Монастырь санта мария деле грация. Главное сокровище Милана: церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Адрес: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 20123 Milano, Italy. Время работы: ежедневно с 07:00 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00); для посещения зала с "Тайной вечерей" необходима предварительная запись, каждые 15 минут формируются группы из 25 человек. Стоимость посещения 14 EUR. Как добраться: церковь расположена между станциями метро "Conciliazione" и "Cadorna" (линия М-1).

Санта-Мария-делле-Грацие - хранительница "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Гении не умирают! Покидая тело, частичка души продолжает жить в их бессмертных шедеврах. Леонардо да Винчи - тайна за семью печатями, наиболее загадочная личность в многовековой истории человечества. Его боготворили и ненавидели, считали ангелом и демоном, не понимали, но не восхищаться не могли. По сей день едут, летят, спешат в Милан миллионы желающих, выстаивают невероятную очередь у церкви Санта-Мария делле-Грацие , мечтая увидеть "Тайную вечерю" - уникальное детище знаменитого художника, увековечившего самое страшное предательство на Земле и проявление безграничной любви.

Рождение обители мира и покоя

Все началось с земельного участка, расположенного в тихом районе, отдаленном от оживленной, суетливой столицы Ломбардии. Его подарил ордену доминиканских монахов граф Вимеркати (1463 г.). Братья по вере решили там построить монастырь с церковью, названной в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Милующая". Воплотить задуманное в реальность взялся известный архитектор Гвинифорте Солари, занимавшийся возведением собора Дуомо. К 1469 г. выросли монашеские жилища, приступили к строительству базилики в стиле поздней готики, однако, закончить не довелось. Что послужило причиной? Финансовым меценатом слыл деспотичный, находящийся на вершине властной пирамиды Лодовико Сфорц, прозванный за темный цвет кожи Моро, одержавший власть после гибели племянника, произошедшей при довольно таинственных, непонятных обстоятельствах. Каковы мотивы щедрой благотворительности? Верил, что помогая инокам, сократит время пребывания в чистилище, покинув бренный мир. Но правитель захотел видеть искусство, отражавшее его мощь. Для осуществления художественных замыслов избрал монастырское святилище. Существует другая версия: женившись на 15-летней Беатриче д’Эсте (1491 г.), властелин загорелся идеей обустроить там фамильную усыпальницу. Перестройку доверил Браманте (1492г.). Оформление церковного интерьера возложил на лучших живописцев, скульпторов. Результат - трехнефный храм из красного кирпича длиной 63 м, шириной 30, представляющий в основании крест правильной формы. Световые потоки проникают сквозь множественные чередующиеся круглые, арочные окна, декорированные светлым мрамором. Часть прежнего сооружения снесли, пристроив большущий куб с тремя апсидами. В строение гармонично вписывается портик с коринфскими колоннами, на фасаде - герб семьи Сфорца. Ступенчатую постройку венчает, как бы парящий над ней, расписной купол, расположенный напротив ризницы с кружевным орнаментом. Над входными воротами - медальон. На нем - Богородица в окружении супружеской герцогской четы. Отсутствие гигантских размеров не делает здание менее величественным. Перед восторженными посетителями - настоящая жемчужина на службе у рая.Настенной росписью занимались популярные местные мастера живописи. Здесь - изумительные труды Донато Монторфано, Бернардо Дзенале, Гауденцио Феррари, отображающие жизненные эпизоды Спасителя. Небольшой кусочек мрамора на сводах сохраняет фамилию Браманте. Полностью перестроенную трапезную Моро велел украсить Леонардо, обессмертив тем собственное имя. Повелитель торопился, постоянно подгоняя зодчего, работая, как одержимый, словно боялся не успеть, напоминая человека, коему судьбой отпущено мало времени. Так и вышло. Полюбоваться достижениями пришлось не более года.Несчастья возникли со смертью жены. Застав супруга у любовницы, 22-летняя беременная женщина, убитая изменой, отправилась помолиться в часовню, потом посетила трапезную, где гениальный флорентинец упорно трудился, стоя на строительных лесах. Она молча наслаждалась работой, признав ее чудом. Уходя, промолвила, что грезила дождаться завершения, но, видимо, не суждено. Маэстро попробовал возразить, но прикрыв изящными пальчиками ему рот, она печально прошептала: "Храни вас Бог!" В сердце творца закралось чудовищное предчувствие, не обманувшее его. Тем же вечером в присутствии мужа, мучавшегося угрызениями совести, родив мертвого малыша, бедняга умерла. Овдовевшему мужчине свалившаяся внезапно утрата, заставшая врасплох, была непомерно тяжелой. Думал, не переживет постигшего горя. "Что имеем - не храним, потерявши, плачем", - гласит пословица. Осознание, как правило, приходит слишком поздно.Испытывая нечеловеческие муки, Моро понял: юная, схожая с пламенем хрупкая принцесса, почти ребенок, увлекаясь литературой, художеством, наделена была твердым характером, острым умом, оказалась намного сильнее его, играла немаловажную роль в государственных делах. Любя по-своему, считал ее путеводной звездой. Когда глядела влюбленно, слегка полунасмешливо, рождалось желание легонько отшлепать шаловливую смуглянку и сразу же зацеловать, но это не мешало заводить фавориток, хотя догадывался о безумной ревности. Похоронили ее в храме пред алтарем. Две недели провел затворником, завесив окошки траурной тканью. Надевая черный плащ, ежедневно устремлялся к могиле. Будучи суеверным, не сомневался, что любимая унесла с собой удачу. Так и случилось. Могущество, еще недавно так крепко удерживающееся, утекало, словно морской песок сквозь пальцы, растворялось, как мираж. В 1499 г. город захватили французы, Сфорца взяли в плен. Через два года Людовик XII, проявив милость, приказал освободить узника из темницы. Когда пред ним распахнулись тюремные врата, изношенному телу уже было не помочь. Протянув руки к свету, будто желая обнять раздолье, залитое солнцем, словно подкошенный, рухнув наземь, он скончался. Их общую с Беатриче гробницу с двумя лежащими изваяниями в полный рост поместили в картезианский монастырь Павии (изготовитель Кристофоро Соляри). Санта-Мария не стала семейным пантеоном, как планировал, зато сохранила потомкам редчайшее диво титана живописи эпохи Возрождения, превзойти которое не удалось никому.

