Сет бог чего в древнем. Древнеегипетская мифология: Сет и его противостояние с богами

Он изображается человеком с головой загадочного животного. Этот «зверь Сета» имеет суженную морду, стоящие, но укороченные, как бы «обрезанные» уши. Некоторые учёные считают данный образ плодом фантастического воображения египтян. Другие стараются угадать в нём одного из действительных представителей африканской фауны. «Зверя Сета» в разное время связывали с африканской лисицей фенеком, окапи, тапиром или (самая вероятная гипотеза) – с трубкозубом.

В мифах Сет олицетворяет собой хаос, беспорядок и потрясения. Эти его качества подчёркивались и древнеегипетской иероглификой, где знак «зверя Сета» входил в написание слов «буря», «болезнь», «жестокость», «ярость», «деспотия» и т. п.

Трубкозуб – «животное Сета»?

Сет более всего известен как герой мифа об Осирисе . Согласно этой легенде, Осирис и Сет были богами-братьями, сыновьями богини неба Нут и бога земли Геба . Осирис стал царствовать в Египте. Он прославил своё правление многими благодеяниями, распространением знаний и цивилизации. Завидовавший брату Сет коварным образом склонил его лечь в роскошный ящик и погубил, бросив в Нил. Однако жена Осириса, Исида , разыскала тело мужа и посредством магических заклинаний сумела зачать от мертвеца сына, Хора (Гора). Родив младенца, Исида должна была скрываться с ним в папирусе нильских болот, ибо Сет хотел убить и наследника своей жертвы. Хор счастливо избежал страшных опасностей, а когда вырос – вступил с Сетом в долгую и жестокую битву. В этом бою Сет вырвал у Хора глаз, превратившийся в магический амулет уаджет , а Хор кастрировал Сета и наконец одержал победу над ним. Он низверг Сета с египетского престола, который тот захватил после убийства Осириса, и заставил его удалиться с плодородных земель вокруг Нила в окружающую пустыню. Сет остался властвовать над этими чуждыми, враждебными Египту территориями. Его кастрация Хором объясняла бесплодие этих земель, лишённых живой растительности.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Существует целый ряд объяснений мифа о схватке Хора и Сета. По некоторым предположениями в этом сказании отразились события политического объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. В эту эпоху друг с другом боролись две части страны – южная (Верхний Египет) и северная (Нижний Египет, вокруг нильской Дельты). Результатом, однако, стало завоевание Югом Севера – и это противоречит смыслу мифа, где Хор, напротив, олицетворял собой Север, а Сет – Юг.

Согласно другому толкованию, миф был связан с ещё более древними историческими происшествиями – объединением одного только Юга Египта, ранее раздробленного на ряд княжеств (номов). Хронологически оно предшествовало завоеванию Югом Севера. По этой гипотезе, бог Хор почитался в верхнеегипетском городе Нехен, а Сет – в находившейся ниже по Нилу Нагаде. В борьбе за гегемонию над Югом Египта Нехен покорил Нагаду, что и было выражено в легендарном сказании.

Исследователи отмечают, что в представлении древних египтян Хор и Сет выступали вечными соперниками – но и неразделимыми до взаимообусловенности. Их невозможно было мыслить друг без друга, они как бы представляли собой две стороны одной сущности – царской власти. В образе Хора воплощались её созидательные, упорядочивающие, милостивые стороны, а в Сете – разрушительные, суровые, карающие. Противоположность этих двух богов воскрешает в памяти рассуждения Ф. Ницще об аполлонийском и дионисийском началах как двух первоосновах жизни.

Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа . Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.

Вероятно, в древнейшей египетской мифологии Сет и Хор представлялись противоположными, но равно необходимыми началами, чей постоянный конфликт и создаёт вселенское равновесие. Если считать Сета чисто отрицательным божеством, то невозможно объяснить, почему его культ сохранялся в Египте много веков и пользовался большим почитанием. Есть туманные сведения о том, что в первое время после создания единой египетской монархии (начало III тысячелетия до Р. Х.) Сет продолжал оспаривать у Хора ранг главного государственного бога. При I-й династии фараонов поклонение Хору преобладало, однако один из представителей II-й династии, Перибсен, в своей царской титулатуре поставил Сета на первое место. Эта религиозная борьба окончилась при фараоне Хасехемуи, который включил в свой титул Хора и Сета одновременно – видимо, в качестве какого-то вероисповедного компромисса.


Бог Египта Сет

Сет - брат и антагонист Осириса, олицетворение злого начала. Он был покровителем враждебно настроенных чужеземцев, богом грозы и испепеляющей все живое пустыни. Изображался с головой своего священного животного - осла.

