Собор св яна. Кафедральный собор святого яна в варшаве

Церковь святого Яна Непомуцкого – не только храм и место паломничества. Это легенда о святом, в честь которого она была возведена, зашифрованная и воплощенная в камне, плод амбиций аббата Вацлава Веймлува и гения архитектора Яна Блажея Сантини.

Неподалеку от города Ждяр-над-Сазавой (Žďár nad Sázavou) на поросшей лесом Зеленой горе расположена Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого (Poutní kostel Svatého Jana Nepomuckého na Zelené hoře), которая входит в число наиболее оригинальных церковных христианских сооружений.

История храма

Первый камень заложили в 1719 году, а в 1722 костел торжественно освятили в честь святого Яна Непомуцкого. Строительство финансировал цистерцианский монастырь (во главе с аббатом Вацлавом Веймлувом), который находился в городе Ждяр-над-Сазавой. Это самое известное творение архитектора Яна Блажея Сантини Айхла. Церковь строилась специально для почитания святого Яна Непомуцкого, что и определило оригинальность ее архитектуры.

Посмотрите моё видео

Дело в том, что, согласно легенде, когда мученик Ян Непомуцкий был утоплен, над его телом возникла корона из пяти звезд. Поэтому-то во внутренней отделке церкви присутствуют звезды. Шестиконечные – символ Христа (Вифлеемские звезды), пятиконечные – напоминание о Яне Непомуцком, восьмиконечные – один из символов цистерцианского ордена. Но есть другая версия, что шестиконечные звезды – это дань увлечения Веймлувы и Сантини каббалой.

Архитектура и интерьер

Архитектурное решение костела, посвященного Яну Непомуцкому, необычно: церковь в стиле барочной готики имеет форму пятиконечной звезды. Цифра пять использована в этом костеле повсюду: у костела – пять выходов, алтарь имеет пять ниш, в центре – два раза по пять капелл.

Главный алтарь украшают пять ангелов и пять звезд на Земном шаре, олицетворяющих пять континентов, на которых распространялось христианство. Святой изображен стоящем на Земном шаре. Над его головой видны три маленьких ангела: один держит в руке ключ, а второй – печать, символ молчания святого.

На боковых алтарях изображены святые апостолы-евангелисты: Иоанн изображен с орлом, Лука с быком, Марк со львом и Матфей с книгой. Окружает костел Святого Яна Непомуцкого кладбище, которое также выполнено в форме десятиконечной звезды.

В 1994 году Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого на Зеленой Горе вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы церкви

Апрель, октябрь: СБ-ВС 09:00-17:00;
май – сентябрь: ПН-ВС и праздники 09:00-17:00.

Вход в церковь св. Яна Непомуцкого возможен только с гидом. Длительность тура 45 мин.

Стоимость входных билетов

Взрослый – 110 крон;
со скидкой (дети 6-18 лет, студенты, пенсионеры) – 60 крон.

Как добраться

До Паломнического костёла Св. Яна Непомуцкого на Зелёной горе можно доехать от вокзала на автобусе 1А, 1В, 1С, 2А, 5, 6, остановка Bezručova, u pily. Затем надо пройти метров 500 до поворота направо на ул. Sychrova и по ней подняться к костёлу. По дороге перед вами откроются прекрасные виды на город и Конвентский пруд, близлежащий лес и Ждярский замок.

