Названия и описание храмов древнего египта. II

Египет ежегодно привлекает сотни тысяч туристов. Страна знаменита архитектурными памятниками. Это не только пирамиды и сфинксы. В Египте много древних храмов, часть из них построена задолго до нашей эры, другие возвели в греко-римский период. Некоторые памятники сохранились по сегодняшний день, другие – полуразрушены и находятся на стадии восстановления.

Луксорский храм

Это развалины центральной части храма бога Амона-ра, построенного при Аменхотепе Третьем. Храм соответствует архитектурным особенностям Нового Царства (16 – 11 веков до н.э.). У входа стоят две статуи и обелиск из розового гранита. С другой стороны к сооружению ведет аллея сфинксов. Храм представляет собой прямоугольное здание, его длина – 190 метров. Путь к святилищу ведет через вестибюль колонн. На территории развалин располагаются фрески, статуи и так далее. Развалины стоят на берегу Нила. В настоящее время они входят в территорию города Луксор.

Карнакский храм

Это крупнейший храмовый комплекс Египта, главное святилище эпохи Нового Царства. Включает в себя храмы, посвященные Амону-ра, жене Мут и сыну Хонсу. Самое значительное здание – храм Амона-ра, длиной – 113 м, шириной – 15 м, а высотой – 45 м. На территории комплекса построены другие храмы, белая, красная и алебастровая капеллы, есть множество фресок и статуй. Рядом с центральным храмом лежит Священное озеро. Между комплексами Амону-ра и Мут лежит аллея сфинксов. В античности Карнакский храм был связан с Луксорским храмом. Располагается в современном городе Карнаке.

Мединет-Абу

Это погребальный храм, построенный Рамсесом Третьим, последним императором Нового Царства. Храм основали в 1100-е годы до нашей эры. Он представляет собой огромный комплекс построек, окруженный стенами. В античности его окружал ров с водой. В комплекс входят дворец фараона, помещения для детей и жен фараона, полуразрушенные статуи и колонны и так далее. Комплекс Мединет-Абу – это сохранившийся образец поминальных храмов. Посетить его можно, приехав в город Луксор.

Храм Хатшесуп

Это усыпальница, построенная Хатшесуп, женщиной-фараоном. Ее возвели в начале 15 века до нашей эры, вырубив прямо в скалах. У храма три разноуровневых террасы. Они соединены между собой пандусами. Вход в усыпальницу охраняют два сфинкса и множество статуй. В усыпальнице располагается несколько святилищ, которые посвящены богам Амону-ра, Анубису и Хатхор. Храм Хатшесуп находится в Дэйр-эль-Бахри, это окрестности города Луксора.

Храм Сети в Абидосе

Это храм, посвященный богу Осирису. Его начали возводить еще при жизни фараона Сети, но закончил строительство его сын, Рамсес Второй. Сегодня, восстановленный комплекс, составляет 110 на 76 метров. Предположительно, его изначальная длина была – 170 метров. Здание храма считают одним из самых загадочных, для тех времен, поскольку периметр имеет вид буквы Г. На стенах изображена история фараонов, выполненная в барельефах. В комплекс входит зал Гипостиль – помещение с огромными колоннами. Храм находится в древнем городе Абидосе.

Храм Хатхор в Дендере

Хатхор – дочь Амона-ра, бога Солнца. Предположительно храм был построен в период птолемеев, 4 – 1 века до нашей эры. Это сооружение из песчаника, длиной 80 м, площадью 40 тысяч кв м. Он окружен высокой стеной. Стены и колонны декорированы иероглифами и барельефами. В храме много настенных скульптур, есть зал Гипостиль с высокими колоннами, несколько святилищ. Комплекс находится в небольшом городе Дендера.

Храм Исиды

Храм, посвященный богине Исиде, достроили в 3 веке. Хотя возведение началось на 2 – 3 столетия раньше, еще при Нектанебе Первом. Это шестидесятиметровое сооружение, с двумя пилонами. В комплекс входят подземелья, молельни, зал с колоннами, внутренний двор. Храм строился в разные эпохи истории Египта, поэтому на него повлияла египетская, греческая и римская культуры. Построен на острове Филе, по легенде, это было местом вечного сна бога Осириса.

