Урок МХК: "Великие гении эпохи Возрождения" (с использованием информационных технологий). Что такое эпоха Возрождения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок МХК в 10 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Желтова О. А. Эпоха Возрождения (Ренессанса)

…Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать…Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. И. Бунин Эпиграф

Истоки Возрождения Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски « ринашименто »), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье

Признаки культурного смысла Возрождения расцвет культуры; переворот в культуре; переходный культурный этап; восстановление античности

Изменения в мировоззрении Возрождение В центре интересов человек Проповедь активности Варьета (разнообразие) Авторство Линейное восприятие времени Гуманизм Средневековье В центре интересов бог Проповедь пассивности Каноничность Анонимность Цикличность восприятия Аскетизм

Что же такое гуманизм? Гуманизм – это направление в философии, науке и искусстве, в котором внимание концентрируется на качествах человека. Человек в гуманизме рассматривается как «мера всех вещей», и критерием оценки чего бы то ни было в гуманизме считается благополучие человека

Эпоха Возрождения (хронология) Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс («треченто») Вторая половина 14-15 века – раннее Возрождение («кватроченто») Конец 15-первые три десятилетия 16 веков – высокое Возрождение («чинквеченто») Вторая половина 16 века – позднее Возрождение.

Проторенессанс « протос »- «первый » (конец XIII-XIV вв.) Проторенессанс подготовил наступление Ренессанса Черты нового особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337 гг.). Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто впервые совершенно иначе истолковывает события Священного писания

Джотто «Поцелуй Иуды»

Раннее Возрождение (XV в., кватроченто) Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески (1377 -1446) скульптор Донателло (1386 - 1466) живописец Мазаччо (1401 - 1428)

Брунеллески - (1377 -1446) Собор Санта-Мария дель Фьере

Браманте. Церковь Санта-Мария делла Грация

Замок Шенонсо во Франции

Интерьер замка Шенонсо

Замок Шамбор во Франции

Донателло - (1386 - 1466). Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения

Донателло

Мазаччо - (1401 -1428). Изгнание из рая

(настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи)

Sandro_Botticelli

Портрет Симоны Веспуччи

«Поклонение волхвов»

Портрет молодого человека с печатью Козимо Медичи

«Рождение Венеры»

«Оплакивание Христа»

Портрет Джулиано Медичи

Венера и Марс

ВНИМАНИЕ!!!

Правильные ответы помечены значком +

Задания

к 1 туру Олимпиады школьников

по Мировой художественной культуре

(1 тур)

9 класс

1. Самый короткий по времени период первобытности

-: палеолит

-: мезолит

-: неолит

+: железный век

2. Особенность древнеегипетской культуры

+: культ фараона

+: страх смерти

-: отсутствие пантеона богов

-: отсутствие заупокойного культа

+: вера в бессмертие души

3. Шумерская письменность

-: иероглифическая

-: алфавитная

+: клинопись

-: узелковая

4. Единое религиозное течение Индии первых веков до н.э.

-: буддизм

-: зороастризм

+: брахманизм

-: иудаизм

5. Культовое сооружение в Индии, посвященное Будде

-: пагода

-: зиккурат

+: ступа

-: пирамида

6. Типичное для Древнего Китая архитектурное сооружение

-: ступа

+: пагода

-: чайтья

-: дольмен

7. Выдающиеся скульпторы классического периода Древней Греции

-: Фидий, Мирон, Леохар

-: Скопас, Леохар, Фидий

+: Фидий, Мирон, Поликлет

-: Мирон, Скопас, Леохар

  1. Крупнейшие римские поэты I в. до н.э.

-: Страбон, Плиний Старший

-: Авзоний и Клавдиан

+: Лукреций и Катулл

9. Город, служивший целью крестовых походов в эпоху средневековья

+: Иерусалим

-: Рим

-: Константинополь

-: Москва

  1. Термином «свободные искусства» в Средние века называлось

+: университетский курс наук (грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия)

-: художественное творчество свободных граждан городов

-: искусство, независимое от давления церкви

-: схоластика и прикладная философия (формальная логика, диалектика понятия, искусство спора и т.д.)

11. Этапы Возрождения

+: Проторенессанс

+: Ранний Ренессанс

+: Высокий Ренессанс

+: Поздний Ренессанс

-: Классический Ренессанс

-: «Пламенеющий» Ренессанс

12. Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере

+: искусства

-: философии

-: литературы

-: декоративно-прикладного искусства

13. «Венера», «Даная», «Любовь земная и небесная» и др. написаны

-: Тинторетто

-: Караваджо

-: Рафаэлем Санти

+: Тицианом

14. Книга виднейшего гуманиста Англии Томаса Мора

+: "Утопия"

-: "Кодекс природы"

-: "Город Солнца"

-: «Похвала глупости»

