Миф о всемирном потопе краткое содержание. Миф о потопе

А был ли в действительности Всемирный потоп? Этот вопрос будоражит умы всего человечества на протяжении многих столетий. Неужели правда то, что все население было уничтожено волей Божьей с лица Земли в одно мгновение таким варварским способом? А как же любовь и милосердие, которое приписывают Творцу все мировые религии?

Ученые всего мира по сей день пытаются найти достоверные факты и научное объяснение глобального наводнения. Тема Всемирного потопа фигурирует в литературных произведениях, а на картинах известных художников библейский апокалипсис отражает всю мощь природной стихии. На знаменитом полотне Айвазовского смертоносный катаклизм изображен так ярко и реалистично, что, кажется, великий живописец лично был его свидетелем. Всем известна и знаменитая фреска кисти Микеланджело с изображением представителей рода человеческого за шаг до своей гибели.

«Всемирный потоп» Микеланджело Буонарроти

Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной». Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Фильм вызвал множество споров и противоречивых рецензий, однако никого не оставил равнодушным. Режиссера обвиняли в расхождении сценария с общепринятой канвой развития событий в библейском изложении, затянутости и тяжести восприятия. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность. Факт остается фактом: фильм посмотрели без малого 4 миллиона зрителей, а кассовые сборы составили более 1 миллиарда рублей.

О чем гласит Библия

Об истории возникновения Всемирного потопа знает каждый человек хотя бы понаслышке. Давайте проведем краткий экскурс в историю.

Бог не мог больше мириться с неверием, распутством и беззаконием, которое люди учинили на земле, и решил наказать грешников. Всемирный потоп призван был закончить существование людей смертью в морской пучине. Лишь Ной со своими близкими на тот момент заслуживали милости Создателя, ведя благочестивую жизнь.

По Божьему указанию Ной должен был соорудить ковчег, способный выдержать продолжительное плавание. Судно должно было соответствовать определенным размерам, и его необходимо было оснастить нужным снаряжением. Был оговорен и срок постройки ковчега – 120 лет. Стоит заметить, что продолжительность жизни на тот момент исчислялась столетиями, и на момент завершения работы возраст Ноя составлял 600 лет.

Далее Ною предписывалось войти в ковчег вместе со всем семейством. Кроме того, в трюмах судна разместили по паре нечистых животных от каждого вида (тех, что не употреблялись в пищу по религиозным или другим предубеждениям, а также не использовались для жертвоприношений), и по семь пар чистых животных, существующих на земле. Двери ковчега закрылись, и для всего человека наступил час расплаты за грехи.

Небеса будто разверзлись, и вода нескончаемым мощным потоком хлынула на землю, не оставляя ни единого шанса на выживание. Стихия бушевала 40 дней. Под толщей воды скрылись даже горные массивы. В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега. По прошествии 150 дней вода пошла на убыль, и судно причалило у горы Арарат. Спустя 40 дней Ной выпустил ворона на поиски суши, но многочисленные попытки не увенчались успехом. Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами.

Ной совершил обряд жертвоприношения, а Бог дал обещание, что потоп больше не повторится, и род людской продолжит свое существование. Так начался новый виток в истории человечества. По замыслу Божьему, именно с праведника в лице Ноя и его потомков был заложен фундамент нового здорового общества.

Для простого обывателя эта история полна противоречий и вызывает массу вопросов: от сугубо практического «как можно было соорудить такую махину силами одной семьи» до морально-этического «неужели это массовое убийство было настолько заслуженным».

Вопросов много… Попробуем найти ответы.

Упоминание о Всемирном потопе в мировой мифологии

В попытках найти истину, обратимся к мифам из других источников. Ведь если брать за аксиому то, что гибель людей была массовой, то пострадали не только христиане, но и другие народности.

Большинство из нас воспринимают мифы как сказки, но тогда кто же автор? Да и событие само по себе довольно реалистично: в современном мире все чаще приходится наблюдать смертоносные смерчи, наводнения и землетрясения во всех уголках мира. Человеческие жертвы от природных катаклизмов исчисляются сотнями, да и возникают они порой там, где быть их вовсе не должно.

Шумерская мифология

Археологи, работавшие на раскопках древнего Ниппура, обнаружили рукопись, в которой говорится о том, что в присутствии всех богов по инициативе владыки Энлиля (одного из трех главенствующих богов) было принято решение устроить великий потоп. В роли Ноя выступил персонаж по имени Зиусудра. Стихия бушевала целую неделю, а после Зиусудра покинул ковчег, принес богам жертвоприношение и обрел бессмертие.

«Исходя из того же списка (прим. Ниппурского царского списка) можно сделать вывод, что всемирный потоп случился 12 тыс. лет до н. э.»

(Википедия)

Есть и другие версии возникновения великого потопа, однако все они имеют одно существенное различие с библейской трактовкой. Шумерские источники причиной бедствия считают прихоть богов. Эдакая блажь, чтобы подчеркнуть свою власть и могущество. В Библии же акцент делается на причинно-следственную связь жизни во грехе и нежелании ее изменить.

«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»

- А. Джеремиас (Википедия)

Несмотря на различные предпосылки для глобального наводнения, упоминания в древних рукописях шумеров о нем есть.

Греческая мифология

По версии древнегреческих историков, потопов было целых три. Один из них, Девкалионов потоп, частично перекликается с библейским сюжетом. Все тот же спасительный ковчег для праведника Девкалиона (по совместительству сына Прометея) и причал у горы Парнас.

Однако по сюжету части людей удалось спастись от потопа на вершине Парнаса и продолжить свое существование.

Индуистская мифология

Здесь мы сталкиваемся, пожалуй, с самой сказочной трактовкой потопа. По легенде, родоначальник Вайвасвата поймал рыбку, в которую воплотился бог Вишну. Рыбка пообещала Вайвасвату спасение от предстоящего потопа взамен на обещание помочь ей вырасти. Далее все по библейскому сценарию: по указанию выросшей до огромных размеров рыбы праведник строит корабль, запасается семенами растений и отправляется в путь, ведомый спасительницей-рыбой. Остановка у горы и жертвоприношение богам – финал повествования.

В древних рукописях и других народов есть упоминания о великом наводнении, совершившем революцию в человеческом сознании. Не правда ли, что такие совпадения не могут быть случайными?

