Презентации по искусству древней руси. Презентация к уроку "Музыкальное искусство Древней Руси"
Введение История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.
Прогрессивное значение в искусстве имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
Язычество в искусстве Среди множества факторов, определявших своеобразные черты формирующейся раннеславянской культурной общности, следует выделить два основных. Первый из них - преобладание анимистических верований в многочисленных безличных добрых и злых духов, повсеместно окружающих человека, способных являться в разных образах («оборотни»), и культов «низшего порядка», связанных с богами- покровителями рода и племени, способствующими его благополучию, оберегающими его землю и скот, дающими им плодородие.
Второй фактор - широта и интенсивность культурных контактов, объясняющих то разнообразие мотивов и форм, что наблюдаются в наиболее совершенных памятниках ремесла собственно славянских мастеров, которые датируются VI-X веками. С ним же связано такое явление, как синкретизм, то есть сочетание в культовых обрядах и декоре ритуальных предметов элементов, характерных для разных религий. Синкретизм можно было бы назвать одним из наиболее приметных свойств славянской культуры на всем протяжении дохристианского периода ее истории.
Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня. Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня.
Судя по характеру украшений, находимых археологами на обширных территориях, Искусство восточных славян 15 заселенных славянскими племенами, в искусстве VIII-X веков дает о себе знать процесс выделения из массы изделий художественного ремесла произведений самого высокого качества, связанных с бытом родоплеменной знати. Судя по характеру украшений, находимых археологами на обширных территориях, Искусство восточных славян 15 заселенных славянскими племенами, в искусстве VIII-X веков дает о себе знать процесс выделения из массы изделий художественного ремесла произведений самого высокого качества, связанных с бытом родоплеменной знати.
Славянские боги наделяются наибольшей силой, властью и возможностями и соответственно рассматриваются как высшие сакральные ценности. От их воли зависит благополучие человека; в наиболее ответственных ситуациях он непосредственно обращается к богам с просьбами о помощи. Внук Ольги, князь Владимир, твердив около 980 года официальный общегосударственный культ Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Лишь двое из них - Перун и Мокошь - могут быть причислены к славянскому (точнее, балто- славянскому и финно- угорскому) пантеону, тогда как другие несли на себе явные приметы культов сармато- иранского происхождения. На холме в Киеве ставятся их изваяния.Славянские боги наделяются наибольшей силой, властью и возможностями и соответственно рассматриваются как высшие сакральные ценности. От их воли зависит благополучие человека; в наиболее ответственных ситуациях он непосредственно обращается к богам с просьбами о помощи. Внук Ольги, князь Владимир, твердив около 980 года официальный общегосударственный культ Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Лишь двое из них - Перун и Мокошь - могут быть причислены к славянскому (точнее, балто- славянскому и финно- угорскому) пантеону, тогда как другие несли на себе явные приметы культов сармато- иранского происхождения. На холме в Киеве ставятся их изваяния.
Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаменталь но-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году. Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаменталь но-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году.
Искусство Киевской Руси после принятия христианства Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах. Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах.
Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.
Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви Десятинной наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви Десятинной наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.
При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде.
В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой. Живописи как таковой в дохристианской Руси не существовало. Она пришла вместе с византийскими иконами и византийскими художниками. Но уже в вв. в древнерусской иконописи появились образы и связанные с ними сюжеты, характерные только для России, в частности, широкое распространение получил культ великомучеников Бориса и Глеба.
Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей. Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей.
Икона - изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились. Икона - изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились. «Николай Чудотворец»(начало 13 в.)
А писание икон – иконопись – была главным видом живописи того времени. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи. Именно иконы являются основным жанром древнерусской живописи. Иконопись, в отличие от светской живописи, осуществлялась по определенным канонам.
Наиболее примечательны иконы и росписи Софийского собора в Киеве (1037), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), иконы «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.), «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.), «Голова Архангела» (конец 12 в.), «Николай Чудотворец» (начало 13 в.).
Заключение В период становления феодальной Руси (особенно после Крещения Руси) очень сильное влияние Византии. Длительный период развития русской культуры определялся религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство и иконопись. Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир. Конечно искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии - в живописи даже были созданы образцы - «прориси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность русского художника.
Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам, а потом - в своём, русском стиле. Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр. С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабевает.
МозаикаМозаика Алтаря Киевской
Софии
Мозаика –
монументальная
живопись с помощью
разноцветных
кусочков слюды.
Мозаичными панно украшались
Византийские храмы и
русские древние храмы,
например, Собор Софии в
Киеве.
В алтарной части храма
сохранилась мозаика 11 века
«Богоматерь».
В связи с набегами кочевников
это искусство был утрачено.
Интерьер Киевской Софии
Фрески -
Фрескироспись
растительными
красками на сырой
штукатурке
Пётр Александрийский.