Моя оценка места: 5

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Собор Святого Яна во время войны был полностью разрушен. Его восстановили в том виде, в каком он был построен в 14-м веке. Разрушали его танки «Голиафы». Точнее, это были не совсем танки, а передвижные «лёгкие носители зарядов», как указано в некоторых немецких документах. А в русской и польской литературе одно из названий этой машины – танк «Голиаф». Короче, это 75 килограммов взрывчатого вещества на гусеницах. Мотоциклетный мотор и дистанционное управление (дистанционное в то время, значит при помощи кабеля). Эти машины должны были применяться для разрушения вражеских укреплений, ДОТов, ДЗОТов, а так же против танков. В Варшаве «Голиафы» въезжали в святыни и изнутри разрушали их. Сколько ненависти надо иметь ко всему на свете кроме себя, чтобы взрослому человеку такими вещами изощрённо заниматься?
Сразу приходят на ум разрушения храмов в революционные годы в России. Но там было другое, там была война с религией. Группа людей не верила в бога, в чём нет ничего предосудительного в нормальном светском обществе. Но они насильно хотели запретить верить всем остальным людям, на тот момент глубоко верующим. А здесь, в Польше, вроде бы христиане варварски танками разрушают христианские же храмы. Хотя о фашистах чего говорить? На их совести миллионы человеческих жизней на фабриках смерти. Что им задумываться о каких-то исторических реликвиях? Они собирались строить тысячелетний рейх. А если не получилось, то гори всё синим пламенем. И это взрослые трезвые люди?!
Так вот, в стену собора Святого Яна впечатан кусок гусеницы танка «Голиаф», который разрушал этот храм. А в этом соборе в 1791 году была подписана конституция. Это была первая конституция в Европе и вторая в мире, после конституции США. В этом соборе захоронены многие епископы и архиепископы, последний польский король Август Понятовский, писатель Генрик Сенкевич, который за роман о раннем христианстве «Камо грядеши?» в 1905 году был удостоен нобелевской премии.
И ещё в храме есть знаменитое распятие. Было время, когда в Германии насаждалось протестантство, католические реликвии уничтожались. Только что вспоминали об уничтожении атеистами церквей в России, и об уничтожении мини-танками храма, о котором, собственно, и идёт речь. Ничто не вечно, а уж детское желание что-нибудь сломать и подавно! Тем более, если не сам это что-то сделал. Когда уже человечество вырастет из коротких штанишек? И вырастет ли вообще? Так вот, во времена уничтожения католицизма в Нюрнберг приехали польские шляхтичи. Они увидели разбитое распятие, выброшенное на улицу. Они собрали это распятие, сложили его, привезли в Варшаву, установили его в соборе Святого Яна. И, по преданиям, начались чудеса. На голове у спасителя начали отрастать волосы. И каждый год волосы отрастают ровно на сантиметр. Девушка-девственница золотыми ножницами подрезает эти отросшие волосы. Конечно, установить истину, отрастают эти волосы или нет, трудно. Как можно установить факт, если учёных к этому распятию не допускают? Так же как и ко многим чудесам, вплоть до возникновения священного огня в Иерусалиме. Но все верующие люди верят, что волосы отрастают. На то они верующие, чтобы верить.
Это распятие находится слева от алтаря, за решёткой. Вокруг него и возле него развешаны и лежат какие-то вещицы, в основном драгоценности, кольца, ожерелья. Это подарки прихожан за то, что сбылось, о чём они просили бога возле этого распятия.
