Реализация закона и духовное развитие общества. Законы общественного развития

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ

(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Шкарин Денис Юрьевич,

учитель истории и обществознания МКОУ Нововоронежская СОШ №1

(Воронежская обл., г. Нововоронеж)

ГЛАВА III «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»

УРОК ПО ТЕМЕ: « Духовное развитие общества » (§28)

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ : познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур;

РАЗВИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов; анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия о социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами, продолжить развитие смыслового чтения;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ : формировать отношение к материальным и духовных ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.

ОБОРУДОВАНИЕ : мел, доска, учебник, мультимедийное приложение (презентация), раздаточный материал (притча к пункту 2).

ЛИТЕРАТУРА :

1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебников, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук. М.: Просвещение, 2014. – 415 с.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 272 с.

ТИП УРОКА : урок изучения новой темы с элементами рассуждения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : духовность, культура, субкультура, контркультура, европоцентризм, америкоцентризм, афроцентризм.

ПЛАН УРОКА :

1. Культура как явление общественной жизни.

2. Духовное развитие общества.

3. Субкультура и контркультура.

4. Проблема многообразия культур.

5. Диалог культур. Толерантность.

ХОД УРОКА (урок рассчитан на 45 минут):

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 МИНУТ)

Учитель приветствует ребят, все рассаживаются. Ребята, на прошлом уроке вы писали тест по главе: «Политическая жизнь современного общества», разберите свои работы и посмотрите оценки и ошибки. У кого есть вопросы по работам? Кто не согласен с оценками? Раз все согласны, мы приступает к новой теме.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (8 МИНУТ)

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать, сыну насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.

- Да.

- И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына.

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, что все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все!!! Но вот купить что-либо их вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет нечего!

Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И всем надо много трудиться, что бы ее достичь. Таким образом, мы сегодня с вами и поговорим об этом.

Запишите тему урока – Духовное развитие общества .

Откройте дневники и запишите домашние задание: §28 стр.289-295, написать эссе на тему: «Одиночество – союзник печали, оно же спутник духовного возвышения» Джебран Халиль (ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель).

    ЭТАП ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 МИНУТ)

    КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Мы неоднократно сталкиваемся с понятием «культура». В обществознание встречается, окала 200 определений этого понятия. Что же подразумевают ученые-обществоведы под этим понятием? Существует несколько подходов к пониманию культуры, давайте их запишем.

Основные подходы к пониманию культуры.

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни

Типологический

Культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

Деятельностный

Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

Ценностный

Культура – это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Культура и ее виды

Так что же такое культура? Какие есть подходы к ее изучению? Что представляет собой культура в широком и узком смысле? С чем связанна материальная и духовная культура? Обратите внимание на презентацию.

В широком смысле

Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Материальная культура

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека.

Духовная культура

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Т

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.

аким образом , на социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующем образом, записываем схему:

Раскрывает смыслообразующие идеи

Способствует самопознанию

Помогает самоутверждаться

Формирует ценностные ориентации

Удовлетворяет потребности в самосознании

Приводит к самореализации

    ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА .

Раздать тексты для самостоятельного чтения .

Прочитайте притчу. О чем в ней идет речь, выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им, о пути человека к мудрости, он сказал им:

- Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шёлк, проходит человек похожий путь к мудрости.

- Как это? - изумились ученики, - расскажи нам, Учитель.

- Первый шаг - шаг рождения, - начал Хинг Ши, - как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.

Второй шаг - шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице питается он тем, что сам не собирал, совершая своей второй шаг.

Третий шаг - шаг кокона. После того, как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем, спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг - сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек же, решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные, нити познания.

Пятый шаг - шаг закрепления, заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей, связывают в одну, более прочную шёлковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.

Тут, Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

- Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

- Шестой шаг - шаг соединения и гармонии, - ответил мудрец, - когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.

- Значит на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, - сказал Янг Ли.

- Но только на шестом она начинает приносить плоды, - улыбнулся Хинг Ши.

Каким же способом происходит духовное развитие общества? Как вы думаете? Посмотрите, пожалуйста, на презентацию, что вы видите? Какой можно сделать вывод?

Пути приращения духовного богатства

Путь преемственности

Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом, могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Элементами культурного наследия являются такие социальные нормы: обычаи, обряды, церемонии.

Путь новаторства

Культура развивается и за счет пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха, вне зависимости от материальных и иных условий существования людей, порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Не всегда современники могут по достоинству оценить новые явления в духовной культуре.


Далее необходимо класс разделить на две группы, первая группа «Субкультуры и контркультуры », вторая группа «Проблема многообразия культур ». Группам необходимо прочитать материал на страницах учебника и затем ответить на вопросы:

1 группа (стр.292-293) апишем схему, которая характеризует способы культурного взаимодействия, то что, нам сейчас рассказывали ребята из второй группы, только в сжатой форме.

Колонизация – простейшая форма взаимодействия и взаимопроникновения.

«Прививка черенка на чужое дерево » - черенок остается чужеродным элементом.

Взаимный равноправный диалог – в результате происходит обмен ценностями.

Естественно, у культурологов возникает вопрос: «Какая из множества культур внесла особый вклад в мировую культуру»? Но ответить на него крайне трудно, так как специфические критерии сравнения не позволяют сравнивать уникальные культурные достижения.

В наши дни выделяют несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне истории, так и на уровне обыденного сознания.

Открываем стр. 294 учебника и читаем по цепочке Мировоззренческие установки, затем смотрим на презентацию, и анализирует предложенную таблицу.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Установка

Сущность

Европоцентризм

Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизационного уровня, и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Америкоцентризм

Представители этого направления активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. История освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.

Афроцентризм (негритюд)

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Сторонники этого критерия относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с негритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ (5 МИНУТ)

Таким образом, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами на уроке узнали? Какие основные выводы можно сделать по данной теме? Есть те, кто не понял тему?

5. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 МИНУТЫ)

Хорошо, домашние задание вы записали, оценки за работу на уроке следующие…

Законы, обусловливающие протекание общественного процесса, то есть законы общества, как и законы природы, объективны. Это означает, что они возникают и функционируют независимо от воли и сознания людей. Однако законы общества ограничены социальным временем и пространством, так как они возникают и действуют только с определённого этапа развития универсума - с этапа становления общества, как его высшей материальной системы.

Законы общества, в отличие от законов природы, - это законы деятельности людей. Вне этой деятельности они не существуют. Чем более глубоко мы познаём законы общественного строения, функционирования и развития, чем выше осознанность их применения, тем предметнее протекают исторические события, осуществляется социальный прогресс.