Ряд мифов посвящен борьбе Сета с сыном погубленного им Осириса - Гором. В одном из поздних вариантов мифа рассказывается, что Гора и Сета примирил бог земли Геб, поделив между ними власть и сделав Сета царем Верхнего Египта, а Гора - Нижнего. Таким образом объяснялось существование двух исторически сложившихся областей.

Но в большинстве сказаний о Горе и Сете они ведут тяжелую и непримиримую борьбу, окончившуюся полной победой Гора. (Сюжеты см. Осирис и Гор).

Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т.п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Сет двулик: он бывает и защитником, и разрушителем, и благодетельным, и коварным. Однако его изображения почти всегда одинаковы и не передают всю противоречивость его характера. Сет - очень сложный бог.

Жестокий к близким, защищающий свою власть, как на небесах, так и на земле, Сет был богом, к которому древние египтяне испытывали смешанные чувства. Разумеется, Сет - родич величайших богов пантеона. Но этому богу совершенно справедливо не доверяли из-за его отношений с братом Осирисом (которого он, в конце концов, убил) и племянником Гором (которому он будет завидовать вечно). От Сета не отреклись лишь потому, что именно он защищал Ра во время его ночного путешествия. Дошедшие до нас изображения часто передают именно эту его функцию. Ведь Сет, подобно любому человеку, не может быть только злым!

Изображения бога

Сет чаще всего изображается в виде антропоморфного существа. Его странная голова - это голова мифического животного, наполовину собаки, наполовину тапира. Оба его уха торчат вертикально.

На голове у Сета - тяжелый парик. Фантастические или самые обычные животные заменяют традиционное изображение бога в тех случаях, когда Сет защищает Ра от чудовищного змея Апопа, хаоса в обличье рептилии. И наконец, когда Сет отождествляется с Баалом, сирийско-палестинским божеством гроз и бурь, его изображают с головой, украшенной тиарой с рогами, и с луком и стрелами в руках.

Мифы о Сете

Мифы, рассказывающие о Сете, изображают его амбициозным заговорщиком и манипулятором, или же просто убийцей. Этот бог был не слишком-то добродетелен, однако Ра неустанно защищал его вопреки советам всей своей семьи. Это объясняется очень просто, ведь Сет был спасителем солнца.

Сет появляется в двух знаменитых мифах Древнего Египта: гелиопольском мифе, где он выступает вместе с Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. Коварство, которое не раз демонстрирует этот бог, судебная тяжба, которую он пытается выиграть - вся история Сета делает его необычайно похожим на человека!

Сет-защитник солнечной ладьи

С самого первого дня Ра путешествовал по небу на ладье, которая везла его днем с востока на запад, а ночью - с запада на восток. И, если дневное путешествие проходило беспрепятственно, ночной путь через подземное царство был куда более опасным. Ведь за быстро рассекавшей мрак ладьей из глубокого мрака следил Апоп, змей хаоса. Внезапно это страшное чудовище появлялось из тьмы и преграждало путь солнцу. Змей казался огромным по сравнению с ладьей. Но на носу сидел Сет, который одним стремительным ударом отбрасывал ужасного змея прочь, и тот возвращался на край света. Однако сцена повторялась снова и снова, подобно тому, как день каждый раз сменяется ночью, а ночь сменяется днем. Эта бесконечная борьба символизировала в глазах египтян победу порядка над хаосом. Теперь мы понимаем, почему Ра питал к Сету уважение. И уважение это было столь велико, что бог всех богов поддержал убийцу Осириса даже тогда, когда его дело было заведомо проигрышным!

Притязания Сета

После убийства бога Осириса, царя Египта, Сет, терзаемый неутолимой завистью, обратил всю силу своей ненависти на племянника, Гора. Поскольку Осирис умер и сделался владыкой подземного мира, неизбежно встал вопрос о наследии египетского престола. В те времена боги еще имели политическую власть на земле. Фараон станет их наследником, когда появятся первые люди. История Сета была историей скорее человека, нежели бога, настолько его недостатки напоминали наши собственные.

Сет и Гор: бесконечная борьба!