15. Основоположник испанской национальной драмы

+: Лопе де Вега

-: Филипп Альдехонде

-: Монтень

-: Диего Веласкес

16. Главные идеи просветителей

+: равенство всех людей перед законом, перед человечеством

-: греховности всех людей

+: победа разума

+: исторический оптимизм

-: иррационализм

17. Стиль европейского искусства XVIII в., основанное на следовании принципам античного греческого и римского искусства

-: романтизм

+: классицизм

-: сентиментализм

-: барокко

18. Художественное течение XVIII в., не имевшее собственной стилистической формы, отразивший представления об изначальной чистоте и доброте человека

-: романтизм

+: сентиментализм

-: классицизм

-: барокко

19. Автор комедии «Женитьба Фигаро»

+: П.О. Бомарше

-: И.В. Гёте

-: Ф. Шиллер

-: Д. Дидро

20. Композиторы венской классической школы

-: И.С. Бах

+: Й. Гайдн

+: В.А. Моцарт

+: Л.В. Бетховен

-: Г.Ф. Гендель

  1. Крещение Руси было проведено

+: в 988 г. князем Владимиром

-: в 911 г. князем Олегом

-: в 877 г. княгиней Ольгой

  1. Древнейшая каменная церковь, построенная в Киеве в 989 г. и разрушенная Батыем

-: Софийский собор в Киеве

+: Десятинная церковь Успения Богородицы

-: Дмитриевский собор

  1. Великий русский иконописец XIV - нач. XV вв., написавший «Троицу»

-: Феофан Грек

-: Дионисий

+: Андрей Рублев

  1. Итальянский зодчий А. Фиораванти соорудил в Кремле

-: Благовещенский собор

-: Дмитриевский собор

+: Успенский собор

  1. Русский живописец XVI в., расписавший стены Успенского собора Кремля

-: Андрей Рублев

+: Дионисий

-: Феофан Грек

  1. Первая русская печатная газета (1702-1727)

+: «Ведомости»

-: «Куранты»

-:»Всякая всячина»

  1. Создатель русского романса

-: Е.И. Фомин

-: Д.С. Бортнянский

+:О.А. Козловский

28. Господствующее направление в литературе и искусстве России II пол. XIX в.

+: критический реализм

-: романтизм

-: сентиментализм

  1. Решением советской власти группа ученых и деятелей культуры была выслана из СССР

-: в 1919 г.

+: в 1922 г.

-: в 1926 г.

  1. Ярким проявлением диссидентского движения стало:

+: правозащитное движение

-: третья волна русской эмиграции

10 класс

1.«Неолитическая революция» связана

-: с изобретением человеком орудий труда

-: с появлением рыболовства

-: с появлением изобразительного искусства

+: с переходом от присваивающего хозяйства к производящему

2.Главный бог Древнего Египта, бог Солнца

-: Геб

-: Гор

-: Осирис

+: Ра

3.Важнейший памятник шумерской эпической литературы

-: «Законы Хаммурапи»

+: «Сказания о Гильгамеше»

-: «Авеста»

-: «Книга песен»

4.Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой

-: в Китае

+: в Индии

-: в Вавилоне

-: в Древней Греции

5.Основатель буддизма

-: Заратуштра

-: Конфуций

+: Сиддхартха Гаутама

-: Ашока

6.Древнейшие памятники древнекитайской литературы

-: цикл сказаний о Гильгамеше

+: «Книга песен» и «Книга перемен»

-: «Махабхарата» и «Рамаяна»

-: «Беседа разочарованного со своей душой»

7.Основные боги греческого пантеона

-: Зевс, Юпитер, Геракл, Артемида, Прометей и др.

-: Юритер, Марс, Нептун, Диана и др.

+: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Дионис и др.

8.Легенда о возникновении города Рима связано с именами

-: Энея и Аскания Юла

-: Амулия и Нумитора

+: Ромула и Рема

9.Хронологические рамки европейского Средневековья

-: X - XV вв.

-: V - XVII вв.

+: V - XV вв.

-: VI - XVI вв.

10.Основные стили западноевропейского Средневековья

-: барокко и рококо

-: классицизм и романтизм

+: романский и готический

11.В центре гуманистической мысли Ренессанса находится

-: Бог и Священное Писание

+: человек

-: монарх, государь

12.«Сикстинская мадонна» - шедевр мастера

-: Микеланджело Буонарроти

+: Рафаэля Санти

-: Леонардо до Винчи

-: Сандро Боттичелли

13.Расцвет Ренессанса в Англии связан с творчеством

+: Шекспира

-: М. де Монтеня

-: Томаса Уайета

14.Наиболее крупный представитель испанской литературы XVI в., автор романа «Дон-Кихот»

-: Француа Рабле

+: Мигель де Сервантес

-: Филипп Альдехонде

-: Жоаке Дю Белле

15.Название эпохи в истории Западной Европы, охватившей кон. XVII - XVIII вв.