Храм Хора в Эдфу

Занимает второе место по величине в Египте, уступая место Карнакскому. Он построен в честь бога Хора, но его отстроили заново при правлении Птолемеев (4 – 1 века до н.э.). Длина здания – 137 м, ширина – 79 м. Высота пилонов – 36 м, они украшены надписями и изображениями. За пилонами идет внутренний двор с колоннами, затем зал Гипостиль. В состав храма входят помещение под библиотеку, молельня, жертвенник, святилище. Находится в городе Эдфу.

Храм Абу-Симбел

В скале Абу-Симбел были высечены два храма, недалеко друг от друга. Большой посвящен Рамсесу Второму, а малый – его супруге. Оба сооружения охраняют статуи. В большой храм входит гипостиль, молельни, святилище. После революции 1952 началось планирование новой плотины. Затем ЮНЕСКО утвердил план спасения, и памятник был перенесен, его установили на 200 метров дальше от Нила. Сегодня он находится рядом с рекой Нил, на границе с Суданом.

Строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Дворцы фараонов Древнего царства

Меньше всего мы знаем об особенностях дворцовой архитектуры времен архаичного периода и Древнего царства . Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

На известняковом саркофаге главного жреца V династии Равера, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми расположены двери и окна.

Дворец-замок

На основании всех дошедших до нас свидетельств, дворец фараона Древнего царства можно назвать дворец-замок.

Такая форма дворца сформировалась приблизительно в конце четвертого тысячелетия до н.э. и сохранялась потом в течение большей части третьего тысячелетия.

Этот прямоугольный параллелепипед, внешние стены которого обнесены были серией башен, равномерно чередовавшихся с глубокими нишами; внутренний массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады дворца украшены близко поставленными, высокими пилястрами, соединенными наверху и часто обрамленными богатым карнизом и декоративным панно.

Помещения во дворце фараона делились на два больших сектора: Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: тронный зал, большой зал аудиенции, и, наконец, помещения, используемые «хозяином двух тронов», «хранителем короны», «хозяином дворца» и «главой царских регалий», который руководил самим двором и всеми сложными церемониями. Он отвечал за царский гарем, многочисленных придворных дам, целую армию служащих, ремесленников, дворцовых рабочих, художников, врачей и парикмахеров. Рядом были расположены «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».

Второй сектор состоял из «Красного дома» или «Дома вечности» (Министерство царского и государственного культа), «Белого дома» (Министерство финансов), «Дома руководителя вооруженных сил», соединенного с казармами армии фараона, «Палаты печати» (Министерство налогов) с высоко организованным кадастром и национальным реестром собственности.

Максимального блеска дворец-замок фараона достиг при IV династии, когда фасад завораживал игрой пустот и заполненностей, подчеркнутой вертикальными линиями и выступающими элементами, что показывало высокий уровень архитектурных и технических знаний египтян.

Дворцы фараонов Нового царства.

Дворец-храм

К концу третьего тысячелетия до н.э. дворец-замок прекращает свое существование. Требования с приходом второго тысячелетия становятся сложнее и разнообразнее: разрастающаяся империя требовала все большего престижа и все более изощренных инструментов власти.

Теперь во дворце размещались официальные апартаменты царя и его двора; это было место, где правил властелин мира, и дворец приравнивался к храму. Центральным стал заполненный гигантскими колоннами гипостильный зал, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним располагались перед большим вестибюлем, также украшенным колоннами и пилястрами, «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных и слуг. Архитектурные формы акцентировали внимание на проходе, соединяющем вход-атриум с тронным залом, который часто сравнивали с молельней в храме.

Во время царствования Эхнатона (1372-1354гг. до н.э.) произошли изменения в архитектурном стиле резиденций фараона и правительственных сооружений.

В тогдашней столице городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне архитектурный комплекс состоит из официального дворца с тронным залом и залом для празднеств, резиденции-дворца фараона и его семейства, зоологического сада с экзотическими животными, гарема, из нескольких внутренних дворов, где располагались цветники, висячие сады, бассейны с рыбками.

Дворец-резиденцию Эхнатона называют Серебряный или Северный Он представляет собой дворец-храм. При входе во дворец, по обеим сторонам дворика возвышается святилище, другие постройки также имеют религиозное назначение. За ними следует центральный двор, в середине которого находился бассейн. В южной части дворца помещалась прислуга, в северной был расположен зверинец. Жилые помещения (собственно дворец) располагались в восточной части архитектурного комплекса. Именно здесь находились апартаменты фараона, женская половина и комнаты для гостей. Внутри здания находились небольшие дворики с верандами, вокруг которых размещались галереи, жилые помещения, колонные залы и т. д.