Гор, сын Осириса, был его наследником: корона Египетского царства принадлежала ему по праву. Но завистник Сет завладел ею силой. Гор, которого поддержала его мать, Исида, созвал суд богов, чтобы любой ценой разрешить этот спор. Ра стал председателем, а Тот выступил в качестве секретаря. Прошло восемьдесят лет, прежде чем дело хоть как-то продвинулось! Боги разделились на сторонников законной власти (то есть Гора) и Ра, для которого Сет был вечным защитником от Апопа! Судебное разбирательство зашло в тупик, требовалось мнение постороннего. И Тот обратился к Нейт, богине города Саис, известной своей мудростью. Ее ответ был однозначен: корона принадлежит Гору. Однако, чтобы Сет не остался в обиде, Нейт посоветовала дать ему в супруги двух богинь, Анат и Астарту. Богам понравилось это решение, однако Ра сомневался. Не слишком ли Гор молод, чтобы достойно править царством? Исида, выведенная из себя бесконечными отсрочками, предложила перенести разбирательство в Гелиополь, где в суде могли бы принять участие Атум и Хепри. Ситуация накалилась! Разъяренный Сет отверг ее предложение и потребовал, чтобы заседания проходили без Исиды. Но богиня была слишком упорна! Она снова пробралась на суд, приняв обличье прекрасной женщины, которая тут же очаровала Сета. Они даже завели беседу. Смущенный такой красотой Сет повел компрометирующие его речи, и в конце концов даже признал законность притязаний Гора! Исида тут же раскрыла себя.

От неожиданности Сет лишился дара речи. Ра осудил неблагоразумие Сета, неосторожно доверившегося незнакомке. Так Гор получил корону Египта из рук самого Ра.

Реванш

Но Сет не желал смириться с решением верховного бога. Он предложил Гору устроить спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были одновременно погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав в конце концов недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Бог солнца Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам встретиться на пиру. Но, как нетрудно догадаться, празднество продлилось недолго! Спор возобновился с новой силой. Наконец в бесконечную тяжбу вмешался Осирис, до сих пор хранивший молчание, и обвинил судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит без продовольствия весь Египет! Боги склонились перед его властью и незамедлительно приняли благоприятное для Гора решение.

Однако и Сет не был забыт. Ра приблизил его к себе, и он стал «тем, кто кричит в небеса», чтобы все освобождали дорогу перед богом-создателем!

Каменные лодки

Среди многочисленных состязаний, которые Сет предложил Гору, были... каменные лодки! Странная идея - попытаться спустить на воду судно, высеченное из камня. Пока Сет смаковал свой план, Гор опередил события, изготовив деревянную лодку и покрыв ее похожим на камень гипсом. Победа явно должна была достаться ему. Но Сет не мог смириться с тем, что кто-то оказался хитрее него. Он превратился в гиппопотама и перевернул лодку своего врага!

Культ Сета

Несмотря на все нелестные мифы, Сет был почитаемым богом. И хотя в Древнем Египте ему посвятили немного храмов, в обрядах, которые проводил фараон, всегда находилось для Сета место. Сначала Сет играл значительную роль в религиозной жизни, однако распространение культа Осириса закономерно привело к упадку культа его убийцы.

Личность Сета очень многогранна: благодетель и защитник, он был в то же время коварным богом-разрушителем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ревностнее всех ему поклонялся фараон. Ведь в фараоне, в силу природы его могущества, столько же от Гора, сколько от Сета! Парадокс? Вовсе нет.

Сет, покровитель фараона

Фараоны не остались равнодушны к необузданному и устрашающему нраву Сета. Эти свойства натуры могли быть свойственны и могущественному царю-завоевателю.

К тому же Сет, как и Гор, был защитником первых «пяти имен» правителя. Сети I и сменившие его на троне Рамсесы (XVIII и XIX династии) питали к Сету особое благоговение.

Сет участвовал в церемонии коронации каждого фараона. По случаю этого великого события Сет и Гор совершали обряд сематауи («объединения Обеих Земель»), символизирующий объединение Верхнего и Нижнего Египта. Сета называли даже «владыкой Обеих Земель», хотя на самом деле ему подчинялся скорее один Верхний Египет, потому что Нижний Египет достался Гору. В засушливых и пустынных землях первого и плодородных полях второго заключалась самая суть противоборства Сета с племянником! И подобно тому, как ужасающее, неизведанное и неукротимое море было владением Сета, кормилец- Нил принадлежал его брату, Осирису!

Места культа Сета

В нескольких городах и оазисах существовал настоящий культ Сета. Су, город в оазисе Файюм, и Оксиринх в Верхнем Египте, вели спор о месте рождения бога. Его почитали в обличье рыбы, которую по этой причине не рекомендовалось употреблять в пищу! А в оазисах Каргех и Дахла, на юго-западе страны, жители внимательно выслушивали ответы оракулов Сета. 