Подобно тому, как знание законов и процессов развития природы даёт возможность с наибольшей целесообразностью использовать природные ресурсы, знание общественных законов, движущих сил развития общества позволяет его правящей национальной элите сознательно творить историю с использованием наиболее прогрессивных методов руководства и управления. Познавая объективные общественные законы и используя их, руководство страны может действовать неспонтанно, а научно выверено, с выстраиванием концепций и программ как в целом, так и по всем сферам жизнедеятельности, главное - целеполагающе и достаточно свободно.

Законы общества имеют различный характер и степень проявления. По своему характеру это могут быть законы строения, законы функционирования и законы развития; по степени - всеобщие, общие и частные.

В соответствии с собственной сущностью законы строения характеризуют социальную и общественную организационно-структурную динамику в тот или иной исторический период; законы функционирования обеспечивают сохранение общественной системы в состоянии относительной устойчивости, а также создают предпосылки для перехода от одного её качественного состояния к другому; законы развития предполагают вызревание таких условий, которые способствуют изменению меры и переходу в новое состояние.

В соответствии со степенью проявления к всеобщим законам относится триада философских законов (законов диалектики), действующих в природе и обществе (о них мы говорили в лекции VII).

К общим законам, действующим в обществе, относятся:

  • - закон влияния способа производства на характер общественного процесса (на становление, функционирование и развитие сфер общественной жизни и областей деятельности, структуру общества);
  • - закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, в специфике обратных связей;
  • - закон зависимости уровня персонификации индивида (формирования личности) от состояния системы общественных отношений;
  • - закон социальной и общественной преемственности (закон социализации);
  • - закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

К частным законам относятся законы, проявляющиеся в конкретной сфере жизни или области деятельности общества. Например, в сфере управления (политика) предметно функционируют такие законы, как "закон разделения властей", "закон приоритета прав личности над правами государства", "закон политического плюрализма", "закон приоритета права по отношению к политике", "закон возникновения и развития политических потребностей" и т.п.

В силу диалектики необходимости и случайности общественные законы, особенно законы развития, выступают чаще всего как тенденции. Они прокладывают себе дорогу через субъективные и объективные препятствия, социальные коллизии, через хаос непредсказуемых столкновений с противоположными общественными тенденциями. Столкновение различных тенденций ведёт к тому, что в каждый исторический момент общественного развития существует целый спектр возможностей для их осуществления. Поэтому, сознательно создавая условия, социум, общество способствуют реализации уже обусловленных ими (т.е. реальных) возможностей в наличествующую действительность, по сферам жизни и областям деятельности. Чтобы возобладавшая тенденция трансформировалась в закономерность (закон), необходимы разнообразные факторы, способствующие этому. Одним из таких факторов стали достижения (результаты) научно-технического прогресса. Сам научно-технический прогресс выступает как закономерность общественного развития. В силу этого одним из законов устойчивого общественного функционирования является закон соединения реальных возможностей общества (потенциала) с достижениями научно-технического прогресса. Этот закон историчен и объективирован во времени и пространстве общественными потребностями и способностями, связанными с предметным взаимодействием науки и техники

(начиная со второй половины XIX в.). Закон функционально проявляется во всех сферах жизни и областях деятельности общества. Открытие его состоялось в конце XX столетия автором курса лекций профессором В.П. Петровым. В новейшее время, в соответствии с законом, речь идёт о новационно-инновационном процессе, обусловленном возможностями общества.

В чём суть отличия проявления законов природы и общества?

Ответ: в механизмах реализации.

Объективность законов природы и общества очевидна. Законы выражают необходимую, устойчивую, существенную и обязательно повторяющуюся связь между процессами и явлениями. Но если в природе это связь как бы "застывшая" (камень, брошенный вверх, обязательно упадёт на землю - сила притяжения), то в социуме объективность законов связана с человеческим фактором, с личностью, с существом мыслящим, то есть способным как убыстрять, так и замедлять процесс общественного развития. Общественные законы историчны, они появляются и проявляются в определённые периоды становления и функционирования общества и открываются по мере его развития.

Механизм реализации общественных законов заключается в целеполагающей деятельности людей. Там, где люди разъединены или пассивны, общественные законы не проявляются.

Учитывая то общее, что есть у законов природы и общества и то, что их различает, они характеризуют общественное развитие как естественноисторический процесс (К. Маркс). С одной стороны, этот процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как природные процессы; с другой стороны, исторический, в том смысле, что он представляет собой результаты деятельности многих поколений людей.

Существуют понятия "объективных условий" и "субъективного фактора" в проявлении и реализации законов общественного процесса.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического характера), которые необходимы для порождения конкретного исторического явления (например: смены общественно-экономической формации). Но сами по себе они ещё недостаточны.

Как и когда произойдет конкретное историческое, общественное событие и произойдет ли вообще, зависит от субъективного фактора. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, национальной элиты, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного бытия. По своей природе субъективный фактор может быть как прогрессивного, так и регрессивного характера.

Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит своё выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему усмотрению, а будучи вписанными в определённые общественно-исторические условия: не Наполеон I (1769-1821 гг.), не Ф. Рузвельт (1882-1945 гг.), не В. Ленин (1870-1924 гг.), не А. Гитлер (1889-1945 гг.) и не И. Сталин (1879-1953 гг.) определяли характер конкретной исторической эпохи, а эпоха "породила" этих людей, в соответствии с присущими ей особенностями. Не было бы этих индивидов, были бы иные люди, с иными именами, но с близкими им потребностями и способностями, личностными качествами.

В чём сущность формационной и цивилизационной концепций общественного развития?

Процесс общественного развития сложен и противоречив. Диалектика его предполагает как поступательное развитие, так и скачкообразное движение. По мнению некоторых учёных общественное развитие идёт по синусоиде, то есть от первичного начала к пику совершенства, а затем наступает упадок.

В силу означенного, определимся с концепциями общественного развития: формационной и цивилизационной.

Формационная концепция. Понятие "общественно-экономической формации" применено в марксизме. Стержнем формации является способ производства материальных благ. Общественно-экономическая формация, по Марксу, - это исторически конкретное общество на определённом этапе его экономического развития. Каждая формация - особый социальный организм, развивающийся на базе внутренне присущих ему законов. Вместе с тем, общественно-экономическая формация - это конкретная ступень в развитии общества.

К. Маркс представлял общественное развитие как закономерную череду формаций, обусловленную изменением способа производства, влекущего изменения в производственных отношениях. В связи с этим история общества делилась им на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую. В понятии Маркса в процессе общественного развития наступает определённый момент обострения противоречий, характеризующий несоответствие способа производства, сложившимся ранее производственным отношениям. Это противоречие обусловливает ускорение общественно-экономического процесса, которое приводит к смене одной общественно-экономической формации другой, которая должна быть, по его мнению, более прогрессивной.