В случае с распятием – сила веры. У кого не сбывается, тот естественно, не приносит ничего. Но у кого-то по статистике обязательно должно всё получиться, даже самые смелые мечты. И вера очень помогает. Кстати, мы будем в поездке встречать множество таких скульптур и в церквях, и у церквей. Мол, дотроньтесь до ноги или руки такого-то изображения, и будет вам счастье. Более того, мы будем встречать такие скульптуры и нецерковной тематики. Например, в Берлине у знаменитого фонтана надо дотронуться до пятки одной из полуобнажённых, да почти обнажённых, бронзовых фигур, и будет вам удача в путешествиях. И у того же фонтана, если взять за рога козла, тоже бронзового, которого пасёт другая бронзовая нимфа, то с деньгами у вас обязательно всё будет хорошо, а если и было плохо, то наладится. И в Люксембурге, у памятника местной знаменитой принцессе Шарлотте, всегда есть желающие потрогать её бронзовую ладонь. Местное население очень уважало деловую смётку своей правительницы. Считалось, что, образно выражаясь, к чему бы она ни прикоснулась, всё превращается в золото. Вот до этой-то ладони и дотрагиваются досужие туристы, желая, очевидно, чтобы и к ним перешла такая способность. Обо всём этом я обязательно упомяну, когда буду рассказывать о других городах.
Кстати, в Москве в метро на станции Площадь Революции много скульптурных композиций из бронзы. Одна из них изображает зоркого пограничника с собакой. Так вот, говорят, (когда хотят сказать, что есть легенда, то чаще говорят «говорят»), что если у бронзовой собаки потереть нос, то в этот день будет вам удача. И у собаки этой постоянно нос натёрт до блеска. Такое шутливое поверье. Кстати, я в последнее время придумал для себя мини-обряд: если бываю на Площади Революции, поглаживаю бронзовую книгу, которая развёрнута на коленке у одной из скульптур.
А сейчас вернёмся к распятию в соборе Святого Яна. Ведь если бог действительно существует, то это распятие работает как антенна передатчика ваших мыслей, просьб, чаяний, проще сказать, как мобильный телефон, как программа скэйп, с помощью которых вы дозваниваетесь до бога. И если дозвонились, то этот телефон становится счастливым талисманом.
Так что, если зайдёте в собор Святого Яна, можете подойти к этому распятию и мысленно попросить бога о чём-то. Только просьба обязательно должна быть нематериального плана. И, говорят, что желание обязательно сбудется. У меня есть одно заветное желание, но, подумав, я решил, что если оно сбудется, то материальная сторона всё равно будет присутствовать, хотя и не является основой желания. Посему я решил не беспокоить распятие мыслями, даже немного связанными с меркантильностью. Пусть положит все свои силы на помощь в осуществлении нематериальных желаний. Это очень достойное занятие.
Возле собора стоит колокол. Этот колокол висел на колокольне собора Святого Яна, но когда гитлеровцы снимали колокола, этот упал и раскололся. Горожане его собрали, склеили и поставили около собора. И считается, что колокол тоже выполняет желания. Точнее – желание, если вам понравилось в Варшаве, и вы хотите ещё когда-нибудь сюда вернуться. Нужно взяться за верхушку колокола, обойти вокруг него и, когда-нибудь обязательно вернётесь в Варшаву.
Заметили схожесть ситуаций? Распятие разбито, но его склеили, сохранили; и колокол разбит, но и его склеили, сохранили. Именно тому, во что порядочные люди вложили свою добрую волю, верят многие миллионы людей, и ждут чуда именно от доброй воли и созидания.
И, типа, резюме. Распятья разбивают, храмы разрушают. У католиков - распятья, у нас – иконы. Иконы воруют и продают, чтобы они в частных коллекциях играли роль дорогих русских матрёшек. И всё же, эти неодушевлённые вроде бы предметы и здания имеют неоспоримое право на жизнь (никакого каламбура я тут не придумывал), потому что они помогали, помогают, и будут помогать людям: разобраться в себе, иметь именно нематериальные желания, и, может быть, достучаться до небес.