Сет, воинственный бог

Сет считался «владыкой армий царя», и боевой крик фараона часто сравнивали со страшным рыком Сета. Правители Нового царства все более стремились к завоеваниям. Но не боевой крик решает исход сражения! Постепенно в Египте была создана настоящая профессиональная армия. Однако развитие постоянной армии не мешало фараону, когда обстоятельства его к тому вынуждали, прибегать к рекрутской повинности. Эти дивизии «призывников» оказывались под покровительством Ра, Амона, Птаха и, разумеется, Сета. Приравнивая его к важнейшим богам пантеона, египтяне подчеркивали значимость «повелителя гроз и бурь».

Знамя с изображением Сета, несомненно, вызывало трепет некоторых врагов... Так что за подчинение чуже-земных народов благодарить следовало этого бога. Но и некоторые вторжения (хеттов, гиксосов и др.) вменялись ему в вину. В такие моменты Сет становился зловредным божеством. Вот почему в истории Египта случались особенно тяжелые периоды!

Благоприятные и неблагоприятные дни и Сет

Египтяне древности не занимались астрологией. Тем не менее, они все же верили в существование благоприятных и неблагоприятных дней, которые отчасти определяют судьбы людей. Эти дни соответствовали самым выдающимся событиям в жизни египетских богов. Сета, разумеется, это поверье тоже коснулось. Так, двадцать седьмой день месяца атир (сентябрь-октябрь) благоприятен, потому что именно в этот день Гор и Сет заключили мир. И наоборот, второй из пяти эпагоменальных дней («лишних» дней в самом конце года) традиционно считался крайне неблагоприятным. Ведь именно тогда Сет родился в муках из бедра своей матери! Египтяне помнили об этом из-за сильного страха, который внушало им подобное событие. В такой день рекомендовалось по возможности ничего не делать, не выходить из дома и ждать лучшего дня, который не замедлит наступить.

Самец-гиппопотам- предмет издевательств врагов Сета

Самка гиппопотама отождествлялась с доброй богиней Таурт, покровительницей беременных женщин и матерей, тогда как на самца была обращена вся ненависть, которую люди могли питать к Сету - именно с ним ассоциировалось это животное. Надо сказать, что эта неприязнь во многом была оправдана, потому что гиппопотамы часто уничтожали драгоценные посевы и иногда даже отваживались нападать на скот, когда тот переходил через реку. Египтяне устраивали на них ритуальную охоту. Первым делом зверя загоняли в Нил, где его начинали преследовать несколько человек в лодке из папируса. В реке гиппопотам чувствовал себя куда увереннее, чем на суше, и быстро скрывался под водой. Но когда ему нужно было вдохнуть, он снова всплывал на поверхность, где его и забивали гарпунами охотники.

Как и Сет, гиппопотам славился необузданным нравом. Он нередко переворачивал надоедавшие ему утлые лодчонки. И тогда горе несчастному охотнику! «Сет» вполне мог им пообедать!

Молитва

«О! Мое сильное дитя, голова твоя подобна короне бога Ра, шея твоя - бога Осириса, лоб твой - богини Сатис, волосы твои - богини Нейт, одно плечо твое - бога Гора, другое - бога Сета...»

Молитва, защищающая ребенка от всех болезней.

На первый взгляд древнеегипетский бог Сет – классический образ «плохого парня». Но внимательное изучение египетской мифологии показывает, что образ этого божества более чем противоречив. Что выделяет его среди других богов египетского пантеона?

Сет или Сети – это бог пустыни, хаоса, ярости, войны, разрушения и смерти. Он олицетворял зло во всех его проявлениях. Знаменитая «Книга мертвых» приписывает Сету беды, причиняемые стихийными бедствиями. Знак «зверя Сета» использовался для написания таких слов, как «болезнь», «жестокость», «деспотия» и «буря».

Именно Сет был главным соперником Гора, считавшегося богом неба и солнца. Согласно египетской мифологии Сет и Гор могли сливаться в единое божество Херуифи. Это показывает, что в представлении египтян эти два персонажа были неразделимы. Согласно одной популярной трактовке, они представляли собой 2 стороны царской власти. Гор воплощал порядок, созидание и милосердие, тогда как Сет символизировал суровые, разрушительные и карающие черты правителя.

И хотя Сет неизменно строил козни против людей и богов, в представлении египтян о нём есть и некоторые светлые моменты. Было время, когда он почитался как «защитник солнца» и покровитель царской власти. Его часто награждали эпитетом «могучий». А также он покровительствовал чужеземцам. Неудивительно, что после завоевание Египта гиксосами именно он стал главным богом. Кроме того, его знали как бога металлов. Например, железо египтяне называли «костью Сета».