В центре Ахетатона находился большой храм Атона, а рядом с ним по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. Это была официальная резиденция фараона. Жилая часть располагалась в восточной части дворца, западное крыло простиралось до самых вод Нила. Через огромный колонный зал можно было войти в тронный зал. В западной части дворца фараона находились и другие помещения, необходимые для официальных церемоний. Здесь был большой двор с колоссальными статуями фараона. Здания различных административных и правительственных учреждений примыкали к дворцу.

Западная и восточная части дворца Эхнатона были соединены крытым мостом-переходом. Под ним проходила главная улица города – Царская дорога. В этом переходе располагалась ложа фараона, где он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.

Великолепные фрески украшали стены дворцов. Это веселые и жизнерадостные картины, изображающие зверей и растения, свидетельствуют о любви к жизни и высоком чувстве прекрасного.

Фараоны XIX и XX династий строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Руины фундамента архитектурного ансамбля дворца фараона Рамсеса III в Мединет-Абу позволяют воспроизвести планировку дворца.

Через ворота первого пилона можно попасть в первый двор храма. Он служил одновременно и дворцовой площадью. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.

На веранде за колоннадой находился балкон, предназначенный для явления фараона перед простыми смертными. Часть дворцового фасада, где находилась ложа фараона, была немного выдвинута вперед. Обе стороны этой ложи украшали барельефные изображения фараона, на которых он поражал врагов. На барельефах, расположенных ниже, радующиеся и танцующие люди славили силу и мудрость фараона. Дворцовые ворота открывались в средней части фасада. За воротами начинался зал-вестибюль, за ним следовал зал для приемов с шестью колоннами. Далее размещались жилые апартаменты фараона. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами. Здесь был и тронный зал, и личный покой фараона и ванная комната.). со спальней и ванным помещением. Покои для жен фараона тоже состояли из множества комнат. Каждая из жен имела ванное помещение. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен. Северная сторона дворца выходила на площадь. Рамсес III называл свой дворец «домом радости».

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город.

Правитель жил во дворце в окружении многочисленных чиновников и слуг.

Главный царский дворец строился в столице Египта. В других городах для фараона строились несколько менее пышных резиденций, в которых он останавливался во время путешествий по стране.

Вокруг царских дворцов разбивали огромные сады с большими бассейнами или прудами, по которым могли плавать лодки. Воду в прудах регулярно меняли. Бассейны, как правило, были прямоугольными и облицовывались камнем.

Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте.

В садах росло множество деревьев: гранаты, пальмы, акации, ивы, тисы, персики. Там семья фараона могла наслаждаться прохладой, спасаясь от палящего солнца. Сад при дворце фараона приобретал особую важность и значительные размеры.

Самые ранние храмы Древнего Египта появились в середине 4-го тысячелетия до н.э и напоминали тростниковые хижины. Последним из построенных египетских храмов был Храм в Филах, который прекратили использовать в 6-м веке нашей эры. Не удивительно, что эта подборка охватывает большое разнообразие разных сооружений, построенных за огромный промежуток времени. Ваше путешествие по Египту не будет полным без посещения одного из этих мест.

Великий Храм Мединет-Абу

Расположенный на Западном берегу реки Иордан в Луксоре, Мединет-Абу является арабским названием огромного храмового комплекса. По своим размерам он уступает только Карнаку, но при этом гораздо лучше сохранился до наших дней. Фараоны Хатшепсут и Тутмос III построили на этом месте небольшой храм в честь Амун. Рядом с их храмом Рамзес III построил свою гробницу - самый большой сохранившийся памятник комплекса Мединет-Абу . Рамзес III окружил комплекс храмов большой кирпичной стеной, охватившей склады, цеха и жилые дома.

Храм Ком Омбо

Среди величайших храмов Древнего Египта невозможно не отметить Ком Омбо. Расположенный на высокой выходящей на Нил дюне Ком Омбо представляет из себя необычный двойной храм. Его построили во время правления династии Птолемея. Первоначальный храм начали строить при Птолемее VI Филометоре в начале второго века до н.э. Ком Омбо на самом деле включает два различных храма, зеркально отражающих друг друга. У них есть два входа, два суда, две колоннады, два гипостильных зала и два святилища.