+: «Век Разума»

-: «Темные века»

+: «Эпоха Просвещения»

-: «Эпоха Чувств»

-: «Новое время»

16.Стиль европейского искусства XVIII в., ставивший во главу угла воображение, эмоциональности и творческую одухотворенность художника

+: романтизм

-: барокко

-: классицизм

-: сентиментализм

17.Ведущее направление во французском искусстве начала XVIII в., построенное на ассиметрии форм

-: классицизм

+: рококо

-: барокко

-: сентиментализм

-: П.О. Бомарше

+: И.В. Гёте

-: Ф. Шиллер

-: Д. Дидро

19.Композитор - создатель Девятой, «Крейцеровой» сонаты

+: Л.В. Бетховен

-: В.А. Моцарт

-: И.С. Бах

-: Й. Гайдн

20.Характерные особенности духовной культуры Киевской Руси

+: синтез христианского и языческого начал - «двоеверие»

-: полный отказ от язычества

-: принятие христианства в западноевропейском (католическом) варианте

21.Храмовое строительство Киевской Руси было представлено

-: в основном каменным строительством

+: в основном деревянным строительством

-: пещерными монастырями

22.Книгопечатание на Руси появилось

-: в 1528 г.

-: в 1600 г.

+: в 1553 г.

23.Архитектор, руководивший строительством Архангельского собора

+: Алевиз Новый

-: Аристотель Фиораванти

-: Пьетро А. Солари

24.Собор Василия Блаженного построили

-: П.А. Солари и М. Фрязин

-: А. Новый и А. Фиораванти

+: Барма и Постник

25.Петровские преобразования в сфере культуры выразились

+: в ее обмирщении и принятии европейских культурных традиций

-: в возвращении к традициям Московской Руси

-: в расколе церкви и стагнации светской культуры

26.Основоположник русской драматургии

-: Н.И. Новиков

+: А.П. Сумароков

-: Г.Р. Державин

27.Первый русский провинциальный театр появился

-: во Владимире

+: в Ярославле

-: в Москве

28.В музыкальной культуре конца XIX в. особое место занимает

-: творчество «Передвижников»

+: «Новая русская музыкальная школа» («Могучая кучка»)

-: расцвет камерного жанра

29.Политика Советского государства в области культуры в 20-30-х гг. названа

-: рабоче-крестьянской культурой

+: культурной революцией

-: НЭПовской культурой

30.Советская литература послевоенного периода связана с именами

-: В. Некрасова, А. Фадеева, Б. Полевого и др.

-: С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.

+: Ю. Бондарева, В. Астафьева и др.

11 класс

1. «Сикстинской капеллой» первобытного искусства называют палеолитические фрески пещеры

-: Ле-Комбатель

+: Альтамира

-: Ля Мут

-: Фон де Гом

2. Сведения о пути в Страну вечности содержатся в древнеегипетских книгах

+: «Книга мертвых»

-: «Книга живых»

+: «Книга о вратах»

+: «Книга о том, что есть в другом мире»

-: «Книга перемен»

3. Храмы Месопотамии

-: пирамиды

-: ступы

-: мастаба

+: зиккураты

4. Культовое сооружение в Индии, посвященное Будде

-: пагода

-: зиккурат

+: ступа

-: пирамида

5. Жанры театрального искусства Древнего Китая

-: комедия

-: драма

+: театр кукол

+: театр теней

6. Основоположником древнегреческой комедии считается

-: Софокл

+: Аристофан

-: Еврипид

-: Зенон

7. Периоды развития Древнего Рима (отметить правильное)

-: крито-микенский

+: царский

+: республиканский

+: период империи

8. Задачи средневековой философии

+: предоставить доказательства истинности христианской веры

-: обосновать независимость духовной жизни человека от веры

-: доказать первенство Разума

9. Основные стили западноевропейского Средневековья

-: барокко и рококо

-: классицизм и романтизм

+: романский и готический

10. Произведение, ставшее символом эпохи Возрождения

+: "Божественная комедия" Данте Алигьери

-: "Государь" Н. Макиавелли

-: "Мемуары" Д. Казановы

11. Автор «Декамерона»

-: Филиппо Брунеллески

-: Данете

- Франческо Петрарка

+: Джованни Боккаччо

12. Выдающийся представитель французского гуманизма

+: Француа Рабле

-: Мигель де Сервантес

-: Л.Э. Спенсер

13. Дени Дидро - редактор и вдохновитель

+: 35-томной «Энциклопедии»

-: «Системы природы»

-: «Философского словаря»

-: «Об общественном договоре»

14. Начало развитию просветительства в России положил

-: А.Ф. Бестужев

-: Д.И. Фонвизин

-: Г.Р. Державин

+: М.В. Ломоносов

15. Ярче всего искусство барокко в архитектуре проявилось

+: в Италии

-: во Франции

-: в Испании

-: в Германии

16. Автор сказок с чертами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот»

-: Карло Гольдони

+: Карло Гоцци

-: Франческо Гварди

-: Джованни Тьеполо

17. XIX в. в истории новоевропейской культуры характерезуется

+: созданием единой системы наук

+: формированием индустриального общества

-: формированием буржуазии

-: расцветом религиозной культуры

+: складыванием общеевропейской культуры

18. Новый тип художественной концепции мира, сформировавшийся в 30-40-е гг. XIX в.