Создание легендарной фрески

Да Винчи, внебрачное дитя, не сумел получить достойного образования. В 14-летнем возрасте талантливый с детства мальчишка приехал во Флоренцию, устроился подмастерьем к замечательному ваятелю, художнику Андреа Верроккьо, познакомившего его с религиозным искусством. Наставник, увлекавшийся чаще скульптурой, не научил юношу методике расписывания стен. Зарекомендовав себя превосходным портретистом, превзошедшим даже Верроккьо, он купался в лучах славы. Полученный от Лодовико ответственный заказ мог вознести на небывалую высоту или уничтожить. 2 года умелец готовился к воспроизведению психологического сюжета, обязанного совпадать с евангелическим текстом, донося достоверно происшедшую некогда трагедию. Подолгу задумывался, изучал Библию, знакомился с подобными полотнами, выполненными за 100 лет до него. Изображение должно было соответствовать давней строгой традиции: верующие, вкушающие пищу, размещались по одну сторону стола, беспрекословно соблюдая гробовое молчание. Наконец, закипела работа. Сначала помощники удалили старую штукатурку, заменив свежей. Фреску исполняли по влажной основе, тогда она сохранялась веками. Новатору захотелось применить неведомый доселе метод, воспользовавшись масляными красками. Для этого наложили иную грунтовку, состоящую из разных пластов. Первый, для связки, содержал кальций с магнием. Следующий, со свинцовыми белилами, - для усиления яркости. Он отдал предпочтение написанию по сухой поверхности, чтобы творить не торопясь, обдумывая каждую мелочь. Иногда с раннего утра до глубокой ночи не выпускал кисть, порой замирал часами у своего создания, задумавшись, оценивая, или, прибавив пару мазков, исчезал, не появляясь несколько суток. Так продолжалось 3 года. Особенно не получался образ Иуды, хотя непрерывно искал его, бродя по злачным улочкам, присматривался, подмечал, запоминал. От зари до заката следовал за миланцами, привлекавшими внимание необычностью манер, отличительной внешностью, странноватыми повадками. Папа Лев X с ехидством кидал в его адрес: "Никогда ничего не сделает, ибо размышляет о конце, не приступая к началу". Когда после жалобы аббата заказчик предъявил претензии, маэстро в порыве гнева пригрозил, что напишет отступника именно с него, после чего досаждать перестали. В итоге нашел решение проблемы, отказавшись представлять изменника отъявленным злодеем. Показал находившегося в глубочайшем духовном кризисе философа, осужденного отыгрывать злосчастную роль, опорочившую его на веки вечные. И вот длительный творческий процесс завершен. Нанесены окончательные штрихи, убраны вспомогательные конструкции, на суд многочисленной публики, заполнившей до отказа мастерскую, впервые предстал во всем великолепии законченный титанический труд.

