Другое название имеет храм василия блаженного. ​Собор Василия Блаженного – знаменитый архитектурный памятник средневекового зодчества

Наиболее полная справочная таблица основные даты и события истории России с 13 по 14 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 13 -14 век

Торговые договоры Новгорода с немецкими ганзейскими городами

Образование Галицко-Волынского княжества

Захват Орденом меченосцев (основан в 1202) земель ливов, эстов, земгалов и др. в Прибалтике

Поход Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича на половцев

1205 – 1264 с перерывами

Княжение в Галиче и на Волыни Даниила Романовича

Первое летописное свидетельство о Твери

Раздел Владимиро-Суздальской земли между сыновьями князя Всеволода Большое Гнездо

Великое княжение Юрия Всеволодовича во Владимиро-Суздальской земле.

Битва на р. Липице. Победа князя Константина Всеволодовича над братьями князьями Юрием и Ярославом в борьбе за Владимирское великое княжение

Основание великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем в земле мордвы Нижнего Новгорода – форпоста для борьбы с Волжской Булгарией

Разгром татарами русско-половецких дружин на р. Калка

Захват Орденом меченосцев Юрьева – русской крепости в Прибалтике

Посадничество в Новгороде Степана Твердиславича – сторонника ориентации на Владимир

Княжение в Новгороде Александра Ярославича Невского

Нашествие монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на Русь

Разрушение монголо-татарами Рязани

Взятие и разрушение монголо-татарами Коломны, Москвы, Владимира, Ростова, Суздаля, Ярославля, Костромы, Углича, Галича, Дмитрова, Твери, Переяславля-Залесского, Юрьева, Торжка и других городов Северо-Восточной Руси

Поражение объединенного войска князей Северо-Восточной Руси в битве с монголо-татарами на р. Сить. Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича

Великое княжение во Владимире Ярослава Всеволодовича

Вторжение войск Батыя в Южнорусские земли. Разорение Переяславля, Чернигова

Захват рыцарями Ливонского ордена (основан в 1237 в результате слияния Тевтонского ордена и Ордена меченосцев) русских крепостей Изборск, Псков, Копорье

1240, сен. – дек.

Осада и взятие Киева войсками Батыя

Невская битва. Разгром войском Александра Ярославича Невского шведского войска

Разгром войском князя Александра Ярославича Невского рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере («Ледовое побоище»)

Образование государства Золотая Орда (Улус Джучи)

Великое княжение Александра Ярославича Невского во Владимире

Перепись населения («число»), организованная монголо-татарами с целью введения централизованной налоговой системы

Восстание в Новгороде против переписи населения

Учреждение православной епархии в столице Золотой Орды – Сарае

Восстания в Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле против сборщиков монголо-татарской дани и откупщиков; сбор дани передан русским князьям

Договор между великим князем владимирским Александром Ярославичем Невским и великим князем Литовским Миндовгом о совместной борьбе с Ливонским орденом

Великое княжение во Владимире Ярослава Ярославича Тверского

Участие русских князей в походах Золотой Орды на Кавказ, Византию, Литву

Поход в Ливонию и победа войска псковичей, новгородцев, владимиро-суздальцев над немецкими и датскими рыцарями при Раковоре

Поход ливонцев на Псков. Мир с Ливонским орденом. Стабилизация западных границ Новгорода и Пскова

Между 1276 и 1282 – 1303

Княжение Даниила Александровича в Москве. Основание первого в окрестностях Москвы Данилова монастыря (около 1282)

1281 – 1282, 1293 – 1304 с перерывами

Великое княжение Андрея Александровича Городецкого во Владимире

Княжение Михаила Ярославича в Твери; великий князь Владимирский (1305 – 1317)

Переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме

Присоединение к Москве Коломны и Можайска

Княжение Юрия Даниловича в Москве. Начало борьбы Москвы и Твери за великое княжение

Поход князя Михаила Тверского и ордынского войска на Новгород. Поражение новгородцев у Торжка

Великое княжение во Владимире Юрия Даниловича Московского

Убийство в Орде князя Михаила Тверского

Княжение в Твери Дмитрия Михайловича Грозные Очи

Закладка князем Юрием Московским и новгородцами крепости Орешек у истоков р. Нева

Убийство князем Дмитрием Тверским в Орде князя Юрия Московского. Казнь Дмитрия Тверского по приказу хана Узбека

Великое княжение в Москве Ивана I Даниловича Калиты; с 1328 – великий князь Владимирский