Можно предположить, что деление Марксом общественной истории на формации в чём-то несовершенное, но стоит признать, что на тот период времени - XIX в., это было несомненным вкладом в науку об обществе, в социальную философию.

С позиций современного понимания формационной концепции, требуют своего уточнения ряд вопросов. В частности, отсутствуют характерные признаки перехода от одной формации к другой. Например, в России не было рабовладения; Монголия не испытала многообразия буржуазного развития; в Китае феодальные отношения эволюционировали в конвергенциональную плоскость. Вызывают вопросы, касающиеся определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального обществ. Весьма специфической оценки требует фаза социализма в предполагаемой коммунистической формации, а сама коммунистическая формация выглядит утопично. Существует проблема межформационного периода, когда не исключается возможность возврата к предыдущей формации или некоего повторение её характерных особенностей или этапов в течение периода времени, не имеющего конкретных исторических очертаний.

В силу этих причин цивилизационная концепция общественного развития представляется более предметной.

Авторство цивилизационной концепции, с долей условности, принадлежит британскому учёному Арнольду Тойнби. Его двенадцатитомный труд "Исследование истории" (1934- 1961 гг.) представляет попытку уяснения смысла исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала при помощи общенаучной классификации и философско-культурологических понятий.

Здесь необходимо отметить тот факт, что задолго до Арнольда Тойнби проблемой и периодикой общественно-исторического развития занимался русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.). Ранее в курсе лекций была отмечена его позиция по этой проблеме. В своем труде "Россия и Европа" (1869 г.) он выдвинул теорию "культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Н. Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонско-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Поэтому игнорировать вклад русского учёного в проблему общественного развития было бы несправедливо.

Прежде чем мы обозначим позицию Тойнби, определимся с понятием цивилизации.

Современные представления о цивилизации связаны с идеей целостности мира, его единства. Категория "цивилизации" охватывает совокупность духовно-материальных достижений общества, иногда её соотносят с понятием "культура", однако это неверно, так как культура более широкое понятие, оно соотносится с цивилизацией как общее и единичное.

В общефилософском смысле - цивилизация есть социальная форма движения материи. Её можно определить и как меру конкретной стадии развития общества.

В социально-философском смысле цивилизация характеризует всемирно-исторический процесс, выделяя определённый тип развития общества.

Несколько слов о концепции А. Тойнби: он рассматривает историю человечества через чередование ряда цивилизаций. Под цивилизацией у него понимается устойчивая общность людей, связанных духовными (религиозными) традициями и географическими границами.

Всемирная история предстаёт как совокупность цивилизаций: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская и ортодоксально христианская, индусская, исламская... Согласно типологии Тойнби, в истории человечества существовало более двух десятков локальных цивилизаций.

Свои взгляды А. Тойнби гипотетически построил по двум основаниям:

  • - во-первых, не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации;
  • - во-вторых, нет жесткой взаимосвязи между цивилизациями. Прочно связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

Признание уникальности жизненного пути каждой цивилизации заставляет А. Тойнби перейти к анализу собственно исторических факторов общественного развития. К ним он относит, прежде всего, "закон вызова и ответа". Само возникновение цивилизации, так же как и её дальнейший прогресс, определяются им способностью людей дать адекватный "ответ" на "вызов" исторической ситуации, в которую входят не только человеческие, но и все природные факторы. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, приводят к "надлому", а затем и к упадку. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации есть социальная функция "творческого меньшинства" (управленцы), которое выдвигает новые идеи и самоутверждение проводит их в жизнь, увлекая за собой всех остальных.

По мере развития цивилизации готовится и её упадок. Строй, подточенный внутренними противоречиями, рушится. Но этого можно и избежать, отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975 гг.), английский историк, дипломат, общественный деятель, философ и социолог. Родился в Лондоне. Под влиянием идей О. Шпенглера стремился переосмыслить общественно-политическое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. В начале исследования он обосновывал 21 локальную цивилизацию, уточнив, оставил 13. Движущей силой их развития считал "творческую элиту", отвечающую на различные исторические "вызовы" и увлекающую за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации.

Анализ обеих концепций общественного развития - формационной и цивилизационной - показывает как их различия, так и сходства; как достоинства, так и недостатки. Суть в том, что общественно-исторический процесс диалектичен и происходит в соответствии с определёнными законами, закономерностями и тенденциями общественного развития.

Анализ формационной и цивилизационной концепций развития общества предполагает:

  • - применение принципа системности, суть которого не в описательном раскрытии общественных явлений, а их целостное исследование в совокупности элементов и связей между ними;
  • - применение принципа многомерности, учитывающего, что каждая составляющая общественного развития может выступать подсистемой других: экономических, управленческих, экологических, научных, оборонных...;
  • - применение принципа поляризации, что означает изучение противоположных тенденций, свойств, параметров общественных явлений: актуальное - потенциальное, предметно-вещественное - личностное;
  • - применение принципа взаимосвязи, предполагающего анализ каждого общественного явления в совокупности его свойств, в отношении с другими общественными явлениями и их свойствами, причём эти отношения могут обладать отношениями координации и субординации;
  • - применение принципа иерархичности бытия общественных явлений и возникающими в связи с этим проблемами - локальными, региональными, глобальными.

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-


Давших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по­знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со­циальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми­рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима­лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана­логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет­ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со­временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо­жем сказать, что в процессе социального развития происхо­дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

Современный углубляющийся социально-эконом ический кризис — это только верхушка системного кризиса, которой поражены все сферы жизнедеятельност и общества. Основой системного кризиса является кризис духовно-нравстве нный, кризис человеческой личности, а для России и Украины этот кризис является и результатом ошибок в выборе цивилизационного пути развития. Этим ложным путем идет и наше образование, в т.ч. образование экономическое.

«Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничест во. Грех богоотступничест ва вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему».
Св. Николай Сербский

Сегодня образование , теряющее духовно-нравстве нную и социокультурную основу, участвует в производстве нусогенного кризиса (кризиса смысла существования человечества в жестко заданных парадигмах деструктивной реальности), превращается в инструмент разрушения православной цивилизации . Это хорошо видно на примере экономического образования. Помимо того, что образование в целом отучает мыслить системно, критично и творчески, дает массу ненужной информации и навязывает алгоритмический тип мышления, экономическое образование активно внедряет чуждые православной цивилизации ценности, предлагает как единственно правильную, модель так называемой рыночной экономики (ее по-другому можно назвать капитализмом или хрематистикой), главная цель которой , если ее не прикрывать красивыми определениями — обогащение и получение власти для избранных . Конечно, для реализации этой цели деградация образования просто необходима . Ведь если построить здание образования на духовно-нравстве нной и социокультурной основе , ориентируясь на всестороннее (дух, душа, тело) развитие личности, развитие всех сил души (ум, воля, чувства),способствуя раскрытию образа Божия в человеке, то станет невозможным производство самого ценного ресурса рыночной экономики – человека бездумного и лишенного нравственных ориентиров.