Костел Св. Яна – готическая церковь, расположенная в Гданьске. Один из наиболее важных памятников в городе.

Первое упоминание о небольшой деревянной часовне Святого Николая относится к 1358 году. В 1360 году началось строительство новой трехнефной церкви на месте прежней. Работы были завершены в начале 15 века, однако строителями было оставлено место для башни, которую планировалось построить в будущем. В 1415 году был создан новый алтарь. В 1456 году епископ Джон Макартур разделил город на шесть приходов, костел Св. Яна стал приходским. В 1465 году костел Святого Яна получил звёздные своды. В 1543 году колокольня была уничтожена пожаром.

В 15 и 16 веках меценаты профинансировали строительство в общей сложности 13 алтарей в церкви. В 1612 году был построен самый красивый каменный алтарь работы Абрахама ван дер Блока, сохранившийся по сей день.

Во время Второй мировой войны костел сгорел. В послевоенные годы костел Св. Яна не был включен в список зданий, нуждающихся в плановой реконструкции. Большая часть сохранившихся вещей была передана в церковь Святой Марии в Гданьске. Реконструкция фасадов церкви началась в конце 1960-х годов, внутри костел оставался в разрушенном состоянии.

В 1991 году церковь была передана католической епархии, после чего здесь стали проводиться воскресные и праздничные службы. В 1996 году началась основательная реконструкция церкви: ремонт и укрепление внешних стен, внутренние работы, а также археологические раскопки. В декабре 2012 года из церкви Святой Марии вернулись на свои места эпитафии в стиле барокко Лоуренса Фабрициуса, Иоханна Хутзинга и Ультриха Кантзлера.

Если пойти на юг от Карловой площади прямо по Вышеградской улице, то можно выйти к величественному строению - костёлу Святого Яна Непомуцкого. Церковь по праву считается лучшим творением архитектора Килиана Игнаца Динценгофера. Многие специалисты в области архитектуры и искусства отмечали удачные решения создателя, а саму церковь признали вершиной пражского барокко.

Немного истории

Ян Непомуцкий, чьим именем названа церковь, для чешского народа стал святым и мучеником в XV веке, практически сразу после ужасной смерти по приказу короля Вацлава IV. Официально к лику святых Яна Непомуцкого причислили в 1729 году. Именно тогда и было решено отстроить просторный костёл в его честь. Место выбирать не пришлось, так как около Карловой площади находилась тесная и маленькая часовня под именем Яна Непомуцкого. Вместо нее, уже неспособной к тому времени вмещать новых прихожан, и было решено построить новый величественный костёл. Первый камень был положен в 1730 году, а строительство закончилось через восемь лет.

Экстерьер

Костёл Святого Яна Непомуцкого построен в стиле барокко. Его богато декорированный фасад обращен на Вышеградский проспект, откуда видно, что к главному его входу ведет широкая открытая лестница, отстроенная в 1776 году. Изначально лестница не была украшена скульптурами святых, их добавили позже. Сам фасад отмечен двумя башнями, слегка повернутыми друг к другу. Они украшены уникальными вогнутыми и выгнутыми лепными элементами, отделанными под мрамор. Высота башен достигает 35 метров, а на их вершинах купола отмечены декоративными позолоченными крестами. В башнях до самой колокольни тянутся винтовые лестницы в стиле барокко.

Интерьер

Внутренне убранство костёла не уступает внешней красоте. В большом зале своды церкви украшены фреской, сюжет которой посвящен легенде о Святом Яне Непомуцком. Фреска создана руками художника Карла Коваржа в 1748 году. Главный алтарь интересен деревянной статуей Святого Яна Непомуцкого, которую сделал Ян Брокофф. Статуя вскоре стала моделью, по которой создали ее знаменитую бронзовую «сестру». Она стоит на Карловом мосту, привлекая толпы туристов.

Захватывающий своим внешним обликом, костёл Святого Яна Непомуцкого является прекрасным образцом пражского барокко, а история его может показаться интересной для тех, кто желает лучше узнать чешскую столицу.

В исторических источниках первые сведения о католическом приходе города достигают второй половины XVI в. Центром прихода был костел св.Андрея, который располагался в западной окраине городской территории вблизи Луцких ворот . Письменным упоминанием этот старый костел зафиксирован в 1596 г.


В 1625 князь А. Заславский утвердил замену грунтов между костелом и бернардинами для построения последними комплекса монастыря. Согласно этому соглашению костел был перенесен в северную часть центра города, где он расположен и в наше время. Историк В.Гупало предполагает, что костел был построен в том месте, где князь Януш Острожский поселил бернардинцев, осуществлявших службу при замковой часовне.

