Белый костел в местечке ивенец. Белый костел в местечке ивенец Архитектурные особенности костела святого Михаила Архангела в Сморгони

В конце XVI века среди белорусской шляхты и магнатов появилась мода - приглашать архитекторов из других стран, чтобы возводить здесь храмы и дворцы. Благодаря этому сегодня в Беларуси, вы можете увидеть образцы европейского средневекового зодчества, созданные мастерами из Италии, Франции, Голландии, Бельгии, Германии, Польши, Литвы. На территории страны сохранилось совсем немного храмов католического ордена августинцев. Чтобы увидеть один из них вам надо лишь свернуть немного с дороги Минск - Вильнюс.

Первое письменное упоминание о поселении Михалишки датируется 1518 годом. Знаменито оно сегодня во многом благодаря монументальному памятнику барокко - костёлом святого Михаила Архангела. Архитектурный стиль храма исследователи определяют как «сарматское барокко». Это первый построенный в этом стиле храм в истории белорусской архитектуры. О происхождении и особенностях «сарматского барокко» рассказано в тайнике «Засвирь» .

История создания этого памятника средневекового зодчества начинается в 1622 году, когда братья Ян и Лукаш Бжестовские на свои средства построили деревянный костёл для ордена канонников регулярных. Тогда же в Михалишках был основан монастырь августинцев. Первоначально храм был посвящен святому Иоанну Крестителю и под этим названием просуществовал до 1654 года. Во время войны с московским государством 1655-1661 годов деревянный храм был разрушен, а на его месте по приказу Яна Владислава Бжестовского в 1693 году архитектором бельгийского происхождения Кристофером (Криштофом) Пенсом был возведен новый каменный костел, посвященный святому Иоанну Крестителю и святой Анне. Этот архитектор основал целую династию архитекторов и декораторов в Великом княжестве Литовском.

С 1695 по 1700 годы по проекту (а возможно, и с личным участием) придворного художника Яна Казимира Сапеги итальянского скульптора Пьетро Джованни Перти и его местного ученика Николая Жилевича был создан стукковый лепной декор храма. Эти же мастера до этого трудились над интерьером в соборе святых Петра и Павла в Вильно. Стукковые композиции ансамбля в Михалишках важны при исследовании проблематики стиля барокко Беларуси и его взаимосвязи с достижениями европейского искусства этого времени.

В 1700 году виленским епископом Киприаном Павлом Бжестовским храм был освящён в честь святых Иоанна Крестителя и Михаила Архангела. Последнего в те времена считали главным защитником и небесным покровителем всего княжества. А со второй половины XIX века в документах храм упоминается как костел святого Михаила.

Костел однонефный, двухбашенный. Его стены раскрепованы плоскими нишами, а окна имеют полуциркульные завершения. Как и многие храмы того неспокойного времени, костёл имел условно-оборонительное значение - в случае угрозы местное население могло спрятаться в нём и держать оборону. Об оборонном характере сооружения говорит решение его главного входа. Своего рода барбакан должен был служить дополнительной защитой ворот, предотвращая их обстрел и затрудняя возможность использовать таран. Строение, конечно, всего лишь имитирует воинственное лицо средневекового замка - на стенах отсутствуют обязательные в этом случае бойницы.

Посмотрев снаружи на эти строгие линии, вы можете спросить, а где же здесь «барокко»? Постарайтесь попасть внутрь костёла. Изящество интерьера, богато украшенного бело-голубыми барельефами из стукко, поразит каждого вошедшего. Кроме главного алтаря, здесь есть ещё восемь небольших, на стенах - трехметровые скульптуры 12 апостолов, изображения других святых…

Удивительная лепнина храма не имеет аналогов в Беларуси. Создавали всю эту красоту итальянцы - Джованни Галли, Андреа Капоне, и сын архитектора Ян Пенс. Архитектуре костёла в Михалишках свойственны компактность, рационализм форм, точный конструкционный расчёт и определённая театрализация художественного образа. Это всё соответствует духу барокко. Контраст между аскетическим внешним видом храма и пышной барочной отделкой интерьера должен был производить впечатление на верующих. Справляется с этой функцией костёл и до сих пор.