Первозданный вид произведения

То, что открылось зрительскому взору, не поддавалось никакому описанию. Картина исполинских размеров (4,5 х 9 м), занимающая северную стенку столовой, изображающая последнюю пасхальную трапезу Иисуса с апостолами накануне его ареста римскими воинами, была самим совершенством, не похожим ни на какое украшение.
Глядя на нее, возникало ощущение, что драматическое событие из Священного Писания происходило именно здесь и сейчас. Особенно поражала иллюзия существующего позади сидящих пространства, заставляющего ощутить себя буквально внутри него, почувствовать участником свершающейся драмы. Сила воздействия на присутствующих была просто ошеломляющей. Никому до этого, да и после, не удавалось добиться столь высочайшего мастерства. Действующие герои повернуты к зрителям. Главными являются Учитель, находящийся по центру, и предавший его ученик. Их сходство заключается в том, что оба знают, что произойдет, но не меняют ситуацию. Автор отобразил основной момент - реакцию каждого персонажа на произнесенные Господом слова: "Один из вас предаст меня". Услышанное внесло смятение, вызвав различные эмоции у последователей, о чем красноречиво говорят мимика, жесты. Христос - спокойный, готов достойно нести тяжкий крест ради искупления чужих грехов. Он сидит на фоне окна, за которым пейзаж и простор преобразуются в несуществующий еще нимб. Глаза смотрят вниз, левая рука возложена ладонью вверх, означая внутреннее принятие воли Отца Небесного. Справа - тройка сторонников, среди коих - Иуда, не отсоединенный от остальных, только затемненный лик выдает падшую душу, отмеченную грехопадением. К груди прижимает мешочек с серебряниками, оказавшимися дороже Сына Божьего. Он опрокидывает солонку - верный знак беды. По вытянутой шее, вздувшимся венам угадывается повесившийся до наступления рассвета грешник.Петр, привстав, решительно настроен узнать имя предателя, зажал нож, приготовившись покарать преступника. Им же смельчак отсечет ухо стражнику, пришедшему арестовать Творца. Смиренный облик Иоанна, прикрытые веки намекают о неспособности к активным действиям. Да Винчи стремился через движения выразить душевную сущность каждого. Людские группки, наслаиваясь друг на друга, накаляют страсти, создают контраст между эмоциональным откликом сотрапезников. Вот - Фома, указывающий пальцем в небеса, будто произнося: "Всевышний не допустит этого". Рядом - Филипп, сведя руки вместе, демонстрирует безмерную преданность, Симон в недоумении развел их, выражая сомнение: "Такого быть не может". Большое впечатление производит объемность фигур, они воспринимаются живыми. На противоположной стороне - сцена распятия (создатель Тинторетто), служащая как бы продолжением библейского сюжета. Ведь злодеяние привело к казни. Если бы Господь поднял опечаленный взгляд, узрел бы себя распятого следующим днем. Не нашлось на планете таланта, сумевшего столь убедительно передать факт, описанный Евангелием. Восхитительное творение, принесшее создателю фееричный триумф, подписано не им. Вверху красуется личный герб, инициалы заказчика. Французский король, увидевший драгоценность, настолько поразился, что просил перевезти ее совместно с перегородкой во Францию, что было невозможно. Она сделалась неотъемлемой частицей предначертанного места, что было преимуществом и одновременно трагедией.

Превратности планиды

К сожалению, бесценное сокровище уже с момента появления было обречено. Только идеальные условия сберегли бы ему жизнь, но фундамент строения, стоящий на высоких грунтовых водах, подмывался. Проникающее внутрь испарение из кухни скапливалось, сдерживаемое масляной пленкой, вызывая грибок. Краска лепестками отслаивалась, опадала. Эксперимент, испробованный великим изобретателем, с треском провалился. Вернувшись, он пытался всячески восстановить, спасти драгоценный уникум, но не смог найти способ остановить запущенный процесс тления. Эксклюзивное творение медленно погибало, находясь в плачевном состоянии, о чем заметил спустя столетие наблюдавший его английский мемуарист Джон Эверин. Иноки, посчитав его безнадежно испорченным, расширили внизу дверь, изничтожив фрагмент со ступнями Господа. Вскоре картина покрылась плесенью, водичка слезинками стекала на пол. В XVIII в. к природному ущербу добавился человеческий разрушительный фактор. Наполеон, захвативший Милан, устроил здесь конюшню со складом. Грубые солдаты, не способные оценить прекрасное, бесчинствовали, швыряли каменья, выцарапывали кинжалами святым посланникам очи, уродовали с такой любовью выписанные одежды. Лишь вмешательство Бонапарта прекратило безобразие. Дверной проем заложили кирпичами. Замурованная фреска практически пропала. Безграмотные реставраторы нанесли существенный вред, накладывая краску слоями, как коржи слоеного пирога, склеивая осыпающиеся кусочки густым клеем, разглаживая горячими валиками поверхность, до неузнаваемости искажая неумелым ретушированием лица. Мучительные испытания принесла Вторая мировая война. При бомбардировке столовую разрушила попавшая туда бомба. Видно, свыше не позволили исчезновению росписи. Стенка с ней уцелела. Без крыши над головой, обдуваемая ветрами, заливаемая дождями, она героически выживала три года.

