Аркама. После того, как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам мусульмане получили возможность совершения намазов у Каабы . Однако первой мечетью в Мекке считается дом сподвижника пророка аль-Аркама . Вторую мекканскую мечеть основал Абу Бакр . После совершения хиджры пророк Мухаммад распорядился построить в пригороде Медины Кубе мечеть , после которой была построена Мечеть Пророка в Медине .

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций. Мечети могут быть квартальными, соборными , центральными или общегородскими, в виде открытой площади . У всех мечетей есть одна общая черта - они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла . От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла . .
К посетителым мечетей предъявляются следующие требования:

  • Одежда посетителя должна соответствовать предписаниям ислама (см. Одежда в исламе)
  • Перед входом в молитвенный зал необходимо снять обувь.
  • Перед посещением молитвы желательно совершить ритуальное омовение (вуду).
  • Перед тем как присесть, мусульманам желательно совершить «молитву приветствия » или любой другой намаз.

Элементы мечети

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду) .

  • Михраб - ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
  • Аназа («стрела») - стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
  • Минбар - отличительный признак соборной мечети - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
  • Максура - её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это - квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
  • Дикка - специальные платформы, стоя на которых муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых - хаузы .

Напишите отзыв о статье "Культовое сооружение"

Примечания

Отрывок, характеризующий Культовое сооружение

Князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим.
– Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, – сказал он.
– Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. А ты подумай, Andre, для молодой и светской женщины похорониться в лучшие годы жизни в деревне, одной, потому что папенька всегда занят, а я… ты меня знаешь… как я бедна en ressources, [интересами.] для женщины, привыкшей к лучшему обществу. M lle Bourienne одна…
– Она мне очень не нравится, ваша Bourienne, – сказал князь Андрей.
– О, нет! Она очень милая и добрая,а главное – жалкая девушка.У нее никого,никого нет. По правде сказать, мне она не только не нужна, но стеснительна. Я,ты знаешь,и всегда была дикарка, а теперь еще больше. Я люблю быть одна… Mon pere [Отец] ее очень любит. Она и Михаил Иваныч – два лица, к которым он всегда ласков и добр, потому что они оба облагодетельствованы им; как говорит Стерн: «мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали». Mon pеre взял ее сиротой sur le pavе, [на мостовой,] и она очень добрая. И mon pere любит ее манеру чтения. Она по вечерам читает ему вслух. Она прекрасно читает.
– Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? – вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
– МНЕ?… Мне?!… Мне тяжело?! – сказала она.
– Он и всегда был крут; а теперь тяжел становится, я думаю, – сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.
– Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая то гордость мысли, – сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, – и это большой грех. Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration, [глубокого уважения,] может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним. Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.
Брат недоверчиво покачал головой.
– Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.
– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.

Религия всегда занимала и продолжает занимать огромное место в жизни человечества, поэтому и культовых религиозных сооружений в нашем мире невероятное множество: церкви, соборы, храмы, часовни...

Возводимые в основном по определённым канонам, они часто очень похожи друг на друга, практически, как 2 капли воды. Например, Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге и Сан Пьетро в Ватикане. Но во все времена существовали церкви, отличающиеся от своих "сородичей". В этом посте представлены самые оригинальные и удивительные церкви древнего и современного мира.

Хатльгримскиркья


Это лютеранская церковь в Рейкьявике, столице Исландии. Это четвертое по высоте здание во всей стране. Проект церкви был разработан в 1937 году архитектором Гудйоуном Самуэльсоном, а на её постройку ушло 38 лет. Церковь находится в самом центре Рейкявика, видна из любой части города,стала одной из главных его достопримечательностей, а также используется в качестве обзорной вышки.

2. Преображенская церковь на острове Кижи


Церковь Преображения Господня на острове Кижи в Карелии — это абсолютный шедевр деревянного зодчества и плотницкого искусства. Церковь была построена в 1714 году и входит в архитектурный ансамбль Кижского погоста, включённого, кстати, в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основой сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без единого гвоздя. Гвозди есть только в куполах.

3. Кёльнский собор


Римско-католический собор в Кёльне (Германия) построен в типичном готическом стиле. Сейчас он занимает третье место среди самых высоких церквей мира, хотя по окончании строительства в начале 1800гг 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием. Кроме того, он входит в число памятников всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма — в 1248-1437 гг. и в 1842-1880 гг.