Экономика явление земное, конечное, но как, ни парадоксально на первый взгляд, влияющее на судьбу человека в вечности. Тоже можно сказать и о содержании экономической теории и экономического образования в целом. Ведь от понимания сути и целей экономики, законов, определяющих ее развитие, типов социально-эконом ических систем и моделей управления, понимания смысла и правильного отношения к труду, богатству, сотрудничеству, конкуренции, т.е. всего того, что и передается через экономическое образование (а закрепляется опытом и примером деятельности в существующей экономической среде) зависит и тот тип экономического поведения, управления, в целом действий в сфере экономики, который выберет нынешний студент, а завтра — будущий специалист, управленец, предприниматель.

В нашем обществе долгое время отсутствовала государственная идеология, но ее место с «успехом» заняла экономическая «наука», по сути, превращенная в денежную идеологию . Экономика, а правильнее –хрематистика, и как идеология, и как отношения между людьми, превратилась в анти-Евангелие . Ведь она, устами в т.ч. профессоров и ученых, а также через поведение власти и бизнес-элиты, большинства предпринимателей проповедует, что «всеми и всем движет прибыль» и «деньги — источник всякого блага» . Наши ученые, преподаватели и студенты, предприниматели, управленцы, к сожалению, в большинстве своем не знают об идеалах присущей нам исторически православной модели хозяйствования – об отношении к труду как к добродетели; отношении к собственности, богатству и власти как к испытанию и ответственности; о нравственном законе, регулирующем и социально-эконом ическое развитие; о внеэкономических (социальной, гуманной, экологической, нравственной, сотериологическо й) целях экономики. Не знают о том, что эти идеалы воплощались в реальную практику хозяйствования столетиями и показывали образцы высокоэффективно го хозяйствования.

Отдельно следует остановиться на законах, определяющих развитие экономики, а шире – всей социальной системы . Обычно студентам излагают такие «экономические законы»: закон возвышения потребностей; закон спроса; закон предложения; закон зависимости между предложением и спросом; закон убывающей доходности; закон эффекта масштаба производства; закон экономии времени; закон конкуренции, др. На самом деле все перечисленное законами не является, но представляют лишь некие зависимости и закономерности, проявляющиеся не всегда и не во всех социально-эконом ических системах.

Существуют два закона, определяющих развитие социальной системы. Первый закон отражает определяющее влияние духовно-нравстве нных факторов на все общественное развитие (шире – как на развитие общества, так и природы), в том числе ход исторического процесса, а также развитие экономики. Его мы назовем законом духовно-нравстве нной детерминации общественного, в т. ч. экономического развития . Этот закон в полной мере признан в православной теологии, его впервые обосновал богослов ХХ века – святитель Николай Сербский . По отношению к экономике его можно сформулировать так: развитие социально-эконом ической системы находится в определяющей зависимости от духовно-нравстве нных факторов (духовно-нравств енного капитала народа).

Другой закон отражает влияние типа религии (верования) и, соответственно, типа культуры на особенности, состояние и развитие социальной системы, в том числе ее экономической составляющей. Этот закон мы назовемзаконом социокультурной (цивилизационной) идентичности. Он впервые как закон непередаваемости был сформулирован в ХІХ веке российским ученым и общественным деятелем Н.Я. Данилевским . По отношению к экономике его можно сформулировать так: успешность развития экономики той или иной цивилизации, страны, принадлежащей ей, зависит от соответствия социально-эконом ической модели развития культуре этой цивилизации. Сейчас воздействие этого закона на развитие общества (локальных цивилизаций), в том числе на экономическое развитие, признают многие ученые.

Следствием первого закона является необходимость опережения духовно-нравстве нного развития общества по сравнению с материальным его развитием, а также создание условий внутри системы, которые бы способствовали этому. Это предполагает подчинение развития экономики духовно-нравстве нным принципам, необходимость разработки соответствующей стратегии и политики государства.

Следствием второго закона является необходимость соответствия управления всеми составляющими социальной системы принципам, нормам той культуры, в которой она сформировалась. В сфере экономики это будет означать необходимость разработки стратегии и политики, соответствующей культурным основам той или иной цивилизации, что конечно не исключает использование технико-технолог ических достижений и опыта других цивилизаций.

Поскольку менее исследованной областью является закон духовно-нравстве нной детерминации общественного развития, более подробно остановимся на нем.

В чем состоит сущность духовно-нравстве нного закона? Духовно-нравстве нный закон относится к каждому человеку. Этот закон состоит в велении жизни по совести, по заповедям, из которых две наивысшие заповеди состоят в любви к Богу и ближнему. Выполнение или нарушение этих правил влияет на судьбу человека и человечества в целом. При этом имеется в виду как земные последствия праведной или неправедной жизни, так и участи человека в вечности.

Что же касается проблем экономических, здесь зависимость между духовно-нравстве нным состоянием общества и уровнем экономического развития проследить тяжело . Это обусловлено такими обстоятельствами.

Доказательство в полной мере будет принято только тогда, когда исследователи находятся в одной «системе координат», т. е. принимают одну онтологию, парадигму развития общества , в т. ч. экономики (линейную — отрицающую или нелинейную, признающую уникальность разных социокультурных систем, цивилизаций, парадигму).

Нужно понимать, что в духовно-нравстве нной социокультурной системе, в т. ч. в исторически присущей нам православной цивилизации, в отличии от системы чувственной, безнравственной, признается существование двух измерений развития общества и экономики: горизонтального и вертикального . Вертикальное измерение связано с признанием истинности бытия духовного мира и действенности его законов, которые не могут быть понятыми с позиции горизонтального – земного измерения.

Так, известный ученый и мыслитель современности А.С. Панарин , рассуждая о кризисе теории прогресса, пишет о двух типах онтологии. Он отмечает: «С одной стороны, мы имеем онтологию экономического, технического и политического мира, где действуют законы постепенности, временной иерархии раннего и позднего, менее и более развитого, с другой – онтологию морального и духовного мира, не знающего подобных иерархий и соответствующей им корреляции между технико-экономич еской развитостью и духовным совершенством. В духовной сфере последние по меркам прогресса не редко бывают первыми, смиренные опережают динамических и самоуверенных» .

Если исходить из онтологии духовно-нравстве нной (идеациональной) социокультурной системы, из теологического мировоззрения, то постижение закономерностей социально-эконом ического развития общества, должно предполагать разумный синтез таких составляющих как : богословское знание, «знание», опыт веры; метафизическое мышление и позитивное знание. Причем первое «знание» является основой.

