Презентация урока многообразие путей познания мира. Народная мудрость и здравый смысл

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Многообразие путей познания мира

Античные времена Мнение и знание различны Первое (мнение) не обязательно носит достоверный характер. Второе (знание) – достоверно по определению. Мнение может меняться, а знанию присущ а устойчивость.

Средневековье Соотношение знания и веры Главное различие – в доказательности. Знание требует логической аргументации, а вера – таковой не предполагает.

Новое время Отожествление знания и науки Научное знание становит- ся основным объектом гносеологии – теории познания. Знание делит- ся на виды: религиозное, обыденное, мифологическое, философское, художественно- образное.

Миф и познание мира Миф – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Это всегда повествование, его истинность не подлежала сомнению, а содержание так или иначе было связано с реальной жизнью. Мифы служили в качестве способа сохранения жизненного опыта народов.

Опыт повседневной жизни Жизненная практика – способ познания мира. Большинство практических навыков не претендуют на теоретическое обоснование. Например, чтобы пользоваться телевизором не обязательно знать принципы передачи изображения на расстояние.

Народная мудрость Народная мудрость – обобщенные практические знания, опыт разных людей и даже многих народов. Из обобщения опыта возникали поговорки (Куй железо, пока горячо), суждения (Иванушка - дурачок на деле оказывает достаточно сообразительным).

Здравый смысл Подсказывает, что и как лучше сделать или, наоборот, отказаться от каких-либо действий. Например, вы не знаете как пользоваться прибором. Здравый смысл подсказывает спросить у сведущего человека или не трогать его (прибор) вовсе.

Познание средствами искусства Искусство дает представление о художественном освоении мира. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, как они вели себя в определенных ситуациях. Это и помогает ощутить дух времени.

Там, где кончается наука Паранауке (околонаучное знание), в отличие от здравого смысла, свойственны туманные и загадочные сведения. Она нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массе.


Познание как форма духовной деятельности существует
в обществе с момента его возникновения, проходя
вместе с ним определенные этапы развития.
На каждом из них процесс познания осуществляется в
многообразных и взаимосвязанных социальнокультурных формах, выработанных в ходе истории
человечества.
Поэтому познание как целостный феномен нельзя
сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной
как научное, которое не«покрывает» собой познание
как таковое.
Существует множество различных типов знаний и форм
познавательной деятельности.

Виды познания
социальное
научное
ненаучное
самопознание
художественное
практическое
паранаучное
житейское
религиозное
мифологическое

Вид познания
Мифологическое
Практическое
Житейское
Художественное
Паранаучное
черты
примеры

Мифологическое
Миф
с греческого «слово».
Соединены зачатки знания,
элементы верований, и т.д.
Отражалось понимание
природных явлений.
Рассказывает не только о
прошлом, но и будущем.
Неотчётливое разделение
субъекта и объекта, предмета и
знака, пространственных и
временных отношений.
Замена научного принципа
объяснения вещи и мира в целом,
рассказом о происхождении и
сотворении.
Очеловечивание природы, т.е.
перенесение на мир человеческих
черт.
Эмоциональная образная форма
восприятия мира.
Героические – скрывают
реальные события.
Этиологические – объясняют
происхождение названия,
обрядов, обычаев.
Космогенические – о
происхождении мира, о
происхождении хаоса в космосе, о
борьбе героев и богов с
демоническими силами.
Календарные – о смене времён
года, об умерших и воскресших
богах.
Эсхатологические – описывают
гибель космоса, конце мира и
космоса, о воскрешении мира.
Биографический – рождение,
происхождение, посвящение в
полновозрастный статус, брак,
смерть мифологических героев

http://www.mifinarodov.com/a/
antropogonicheskie-mifyi.html
http://ec-dejavu.ru/e/Eschatology.html