Храм был сильно повреждён в Первую Мировую войну и реставрирован в конце 1920 годов. Костёл в Михалишках один из немногих сохранившихся до наших дней в Беларуси памятников европейского уровня второй половины XVII века, в котором просматривается взаимосвязь с искусством Италии, проявляющаяся в высоком художественном уровне композиций.

По материалам:

В качестве полезной информации:

вариант 1, без картинок, облегчённый, можно распечатать с собой

вариант 2 чуть подробнее и с картинками

Среди многочисленных храмов Праги есть один совершенно необычный. Находится он в Кинских садах и «приехал» сюда в 1929 году. Поэтому церковь называют «странствующей», и это не первое перемещение в истории собора.

История церкви

Храм был построен на Западной Украине, в Карпатах, в середине XVIII века в селе Великие Лучки, что близ Мукачево. В самом конце XVIII века церковь купил приход богатого торгового села Медведовцы, и храм «переехал» в первый раз. Там он и находился вплоть до 1929 года, когда жители села решили подарить церковь для укрепления отношений с государством, в состав которого входила область в то время.

Западная Украина была в составе Австро-Венгерской империи, после ее распада эти земли отошли к Чехословакии. Передача церкви в качестве подарка прошла с участием губернатора Прикарпатской Руси Антона Бескида (так в то время называлась эта область Украины).

Церковь разобрали по мельчайшим деталям, предварительно пронумеровав каждую, отвезли в Прагу и вновь собрали в Кинских садах в .

Архитектурный облик церкви

На Украине церкви этого необычного стиля признаны Всемирным объектом ЮНЕСКО, так как обладают совершенно необычным обликом, который больше нигде в мире не встречается.

Дело в том, что бойковский, или лемковский стиль с элементами народного барокко (а именно в этом стиле построена церковь архангела Михаила), возник не в дворцах и кабинетах придворных архитекторов, а среди народа, создавался, что называется, «всем миром». Его истоки – в вольнице запорожских казаков, в церквах Древней Руси, закарпатских деревнях.

Материал тоже народный – дерево. Из такого же построено чудо русской архитектуры – Кижи, и церковь даже чем-то похожа на этот памятник русского зодчества.

Даже смотреть на церковь удивительно – до того она необычна и гармонична одновременно.

При переносе церкви был учтен природный ландшафт, в котором она «жила» до переезда. Поэтому были выбраны Кинские сады. Она будто стоит в своих зеленых Карпатах, ведь это прежде всего церковь деревенская.

Храм архангела Михаила совсем небольшой: около 14 метров в длину, 8 в ширину. Отличительной чертой лемковского стиля является ориентация его на традиционное строительство домов: трехсрубный или пятисрубный. Церковь трехсрубная, с тремя башнями над каждым отделением, вытянутая в длину.

Самая высокая башня расположена над бабинцом – женским отделением храма, ее высота – 17 метров. Еще две башни выстроены с учетом золотого сечения с востока на запад над каждой частью здания.

Каждую из башен венчает традиционная для народного барокко глава. Любимый прием украинских зодчих лемковского стиля – залом. Это уступ, ярус на крыше, и в храме он сложный: сначала три уступа непосредственно крыши, потом грушевидный первый купол, на нем – четырехугольный барабан, и над барабаном – последняя главка той же грушевидной формы с кованым крестом в навершии. Изнутри купол храма пирамидальной формы с несколькими ступенчатыми переходами от одного яруса крыши к другому.

Кровля церкви сделана из деревянной черепицы. Дерево темнеет от времени, но кровля все равно не производит мрачного впечатления: отполированные в течение веков ее частицы светятся на солнце. Цветовое решение строения тоже очень интересное: основной корпус и уступы крыши естественного для старого дерева цвета, не покрытые ничем, а барабаны, на которых установлены маковки, белые, с каждой стороны грани – окно в зеленом наличнике.

Интерьер церкви тоже выдержан в тех же цветах, только к ним добавлен еще красный. Никакой обычной позолоты и великолепия, ведь это народный храм, не парадный. Красный, белый и зеленый цвета в народном барокко имеют свою символику: белый означал святость веры, зеленый - неистребимость надежды, красный – вечность любви.