Возрожденная через века

Картина сумела дойти до нас, пройдя сквозь столетия, выстрадав, заслужив право на жизнь, подаренную ей группой реставраторов, возглавляемой синьорой Пинин Брамбиллой Барчилон. Опытные специалисты восстанавливали медленно, 21 г., придерживаясь девиза "не навреди". Первостепенная задача - приостановить дальнейшее разрушение, затем убрать множественные наслоения различных временных периодов, оставив только созданное маэстро. Бывало, за день очищали участок размером равным почтовой марке. В результате осталось всего 30% от первообраза. Приняли решение написать заново фрагменты, не поддающиеся возрождению, акварелью более приглушенных тонов, дабы дать возможность зрителям отличить части подлинника. Разработали сложную систему стабильного микроклимата в зале, обеспечив надлежащей вентиляцией, тщательной фильтрацией воздуха для удаления излишков влаги, пыли. 28 мая 1999 г. шедевр снова открыли для просмотра. После публикации "Кода да Винчи", сочиненного Дэном Брауном, разошедшегося тиражом порядка 10 млн. экземпляров, феноменальное произведение мастера стало центром внимания паломников с разных уголков планеты. Роман прочло много читателей, гораздо больше тех, кто познакомился лично с росписью, искаженной трактовкой писателя, взорвавшей христианскую традицию. Сочинитель бестселлера высказывается о таинственном смысле, заложенном якобы художником, изобразившем вместо любимого ученика Марию Магдалину. Между ней и Богочеловеком модернист углядел зашифрованную латинскую букву "V", говорящую о женском начале. Совместно обе фигуры представляют литеру "М", указывающую на спутницу Христа, по сути, его жену.Многие поверили умозаключению постмодерниста, историки единогласно категорически отвергли его. Куда же тогда исчез 12-тый апостол? Ежедневно за трудом живописца наблюдал монастырский приор, не допускающий малейших отклонений от толкований Нового Завета. И последнее: абсолютная идентичность соединенных ликов Иоанна с Мадонной - доказательство, что они основываются на едином портретном эскизе. А если и была какая-то тайна, Леонардо навеки унес ее с собой в вечность. Входя сюда, посетителям позволено всего за 15 отведенных минут рассмотреть, полюбоваться, сравнить запечатленные памятью копии с оригиналом. Умирая мучительной смертью, воскреснув сегодня, преобразившись, "Тайная вечеря", являясь не более чем воспоминанием о былом величии, вновь рассказывает жаждущим старинную историю Святого Писания, в который раз ставя человечество пред выбором: жить с Богом в душе или идти тропой лжи, ненависти, предательства.

Часто задаваемые вопросы

Что произойдет после оплаты?

Сразу после оплаты заказа вы получите смс и письмо на электронную почту с уведомлением об оплате, организатор также получит уведомление. После подтверждения заказа организатором в следующем письме вам будет отправлен электронный билет/ваучер, который понадобится вам в день экскурсии. В нем содержится инструкция и информация о заказе: дата, время и место встречи, подробности о том, как узнать гида, номер телефона организатора.

Какие карты вы принимаете к оплате?

А если я хочу оплатить заказ полностью на сайте?

В случаях, где необходим только депозит, полная оплата противоречит условиям бронирования, оговоренных с партнерами. Поэтому, если гость желает оплатить экскурсию или билет полностью, мы несем за собой право взимать комиссию в размере 10% от стоимости заказа в счет последующего перевода организаторам. Чтобы оформить полную оплату, обратитесь к менеджерам поддержки сайта.

Можно ли оплатить наличными на месте?

Произвести оплату наличными можно через терминалы и отделения Евросети и Связного, а также в нашем офисе в Санкт-Петербурге. Для многих экскурсий и билетов доступен способ оплаты наличными на месте. В описании таких экскурсий стоит зеленая галочка с пометкой "Можно оплатить наличными". После оформления заказа вам необходимо выбрать данный способ оплаты в предложенном списке на странице оплаты заказа, нажать “забронировать” и получить подтверждение бронирования от организатора.