Барельеф, хранящийся в египетском музее Берлина

В период правления Рамсессидов (13-11 вв. до н. э.) он почитался как бог, дарующий смелость и воинскую доблесть. Именно он сражался со змеем, защищая ладью бога Ра. Но с тех пор как Сет стал ассоциироваться с враждебными Египту гиксосами, его негативные черты стали проступать гораздо сильнее. В ненавистного злодея и источник зла он окончательно превратился в эпоху Птолемеев (4-1 вв. до н. э.).

Как изображали Сета?

Сета чаще всего изображали в человеческом теле, с красной гривой, длинными ушами и красными глазами. Стоит отметить, что красный считался в Древнем Египте символом смерти. Иногда этот бог выглядел как крокодил, гиппопотам или свинья. Если его изображали рядом с Гором, то он непременно стоял сзади. Небесным образом Сета была планета Меркурий.

Особого внимания заслуживает голова Сета. По логике она должна была олицетворять , связанное с божеством. Одни ученые считают данный образ плодом воображения художников, другие пробуют угадать в нем реального представителя африканской фауны. Самой вероятной гипотезой пока является ассоциация Сета с трубкозубом.

Гор и Сет по сторонам от Рамзеса III, музей Каира

Как почитали Сета?

До того как стать сугубо отрицательным персонажем он был покровителем Верхнего Египта. Его культ процветал в Омбосе, Ком-Омбосе и Гипселе. В оазисе Дахла долгое время существовал оракул Сета.

Преимущественно бога боялись и старались по возможности умилостивить. Так, прежде чем начать войну, фараоны старались получить поддержку именно этого бога Египта. С этой целью организовывались специальные жертвоприношения.

Чтобы уберечь себя от враждебных сил, египтяне делали амулеты с его изображением. Его рисовали с двойной короной – символом верховной власти над страной. Таким образом, владельцы амулетов желали добиться расположения божества. В то же время день рождения Сета египтяне считали несчастливым. В этот день старались избегать важных дел.

Мифы о Сете

Начать стоит с мифологической родословной Сета. Он был младшим сыном бога земли Геба и . Сет также приходился братом . Имел несколько жен, среди которых была и его родная сестра Нефтида. При этом ничего не известно о его детях.

Одна из самых известных легенд о Сете повествует о том, как он убил Осириса, чтобы занять его трон. Но как следствие он обрел главного противника – Гора, сына Осириса, желающего отомстить за отца и вернуть трон. Во время одного из противостояний Сет вырвал у Гора глаз, ставший потом амулетом уджат. Согласно другому мифу Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик черной свиньи. Поэтому египтяне считали свиней нечистыми.

Египетская мифология связывает с этим богом и некоторые вполне материальные события. К примеру, одна из легенд рассказывает о том, как победив Сета, Гор основал город Эдфу. Именно здесь располагался храм, стены которого обильно украшены рельефами, представляющими борьбу двух божеств.

Ряд историков отмечают, что в мифах о Сете и Горе отобразились социальные и политические события истории Египта. В частности, объединение страны, произошедшее на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Тогда велась жестокая борьба за власть между правителями Верхнего и Нижнего Египта.

11 ноября 2017

Жестокий тиран, в сердце которого существует только злоба и зависть, – таким предстает египетский бог Сет в большинстве современных произведений. На самом деле, родной брат с момента рождения служил помощником и поддержкой верховному богу . Увы, добрые поступки божества давно померкли на фоне многолетней войны за престол, которая сопровождалась убийствами и пытками родных и близких.

История происхождения

Истоки культа, прославляющего Сета, скрыты в городе Нагада, где зародилось идолопоклонничество неоднозначному богу. Первое изображение мужчины датируется 3100 годом до нашей эры. Образ Сета вырезан на булаве владыки Египта по имени Скорпион.

Во время правления второй династии Сет распространил собственное влияние на верхнеегипетские города, вытеснив из пантеона богов Ашема. Мифология подтверждает, что в этот период Сет почитался как бог-защитник Ра и покровитель фараонов.

Демонизация мужчины произошла в Новом Царстве. Подобная трансформация связана с политическими событиями в Древнем Египте – государство попало под влияние гиксосов, у которых Сет соотносился с национальным богом Ваалом. Основным местом поклонения персонажу провозгласили город Аварис.

Появление на границах государства ассирийцев и персов лишь усугубило отрицательное значение Сета. Теперь бог олицетворял для египтян покровителя чужестранцев, властвовал над пустыней и прослыл богом разрушений.