Храм святого архангела Михаила принадлежит православной церкви Чехии и Словакии, по воскресеньям и понедельникам в нем проводятся службы.

В церкви находится отделение государственного этнографического музея Чехии, экспозиции которого рассказывают о еще одной странице в истории Чешской республики, о времени после распада Австро-Венгерской империи, когда новое государство только начинало свой путь в международном сообществе. Церковь святого архангела Михаила, как символ мира и дружбы между народами и конфессиями, украшает сегодня прекрасный город.


Первоначально на том месте, где сейчас вы видите каменный костел Св. Архистратига Михаила, находился деревянный костел, заложенный в 1503 году - с этой даты начинается письменная история Сморгони. Владелец местечка Юрий Зенович (1510¾1583) переходит в кальвинизм и в 1553 году строит вместо костела кальвинистский сбор, в котором и завещал себя похоронить «по обычаям евангельской общины без всяких церемоний».Женеон оставил свои огромные владения, дочери ¾ деньги, сыну Крыштофу поручал опеку сморгонской кальвинистской общины и велел выпустить на волю заключенных.

Крыштоф (1540¾1614), каштелян и воевода берестейский, также поддерживает кальвинистов, собирает большую библиотеку и передает ее по завещанию своему сыну Миколаю Богуславу как «величайшую драгоценность», дабы тот хранил ее всегда в одном месте, в Сморгони.

Миколай Богуслав (?¾1621) оставляет веру отца и деда и становится католиком. Он принимает участие в знаменитой битве с турками под Хотином, проявляя чудеса мужества. Получив 20 ран, Миколай Зенович скончался на поле боя. Ему было посвящено панегирическое «Казанье», т.е. сказание, Якуба Газиуша (вышедшее в знаменитой типографии Мамоничей в Вильне), в котором автор характеризует своего героя как «всячески славного, в совете ¾ сенатора, на сеймиках ¾ оратора, в науках ¾ философа, в поветах ¾ каштеляна, в сражениях ¾ дельного полковника».

Сестра Миколая Богуслава ¾ Анна София после смерти брата возвращает сморгонский храм в 1621 году в лоно католицизма. Под названием Троицкого костела храм простоял до 1866 года, пока его не превратили в Свято-Михайловскую церковь. 55 лет святыня была православным храмом, но в 1921 году ее вновь переосвящают в костел.

С 1947 года костел был закрыт и использовался под склад и магазин. После реставрации в 70-х годах ХХ столетия в памятнике разместился выставочный зал. И наконец, в 1990 году бывший сбор вновь стал действующим костелом, который посвящен Архистратигу Михаилу ¾ предводителю небесного воинства. Таким образом, за 400 с лишним лет здание успело послужить и кальвинистам, и католикам, и православным, и воинствующим атеистам.

Однако и сегодня в любой энциклопедии или справочнике по белорусской архитектуре сморгонский храм фигурирует как бывший кальвинистский сбор, ибо его облик и композиционно-планировочное решение сохранили в основном черты архитектуры начала ХVІI века.

Храм отличается суровой простотой, достигнутой благодаря монолитности объема. Его стены достигают в толщину трех метров. Окна высоко подняты над землей, что сразу придает постройке воинственность. Единственным его украшением является аттик, декорированный со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами с висячими гирьками. Подобная декорация является типичной для архитектуры Ренессанса.

План здания представляет собой вытянутый восьмигранник. Внутреннее пространство ¾ это цилиндр, перекрытый высоким куполом, скрытым снаружи восьмигранной крышей. Единственный вход в храм находится под охраной массивной башни, первоначально трехъярусной. Ее ярусы соединялись винтовой лестницей. На самом верху башни находились часы, на втором этаже ¾ звонница. Позднее, при переделке костела под церковь, башня уменьшилась на один этаж. Привлекает внимание и небольшая полукруглая башенка, которая ранее служила хранилищем книг богатой храмовой библиотеки. При сборе была школа, в которой бакалавры преподавали языки, математику, риторику и другие науки.

