Храм спаса на крови описание каждой иконы. Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Храм Спаса на Крови.

На набережной канала Грибоедова — в самом сердце Санкт-Петербурга, возвышается необыкновенной красоты храм, сияя золотом куполов, с пестрыми главками на башенках. Даже ненастные серые дни, столь частые для Северной столицы, не в силах приглушить его яркий аккорд.

Презрев условности градостроительства, он разрывает четкие границы набережной и нависает над водной гладью на фоне строгих классических зданий. Как будто спущенный с небес — стоит на русской земле затейливый и нарядный русский терем.

Историческая справка

Собор Воскресения Христова, или как его называет народ – Храм Спаса на Крови, возведен в знак памяти императора Александра II, получившего смертельное ранение на этом месте от рук террористов 1 марта 1881 года.

Храм Спаса на Крови с высоты птичьего полета.

Александр II вошел в русскую историю как реформатор и освободитель. Вступая на престол страны с разваленной экономикой, ослабленной Крымской войной, он вынужден был проводить преобразования во всех областях, начиная с отмены крепостного права и заканчивая земской, военной, судебной, народного образования реформами. Ложась на плечи граждан тяжелым бременем прогрессивные и необходимые по своей сути перемены, создавали великую державу, поднимали международный престиж России, и одновременно вызывали недовольство во всех слоях населения.

Не случайно этот период характеризуется усилением революционного движения. Считая самодержавие главным злом для России, и полагая, что убийство царя поможет свергнуть власть монархии и установить республиканское правление, члены небольшой, но активной организации «Народная воля» избрали террор главным методом борьбы. Началась настоящая «царская охота», покушения следовали одно за другим, усиливались репрессии, предлагались уступки, жандармы сбивались с ног, но ничто не смогло остановить народовольцев.

Выполнение тщательно подготовленного, имевшего ряд запасных вариантов теракта ускорил арест руководителя организации А. И. Желябова. Карета императора, возвращавшегося после развода караулов из Манежа по воскресным дням, всегда ехала на большой скорости, но притормаживала при повороте на Екатерининский (Грибоедова) канал. Этим обстоятельством и воспользовались заговорщики. По сигналу Софьи Перовской, которая с противоположной стороны канала руководила операцией, первую бомбу бросил революционер Н. Рысаков.

От взрыва император не пострадал, он вышел из кареты, чтобы дать распоряжение о помощи раненым. Тогда второй народоволец И. Гриневицкий появился из укрытия и метнул снаряд прямо ему под ноги. Взрывной волной они оба были отброшены к ограде, упали на камни мостовой. Императора, истекавшего кровью, на санях перевезли во дворец. Ранение оказалось смертельным. Гриневицкий, не приходя в сознание, также скончался от ран в госпитале тем же вечером. Остальные участники были арестованы, пятеро лидеров по решению суда повешены через месяц после событий, другие приговорены к вечной каторге.

На месте трагедии по инициативе Городской думы вскоре установили часовню, которая простояла до начала строительства собора в 1883 году, так как новый император Александр III желал увековечить память отца возведением храма. Был объявлен конкурс. Большинство конкурсных проектов, выполненных лучшими петербургскими архитекторами, представляли византийский стиль.

Император отверг их все.

Он заявил два условия, которые должны быть соблюдены: храм нужно построить в русском стиле XVII столетия и отдельным пределом внутри церкви оформить место, где пролилась августейшая кровь.

По замыслу монарха сооружение должно было служить метафорой приобщения Петербурга к старомосковской Руси — к той эпохе, когда первые Романовы взошли на престол. Новый храм задумывался не только как мемориальный памятник Александру II, но должен был символизировать российское самодержавие в целом.

Высочайшее одобрение получил проект, представленный на второй тур конкурса от двух авторов. Один из них — архимандрит Игнатий (И. В. Малышев), до пострига учился в . Для разработки проекта он обратился к архитектору А. А. Парланду, которого хорошо знал по совместным работам при возведении церкви в Троице-Сергиевой пустыни (мужской монастырь), настоятелем которой являлся. После доработок, существенно изменивших облик храма, окончательный вариант был утвержден в 1887 году. К строительным работам приступили гораздо раньше.