Внешность Сета тоже претерпела изменения. Изначально бога изображали в виде животного, схожего с лисицей или шакалом. Позже Сет приобрел облик худощавого мужчины с головой осла (в других источниках – трубкозуба). Затем к облику добавились красные глаза, которые символизировали смерть.

Сета также рисовали в виде кровожадного крокодила, змея или гиппопотама, но полузооморфный образ божества так и остался самым запоминающимся изображением.

Мифы и легенды

Сет – младший ребенок супружеской пары Нут и Геба. Родители бога уже воспитывали трех детей: Осириса, и Нефтиду. Дети росли дружно и не испытывали нехватки любви. Однако, в отличие от брата и сестер, Сет не чувствовал радости и благодарности к родным.


Выросшие братья и сестры заняли предначертанные места. Осирис стал править Египтом, Исида вышла замуж за старшего брата и помогала управлять страной. Нефтида связала жизнь с Сетом, и младший бог вместе с собственным прадедом Ра путешествовал по территории подземного мира, охраняя бога от чудовища Апопа.

Но вскоре сердце Сета охватила зависть. Мужчина жаждал заполучить трон Египта и завладеть женой старшего брата. Осознавая, что в честном поединке фараона не победить, бог ярости разработал коварный план. По заказу Сета великие мастера создали саркофаг, превосходящий по красоте все известные изделия и идеально совпадающий с ростом Осириса.


Сет, который часто навещал фараона, предложил брату примерить саркофаг. Мужчина провозгласил, что подарит драгоценный гроб тому, кому изделие подойдет по размеру. Осирис с удовольствием примерил саркофаг. Воспользовавшись ситуацией, Сет запер мужчину и забросил гроб в море.

Египет остался без правителя. Исида, испуганная за судьбу еще не родившегося сына, бежала из дворца. Так Сет стал править государством, установив в стране жесткие правила и высокие налоги.

Долгое время тирании бога ничего не угрожало. Первый удар ожидал Сета во время охоты. Мужчина случайно наткнулся на саркофаг, в котором мирно лежало тело мертвого Осириса. Бог понял, что Исида нашла собственного мужа и не оставила попыток возродить возлюбленного. В ярости Сет разорвал тело старшего брата на куски, которые раскидал по свету.


Боги, недовольные узурпатором, пытались противостоять богу хаоса. Но Сет, который успел сформировать собственную кровожадную армию, отражал все удары. Одним из ярых противников бога стал , поддерживающий Исиду и помогающий той воспитывать сына.

Вскоре Гор, долгожданный потомок Осириса, возмужал и вступил в схватку с тираном. Мужчины воевали за египетский трон на протяжении 80 лет. Остальные боги решили не вмешиваться в конфликт, издалека наблюдая за сражениями. Хитрый Сет отвлек внимание Гора и вырвал наследнику фараона глаза, в которых скрывалась магическая сила бога.


Мужчина сложим магические Ока Уджат (глаза Гора) в шкатулку, которую разместил в скале. Не доверяя даже собственным подчиненным, Сет принял вид крокодила и лично охранял сокровища. Анубис, увидевший, что сделал бог, принял вид крылатого змея и выкрал глаза Гора.

Схватка возобновилась, но на этот раз Гор одержал победу. Последним ударом сын Осириса отрубил Сету мужское достоинство. На совете боги решили сослать побежденного бога в пустыню, где дозволили тирану руководить землями по собственному разумению.

Экранизации

Многосерийный мультфильм «Приключения Папируса», вышедший на экраны в 1998 году, использовал образ бога пустыни как главного антагониста. Изгнанный Сет прилагает максимум усилий, чтобы юный рыбак Папирус не воскресил Гора из небытия.


Очередное появление Сета состоялось в мультсериале «Тутенштейн». Мультфильм рассказывает о мальчике-фараоне, внезапно воскресшем в современном мире. Бог Сет применяет различные уловки, чтобы завладеть скипетром Уас, гарантирующим власть над всем живым. Русский дубляж Сета доверили .

В 2016 году Сет стал героем фантастического фильма «Боги Египта». Сюжет кинокартины основан на мифе о противостоянии бога ярости и сына Осириса. Сет захватывает трон Египта и устанавливает в государстве собственные правила. Роль бога-тирана сыграл актер .