Разум человека не всегда может постичь действие духовно-нравстве нного закона. Восприятие и понимание человеком определенных истин зависит как от культурной системы, в которой он воспитывался и получал образование, так и от его личного духовно-нравстве нного состояния, действия силы «эго», влияния духовного мира.

Сложно признать как результат эмпирических наблюдений действие этого закона в системе, где господствует нравственный релятивизм , а именно в ней и живет большая часть человечества, в т. ч. российское и украинское общество.

Усложняют поиск зависимости между духовно-нравстве нным уровнем и уровнем экономического развития и такие факторы как: необходимость вести исследования на больших промежутках времени; трудность, иногда невозможность сбора достоверной информации, несопоставимость данных; относительность оценочных критериев и ошибки в их выборе; невозможность оценить многие явления духовно-нравстве нной сферы.

Огромное значение имеет и влияние временного лага . Нарушение нравственных законов в общественной жизни и в экономической деятельности может не сразу оказать влияние на субъект хозяйствования и не сразу влияет на экономику в целом. То же можно сказать и об обратном действии: если предположить, что вдруг сразу все хозяйствующие субъекты будут соблюдать в своей деятельности нравственные нормы после длительного периода нарушений положительный эффект проявится не сразу: необходим какой-то промежуток времени для восстановления социально-эконом ической сферы и ликвидации последствий предыдущих нарушений.

Также существует масса ограничений для сознания человека – невозможность длительного наблюдения за тем или иным объектом, системой, допустившими нарушение нравственного закона. Очень ограничено и поле видения, например, от нас могут быть скрыты внутренние скорби человека, его болезни, участь его родных и, наконец, мы не знаем внутренних положительных изменений в человеке, его покаяния.

Все эти сложности исследования, по-видимому, предполагают принятие на веру действия духовно-нравстве нного закона. Хотя определенные доказательства существуют.

Очень интересные, верные и достаточно убедительные доказательства действия духовно-нравстве нного закона в обществе и экономике в т.ч. приводит известный сербский богослов, общественный деятель и ученый (доктор философии и богословия) — святитель Николай Сербский (1881-1956).

Он утверждает и доказывает, исследуя Священную историю Ветхого Завета, что духовно-нравстве нный закон определяет действие так называемых естественных, природных законов, ход истории, судьбы народов, действие социальных законов. В качестве доказательства он использует метод исторического исследования, результаты различных научных теорий, подтверждающие истинность духовно-нравстве нного закона. Он показывает, что очень многие события истории наука до сих пор не может объяснить, поскольку они находятся вне действия установленных естественных законов. Их можно объяснить только с позиции теологического подхода, признания истинности событий Ветхого Завета и их библейского толкования. Это, в частности, непознанная наукой, но объяснимая богословием тайна человеческих языков — образование разных языков у разных народов. Как научно объяснить то, что «народы различаются по языку сильнее, чем по облику и цвету кожи, чувствам и восприятию. Как могли возникнуть такие разительные отличия, если все люди произошли от одного прародителя, как утверждают сегодня почти все ученые», — пишет св. Николай Сербский . Это и причина всемирного потопа , признанного, но необъяснимого учеными, но вполне объяснимая нарушением нравственного закона первым человечеством. Не может наука объяснить и исчезновение всех племен Ханаанских . Этот факт можно объяснить только действием нравственного закона. Ной за безнравственный поступок своего сына Хама проклял его потомство — внука своего Ханаана, и под тяжестью этого проклятия пали и исчезли все их потомки .

Исчезновение городов и целых цивилизаций также связано с нарушением нравственного закона. Так, Тир – богатый и роскошный город — погиб не по экономическим причинам. Множество беззаконий, неправедная торговля, неправедное богатство и роскошь, забвение Бога – причины исчезновения города, как отмечает пророк Иезекииль . Страшный разврат – причина гибели Содома и Гоморры. Серный и огненный дождь, излившийся на Содом, стер город с лица земли и само это явление не возможно объяснить какими либо законами природы. Древний Египет и Вавилонское царство, которые считались очень развитыми цивилизациями (о чем свидетельствуют современные раскопки), исчезли. Объяснить их исчезновение может только нравственный закон (идолопоклонство, изнеженность людей, баснословное богатство погубило народ).

Также святитель Николай Сербский показывает на основе исследования священных книг, верований разных народов (древних греков, мусульман, народов Востока), что все они признавали главенство действия духовно-нравстве нного закона на природные стихии, судьбы народов и каждого человека, здоровье человека и рождение детей.

Что же касается социально-эконом ической сферы, действие духовно-нравстве нного закона святитель Николай Сербский объясняет следующим образом.

Рассматривая учение К. Маркса, он отмечает, что вопрос конфликта между трудом и капиталом поставлен в корне неверно — «как вопрос взаимоотношений безличного капитала и безличного труда, противопоставлен ных друг другу как две враждебные бессловесные силы». Антагонизм между капиталом, с одной стороны, и рабочей силой, с другой, возник вследствие того, что пренебрегли властью морали в отношениях человека к человеку. «В сущности, отношения капитала и труда есть вопрос отношения человека к человеку, а любой вопрос отношения человека к человеку имеет нравственную природу и, как таковой, должен подлежать нравственному закону и регулироваться только им» .

Отвечая на вопрос: «от чего зависит экономическое положение любой страны?» – святитель Николай Сербский отмечает три фактора: «от дождя, от здоровья и от согласия и единодушия людей» . По сути это: природно-климати ческие условия, демографические характеристики населения и морально-психоло гические качества людей, от которых зависит согласованность их действий. Далее он продолжает: «Если засуха погубит урожай, эпидемии унесут жизни людей, а мор – скот и если к тому же между людьми не будет мира и согласия, то к чему тогда горы теорий на темы хозяйствования? Для чего тогда все хозяйственные законы и регулирующие хозяйственную жизнь уложения? Но дождь и здоровье дарует Бог в соответствии с верой, почитанием, послушанием и милосердием народа» .

То, что человек почти не в состоянии положительно повлиять на природно-климати ческие условия , а, к сожалению, наоборот, часто становится причиной природных катаклизмов, на сегодняшний день факт общеизвестный. Большинство современных ученых признают, что нынешние изменения климата, сильные дожди, наводнения и засухи – это результат деятельности человека. Именно эти причины вызывают сегодня сильнейшие опасения по поводу мирового продовольственно го кризиса, влияют на экономическую стабильность многих преуспевающих стран.

Следующий фактор – мир и единодушие между людьми . То, что от мира, согласия между людьми, например между политиками, зависит качество законов, политическая и экономическая стабильность в государстве, мы видим на примере России и Украины.

