Презентация по философии "античная философия". Презентация на тему

1 слайд

2 слайд

Основные черты Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до н.э. в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются: размытость границ между философским и религиозным дискурсами; ярко выраженный иррационализм; приоритет онтологической проблематики над гносеологической; интровертность мышления; отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

3 слайд

Причины своеобразия восточной культуры Климат и география. Традиционализм культуры. Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни. Особенности антропологии и психологии людей Востока. Особенности восточного мышления: - оно более интровертно, чем западное мышление; - оно скорее эмоционально-образное, чем логическое; - разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила; - для восточного мышления не характерен антропоцентризм.

4 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Религия и философия в Древней Индии Цивилизация Древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера - Ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии. Особенные черты: * Жесткая кастовая социальная структура. * Интеллектуальная и религиозная пассивность людей. * Интровертный характер религиозности * Приоритет иррационального над рациональным. В истории индийской философии выделяют три периода: *Ведийский (1500-500 гг. до н.э.). *Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.). *Индуистский (с 1000 года н.э.).

5 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ведийский период Всего выделяют четыре сборника Вед: - Ригведа, включающая 1028 гимнов. - Самаведа, содержащая религиозные предписания. - Яджурведа, состоящая из Белой и Чёрной Яджурведы. - Атхархаведа, содержащая более 700 заговоров на все случаи жизни. Систематизация и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских систем Индии.

6 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ведийский период. Брахманизм. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его частью. Атман - это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша - высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. А всем им тождественен "Тот" - невыразимое высшее блаженство. Но самым полным выражением Брахмана является "Ом" - понятие, с помощью которого брахман выражает свои надежды на постижение Брахмана. Первоосновами Брахмана выступают: * Пространство. * Движение. * Закон.

7 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Классический период Этот период представлен учениями и школами, появившимися как реакция на элитарность и замкнутость брахманизма. Наиболее значительными из них считаются: санкхья, йога, веданта, джайнизм и буддизм. Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало). Йога представляет собой систему способов и средств, позволяющих пуруше освободиться от материи и достичь состояния мокши.

8 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Классический период Веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных учений. Главный труд этой системы - Веданта-сутра - появился во II веке до нашей эры. В центре внимания Веданты - Брахман (Тот), являющийся источником всего фундаментального мира. Он один, неделим, абсолютен. Ему тождественен Атман - искра Брахмана в единичной душе. В отличии от санкхьи, веданта не признает дуализма мира. Брахман - единственная реальность. Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы.

9 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Классический период Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, однако эти ощущения не являются его субъективной данностью, а есть следствие волнения дхарм - частиц мироздания Сущность учения Будды: * Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полное освобождение, нирвана. Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма - религии и философии современных индусов.

10 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Индуистский период Ранний период индуизма представлен в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна", где описывается происхождение мира из "космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах". В нем рождается демиург Брахма, который творит Вселенную из материала этого яйца. Сотворив Вселенную, Брахма определяет течение времени, создает смерть для спасения земли от перенаселения. Затем Брахма создает государство и законы, делит людей на сословия, определяет порядок вступления в браки. По мере развития индуизма Брахма уступает центральное место Вишну, который отождествляется с космической душой. Складывается концепция майи Вишну. Майя - это присущая Вишну энергия, материализованная в первозданных водах, из которых возникает мир. Вселенная рассматривается как иллюзорное проявление майи. Шива символизирует единство аскетического и эротического начал. Хотя Шива и представляет функцию разрушения, эта функция имеет творческий аспект. В мире непрерывных изменений разрушение предшествует творению и обуславливает его.

11 слайд

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Выводы. Общими для всех религиозно-философских систем Индии являются такие черты, как равнодушное отношение к материальному, стремление к более благоприятному перевоплощению после смерти, аскетизм. В индийской философии не было онтологии и гносеологии в европейском понимании. Но, тем не менее, указанные выше учения и школы выполняли важную роль в индийской культуре, служили способом её самоидентификации.

12 слайд

Философия Древнего Китая По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир. В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.