Колоссы Мемнона

Построенные приблизительно в 1350 до н.э. Колоссы Мемнона представляют собой две большие каменные статуи. Они изображают сидящего на пьедестале фараона Аменхотепа III. Первоначальным предназначением Колоссов должна было стоять на страже у входа в храм Аменхотепа, где ему поклонялись как до, так и после ухода в потусторонний мир. Когда-то это был один из самых больших храмов Древнего Египта, но сегодня он практически полностью исчез, за исключением этих двух статуй. Оба Колосса значительно повреждены, а детали выше талии практически неузнаваемы.

Храмы острова Филе

Остров Филе был центром культа богини Изиды. Первый храм на острове был построен фараонами из 30-й династии. Строительство храма продолжалось в течение трех веков правления греческой Птолемеевой династии и римских правителей. В 100 году нашей эры Римский император Траян построил знаменитый киоск Траяна, который вероятнее всего служил речным входом в большой храм Изиды. В 1960-х храм и другие монументы Филе были перемещены на остров Агилика. Перемещением занимались волонтеры ЮНЕСКО, чтобы спасти историческое наследие от возрастающих вод Нила в связи со строительством Асуанской Плотины. Остров Филе в настоящее время затоплен водами Озера Нассер.

Храм Эдфу

Храм Эдфу посвящен богу с головой орла Хору, являясь вторым по величине египетским храмом после Карнака и одним из наиболее сохраненных. Строительство этого храма началось в 237 до н.э во время господства Птолемея III и закончилось почти два века спустя в 57 до н.э Птолемеем XII, отцом легендарной царицы Клеопатры. Этот храм состоит из традиционных элементов египетских Храмов Нового Королевства, вместе с несколькими греческими сооружениями, среди которых стоит выделить Дом Рождения (Маммиси).

Храм Сети I в Абидосе

Храм Сети I представляет из себя гробницу фараона Сети I на западном берегу Нила в Абидосе. Древний храм был построен к концу господства Сети, и достроен его сыном Рамзесом Великим после смерти отца в 1279 году до н.э. В этом храме находится Абидосский Список - хронологический перечень всех династический фараонов Древнего Египта от египетского короля Менеса (основателя первой династии) до отца Сети, Рамзеса I.

Египетский Храм Хатшепсут

Этот храм является гробницей Хатшепсут, управлявшей Египтом приблизительно с 1479 до н.э до ее смерти в 1458 до н.э. Он расположен на западном берегу Нила. Сооружение с колоннадой было разработано и построено египетским архитектором Сенмутом. Королевский архитектор Хатшепсут построил храм для ее погребения, а также чтобы почтить славу Амун. Храм Хатшепсут гармонично вписан в обрыв резко возвышающегося утеса с тремя ступенчатыми террасами, достигающими 30 метров в высоту. Эти террасы связаны длинными пандусами, которые когда-то были окружены садами.

Луксорский Храм

Луксорский Храм расположен на восточном берегу реки Нил в древнем городе Фивы. Он был основан в 1400 до н.э во время Нового Королевства. Храм был посвящен трем египетским богам Амуну, Муту и Хонсу. Храм был центром фестиваля Опет - самого важного фестиваля в Фивах. Во время ежегодного фестиваля статуи трех Богов переносились из храма Амуна в Карнаке в храм Луксора вдоль дороги сфинксов, соединяющей 2 этих храма. Сегодня Луксор является главным местом назначения для путешествующих по Верхнему Египту, а также важной остановкой во время большинства Нильских речных круизов. Среди выдающихся храмов Древнего Египта Луксор всегда занимал особое место.

Абу Симбел

Карнакский Храм Древнего Египта

Даже будучи ужасно разрушенным, Карнакский Храм превосходит по своей красоте большинство других достопримечательностей Египта. Это самое большое древнее религиозное сооружение в мире, представляющее объединенный результат труда многих поколений египетских строителей. Храм Карнака на самом деле состоит из трех главных египетских храмов, закрытых храмов меньшего размера, и нескольких внешних храмов приблизительно в 2.5 километрах к северу от Луксора. Потребовались тысячелетия, чтобы построить и расширить Храм Карнака. Большая часть работы над Карнаком была сделана фараонами Нового Королевства (1570-1100 до н.э). Одной из самых известных структур Карнака является Гипостильный Зал площадью в 5,000 квадратных метров с 134 большими колоннами, установленными в 16 рядов.