Причины снижения здоровья людей, высокой смертности и низкой рождаемости на постсоветском пространстве за период «рыночного реформирования» комплексно исследовал современный российский ученый академик РАН И.А. Гундаров . На основе количественных методов оценки причин демографического кризиса, а также изучения духовно-нравстве нных учений основных мировых религий о правилах жизни человека, он пришел к выводу, что демографический кризис вызван, прежде всего, действием духовно-нравстве нных факторов. Проведя комплексное исследование с применением математического моделирования, он установил, что увеличение смертности населения России за период реформ 90-х ХХ в. только на 16% связано с влиянием социально-эконом ических факторов, остальные 84% составляет влияние духовно-нравстве нных факторов (увеличение агрессивности, безысходности, т. е. духовных болезней человека) . То же можно сказать и о рождаемости. Ее снижение — следствие, прежде всего, беспорядочного, аморального способа жизни в свое удовольствие, нежелания иметь лишнюю заботу о другом, установка на возможность и нравственную безнаказанность абортов, снижение здоровья будущих родителей, недоверие к тому нравственному принципу, что Творец, давший жизнь ребенку, даст возможность и обеспечить ее необходимым.

Исследования других ученых также показывают, что в странах, сохранивших традиционную религиозную мораль и ценностные установки, рождаемость намного выше, чем в странах западной цивилизации с высоким уровнем материального благосостояния, но с изменившимися ценностными ориентациями, где на первом месте стоит личная прибыль, удовольствия, карьера, а уже потом ребенок, который требует от родителей самопожертвовани я.

В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин в качестве одного из важнейших факторов экономического развития рассматривают идейно-духовный ресурс . Они имеют в виду как духовную мотивацию труда и экономической деятельности, так и идеологическую мотивацию, основанную на вере в силу партии, народа, государства. Конечно, такое объединение может способствовать оценке влияния неэкономических факторов на экономику, но оно ставит знак равенства между духовностью и идеологией, что, по сути, неверно, ибо идеология может носить как гуманный, так и антигуманный характер, основываться как на религиозном, так и на атеистическом мировоззрении. Тем не менее, беря во внимание созидающую, а не разрушающую общество идеологию и исследуя развитие экономики России в ХХ веке в связи с духовно-идейным фактором, они приходят к важным выводам.

По методике парной корреляции ими был рассчитан уровень причинно-следств енной связи роста валового промышленного производства с материальным уровнем (накопленные блага, определяющие качество жизни человека), идейно-духовной развитостью, а также ценностью труда в общественном сознании. В целях чистоты расчетов был взят временной интервал второй половины XX в. (1946–2000 гг.), исключающий приходящиеся на первую половину форс-мажорные события масштабных войн (1904–1905, 1914–1920, 1941–1945 гг.), революций, когда на показатели экономического развития оказывал воздействие третий — внешний фактор . Полученные результаты с позиций неолиберальной теории выглядят просто обескураживающим и.Коэффициент корреляции идейно-духовной развитости общества и роста валового промышленного производства составил +0,59. Еще более весомой оказалась зависимость от фактора ценности труда в общественном сознании (коэффициент корреляции равен +0,69). Полученные данные доказывают значимость для экономики мотивации духовного и идейного содержания. А вот суммарный материальный фактор и рост валового промышленного производства находятся в России, судя по результатам проведенного анализа, в состоянии антикорреляции (значение равно – 0,7). Действует, таким образом, хорошо известная на уровне обыденных народных представлений связь, согласно которой чем выше у человека материальный достаток, тем он хуже работает. Материально мотивируемое российское общество имеет отрицательный потенциал по отношению к экономическому развитию. Может быть, это уникальная черта русской национальной ментальности? Но отмеченный учеными тренд снижения темпов роста ВВП на Западе по мере секуляризации сознания западного человека позволяет предположить универсальный характер данного явления. Для окончательного ответа были бы необходимы такие же исследования по западным странам .

Зависимость между доминирующим культурной ментальности (чувственной, идеалистической, идеациональной) и экономическими условиями в системе пытался проследить известный социолог П. Сорокин . По его мнению, такая зависимость, безусловно, существует, но не является непосредственной. Для наличия и обнаружения непосредственной зависимости между господствующим типом культурной ментальности и уровнем экономического развития, а также совпадения изменений в культуре и экономической системе существуют определенные препятствия: противоречия внутри социальной системы; влияние разных внешних и случайных факторов; имманентные последствия высокого развития самой культуры . Остановимся на последнем: при высоком, даже чрезмерном развитии чувственной или идеациональной культуры в самой системе возникают причины, которые приводят и к упадку культуры, и к соответствующим изменениям в экономических условиях.

Чувственная культура с ее материальными идеалами характеризуется стремлением общества к стяжанию, богатству, удовольствиям, господством экономического эгоизма и на первых порах высоким темпом экономического развития. Со временем эти устремления приводят к тому, что нормы морали забываются, люди утрачивают чувство меры и чувство безопасности, что порождает высокую степень социальной дифференциации, затем конфликты и войны, резко снижающие уровень экономического благополучия. Так рассуждает П. Сорокин. Ему вторит и С.Н. Булгаков.

В работе «Основные проблемы теории прогресса» С.Н. Булгаков отмечает, что эвдемонический идеал прогресса, господствующий в западном обществе и в экономической теории, когда счастье равно удовольствиям, получаемым от роста потребностей и возможности их удовлетворения, эгоистичен. Он ведет к росту чувственных удовольствий, потребительства, к разрушению мира . А в работе «Об экономическом идеале» он подчеркивает зависимость между духовно-нравстве нным состоянием общества и развитием экономики и отмечает, что когда общество сосредотачиваетс я на материальных ценностях, это приводит к духовному упадку, за чем следует и упадок экономический .

Но что же можно сказать о развитии экономики идеациональной социокультурной системы ? В ней основной доминантой развития общества являются духовно-нравстве нные ценности. Но это не мешает развитию экономики. Только развивается она по другим законам, принципам, механизмам, в других темпах и пропорциях, отличных от экономики чувственного общества. П. Сорокин так отмечает эту особенность: «Вопреки негативному отношению к богатству и материальному благополучию, идеационализм порождает силы, которые зачастую способствуют улучшению экономического положения не только самих носителей идеациональной культуры, но и гораздо более широкого сообщества» .

Наиболее ярким примером преображения духовной энергии аскетического труда в высокие материальные достижения являются монастыри Средневековой Европы и Руси . Уникальными были и результаты деятельностиартелей и трудовых братств , в частности братства Н.Н. Неплюева — особых форм организации труда, присущих только православной модели хозяйствования, основанных на приоритете духовной мотивации труда, соборности служении .