13 слайд

Философия Древнего Китая. В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа, и люди В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств. Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе. Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений: - Даосизм - Конфуцианство - Моизм - Мин-цзя - Фа-цзя

14 слайд

Философия Древнего Китая. Даосизм. Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности. Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого. Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам. Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию «недеяния» («невмешательства») Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

15 слайд

Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры. Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться. Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим. Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: жестокости, грубости, разбоя, жадности. В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте. О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

16 слайд

Философия Древнего Китая. Моизм. Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры. Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку». Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём. Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее… Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей». Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.

17 слайд

Философия Древнего Китая. Мин-цзя (школа имён). Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры. Идеей последователей Мин-цзя была следующая идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей». Считалось, что непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени (Инь Вэнь). Представители школы считали, что понятия глубже охватывают существенное в вещах, чем чувственные представления. Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. Но постепенно дискуссия о значениях понятий принимает софистический характер. В итоге они приходят к выводу о невозможности достижения истины.

18 слайд

Философия Древнего Китая. Фа-цзя (Легисты). Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры. Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви и так далее… Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами. Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо: Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград Карать жёстко, внушая трепет Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном, который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.

19 слайд

20 слайд

Философия Древнего Египта и Вавилона Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом. Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов: - с одной стороны – космогонической мифологии; - с другой – научных знаний. Черты: 1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах». 2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы. 3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.

21 слайд

Философия Древнего Египта и Вавилона. выводы. Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является “И цзин” (“Книга перемен”). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Небесная природа (мир), вместе с Солнцем и Луной, в процессе своих ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и название литературного памятника - “Книга перемен”. Строго говоря, “Книга перемен” - это еще не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от дофилософских и в какой-то степени мифологических представлений к собственно философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды совершенно мудрых людей. “Книга перемен” занимает особое место в истории древнекитайской философской мысли. Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы (вторая половина VI - первая половина V вв. до н. э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 - 479 гг. до н. э.). Хотя в Древнем Китае творили и другие мыслители, все же в первую очередь философское наследие Лаоцзы и Конфуция дает достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей. Идеи Лаоцзы изложены в книге “Дао дэ цзин”, которая была подготовлена к печати его последователями и появилась на рубеже IV - III вв до н. э.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Книга Перемен, труды мыслителей Лао Цзы и Конфуция - без этих трёх вещей философия Древнего Китая напоминала бы здание без фундамента или дерево без корней - столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире. Философия древнего Китая: Инь и Ян, а также образованные из них восемь триграмм - основа предсказаний по Книге Перемен «И-Цзин», то есть «Книга Перемен», - один из самых ранних памятников философии Древнего Китая. В названии этой книги - глубокий смысл, который заключается в принципах изменчивости природы и жизни человека в результате закономерного изменения энергий Инь и Ян во Вселенной. Солнце и Луна и другие небесные тела в процессе своего вращения творят всё многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и название первого труда философии Древнего Китая - «Книга Перемен». В истории древнекитайской философской мысли «Книга Перемен» занимает особое место. В течение столетий практически каждый мудрец Поднебесной пытался комментировать и трактовать содержание «Книги Перемен». Эта комментаторско-исследовательская деятельность, которая затянулась на века, заложила основы философии Древного Китая и стала источником её последующего развития. Виднейшие представители философии Древнего Китая, которые во многом определили её проблематику и изучаемые вопросы на два тысячелетия вперёд, - это Лао Цзы и Конфуций. Они жили в период 5–6 ст. до н. э. Хотя Древний Китай помнит и других известных мыслителей, всё-таки в первую очередь наследие именно этих двух человек считается фундаментом философских исканий Поднебесной.

5 слайд

Описание слайда:

Лао Цзы - «Мудрый старец» Идеи Лао Цзы (настоящее имя - Ли Эр) изложены в книге «Дао Дэ Цзин», по нашему - «Каноне о Дао и Добродетели». Этот труд, состоящий из 5 тысяч иероглифов, Лао Цзы оставил стражнику на границе Китая, когда в конце жизни отправился на Запад. Значение «Дао Дэ Цзина» трудно переоценить для философии Древнего Китая. Центральное понятие, которое рассматривается в учении Лао Цзы, - это «Дао». Основный смыслиероглифа «дао» в китайском языке - это «путь», «дорога», однако оно также может переводиться как «первопричина», «принцип». «Дао» у Лао Цзы означает естественный путь всех вещей, всеобщий закон развития и изменения мира. «Дао» - нематериальная духовная основа всех явлений и вещей в природе, включая человека. Вот какими словами Лао Цзы начинает свой Канон о Дао и Добродетели: «Дао не познаешь, только говоря о Нём. И нельзя человеческим именем назвать то начало неба и земли, которое является матерью всего существующего. Лишь освободившийся от мирских страстей способен Его увидеть. А тот, кто эти страсти сохраняет, может только увидеть Его творения».