В 2017 году состоялась премьера фильма «Мумия», в котором бог пустыни вновь стал главным антагонистом. Кинолента – перезапуск серии о воскресшей мумии. Принцесса Аманет в погоне за троном отца принимает от Сета проклятый клинок. Спустя тысячелетия королевская особа возвращается в современный мир, желая вернуть собственную власть и воскресить бога разрушения. Образ Сета на экране воплотил актер .

  • Священное животное Сета – черная свинья.
  • После демонизации у Сета появилась вторая жена, не игравшая заметной роли в жизни мужчины. Бог сочетался узами брака с Таурт – богиней беременных.
  • Помимо разрушения и ярости, Сета считали покровителем сексуальности. При этом у бога не было родных детей.

Трудно найти человека, которого бы не интересовала мифология. Красивая сказка, которая отражает предрассудки людей, живших еще до нашей эры. Туристы, посещая земли Египта, стараются не только обращать внимания на достопримечательности, архитектурные изыски и красоты этой земли, но и познать мифологию Египта.

Так как древний народ был достаточно набожен, то сразу появляется интерес к богам, которым они поклонялись, перед которыми трепетали.

Раскроем некоторую тайну о боге Сет.

Бог Сет, по египетской мифологии, представлен божеством пустыни, повелителем песчаных бурь. Кроме того, он является олицетворением зла, покровительствовал беспорядку и хаосу. По своему происхождению Сет относится к верховным богам. Его родителями были богиня Неба Нут и Геб. По мифу, жена Сета была богиня Нефтида, которая была четвертым ребенком этой божественной пары. Большим желанием Сета, согласно легендам и мифам древнего Египта, было отвоевать престол у Осириса, который был его братом.

Коварство Сета.

Для разрешения своих замыслов, Сет пошел на некоторые уловки. По его приказу был изготовлен саркофаг из золота (по некоторым преданиям это был сундук), который соответствовал габаритам Осириса. Пригласив гостей и Осириса к себе в дом, он предлагает этот золотой саркофаг тому, кто сможет в нем поместиться. Как только Осирис прилег в этот саркофаг, приспешники Сета закрыли его крышкой и сбросили в воды Нила. Некоторое время спустя, саркофаг пристал к Финикийским берегам. Здесь и смогла отыскать его жена Исида. Осириса тут же возвратили в дельту Нила. Но и теперь не оставил Осириса в покое коварный Сет. Улучив момент, он разрубает Осириса на многие кусочки. И, завоевав таким коварным способом трон, Сет становится полноправным хозяином Египта.

Месть за отца.

Бог Гор, сын Осириса, пытаясь отомстить Сету за смерть своего отца, вступает с ним в схватку. Он одерживает победу над Сетом при помощи бога Ра. Однако, бог Сет выживает и его противники обращаются в божественный суд, на котором решается вопрос царствования.

На протяжении восьмидесяти лет пытались найти правильное решение. Но только оживший Осирис дал возможность принять нужное и правильное решение. Сета лишили трона Египта, а бог Амон Ра, для воздействия на всех устрашающими мерами, забрал с собой Сета на небо.

Культ Сета.

Культ этого бога процветал в таких районах Египта как в Ком-Омбосе, в Омбосе, Гипселе, также в оазисах Харга и Дахла. Особенно его культ процветал на северо-востоке Дельты Нила. Оракул Сета существовал в оазисе Дахла до ХХII династии. Уже с 26 династии Сет стал самым ярым «злом».

Для всего, что было враждебно для долины Нила, Сет становился повелителем. Его почитали наряду с ассиро-финикийскими богинями Ашторет или Астартой и Анат, как покровителя чужеземцев и далеких стран. Уже во времена Нового царства этих богинь считали женами Сета.

Рождение Сета.

По сведениям Гелиопольской космогонии рождение Сета произошло в третий предновогодний день из бока своей матери богини Нут. Этот день для Египта считался несчастливым. Но даже тогда, египтяне не воспринимали Сета как нечто враждебное и злое, нежели змей Апоп или крокодил Мага. Хотя Сета считают повелителем хаоса и беспорядков = это в любом случае необходимое дополнение к порядку. Совершенные Сетом преступления и проигранный спор, не повлияли на то, что он единственный повелитель южной области в Египте. Он остался и повелителем только ему подвластной силы песчаных бурь и плохой погоды. Особенное почитание в качестве владыки воинской доблести и смелости Сет получал от Рамсессидов.

Изображения Сета.

Изображения Сета всегда были в образе животного. Интересно то, что в плане зоологического смысла очень сложно определить какое именно животное воплощал Сет. Эти толкования брали свое начало от трубкозуба через семейство собачьих и окапи, заканчивались эти толкования образом антилопы. Но чаще всего его образ походил на осла.

