Народная мудрость и здравый смысл особенности. Многообразие путей познания мира

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Существует множество путей познания мира. Один из них – это наука и философия. К ненаучным формам познания относятся мифология, религия, искусство, литература, жизненный опыт, народная мудрость.

Философия и наука существовали не на всех ступенях развития человеческого общества, не во все времена и не у всех народов.

Наука – сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность этих знаний проверяется и доказывается на практике. Основные положения научного знания:

1. Признание реальности мира

2. Признание познаваемости мира человеком

3. Убеждение в разумности и закономерности мирового устройства.

Философия. Понятие «философия» появилось у древних греков и часто переводится как «любовь к мудрости» («любомудрие»; греч. «филео» – любовь, «софия» – мудрость).

Философия в отличие от частных наук, религии и искусства не ограничивается одним предметом или сферой реальности. Философия пытается охватить и естественный мир, и сверхъестественный, и внутренний мир человека. У философии нет конкретного предмета, ибо вопросы, которые ставит философия, слишком глобальны и сложны. Предмет – это то, что можно строго очертить. А философское содержание можно усмотреть повсюду. Стремясь охватить весь мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера: Какова сущность мира? В чём его первоистоки? По каким законам устроен и развивается мир, или же в нём нет никаких законов? Почему так устроен мир? В чём смысл истории общества? Каков смысл жизни человека? А может быть, нет никакого смысла и предназначения, и жизнь человека – всего лишь воля слепой случайности? Познаваем ли мир? и т. д. Содержание философии можно усмотреть во всём существующем. Философия рассматривает этот многогранный мир со всех сторон, стремится охватить всю реальность в её единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством.

Философия имеет свой особый метод – рациональный (от лат. rationalis – разумный) способ объяснения действительности. Философия стремится к логической аргументированности и обоснованности. Этим она отличается от таких форм духовной культуры как религия, мифология и искусство, которые не ставят задачи его рационально объяснять. Философское знание основывается не на вере, художественном образе или фантазии, а на разуме.

Ненаучное познание

Мифология. Миф – это самая древняя форма общественного сознания.Она возникла как ответ на вопросы человека о происхождении и устройстве мира, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Создавая мифы, древние люди пытались объяснить происхождение мира и человека, не ставя своей целью что-либо доказывать; их фантастические представления принимались на веру.

Главные предпосылки мифологической логики: 1) первобытный человек не выделял себя из окружающей среды; 2) мышление человека сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, и было почти неотделимо от эмоциональной сферы.

Можно выделить следующие черты мифологического сознания:

1) очеловечивание всей природы, антропоморфность (человек перенёс свои черты на внешний мир, наделил мир своими свойствами и качествами; природным объектам, явлениям приписывались одушевлённость, разумность, человеческие чувства и нередко – человеческая внешность); 2) зооморфность (мифологическим предкам придавались черты животных).

Главные функции мифа:

1) объяснение миропорядка;

2) регулирование сложившихся общественных отношений.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе не только средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния, но и выполняет функцию регулятора общественных отношений. Познавательное отношение людей к миру закреплялось в коллективной памяти, в обязательном соблюдении неписаных требований и запретов (табу). Поступки и действия героев закреплялись в традициях и становились эталонами поведения людей.

Мифологическое сознание мы можем наблюдать и в сегодняшней жизни. Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжает существовать наряду с другими – религиозными и философскими – представлениями. Так, например, ребёнок от рождения примерно до трёх лет находится в мифологическом пространстве. Он не выделяет себя из мира, и всё окружающее для него такое же, как он сам. Если ребёнок ударился о стол, он стучит по нему, пытаясь наказать предмет, причинивший ему боль. На детских рисунках неодушевлённые предметы могут изображаться с глазами, ушами, улыбками. Всё вокруг в детском восприятии живёт и чувствует.

Религия. Предметом религии является сверхъестественный мир (духовный), который нельзя потрогать и где невозможно поставить эксперимент. К тому же религия не ставит своей задачей что-либо доказывать, у религии другое назначение – единение внутреннего мира с Богом. Religio (лат.) – связь, воссоединение; набожность, святыня, предмет культа, благочестие. Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере человека в Бога (в язычестве – богов). Религия ставит перед человеком задачу духовного совершенствования и «восстановления связи с Богом».