4. «Часовня фермеров»


Один из примеров современной необычной церковной архитектуры - это так называемая "Часовня фермеров" в Германии. Бетонная часовня на краю поля близ города Мехерних была построена местными фермерами в честь своего святого покровителя Брудера Клауса.

5. Надувная церковь


Transparent Church, надувную церковь, придумал философ из Голландии Фрэнк Лос (Frank Los). Её можно возвести в любом уголке земного шара, в любое время и при любых условиях. Например, на фестивалях и прочих массовых мероприятиях. В сдутом состоянии надувная церковь без проблем помещается в багажнике автомобиля, а в разобранном - вмещает в себя около 30 прихожан.

6. Мечеть шейха Зайда


Белокаменная мраморная мечеть шейха Зайда расположена в Абу-Даби. Это одна из шести самых больших мечетей в мире, открыта в 2007 году. А вот с марта 2008 года экскурсии по мечети доступны всем желающим, а не только мусульманам. В мечети разостлан самый большой в мире ковер и установлена самая большая люстра.

7. Мечеть в Тиране (концепт)


В культурный центр в столице Албании Тиране войдут мечеть, исламский культурный центр и Музей религиозного согласия. Международный конкурс на проект выиграло в прошлом году датское архитектурное бюро BIG.

8. Расписная церковь в Арборе


Расписные храмы — самые удивительные и знаменитые архитектурные достопримечательности Молдовы. Украшение церкви фресками и снаружи, и внутри больше не практиковалось практически нигде в мире. Каждый из этих храмов значится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

9. Арктический собор


Эта лютеранская церковь расположена в Норвегии, в городе Тромсё. По задумке архитектора внешне здание, состоящее из двух сливающихся треугольных конструкций, покрытых алюминиевыми пластинами, должно вызывать ассоциацию с айсбергом. По-моему, вполне похоже.

10. Часовня тернового венца


Эта необычная деревянная часовня расположена в Эврика-Спрингс, штат Арканзас, США. Часовня была возведена в 1980 году по проекту архитектора Е. Фэй Джонса. В здании светлой и просторной часовни в общей сложности 425 окон и практически нет стен.

11. Михайловский Златоверхий монастырь


Один из древнейших монастырей в Киеве состоит из Новопостроенного Михайловского Златоверхого собора, трапезной с церковью Иоанна Богослова и колокольни. Считается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом и именно оттуда на Руси пошла эта традиция.

12. Часовня кадетов Академии ВВС США


Расположена на территории военного городка и тренировочной базы филиала академии летчиков ВВС США, в штате Колорадо. Семнадцать рядов стальных рам, заканчивающихся пиками на высоте около пятидесяти метров, предают монументальность и, в то же время, лёгкость. Здание разделено на три уровня, и в его залах проходят католические, протестантские и иудейские службы, так как в академии учатся представители всех вышеперечисленных конфессий.

13. Соляной собор Сипакира


Этот колумбийский собор, высотой 23 м и вместимостью свыше 10 тыс. человек, высечен в твердой соляной скале. Чтобы попасть к алтарю, нужно пройти через тёмный тоннель. Изначально в этом месте была шахта, используемая для получения соли.

14. Собор Богоматери в слезах


В середине прошлого века в итальянском городе Сиракузы жила пожилая супружеская пара. У них была статуэтка Мадонны, которая однажды стала «плакать» человеческими слезами, в город устремились паломники со всего мира. В честь нее, на месте бывшего жилища пожилой четы, был построен огромный собор в форме бетонного шатра, возвышающийся над городом и прекрасно видный из любой его точки.

15. Церковь Святого Иосифа


Украинская Греко-католическая церковь Св. Иосифа в Чикаго была построена в 1956 году. Во всем мире она известна благодаря 13 золотым куполам, которые символизируют самого Иисуса и 12 апостолов.

16. Храм Святого Георгия


Это пещерная церковь. Она полностью вырубленная в скалах в эфиопском городе Лалибела. Здание представляет собой крест 25 на 25 метров, на столько же уходит под землю. Согласно легенде, чудо было сотворено в 13 веке по приказу царя Лалибелы всего за 24 года. В Лалибеле 11 храмов полностью, вытесанных в скалах и соединенных тоннелями между собой.

17. Церковь Утешения


Расположена в городе Кордове, в Испании. Церковь была спроектирована архитектурным бюро Vicens + Ramos в прошлом году по всем правилам строгого минимализма. Единственным отступлением от строго белого цвета является золотая стена на месте алтаря.