Фреска церкви Спаса на
Нередице в Новгороде.
1199
Иконы -
Иконыстанковая
живопись,
выполнялась на
досках яичными
красками.
Иконопись нигде не
была так популярна,
как на Руси.
Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь.
Особенно на Руси любили изображатьБогоматерь.
Существовали различные виды
изображений Богоматери:
Оранта, Умиление, Одигитрия,
Троеручица и ПанагияТип иконы «Оранта»
(от лат. orans - молящийся) -
один из основных типов
изображения Богоматери,
представляющий Её с поднятыми и
раскинутыми в стороны руками,
раскрытыми ладонями наружу, то
есть в традиционном жесте
заступнической молитвы.
В византийском и древнерусском
церковном искусстве был
популярен образ Богородицы
Оранты с Младенцем. Обычно
Христос изображается в круглом
медальоне, либо чуть видимо
(полупрозрачно) на уровне груди
Матери.Тип иконы
«Одигитрия»
Отрок-Христос сидит на руках
Богородицы, правой рукой он
благословляет, а левой -
держит свиток, реже - книгу.
Как правило, Богородица
представлена в поясном
изображении, но известны и
сокращенные оплечные
варианты или изображения в
рост.
Центром композиции является
Христос, обращённый к
зрителю, Основной смысл
этого образа - явление в мир
«небесного царя и судии».
К типу «Одигитрия» относятся такие, особо чтимые иконы, как Смоленская
икона Божией матери, Тихвинская, Иверская, Казанская.Тип иконы
«Умиление»
Елеу́са (греч. милующая
сострадающая), Умиление -
один из основных типов
изображения Божией Матери в
русской иконописи.
Богородица изображена с
Младенцем Христом, сидящим
на Её руке и прижимающимся
щекой к Её щеке. На иконах
Богородицы между Марией
(символом и идеалом рода
человеческого) и Богом-Сыном
нет расстояния, их любовь
безгранична. Икона
символизирует крестную
жертву Христа Спасителя как
высшее выражение любви
Бога к людям.Виды изображений Спасителя:
Спас Нерукотворный
Симон УшаковЭто самое древнее из
канонических
изображений. Согласно
легенде, первый образ
Христа чудесно
отпечатался на плате,
поднесённом им к
лицу. Этот плат
обладал чудотворной
силой – он исцелил от
проказы царя города
Эдессы Авгаря. Таким
образом, создателем
первой иконы был сам
Христос.
Первоначально Святой
Плат хранился в
Эдессе до 944 года,
затем был перенесён в
Константинополь.
Добрый пастырь
Второй древнейший образХриста, уходящий
корнями в античную
живопись, - Добрый
пастырь. В Евангелие от
Иоанна написано: «Аз
есмь пастырь добрый,
пастырь добрый
полагает жизнь свою за
овец».
Все иконы,
изображающие доброго
пастыря, относятся к
эпохе раннего
средневековья. В более
поздние периоды
изображения Доброго
пастыря встречается
редко.
Христос- Эммануил
Много трогательных образовбыло создано в рамках этого
канона. Эммануил («С еами
Бог») – Христос в
младенчестве. В Писании
сказано: «И нарекут ему имя
Эммануил»
Маленького Христа обычно
изображают со свитком в руке.
Свиток подчёркивает, что
пришёл именно тот, о ком
говорили ветхозаветные
пророки.
В данном случае Христос
изображён с открытым
Евангелием в руке – как Судия
на Страшном Суде.
ХристосЭммануил
Христос – Пантократор
Наибольшее количество икон,фресок и мозаик создано в
Христос –
рамках этого канона.
Пантократор Серьёзный, суровый
Пантократор
(«Вседержитель»).
Согласно канону, в левой руке
Христа – закрытое Евангелие,
пальцы правой руки сложены
таким образом, что образуют
греческие символы «IC XC».
Обычно верхняя одежда Христа
(гиматий) изображалась синей –
это символ человеческого
воплощения Христа; а рубаха
(хитон) – красной, иногда
лиловой – это символ
божественной сущности
Христа.
Спас на Престоле
Спас на Престоле –разновидность
Пантократора, изображение
Царя Небесного Иерусалима.
Христос в царских одеждах
сидит на троне с открытым
Евангелием в руке – символом
Страшного Суда.
Согласно этому канону,
Христос изображается в
сверкающей золотом или
алой одежде, часто
украшенной крестами. На
голове часто изображают
корону (митру). Фон иконы как
правило золотой.
Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410
Спас в Силах.Особый вид Спаса на
Престоле – Спас в Силах
– нашёл
распространение в
основном в русской
иконописи. Христос в
окружении ангельских
сил также восседает на
троне. На заднем плане
русские иконописцы
изображали наложенные
друг на друга ромб или
четырёхугольник
интенсивного красного
цвета (символ славы) и
сине-зелёный овал.
