Зачем целуют крест в конце службы. Скажите пожалуйста, что выражается в действии священника, когда он подаёт крест для целования левой рукой? Необходимость верного освещения исторических фактов

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев.

Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отца, только если он, наверное, умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.

Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и поручи, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чтó делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность.

К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще бóльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.

Вам кажется, что крест - это нечто тяжелое и само слово наводит грусть? Это не так. Крест - светлейшее слово!!!

После церковной службы всегда замечаю. как молодеют лица, светятся глаза у прихожан нашей небольшой церкви.

– Всем нужно после службы подходить ко кресту?- спросила меня озабоченная женщина.
– Обязательно подойдите, - ответила я.
– А зачем?

Я набрала в грудь воздуха и хотела сказать, что мы идем ко Кресту, чтобы получить духовную радость, чтобы показать Богу, что мы его чада. Чтобы не забыть, что Крест – основа нашего спасения. Чтобы поблагодарить Господа Иисуса Христа за его благодеяния. Чтобы не притуплялось в нашем сердце память о муках Спасителя на Кресте. Мы целуем Крест в руке священника и чувствуем, что маленькая капля его, Креста, животворящей энергии перетекла в нас и добавила нам решимости противостоять соблазнам. Прикосновение ко Кресту это не просто касание. Сегодня этим крестом совершалось величайшее таинство Евхаристии. Приложись ко Кресту, и ты получишь капельку любви Христа ко всему человечеству. Со смиренной душой приложись ко кресту и сам будешь на капельку более способен любить.
Я вижу, что вы чем-то озабочены,- хотела сказать я.- У вас проблемы, я понимаю, да и у кого их нет? Бог, распятый на Кресте, помогает нам нести наши кресты – болезней, скорбей, неурядиц. Как же нам не прикладываться ко Кресту?

Но я ничего не сказала женщине. Людской поток ее подхватил, и я не успела ответить. И хорошо. Второпях ведь много не объяснишь, да и кто я такая, чтобы духовные темы раскрывать?

Но ведь есть прекрасные книги. Одна из них передо мной. Праведного отца Иоанна Кронштадского. В начале 20 века его называли всероссийским батюшкой. Скольких людей он исцелил, скольких вразумил, скольких подвигнул к раскаянию!
- Батюшка Иоанн, помоги начинающим христианам понять, что такое крест в руке священника – молилась я, начиная делать эти выписки из его творений.
«Отчего мы чествуем Крест?... – размышляет отец Иоанн в своей необыкновенной, пронзительно откровенной книге «МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ».

…потому, что после страданий Спасителя Крест сделался знамением Сына человеческого, т.е. Крест знаменует Самого воплотившегося и пострадавшего нашего ради спасения Сына Божия. На кресте Христос принес Себя в жертву Богу Отцу за наши грехи … потому для верующих Крест это великая сила, избавляющая от всяких зол.

Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас.
Где Крест или крестное знамение, там Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай его или поклоняйся ему.
Без Креста Господня я давно был бы жертвою самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; Крест - покой и утешение мое».

Вот такие выписки я сделала из книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».

Я не знаю, прочтет ли эту статью озабоченная женщина, которую я потеряла в толпе. Но я точно знаю, что, подойдя ко Кресту, она ощутила (не могла не почувствовать) его, нашего Честного Креста, животворящую силу. И это духовное ощущение стало, надеюсь! для нее ответом на вопрос: Зачем подходить ко Кресту?

Рецензии

Нам всегда, всегда надо помнить о Кресте. В трудное время и в легкое. В трудное - мы укрепляемся Крестом. В легкое - соразделяем страдания Господа за нас, показывая тем, что - помним!
Галина Иосифовна, Вы очень хорошо ответили на вопрос той женщины. Емко, но не многословно. Убедительно, но ненавязчиво. С любовью. Я благодарна Вам от всего сердца! И, конечно, благодарна женщине, спросившей Вас - она помогла нам читать на Вашей странице то, что не просто нужно нам, а нужно более всего.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157)
http://www.pravoslavie.ru/answers/7431.htm

---------------
Целовать кому-то руку означает унижать себя. Неужели это не противно? Верующие настоящие рабы в худшем смысле этого слова, если могут так пресмыкаться. Зачем мне религия, унижающая человеческое достоинство?