11 октября 2016 | Категории: История , Топпер , Архитектура

Рейтинг:+2 Автор статьи: Koller Просмотров:28702

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина п од названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...

Начало:

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Род фараона поработил сынов Исраилевых, используя их труд на самых тяжелых работах. Сыны Исраилевы, уставшие от гнета коптов, не могли даже вернуться на родину своих предков, в Палестину, поскольку Фараон не давал им ни разрешения, ни возможности покинуть Египет.

Сыны Исраилевы были разделены на классы: часть из них была занята на строительстве пирамид, подобных горам; другие привлекались к строительству или сносу домов; тысячи их людей непомерно работали в каменоломнях. Это были тяжелейшие работы, в результате которых многие сыны Исраилевы были сгорбленными. Те из них, кто не работал, были обложены ежедневной данью, за невыплату которой до захода солнца, полагалось связывать и заключать в тюрьму на месяц. Женщины этого народа были заняты шитьем и прядением.

Рабовладельческий порядок подвергал сынов Исраилевых репрессиям и мучениям. Кроме того, по приказу Фараона копты убивали всех новорожденных мальчиков из числа израильтян, оставляя в живых только девочек. Однако достигнув определенного возраста, их выдавали замуж за чужих мужчин, дабы полностью истребить род израильтян.

Сон, приснившийся Фараону

Однажды во сне Фараон увидел, что огонь со стороны Палестины окружил Египет и сжег всех коптов, живших там, не тронув при этом израильтян. Этот сон очень напугал Фараона, который собрал всех предсказателей, гадалок и колдунов, чтобы те истолковали сон. Ответ был следующим:

Среди сынов Исраилевых родится мальчик, ты и твоя власть погибнет от его рук.

Решение Фараона после услышанного было чудовищным: он приказал убивать всех новорожденных мальчиков-израильтян. Повитухи в точности исполняли этот приказ. Те из них, кто проявлял сочувствие, были убиты.

По всей стране по приказу Фараона были установлены эшафоты для пыток беременных женщин. Судьба наиболее крепких здоровьем израильтянок, которым удавалось не потерять ребенка, несмотря на испытанные мучения, и родить мальчиков, была известной: их новорожденных сыновей убивали сразу после появления на свет.

Напуганные пытками многие женщины добровольно соглашались на аборты. Вот так, варварски пытался предотвратить рождение Мусы (алейхи салям) Фараон. По его приказу были убиты двенадцать тысяч мальчиков и девяносто тысяч новорожденных.

В соответствии с другим риваятом, количество детей сынов Исраилевых, которые были убиты по приказу Фараона, достигало девятисот девяноста тысяч.

Мухиддин ибн Араби в своей книге «Фусус аль-Хикам» пишет: «Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) способности и силы всех убитых Фараоном детей. Поэтому чудеса Мусы (алейхи салям) были очень явными». Таким образом, непременно должно было наступить время, когда Муса (алейхи салям) в одиночку станет противостоять армии Фараона.

Рождение Мусы (алейхи салям)

Вместе с новорожденными детьми постепенно стали вымирать и престарелые люди из числа сынов Исраилевых. Опасаясь полного вымирания этого народа, копты обратились к Фараону:

Увеличилась смертность среди взрослого поколения сынов Исраилевых, а их детей убивают по твоему приказу. Мы боимся, что они полностью выродятся. Если так пойдет и дальше, то всю тяжелую работу придется выполнять нам самим.

Фараон принял во внимание это предупреждение и посоветовавшись со своим окружением, принял новое решение. Теперь новорожденных мальчиков было приказано убивать через год. Безусловно, Фараон и его окружение, несмотря на свои злодеяния, никак не могли изменить предопределения Всевышнего Аллаха. Случилось то, что должно было случиться: Муса (алейхи салям) появился на свет, причем в тот год, когда всех новорожденных убивали.

Всевышний Аллах делает то, что пожелает: Муса (алейхи салям) не только родился в тот год, когда новорожденных детей убивали, и остался при этом живым, но и рос во дворце самого Фараона под его же защитой. Многим такое развитие событий покажется невероятным, но именно они заставляют осознать, что все - во власти Аллаха. А как иначе мог бы Муса (алейхи салям) набраться сил и положить конец правлению Фараона-злодея?