Андрей Рублёв.
1410
Спас Ярое око – икона середины 14 в.
В русской иконописи периодаЗолотой Орды был весьма
популярен Спас Ярое око. Этот
лик как бы ссылка на слова
Писания: «Не мир принёс вам, но
меч».
Это оплечное изображение Христа
со скорбным ликом и яростными
глазами.
Данная икона из Успенского собора,
который расписывали греческие
мастера. Здесь видна энергичная
светотеневая и цветовая
моделировка объёмов. Художники
пытаются изобразить
энергичность святого.
Феофан Грек. Христос Вседержитель
Феофан Грекстремится
передать святого
в момент
религиозного
подвига или
экстаза. Его
работам
характерна
экспрессия,
внутренняя сила.
Фрески Феофана Грека
Фрески Феофана Грека легкоузнать по пастельным тонам
и белым бликам, которые
используются в изображении
волос святых и драпировок их
одежд. Линии достаточно
резкие.
Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде
Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.
Особую популярностьполучают иконы с
изображением
избранных святых.
Особо почитались
на Руси Николай
Чудотворец,
Святые Борис и
Глеб.
Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского
Чудесное проявлениебожественной природы
Христа,
ошеломляющее
апостолов и
низвергающее их
наземь, воплощено с
поразительной
энергией.
Взволнованность и
драматизм
сочетаются с
композиционной
динамикой.
Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве
Три мастера –Феофан Грек,
Андрей Рублёв и
Прохор с Городца –
расписывали
Благовещенский
собор в Кремле.
Это фигура из
деисусного чина
Рублёв «Троица»
Эта икона быланаписана в похвалу
Сергию Радонежскому.
Тихая беседа ангелов
полна дружеской
откровенности.
Средний ангел (Христос)
благословляет
жертвенную чашу, а
левый ангел (Бог-отец)
благословляет его
самого на страдания.
Фигуры словно вписаны
в круг, который
символизирует
гармонию. Цвета
характерны творческой
манере Рублёва. Это
светлые и яркие тона.
Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век
Черты, присущиетворчеству Дионисия
в Ферапонтовом
монастыре:
Душевная
просветлённость
Гармоническая
красота колорита
Отсутствие
трагический сцен
(Д.С. Лихачев)
Любовь к своей Родине – это не нечтоотвлечённое; это – и любовь к своему городу,
своей местности, к памятникам её культуры,
гордость
своей историей
(Д.С. Лихачев)
Класс: 10
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель уроков по теме: знакомство с шедеврами русского зодчества и иконописи.
Цель вводного урока:
Дать общее представление об архитектурном облике и изобразительном искусстве Древней Руси как продолжательницы византийских христианских традиций
Определить значимость изучения культурных и исторических памятников своей страны, сохранения культурного наследия
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Первое обращение к отечественной художественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение»
- Запись темы и определение цели урока
- (Слайд 1-3 )
- Комментарий к эпиграфу (28 ноября 2010 г. – 104 года со дня рождения академика Д.С. Лихачева, специалиста по культуре Древней Руси)
II. АОЗн по теме «Культура Средневековья»
(Христианство и его определяющая роль в развитии европейской художественной культуры)
Чем обусловлены особенности средневекового европейского искусства? – Распространением христианства
На смену какой эпохе пришло Средневековье? – Античности
Центром средневековой христианской культуры стала – Византия
Какому городу суждено было стать Новым Римом – Константинополю (ныне – Стамбул)
III. Повторение темы «Мир Византийской культуры»
(храм Софийский в Константинополе)
Слайды 4-5
Назовите памятник архитектуры – Собор Святой Софии
Слайд 6
Прокомментируйте название собора – Софии – премудрости
Слайд 7
С какими событиями связаны следующие даты в истории собора?
- 23 февраля 533 г. – 27 декабря 537 г. – начало строительства и освещение храма
- 1453 год – обращение в мечеть
- 1935 год – получение статуса музея
Слайд 8
Прокомментируйте увиденное (храм-музей двух культур: христианские фрески и мозаики и мусульманские орнаменты и цитаты из корана на четырех больших щитах овальной формы)
Чем представлено изобразительное искусство (фрески и мозаики в храмах, иконы – определение )
Слайд 9 Фрески и мозаики
Слайд 10 Базилика
Какой тип сооружения ранних христианских храмов вы видите на экране? – базилика
Слайд 11 Базилика
- Бази́лика (греч. βασιλική – царский дом) – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
- Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
- Центральный неф – более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos – свод, арка), увенчанной полукуполом.