Искусство и литература. Предметом искусства и литературы является, как правило, внутренний, душевный мир человека, в котором в различных формах отражается мир внешний. Искусство выражает и передаёт чувства, настроения, переживания и пользуется художественными образами.

Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Большое количество знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, строителя и т.д. Обязательным способом формирования практического знания являлось обучение у опытного наставника, мастера, умельца. В процессе обучения, труда, наблюдательности и проявления сноровки формируется профессиональное мастерство. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.

Народная мудрость. Возрастание объёма и усложнение деятельности людей приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей и даже многих поколений. Эти обобщённые практические знания составляют основу народной мудрости. Народная мудрость выражается в афоризмах, пословицах, поговорках, загадках, сказках и т.д.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Многообразие путей познания мира

Античные времена Мнение и знание различны Первое (мнение) не обязательно носит достоверный характер. Второе (знание) – достоверно по определению. Мнение может меняться, а знанию присущ а устойчивость.

Средневековье Соотношение знания и веры Главное различие – в доказательности. Знание требует логической аргументации, а вера – таковой не предполагает.

Новое время Отожествление знания и науки Научное знание становит- ся основным объектом гносеологии – теории познания. Знание делит- ся на виды: религиозное, обыденное, мифологическое, философское, художественно- образное.

Миф и познание мира Миф – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Это всегда повествование, его истинность не подлежала сомнению, а содержание так или иначе было связано с реальной жизнью. Мифы служили в качестве способа сохранения жизненного опыта народов.

Опыт повседневной жизни Жизненная практика – способ познания мира. Большинство практических навыков не претендуют на теоретическое обоснование. Например, чтобы пользоваться телевизором не обязательно знать принципы передачи изображения на расстояние.

Народная мудрость Народная мудрость – обобщенные практические знания, опыт разных людей и даже многих народов. Из обобщения опыта возникали поговорки (Куй железо, пока горячо), суждения (Иванушка - дурачок на деле оказывает достаточно сообразительным).

Здравый смысл Подсказывает, что и как лучше сделать или, наоборот, отказаться от каких-либо действий. Например, вы не знаете как пользоваться прибором. Здравый смысл подсказывает спросить у сведущего человека или не трогать его (прибор) вовсе.

Познание средствами искусства Искусство дает представление о художественном освоении мира. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, как они вели себя в определенных ситуациях. Это и помогает ощутить дух времени.

Там, где кончается наука Паранауке (околонаучное знание), в отличие от здравого смысла, свойственны туманные и загадочные сведения. Она нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массе.


В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И,С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир? Поразмышляем над этими вопросами.

Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Миф и познание мира.

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.



В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличий - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Гес-периды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?



В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога-обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из-земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

Познание как форма духовной деятельности существует
в обществе с момента его возникновения, проходя
вместе с ним определенные этапы развития.
На каждом из них процесс познания осуществляется в
многообразных и взаимосвязанных социальнокультурных формах, выработанных в ходе истории
человечества.
Поэтому познание как целостный феномен нельзя
сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной
как научное, которое не«покрывает» собой познание
как таковое.
Существует множество различных типов знаний и форм
познавательной деятельности.

Виды познания
социальное
научное
ненаучное
самопознание
художественное
практическое
паранаучное
житейское
религиозное
мифологическое

Вид познания
Мифологическое
Практическое
Житейское
Художественное
Паранаучное
черты
примеры

Мифологическое
Миф
с греческого «слово».
Соединены зачатки знания,
элементы верований, и т.д.
Отражалось понимание
природных явлений.
Рассказывает не только о
прошлом, но и будущем.
Неотчётливое разделение
субъекта и объекта, предмета и
знака, пространственных и
временных отношений.
Замена научного принципа
объяснения вещи и мира в целом,
рассказом о происхождении и
сотворении.
Очеловечивание природы, т.е.
перенесение на мир человеческих
черт.
Эмоциональная образная форма
восприятия мира.
Героические – скрывают
реальные события.
Этиологические – объясняют
происхождение названия,
обрядов, обычаев.
Космогенические – о
происхождении мира, о
происхождении хаоса в космосе, о
борьбе героев и богов с
демоническими силами.
Календарные – о смене времён
года, об умерших и воскресших
богах.
Эсхатологические – описывают
гибель космоса, конце мира и
космоса, о воскрешении мира.
Биографический – рождение,
происхождение, посвящение в
полновозрастный статус, брак,
смерть мифологических героев

http://www.mifinarodov.com/a/
antropogonicheskie-mifyi.html
http://ec-dejavu.ru/e/Eschatology.html