Историю приходского костела дополняют книги его визитаций, которые находятся в Заповеднике города Дубна. Эти книги содержат отчеты по 1799, 1810, 1814 и 1816 годам. В первой книге зафиксировано документ о предоставлении в 1612 году Владиславом-Домиником Заславским права на обеспечение рыбой на время поста дубенского плебана . В 1676 году князь Дмитрий Корибут Вишневецкий, белзький воевода, коронный польный гетман, передал костелу село Тростянец с приселком Иваниничи. Зафиксировано также фундуши княгини Теофил-Людвики Любомирской, мстиславского ловчего Адама Богдашевского, комиссара Дубенского ординации, местного самоуправления, луцкого и дубенского еврейских кагала. Эти предоставления измерялись деньгами (от 3000 злотых до 7000), недвижимым имуществом (усадьбы, земли), декретами и всевозможными привилегиями.


Вот только в неспокойном позднем средневековье среди стихий природных и человеческих выжить деревянному храму было практически невозможно.

Только за последнее столетие существования в деревянном облике в 1725 году костел разрушила сильная буря, испепеляющее пламя в 1749 и 1811 годах поглощало фарный костел святого Яна Непомуки целиком, не смотря на покровительство всех владельцев Дубно Острожских, Заславских, Любомирских и активную поддержку местной паствы. После последнего пожара все его имущество было перенесено в бернардинскую обитель , которая стала временным пристанищем прихода. Там совершались богослужения бывшего фарного костела и осуществлялись другие ритуалы. В то время, когда работал временный костел, началось строительство более надежного, каменного. В 1816-ом был заложен глубокий фундамент, возведены стены до шести локтей, но нестабильная политическая ситуация в стране приостановила строительство почти на три десятилетия.


Официальной датой окончания его возведения стал 1830 год, когда храм был освящен. Фарний костел, построенный местным священником о. Алоизом Осинским. Причем деньги на строительство собирали всем миром, включая щедрые пожертвования от еврейской кагалы Луцка и Дубно.


В архитектурном плане костел представлял трехнефную базилику, сложенную из камня и кирпича с последующим оштукатуриванием. Он является самобытным представителем романской архитектуры с небольшими вкраплениями ренессансных элементов: арочная ниша с фигурой святого Яна Непомуки, ризалит центрального входа с ломанной линией фронтона, колонный портал центрального входа дорического ордера, широкий фриз в обрамлении профилированных карнизов, высокие арки оконных проемов, лопатки боковых фасадов, который дополняет трехпилонная колокольня в юго-восточном углу комплекса.

Внутренний интерьер костела выдержанный в таком же сдержанном стиле отличают две разделяющие нефы колоннады дорического ордера, деревянная винтовая лестница на хоры, крестовые завершения боковых и полуциркульное на распалубках центрального нефов, пилястры тосканского ордера, раскрепованные карнизы, шлифованные каменные половые плиты.

На фасаде фарного костела Яна Непомука в Дубно более чем через полвека снова появилась надпись на латыни «GLORIA TIBI DOMINE», что означает «Слава тебе, Господи!».

Трехпилонная арочная колокольня на высоком цоколе комплекса с разорванным треугольным фронтоном, центральную часть которого украшает квадратная надстройка на два колокола под четырехскатной кровлей с венчающим крестом. Из декоративных элементов ее можно выделить объемный геометрический рисунок нижней части и профилированный карниз.

На протяжении XIX столетия костел Яна Непомуки не только вернул свою былую славу религиозного оплота католицизма дубенской земли (в его приход входила не только городская община, но и верующие из тридцати деревень уезда), но и превратился в центр милосердия и просвещения: при нем действовала школа в которой преподавались азы письма, чтения и христианства, а так же под его эгидой действовал госпиталь с приютом для немощных.


Достаточно интересными с точки зрения истории есть и другие сведения, которые подаются в книгах визитаций фарного костела. Например, в приход костела входило 30 деревень Дубенского уезда, где больше всего католиков проживало в Дитиничи (54 человека), Молодаво (44), Мирогоще (40), Тараканове (в документе Троканов, 34), и меньше (по 1 человеку) в Переросле, Буще, Судобичах. В инвентарях недвижимого и движимого имущества, принадлежащих к костелу сел Сады, Тростянец, поселка Иваниничи, пригорода Забрамы подаются поименные списки подданных. В селах фигурируют исключительно украинские фамилии, а на Юридице (от вала до Ильинского собора) - исключительно польские. Подается также детальное описание земель и сенокосов, поместий (тростянецкого и дубенского), скота, птицы, лесов и садов. Немало места отведено описаниям интерьера и атрибутики костела (алтарь, иконы, кресты, дарохранительницы, одежда священников, книги). В костельных книгах находим названия улиц города Дубна - Замковая, Фарская, Панская, Паненська, Твердая, Ладная, Чернеччина, Забрама (дословно - Забрама Луцка), Бернардинская, Сурмицька, Сурмицький пригород.