-: сентиментализм

+: реализм

-: классицизм

-: романтизм

19. Жанр, занимающий центральное место в древнерусской литературе

+: летопись

-: апокриф

-: роман

20. Культура Руси Х II - XIII вв. характеризуется

+: развитием местных стилей в изобразительном искусстве

-: созданием единой культуры, объединенной под эгидой Владимиро-Суздальского княжества

-: полным упадком культуры под действием монголо-татарского ига

21. Литературный памятник XIII в., посвященный Батыеву нашествию

+: «Слово о погибели Русской земли»

-: «Слово о полку Игореве»

-: «Слово Даниила Заточника»

22. Свод житейских правил и наставлений, составленный Сильвестром

+: «Домострой»

-: «Четьи-Минеи»

-: «Степенная книга»

23. Грановитая палата Московского Кремля построена

+: П.А. Солари и М. Фрязиным

-: А. Фиораванти

-: А. Новым

  1. Новые виды и жанры русской живописи XVII в.

-: иконопись

+: парсунная живопись

+: бытовой жанр

-: пейзаж

-: батальный жанр

25. Московский университет был создан

-: в 1706 г.

-: в 1725 г.

+: в 1755 г.

26. Социальные комедии Д.И. Фонвизина

-: «Фелица»

+: «Бригадир»

+: «Недоросль»

-: «Бедная Лиза»

-: «Наталья, боярская дочь»

27. Иностранный зодчий, сначала руководивший строительством Петербурга, создатель Петропавловского собора Петропавловской крепости

+: Доменико Трезини

-: Бартоломео Карло Растрелли

-: Аристотель Фиораванти

28. На развитие культуры II пол. XIX в. повлияли

+: годы реформ 60-х - 70-х годов

-: проникновение в Россию идей Просвещения

-: восстание декабристов

+: поиск русской интеллигенцией правды-истины, справедливости

+: воздействие демократических и социалистических идей

29. Положительные стороны в развитии советского искусства

-: практика государственных заказов на художественные произведения, кинофильмы и т.д.

-: определенный набор тем: партия, Ленин, революция и др.

+: возможность приобщения миллионов людей к азам культуры

30. Характерные черты культуры постсоветского общества

+: коммерциализация культуры, размывание традиционных форм ее освоения и др.;

-: повышение интереса к культурным ценностям, посещению различных учреждений культуры и др.;

-: господство в культуре официальной идеологии и цензуры

МБОУ «Глебовская СОШ»

Открытый урок по МХК в 10 классе

«Микеланджело – бунтующий гений эпохи Возрождения»

Подготовила и провела

учитель МХК

Алтухова М. И.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с выдающимся творцом эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, оставившим заметный след в истории мировой художественной культуры. Проанализировать созданные им шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов. Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии.

Ход урока

$11. Организационный момент урока.

Сегодняшний урок не совсем обычный – открытый урок, на котором присутствуют наши учителя, но и учителя других школ района. Давайте постараемся работать на уроке так, чтобы всем гостям было интересно.

$12. Актуализация опорных знаний.

- Художественную культуру какой эпохи мы изучаем?

- Что такое эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни.

- Когда появился термин «Возрождение» и что он означает?

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

- Каковы характерные черты эпохи Возрождения?

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

- В чём заключается духовная основа расцвета этой эпохи?

Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К. Дживелегов, - имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется".

$13. Страница истории

Давайте ещё раз вспомним об эпохе Возрождения, просмотрев видеоролик.

(Видеоролик «Эпоха Возрождения»)

$14. Слово учителя:

Это была эра титанов Возрождения, подарившая миру творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. В историю мировой культуры эти три гения, несмотря на всю их несхожесть, творческую индивидуальность, олицетворяют главную ценность итальянского Возрождения – гармонию красоты, мощи, интеллекта.

Каждый из этих гигантов волнует воображение. Их творчество представляет собой пик культуры Ренессанса. Каждый из них настолько исчерпывающе воплотил суть ренессанского искусства и культуры, что можно сказать, что не Микеланджело, Леонардо, Рафаэль принадлежат итальянскому Возрождению, а скорее оно принадлежит им.

5.Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Леонардо да Винчи. Нужно было подготовить сообщение об одном из его шедевров.

(Рассказы детей сопровождаются показом на экране слайдов)

$11) «Мадонна в гроте»

$12) «Мадонна Литта» («Мадонна с младенцем»)

$13) « Мадонна с цветком»

$14) «Мона Лиза»

6.Обощение учителя:

Спасибо за сообщения. Каждая работа оценивается 5-ю баллами.