Переезд в Москву из Владимира митрополита Петра

Великое княжение Александра Михайловича Тверского

Строительство Успенского собора в Москве

Восстание в Твери против ордынцев

Строительство Архангельского собора в Москве

Убийство в Орде князя Александра Михайловича Тверского

Великое княжение Симеона Ивановича Гордого Московского

Основание Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря

Договор Пскова и Новгорода о признании самостоятельности Псковской республики

Эпидемия чумы

Великое княжение в Москве и Владимире Ивана II Красного

Поставление на Русскую митрополию Алексия, выходца из московского боярского рода

Великое княжение Дмитрия Ивановича Донского; с 1362 – великий князь владимирский

Строительство каменного кремля в Москве

Княжение в Твери Михаила Александровича

1368, 1370, 1372

Походы великого князя Литовского Ольгерда на Москву

Появление в Новгороде ереси стригольников, выступавших за отправление богослужений мирянами

Восстание в Нижнем Новгороде против Ордынцев

Поход князя Дмитрия Ивановича на Тверь. Отказ Твери от претензий на великое Владимирское княжение

Составление «Лаврентьевской летописи»

Победа московско-рязанского войска над ордынцами на р. Воже

Крещение Стефаном Пермским зырян (коми)

Куликовская битва. Победа объединенного русского войска во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским над ордынским войском Мамая на Куликовом поле (при впадении р. Непрядва в р. Дон)

Поход татаро-монгольского войска во главе с ханом Тохтамышем на Москву. Осада и разорение Москвы и других городов Северо-Восточной Руси

Первое упоминание огнестрельного оружия на Руси

Начало чеканки монеты в Москве

Великое княжение в Москве Василия I Дмитриевича

Присоединение Нижегородско-Суздальского и Муромского княжеств к Москве

Разгром войсками Тимура (Тамерлана) Золотой Орды. Разорение окраинных земель Руси. Разрушение Ельца

Перенесение иконы Владимирской Богоматери в Москву

Установление вассальной зависимости Смоленска от Литвы

Присоединение новгородских владений – Бежецкого Верха, Вологды, Великого Устюга к Москве

Княжение в Твери Ивана Михайловича. Усиление Твери

Конец 14 в.

Присоединение земель коми к Москве. Поход московского войска на волжских булгар и взятие их столицы

Культура нашей страны, настолько интересна и многообразна, что хочется изучать ее все глубже и глубже. Окунемся в историю нашей страны XIII века.
Русский человек – это великий человек, он обязательно должен знать историю своей Родины.
Не зная историю своей страны, ни одно цивилизованное общество не будет развиваться, а наоборот начнет отставать в своем развитии, а возможно и вовсе остановится.
Период культуры XIII века принято называть домонгольским периодом, то есть до прихода монгол в наше государство. В этот период времени на развитие культуры большое влияние оказывала Византия. Благодаря Византии на Руси появилось православие.

Культура Древней Руси XIII века – великое творение прошлого времени. Каждый период времени в истории настолько не повторим, что каждый период по отдельности достоин глубочайшего изучения. Смотря на памятники истории можно говорить о том, что культура вошла в современную духовную жизнь. Несмотря на то, что многие произведения искусств не дошли до наших времен, красота того времени продолжает нас радовать и удивлять своим масштабом.

Особенности культуры XIII века:
- преобладало религиозное мировоззрение;
- в этот период придумали много примет, им не было объяснений наукой, и по сей день их не могут объяснить;
- большое внимание уделялось традициям, почитали дедов;
-медленные темпы развития;
Задачи, стоящие перед мастерами того времени:
- единство - сплочение всего русского народа, на тот момент времени в борьбе с недругами;
- прославление великих князей и бояр;
- оценивали все предыдущие исторические события. Культура XIII века тесно связана с прошлым.

В это время продолжала развиваться литература. Было написано произведение «Моление» Даниилом Заточником. Книга была посвящена князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое гнездо. В книге использовалась разговорная речь, совмещенная с сатирой. В ней автор осуждает засилье бояр, тот произвол, который они чинили. Он создал князя, защищающего сирот и вдов, тем самым пытаясь показать, что хорошие и добродушные люди не перевелись на Руси.
Центрами хранения книжности все еще оставались монастыри и церкви. На их территории переписывались книги, велись летописи.
Большое распространение получил жанр – Житие, основной мысль. Данных произведений было описание жизни святых. Особое внимание уделялось жизни монахов и простых людей.

Стали писать притчи.

Большое место в развитии литературы занимали летописи, где писалось все, что происходит в жизни людей, описывалось все по годам.
Былины прославляли подвиги воинов защищавших свою Родину. В основе былин, были события, происходящие на самом деле.

Архитектура.