Всемирный потоп с точки зрения ученых

Такова уж человеческая природа, что нам непременно нужны веские доказательства существования чего-либо на самом деле. А в случае с глобальным наводнением, обрушившимся на землю тысячелетия назад, ни о каких прямых свидетелях не может быть и речи.

Остается обратиться к мнению скептиков и принять во внимание многочисленные исследования природы возникновения такого масштабного наводнения. Стоит ли говорить о том, что мнения и гипотезы по этому вопросу существуют самые разные: от самых нелепых фантазий до научно обоснованных теорий.

Скольким Икарам пришлось разбиться, чтобы человек усвоил, что ему никогда не подняться в небо? Однако это свершилось! Так и в случае с потопом. Вопрос о том, откуда на земле могло взяться такое количество воды, сегодня имеет научное объяснение, ибо он возможен.

Гипотез существует множество. Это и падение гигантского метеорита, и крупномасштабное извержение вулкана, повлекшее за собой цунами невиданной силы. Выдвигались версии о сверхмощном взрыве метана в глубине одного из океанов. Как бы там ни было, Всемирный потоп – исторический факт, не вызывающий сомнений . Слишком уж много существует доказательств на основе археологических исследований. Ученым остается лишь сойтись во мнении о физической природе этого катаклизма.

Проливные дожди, идущие месяцы напролет, бывали в истории не раз. Однако ничего страшного не случалось, человечество не погибало, и мировой океан не выходил из берегов. Значит, истину нужно искать в другом. Современные научные группы, в составе которых трудятся климатологи, метеорологи и геофизики, совместными стараниями ищут ответ на этот вопрос. И весьма успешно!

Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками. Говоря простым языком, одна из популярных теорий возникновения Всемирного потопа выглядит так: вследствие критического разогрева земных недр под воздействием внешнего фактора земная кора раскололась. Эта трещина не была локальной, раскол за считанные часы не без помощи внутреннего давления пересек весь земной шар. На свободу мгновенно вырвалось содержимое подземных недр, большую часть которых составляли подземные воды.

Ученым даже удалось рассчитать мощность выброса, которая более чем в 10 000 (!) раз превышает самое страшное масштабное извержение вулкана, пришедшееся на долю человечества. Двадцать километров – именно на такую высоту поднимался столб воды и камней . Последующие за этим необратимые процессы спровоцировали обильные ливни. Ученые делают акцент именно на подземных водах, т.к. существует множество фактов, подтверждающих существование подземных водных резервуаров, в разы превышающих по объему воды мировой океан.

Одновременно с этим исследователи природных аномалий признают, что не всегда можно найти научное объяснения механизму возникновения стихии. Земля – живой организм, обладающий огромной энергетикой, и в какое русло эта сила может быть направлена – одному Богу известно.

Заключение

В заключении хочется предложить на суд читателя точку зрения некоторых священнослужителей на Всемирный потоп.

Ной строит ковчег. Не тайно, не под покровом ночи, а среди бела дня, на возвышенности и целых 120 лет ! У людей было достаточно времени, чтобы покаяться и изменить свою жизнь – Бог дал им этот шанс. Но даже когда нескончаемая вереница животных и птиц направилась к ковчегу, они воспринимали все как увлекательное представление, не понимая, что даже звери на тот момент были благочестивее людей. Разумные существа не предприняли ни единой попытки спасти свою жизнь и душу.

Не так уж много изменилось с той поры… Нам по-прежнему нужны только зрелища – действа, когда душе не нужно работать, а мысли окутаны сахарной ватой. Если каждому из нас будет задан вопрос о степени собственной нравственности, сможем ли мы искренне ответить хотя бы самим себе, что способны стать спасителями нового человечества в роли Ноя?

В школьные годы чудесные в 70-х – 80-хгодах прошлого века учителя воспитывали умение вырабатывать свою точку зрения незамысловатым вопросом: «А если все прыгнут в колодец, ты тоже прыгнешь?». Самым популярным был ответ: «Конечно! А чего мне, одному оставаться?». Весь класс весело смеялся. Мы готовы были упасть в пропасть, лишь бы и там быть вместе. Затем кто-нибудь добавлял фразу: «Зато не нужно будет никогда больше делать уроки!», и массовый прыжок в бездну становился вполне оправданным.

Грех – это искушение, которое заразно. Стоит ему поддаться, и остановиться практически невозможно. Это как инфекция, как оружие массового поражения. Быть безнравственным стало модно. Природа не знает другого противоядия от чувства безнаказанности, как показать человечеству свою мощь – не в этом ли причина участившихся природных катаклизмов разрушающей силы? Возможно, это прелюдия нового Всемирного потопа?

Конечно, мы не будем причесывать все человечество под одну гребенку. Очень много среди нас людей добрых, порядочных и честных. Но ведь и природа (или Бог?) пока лишь локально дает нам понять, на что она способна…

Ключевое слово «пока».

Всемирный потоп - прежде всего, библейская история, описанная в – первой из книг и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – . Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Всемирный потоп - чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

В Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после . На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны” , и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в , например, в (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник - ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам - семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров - потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата - вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народашумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдской культурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса - установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000-5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э .

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры .

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

Всемирный потоп - это чудовищная катастрофа, последствием которой стало затопление водой всей планеты, включая горы. Вода прибывала не только за счет непрекращающегося 40 суток дождя, но прежде всего, по причине окрытия гигантских подземных источников.

Всемирный потоп как предчувствие

Сотворение мира в плане Божьем предполагало всеобщую гармонию. Мир, сотворенный Богом, был совершенен. Вся природа находилась в равновесии, а люди были бессмертны и не знали никакой нужды. Однако из-за грехопадения человека все изменилось: и люди, и их окружающий мир. Вместе с грехом в жизнь человечества вошло зло. Страшным результатом греха стало убийство Каином своего брата Авеля к ужасу их родителей - Адама и Евы. Рождающиеся в последующем поколения людей разделились: одни чтили своего Создателя и старались делать добро, другие же пренебрегали Его заповедями и творили зло. Род благочестивых людей происходил от третьего сына Адама и Евы - Сифа, нечестивое же поколение брало свое начало от Каина. Цивилизация Каина преуспела в материальной деятельности (они построили города, добились успехов в освоении ремесел), но духовное ей было совершенно чуждо. В те времена продолжительность жизни людей могла превышать 900 лет, так как природные условия все еще отражали великолепие первоначально сотворенного мира. Но все свои интеллектуальные и физические возможности человечество направило во зло. Грех все больше и больше умножался, и даже потомки верного Богу Сифа постепенно стали подобными остальным. Прошло чуть более 1500 лет со времени сотворения Адама и Евы, и только одно семейство осталось верным Богу - праведного Ноя. Человечество уверенно приближалось к страшной катастрофе - Всемирному потопу.