Архимандриту Игнатию также принадлежала идея освятить храм во имя Воскресения Христова. Посвящение несло глубокий смысл преодоления смерти и проводило параллель между кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Такое толкование объясняет, почему храм, возведенный на месте трагических событий в память об убитом императоре, имеет светлый праздничный вид.

Храм Спаса на Крови.

Лучше всего это выразил в стихотворении «1 марта 1881 года» замечательный русский поэт А. А. Фет, описывая Христа на Голгофе:

« … Он крест и свой венец терновый

Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:

Что было кровь, то стало храм,

И место страшного злодейства —

Святыней вековечной нам».

Архитектура храма Воскресения Христова

Архитектура православного однопрестольного собора относится к позднему этапу «русского стиля» конца XIX века. Она вобрала лучшее из арсенала зодчества допетровской Руси и очень напоминает московский храм Василия Блаженного – один из символов России.

Храм Спаса на Крови.

Вместе с тем, архитектор А. А. Парланд создал оригинальную композицию, в основе которой четверик, увенчанный пятиглавием. Техника покрытия пяти узорных глав эмалью и ее рецептура аналогов не имеет. Эту уникальную работу выполнили на фабрике Постникова. Массивный купол колокольни и три маленькие луковки над алтарными апсидами сверкают позолотой.

Чтобы место, обагренное кровью, оказалось внутри собора, набережную пришлось достраивать. Храм выходит за ее пределы вглубь канала на 8 метров.

Храм Спаса на Крови и канал Грибоедова.

Впервые здание в Петербурге строится не на сваях. Под мощную путиловскую плиту фундамента собора заложено бетонное основание. Но это не единственное техническое новшество. Здесь были установлены паровые котлы и калориферы, защита от молнии, собор освещали более полутора тысяч электрических ламп. Во внешней отделке использовался красный кирпич, гранит и мрамор, различные виды полудрагоценных камней.

Колокольня возвышается непосредственно над местом трагедии и в ее отделке многократно прослеживается мемориальный характер сооружения. Высокий крест на золотом куполе венчает императорская корона, мозаичная икона Александра Невского, покровителя Александра II, расположена над окном, в кокошниках других окон просматриваются лики небесных ангелов семьи Романовых. Летопись, повествующая о деяниях царя-реформатора, высечена на двадцати досках из красного гранита. Над входами – двуглавые орлы, мозаичные панно «Страсти Христовы» по эскизам В. М. Васнецова.

Потрясенные гибелью императора граждане по всей стране собирали средства на строительство храма-памятника. Этот факт отражают изображения гербов городов и губерний, укрывающие нижнюю часть фасада.

Главной святыней собора является своеобразная реликвия — участок булыжной мостовой с гранитными плитами тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала, где принял смерть император Александр II. Над ними — необычайной красоты сооружение. На колоннах из фиолетовой алтайской яшмы возвышается сень с крестом, усыпанным топазами. По установленной традиции рядом с памятным местом служат панихиды.

Неповторимый интерьер собора создан сочетанием каменного и мозаичного убранства и поражает великолепием. Своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром, площадь которого превышает 7 тыс. кв. метров. Картины на евангелистские сюжеты представляют настоящий музей мозаики. Центральное место отведено иконам «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем» по эскизам В. М. Васнецова.

Живописные эскизы священных изображений и орнаментов создавали 32 художника, с диапазоном творческой манеры от канонов академизма до стилистики модерна, среди них В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Большую часть мозаик выполнила частная мастерская Фролова, использовавшая технику набора «обратным» способом, что отлично подходит для масштабных композиций. Прототипом подобного письма служили фрески ярославских храмов XVII века. Создание мозаики храма ознаменовало новый этап в российском мозаичном искусстве.