Отметим примечательную особенность композиционного решения святыни. Обычно в церкви или костеле есть апсида, помещение, в котором располагается святая святых храма ¾ его алтарь. Тут алтаря нет. И это понятно.

Кальвинизм выступил против дорогой и пышной обрядности католического культа. Он устранил из церкви алтари, иконы, свечи. Богослужение у протестантов сводилось в основном к чтению Библии и псалмов. Пасторы не имели специального облачения. Из обрядов сохранились крещение и причащение, которые понимались не как таинства, а как символы мистического присутствия Христа.

Вот очень характерное описание виленского кальвинистского сбора, служившего примером для подобного рода построек во всем ВКЛ: «... вся зала, предназначенная для служб, была затянута черной тканью с белым крестом посередине и вторым, висящим на стене. На столе стояли 2 подсвечника». И всё! Никакого золота, серебра, никакой скульптуры, росписей, никаких икон ¾ словом, ничего дорогого, ценного, роскошного, что было обязательным артибутом костела и что протестанты едко именовали «дубовыми богами», «липовыми иисусами», «болванами»...

Главным покровителем кальвинизма в Беларуси следует признать виленского воеводу и канцлера ВКЛ Миколая Радзивилла Черного. Его пример обращения в «новую веру» вдохновил многих. Увлечение кальвинизмом приняло столь широкие масштабы, что только в Новогрудском воеводстве, например, из 600 шляхетских католических и православных фамилий лишь 16 осталось в православии ¾ остальные приняли кальвинизм.

Для распространения своей литературы кальвинисты создавали типографии: первая из них была открыта в Бресте в 1553 году под опекой Радзивилла Черного; действовали типографии в Несвиже, Лоске, Заславле. Почти во всех крупных городах Беларуси были открыты кальвинистские школы, в которых обучались дети шляхты. Кальвинисты принимали активное участие в деятельности государственных органов, благодаря чему уже в 1563 году протестанты, наряду с православными, были уравнены в правах с католиками.

Католическая церковь ответила на Реформацию Контрреформацией, которую возглавили иезуиты, что привело к религиозным войнам в Европе. В Беларуси это противостояние не приняло столь радикальных форм. Основные положения о веротерпимости были зафиксированы в монарших привилеях 1568, 1573 и 1588 годов. Таким образом, ВКЛ, как и Польша, в середине и второй половине ХVІ столетия превратилось в одно из самых религиозно-терпимых государств Европы.

Но даже внутри семей магнатов, шляхты и части зажиточных горожан, где кальвинизм пустил особенно глубокие корни, после заключения в 1569 году Люблинской унии происходит смена религиозных приоритетов ¾ протестантизм постепенно утрачивает свое влияние. Дети кальвинистов, охотно поступая в иезуитские коллегиумы, которые давали прекрасное по тем временам образование, выходят из этих учебных заведений рьяными католиками.

Демонстрация оппозиционности королевской власти, всячески поддерживавшей католицизм, уходит в прошлое, как только государственная уния стала фактом истории. Лишаясь крупных покровителей, меценатов, кальвинисты вынуждены были сворачивать свою деятельность в Речи Посполитой. Закрываются их храмы, школы, типографии. До наших дней в Беларуси уцелело несколько бывших кальвинистских сборов. Один из них мы видели, проезжая вблизи Заславля, другой - здесь, в Сморгони.

Однако вернемся в автобус и продолжим наш путь по Старо-Виленскому шляху, а одновременно и по страницам прошлого Сморгони. В этом прошлом, пожалуй, целая глава посвящена событиям Первой мировой войны.

На перекрестке двух улиц ¾ Еврейской (ныне ул. Советская) и Слонимской (ныне ул. Мицкевича), ¾ обращенный своим главным фасадом к площади, стоит костел Св. Михаила Архангела, который прежде входил в состав доминиканского монастыря. Первоначальные постройки доминиканцев в Новогрудке появились в первой половине ХVІІ столетия по фундации виленского воеводы Крыштофа Хoдкевича. Но около 1724 года костел был значительно переделан и включил в себя части прежнего здания, а также декор его интерьера.