В этот период получило свое развитие строительство. Как уже говорилось, вся культура этого периода прониклась веяниями Византии, что не могла положительно сказаться на культуре Руси. Начинается переход от деревянного строительства к каменному.
Кроме того, Византийская культура на первое место всегда ставила церковь, иконопись, отсекая все, что противоречило христианским принципам.
Пришедшие принципы искусства столкнулись с тем, что восточные славяне поклоняются солнцу, ветру. Но сила культурного наследия Византии оставила отпечаток на культуре Древней Руси.
Главным символом строительства этого периода времени стал Софийский собор. Стены собора, впервые на Руси, были сложены из красного кирпича. Церковь была с пятью куполами, за ними стояли еще восемь маленьких. Потолок и стены были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были не на религиозную тему, было много бытовых рисунков, посвященных семье великого князя.
Большое развитие получила резьба по дереву. Резками украшались дома бояр.
Помимо церквей в это время, зажиточные слои населения, начинают строить каменные дома из розового кирпича.

Живопись.

На живопись 13 века наложили свой отпечаток города, где творили мастера. Так новгородские живописцы стремились упростить стиль своего мастерства. Наибольшего своего выражения он достиг в росписи церкви Георгия в Старой Ладоге.
При этом стали рисовать мозаики прямо на стенах храмов. Большое распространение получили фрески. Фреска – живопись написанная водяными красками, прямо на стенах покрытых штукатуркой.

Фольклор.

История Руси настолько велика, что нельзя не сказать о фольклоре. Фольклор занимает огромное место в жизни русского народа. Читая былины можно узнать про все жизнь русского народа. В них воспевались подвиги богатырей, их сила и мужество. Богатыри всегда воспевались как защитники русского населения.

Быт и нравы народа.

Культура нашей страны неразрывно связана с его народом, бытом, нравами. Люди жили в городах, селах. Основной тип жилья была усадьба, дома строили их бревенчатого сруба. Киев в XIII веке был очень богатым городом. В нем были дворцы, усадьбы, терема бояр и богатых купцов. Любимой забавой богатого населения была охота на ястреба, сокола. Простое население устраивало кулачные бои, скачки.
Одежда была сшита из сукна. Основным костюмом была длинная рубаха и штаны у мужчин.
Женщины носили длинные юбки, сшитые из сукна. Замужние женщины носили платок. У незамужних девушек были длинные красивые косы, отрезать их можно было лишь, когда выйдет замуж.
С большим размахом играли в деревнях свадьбы, на них собиралось все село. Прямо во дворе дома накрывались огромные, длинные столы.
Так как в жизни населения в XIII веке большую роль играла церковь, церковные посты, праздники свято соблюдались жителями.

В разные годы в прошлые века иностранные завоеватели не раз пытались покорить Русь, а она стоит, несломленная, и по сей день. Трудные времена на русской земле возникали в истории не раз. Но такого, как в 13 веке, тяжелого периода, угрожавшего самому существованию государства, не было, кажется, ни до, ни после. Нападения велись и с запада, и с юга различными агрессорами. Настали трудные времена на русской земле.

Русь в 13 веке

Что собою она представляла? В начале 13 века Константинополь как центр духовности уже утратил свое влияние. А некоторые страны (например, Болгария, Сербия) признают власть и главенство католичества. Оплотом православного мира становится Русь, тогда еще - Киевская. Но территория была неоднородна. Перед нашествием Батыя и его орды Русский Мир представлял собой несколько княжеств, соперничавших за сферы влияний между собой. Междоусобица раздирала родственников-князей, не способствовала организации одного сплоченного войска, способного оказать достойное сопротивление захватчикам. Это и подготовило почву для того, чтобы случились трудные времена на русской земле.

Нашествие Батыя

В 1227 году уходит из жизни Чингисхан, великий восточный воин. Произошло обычное перераспределение власти между родственниками. Один из внуков, Батый, обладал особо воинственным характером и организаторскими талантами. Он собрал огромнейшее по тем понятиям войско (где-то порядка 140 тысяч человек), состоящее из кочевников и наемников. Осенью 1237 началось вторжение.

Русское войско было менее многочисленно (до 100 тысяч человек) и разрознено. Поэтому и проиграло в трагической Казалось бы, вот возможность объединиться и дружно противостоять врагу. Но правящая верхушка князей продолжала усобицы, а в Новгороде, на севере, с новыми силами вспыхнули народные волнения. Как результат - дальнейшее разорение княжеств. Сначала Рязанского, затем - Владимиро-Суздальского. Коломна, Москва... Разорив Владимир, Батый пошел на Новгород, но не доходя, повернул к югу и отправился в половецкие степи - восполнить силы. В 1240 орды Батыя разоряют Чернигов, Киев, войдя в Европу, монголо-татарские воины дошли аж до Адриатики. Но в дальнейшем прекратили войну на этих территориях. А после - настали трудные времена на русской земле. Двухсотлетнее иго установилось в течение двух десятилетий после нашествия и подразумевало уплату дани всеми завоеванными землями татарским правителям. Как считают историки, оно окончилось только в 1480 году.