6 слайд

Описание слайда:

Конфуций Дальнейшее становление и развитие древнекитайской философии связывается с деятельностью Конфуция, пожалуй, самого выдающегося китайского мыслителя, чье учение и сейчас имеет миллионы почитателей и не только на территории Китая. Становлению Конфуция как мыслителя во многом способствовало его знакомство с древнекитайскими рукописями: “Книга песен” (“Шицзин”), “Книги исторических преданий” (“Шуцзин”). Он привел их в надлежащий порядок, отредактировал и сделал доступными для широкого ознакомления. Большую популярность Конфуцию на многие века вперед принесли содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к “Книге перемен”. Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), которая была опубликована учениками и последователями на основании его высказываний и поучений. Конфуций - создатель оригинального этико-политического учения, некоторые положения которого не утеряли своего значения и в наши дни. Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого учения, являются “жэнь” (человеколюбие, гуманность) и “ли”. “Жэнь” выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип “жэнь”: “Чего не желаешь себе, того не делай людям”. Средством обретения “жэнь” является практическое воплощение “ли”. Критерием применимости и приемлемости “ли” выступает “и” (долг, справедливость). “Ли” (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества - между отдельными людьми и различными социальными группами. Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления - главные темы в учении Конфуция. Что же касается уровней знания, то он проводит следующую градацию: “Высшее знание - это врожденное знание. Ниже - знания, приобретенные учением. Еще ниже - знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительные уроки из трудностей”. Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лаоцзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед.

7 слайд

Описание слайда:

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во II тыс. до н. э. на санскрите. В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников.

8 слайд

Описание слайда:

Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом. Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 - 483 гг. до н. э.). Имя Сиддхартха означает “достигший цели”, Гаутама - родовое имя. Поиски пути, ведущего к преодолению страданий, переживаемых людьми, стали основной движущей силой жизнедеятельности Гаутамы. Он отрекается от трона и семьи и становится странствующим аскетом. В начале он обратился к йогической медитации, которая представляет собой реализацию стремления обрести божественное начало человеческой личностью через дисциплину тела и ума. Но этот способ приближения к богу не удовлетворил его. Затем он прошел путь строгой аскезы. Аскеза Гаутамы была такой суровой, что он был близок к смерти. Однако и этот путь не привел его к цели. Наконец он сел под деревом, обратившись лицом к востоку и решил не покидать это место до тех пор, пока не получит просветления. В ночь полнолуния Гаутама преодолел четыре ступени медитивного транса, точно осознавал происходящее и в последнюю стражу ночи обрел просветление и стал Буддой, т. е. “Просветленным”. Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т. е. к “нирване”. В тридцать пять лет он прочел свою первую проповедь, которую называют “Первым поворотом колеса Диармы”. Свой путь Будда назвал срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм, предполагающий стремление к удовольствиям, как односторонние крайности. В этой проповеди он провозгласил “Четыре Благородные Истины”. Суть их сводится к следующему: вся человеческая жизнь - это сплошное страдание; причина страданий - стремление к удовольствиям; прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности; ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения.

Описание слайда:

Философия Древней Греции – величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни. Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий. Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное - это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов - космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну - космологию.


План изучения нового материала 1. Периоды развития и культурные истоки древней индийской философии. 2. Философские школы Древней Индии. Мир и человек в индийской философии. 3. Периоды развития и культурные истоки китайской философии. 4. Философские школы Древнего Китая. Основные идеи даосизма и конфуцианства.