На полотнах Леонардо да Винчи мы увидели женщин, таких разных, загадочных, достойных восхищения не только потому, что они красивы внешне, но и потому, что их внутреннее содержание, их духовный мир благотворно влияет на всё, что окружает этих прекрасных незнакомок.

7.Постановка учебной цели урока.

Сегодня мы продолжим встречу с нашим «вчера», и через тьму веков волею, властью другого гения вновь перенесёмся в Италию.

8.Вступительное слово учителя:

(на фоне музыки звучат слова)

Великий скульптор, живописец, архитектор, поэт. Человек огромного дара, грандиозных свершений, масштабных созданий, колоссальной силы.

(На экране появляется портрет Микеланджело). Он родился в небольшом местечке близ Флоренции. Любовь к камню впитал вместе с молоком кормилицы, простой женщины из Сентиньяно, где жили каменщики. С детства его любимое занятие – работа с инструментами, которыми обтёсывали камень. Понимание камня, особенности мрамора, его души Микеланджело пронёс через всю жизнь. Когда однажды Микеланджело спросили, как он создает свои гениальные скульптуры, он ответил: «Я просто беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее».

Всеблагой Правитель Небес … соизволил послать на землю гения, способного во всех решительно искусствах и в любом мастерстве показать одним своим творчеством, каким совершенным может быть искусство рисунка, давая линиям и контурам, светом и тенью рельефность живописным предметам, создавая верным суждением скульптурные произведения и строя здания, удобные, прочные, здоровые, веселящие взор, соразмерные и богатые различными украшениями архитектуры. Сверх того соизволил Правитель сопроводить его истинной нравственной философией и украсить сладостной поэзией, чтобы мир почитал его избранником и восхищался его удивительнейшей жизнью и творениями, святостью нравов и всеми поступками.

Джорджо Вазари

9.Презентация «Великое наследие Микеланджело».

(рассказ о наследии Микеланджело с демонстрацией слайдов с изображением его шедевров)

А сейчас мы познакомимся с великим наследием Микеланджело. Во время просмотра презентации вам необходимо заполнить карточки №1, которые лежат на ваших столах.

Произведения искусства, созданные Микеланджело Буонарроти

В скульптуре:

В живописи:

В архитектуре:

10.Беседа после просмотра презентации.

Назовите скульптурные произведения Микеланджело.

Какие картины художника вы можете назвать?

Какие произведения искусства, созданные Микеланджело, относятся к архитектуре?

Какие шедевры великого мастера произвели на вас впечатление?

11.Слово учителя.

Думаю, что на вопрос «Хотелось бы вам больше узнать о жизни и творчестве Микеланджело?» вы, несомненно, ответите: «Да, конечно». Поэтому на наш сегодняшний урок я пригласила «искусствоведа», в роли которого выступит ученик 11 класса Кобелев Виктор. У вас на карточках записаны вопросы. Задайте те из них, на которые вы хотели бы получить ответ.

Карточка № 2

Помогал ли кто Микеланджело в росписи потолка Сикстинской капеллы?

Правда ли, что фреска «Страшный суд» Микеланджело еще при жизни автора была дописана другим художником. Почему Микеланджело допустил это?

Правда ли, что Микеланджело был не совсем одинок? Ведь в его жизни была любовь к женщине?

-Какое произведение гения

- Можно ли Микеланджело назвать суперскульптором?

Микеланджело учился художественному мастерству, но больше всего любил заниматься скульптурой. Это искусство он изучал во Флоренции. Кроме того художник производил вскрытия, чтобы посмотреть, как устроены мышцы человека. Эти знания помогали ему высекать из камня фигуры, очень похожие на живых людей.

- Подписывал ли художник свои работы?

«Пиета» - единственная работа, подписанная Микеланджело. Он случайно подслушал разговор о том, будто эту скульптуру создал другой художник. Той же ночью мастер подкрался к творению и выгравировал на нём своё имя.

-Роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. На какой высоте работал Микеланджело?

В 1506 году Папа Римский попросил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы в Риме. Размер этого громадного изогнутого потолка примерно равен теннисному корту, к тому же художнику приходилось работать на строительных лесах высотой 15 м. Всё это время он работал, лёжа на спине, держа кисти над головой. Роспись потолка заняла четыре года.

$1-Помогал ли кто Микеланджело в росписи потолка Сикстинской капеллы?

$1-Нет, Микеланджело писал все сам, лежа на лесах на спине, боясь что – либо доверить ученикам. Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около шестисот квадратных метров! Да еще не на стене, а на потолке. Более четырех лет труда, требовавшего почти сверхчеловеческого духовного и физического напряжения!

Правда ли, что фреска «Страшный суд» Микеланджело еще при жизни автора была дописана другим художником. Почему Микеланджело допустил это?