Пожары не пощадили костел ни в 1751, ни в 1831 годах. Не сохранилась и построенная в 1829 году рядом с костелом звонница, а также сооружения самого монастыря с хозяйственными постройками. Наконец, ко всем неудачам и бедам доминиканцев добавилось и то, что в 1853 году власти вообще закрыли монастырь. Костел же после ремонта в 1858 году стал приходским и приобрел облик позднеклассической постройки, но после Великой Отечественной войны также был закрыт и использовался как мебельный склад, а вскоре и вовсе был заброшен, отданный на растерзание дождям, ветрам, снегам и прохожим людям. Казалось, гибель его была предрешена. Но вот времена государственного атеизма сменились религиозной толерантностью ¾ и костел был возвращен к жизни. Работы тут, однако, не прекращаются и сегодня.

После реставрации, которая ведется силами местной католической общины, храм предстал, как и прежде, в виде 3-нефной базилики с плоскостно решенным главным фасадом. Костел завершает полукруглая апсида, к которой с правой стороны примыкает двухэтажная постройка с отдельным входом. На главном фасаде перед входом ¾ тамбур. Главный фасад широким карнизом поделен на две части и завершен треугольным фронтоном, над которым возвышается маленькая четвериковая башенка.

Нижний ярус фасада поделен пилястрами на 3 части, что соответствует внутреннему делению храма на главный и боковые нефы. Торцы боковых нефов прикрыты с фасада невысокими фигурными аттиками. Лучковый оконный проем на фасаде освещает верхний ярус главного нефа. Внутри два ряда столбов образуют три нефа: боковые перекрыты крестовыми сводами, центральный ¾ цилиндрическим. Интерьер декорирован богатой лепкой, скульптурой и росписями, которые частично сохранились. Лепкой же оформлены и три алтаря.

Начиная с середины ХVІІІ столетия при монастыре действовала доминиканская школа. Именно в ней учились отец поэта Николай Мицкевич, затем сам Адам с другом детства Яном Чечотом в 1807 ¾ 1815 годвх, а позже будущий «вясковы лiрнiк» Владислав Сырокомля в 1836 ¾ 1837 годах. Правда, к тому времени доминиканская школа была уже закрыта (1834), а на ее базе создана пятиклассная поветовая школа, которая в 1858 году превратилась в гимназию.



Стояла школа справа от костела, и облик ее запечатлели старые рисунки Новогрудка. Перед вами фото одного из этих рисунков (показ фото), который дополняет то, чего мы пока не видим, но непременно увидим в будущем, когда восстановительные работы будут завершены. Улица, которая проходила у стен школы и по которой часто пробегал Адам, торопясь на занятия, носит сегодня его имя.

В главном алтаре костела помещено, как и прежде, изображение Архангела Михаила ¾ покровителя и защитника Новогрудка. Его изображение украшало и герб города, полученный Новогрудком в ХVІ веке вместо прежней «Погони»: на красном поле ¾ фигура Архангела в черном воинском облачении с крыльями за спиной. В правой руке его меч, в левой ¾ весы. Этот герб был дан городу лишь в 1595 году, хотя магдебургское право ¾ право на самоуправление ¾ было получено Новогрудком в 1511 году и затем неоднократно подтверждалось (вплоть до 1795 года, когда оно было упразднено Екатериной ІІ). С 1507 года Новогрудок стал центром воеводства и повета.

Панорама площади: здание магазина «Детский мир»,

Дом-музей А. Мицкевича

Размещалось городское самоуправление ¾ магистрат ¾ в ратуше, которая стояла тут же, на площади, по соседству с Михайловским костелом, на том месте, где сегодня мы видим несуразное и как будто стесняющееся своей несуразности после благоустройства площади здание магазина «Детский мир».