Интерьер храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Шедевром камнерезного мастерства является одноярусный иконостас, выполненный по рисунку А. А. Парланда из итальянского мрамора фирмой Нуови. Тонкие переходы темно-красного цвета к светлому тону создают легкость, а виртуозная резьба поражает разнообразием. Пол храма площадью 600 квадратных метров выложен прекрасным цветным узором из мраморной плитки, изготовленной на той же фирме по рисунку архитектора, но собирали его на месте русские мастера.

Интересные факты, вымыслы и легенды

История храма, входящего в десятку лучших достопримечательностей мира, наполнена интересными фактами с оттенком мистики, что привлекает туристов не меньше, чем великолепие его архитектурных достоинств. Приведем лишь некоторые, наиболее значимые на наш взгляд:

  • Пропорции храма символичны: самый высокий купол – 81 м, высота колокольни 62,5 м, что соответствует дате гибели (1881 год) и возрасту Александра II (погиб на 63 году жизни).
  • С 30-х годов сложилось поверье о неразрушимости храма. Много раз его собирались снести, но исполнение решения откладывалось. Взорвать его планировали летом 1941 года, рассказывают, что уже просверлили стены и заложили взрывчатку, но осуществить замысел помешала война – подрывников призвали на фронт.
  • В купол колокольни во время войны попал немецкий фугас весом в полтора центнера, но не разорвался. Обнаружили его случайно, в 60-х годах. В ходе операции снаряд извлекли и обезвредили в районе Пулковских высот. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, спасая храм. Никто не пострадал.
  • В народе прошел слух о том, что храм «заговоренный», а охраняют его символы «крестов в круге», украшающие кокошники окон, что это древний защитный знак. И, действительно, постановление о сносе собора, который мешал строительству транспортной магистрали в годы правления Н. С. Хрущева, чудесным образом отменили. Храм снова выстоял!
  • Наконец, его передали как филиал государственному музею «Исаакиевский собор» и в 1970 году начали реконструкцию, «надели» строительные леса. Шли годы. Храм продолжал стоять в «лесах». В конце 80-х стали поговаривать (шутка или пророчество), что когда снимут леса с храма, советская власть падет. Леса демонтировали летом 1991 года…
  • Существует легенда о том, что кресты с куполов собора жители города спрятали от большевиков на дне канала, а когда началась реставрация – сообщили об этом. Бригада водолазов подняла святыни, и они возвратились на свои места.

По завершении реставрационных работ в 1997 году храм вновь был открыт для посетителей, а в 2004 году в нем отслужили литургию, которая восстановила православную сущность.

Сегодня храм Спаса на Крови – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, действующий храм и одновременно музей, в котором проводятся тематические экскурсии. Здание собора Воскресения Христова является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Где находится и как добраться

Храм Спаса на Крови находится в историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2 Б, — к нему примыкает Михайловский сад.

От станции метро «Невский проспект» можно пройти пешком вдоль канала Грибоедова — расстояние около 700 метров.

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.

Исторические моменты

  • Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
  • Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
  • Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
  • Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
  • В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.

Внешний вид

Собор – эталонный образец «русского стиля». Это направление основано на зодчестве 16-17 веков. Представляет собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Имеет 9 глав, часть из которых позолоченная, а вторая – эмалированная. В основе построен четверик, так называли четырёхгранное помещение для храма в допетровское время. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса на Крови – внешняя отделка. В ней использовался: красный кирпич, позолоченная медь, эмаль разных цветов, разнообразная мозаика, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами расположены мозаичные панно с евангельскими сюжетами.

Вы сразу заметите сходство Спаса на Крови с собором Василия Блаженного в Москве. Этот памятник архитектуры стал главным вдохновением для строительства петербургской достопримечательности .