Как оплатить наличными через терминалы/кассы Евросети и Связного?

На странице оплаты необходимо выбрать способ оплаты “Наличными в Евросети/Связном” и продолжить бронирование. Далее вы перейдете на страницу, где необходимо указать номер телефона (заполняется автоматически, если вы ввели его при бронировании) и подтвердить данные и получить код платежа (приходит в виде смс). В салонах связи обратитесь к кассиру/воспользуйтесь терминалом и произведите оплату через Яндекс.Платежи, введя полученный код. Оплата поступает моментально, вы получаете квитанцию (сохраните ее) и на электронную почту.

Бронирование - подтверждение вашего участия. На сайт подтвердить свое участие в экскурсии означает внести предоплату (полная или частичная, в зависимости от конкретных экскурсий и билетов). В случае, если для экскурсии или билета доступен способ оплаты наличными, вам необходимо выбрать данный способ оплаты в предложенном списке, нажать кнопку “забронировать” и получить подтверждение от организатора.

Вы можете оставить заявку на экскурсию или билет тогда, когда вам будет удобно, но завершить бронирование необходимо не позднее того периода бронирования, который указан в описании интересующих вас экскурсии или билета. Если после бронирования вы захотите поменять дату, то это можно сделать без дополнительных затрат, если у гида есть свободное время или в группах есть места - просто договоритесь об этом с гидом. При приобретении входных билетов изменение даты заказа может быть невозможно..

Это можно сделать, если в описании экскурсии или билета стоит зеленая галочка с пометкой "Можно оплатить наличными". Оформите заказ на сайте через форму бронирования, на странице оплаты заказа необходимо выбрать способ оплаты "Наличными на месте" в предложенном списке, нажать кнопку “забронировать” и получить подтверждение от организатора.

Живописец создавал «Тайную вечерю» в трапезной Санта-Марии-делле-Грацие (сейчас она называется Cenacolo Vinciano) с 1495 по 1497 год.

Примерно в то время, когда ему было поручено нарисовать фреску, Браманте завершил постройку церкви, начавшуюся в 1469 году под наставничеством архитектора Солари.

Интересный факт! Леонардо расписал не только фреску, но и изобразил Сфорца с супругой возле Мадонны на надвратном медальоне. Таким образом, семья смогла себя увековечить на одном из самых известных памятников архитектуры.

Как два гения взялись за декор и реконструкцию скромного религиозного сооружения, а не, скажем, Дуомо?

Ответ заключается в амбициозном плане превратить церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане в великолепный мавзолей семьи Сфорца. Но этого не случилось: спустя 2 года после того, как Леонардо закончил «Тайную вечерю», Людовико иль Моро Сфорца потерял власть и затем томился во французской темнице в течение оставшихся восьми лет своей жизни.

При создании своего шедевра Леонардо решил работать медленно и терпеливо, используя масляные пигменты, которые требуют сухой штукатурки, вместо того, чтобы торопливо скользить по мокрой штукатурке в соответствии с традиционной фресковой техникой.

«Тайная вечеря» — чрезвычайно сложное и амбициозное дело, поэтому Леонардо провел обширные исследования и создал много наработок и подготовительных эскизов, прежде чем завершить живопись. Только 20 рисунков сейчас хранятся в Королевской библиотеке в Виндзорском замке. Там они находятся с 1600 года. Бесценная коллекция, несомненно, является лишь небольшой частью огромной подготовки, которую провел в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие величайший художник и ученый.

С момента завершения картина пережила невероятную историю, полную неудач и пренебрежения. Ее износ начался еще до того, как краска на влажных стенах стала сухой. В XVIII и XIX веках фреска подверглась благонамеренным, но плохо выполненным «улучшениям», которые только нанесли ей дополнительный урон.

Затем наступила война: войска Наполеона использовали стену в качестве мишени для стрельбы, а в августе 1943 года бомбардировки союзников сорвали крышу помещения, оставив картину под воздействием атмосферных явлений в течение трех лет. Романист Олдос Хаксли назвал «Тайную вечерю» церкви Санта-Мария-делле-Грацие «самым печальным произведением искусства в мире».

Но, наконец, после многих лет восстановительных работ с тщательным вниманием к каждому квадратному сантиметру, шедевр эпохи Возрождения освободился от вековых перекрасок, грязи и пыли. Хотя осталась лишь слабая тень от первоначальной версии, «Тайная вечеря» по-прежнему захватывает дух. В 1980 году церковь вместе с монастырем вошла в список ЮНЕСКО.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Большинство посетителей часто бросают беглый взгляд на церковь, но Санта-Мария делле Грацие — достаточно сложное сооружение с потрясающим куполом. Она является частью прекрасного монастырского комплекса.