Поначалу для ратуши приспособили одну из городских камениц. Поврежденная пожаром в 1751 году, она была значительно перестроена и украсилась двухъярусной башней с куполом и флюгером, изображавшим Архангела Михаила. Вторично перестроенная в стиле классицизма, с галереей на втором этаже и стройной башней, обращенной к площади и костелу, ратуша простояла до 1860-х годов. В 1900 году она была возобновлена, а в последнюю войну вновь разрушена. Как бы изменился и заиграл новыми красками ансамбль площади, появись на ней вновь ратуша с высокой башней! Но об этом пока остается только мечтать...



Сегодня площадь полукольцом своих построек обращена к скверу, в глубине которого «за листвой зеленой, вырезною» просматривается одна из самых драгоценных реликвий Новогрудка ¾ Дом-музей Адама Мицкевича.

Какую бы роль ни играл Новогрудок в далеком или близком прошлом, как бы ни изменяли его статус столетия, как бы ни отпечатывались на его лице современные будни и ни поглощали город сегодняшние сиюминутные заботы, ¾ он навсегда останется для нас, для тысяч и миллионов людей на земле, для человеческой цивилизации в целом, прежде всего ¾ городом Мицкевича. Два этих имени ¾ Новогрудок и Мицкевич ¾ неразрывны. Они спаяны воедино самой Историей. И потому знакомство со славным Наваградком мы, естественно, завершим у порога родного дома великого поэта.

(Посещение Дома-музея А. Мицкевича.)

Считается костел пресвятого Михаила Архангела , который был возведен в первой половине ХVІІ столетия. Этот костел является кальвинистским собором, возникшим на месте старинной протестантской деревянной церкви ХVІ столетия.

История шедевра архитектуры Беларуси – костела в Сморгони

Кальвинистское святилище было выстроено на денежные средства Криштофа Зеновича . Он являлся государственным деятелем, воеводой Великого княжества Литовского. Зенович желал, чтобы после собственной кончины его захоронили в возведенной им святыне по обычаям кальвинизма, скромно и без церемоний.

Тем не менее, вскоре после кончины К. Зеновича (в 1621 году) данный собор был отдан католической общине. Под именем Троицкого костела он просуществовал вплоть до 1866 года, пока не был отдан православным и не стал Михайловской церковью. На протяжении полувека эта святыня являлась православным храмом, однако в 1921 году церковь снова освятили в костел, который в 1947 году был закрыт. После реконструкции в 1970 году в здании бывшего храма был размещен выставочный зал. И, в конце концов, в 1990 году бывший Сморгонский собор вновь стал функционирующим костелом Святого Михаила Архангела. Следовательно, за четыре сотни лет здание храма успешно отслужило кальвинистам и католикам, православным и атеистам. Все же в многочисленных исторических писаниях этот костел значится как бывший кальвинистский собор.

Архитектурные особенности костела святого Михаила Архангела в Сморгони

Здание костела Святого Михаила Архангела выделяется строгой скромностью и единством композиции. Стены этой святыни доходят до трех метров в толщину. Окна храма достаточно высоко приподняты над землей, что, безусловно, придает ему оттенок воинственности. Единственной жемчужиной внешнего вида данного святилища считается аттик, размеренно декорированный одиночными полуциркульными углублениями со своеобразными свисающими гирьками. Именно такая отделка считается типичной для архитектуры эпохи Возрождения . Главный и единственный вход в костел находится под охраной величественной башни-звонницы, которая изначально была четырехъярусной. Ярусы этой башни объединялись винтовой лестницей, скрытой в круглой башенке, расположенной в непосредственной близости от звонницы. При реорганизации костела в церковь в ХIХ столетии башня была уменьшена на два яруса.

Костел был выстроен в соответствии со всеми правилами и обычаями кальвинистского богослужения, без акцентирования внимания на алтарной доле. По внешнему виду храм представляет чуть вытянутый по долевой оси восьмигранник, со стороны главного входа которого располагается башня-колокольня. Внутреннее убранство костёла Архангела Михаила представляет собой просторный круглый зал, перекрытый шаровым, расписанным фресковым орнаментом куполом.

Экскурсии с посещением памятника архитектуры Беларуси в Сморгони

Костел Святого Михаила Архангела в Сморгони привлекает большое количество как паломников, так и обычных путешественников, ведь это не только действующая святыня, но и выдающийся



error: Content is protected !!