Практическое
Основа – жизненный опыт
Знание это побочное явление.
Обязательный способ формирования,
ученичество у опытного наставника.
Опытному познанию способствует свой
язык.
Большинство опытных знаний не
требует теоретического обоснования.
Человек усваивает не только
практические знания, но и оценивает
нормы поведения. Усваивает без
усилий действия по образцу.
Используется человеком практически
неосознанно и в своем применении, не
требует предварительных систем
доказательств.
Бесписьменный характер.
Человек,
живший на
берегу реки или озера,
строил корабль, лодку
для плавания по
волнам.
Основным
результатом такой
деятельности должно
было стать судно, а
побочным - знание о
том, какое дерево
взять, как и чем его
обработать, какую
форму придать
плавучему средству
передвижения.

Житейское
Основа
народная мудрость
(афоризмы, поговорки, пословицы,
загадки и т.п.)
Основа народной мудрости –
обобщенные практические знания
Разных людей.
Мудрость – умение разбираться в
земных событиях самих по себе, без
соотнесения с миром богов.
Отличительной чертой народной
мудрости как своеобразного свода
рецептов повеления для разных
случаев является то, что она не
однородна, противоречива.
Здравый смысл – сведения,
усвоенные стихийно, явление
консервативное
Цыплят
по осени считают/
Куй железо пока горячо
Без труда не выловишь
рыбку из пруда / Работа не
волк в лес не убежит
«Спешите делать добро» /
«Поспешишь – людей
насмешишь».
«Не зная броду не суйся в
воду» / «Риск – благородное
дело».
«Старый конь борозды не
испортит» / «Старые дураки
глупее молодых».

Художественное
Целостное,
а не расчлененное
отображении мира и особенно
человека в мире.
Выражаетс я эстетическое
отношение человека к
действительности.
Специфическим способом является
использование художественного
образа.
Литературный рассказ о событии
не является самим событием, но он
даёт возможность воссоздать его
при помощи фантазии читателя.
С помощью художественного
образа искусство создаёт своего
рода гипотезу окружающего мира
или его частей.
Познавательная деятельность
весьма разнообразна.

Паранаучное
грешит
туманностью и загадочностью
сведений, которыми она оперирует.
используя сведения, не подтверждающиеся в
эксперименте, не вписывающиеся в принятые
теории или просто противоречащие
общепринятым и проверенным практикой
научными знаниям.
отличается претензией на универсальность.
не стремиться к ответам на вопросы,
безапелляционно использует подобную
формулу, объясняя с её помощью причины
болезни и другие проявления человека.
завышение претензии на внимание к себе.
Всякие предложения провести дополнительные
экспертизы или проверки воспринимаются как
оскорбление и недоверие.
уход от конкретных объяснений, стремление
обойти те факты, которые противоречат или не
соответствуют используемым ею методам.
Мантика,
нумерология,
некромантия,
уфология,
алхимия,
хиромантия,

Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) –
повествование о богах, духах, обожествленных героях и
первопредках, возникшее в первобытном обществе. В
мифах переплетены ранние элементы религии,
философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и
повторяющиеся темы и мотивы:
1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические
мифы);
2) эсхатологические мифы;
3) человека (антропогонические мифы);
4) о происхождении солнца (солярные мифы);
5) луны (лунарные мифы);
6) звезд (астральные мифы);
7) мифы о животных;
8) календарные мифы;
9) мифы о происхождении и введении культурных благ
(добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);
10) мифы об установлении определенных социальных
институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

Эсхатология
(от греч. eschatos –
крайний, последний и logos – учение) –
учение о конечных судьбах мира и
человека.
Различается
индивидуальная эсхатология, т. е. учение о
загробной жизни единичной человеческой
души,
и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели
космоса и истории и их конце.

Практическое знание – знание о том, как
действовать в ходе преобразования природного и
социального мира, какими свойствами обладают
материалы, предметы, каков порядок операций в
повседневной и специализированной деятельности.
Народная мудрость, здравый смысл.
Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в
той или иной мере каждому человеку чувство истины и
справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
Здравый смысл не поднимается до уровня научного и
философского осмысления действительности, но и
противопоставлен оторванным от жизни искусственным
построениям.
Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее,
это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря
которому в знании различаются главное и второстепенное и
обрисовываются крайности.