Последнее блюдо, разделяемое Иисусом и его учениками, являлось главной темой, используемой для украшения монастырских трапезных, особенно во Флоренции, но Леонардо представил ее в совершенно новаторской форме. Он внес радикальные изменения в макет сцены, и, самое главное, изобразил этот эпизод из Евангелия с поразительным реализмом.

Несмотря на тщательно сохранившиеся подготовительные эскизы Леонардо, в которых апостолы четко обозначены по имени, все еще происходят небольшие споры касательно личности нескольких особ. Романист Дэн Браун утверждает в «Коде Да Винчи», что фигура справа от Иисуса — это не Иоанн Апостол, а Мария Магдалина. Он также уверен в том, что Петр делает угрожающий жест в сторону «Марии», поэтому картина представляет жестокую битву между двумя фигурами в период ранней церкви. Однако большинство искусствоведов отмечают, что святого Иоанна обычно изображают с женскими чертами, и нет причин думать, что эта фигура — Мария.

Как бы там ни было, нельзя ошибиться с тем, что маленькая и темная рука Иуды спокойно смотрит в сторону хлеба, как бы изолированного от ужасного смятения, захлестнувшего сердца других участников картины. Критик Фредерик Хартт сказал, что композиция настолько удачна, потому что сочетает «драматическую путаницу» и «математический порядок».

Удивительно умелое и ненавязчивое повторение тройки — в окнах, в группировке фигур и в их размещении — действительно добавляет мистический аспект тому, что сначала кажется просто идеальным наблюдением за спонтанным человеческим жестом.

На противоположной «Тайной вечери» южной стене находится большое «Распятие», написанное Донато Монторфано. Две великолепные сцены связаны расписным фризом с библейскими цитатами в поддержку монашеской жизни.

Лучше отведите время для брони заранее. В противном случае, вы не сможете достать билеты для посещения церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Свяжитесь с офисом бронирования, своим турагентом или отелем за несколько дней до посещения церкви в будние дни и за пару недель до поездки в выходные.

Каждые пятнадцать минут к картине получает доступ только небольшая группа туристов (до 30-ти человек), поэтому вы сможете наслаждаться шедевром в относительной тишине.

Фотографировать в помещении с фреской запрещено.

Способы добраться до церкви

С вопросом как добраться до Санта-Марии-делле-Грацие у вас не должно возникнуть проблем. Воспользуйтесь линией метро MM1 до остановки Кончилиационе или MM2 до Кадорна, где увидите указатели в сторону «Cenacolo Vinciano». Оттуда следуйте по оживленной улице Корсо Маджента в направлении церкви.

Можно также доехать от Центрального вокзала. Для этого воспользуйтесь линией ММ2 и выйдите после пяти остановок или потратьте 20 минут на пешую прогулку от Дуомо.

Контактная информация

За вход в здание платить не нужно.
Трапезная и фреска: без предварительной брони билетов вас туда не пустят. На «Тайную вечерю» можно посмотреть в следующие дни: вторник-воскресенье (8:15-18:45).

Тел.: 02 92 800360 (линия активна с 8:00 до 18:30, кроме воскресенья).
Факс: 02 92800363.

Бронирование билетов онлайн: www.vivaticket.it (комиссия 1,5 EUR).
Взрослый билет стоит 6,5 EUR.
Адрес церкви: Piazza Santa Maria delle Grazie, 2 Милан 20123 Италия.

Привет, друзья. Сегодня мы расскажем про церковь Санта Мария делле Грацие. Она является образцом итальянской готики, настоящей «шкатулкой с сокровищем». Но не только внешний вид привлекает туристов. Здесь находится настоящий шедевр мирового искусства — фреска «Тайная вечеря» руки гения Леонардо да Винчи. Но давайте обо всем по порядку.

Италия. Милан. Область Ломбардия.

Полное название Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie. Это действующая церковь монастыря доминиканского ордена в центре Милана. В трапезной монастыря находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Церковь и фреска стали символами эпохи возрождения в и открыли новую эпоху в европейской культуре.

В 1980 г. весь монастырский комплекс объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО- первым в Италии.

История

Монастырский комплекс появился на территории Милана в конце XV столетия.

А началось все с подарка графа Вимеркати. Будучи меценатом, он презентовал участок земли ордену доминиканцев, которые решили обосновать здесь свой монастырь.

Строительство продолжалось с 1463 года по 1469.

Сначала была построена часовня в готическом стиле, посвященная деве Марии. Затем комплекс. А в 1482 году закончилась работа над церковью.