$1-Папа Римский признал непристойными некоторые фигуры «Страшного суда» и решил, что их следует задрапировать. Микеланджело излил свое негодование в такой колкости: «Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а картинам придать пристойность можно очень быстро». Это и было сделано. В1565 году живописец Даниэле де Вольтерра приступил по приказу папы к драпировке чресл обнаженных фигур «Страшного суда», за что и получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда.

$1-Правда ли, что Микеланджело был не совсем одинок? Ведь в его жизни была любовь к женщине?

$1- Да, жизнь Микеланджело была согрета любовью к женщине. Он влюбился в маркизу Пескара. Любовь была взаимной. Когда они встретились, ей было уже сорок семь лет, а ему – за шестьдесят. До самой ее смерти, т. е. целое десятилетие, они постоянно общались друг с другом, обменивались стихами, философскими размышлениями о бренности земной жизни. Как бы то ни было, ее кончина явилась для Микеланджело действительно великой утратой, и мысль о собственной смерти с тех пор, по – видимому, не покидала его.

- Каков был темперамент художника?

У Микеланджело был вспыльчивый характер. Однажды в драке ему сломали нос. Оставшееся на всю жизнь искривление хорошо заметно на его портретах.

-Какое произведение гения стало самым прославленным из всех скульптурных шедевров мира? Хотелось бы побольше о нём узнать.

«Давид» (1501 –1504)г.

До Микеланджело к этому персонажу уже обращались самые известные скульпторы Флоренции: Донателло и Вероккьо. Давид символизировал для жителей Флоренции идеалы гражданского служения и подвига, защиту родного города.

Уже около 40 лет во дворе собора Санта Мария лежал кусок мрамора, который считался испорченным. Мастер смело взялся за дело, он обязался высечь из этого куска фигуру Давида. Он сделал восковую модель и принялся за работу, запершись ото всех в мастерских при соборе. Уже к этому времени у Микеланджело выработался свой стиль. Он как бы видел в куске мрамора уже готовое произведение и начинал его обрабатывать с любой точки, не симметрично и не с головы или плеч, как обычные скульпторы. Такой метод требовал предельного напряжения сил и умения чувствовать камень и видеть в нем свое будущее творение.

В отличие от Донателло и Верроккьо, мастер изобразил Давида не после, а перед сражением с великаном Голиафом. Юноша предельно собран, его мышцы напряжены, брови нахмурены. При этом внешне поза кажется спокойной. Он стоит, опираясь на одну ногу и немного выставив другую. Только резкий поворот головы в сторону врага напоминает о готовящемся поединке. Вот-вот он метнет камень из пращи, которую держит его левая рука. Такое движение можно назвать зарождающимся, и его открывателем был Микеланджело. Статую можно рассматривать с любой точки, и каждый раз она будет открываться по-новому. Высота статуи – 5,5метров. Современники прозвали ее «Гигантом».

Во Флоренции собрался специальный совет для решения, куда установить статую. В совет вошли Боттичелли, Сангалло и другие. Приглашали и Леонардо, но он уклонился. Так как статуя символизировала идею защиты города и республики, решено было ее поставить перед палаццо Веккьо на площади Синьории. Там она и стояла до 1873 года, когда стало ясно, что свежий воздух разрушает мрамор, и ее перенесли в закрытый двор Академии, а на ее место поставили копию.

- На сегодняшнем уроке мы узнали, что Микеланджело был не только скульптором, художником, архитектором, но и поэтом. Что он писал?

Микеланджело писал мадригалы и сонеты.

Например, сонет №10.

Сонет любопытен как отражение самочувствия Микеланджело во время

росписи потолка Сикстинской капеллы: сквозь шутливо-грубоватую

форму отчетливо проступает утомление техническими трудностями

работы, раздражение сложившимися отношениями с капризным

заказчиком, папой, творческое недовольство собой, а в итоге все

же горделивое сознание того, что созданное является

произведением огромной новизны и совершенства.

Я получил за труд лишь зоб, хворобу

(Так пучит кошек мутная вода,

В Ломбардии - нередких мест беда!)

Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу,

Полез к горбу; и дыбом - борода;

А с кисти на лицо течет бурда,

Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,

А зад, в противовес, раздулся в бочку;

Ступни с землею сходятся не вдруг;

Свисает кожа коробом вперед,

А сзади складкой выточена в строчку,

И весь я выгнут, как сирийский лук.

Средь этих-то докук

Рассудок мой пришел к сужденьям странным

(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):

Так! Живопись - с изъяном!

Но ты, Джованни, будь в защите смел:

Ведь я - пришлец, и кисть - не мой удел!

12.Слово учителя:

Спасибо нашему «искусствоведу» за огромную подготовку и интересный материал.

Итак, были заданы все вопросы, а это значит, что жизнь и творчество великого мастера вас заинтересовало и вы с удовольствием к следующему уроку подготовите сообщение об одном из его шедевров.