Таблица «Периоды развития индийской философии» 1 Ведический период До VI-V в. до н.э. 2 Классический период VI в. до н.э. – первая половина I тыс. 3 Постклассический (схоластический) период Первая половина I тыс. – XVIII в. 4 Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии XIX-XX вв.














Закон кармы Закон кармы регулирует конкретное телесное воплощение Закон кармы регулирует конкретное телесное воплощение Все поступки, хорошие или плохие, отражаются на состоянии кармы человека Все поступки, хорошие или плохие, отражаются на состоянии кармы человека Будущее воплощение зависит от качества кармы Будущее воплощение зависит от качества кармы






Общее понятие всей древнеиндийской философии Представление о том, что вся земная жизнь наполнена страданием Представление о том, что вся земная жизнь наполнена страданием Страдания будут продолжаться вечно, поскольку существует сансара Страдания будут продолжаться вечно, поскольку существует сансара Конечная цель каждой философской теории – поиск пути освобождения от страданий Конечная цель каждой философской теории – поиск пути освобождения от страданий






Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед» Веданта Предлагает тщательно изучать тексты «Вед» Йога Добавляет систему физических и духовных упражнений, цель которых – освобождение от мира, отрешение от боли и страданий Вайшешика Для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть


Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания Джайнизм Утверждает, что тело – темница бессмертной души. Душа стремится к благу, тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса Буддизм Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны


Сиддхартха Гаутама Будда (до н.э.) – основатель буддизма














Праведное поведение Праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголь» Праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголь»










Характерные черты индийской философии Философия рассматривается как руководство к жизни Начальная стадия философских учений – пессимизм Вера в вечный нравственный закон – карму Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я Цель человека - нирвана


Таблица «Периоды развития китайской философии» 1 Период древней китайской философии VI-III вв. до н.э. 2 Средневековый (постклассический) период III в. до н.э. – XIX в. 3 Новый период китайской философии Сер. XIX – 1919 г. 4 Новейший период китайской философии С 1919 г.


ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО- ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ «Книга песен» «Книга истории» «Книга перемен» «Книга обрядов» Летопись Исторические рукописи Комментарий к «Книге перемен» Древняя китайская философия








Основные положения даосизма Всё в мире развивается согласно Дао – естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян всё находится в постоянном изменении; Вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу; Цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; Развитие общества и цивилизации ведёт человека к дисгармонии с миром. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе




Инь и ян Графический символ инь и ян – круг, разделённый на две равные части, взаимопроникающие друг в друга Графический символ инь и ян – круг, разделённый на две равные части, взаимопроникающие друг в друга Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие


Конфуцианство Конфуций (до н.э.) – древний мыслитель и философ Китая, основатель философского учения - конфуцианства




Традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет соблюдать все предписания, то в его поведении не будет места для зла Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков


Родители и старшие люди – воплощение традиций. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности Важно « не делать другим того, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - жень




Характерные черты китайской философии Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике Основной интерес древних китайских философов – поведение человека и его внутренний мир В китайской философии подробно разработаны идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм)












1 из 11

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является “И цзин” (“Книга перемен”). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Небесная природа (мир), вместе с Солнцем и Луной, в процессе своих ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и название литературного памятника - “Книга перемен”.Строго говоря, “Книга перемен” - это еще не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от дофилософских и в какой-то степени мифологических представлений к собственно философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды совершенно мудрых людей. “Книга перемен” занимает особое место в истории древнекитайской философской мысли. Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы (вторая половина VI - первая половина V вв. до н. э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 - 479 гг. до н. э.). Хотя в Древнем Китае творили и другие мыслители, все же в первую очередь философское наследие Лаоцзы и Конфуция дает достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей. Идеи Лаоцзы изложены в книге “Дао дэ цзин”, которая была подготовлена к печати его последователями и появилась на рубеже IV - III вв до н. э.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Книга Перемен, труды мыслителей Лао Цзы и Конфуция - без этих трёх вещей философия Древнего Китая напоминала бы здание без фундамента или дерево без корней - столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире. Философия древнего Китая: Инь и Ян, а также образованные из них восемь триграмм - основа предсказаний по Книге Перемен«И-Цзин», то есть «Книга Перемен», - один из самых ранних памятников философии Древнего Китая. В названии этой книги - глубокий смысл, который заключается в принципах изменчивости природы и жизни человека в результате закономерного изменения энергий Инь и Ян во Вселенной. Солнце и Луна и другие небесные тела в процессе своего вращения творят всё многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и название первого труда философии Древнего Китая - «Книга Перемен». В истории древнекитайской философской мысли «Книга Перемен» занимает особое место. В течение столетий практически каждый мудрец Поднебесной пытался комментировать и трактовать содержание «Книги Перемен». Эта комментаторско-исследовательская деятельность, которая затянулась на века, заложила основы философии Древного Китая и стала источником её последующего развития. Виднейшие представители философии Древнего Китая, которые во многом определили её проблематику и изучаемые вопросы на два тысячелетия вперёд, - это Лао Цзы и Конфуций. Они жили в период 5–6 ст. до н. э. Хотя Древний Китай помнит и других известных мыслителей, всё-таки в первую очередь наследие именно этих двух человек считается фундаментом философских исканий Поднебесной.