Видя крайнюю испорченность этого общества, Господь все же дает ему возможность исправления и фактически предупреждает человечество, когда на глазах у всех строится . Он произносит слова последнего предупреждения: “…не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет” (Быт.6:3). Это было время, данное для подготовки Ною и его семье к Всемирному потопу, а также призыв остального человечества к раскаянию. Библия не сообщает подробности злодеяний, результатом которых стал Всемирный потоп, но очевидно, что это было неисправимое зло: “…И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” (Быт.6:5). В таком ходе событий какую-то особую роль сыграли таинственные исполины, произошедшие от брачных союзов “дочерей человеческих” и “сынов Божиих” (Быт.6:1-4). У исследователей Библии нет единого мнения по этому вопросу, однако некоторые из них считают первопричиной Всемирного потопа именно злых исполинов. Ной и его семья оказались единственными людьми, не поддавшимся всеобщему безумию. За верность истине Господь открывает Ною будущее: неизбежный Всемирный потоп, однако и путь к спасению от него Ноя с семьей, а через Ноя и всего будущего мира. Бог дает праведнику проект гигантского трехярусного ковчега, способного взять на борт Ноя с его женой, а также его сыновей (Сима, Хама, Иафета) с женами, а также многочисленных живых существ по паре: “И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут” (Быт.6:17-19).

Библия - Всемирный потоп

В то время дожди не шли, а Земля орошалась паром, поэтому поверить в дождь, или, тем более, - во Всемирный потоп было очень трудно. Ной поверил безоговорочно и построил ковчег, сделав все, что ему было сказано Богом. Такое масштабное строительство, как ковчег, не могло остаться незамеченным окружающими, однако, судя по результатам, Ною никто не поверил - люди продолжали жить по-прежнему. Но наступило назначенное время, и Ной с семьей вошли на борт ковчега, а с ним по слову Господа - животные, птицы и пресмыкающиеся. Через семь дней после этого пришел Всемирный потоп, в возможность которого человечество не поверило. Библия сообщает, что открылись все “источники бездны”, и “окна небесные” отворились. Какая видимая причина вызвала такую катастрофу, неизвестно: астероид, комета или что-то другое, но это привело к появлению трещин в земной коре (следы которых существуют и в настоящее время по всей Земле), и извержению на поверхность лавы и гигантского количества воды. Одновременно с неба пошел ливень непостижимой силы. Как говорит Библейский текст дальше, дождь продолжался сорок суток, а прибывала из недр Земли в целом сто пятдесят дней. Вода Всемирного потопа поднялась до такой степени, что покрылись все вершины гор (которые в те времена могли быть и не такими высокими, как сейчас). Все живое, движущееся по суше и по воздуху, погибло.

По окончании ста пятидесяти дней Всемирный потоп остановился, и вода стала убывать, а на седьмом месяце ковчег остановился на Араратских горах. В первый же день показались вершины гор. Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, который улетал и прилетал до тех пор, пока не появились участки суши. После этого Ной выпустил голубя, которого трижды выпускал, и только через четырнадцать дней голубь не возвратился, что говорило о высыхании земли. Когда стало возможным выйти из ковчега, Бог сказал Ною, чтобы он вывел всех находящихся в ковчеге на землю, - им предстояло возродить мир заново. Пережив страшные дни Всемирного потопа, Ной, в знак глубокой благодарности Богу за чудесное спасение, совершил жертвоприношение: “И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых…” (Быт.8:20). Увидел Господь благодарное сердце Ноя и принял решение: никогда больше не повторять Всемирного потопа, так как зло человеческого сердца кроется в его молодости и неопытности. Сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь больше не прекратятся до скончания века.

Бог Мардук

Похищение Европы

Страна Синаар

Генри Морган – пират, ставший вице-губернатором

Cнежный человек в глыбе льда

Сенсационное сообщение о том, что снежный человек существует на самом деле, сделали американские ученые. Согласно их заявлениям, они обладают телом...

Мистический бог Тотек

В мифологии ацтеков - божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, ...

Падение Витимского метеорита

У нас в мире есть очень много красивых мест. Всех, кто направляется в Витим Иркутского района, ждет бонус – показ реликвии местных...

О дачном отоплении

Система отопления дачного домика не столь сложна, как аналогичная инженерная коммуникация строения, в котором хозяева планируют жить постоянно. Тем не менее, ...

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек и детей в длинных рубахах, но со...

И ЛИЛСЯ НА ЗЕ МЛ Ю Д ОЖ ДЬ

Кому неизвестна история о всемирном потопе из Ветхого Завета! Но кто бы мог подумать, что она распространена во всем мире и изложена более чем в 250 версиях? Не выяснено происхождение мифа о Ноевом ковчеге. Был ли изначальной версией эпос о Гильгамеше из страны шумеров, записанный почти на 1000 лет раньше, чем Ветхий Завет? И что это — только миф, или Месопотамию действительно постигло разрушительное наводнение? И был ли потоп ограничен каким-то регионом, или это была вселенская катастрофа?

О Господь раскаялся, что создал людей, в которых так много зла. «Я истреблю их с земли».

Все источники великой бездны... и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

«Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле», — сказано в Ветхом Завете.

Земля погрузилась во мрак, и все люди потонули в потоках ливня.

Доисторические корабли, подобные спасительному Ноеву ковчегу, строятся и ныне на Тигре.

Задачей Ноя было вернуть разрушенной потопом почве плодородие.