18. Собор — малая базилика Славной Богоматери


Высота 114 м + 10 м крест на вершине позволили ему завоевать звание самого высокого в Латинской Америке католического собора. Первичный проект собора предложил дон Жайме Луис Коэльо, а спроектировал собор архитектор Жозе Аугусто Беллуччи. Собор сооружался в период с июля 1959 по май 1972 года. Вдохновением для авторов послужила форма...вы не поверите! ... советских космических спутников!

19. Церковь Грундтвига


Эта лютеранская церковь является одной из самых знаменитых церквей датского Копенгагена и редчайшим примером культового сооружения, построенного в стиле экспрессионизма. Конкурс проектов будущей церкви выиграл в 1913 году архитектор Педер Клинт, строительство же продолжалось с 1921 по 1926 год.

20. Собор Пресвятой Девы Марии


Это кафедральный(самый главный) собор католической архиепархии Бразилиа. Храм построен в стиле модернизм по проекту известного архитектора Оскара Нимейера, который, кстати, получил за этот проект притцкеровскую премию в 1988 году. Здание состоит из 16 гиперболоидных колонн, символизирующих руки воздетые к небу, а пространство между колоннами закрыто витражами.

21. Ставкирка в Боргунне


Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей в мире. Она построена без использования металлических деталей предположительно в 1150-80 гг и находится в Норвегии. Количество деревянных деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи. Предположительно каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов.

22. Церковь Парапортиани


Эта ослепительно белая церковь расположена на греческом острове Миконос. Храм был построен в 15-17 веках. Он состоит из пяти отдельных церквей: четыре церкви построены на земле, а пятая - на этих четырех.

23. Собор Святого Семейства


Это фантастическое творение всемирно известного Антонио Гауди расположено в Барселоне, Испания. Она строится исключительно на частные пожертвования начиная с 1882 года, а удастся достроить не ранее 2026 года.Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны.

24. Храм Кайлаш


Индуистский Храм Кайлаш находится в Индии, штат Махараштра. Работы по его вырубке из цельной скалы начались в VIII веке и продолжались более 100 лет. Это один из крупнейших храмов в мире, соперничающий даже с Тадж-Махал в Агре, - сооружение занимает площадь в два раза больше афинского Парфенона в Греции. Храм поднимается более чем на 30 метров и почти вся его поверхность покрыта удивительной резьбой.

25. Миланский собор


Всемирно известный дуомо (главный собор) - четвертая по величине церковь в мире. Он расположен в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо строилось почти 5 веков и содержит целый "лес" шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн.

26. Собор Василия Блаженного


Православный храм расположен на Красной площади в Москве и также, как миланский дуомо, является одним из важнейших символов города. Это очень широко известный памятник русской архитектуры и одна из самых известных достопримечательностей России. Он был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. И это далеко не единственная легенда об этом удивительном сооружении.

27. Юбилейная церковь


Имеющая второе название, Церковь Милосердного Бога Отца — это общественный центр в Риме, построенный архитектором Ричардом Мейером в 1996-2003 годах с целью оживить жизнь жителей района. Храм построен из сборного железобетона. На треугольной площадке на границе городского парка в окружении 10-этажных жилых и общественных зданий населением около 3000 человек.

28. Нотр-Дам-дю-О


Паломническая церковь построена в 1950-55 гг. во французском городе Роншан. Архитектор Ле Корбюзье не был религиозен и согласился взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. Сначала непривычное бетонное здание вызывало такую бурю протестов местных жителей, что они даже отказывались подавать в храм воду и электричество. Но к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

29. Храм Лотоса


Автор проекта канадец Фариборз Сахба полностью оправдал название церкви. Храм в форме цветка лотоса расположен возле города Нью-Дели в Индии. Строительство велось с 1978 по 1986 года в большей части за счет средств заключенных бахаи Ирана.

30. Собор Лас-Лахас


Это один из самых посещаемых храмов Колумбии. Неоготический собор построен непосредственно на 30-ти метровом арочным мосту, соединяющим две стороны глубокого ущелья, строительство закончилось в 1948 году. Заботятся о храме две францисканских общины, колумбийская и эквадорская. Собственно, собор Лас-Лахас - залог мира и союза между двумя южноамериканскими народами.

31. Чесменская церковь


Или Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи это и ныне действующий православный храм в Санкт-Петербурге, находящийся на улице Ленсовета, памятник архитектуры в стиле псевдоготики, построенный в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.

error: Content is protected !!