№ слайда 5

Описание слайда:

Центральное понятие, которое рассматривается в учении Лао Цзы, - это «Дао». Основный смыслиероглифа «дао» в китайском языке - это «путь», «дорога», однако оно также может переводиться как «первопричина», «принцип». «Дао» у Лао Цзы означает естественный путь всех вещей, всеобщий закон развития и изменения мира. «Дао» - нематериальная духовная основа всех явлений и вещей в природе, включая человека. Вот какими словами Лао Цзы начинает свой Канон о Дао и Добродетели: «Дао не познаешь, только говоря о Нём. И нельзя человеческим именем назвать то начало неба и земли, которое является матерью всего существующего. Лишь освободившийся от мирских страстей способен Его увидеть. А тот, кто эти страсти сохраняет, может только увидеть Его творения».

№ слайда 6

Описание слайда:

КонфуцийДальнейшее становление и развитие древнекитайской философии связывается с деятельностью Конфуция, пожалуй, самого выдающегося китайского мыслителя, чье учение и сейчас имеет миллионы почитателей и не только на территории Китая. Становлению Конфуция как мыслителя во многом способствовало его знакомство с древнекитайскими рукописями: “Книга песен” (“Шицзин”), “Книги исторических преданий” (“Шуцзин”). Он привел их в надлежащий порядок, отредактировал и сделал доступными для широкого ознакомления. Большую популярность Конфуцию на многие века вперед принесли содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к “Книге перемен”. Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), которая была опубликована учениками и последователями на основании его высказываний и поучений. Конфуций - создатель оригинального этико-политического учения, некоторые положения которого не утеряли своего значения и в наши дни. Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого учения, являются “жэнь” (человеколюбие, гуманность) и “ли”. “Жэнь” выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип “жэнь”: “Чего не желаешь себе, того не делай людям”. Средством обретения “жэнь” является практическое воплощение “ли”. Критерием применимости и приемлемости “ли” выступает “и” (долг, справедливость). “Ли” (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества - между отдельными людьми и различными социальными группами.Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления - главные темы в учении Конфуция. Что же касается уровней знания, то он проводит следующую градацию: “Высшее знание - это врожденное знание. Ниже - знания, приобретенные учением. Еще ниже - знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительные уроки из трудностей”. Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лаоцзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед.

№ слайда 7

Описание слайда:

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во II тыс. до н. э. на санскрите. В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников.

№ слайда 8

Описание слайда:

Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом. Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 - 483 гг. до н. э.). Имя Сиддхартха означает “достигший цели”, Гаутама - родовое имя. Поиски пути, ведущего к преодолению страданий, переживаемых людьми, стали основной движущей силой жизнедеятельности Гаутамы. Он отрекается от трона и семьи и становится странствующим аскетом. В начале он обратился к йогической медитации, которая представляет собой реализацию стремления обрести божественное начало человеческой личностью через дисциплину тела и ума. Но этот способ приближения к богу не удовлетворил его. Затем он прошел путь строгой аскезы. Аскеза Гаутамы была такой суровой, что он был близок к смерти. Однако и этот путь не привел его к цели. Наконец он сел под деревом, обратившись лицом к востоку и решил не покидать это место до тех пор, пока не получит просветления. В ночь полнолуния Гаутама преодолел четыре ступени медитивного транса, точно осознавал происходящее и в последнюю стражу ночи обрел просветление и стал Буддой, т. е. “Просветленным”.Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т. е. к “нирване”.В тридцать пять лет он прочел свою первую проповедь, которую называют “Первым поворотом колеса Диармы”. Свой путь Будда назвал срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм, предполагающий стремление к удовольствиям, как односторонние крайности. В этой проповеди он провозгласил “Четыре Благородные Истины”.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Философия Древней Греции – величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий. Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное - это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов - космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну - космологию.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Слайд 2

Античная философия – совокупность учений, развивавшихся на территории современной Греции и в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма), а также в Римской империи. Она зародилась в 7-6 веках до н.э. и просуществовала до 5 века н.э.. (в 529 году император Юстиниан запретил деятельность всех школ как языческих).

Слайд 3

Слайд 4: Особенности античной философии:

Автономное, уникальное явление древнего мира; Признавала или допускала существование богов (постепенно освобождалась из-под влияния мифа и религии); Космоцентризм (на поздних этапах - антропоцентризм);

Слайд 5

Именно античная философия стала основой всей последующей западноевропейской философии и заложила основы законов мышления современного человека.

Слайд 6: Периодизация:

Досократический (доклассический) период – 7- 5 вв. до н.э. – поиск первоначала мира, объяснение явлений природы, космоцентризм. Представители: Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор, Демокрит и др.

Слайд 7

Классический период (5 – 4 вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии. Поворот от космоцентризма к антропоцентризму, создание всеобъемлющих философских систем. Представители: Сократ, Платон, Аристотель.

Слайд 8

Эллинистическо-римский период (3 в. до н.э. – 5 в. н.э.) – период логического завершения ранее заложенных идей и упадка античной философии. Представители: школы киников, стоиков, скептиков, философия Эпикура, неоплатонизм и др..

Слайд 9: Милетская школа

Представители – Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр. Особенности – поиск единого первоначала, из которого возник окружающий мир, мифологичность. Этим первоначалом считали вполне конкретные чувственные образования (природные стихии), поэтому её относят к «наивному» материализму. Все представители занимались также естественными науками, обладали энциклопедическими познаниями.

10

Слайд 10: Фалес Милетский (640-560 гг. до н.э.)

Один из «Семи мудрецов»; Считал, что основа всего сущего – вода («архэ»). Сделал целый ряд математических открытий.

11

Слайд 11: Анаксимен

Считал, что все тела (в том числе и плотные) произошли из воздуха, путем его сгущения.

12

Слайд 12: Анаксимандр (610-540 гг.до н.э.)

Считал, что всё произошло из «апейрона». Апейрон – вечная, неизмеримая, бесконечная и бескачественная субстанция, из которой всё возникло, всё состоит и в которую всё возвратится.

13

Слайд 13

Но, родившись из вечной стихии, вещи сами по себе не вечны. Анаксимандр объясняет это тем, что « апейрон мстит» своим созданиям за обособление (отделение от себя).

14

Слайд 14: Гераклит Эфесский (конец 6- нач. 5 в до н.э.)

Идеалист, один из основоположников диалектики. Получил прозвище «плачущий».

15

Слайд 15

16

Слайд 16

В основе этого мира, согласно Гераклиту, находится Логос – высший духовный, божественный закон, Мировой Разум, который, одновременно, является духовным огнём. Мир Логоса предшествует нашему миру. Душа человека – частица мировой души, Логоса, и имеет ту же огненную природу.

17

Слайд 17

Счастлив тот, кто выполняет законы Логоса. Нарушение законов Логоса ведёт к «увлажнению» души и, как следствие, к болезням. Быстрее всего увлажняет душу алкоголь, пьянство.

18

Слайд 18

Подчеркивал преходящесть, непрерывную изменчивость мира: « Всё течет, всё меняется »; « Нельзя дважды войти в одну реку ». Первым сформулировал один из главных законов диалектики – закон единства и борьбы противоположностей.