В одной мексиканской долине жил богобоязненный человек по имени Тапи, которому однажды явился творец. — «Построй ковчег, — сказал ему господь, — и сделай его своим жилищем. Приведи туда свою жену и по паре всех животных, какие только есть. Но поспеши, потому что час уже близок!» Тапи послушался, не обращая внимания на оскорбления и насмешки соседей. Едва закончил он свое дело, как начался дождь. Шел он долго и беспрерывно, долина скрылась под водой, люди и животные искали убежища в горах, но вода захлестнула и их. Лишь ковчег Тапи укрыл живых существ в бескрайнем океане. Когда ливень прекратился, снова засияло солнце и вода пошла на убыль, человек выпустил с ковчега голубя. Тот не вернулся, и сердце Тапи исполнилось радости, ибо это означало, что птица нашла клочок земли, на который смогла опуститься».

Если в этом рассказе на место Тапи поставить Ноя, то получим краткое изложение трех ветхозаветных глав «Первой книги Моисеевой», за исключением слов «в одной мексиканской долине». Однако эти слова не должны удивлять, потому что речь идет не об отрывке из Ветхого Завета, а о религиозном предании майя, народа, населявшего территорию нынешней Мексики. Примерно за 1200 лет до открытия Нового Света Колумбом народ майя создал в древней Америке высокую культуру, просуществовавшую более 1000 лет. В священных книгах майя, главной из которых является «По-Вух» (что значит «Книга господства»), подробно рассказывается о сотворении мира и содержится приведенное выше описание великого потопа.

Удивительным образом в «По-Вух» есть и новозаветные элементы, например, символ креста или вера в божественного, мессианского спасителя, который назывался здесь Кукулькан и изображался в виде змея с человеческой головой.

А вот и сокращенный библейский рассказ о потопе («Первая книга Моисеева», 6—8): «И увидел Господь, как велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа... И сказал Бог Ною: ...сделай себе ковчег из дерева гофер... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре... Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал... В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод... На пятнадцать локтей поднялась... вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди... Остался только Ной, и что был с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Ной же обрел благодать пред очами Господа

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах... и перестал дождь с неба... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских... По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег... И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других, и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему... И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли...»

Этот ветхозаветный рассказ появился между X и V вв. до н. э. в Иудее. Через Атлантический океан он едва ли мог попасть в Америку, но, может быть, через Сибирь и Аляску? Если бы это было так, то сказание о великом потопе оставило бы на своем пути следы и в других местах. Впрочем, в них-то как раз и нет недостатка.

Звезда в страшном блеске

Видимо, в конце IX в. появился персидский «Бундахишн», книга, название которой можно перевести как «Творение основы», то есть как история сотворения, и тем самым вполне сопоставимая с «Первой книгой Моисеевой». «Бундахишн» в значительной части основывается на «Авесте», священной книге парсов (огнепоклонников), письменно зафиксированной с 226 по 642 г. О всемирном потоме «Бундахишн» сообщает: «Когда воевали Ахура Мазда (верховное божество, буквально «господь мудрый») и Ангро-Майнью (дух зла), над землей появилась звезда Тистар в страшном блеске; последовательно обращаясь в человека, в быка, в коня, она вознамерилась потопить землю в потоках дождя, потому что землю населяли тогда несущие зло существа. В каждом своем облике звезда Тистар проливала дождь десять дней...»

В этом тексте, записанном через полтора тысячелетия после «Первой книги Моисеевой», привлекает внимание связь всемирного потопа с появлением на небосводе яркой звезды.

Следуя дальше на восток, задержимся в Индии, где о великом потопе сообщается в «Ригведе». Этот священный для индусов текст — как и другие веды — веками передавался из уст в уста и был создан за тысячу лет до н. э. Он гласит: «О, святой, ты всегда оберегал меня, теперь послушай, что ты должен сделать, когда придет час. Недалек тот день, о святой человек, когда все живое и неживое на этом свете погибнет. Близится роковое время, когда род людской канет в воду, и потому я хочу поведать тебе, как можно спастись.

Ноев ковчег всегда был одной из излюбленных тем христианского искусства. Ковчег выступает как символ церкви, где Христос найдет наконец благодать, которую тщетно искал в суете и пагубе грешного мира.

О всемирном потопе еще задолго до Библии поведал шумерский эпос «Гильгамеш».

Голубь с оливковой ветвью возвращается на ковчег как вестник новой жизни на земле.

Ковчег является символом заботливой любви Бога, призывающей к вере и послушанию.

Семь понимается здесь не как конкретное число, а носит символический характер. Оно считается мистическим и религиозным, символизируя стремление к познанию и интуитивной мудрости. Семь дней заняло сотворение мира. Это число священно для Вселенной.

Магическое число семь

Однако продолжим движение на восток. В Китае тоже был известен миф о великом потопе. Он впервые позволяет датировать эту катастрофу, поскольку как раз во время потопа началось объединение китайцев в одну великую империю на берегах рек Хуанхэ и Янцзы. А империя эта возникла в III тысячелетии до н. э.

Перенести легенду из Азии в Северную Америку могли эскимосы. Их древние предания рассказывают о ковчеге с семью мостами, на котором во время потопа спаслись от гибели тлинкиты, крупное индейское племя на Аляске.

Если исходить из того, что легендарное предание о доиудейских временах распространилось по Азии и в конце концов достигло Америки. На протяжении многих веков то тут, то там в текст вплетались новые мотивы, такие, например, как рог, выросший на голове индусского бога, или семь мостов эскимосского ковчега. В мифе индейцев хайда, аборигенов островов Королевы Шарлотты у западного побережья Британской Колумбии, место Ноя занимает человек со стальной головой, которого боги превращают в лосося, чтобы спасти во время потопа. Помимо катастрофического наводнения, уничтожающего все живое, об исходном мифе здесь напоминает поставленная всевышним задача обновить род человеческий, о чем говорится и в древнекитайской легенде. Девятая глава «Первой книги Моисеевой» начинается словами: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Далее мы встречаем предание на широко распространенном у североамериканских индейцев алгонкинском языке, которое тоже очень близко к библейскому: «Маниту (верховное божество, олицетворяющее магическую власть, сверхъестественные силы) очень любил людей. Однако они сильно провинились. И тогда великий дух послал человека, который должен был предостеречь людей: вас постигнет страшная кара, если вы не сделаетесь лучше. Но народ продолжал упорствовать в своих заблуждениях. Тогда осенью стряслось нечто невероятное: днем не взошло солнце, ночью не показались луна и звезды. Мир погрузился в непроглядный мрак. Стало очень холодно, и звери покинули свои леса, чтобы найти тепло и свет у огня, который развели люди. Голоса потеряли свое звучание. Все тонуло в тишине и холоде, пока страшный удар грома не потряс землю. Тогда голоса снова обрели звучание, и отовсюду послышался великий вопль ужаса, потому что потоки ливня обрушились на мир.