Даже образ этого животного для кочевников Верхнего Египта был олицетворением власти, а для земледельцев Нижнего Египта – это был главный символ беды. Это дало возможность Сету, наравне со своим партнером и племенником Гора править в другой части Египта.

Мифология Египта.

Не только в мифологии Египта, но и в любой другой, присутствует доброе начало и злое. В мифологии Египта богу Сету отводится злое начало. Правда, есть персонаж, который наделен еще большим началом зла – это змей Апоп. Но его отождествляют с различными стихиями, а Сет был наделен человеческими пороками – это зависть, жестокость, коварство. Его образ в мифологии предстает в образе богочеловека.

Надо отметить и нечто положительное в Сете. Примером этого может служить приписанные ему сила и доблесть. Эта легенда о том, как он спас бога Амона Ра от змея Апопа. В ней рассказывается как, расположившись в ладье бога Ра, Сет копьем поражает змея.

Со временем, Сет набирается злых качеств. Это позволило стать ему богом для стран враждебных Египту. Кроме того, его олицетворяют с вредоносным богом и властителем пустыни.

Скорей всего, что боги первоначально имели большую схожесть с людьми. То есть они как и люди были противоречивы. Все что для людей считается нормой, не уместно для божественных символов. По истечении некоторого времени, божественные и человеческие черты стали отделяться. И, таким образом, сознание египтян, в боге Сете, выражало процесс непрекращающегося опустынивания земли. Этот процесс, связан с активной деятельностью человека и тянется на протяжении нескольких тысячелетий.

Сопоставление Сета с другими богами Египта и божествами других народов.

Египетский народ отождествлял Сета с Бебаном. У ливийского народа – это был бог Аш. На полуострове Синай – Немти. Для хурритов – это был Тушеб.

Сета отождествляли с Ваалом при гиксосах, и город Аварис стал местом для его культа. Как предполагает Е.П. Блаватская Сета также отождествляют с богом Яхве. У сета были жены по именам Анат, Ашера или Астарта. Они отождествляют имена жен Яхве и Бала.

В мифологии Древней Греции – это Тифон. Эту же теорию поддерживали и теософы ХХ века, которые предполагают, что Сет – это Сиф, является сыном Адама, и это второе имя Тифона.

Немти, или в прежнем прочтении Анти – это самый почитаемый и известный бог Древнего Египта. Его изображение найдено в виде сокола, стоящий на полумесяце, который символизирует ладью. Он, считался символом для 18 верхнеегипетского нома (город Хут Несу). С большим почтением к нему относились в 10 и 12 верхнеегипетских номах. Для этих мест он был божественным перевозчиком.

Вот некоторая легенда о тяжбе между Сетом и Гора. В этой легенде Сет выступает как простой лодочник, который был соблазнен золотом Исиды. За это его признали виновным, и получил наказание от богов Девятки. Наказание заключалось в битье палками по пяткам. В папирусе Жумиляк освещено наказание с Немти - с него сняли весь кожный покров с костей. Пройдя, таким образом, некоторое «очищение» перед нами предстает Немти в новом качестве: это скелет из серебра, который стоит над своей плотью из золота. Согласно этим мифам Немти, после такого жестокого наказания, наложил проклятие на золото и в последствии в местах, в которых почитали Немти, на золото было наложено жесткое табу. Немти – считается одной из ипостасей Сета.

Египетский гороскоп.

Согласно данным этого гороскопа, люди, рожденные с 28 мая по 18 июня и с 28 сентября по 2 октября, обладают сверхъестественными возможностями, такими как возможность, читать знаки судьбы и, растолковав их сделать правильное логическое умозаключение. У них дар к гаданию, причем для этого они могут использовать различные средства: кофейная гуща, карты. Это люди, которым можно доверить даже собственную жизнь. Основными чертами этих людей заключается в том, что они сами создают себе препятствия, а потом, героически преодолев их стать несколько сильнее, они, находясь в вечной борьбе, стремятся к завоеваниям. Преодолевая созданные препятствия, они получают от этого громадное удовольствие. Они ждут лучшее завтра, нежели вспоминать вчерашнее. Они не готовы учиться на чужих ошибках, да и свои ошибки не учат этих людей. Поэтому они всегда все начинают с нуля или с «чистого листа». Свое внутреннее равновесие они добиваются за счет собственных противоречий. В каждом деле они могут положиться исключительно на себя. Не терпят никаких ущемлений, то есть неограниченное желание свободы в любви, в профессиональной деятельности.



error: Content is protected !!