Размышляя о наших личных повседневных проблемах или даже глобальных политических событиях, мы барахтаемся в обилии возможных предположений и ищем пути их решения, но почти всегда забываем, что Аллах – всемогущ, и если он не пожелает, то изменить что-то невозможно. Как невозможно избежать Его милости и помощи.

Мать Мусы (алейхи салям) забеременела его братом Харуном и родила в тот год, когда детей оставляли в живых. Мусу (алейхи салям) она родила на следующий несчастный год. В тот год люди Фараона рыскали везде, и если встречали беременную женщину, то сразу же записывали ее имя. Когда же наступало время родов, к этой женщине приходили повитухи из числа коптов. Если рождалась девочка, то ее оставляли в живых, а если рождался мальчик, то его отдавали специальным детоубийцам, которые безжалостно убивали ребенка острыми ножами.

Беременность матери Мусы (алейхи салям) протекала незаметно для окружающих. Очевидных признаков не смогли узреть даже женщины, которые выискивали беременных. Тем не менее, мать Мусы (алейхи салям) пребывала в постоянном страхе и волнении. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ ۖ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَاتَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي ۖ إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же начнешь бояться за него, то брось его в реку. Не страшись и не печалься, Мы непременно вернем его тебе и сделаем одним из (Наших) посланников»» (аль-Касас 28:7).

Это откровение, которое было внушено матери Мусы (алейхи салям), не является пророческим откровением. Оно настигло ее посредством ильхама (интуиции) или сновидения. В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

...أَنِ اقْذِفِيهِ فِي التَّابُوتِ فَاقْذِفِيهِ فِي الْيَمِّ فَلْيُلْقِهِ الْيَمُّ بِالسَّاحِلِ يَأْخُذْهُ عَدُوٌّ ۚلِّي وَعَدُوٌّ لَّهُ

«Положи его в сундук и пусти его по реке (Нилу), и река выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг» (Та-Ха 20:39).

Мать Мусы (алейхи салям) в течение трех месяцев кормила его грудью, пребывая в постоянном страхе, так как если бы люди Фараона ворвались в ее дом, то непременно нашли бы ребенка и убили бы его.

С каждым днем Муса (алейхи салям) становился все более крепким и красивым, привязанность и любовь матери к сыну становилась все больше и сильнее, как и страх за его жизнь. Положившись на откровение и свою интуицию, она решается поступить так, как ей и было внушено: отпустить Мусу по течению реки Нил.

Муса (алейхи салям) во дворце Фараона

Мать Мусы (алейхи салям) заказала плотнику деревянный ящик. Внутреннюю часть ящика она застелила хлопком, снаружи обмазала смолой, чтобы он не пропускал воду. Как следует покормив сына, она положила его в ящик, и вверив его Всевышнему Аллаху, спустила ящик на воду.

По воле Всевышнего Аллаха течение реки вынесло Мусу ко дворцу Фараона и выбросило его там на берег. Когда невольницы жены Фараона пришли на берег реки за водой, то нашли там ящик, и взяв его с собой, передали жене Фараона. Открыв сундук, жена Фараона увидела в нем ребенка, излучающего свет.

В тот же миг она прониклась любовью к младенцу. Впрочем, он и сам еще не знал, что так будет всегда на протяжении всей его жизни: каждый, кто видел его, испытывал к нему добрые чувства. Не миновало это даже самого Фараона, который так же сильно привязался к ребенку. Вот что об этом сказал Всевышний Аллах в Куръане:

...وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَىٰ عَيْنِي

«Я одарил тебя Своей любовью (и поэтому тебя полюбили люди, даже Фараон), и ты вырос у Меня на глазах (под Моим контролем и защитой)» (Та-Ха 20:39).

Всевышний Аллах заронил зерно любви к Мусе (алейхи салям) в сердца всех обитателей дворца Фараона. Однако спустя некоторое время, обитателей дворца Фараона охватило волнение, и они стали задаваться вопросом: «Кто этот ребенок, откуда он появился? А вдруг он и есть тот ребенок, который положит конец власти Фараона?».