19

Слайд 19: Пифагор (6-5 вв.до н.э.)

Выдающийся математик и философ Древней Греции; идеалист. Создатель религиозно-философского ордена пифагорейцев.

20

Слайд 20

21

Слайд 21

Пифагор: этим миром правит божественное начало через космический закон. Этот закон может быть выражен в математических числах, терминах, формулах. Для того, чтобы познать космический закон, необходимо изучать числа. Число показывает нам гармонию вселенной, её божественное происхождение. Число руководит всей жизнью человека. См. также Орден пифагорейцев

22

Слайд 22: Элейская школа

Школа, впервые поднявшая вопрос о том, что такое Бытие и Небытие, движение и покой, вопрос о соотношении бытия и мышления. Подчеркивали относительность движения. Представители – Ксенофан, Парменид, Зенон. Все - идеалисты, диалектики.

23

Слайд 23: Парменид (р. ок 570 г. до н.э.)

24

Слайд 24

Парменид: Первым ввел понятие «бытие». Бытие есть, а небытия нет («всё есть бытие»). То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Бытие – то, что всегда есть, оно едино и вечно. У него нет ни прошлого, ни будущего (т.к. оно едино). Вечное, единое, неделимое – должно быть неподвижно (ему некуда двигаться, т.к. оно пребывает везде и вне бытия ничего нет).

25

Слайд 25

Бытие и мысль – одно и то же: «мысль и есть бытие». Чувства человека обманывают (мы воспринимаем то, чего на самом деле не существует), а разум, мысль – познаёт бытие, истинный мир как он есть.

26

Слайд 26: Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э)

Последователь Парменида, он доказывал невозможность мыслить движение в своих апориях.

27

Слайд 27

Апории (от греч. «затруднение»)– парадоксы, логические тупики против движения и множественности вещей («Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион», «Дихотомия» и др.) Мыслить движение нельзя, т.к. это приводит к противоречиям. А то, чего нельзя помыслить, не существует.

28

Слайд 28: Эмпедокл (ок. 490 - 430 гг. до н.э.)

Ученик пифагорейцев Врач, поэт, музыкант, химик, оратор. Основатель сицилийской медицинской школы. Глава партии демократов.

29

Слайд 29: Эмпедокл:

«Основ существует четыре – огонь, вода, земля и воздух; а также Дружба (Филия), которою они соединяются, и Вражда (Мейкос), которою они разъединяются».

30

Слайд 30: Демокрит (460-370 г. до н.э.)

Главный представитель атомистического направления древнегреческой философии «Смеющийся». Много путешествовал Материалист

31

Слайд 31

Главные произведения: «Великий диакосм», «Малый диакосм». Гениальный мыслитель, во многом предвосхитивший идеи научного атомизма.

32

Слайд 32: Демокрит:

Предметы обладают свойством испускать образы («эйдосы»), повторяющие их очертания, которые мы воспринимаем органами чувств. Однако истинная природа всех вещей – это атомы и пустота. Атомы (от греч. «неделимый») – мельчайшие, абсолютно плотные и непроницаемые частицы. Они различаются только по форме, величине и положению. Между ними – пустота.

33

Слайд 33

Мы не видим атомы, т.к. они очень малы. Душа состоит из самых легких атомов, перемешанных с атомами тела. Атомы находятся в вечном, непрерывном движении. Поведением атомов управляет безликая необходимость («всеобщий детерминизм» – явление кажется нам случайным только потому что нам неизвестна его причина).

34

Слайд 34

В природе существует круговорот атомов (после разрушения одного материального тела атомы переходят в состав других). Д/з. Вопрос: в чём современные представления об атомах не соответствуют концепции Демокрита?

35

Слайд 35: Софисты

Философская школа, представители которой выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько были педагогами, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого софисты – «мудрецы, учителя мудрости»).

36

Слайд 36

Самые известные их софистов («старшие софисты») – Протагор и Горгий. Учеником софистов считают и Сократа. Особенности «школы» софистов: критическое восприятие существующих норм и правил, субъективизм, релятивизм (признание относительности всех условностей), применение софизмов.



error: Content is protected !!