Что посмотреть внутри

  • Главная святыня храма – участок дороги, на которой погиб Александр Второй. Это булыжная мостовая с решёткой и тротуарной плиткой с Екатерининского канала. Место никуда не переносили, а просто вокруг него и начали строительство. Над святыней установлен, украшенный объёмными узорами шатёр из яшмы с крестом.
  • Внутри расположено 7065 квадратных метров мозаики, что делает её одной из крупнейших коллекций в Европе. Она создавалась по эскизам более 30 выдающихся художников. Работы выполняла мастерская В.А. Фролова. Собор также называют «музеем мозаики».
  • Одни из ярких сюжетов на стенах: «Спаситель и «Богоматерь с младенцем» В.М. Васнецова. Интересно, что они написаны не по церковным канонам, но считаются шедеврами изобразительного искусства.
  • В оформлении храма было использовано более 20 материалов. В залах вы увидите: разноцветный мрамор, уральские самоцветы, порфир, яшму и т.д.
  • Так как собор воздвигнут в честь царя-мученика, Александра Второго, то под сводами вы найдёте икону его покровителя – святого Александра Невского. А также изображения покровителей всех членов императорской семьи.

В первые годы правления большевики не выделяли деньги на содержание храма. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спас был закрыт. Затем вынесен приговор: разобрать здание до основания. Но война помешала осуществлению задуманного. В непростое время для страны в помещениях собора был морг для военных жертв. После 1945 года Собор Воскресения Христова на Крови принадлежал Малому театру, который хранил в нём декорации для спектаклей. И только в 60-хх государство забрало его назад. Позже сделало филиалом музея «Исаакиевский собор». Аварийное состояние помещений требовало реставрации, начавшейся в 80-хх гг. В 1997 г. он открылся для посещения, а в 2004 г. возобновились богослужения.

@dr_ankit_chakrawarti

  • Во время революции верующие жители города сняли кресты с куполов Спаса на Крови, и положили на дно канала Грибоедова. Так они спасли их от большевиков. Золотые ценности были найдены строителями только в годы реставрации по наводке случайного прохожего.
  • В 1970-хх гг установлены строительные леса. Они там находились долгие годы, поэтому петербуржцы шутили, что пока леса будут окружать храм, советская власть будет править. Строительные работы были закончены на кануне 1991 года, перед сменой государственного режима.
  • В сооружении находят и мистическую сторону. Можно заметить нехристианские символы, которые ещё раз указывают на почести Александра Второго. Высота центрального сооружения 81 м, смерть царя была в 1881 г. Высота главного купола 63 м такая же, как и возраст, в котором умер император. Над крестом в колокольне возвышается корона, а по всему храму расположились гербы русских городов и двуглавый орёл.
  • Существует поверье, что в соборе есть икона, на которой со временем проступают даты. Они являются переломными в истории России. Например, виднеется 1917 г – революция и свержение власти, 1941 г – начало войны и 1953 г – убийство Сталина и государственный переворот. Остальные числа, пока видно нечётко.
  • Петербуржцы называют Собор Воскресения Христова на Крови «нерушимой церковью». Правительство пыталось её взорвать в 1941 и в 70-хх гг, но что-то всё время мешало. В начале 20 века её было велено разобрать. А во время реставрации в стене найден невзорвавшийся немецкий снаряд. В городе были уничтожены десятки церквей, но эта осталась невредимой.

Адрес : Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета : для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.

Часы работы : каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.

График богослужений : по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.


В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, яркостью и теплотой, но и трагической историей своего появления. Девятиглавый красавец, Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой яркий и праздничный вид?



Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II


Александр II вписан в историю России, как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.
Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего - бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.




Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.


Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.


Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.


Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.


В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.


Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.





Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.


В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику. все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, - более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!
Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.



Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо. Как выяснилось впоследствии, один из них все же попал в главный купол, но пролежал там, не разорвавшись, до 1961, пока его не обнаружили и не обезвредили.
Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.


Есть в Питере и ещё одна достопримечательность - Аничков Мост.
впечатлит даже тех, кто хорошо знаком с северной столицей.