Опасаясь, что он рожден израильтянкой, приближенные Фараона собрались на совещание и приняли решение убить ребенка. Однако жена Фараона Асия бинти Музахим возразила им и сумела убедить Фараона сохранить ему жизнь. Она приложила немало сил к тому, чтобы защитить Мусу (алейхи салям) и сделать его любимым сыном Фараона. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَقَالَتِ امْرَأَتُ فِرْعَوْنَ قُرَّتُ عَيْنٍ لِّي وَلَكَ ۖ لَا تَقْتُلُوهُ عَسَىٰ أَن يَنفَعَنَاأَوْ نَتَّخِذَهُ وَلَدًا وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И жена Фараона сказала: «Вот радость очей для меня и тебя! Не убивайте его! Возможно, он будет нам полезен, или же мы усыновим его». И они ни о чем не подозревали» (аль-Касас 28:9).

Вот так, благодаря стараниям Асии бинти Музахим, Фараон и его приближенные отказались от мысли убить Мусу (алейхи салям). Они и не догадывались, как были близки к правде. В одном из риваятов сообщается, что когда Асия сказала Фараону: «Вот услада очей для меня и для тебя», он ответил ей: «Для тебя да, а я не нуждаюсь в нем».

Так и случилось впоследствии. Всевышний Аллах даровал жене Фараона истинный путь, а сам Фараон был уничтожен руками Мусы (алейхи салям). Асия бинти Музахим, увидев, как посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, уверовала в него. Фараон, не простив жене того, что она уверовала, подверг ее жестоким пыткам.

В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху анху), сообщается, что Фараон приказал прибить Асию к земле четырьмя гвоздями, а затем положить на нее тяжелый камень. В этот момент Асия обратилась к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

... إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِوَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«О, Господь! Даруй мне дом в Раю, рядом с собой, и избавь меня от Фараона и его (скверных) дел. Избавь меня от этого нечестивого народа» (ат-Тахрим 66:11).

С такой мольбой обратилась Асия бинти Музахим к Всевышнему Аллаху, попросив даровать ей дом и место вечного отдыха в Джанна аль-Маъва. Она просила избавить ее от мерзкого Фараона и его скверных дел, а также от его нечестивого народа. Испив чашу мученичества, она удостоилась вечного отдыха и высокой степени, которую она желала.

В одном из риваятов сообщается, что, когда Фараон подверг Асию пыткам, чтобы она вернулась в религию Фараона, ей было показано ее место в Раю, и она отдала свою душу, не испытывая никакой боли. Тот камень, который положили на нее, был положен уже на бездыханное тело. Асия, являющаяся примером стойкости в вере, восстала против Фараона, который хотел ввергнуть ее в огонь вечных страданий, и вознеслась к наивысшей степени Рая, став одной из самых благих женщин Рая.

Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми благими женщинами Рая, являются: Хадиджа, Фатима, Марьям и Асия бинти Музахим».

Мать снова обретает своего ребенка

О состоянии матери Мусы (алейхи салям) и о том, что произошло с ней позже, наш Господь говорит в Куръане:

وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَىٰ فَارِغًا ۖ إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰقَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ. وَقَالَتْ لِأُخْتِهِ قُصِّيهِ ۖ فَبَصُرَتْ بِهِ عَن جُنُبٍ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали ее» (аль-Касас 28:10-11).

Итак, мать Мусы (алейхи салям), чтобы спасти своего сына от гибели, положила его в сундук и спустила в воды Нила. Но все ее мысли были обращены к сыну, она не переставала думать о нем, и о том, что с ним случилось. Когда утром она узнала, что сундук попал в руки Фараона, она едва не лишилась рассудка. Подумав, что теперь Фараон убьет ее сына, она стала плакать и причитать. Но в это время пришла божественная помощь.

Путем внушения (ильхам) Всевышний Аллах напомнил ей о своем обещании. Она твердо уверовала в это обещание и стала с терпением и спокойствием ждать Его помощи. И если бы Всевышний Аллах не даровал ей терпение и спокойствие, то она, измученная горем и тоской, могла выдать себя, открыто заявив, что Муса (алейхи салям) ее сын. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

...إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰ قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

«Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей» (аль-Касас 28:10).

Всевышний Аллах наполнил ее сердце уверенностью в том, что ее сын будет возвращен ей. Когда ее сердце обрело покой, она отправила свою дочь во дворец Фараона, чтобы узнать, что происходит с ее сыном. Поскольку ее дочь прислуживала при дворе Фараона, то она имела такую возможность.