Слайд 12 Собор Святой Софии в разрезе
Что появилось в храмовых сооружениях традиционных базилик – купол
Как называют такой тип храма? – крестово-купольный
Слайд 13 Крестово-купольный храм
- Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв.
- Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
Слайд 14 Купольный храм
Крыша храма увенчивается куполом с крестом.
По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:
- либо 1 купол,
- либо 3 купола – по одному над храмом, алтарём и колокольней – во образ Троицы,
- либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
- либо 7 (священное число),
- либо 13 – подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.
Слайд 15 Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.
Слайд 16 Успенский собор во Владимире. Современный вид.
Слайд 17 Шатровый храм
- Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
- Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
- Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
- Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
На слайде – Церковь Вознесения в Коломенском (1532)
Слайд 18 Православный храм
В Храме выделяются три части:
- алтарь, содержащий жертвенник и престол,
- средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом,
- притвор.
Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток
Слайд 19 Алтарь
- восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.
Слайд 20 Притвор
- составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.
IV. Фильм «Русская старина – архитектурный облик Руси»
V. Комментарий об утраченных памятниках.
- сохранившихся 8994
- утраченных 2912
- только в Москве с 1932 года уничтожено более 420-ти памятников мирового значения.
VI. Сердце России, культурный центр Древней Руси – Москва
Слайд 21 Москва – третий Рим
Вы видите Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке
- Построена в 1696–1699 годы
Слайд 22 Воспоминания Д.С. Лихачева
- В юности я впервые приехал в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда.
Слайд 23
- Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке
- Разрушена в 1936 году.
VII. Проблема сохранения памятников старины «Чудотворец вернулся»
Кремль – визитная карточка Москвы
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
(М. Лермонтов)
- Возвращение культурных и исторических памятников – чудо, которое происходит.
- Просмотр видеоролика «Чудотворец вернулся» (из программы «Вести»)
- Исторический комментарий ученика 11 класса. Никольская башня Московского Кремля (Приложение 1 )
VIII. Обсуждение творческих работ по тексту «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачева
Слайд 26 Новый Сретенский храм
X. Премия Д.С. Лихачева
Слайд 27
Санкт-Петербургская премия имени академика Д.С. Лихачева присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России.
Премия была учреждена Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году – в Год академика Лихачева.
Премия присуждается по 4 номинациям:
- сохранение памятников истории и культуры;
- сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций;
- развитие краеведческого движения в России;
- пропаганда историко-культурного наследия России.
Премия включает специально разработанную Лихачевскую медаль и памятный диплом.
XI. Представление рисунков Д.С. Лихачева и учеников школы.
XII. Заключительное слово.
Слайд 28
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. Пушкин
XIII. Домашнее задание.
Подготовка презентаций по теме «Архитектурный облик Древней Руси» (памятка даётся каждому)
Памятка
Обязательные элементы презентации по теме «Архитектура Древней Руси»
- История создания памятника
- Особенности архитектурного облика, внешнее и внутреннее убранство
- Судьба памятника до настоящего времени
- Памятник в оценке современников и потомков
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img1.jpg)
« Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» .
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img2.jpg)
Народное искусство древней Руси
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img3.jpg)
ДУХОВНАЯ
Музыкальная культура Древней Руси , начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная(фольклор) и церковная(духовная.
ФОЛЬКЛОР
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img4.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img5.jpg)
Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img6.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img7.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img8.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img9.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img10.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img11.jpg)
В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха .
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img12.jpg)
« У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве»)
Баян - древнерусский певец и гусляр.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img13.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img14.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img15.jpg)
Они - на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали, играя на гуслях, волынках, гудках, на ярмарках люд потешали.
Беспечное племя веселых бродяг, рождённое духом свободы, не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img16.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img17.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img18.jpg)
Особенно выделялись гусли как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы.. Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img19.jpg)
Гудок - старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На гудке играли как на виолончели.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img20.jpg)
Сопели – это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img21.jpg)
Рожок - древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img22.jpg)
Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img23.jpg)
Свирель - простая деревянная дудка. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img24.jpg)
Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img25.jpg)
Трещётки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. В прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодоженов от злых духов
Трещётки
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img26.jpg)
Бубен - музыкальный ударный инструмент. Широко они применялись в ратном деле и у скоморохов
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img27.jpg)
Домра - древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img28.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img29.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img30.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img31.jpg)
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ музыкального фольклора
Вокальные (песни). Исполнительские типы: хоровые, соревновательские, сказительские
Инструментальные (наигрыши)
Cлайд 1
МОУ « Узуновская средняя общеобразовательная школа» Архитектура и искусство Древней Руси. Творческий проект ученицы X класса Козеевой Валентины. Руководитель Начарова Елена Васильевна.Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img18.jpg)
Cлайд 22
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img21.jpg)