Из всего рода человеческого спасся лишь один человек, и это был пророк. Последовав совету Великого Духа, он соорудил огромный плот из древесных стволов».

Мир погрузился в непроглядный мрак

Подобные предания находим у множества других индейских племен Северной Америки. Легенды о всемирном потопе существуют и в Мексике, об этом уже говорилось. Удивительным образом потомки перуанских инков тоже рассказывают о потопе, который разразился вслед за 5-дневным мраком и страшным землетрясением. Эти индейские племена жили в Андах на высоте нескольких тысяч метров, где подобных разрушительных наводнений просто быть не могло.

У индейского племени Угха-Монгулала, живущего на границе Венесуэлы и Бразилии, есть предание о появлении «огромной звезды, красный след которой протянулся по всему небу». После этого космического явления 13 месяцев шел проливной дождь, который затопил мир и уничтожил все живое. Лишь одному человеку по имени Мадус удалось спастись на построенном им плоту, там же пережили потоп и многочисленные животные, по паре каждого вида.

Учитывая это поразительное совпадение сюжетов Ветхого Завета и предания майя из книги «По-Вух», многие этнологи продолжают придерживаться мнения, что легенда о всемирном потопе, передаваемая из уст в уста, проделала путь через всю Азию на западное побережье Америки. Впрочем, эта версия весьма спорна, поскольку на сегодня в мире насчитывается не менее 250 местных версий о великом потопе! Непосредственно к ветхозаветному сюжету восходят разве что древнегреческая и римская легенды.

Вот что рассказывали древние греки. «Все нечестивей становились люди. Зевс созвал богов и держал с ними совет. И тогда решил он уничтожить весь род людской и послать на землю такой сильный ветер, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше, заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все — и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса... Лишь двое спаслись среди этой общей гибели — Девкалион, сын Посейдона, и жена его Пирра. По совету отца своего Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик по морю, пока волны не пригнали его к вершине Парнаса. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу».

Зевс держал с богами совет

А вот римское предание. «С давних времен зло на земле так расцвело, что Юстиция помчалась на небо, и царь богов приказал истребить род человеческий... Гнев Юпитера распространился на все небесное царство. Брат его Нептун, властелин морей, послал на помощь ему свои волны. Нептун воткнул трезубец в землю, и земля стала дрожать и сотрясаться... И скоро уже невозможно было различить, где суша, а где море... Почти все люди утонули. Те немногие, которым удалось спастись от наводнения, не нашли себе пропитания и умерли от голода».

Невыясненным, исходит ли древнегерманское предание непосредственно из ветхозаветного греческого или римского источника.

«И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского». Художник Даниэль Феррара изображает выгрузку Ноевого ковчега как райскую картину, как возрождение мира. Предания, подобные тому, какое содержится в Ветхом Завете, находим также в мифологии разных народов Африки, Азии, Австралии и Америки. Однако происхождение и широчайшее распространение предания о всемирном потопе до сих пор окутано тайной.

Причудливый, рассеченный ущельями ландшафт — словно иллюстрация к Ветхому Завету: на Ноев ковчег похожи доисторические природные сооружения из песчаника каньона Валтарка-Кинг в Австралии.

Построй корабль и спаси свою жизнь

В 1864—1865 гг. его бывший помощник Хормузд Рассам, родившийся в Мосуле халдейский христианин, всего в 14 км севернее Нимрудского холма нашел многочисленные глиняные таблицы с клинописью. Это оказались большие куски эпоса о Гильгамеше. Находка так увлекла хранителя Британского музея Джорджа Смита, что он не только расшифровал клинопись, но и сам отправился в Месопотамию и предпринял поиски недостающих частей эпоса.

Как ни странно, ему сопутствовала удача. Он нашел 384 фрагмента глиняных таблиц, и ему удалось реставрировать знаменитую эпическую поэму о Гильгамеше в 12 песнях, из которых 11-я содержит историю потопа. В ней повествуется об Утнапишти, добиблейском аналоге Ноя. Он сообщает шумерскому царю Гильгамешу, как «господин с сияющими глазами, бог Эа», предупредил его о решении совета богов затопить землю: «О, человек из Шуруппака, сын Убара-Туту, ломай свой дом, построй корабль, оставь свои богатства и спаси свою жизнь! Возьми с собою в корабль всякие семена жизни, всю свою семью и всех домочадцев, ремесленников, домашний скот, зверей полевых и зеленого корма вволю...»

Затем Утнапишти рассказывает о строительстве корабля и наконец о самом потопе: «Я вошел в ковчег и запер за собою дверь... Когда стало рассветать, появилось на горизонте черное облако... Внезапно дневной свет угас во мраке. Один не видел другого, люди не узнавали друг друга. Боги в небесах испугались потопа и пятились назад, карабкались по небосклону к обители Ану. Люди припадали к земле, как собаки, жались у стен... Шесть дней и шесть ночей свирепствовал ветер; потоп и гроза опустошили землю. На седьмой день стихла гроза, и ливень, и буря, бушевавшая подобно вражескому войску. Море успокоилось, вода пошла на убыль. Я посмотрел на море: на нем лежала тишина, весь род человеческий снова превратился в глину! Там, где были поля, простирались болота... Я смотрел на мир: везде было море. Вдали показался остров. Корабль приплыл к земле Низир, и гора не отпускала корабль... На седьмой день я выпустил голубя. Но голубь полетал немного и, не найдя нигде приюта, вернулся назад. Тогда я выпустил ласточку, и дал ей улететь.

На горе Арарат, в восточной Анатолии, согласно Ветхому Завету, опустился наконец на землю Ноев ковчег.