Практическое
Основа – жизненный опыт
Знание это побочное явление.
Обязательный способ формирования,
ученичество у опытного наставника.
Опытному познанию способствует свой
язык.
Большинство опытных знаний не
требует теоретического обоснования.
Человек усваивает не только
практические знания, но и оценивает
нормы поведения. Усваивает без
усилий действия по образцу.
Используется человеком практически
неосознанно и в своем применении, не
требует предварительных систем
доказательств.
Бесписьменный характер.
Человек,
живший на
берегу реки или озера,
строил корабль, лодку
для плавания по
волнам.
Основным
результатом такой
деятельности должно
было стать судно, а
побочным - знание о
том, какое дерево
взять, как и чем его
обработать, какую
форму придать
плавучему средству
передвижения.

Житейское
Основа
– народная мудрость
(афоризмы, поговорки, пословицы,
загадки и т.п.)
Основа народной мудрости –
обобщенные практические знания
Разных людей.
Мудрость – умение разбираться в
земных событиях самих по себе, без
соотнесения с миром богов.
Отличительной чертой народной
мудрости как своеобразного свода
рецептов повеления для разных
случаев является то, что она не
однородна, противоречива.
Здравый смысл – сведения,
усвоенные стихийно, явление
консервативное
Цыплят
по осени считают/
Куй железо пока горячо
Без труда не выловишь
рыбку из пруда / Работа не
волк в лес не убежит
«Спешите делать добро» /
«Поспешишь – людей
насмешишь».
«Не зная броду не суйся в
воду» / «Риск – благородное
дело».
«Старый конь борозды не
испортит» / «Старые дураки
глупее молодых».

Художественное
Целостное,
а не расчлененное
отображении мира и особенно
человека в мире.
Выражаетс я эстетическое
отношение человека к
действительности.
Специфическим способом является
использование художественного
образа.
Литературный рассказ о событии
не является самим событием, но он
даёт возможность воссоздать его
при помощи фантазии читателя.
С помощью художественного
образа искусство создаёт своего
рода гипотезу окружающего мира
или его частей.
Познавательная деятельность
весьма разнообразна.

Паранаучное
грешит
туманностью и загадочностью
сведений, которыми она оперирует.
используя сведения, не подтверждающиеся в
эксперименте, не вписывающиеся в принятые
теории или просто противоречащие
общепринятым и проверенным практикой
научными знаниям.
отличается претензией на универсальность.
не стремиться к ответам на вопросы,
безапелляционно использует подобную
формулу, объясняя с её помощью причины
болезни и другие проявления человека.
завышение претензии на внимание к себе.
Всякие предложения провести дополнительные
экспертизы или проверки воспринимаются как
оскорбление и недоверие.
уход от конкретных объяснений, стремление
обойти те факты, которые противоречат или не
соответствуют используемым ею методам.
Мантика,
нумерология,
некромантия,
уфология,
алхимия,
хиромантия,

Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) –
повествование о богах, духах, обожествленных героях и
первопредках, возникшее в первобытном обществе. В
мифах переплетены ранние элементы религии,
философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и
повторяющиеся темы и мотивы:
1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические
мифы);
2) эсхатологические мифы;
3) человека (антропогонические мифы);
4) о происхождении солнца (солярные мифы);
5) луны (лунарные мифы);
6) звезд (астральные мифы);
7) мифы о животных;
8) календарные мифы;
9) мифы о происхождении и введении культурных благ
(добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);
10) мифы об установлении определенных социальных
институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

Эсхатология
(от греч. eschatos –
крайний, последний и logos – учение) –
учение о конечных судьбах мира и
человека.
Различается
индивидуальная эсхатология, т. е. учение о
загробной жизни единичной человеческой
души,
и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели
космоса и истории и их конце.

Практическое знание – знание о том, как
действовать в ходе преобразования природного и
социального мира, какими свойствами обладают
материалы, предметы, каков порядок операций в
повседневной и специализированной деятельности.
Народная мудрость, здравый смысл.
Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в
той или иной мере каждому человеку чувство истины и
справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
Здравый смысл не поднимается до уровня научного и
философского осмысления действительности, но и
противопоставлен оторванным от жизни искусственным
построениям.
Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее,
это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря
которому в знании различаются главное и второстепенное и
обрисовываются крайности.

error: Content is protected !!