Однако и в этой системе по мере улучшения материального благосостояния и нарастания чувственных норм постепенно зарождается кризис, как это было в разные периоды существования Византийской и Российской империй. Аскетический, одухотворенный, творческий труд в сочетании с разумной государственной политикой рождает великие достижения, приводящие и к росту благосостояния, и к новым идеям, открытиям, прогрессу. Но здесь для человека возникает великий соблазн увлечения материальным, соблазн гордыни . И если этот соблазн не преодолен, человек все силы своей души постепенно устремляет от духовного к материальному. В рамках идеациональной культуры растет чувственная и приходит время кризиса.

В последнее время модно говорить о неэффективности православной культуры и модели хозяйствования и эффективности западной – протестантской, сравнивая современное экономическое развитие стран православной цивилизации (России и Украины) и ведущих западных стран. Но такое утверждение, по меньшей мере, некорректно.

Первое, сравнивать две различные, существующие по разным законам, социально-эконом ические системы — духовно-нравстве нную и чувственную, на основе ограниченных экономических критериев нельзя.

Но это процветание фальшиво и временно. Сегодня миф о благополучии западных стран разрушить очень легко. Обычно, для доказательства мирового лидерства США приводят цифры доли ВВП страны в мировом ВВП. Однако, статистика подсчета ВВП США значительно искажена, но даже согласно искаженной статистике, доля США в мировой экономике падает, так в 2013 г. она составила чуть более 21 % , а в 1944 г., когда доллар стал мировой валютой, была около 50 %. Кроме того, вызывает сомнения структура ВВП США, в которой только 20,4% занимает реальный сектор, а остальные 79,6% – сфера услуг (из них большая часть — услуги финансового сектора, составляющая, по замечанию В. Ю. Катасонова, «финансовую пену» ).

Сегодня США – это страна-банкрот . Так, общая величина совокупного долга США (государственный долг, долги правительств штатов, местных властей, физических лиц, нефинансовых компаний, финансовых секторов экономики), по данным «счетчика американского долга» на 6 октября 2013 г., составила 60,00 трлн долл., или 377 % ВВП . А величина «консолидированн ого» долга (совокупный долг и социальные обязательства государства) США составляет 186 трлн долл, что превышает годовой (2013 г.) ВВП США в 11,6 раза . Возможностей возврата этого долга в принципе нет: оценка активов экономики США, которая имеется в«счетчике долга» по состоянию на начало октября 2013 г., показывает, что все активы США были равны 104,9 трлн долл, что составляет 56,4% величины контрактного долга. Не лучше дела обстоят в Европе. На начало 2013 г. внешний долг ведущих стран Евросоюза — Германии и Франции составил соответственно 159 %, 236 % к ВВП и 70 583 долл., 81 061 долл. в расчете на душу населения, в среднем же, по всем странам Евросоюза, величина долга составляет 101 % к ВВП и 31 313 долл. в расчете на душу населения . Таким образом, на сегодняшний день западная экономическая система демонстрирует глубочайший экономический кризис, не говоря уже о кризисе нравственном.

Третье, к сожалению и современная западная цивилизация и страны, исторически принадлежащие к православной, существуют в условиях господства денежной цивилизации и безнравственной социально-эконом ической системы. Разница заключается лишь в том, что «элита» ведущих западных стран выстроила систему эксплуатации народов чужих стран, а наша «элита» — собственного народа.

Да, сейчас, ни Россия, ни Украина как ключевые страны православной цивилизации не могут продемонстрирова ть достижений в развитии экономики и общества. Но ведь, ни культурная, ни тем более экономическая модель наших государств не соответствуют православной системе. Эти модели являются безнравственными, в некоторых случаях даже антихристианским и . Стоит привести лишь некоторые говорящие сами за себя цифры: сегодня Россия и Украина занимают, соответственно, 1-е в мире и 1-е в Европе место по уровню абортов; 10-е и 2-е места в мире по уровню смертности; 6-е и 8-е места в мире по уровню суицидов; Украина занимает 1 место в мире по уровню детского алкоголизма, а Россия – по уровню детского курения и по уровню употребления героина; страны являются лидерами по уровню коррупции . А уровень экономических преступлений чиновников, доступный всеобщему обозрению, приводит в шок. Все эти показатели свидетельствуют о глубоком уровне духовно-нравстве нного разложения нашего общества. О каком же экономическом развитии можно говорить, когда в обществе, экономике господствует безнравственное поведение.

Итак, общая и главная причина всех кризисов состоит в нарушении духовно-нравстве нного закона. Слово кризис в переводе с греческого означает суд, решение, поворотный пункт, исход. Нынешний кризис необходимо понимать и как суд над человечеством, которое отступает от норм нравственности во всех сферах жизни, и как поворотный пункт, выбор «иначе возможного» . И время, и возможность остановки кризиса зависит от того, насколько правильно люди, творцы кризиса, поймут его истинные причины, и того, насколько они захотят изменить свое сознание и поведение, какие шаги сделают к тому, чтобы жить по нормам нравственности, в том числе соблюдать эти нормы в экономической деятельности.

Поскольку главным законом, определяющим развитие общества и состояние экономики, является нравственный закон, изучение содержания этого закона и его действия должно стать одной из главных задач обучения в высшей школе при подготовке специалистов всех направлений.

Нам необходимо помнить о том, что наша традиционная модель культуры и хозяйствования, построенная на принципах и ценностях православной этики, давала высокую духовную, социальную, и необходимую экономическую эффективность. Но как справедливо пишет А. С. Панарин: «Православная идентичность – не физический факт, не наследственность, закрепленная в генах или в чем-то аналогично наличествующем. С одной стороны, она представляет собой феномен памяти, которую мы вольны актуализировать, а вольны и стереть в своем сознании, отправив в темноту подсознательного. С другой – она относится к сфере выбора, к сфере решений – подобно тому как сегодня графу «национальность» мы заполняем не на основе предъявляемых свидетельств природного происхождения, а по праву избираемой идентичности » . И нам необходимо выбрать эту идентичность в культуре, образовании, политике, экономике, жизни. Иного пути преодоления кризиса у нас нет.

Компаниец Виктория Виталиевна , доктор экономических наук,профессор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта, г. Харьков

Литература

    Николай Сербский (Велимирович), святитель, Миссионерские письма [Текст].- М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.- 487 с.

    Бутовский А. И. Опыт о народном хозяйстве или о началах политической экономии. Т.1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kniga fund.ru/books .

    Бабст И.К. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала [Текст]: избранные труды / И.К. Бабст; под ред. А.А. Покидченко, Е.Н. Калмычковой. – М.: Наука, 1999. – 301 с.

    Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.magis ter. msk.ru/library/p hilos/bulgak21.h tm

    Булгаков С. Н. Задачи политической экономии [Текст] / С. Н. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексті ХХІ століття; за ред. В.Д. Базилевича. – К.: Знання – (Славетні постаті), 2006. – С. 678 — 693.

    Булгаков С. Н. Об экономическом идеале / С. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексті ХХІ століття / За ред. В.Д. Базилевича. – К.: Знання – (Славетні постаті), 2006. – С. 695-806.

    Янжул И. И. Экономическое значение честности. Забытый фактор производства [Текст] / И. И.Янжул // Избранные труды. – М.: Наука, 2005. – 438 с.

    Николай Сербский (Велимирович), святитель, Слово о Законе (Номология).- М.: Издательство Братства Святителя Алексия. Центр святоотеческих переводов; Издательство «Феофания», 2005. — 128 с.

    Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире – М.: Алгоритм, 2003. – 544 с.

    Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. — М., 2001. — 352 с.

    Гундаров И.А. Фактор икс // «Русский Дом». — 2003. — №12. С. 42-43.

    Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Цивилизационно-ц енностные основания экономических решений. [Монография] - М.: Научный эксперт, 2008. — 160 с.

    Сорокин Питирим Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ. комментарии и статья В.В. Салова. — СПб.: РХГИ, 2000. — 1036 с.

    Компаниец В.В. Об особенностях категории «труд» в православной социально-эконом ической модели // «Вісник економіки транспорту і промисловості», випуск 21.- Харків, УкрДАЗТ, 2007 р. — С.46-50.

    Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / Платонов О.А. – М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. – 800 с.

    Экономика США [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

    Катасонов В.Ю. «Америка против России». Агония финансовой пирамиды ФРС. Рэкет и экспроприации Вашингтонского обкома [Текст] / В.Ю. Катасонов. – М.: Книжный мир, 2014.-384 с.

    Список стран по внешнему долгу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikip edia.org/wiki

    Какие места занимает Россия в мировых рейтингах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magelanin .livejournal.com /3968422.html

Некоторые общие законы развития систем можно применять и по отношению к обществу. Когда мы говорим о системах, мы подразумеваем некое целое, которое составлено из частей и является единством. Единство это, что очень важно, не сводится лишь к составляющим его элементам.

Общество также является системой, представляет собой организованную совокупность людей. Все мы являемся его частью, поэтому многие из нас задаются вопросом о том, как происходит его развитие. Законы развития его можно обнаружить, рассмотрев источники прогресса. В обществе взаимодействуют между собой три сферы реальности, "миры", которые не сводимы друг к другу. Это, во-первых, мир вещей и природы, который существует независимо от сознания и воли человека, то есть он является объективным и подчинен различным физическим законам. Во-вторых, это мир, в котором предметы и вещи имеют общественное бытие, поскольку являются продуктами деятельности человека, его труда. Третий мир представляет собой человеческую субъективность, относительно независимые от объективного мира духовные идеи и сущности. Они обладают наибольшей степенью свободы.

Природа как источник общественного развития

В мире природы находится первый источник, обеспечивающий общественное развитие. Законы развития социума в прошлом часто формулировались с опорой на нее. Она является основанием существования общества, которое, взаимодействуя с ней, совершенствуется. Не стоит забывать и о том, что именно законы развития природы привели к появлению человека. Крупнейшие цивилизации, что характерно, зародились в руслах больших рек, а самое успешное в мире развитие капиталистической формации осуществлялось в государствах с умеренным климатом.

Следует отметить, что современный этап взаимодействия общества и природы отмечен понятием Его главной причиной стала установка людей на покорение природы, а также игнорирование границ ее устойчивости к антропогенным воздействиям. Люди закрывают глаза на основные законы развития, забывают обо всем в погоне за сиюминутной выгодой и не учитывают последствия. Следует изменить поведение и сознание миллиардов жителей Земли для того, чтобы и дальше природа могла обеспечивать нас необходимыми ресурсами.

Роль техники в развитии общества

Следующий источник - технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники. Это и неудивительно - она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики - это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на О ней мы сейчас и поговорим.

Духовная сфера как источник общественного прогресса

Маркс полагал, оставив в стороне "первичную" (исходную) ступень, а также "вторичные формы" общины, выросшие на ее форме, что применительно к эпохе классового общества и цивилизации античный, феодальный, азиатский и буржуазный (современный) способы производства можно назвать прогрессивными эпохами общественной экономической формации. В общественной науке СССР применялась упрощенная формула процесса исторического развития, подразумевающая переход первобытного общества сначала к рабовладельческому, затем к феодальному, после чего к капиталистическому и, наконец, к социалистическому.

Концепция "локальных цивилизаций"

Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция "локальных цивилизаций", которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые - еще и на культурно-исторические типы. Феномен, сформулированный как "Вызов-и-Ответ" представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры. Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

Системный подход

В последней четверти 20 века развит был подход, согласно которому мир представляет собой систему, в которой действуют законы развития человека и общества. Это связано с тем, что в данное время свою силу набирал процесс В мировом конгломерате можно выделить "периферию" и "ядро", образующие в целом "мир-систему", которая существует по законам суперформации. Главным товаром сегодняшнего типа производства стала являться информация и все связанное с ней. А это меняет, в свою очередь, представление о том, что исторический процесс - линейного типа.

Законы экономического развития

Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами. Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него. Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

Общие - те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

Повышения потребностей;

Прогрессивного развития экономики;

Возрастания альтернативных издержек;

Растущего разделения труда.

К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как "нормальный". С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка. Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом. Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность. Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

Редистрибуция и децентрализованный обмен

К. Поланьи, американский экономист, выделил 2 метода координации действий между участниками производства. Первый - редистрибуция, то есть обмен, централизованное перераспределение. Второй - рынок, то есть децентрализованный обмен. В докапиталистических обществах преобладал редистрибутивный продуктообмен, то есть натуральный, осуществляемый без использования денег.

При этом государство изымало в принудительном порядке часть продуктов, произведенных его подданными, у них для дальнейшего перераспределения. Не только для обществ средневековья и древности был характерен этот метод, но и для экономики стран социализма.

Еще при первобытном строе зародился рыночный товарообмен. В обществах докапиталистических он, однако, являлся в основном второстепенным элементом. Лишь в капиталистическом обществе рынок становится главным методом координации. Государство при этом активно поощряет его развитие, создавая различные законы, например, "Закон о развитии предпринимательства". Активно используются денежные отношения. Товарообмен осуществляется в данном случае по горизонтали, между производителями, которые равноправны. Каждый из них обладает полной свободой выбора в поиске партнеров по сделкам. "Закон о развитии малого предпринимательства" обеспечивает поддержку мелким фирмам, которым сложно функционировать в рамках растущей конкуренции.



error: Content is protected !!