Была ли Месопотамия, лежащая между Тигром и Евфратом, родиной преданий о всемирном потопе?

Впечатляющие памятники истории Земли: вначале были моря и вулканы.

Ласточка покружилась немного и вернулась назад. Затем я выпустил ворона. Он улетел и увидел, что вода спала; он клевал пищу, летал вокруг, каркал и назад не вернулся».

Не это ли прообраз всех легенд о всемирном потопе? «Первая книга Моисеева» была записана в первой половине I тысячелетия до н. э., а цикл эпических сказаний о Гильгамеше почти на тысячу лет раньше! Но, возможно, и это сообщение тоже было мифом? Никто не может сказать, когда жил царь Гильгамеш и существовал ли он вообще. Правда, были составленные около 2100 г. до н. э. в древнем Вавилоне царские списки, согласно которым история шумеров уходит в глубь веков вплоть до сотворения первых людей. Десять древнейших царей упоминаются в списках со времен праотца человечества. Затем случился великий потоп и уничтожил всех людей. В этом отрезке времени Библия упоминает десять «праотцов». После потопа, как сообщают древние царские списки, появился новый род человеческий, на этот раз — потомство Утнапишти.

Сказание о Гильгамеше — основа преданий о потопе?

Историки вплоть до XX в. отказывали этим «царским спискам» в какой бы то ни было достоверности. Настоящая сенсация появилась в 1920-е гг., когда английский археолог Чарльз Леонард Вулли приступил к раскопкам в древ-нешумерском Уре, библейском Уре в Халдее, на родине Авраама. Он систематично вскрывал все более глубокие пласты земли, обнаружил доисторические захоронения и извлек множество глиняных черепков. Затем, на глубине 12 м от поверхности земли, он наткнулся на слой глины, не содержавший никаких признаков человеческой деятельности. Однако Вулли продолжал копать. Углубившись на 2,5 м, снова обнаружил культурный слой. Жена археолога первой высказала предположение, что нетронутый слой может быть грунтом, который нанесен потопом. Позднее геологи подтвердили, что это и в самом деле намытая глина. И это означало, что здесь имело место катастрофическое наводнение. Его можно датировать IV тысячелетием до н. э. По всей видимости, это и было тем самым великим потопом, описание которого содержится в эпосе о Гильгамеше и в Ветхом Завете.

Такое объяснение не устраивает исследователей Библии: катастрофа в царстве шумеров, естественно, не могла охватить весь мир, а мощные намытые пласты глины были обнаружены и в Мексике. Причем там они оказались даже древнее.

А еще была яркая звезда, которая присутствует в некоторых преданиях о потопе, возникших в разных частях земного шара. Среди ученых нашлись любители сенсаций, которым открытие Вулли показалось недостаточно фантастическим, они полагали и продолжают полагать, что речь идет о глобальной, всемирной катастрофе. По их мнению, 5 июня 8496 г. до н. э. с Землей столкнулся гигантский метеорит диаметром около 10 км и массой около триллиона тонн. Он словно встряхнул нашу планету и наряду с другими катаклизмами вызвал и катастрофическое наводнение.

Всемирный потоп — 4000 лет до н.э.

Однако вернемся к реальности. Исторический потоп постиг Месопотамию — как это соотносится с библейским указанием, что Ноев ковчег опустился в конце концов на Арарат? Гора Арарат, как известно, находится в Анатолии, на крайнем востоке сегодняшней Турции, в 1000 км от древнего Ура. В принципе, корабль может преодолеть такое расстояние. После того, как турецкий крестьянин нашел ветхие бревна на вершине Арарата, в 1949 г. первые 3 экспедиции отправились на этот погасший вулкан высотой 5165 м — на поиски остатков ковчега. Однако все усилия были тщетны: никаких доказательств того, что Ноев ковчег некогда опустился именно здесь, получено не было. Причиной может оказаться невольная ошибка историков. Дело в том, что во времена, когда создавался Ветхий Завет, Араратом называли всю горную страну к югу от озера Ван. Арарат всемирного потопа — это горная страна, а не конкретная вершина.

Тут на помощь приходит Коран, где, как и в Ветхом Завете, повествуется о событиях доиудейской эпохи. Хотя канонический текст Корана сложился лишь в VII в., но базируется он на многочисленных древних списках. Так вот, в сюжете о всемирном потопе (сура 11, стихи 36-48) Ноев ковчег (в Коране библейского Ноя зовут Нух, и он один из мусульманских пророков) очутился на горе Джуди, в горной стране Арарат, на территории нынешней Сирии.

Вполне возможно, что будущим исследователям всемирного потопа именно здесь и удастся найти остатки легендарного Ноева ковчега.

Глава 8. Библейский миф о Потопе

Вот одна из интепритаций мифа о Потопе в более вольном пересказе. Ной не был склонен расставаться со своей невинностью, хотя его часто побуждали к этому, и он дождался, пока Бог нашел ему женщину, которая оставалась единственной девственницей в те времена. Именно она родила ему сыновей - Сима, Хама и Иафета. Когда они возмужали, Ной женил их на дочерях Елиакима, сына Мафусала.

Господь предупредил Ноя о Потопе, и Ной распространил это известие среди всех людей, проповедуя покаяние, куда бы он ни приходил. Хотя его слова горели огнем, словно факелы, люди смеялись над ним: «Что такое потоп? Если это огненный потоп, то у нас есть alitha (асбест?), и мы спасемся; а если это вода, то у нас есть железные полотнища, которые никакая вода из земли не сможет пробить. А против воды с неба мы можем использовать ageb (навес?)». Ной предостерегал их: «Господь пошлет воды, которые будут кипеть у вас под ногами!». Они хвастались: «Какой бы ни был потоп, мы такие высокие, что вода не поднимется нам даже до шеи; а если Он откроет шлюзы Тионы, мы наступим на них и так закроем их».

Господь приказал Ною построить из дерева гофер и осмолить внутри и снаружи просторный ковчег для себя, для своей семьи и для «всех животных и всякой плоти». Он должен был взять по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов и запастись для них пищей. Пятьдесят два года Ной был занят строительством ковчега; он работал медленно в надежде отсрочить месть Бога.