Она стала наблюдать за Мусой (алейхи салям) со стороны, не выдавая себя. Она узнала о том, что Фараон не убил Мусу (алейхи салям), а усыновил его. Так же она узнала обо всех происходящих во дворце событиях и рассказала об этом своей матери.

Поскольку Фараон и его жена очень полюбили Мусу (алейхи салям), то приняли решение растить его как собственного сына. Жена Фараона пригласила во дворец кормилиц, чтобы выбрать среди них самых лучших для кормления Мусы (алейхи салям). Однако Муса (алейхи салям) не принял ни одну из этих кормилец. Весть об этом событии очень быстро распространилась по округе. По всему Египту были разосланы глашатаи, которые объявили о том, что разыскивается кормилица для ребенка.

Всевышний Аллах говорит об этом в Куръане следующее:

وَحَرَّمْنَا عَلَيْهِ الْمَرَاضِعَ مِن قَبْلُ فَقَالَتْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ أَهْلِ بَيْتٍ يَكْفُلُونَهُلَكُمْ وَهُمْ لَهُ نَاصِحُونَ

«И Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она (сестра Мусы) предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?» (аль-Касас 28:12).

Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда сестра Мусы сказала это, ее привели во дворец и сомневаясь в ее правдивости, спросили: - Откуда тебе известно, что упомянутая тобой семья будет хорошо относиться к ребенку? Сестра Мусы (алейхи салям), стараясь не раскрыть себя, сказала:

Она хочет стать молочной матерью для королевской семьи, и не ждет от этого никакой выгоды. За кормилицей немедленно были отправлены люди. И как только мать взяла Мусу на руки, он тут же прильнул к ее груди и стал есть, перестав плакать. Все обитатели дворца, и в первую очередь Асия, очень обрадовались и одарили мать Мусы (алейхи салям) множеством подарков.

Однако Фараона, относящегося ко всему с подозрением, охватили какие-то сомнения, и он, подумав, сказал:

Кем ты приходишься этому ребенку? Он отказался ото всех других кормилиц, но тебя он принял.

Мать Мусы (алейхи салям) ответила ему:

Я приятно пахну и у меня вкусное молоко. Нет ни одного ребенка, которому бы не нравилось мое молоко.

Эти слова убедили Фараона, и Мусу передали его матери, чтобы она кормила его. Кроме того, они выделили ей материальное содержание и одарили множеством подарков. Мать Мусы (алейхи салям) была очень довольна этим, и, взяв своего ребенка, вернулась к себе домой.

Вот так Всевышний Аллах избавил ее от страха и наделил достоинством, высокой степенью и обильным уделом. После любых трудностей Всевышний Аллах дарует облегчение и путь выхода.

فَرَدَدْنَاهُ إِلَىٰ أُمِّهِ كَيْ تَقَرَّ عَيْنُهَا وَلَا تَحْزَنَ وَلِتَعْلَمَ أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَلَٰكِنَّأَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха – истина. Но большинство (людей) не знает об этом» (аль-Касас 28/13).

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мать Мусы является примером для тех, кто, совершая какое-либо дело, преследует благие намерения и ожидает награды только от Всевышнего Аллаха. Она кормила собственного ребенка и еще получала за это вознаграждение».

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями.

Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Во главе государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.

В период Древнего царства , приблизительно в 2700-2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.

В период Среднего царства (2200-1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.

В период Нового царства (1500-1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В позд

ний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.

Временные рамки исторических периодов

  • ок. 10000 – 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 – х царств – Верхнего и Нижнего Египта
  • ок. 2630 до н.э. Построена 1 – я ступенчатая пирамида
  • ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
  • ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
  • ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
  • ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
  • 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
  • 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
  • 1070 до н.э. Начало упадка
  • 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
  • 51 до н.э. Начало правления Клеопатры
  • 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Основной строительный материал в Египте - камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях - колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания – они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Дворцы Египта

Дворцы фараонов и знати в Древнем Египте строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Роскошь во дворце фараона

Дворец фараона

дворец фараона

Храмы Египта

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.


Руины храма Оcириса

Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.


Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.


Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.


Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды , существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.




error: Content is protected !!