Велось строительство под присмотром архитектора Джинифорте Солари. Но к концу строительства в дело вмешался Людовико Сфорца. Герцог захотел превратить церковь в личную усыпальницу.

Предполагается, что для реализации своих планов он позвал величайшего архитектора эпохи Возрождения Донато Браманте. (Браманте спроектировал и построил базилику Святого Петра в Ватикане).

Этому мастеру своего дела и было суждено закончить строительство. Он изменил первоначальный чертеж доминиканского монастыря. Перестроил купол и хоры.

Внешний вид

Внешность храма много чем способна зацепить взгляд прохожего.

  • Наверное, первое, что обратит на себя внимание – это огромный купол, венчающий строение.

  • Интересно подойти к стене фасада, где расположено изображение герба семейства Сфорца.
  • Церковь создана из красного кирпича, фасад же облицован светлым мрамором.
  • По бокам церкви расположены 7 квадратных часовен, посвященных Деве Марии.

Браманте сделал здесь даже внутренний дворик. Причем не как обычно было в средневековье, мрачный и маленький, а светлый, большой с уютным бассейном посередине.

После завершения строительства, самые богатые семьи (кланы) Милана боролись за право патронажа часовен, для того, чтобы получить право хоронить в них своих близких.

Те, кто выиграл начали украшать свои часовни, приглашая лучших мастеров своего времени.

В часовне Святой Катарины до настоящего времени хранятся скульптуры Антонелло да Мессина.

Часовня радости Богородицы и часовня Святой Короны могут похвастаться фресками Годенсио Феррари.

Здание монастыря окружает три внутренних двора.

Аркада ведёт к древней часовне делле Грацие.

Внутри храма

Внутри вы увидите фрески, к созданию которых приложили руку многие известные мастера. Например, Донато Монторфано. Он создал фреску «Распятие».

Одно время здесь располагался Суд инквизиции. Тогда работы по украшению здания сценами библейской жизни велись с удвоенным рвением.

Но не побоимся этого слова, достоянием, храма считается фреска «Тайная вечеря» руки гения Леонардо да Винчи. Ей украшена трапезная.

15 августа 1943 года эта комната была практически полностью разрушена бомбежками англо-американской авиации. Но случилось чудо, и стена, которую миланские католики уложили многочисленными мешками с песком, уцелела. А вместе с ней и фреска.

Тайная вечеря — это единственная сохранившаяся большая фреска работы Леонардо да Винчи и один из самых известных шедевров в мире.

Сюжет взят из Евангелия от Иоанна. В отличие от традиционных икон, на которых изображается сцена «идентификации Иуды» после того, как Иисус произнёс слова «… один из вас предаст меня» и ученики уже задали свои вопросы, художник изобразил непосредственно момент произнесения слов.

Это позволило сконцентрировать внимание на чувствах апостолов, их смятении и готовности, что придаёт сюжету нетрадиционный в православии смысл.

В трапезной перед стеной был установлен длинный стол. Визуально он становился продолжением фрески с изображением Христа в центре, а духовно – частью евангельской сцены.

Вся композиция картины симметрична. Чётко выверены цвета и позы участников трапезы. Апостолы расположены вокруг Христа и объединены в 4 группы по 3 человека в каждой.

Искусствоведы предполагают, что картина написана в период, когда Леонардо да Винчи увлекался акустикой, что и нашло своё отражение в композиции. Христос здесь как Слово — источник звука, а позы учеников в своей основе имеют схему распространения звуковой волны.

По заказу Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи использовал технику наслоения. Чтобы художник был свободен в своём творчестве, ему разрешили писать фреску темперной краской.

Со временем это + бомбардировка + плюс климатические изменения создало специфические проблемы сохранения картины.

Время работы

Каждый день с 8:15 до 19:00

Шедевр находится в здании слева от монастыря.

Сколько стоит

Вход на территорию Santa Maria delle Grazie бесплатный, а вот за посещение трапезной уже придется заплатить.

Дело в том, что трапезная, хоть и плотно прилегает к монастырю, но к нему не относится. Это – государственный музей.

Стандартный билет стоит 10 евро, льготный 5 евро.

Еще нюанс. Купить билет нужно сильно заранее, примерно за месяц. Только так вы гарантируете себе, что увидите великое произведение.

Купить билеты можно на этом сайте: www.vivaticket.it . За онлайн покупку билета берется комиссия 2 евро.

Запускают в трапезную мини-группами по 20-25 человек и всего на 15 минут.

Мы брали аудиогид на русском языке. Так что всю необходимую информацию вы услышите. Аудиогид стоит 3,50 евро.