Угроза с запада

Трудные времена на русской земле не ограничивались проблемами на востоке и юге в 13 веке. Если там вторжения захватчиков носили скорее карательный характер экспедиций, то в западной части шли постоянные регулярные боевые атаки. Русь противоборствовала всеми силами шведам, литовцам, немцам.

В 1239 отправляет большое войско против Новгорода. Но в том же году шведы были оттеснены и разгромлены (взят Смоленск). На Неве также одержали победу. Новгородский князь Александр во главе дружины разгромил хорошо вооруженное и подготовленное шведское войско. За эту победу его и прозвали Невским (на тот момент герою было всего 20 лет!). В 1242-м изгоняют немцев из Пскова. А Александр в том же году наносит сокрушительный удар по рыцарским войскам в (Ледовое побоище). Рыцарей погибло так много, что еще 10 лет не рисковал нападать на русские земли. Хотя многие битвы новгородцев и были успешными, все же это были довольно тяжелые, трудные времена на русской земле.

Окружающий мир (4 класс)

Подводя итоги, можно сказать, обобщая, что весь 13 век в был тяжелым и для правящих князей-верхушки, и для простого народа, который погибал и проливал кровь в результате продолжительных и многочисленных военных действий. Монгольское иго, безусловно, сказалось и на развитии российской государственности, и на материальном благосостоянии городов, вынуждаемых платить дань.

А бои с рыцарями-крестоносцами благодаря своей важности прославлены в фильмах и литературе. Данный материал может быть использован для урока

(согласно одной из версий)

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р , разговорное - Собо́р Васи́лия Блаже́нного ) - православный храм на Красной площади в Москве , широко известный памятник русской архитектуры . До XVII века назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице . Был также известен как «Иерусалимский», что связано как с посвящением одного из его приделов , так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти » Патриарха .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Храм Василия Блаженного. Культовый памятник эпохи Ивана Грозного. Сегодня олицетворяет Россию

    ✪ Храм Василия Блаженного: 1 из 50 чудес Москвы

    ✪ Раскрыта тайна куполов Храма Василия Блаженного

    ✪ Собор Василия Блаженного: домыслы и факты (рассказывает Андрей Баталов)

    ✪ «Собор Василия Блаженного» / Целый город церквей

    Субтитры

Статус

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея . Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы и России. К собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому , который стоит на Красной площади с 1818 года .

История

Версии создания

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Н. А. Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты» .

Собор в конце XVI-XIX вв.

Структура собора

Высота Покровского собора составляет 65 метров.

У Покровского собора всего одиннадцать куполов, из них девять - над церквями (по числу престолов):

  1. Покрова Пресвятой Богородицы (центр),
  2. Св. Троицы (восток),
  3. Входа Господня в Иерусалим (запад),
  4. Григория Армянского (северо-запад),
  5. Александра Свирского (юго-восток),
  6. Варлаама Хутынского (юго-запад),
  7. Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
  8. Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
  9. Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора .

Первый этаж

Подклет

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете , состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами . Высота помещений - около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI века. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами . Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х годов, потайная лестница была обнаружена.

В подклете находятся иконы. Самая древняя из них, икона св. Василия Блаженного конца XVI века, написана специально для Покровского собора. Также экспонируются две иконы XVII века - «Покров Пресвятой Богородицы » и «Богоматерь Знамение ». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора, и написана в 1780-х годах. В XVIII-XIX веках икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного . Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича .

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905). В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане - праотцы , в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - Евангелисты .

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора А. М. Павлинова . Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI века и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII века.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка , украшенная резной сенью . Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904).

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья .

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено её декоративное убранство. 15 августа 1997 года, в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

Второй этаж

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея . Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богородицы окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX века - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI века - более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн - остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского . В 1552 году, в день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырёх малых церквей высотой 15 м. Её основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом (см. Восьмерик на четверике).

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х годов: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII века. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского - так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец Ивана Грозного Василий III , а также потому, что в день памяти этого святого 6 ноября состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода .

Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богородицы.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-х годах и состоит из икон XVI-XVIII веков [ ] . Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим .

Одна из четырёх больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчёркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года.

Существующий ныне иконостас перенесён в 1770 году из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона «Св. Александр Невский в житии» XVII века. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и историческими событиями: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении (ум. в 335). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни города Казани.

Одна из четырёх малых церквей собора (высотой 15 м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богородицы. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены, что подчёркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-х годах. Он состоит из икон XVI-XVII веков. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788). В 1920-х годах церкви вернули её прежнее название. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов.

Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью.

Церковь Киприана и Иустины

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV веке. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 года войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырёх больших церквей Покровского собора. Её высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершён световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV века Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 году. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвёртый).

В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновлённой: в 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.

Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Во второй половине XVIII - начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода.

В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещён образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII века. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII века пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005-2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.



error: Content is protected !!