18 октября 1883 года на месте убийства императора Александра II в Петербурге был заложен храм Спаса на Крови. Строительство продлилось 24 года. Сейчас этот памятник русской архитектуры - один из главных достопримечательностей Северной столицы и красивейших храмов страны. С ним связано множество загадочных историй и невероятных фактов..

Окровавленные камни

Изначально на том месте, где был смертельно ранен император Александр II, хотели построить небольшую часовню. Сын же убитого царя, Александр III, приказал возвести здесь просторный и величественный храм. Он распорядился, чтобы внутри храма сохранились камни мостовой, на которые пролилась кровь его отца. Эти камни остаются в стенах храма по сей день, а вместе с ними - плиты тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала (теперь - канал Грибоедова, прим.ред.), которые помнят день убийства царя.

Мистика чисел

Высота центрального сооружения храма - 81 метр. Это число соответствует году гибели Александра II - 1881. Еще один купол Спаса на Крови возвышается над мостовой на 63 метра. Эта цифра - возраст императора на момент смертельного ранения. Историки считают это простым совпадением, однако любители городских легенд убеждены, что никакой случайности здесь нет.

Коллекция мозаик

Храм Спаса на Крови известен также и своей коллекцией мозаик - одной из крупнейших в Европе. Площадь мозаичного покрытия на стенах храма поистине впечатляет - более 7 тысяч квадратных метров! Мозаика украшает даже иконостас. Над созданием такого роскошного убранства трудились лучшие художники - Нестеров, Васнецов, Рябушкин и другие - более 30 человек. Эта кропотливая работа заняла много времени даже у таких мастеров и задержала освящение храма на целых 10 лет.

Колеекция мозаик в храме - одна из крупнейших в Европе. Фото: Commons.wikimedia.org

Кресты под водой

После революции большевики сняли колокола с храма. Ходит легенда, что жители города решили спрятать кресты, чтобы их не отправили на переплавку. Кресты опустили на дно канала Грибоедова. Как впоследствии оказалось, горожане не напрасно переживали о судьбе храма: советская власть трижды собиралась разобрать Спас на Крови, но это намерение так и не было реализовано. Когда храму уже ничего не угрожало, кресты никак не могли найти. Об их местонахождении реставраторам рассказал случайный прохожий. Его слова подтвердились. Кресты подняли со дна канала, вернули на свое место и больше не снимали с куполов.

Блокадный морг

Во времена блокады в стенах Спаса на Крови открылся Дзержинский районный морг. Сюда из центра города свозили тела ленинградцев, погибших от голода и при артобстрелах. После прорыва блокады храм приспособили под овощехранилище, благодаря чему в народе его стали называть «Спасом на Картошке». В этом не было никакой иронии: картофель в буквальном смысле спас тысячи ленинградцев от голодной смерти.

Снаряд под куполом

В 1961 году реставраторы обнаружили в центральном куполе храма немецкий фугасный снаряд. Он пролежал здесь, не разорвавшись, со времен Великой Отечественной войны - целых 20 лет! 150-килограммовый снаряд пробил купол Спаса на Крови, но застрял в перекрытии свода. Отсюда его извлекала целая бригада бывших саперов и реставраторов. Снаряд благополучно достали из купола и взорвали в районе Пулковских высот.

Пророческие леса

В 1972 году началась масштабная реставрация Спаса на Крови. Она продлилась четверть века - 25 лет. На протяжении двух десятилетий храм был закрыт строительными лесами. Над затяжным ремонтом даже стали иронизировать. Так, Александр Розенбаум исполнил песню, в которой признался, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе же шутили: когда с храма, наконец, снимут строительные леса, Советский Союз развалится. Интересно, но именно так и произошло. Леса убрали в 1991 году.

Спас на Крови нередко сравнивают с храмом Василия Блаженного в Москве. Фото:

Предыдущая фотография Следующая фотография

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга - сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической - на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови - мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду - морга, а после войны - как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г...

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня - укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови - это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт .

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день - среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых - 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров - 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии - 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.



error: Content is protected !!