В самой трапезной запрещается разговаривать. Кажется, что 15 минут – это мало, но в комнате, где нет ничего кроме фрески, в полной тишине, наедине с картиной этого достаточно.

Официальный сайт монастыря: www.legraziemilano.it

Как добраться

Можно доехать на метро до станции Conciliazione

Адрес: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 20123

Церковь на карте

Спасибо за подписки на наш блог, друзья. До свидания!

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, расположенная в самом сердце Милана (Milano), значительный архитектурный памятник и один из символов католической веры, неразрывно связана с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», написанной на стене ее трапезной.
Церковь была включена в 1980 году в Список Всемирного наследия (World Heritage List) как один из лучших образцов искусства Возрождения, значение которого подчеркивается исключительной работой да Винчи, выдающегося представителя творческого гения человека.Милан, перекресток важных политических социальных и экономических событий, сыграл решающую роль в делах всего полуострова. Здесь, в 1460 году, граф Гаспаре Вимеркати, командующий ополчением Франческо Сфорца, подарил доминиканцам часовню с фреской, изображавшей Богоматерь, прозванную «Милостивой» (делле-грацие), затем была построена одноименная церковь и монастырь.
Работы начались в 1463 году по проекту и под руководством Гуинифорте Солари (Guiniforte Solari): строительство монастыря было завершено в 1469 году, а открытие церкви состоялось лишь 1482 году.
Позже, по приказу Лудовико Моро, который намеревался использовать ее как семейную усыпальницу, церковь была перестроена.
Эта реконструкция приписывается Браманте (Bramante), в ходе ее было создано великолепное обширное пространство, добавлены крупные полукруглые апсиды, величественный купол, покоящийся на поясе прямоугольных колонн, удивительной красоты внутренний двор и трапезная.

Превосходная архитектура церкви и «Тайная вечеря» Леонардо в трапезной стали истинными символами Милана эпохи Возрождения, открывшими новую эру в истории европейского искусства.
Вдоль боковых стен церкви расположены по семь квадратных капелл с каждой стороны, построенных Солари, за исключением последней часовни слева, посвященной Богоматери Милостивой.
После строительства здания наиболее важные семьи Милана стали покровителями капелл, что позволяло использовать их в качестве семейных усыпальниц, и пригласили для украшения часовен выдающихся художников: в капелле Святой Екатерины (Cappella di Santa Caterina) находятся скульптуры Антонелло да Мессина, капеллы Поклоняющейся Богоматери (Cappellа della Vergine Adorante) и Святого венца (Cappellа di Santa Corona) расписаны фресками Гауденцио Феррари.
Три монастырских корпуса располагаются вокруг двора, с северной стороны ограниченного стеной церкви, в то время как вдоль трех остальных сторон проходит портик с колоннами, завершенными готическими капителями с небольшими волютами.
В сторону портика выходит древняя капелла Богоматери Милостивой (Cappella delle Grazie), зал капитула, локуторий - помещение для приема посетителей, и библиотека, работа Солари.
Южная сторона полностью занята трапезной, где расположено «Распятие», одно из самых крупных произведений миланского художника Донато Монторфано (Donato Montorfano), а также знаменитая «Тайная вечеря».
«Ченаколо» (Cenacolo), или «Тайная вечеря», считается одним из самых известных и важных произведений Леонардо да Винчи и является единственной из дошедших до нас монументальных работ художника.
Картина основана на Евангелии от Иоанна, речь идет о моменте, когда Иисус объявляет, что будет предан одним из своих апостолов.
Леонардо располагает всю сцену в помещении, где на первом плане мы видим длинный стол, в центре которого выделяется пирамидой одинокая фигура Христа с разведенными руками.
Вокруг Христа апостолы разбиты на четыре разные, но симметрично уравновешенные группы, каждая из которых включает по три фигуры. Перспектива и расположение персонажей создают эффект присутствия, зрителю кажется, что он непосредственно участвует в Тайной Вечере Иисуса и переживает этот драматический момент.
При написании фрески по заказу Лудовико Моро Леонардо да Винчи использовал технику темперы, позволявшей наиболее полно проявить его творческий гений, но она не смогла противостоять перепадам погоды, и состояние фрески всегда вызывало беспокойство.
В 1943 году бомбы, сброшенные с англо-американских самолетов, повредили церковь и монастырь Санта-Мария-делле-Грацие: трапезная была полностью разрушена, но стена с «Тайной вечерей» устояла, благодаря специально устроенной защите из мешков, наполненных песком, и до сих пор является символом глубокой веры католиков Милана.



error: Content is protected !!