В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

«Познавательные процессы» - Основные параметры ощущений Aistingute p?hidimensioonid интенсивность intensiivsus качество kvaliteet время aeg пространство ruum. Познавательные процессы Tunnetusprotsessid. Свойства восприятия Taju omadused постоянство p?sivus избирательность valivus осмысленность m?testatus апперцепция apertseptsioon.

«Проблема познания» - Мечта. Анализ, синтез, движение от простого к сложному, от явлений к сущности. Иоганн Гете работал на границе классицизма и романтизма. Истина. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Результат исследовательской деятельности. Итог – получение новых научных знаний – объективной истины.

«Научное познание» - Ответственность ученых за свои открытия и изобретения. План урока: Имеет дело с особым набором объектов реальности. В1-09: Архипов Алексей Максимов Максим Владимирова Ольга. Какие инструменты, сконструированные для научных исследований, вы знаете? Музыка. 3. Роль науки в современном мире. Цепная реакция.

«Проблема познаваемости мира» - Проблема познаваемости мира. Гносеология. Соответствие знания действительности. Основная проблема в философии. Виды истины. Философские решения проблемы критериев истины. Виды знаний. Основные концепции теории познания. Объективность. Гелиоцентрическая система мира. Истина. Особенности научного мышления.

«Познание мира» - Приведите примеры закона и гипотезы. Гипотеза и закон. Научное познание. Теория-особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений,законов науки. Когда гипотеза становится законом? В чем разница между гипотезой и законом? Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки».

«Познание» - Восприятие- совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета. Истина и ёё критерии. Истина бывает относительной и абсолютной. Знание- результат познания. Истина- результат познания. Истории без людей не бывает. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

Всего в теме 20 презентаций

Обществознание 10 класс

Тема урока: Многообразие путей познания мира

Цель: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

Задачи :

    ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока : урок - деловая игра.

Ход урока

I. Организационный момент

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Миф и познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных...»

3. Народная мудрость и здравый смысл.

4. Познание средствами искусства.

5. Там, где кончается наука.

II. Новый материал

Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по . Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.

Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных...» § 23 и дополнительный материал.

Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.

Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого », опираясь на вопросы и задания.

Материал для группы 1

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога- обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

Миф - первая форма познания и объяснения общества

Основные тематические циклы мифов:

космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;

антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;

биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

создаем картину целостной жизни народа;

мифы сохраняют жизненный опыт народов;

постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

обеспечивает преемственность культурного опыта;

передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2

Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

Из «Истории России с древнейших времен»

Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья; то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал; «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.

Прочитайте эпизод из рассказа Н. С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на допрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.

Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

И твое имя тут есть? - спросил государь.

Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.

Почему же?

А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.

Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

«И опыт, сын ошибок трудных...»

Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.

Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».

Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.

Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

Материал для группы 3

Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально- бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н. А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

Упрямая жена

Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку- гГйл?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»

Так и зарыли.

Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

Иному горе - ученье, иному - мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Народная мудрость и здравый смысл

Народная мудрость - обобщенные практические знания.

Примеры народной мудрости:

афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

суждения: «Куй железо, пока горячо»;

загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

Материал для группы 4

1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

2. Проанализируйте стихотворение.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по гражданской войне...

Как бы хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

Как они после забытые, бывшие –

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на нее,

Победившую,

Пусть непонятную,

Пусть непростившую

Землю родимую

И - умереть!

Полдень:

Березовый отсвет покоя.

В небе - российские купола,

И облака, будто белые кони,

Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».

Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?

Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

Материал для группы 5

Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Там, где кончается наука Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Паранаука отличается претензией на универсальность.

Завышенные претензии на внимание к себе.

Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

III. Итог урока

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 23, выполните задания.



error: Content is protected !!