Микеланджело – гений, оказавший огромное влияние на все европейское искусство вплоть до XIX века, разрушил чары и изменил правила игры. Он был прежде всего скульптором, а потом уже живописцем, архитектором и поэтом. Настоящий трудоголик, жил только работой; будучи меланхоликом, обладал импульсивным характером, был одинок. В споре был агрессивен; испытывал трудности в общении с людьми.

Он прошел долгий творческий путь, был свидетелем не только кульминации, но и заката эпохи Возрождения.

14.Учащиеся заполняют оценочный лист:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

15. Заключение

Закончить урок хочется поэтическим произведением героя нашего сегодняшнего разговора.

Не правда ли - примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца;
Творец уйдет, природой побежденный.
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.

Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело

Не правда ли, что эти строки как нельзя лучше подтверждают слова, взятые для эпиграфа к сегодняшнему уроку:

Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Микеланджело

16. Итог урока

По ходу урока были выставлены оценки за выполнение домашнего задания к этому уроку и дано задание к следующему. Мне остаётся только сказать «спасибо» за хорошую работу и внимание. Урок окончен.

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

Форма урока: лекция

Жанр урока: презентация

Цель урока: представить учащимся трех великих гениев эпохи Возрождения

  1. Ознакомить учащихся с личностью великих мастеров Ренессанса.
  2. Познакомить с самыми яркими и запоминающимися (“визитными карточками”) произведениями творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти.
  3. Закрепить полученные знания при выполнении практических заданий на ПК.

Ход урока:

Теоретическая часть урока:

Просмотр на мультимедийном проекторе одной из экскурсий Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства "Итальянское Возрождение" (Особенности культуры эпохи Возрождения (термин по-французски “ренессанс”, по-итальянски “ринашименто”), истоки Возрождения, основные черты эпохи, великие имена и величайшие памятники эпохи) (5 минут).

1. Попробуем стать ненадолго философами и прокомментировать отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико делла Мирандолы “Речь о достоинстве человека”.

В трактате говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал: “Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь”.

- Какое слово является ключевым в данном тексте?

Необходимый ответ - человек.

- Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека?

Необходимый ответ – в центр мира.

- Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа?

Необходимый ответ - свободным и славным мастером, который создаст себе тот образ, который сам предпочитает.

Вывод : В центре мироздания – свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является ключом к пониманию эпохи .

2. Это была эра титанов Возрождения, подарившая миру творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. В истории мировой культуры эти три гения, несмотря на всю их несхожесть, творческую индивидуальность, олицетворяют главную ценность итальянского Возрождения – гармонию красоты, мощи, интеллекта.

Каждый из этих гигантов волнует воображение. Их творчество представляет собой пик культуры Ренессанса. Каждый из них настолько исчерпывающе воплощает суть ренессанского искусства и культуры, что можно сказать, что не Микеланджело, Леонардо, Рафаэль принадлежат итальянскому Возрождению, а скорее оно принадлежит им.

- Что вы знаете о великом художнике Леонардо да Винчи?

Следует подготовленное сообщение учащихся о жизни художника (3-4 мин.).

Просмотр на мультимедийном проекторе слайдов (Презентация PowerPoint, подготовленная специально к открытому уроку с картинами Леонардо да Винчи).

Перед нами самая загадочная картина среди шедевров мирового искусства

Неуловимая улыбка Моны Лизы, которая при фотоувеличении исчезает, потому что написана целиком из сфуматто.

Сфуматто – воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. Этот прием позволяет Леонардо моделировать тела тончайшей светотенью, причем переходы от света к тени неуловимы, и тогда тело приобретает мягкость, размытость очертаний. Но неуловимость перехода к окружающему воздуху не ослабляет границы вещей, а, напротив, придает им необыкновенную выразительность.

Картина совершенна, улыбка Моны Лизы загадочна. Но вот еще одно из оригинальных мнений: “Мона Лиза олицетворяет собой материнскую нежность, в чем, по представлению Леонардо, заключается сущность женственности”.

- Почему портрет Моны Лизы называют “Джокондой”?

Необходимый ответ – Это портрет жены купца дель Джокондо.

Кульминация художественного творчества Леонардо да Винчи – фреска “Тайная вечеря” в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грация в Милане.

Леонардо изобразил тот момент из “Евангелия”, когда Христос, вероятно, произнес пророческие слова: “Один из вас предаст меня” - и ученики вопрошают: “Не я ли, Господи?”.

Образ Христа ясным силуэтом читается на фоне пейзажа, природа осеняет его своим светом. Иуда резко выделяется среди других апостолов. Никто из художников, изображающих “Тайную вечерю” до Леонардо, не ставил такой сложной задачи – через реакцию разных людей, индивидуальностей, темпераметров, эмоциональных откликов показать единый смысл этого великого момента, 12 апостолов, 12 разных характеров по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения.

- Как вы думаете, какие отношения между людьми показаны на картине?