С 1927 г. обязанности пробоща (настоятеля) в костеле Яна Непомука начал исполнять Станислав Кузьминский. Он справлялся с обширной плебанией (служебными и хозяйственными зданиями и штатом священников и помощников), сочетая пастырскую службу и хозяйственную. 18 мая 1942, в номинации луцкого епископа Станислав Кузьминский получил степень инфулата Олицкой капитула. Эта степень оказывал священнику ряд привилегий, которые приравнивались к епископских. Именно этому настоятелю костела святого Яна Непомуки обязаны были своим спасением новорожденные еврейские дети Дубно, так как в страшные годы Второй мировой войны многих из них он уберег от немецкого геноцида выданным свидетельством о крещении. Гестапо арестовало пробоща, но через покровительство князей Радзивиллов отпустило, установив за ним слежку. В 1944 г.. Кузьминского предупредили о новом аресте. Он поспешно уехал из Дубно, не рискнув испытывать судьбу. За особые заслуги перед родиной инфулат Кузьминский был награжден орденом Белого Орла - чрезвычайно высокой наградой Польши.

Согласно "Универсальному дополнительному практическому толковому словарю". И. Мостицкого, изданному в 2005–2012 годах словосочетание "фарный костёл" означаетцерк. приходской, принадлежащий только приходу, а не какому либо монашескому ордену и т.п. «Фарой» называют и «приход» , так что «фарный» означает «главный костел прихода» .

Костел носит имя Яна Непомука, который родился приблизительно между 1340- м и 1350- м годом в поселении Помук (современный чешский Непомук), недалеко от монастыря цистерцианского ордена у холма «Зелёная Гора». В том месте, где сегодня располагается церковь Святого Яна Непомуцкого, ранее (по устным источникам) располагался дом, где и родился Ян. Отец Яна — Велфин — был в 1355—1367 годах бурмистром населённого пункта Помук, о матери ничего не известно. Базовое образование Ян получил в школе при церкви святого Иакова.

В 1370 году он стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 году был рукоположен в священники.

После получения сана продолжил образование, изучал право, в 1381 году получил степень бакалавра в Праге, а в 1387 году в Падуе — докторскую степень.

В 1389 году стал каноником Вышеградского капитула и был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.

Чешский король Вацлав IV (1378—1419) постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике.


Утром 20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Йенштейна в Храме Девы Марии под цепью король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого, Микулаша Пухника, пробста Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян умер от мучительных пыток. После этого тело его сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Убийство Яна Непомуцкого имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава с германского престола, об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах на Констанцском соборе Яна Гуса, который отрицал своё сочувствие королю. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известна. В 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.

По преданию, в том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути по мосту в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от креста.

Тело св. Яна было извлечено из Влтавы и впоследствии захоронено в кафедральном соборе святого Вита в Праге.

В советские времена в помещении костела находился спортзал местной спортивной школы.

В 1990г. здание получило статус памятника архитектуры. Возродился римско-католический приход в Дубно в нач. 90-х гг. Сначала католики имели право отправлять богослужение только в воскресенье и праздники, а уже в 1991 г. костел был неофициально возвращен верующим. Ну а в 1994 году. городская власть вернула храм местной римо-католической пастве.
Судя по надписям на старых фотографиях, улица на которой находится костёл носила название- Фарной .

В 2012 году тут отмечался 400-летний юбилей прихода.



error: Content is protected !!