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев. Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отцу, если он только наверное умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.
Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и обшлага одеяния, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому, что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все. Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чт’o делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность. К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще б’oльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.
http://www.missionary.su/rejecting/9.htm

Целовать крест Устар. 1. Давать твёрдое обещание; присягать. [Царь: ] Я царь ещё: внемлите вы, бояре: Се тот, кому приказываю царство; Целуйте крест Феодору (Пушкин. Борис Годунов). - Неужто в самом деле вся Москва целовала крест этому иноверцу? - сказал земский. - И чему дивиться? Плетью обуха не перешибёшь; да и что нам, мелким людям, до этого за дело? (М. Загоскин. Юрий Милославский). 2. Вид божбы, клятвенного заверения. [Годунов: ] Целую крест, что с Шуйскими отныне Мне пребывать в согласьи и любви, Без их совета никакого дела Не начинать (А. К. Толстой. Царь Фёдор Иоаннович). - Дитятко, - сказал он, - целуй же мне крест, что не обесчестишь ты седой головы моей! Клянись здесь, пред Спасителем! - Клянусь, клянусь! - прошептала Елена (А. К. Толстой. Князь Серебряный).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Целовать крест" в других словарях:

    целовать крест - См … Словарь синонимов

    целовать крест - кому (иноск.) присягать на веру (целуя крест) Ср. Отцеловаться (иноск.) отрекаться. Ср. Целую крест, что с Шуйскими отныне Мне пребывать в согласье и любви... Гр. А. Толстой. Царь Федор Иоаннович. 2. Годунов. Ср. Москва разорена, в народе шатость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Целовать крест - Цѣловать крестъ кому (иноск.) присягать на вѣру (цѣлуя крестъ). Ср. Отцѣловаться (иноск.) отрекаться. Ср. Цѣлую крестъ, что съ Шуйскими отнынѣ Мнѣ пребывать въ согласьи и любви... Гр. А. Толстой. Царь Ѳедоръ Іоанновичъ. 2. Годуновъ. Ср. Москва… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Целовать крест - Разг. Устар. Давать клятву, обещание, присягать. БМС 1998, 315; Ф 2, 244 … Большой словарь русских поговорок

    КРЕСТ - муж. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. Крест бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. Крест есть символ христианства. По различию исповеданий, чтится крест… … Толковый словарь Даля

    КРЕСТ Толковый словарь Ушакова

    крест - КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ - КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    крест - КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    ЦЕЛОВАТЬ - (или, устар., цаловать; см. §23, примечание к п.2), целую, целуешь, несовер. (к поцеловать), кого что. Прикасаться губами к кому чему нибудь в знак любви, дружбы, радости, при встрече или прощании. «Целовать в уста нет поста.» погов. «Целовал,… … Толковый словарь Ушакова

Олег, Пятигорск

Скажите пожалуйста, что выражается в действии священника, когда он подаёт крест для целования левой рукой?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что выражается в действии священника, когда он подаёт крест для целования левой рукой и допустимо ли это? Спаси Господи.

Уважаемый Олег! Во время богослужения священник держит крест в левой руке только в двух случаях. Во время пасхального богослужения священник совершает каждение, держа в левой руке крест, к которому прикреплены три свечи (т.н. пасхальница). И во время выхода на освящение воды, когда священник одновременно несет крест и Евангелие. Евангелие держит правой рукой, крест — левой. Но ни в том, ни в другом случае целование креста в этот момент не полагается.

При целовании же крест всегда находится в правой руке священника . Поэтому, я не знаю, что выражается в действиях священника, держащего крест при целовании левой рукой. В богослужебной практике такого не предусмотрено. С другой стороны, возможно, то, что Вы видели, выглядело немного иначе? Некоторые священники при ограждении иногда придерживают крест левой рукой — или по причине тяжести креста, или по причине усталости священника. Такое мне приходилось видеть. Но, в любом случае, держит священник крест только правой рукой.



error: Content is protected !!