Бог Сам придумал план ковчега. Каждое жилье было поделено на сотни отделений, и в самом нижнем должны были находиться дикие звери и домашние животные, в среднем - все птицы, в верхнем - все гады и семейство Ноя.

Некоторые бродячие духи тоже вошли в ковчег и были спасены. Пара чудовищ, которые были слишком велики для ковчега, тем не менее, выжили: Буйвол, который плыл позади ковчега, положив на него нос, и Великан Ог, который был сыном Хийи и женщины, ставшей потом женой Хама и уговорившей Ноя взять Ога, голову которого поддерживала веревочная лестница. В благодарность Ог поклялся быть рабом Ноя; но хотя Ной кормил его через окошко, после потопа Ог вновь принялся за старое.

Когда Ной начал отбирать животных и птиц, и гадов, он пришел в такой ужас от предстоящей ему задачи, что вскричал: «Господь Вездесущий, как мне справится с этим?». Тогда ангелы-хранители всех видов слетели с Небес и, принеся с собой корзинки с едой, поставили их в ковчег, так что вся живность пришла сама. Случилось это как раз в тот день, когда умер Мафусал, а было ему девятьсот шестьдесят девять лет, и до Потопа оставалась еще целая неделя. Господь отсрочил Потоп на время траура в надежде, что человечество раскается. Он приказал Ною сидеть возле двери ковчега и внимательно осматривать каждое приближающееся существо. Те, кто ползли по дороге, должны были быть допущены в ковчег, а те, кто шли, выпрямившись, не должны были быть допущены. Говорят, что, согласно указаниям Господа, если существо мужского пола приказывало женщине опуститься на колени, то оба допускались в ковчег, но если приказывала женщина, то оба не допускались. Он же приказал так, потому что в это время не только мужчины впадали в скотство. Звери отказывались от своих самок, и жеребцы предпочитали ослиц, а ослы - кобылиц, псы - волчиц, змеи - черепах и так далее; более того, самки часто помыкали самцами. Господь решил истребить все живое, оставив лишь тех, кто был покорен Его воле. Задрожала, закачалась Земля, потемнело солнце, сверкнула молния, прогремел гром, и оглушительный голос, какого никогда еще не слышали на Земле, зазвучал над горами и равнинами. Это Бог, пугая грешников, призывал их к покаянию, но напрасно. И он выбрал воду, а не огонь для наказания молчаливых грешников и открыл Небесные шлюзы, убрав двух Плеяд; позволив таким образом Верхним и Нижним Водам - мужскому и женскому элементам Тионы, которые он разделил в дни Творения, - воссоединиться и в космическом объятии разрушить мир.

Потоп начался на семнадцатый день второго месяца, когда Ною исполнилось шестьсот лет. И он, и все его семейство вошли в ковчег, и Бог накрепко закрыл за ними дверь. Но даже Ной все еще не мог поверить, что Бог смоет Свой великолепный труд, поэтому не прятался, пока вода не дошла ему до лодыжек.

Вода быстро затопила всю землю. Семьсот тысяч грешников собрались возле ковчега, умоляя: «Открой дверь, Ной, впусти нас!». А Ной кричал изнутри: «Разве я не просил вас покаяться целых сто двадцать лет, но вы не слушали меня!» - «Мы каемся», - отвечали ему. «Поздно!» Люди пытались сломать дверь и перевернули бы ковчег, если бы стая отвергнутых волков, львов и медведей не разорвали сотни людей на куски. Остальные разбежались. Когда поднялись Нижние Воды Тионы, грешники первым делом побросали в реки детей, надеясь остановить пребывание воды, а сами полезли на деревья и горы. Дождь сбрасывал их вниз, и вскоре поднявшиеся воды подхватили ковчег, а потом он поднялся на пятнадцать локтей над самой высокой вершиной. Волны швыряли его из стороны в сторону, так что все, кто были внутри, напоминали стручки гороха в кипящем горшке. Говорят, что Господь подогревал воды Потопа пламенем Бездны и наказывал пламенную похоть обжигающей водой, поливал огненным дождем грешников и не мешал воронам выклевывать глаза у тех, кто плыл в потоках воды.

Жемчужина, свисавшая с потолка ковчега, светила Ною и его семейству. Когда она бледнела, Ной знал, что наступило утро; когда же она становилась ярче, он знал, что скоро наступит вечер, и поэтому он мог вести счет Субботам. Говорят, однако, что свет исходил от священной книги, которую архангел Рафаил дал Ною. Она была украшена сапфиром и заключала в себе знания о звездах, искусстве врачевания и отпугивания демонов. Ной оставил ее в наследство Симу, а после него она переходила от Авраама к Иакову, Левию, Моисею, Иисусу и Соломону.

Двенадцать месяцев ни Ной, ни его сыновья не спали, постоянно занятые какими-то делами. Одни животные имели обыкновение есть в первый час утра или ночи, другие - во второй, третий или четвертый час или даже позже, и каждый требовал свою еду: верблюды - сена, ослы - ржи, слон - виноградных побегов, страус - разбитого стекла. Но говорят также, что звери, птицы, гады и даже люди питались одинаково - плодами смоковницы. Ной молился: «Господь Всемогущий, освободи меня из этой тюрьмы! Моя душа устала». К тому же, никто не знал, как кормить хамелеона; но однажды Ной открыл гранат, и из него вывалился червь, которого изголодавшийся хамелеон мгновенно съел. Тогда Ной замесил побеги верблюжьей колючки вместе с обычной мукой и стал кормить хамелеона червяками, которые вырастали в этом. Оба льва подхватили простуду, и они даже не смотрели в сторону своих обычных жертв, а ели траву, словно быки и коровы. Глядя на забившегося в угол феникса, Ной спросил: «Почему ты не требуешь еду?» - «Господин, - ответил феникс, - твои домашние и так очень заняты, поэтому я не хочу доставлять им еще больше забот». Ной поблагодарил феникса и сказал: «Пусть будет воля Божья на то, чтобы ты жил вечно!».