Необходимый ответ: "Определяя образный строй будущей композиции, Леонардо записывает: "Тот, который пил и поставил стакан на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища, другой показывает ладони, поднимает плечи к ушам и выражает ртом изумление…"

“Мадонна в гроте”

Первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса. Это большая картина распространенного в ренессансной живописи формата, который напоминает окно, закругленное наверху. Фигуры Марии, маленького Христа, маленького Иоанна Крестителя и ангела не просто расположены на фоне пещеры, а действительно внутри нее, в определенной среде, в которой ощущается реальное расстояние, воздушное пространство между фигурами.

- Какой уже знакомый вам приём использует художник в данной картине?

Необходимый ответ: "Сфуматто"

“Мадонна Бенуа”, является олицетворением красоты, материнской нежности на протяжении всех веков.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил долгую, трудную и героическую жизнь. Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре, именно ей был отдан весь жар его сердца.

- Расскажите, что вам известно о жизни и творчестве Микеланджело?

Следуют подготовленные сообщения о жизни художника, доклады о скульптурном и архитектурном творчестве (3-5 мин.), обсуждение самых известных скульптурных работ “Давид”, “Пьета”.

Просмотр на мультимедийном проекторе слайдов (Презентация PowerPoint, подготовленная специально к открытому уроку с работами Микеланджело).

Лектор:

В произведения Микеланджело мы не вглядываемся напряженно; мы, зрители, находимся не перед личностью Микеланджело, – перед нами библейские герои, пророки, сивиллы.

Вывод: Микеланджело и Леонардо отличались во всем: и внешне, и по характеру, и по складу ума. Леонардо – изысканно и богато одетый красавец, очаровывающий, располагающий к себе все сердца; Микеланджело – неказист, неряшлив, не обращает внимание на свой вид, угрюм и малоразговорчив, с тяжелым характером. Леонардо всегда невозмутим, непроницаемо приветлив.

- Что вам известно о жизни и творчестве Рафаэля Санти?.

Следуют подготовленные сообщения о жизни художника, доклады о его творчестве (3-5 мин.), обсуждение самых известных работ.

Просмотр на мультимедийном проекторе слайдов (Презентация PowerPoint, подготовленная специально к открытому уроку с работами Рафаэля Санти).

Рафаэль Санти был на 30 лет моложе Леонардо, а умер почти одновременно с ним, успев совершить так много в истории искусств, что трудно представить: неужели все это мог исполнить один человек.

Рафаэль – архитектор, мастер портрета, разносторонний художник, талантливый декоратор, он был центральной фигурой художественной жизни Рима. Но больше всего он известен в истории мирового искусства как создатель дивных “Мадонн”.

Самым прославленным произведением Рафаэля на протяжении столетий остается “Сикстинская Мадонна” , написанная 1516 году для бенедиктинского монастыря в Пьяченце (сейчас картина находится в Дрездене). Для многих она является мерилом самого прекрасного, что способно создать искусство. Тема мадонны у Рафаэля слилась с темой поэтического восхваления прекрасной женщины

Вывод: Рафаэль - золотая середина Возрождения. Он ищет и находит равновесие между “микеланджеловским” и “леонардовским” началами, между титанизмом, неистовой мощью Микеланджело и невозмутимой приветливостью, загадочностью Леонардо. Микеланджело больше всего интересовал сам человек, для него весь мир сосредоточен в нем, и поэтому все, что вне человека, Микеланджело не интересует. Леонардо, напротив, был сосредоточен на том, что пребывает вне человека. Рафаэль же сумел осуществить равновеликость этих, столь противоположно направленных, интересов, - гармония и красота его живописи столь велики, что дальше, после Рафаэля, искусство Ренессанса не могло уже развиваться. Дальше уже могла быть только гибель ренессанского идеала.

Для великих художников живопись, в первую очередь, была способом познания мира. В свете этого интересна психотехника, созданная Леонардо и позволяющая возбудить воображения художника. Вот как он сам об этом пишет: “И не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям.”

Практическая часть урока:

1. Мозаика . Составление шедевров мирового искусства представленных на уроке художников (5-8 минут). Картину можно разбить на мелкие фрагменты или на большие, что позволяет использовать ее в начальных или старших классах. Программа мозаики может быть использована при других темах.

2. Тест на классификацию. Дан видеоряд произведений искусства. Необходимо классифицировать по эпохам. В результате работы (5-8 минут) произведения должны быть отнесены к античности, средним векам и Ренессансу.

- Произведения каких эпох близки друг другу и почему?

Необходимый ответ – античности и Ренессанса, потому что, в отличие от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку

ВЫВОД: Опираясь на мир реальный, человек сам творит виртуальный мир посредством своего ума, фантазии и с помощью информационных технологий. Мир воспринимается умом и сердцем, когда можно сказать вслед за поэтом Н. Заболоцким:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Домашнее задание: Познакомиться с сонетами Микеланджело, Шекспира.



error: Content is protected !!