Ной поселил отдельно своих сыновей и их жен и запретил им плотскую близость: пока мир разрушен, они не должны были даже думать о его заселении. Такой же запрет он наложил на всех зверей, птиц и гадов. Лишь Хам, пес и ворон ослушались его. Хам согрешил, чтобы спасти свою жену от позора: если бы он не лег с ней, Сим и Иафет узнали бы, что она носит ребенка от падшего ангела Шемхазая. Тем не менее, Бог наказал Хама, сделав его кожу черной. Он наказал пса, в позоре соединив его с сукой после соития; и Он наказал ворона, заставив его осеменять самку клювом.

Когда миновали сто пятьдесят - другие говорят, сто сорок - дней, Бог закрыл Небесные шлюзы двумя звездами, взятыми из Большой Медведицы. Она до сих пор каждую ночь преследует Плеяд и рычит: «Отдай мои звезды». Потом Он послал ветер, чтобы он выгонял воды Тионы за край Земли, пока не убудет Потоп. На седьмой день седьмого месяца Ноев ковчег остановился на горе Арарат. В первый день десятого месяца показались вершины других гор. Подождав еще сорок дней, Ной открыл окошко и выпустил ворона посмотреть, не убыла ли вода. Ворон дерзко ответил ему: «Господь, твой господин, ненавидит меня; иты тоже меня ненавидишь! Разве не приказал Он: «Возьми по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов?» Почему ты выбрал меня для опасного путешествия, если нас лишь двое? Почему ты бережешь голубей, когда их семь? Если я умру от холода или голода, в мире не останется воронов. Или тебе по вкусу моя жена?» Ной вскричал: «Ах ты, ослушник! Разве я не приказал тебе посмотреть, не закончился ли Потоп? Лети прочь и побыстрее!» Но ворон не смирился: «Так я и думал! Тебе нужна моя жена!» В ярости Ной крикнул: «Неужели Господь не проклянет клюв, произносящий подобные речи?» И все, кто был в ковчеге, сказали: «Аминь!» Ной открыл окошко, и ворон, который успел обрюхатить свою подругу и других птиц, что были поблизости, таким образом, испортив их породу, улетел прочь, но вскоре возвратился. Ной опять послал его искать сушу, и он опять возвратился. На третий раз он не вернулся, пируя на трупах. Такой же приказ Ной дал голубю, который тоже вскоре возвратился, не найдя дерева, на котором можно было бы отдохнуть. Через семь дней он полетел вновь и возвратился к вечеру, неся в клюве сорванный листочек оливы. Голубь отправился в путь еще через семь дней и не возвратился. В первый день первого месяца Ной вылез на крышу ковчега и огляделся. Но увидел он лишь огромное грязевое море, простершееся до дальних гор. Даже надгробия Адама не было видно. До двадцать седьмого дня второго месяца ветер и солнце сушили землю, чтобы Ной мог выйти из ковчега.

Как только Ной коснулся ногой земли, он стал собирать камни и воздвигать алтарь. Бог «обонял приятное благоухание» сожженных приношений и сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его, и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю;…да страшатся и да трепещут вас все звери земные. и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские». А еще он разрешил всем есть мясо, но без крови, объяснив, что душа зверя в крови его, и ввел наказание смертью человеку или зверю, совершившему убийство. Потом Он поместил на небо Радугу и сказал: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится Радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Миф о потопе Единственный экземпляр этого таинственного текста был обнаружен в составе табличек Ниппурской библиотеки экспедицией Пенсильванского университета. Прочесть можно всего шесть небольших фрагментов текста, его начало и конец, равно как и предназначение, до

Из книги Тайна Ноева ковчега [Легенды, факты, расследования] автора Мавлютов Рамиль

Глава 9. Миф о Потопе - греческий и аккадский Параллельно мифу о Потопе из Книги Бытия существуют два других мифа: греческий и аккадский. Аккадский миф, в основе которого сказание о Гильгамеше, был известен у шумеров, хурритов и хеттов. В нем героя Утнапиштима

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

ИНДИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ПОТОПЕ А теперь отправимся в Индию - страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Легенда о потопе В рассмотренных нами мифах в качестве действующих лиц выступают боги. В сонме бессмертных, которые, однако, могли тяжело и даже смертельно «болеть», происходили самые разнообразные события, отражавшие земные дела, порой весьма прозаические. Однако в

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 5 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Библия о царе Соломоне О царе Соломоне рассказано в кн. 3 Царств (2-11) и кн. 2 Паралипоменон (1–9). Соломон правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала правит в Иерусалиме. Его

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 2 Библейский Апокалипсис рассказывает об османском = атаманском завоевании XV–XVI веков 1. Краткое содержание Апокалипсиса В томе «Числа против Лжи», гл. 3 приведена датировка библейского Апокалипсиса концом XV века, полученная автором совместно с Г.В. Носовским.

Из книги Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) автора Кондратов Александр Михайлович

Легенды о потопе Легенды о потопе распространены в самых различных частях света, от Европы до Австралии. Конечно, речь идет в них не о библейском всемирном потопе, насланном за грехи людей, а о стихийных бедствиях - наводнениях, гигантских волнах-цунами, штормовом нагоне

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Что рассказывает Библия о царе Соломоне О Соломоне говорят книги 3 Царств, гл. 2-11 и 2 Паралипоменон, гл. 1–9. Он правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала царит в Иерусалиме,

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Индийские предания о потопе А теперь отправимся в Индию – страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности, в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

автора

Глава III. Рассказы о всемирном потопе Что говорят о нем разные племена и народы У многих, очень многих народов сохранилось до сих пор предание, что когда-то на земле был всемирный потоп.Говорят, весь земной шар был тогда покрыт водою, даже самые высокие горы скрылись под

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Что говорится о потопе в Коране Вот в этом-то и заключается главная неясность всяких сказаний о всемирном потопе. И правда, коли такой потоп действительно был, значит, это было не что иное, как чудо: он сам собой произойти не мог. Для этого, несомненно, потребовалось

Из книги Четвёртый ингредиент автора Брук Михаил

ГЛАВА 1. ИСТОРИИ НА БИБЛЕЙСКИЙ ЛАД. "ПОКУДА ЗЕМЛЯ СТОИТ, НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ ПОСЕВ И ЖАТВА, ХОЛОД И ЗНОЙ, ЛЕТО И ЗИМА, ДЕНЬ И НОЧЬ", - да будут прощены эти слова тем, кто скажет их

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны



error: Content is protected !!