Верховный лама калмыкии тэло тулку ринпоче. Тэло Тулку Ринпоче: Деятельность представителя Далай-ламы в России никак не связана с политикой

Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Биография

Достопочтимый Тэло Тулку ринпоче родился в Америке, в городе Филадельфия в 1972 году. Родители - выходцы из Калмыкии, имигрировавшие в Соединенные Штаты. Дедушка Тэло ринпоче был буддийским священнослужителем, который в последствии подвергся репрессии. В детстве Достопочтимый Тэло ринпоче стал проявлять особые интересы не свойственные простым детям. В возрасте четырех лет он стал называть себя ламой и говорил, что станет монахом. Часто посещал хурул калмыцкой общины в Америке. Незаурядные способности были отмеченны монахами и в 1979 году его семья получает аудиенцию у Его святейшества Далай-ламы. После проведения особых традиционных дознаний Его святейшество признал в Эрдни-Басане Омбадыкове девятое воплощение индийского махасиддхи Тилопы. В 1980 году, на Юге Индии в монастыре Дрепунг Гоманг, он был официально возведен на трон. В монастыре Дрепунг Гоманг Тэло Тулку ринпоче изучал логику, философию, историю, грамматику и другие буддийские дисциплины в течении тринадцати лет.

В 1991 году Его святейшество Далай-лама был приглашен в республику Калмыкия. Он попросил Тэло Тулку ринпоче сопровождать его входе данного визита. В 1992 году Тэло Тулку ринпоче снова посетил республику. В этот период состоялся чрезвычайный съезд Общества Буддистов Калмыкии на котором за финансовые махинации с поста Шаджин-ламы Калмыкии был снят лама из Бурятии Туван Дордже. Буддисты Калмыкии единогласно поддержали кандидатуру Тэло Тулку ринпоче на место Верховного Ламы Калмыкии.

В течении семнадцати лет усилиями Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку ринпоче было возведенно более сорока буддийских храмов и огромное количество ступ. Также в городе Элиста был возведен самый большой буддийский храм в России и Европе.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче" в других словарях:

    19 й Шаджин лама Калмыкии c 1972 (рождение) Избрание: 1980 (признан 12 м воплощением Махасиддхи Тилопы) … Википедия

    Монастырь Золотая обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин алтн сүм / Геден Шеддуп Чой Корлинг … Википедия

    Буддийский Золотая Обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин Алтн Сүм Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесеновка. Село Вознесеновка Керюльта Страна РоссияРоссия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ступа (значения). Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Файл:Субурган2.jpg Строение ступы согласно буддийским канонам … Википедия

    Село Бударино Дальчи Страна РоссияРоссия … Википедия

    Буддизм в России … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючиновский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючиновский хурул был построен по инициативе жителей посёлка… … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючинский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючинский хурул был построен по ин … Википедия

Книги

  • Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы , Гордиенко Е. В.. Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884 1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы…

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы».

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы», рассказывающей о предыдущем воплощении Тэло Тулку Ринпоче. Книга издана в 2018 году Фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет». О книге расскажет ответственный редактор издания С.Л. Кузьмин, доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.

Тэло Тулку Ринпоче выступит беседой на тему «Что значит быть тулку? Мой личный опыт» и ответит на вопросы участников встречи.

Встреча состоится 11 ноября (воскресенье) в 14:00 в центре «Открытый мир» (Москва, ул. Павловская, д. 18, зал «Экспо», м. Тульская).

Вход свободный, неободима регистрация.

О книге

«Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы»
Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884–1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор – один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы (тиб.: Тэло) – сакральная фигура для последователей тибетского буддизма. Нынешним перерождением Тилопы (следующим после Джамсранжава) является Тэло Тулку Ринпоче – почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии.

Дилова-хутухта Б. Джамсранжав известен историкам прежде всего как религиозный, политический и государственный деятель Монголии. Он был одним из высших перерождающихся лам Монголии – хутухт. В период репрессий в 1930-х годах, которые под руководством большевиков осуществляла Монгольская Народно-Революционная партия (МНРП), он, единственный из доживших до того времени хутухт, сумел остаться в живых и покинуть Монгольскую Народную Республику (МНР). Он оставил политические мемуары и автобиографию, которые, хотя не лишены отдельных неточностей, дают реалистичную картину событий и содержат важные сведения о ряде малоизвестных эпизодов истории.

Перевод с английского Е. В. Гордиенко
Ответственные редакторы русского издания С. Л. Кузьмин и Ж. Оюунчимэг
Литературный редактор русского издания Н. Г. Иноземцева
Фонд «Сохраним Тибет», 2018.
352 с., 11 илл.
ISBN 978–5-905792–28–1

Тэло Тулку Ринпоче

– почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, президент Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии», духовный руководитель Фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва), духовный руководитель Центра Тилопы (Улан-Батор, Монголия).

Тэло Тулку Ринпоче родился 27 октября 1972 года в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте будущий верховный лама Калмыкии заявил родителям о своем желании стать монахом. А когда ему исполнилось шесть лет, он получил возможность встретиться с Его Святейшеством Далай-ламой, который посоветовал отправить мальчика на обучение в тибетский монастырь Дрепунг Гоманг в Индии. Он провел там 13 лет, изучая буддийскую философию под руководством выдающихся тибетских учителей. В конце 80-х, в годы своего обучения в монастыре, он был признан новой реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды – в Монголии.

В 1991 году Тэло Тулку Ринпоче впервые приехал в Калмыкию в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV. За первой встречей с исторической родиной последовало приглашение возглавить процесс духовного возрождения степной республики, которая остро нуждалась в его знаниях и духовном опыте.

В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче был избран Шаджин-ламой (верховным ламой) Калмыкии. За последние годы под его руководством воздвигнуто свыше 30 буддийских храмов и молельных домов, разрушенных в годы Советской власти. С 2005 года резиденция Тэло Тулку Ринпоче расположена в главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который признан крупнейшим буддийским храмом в России и Европе.

Пребывая на посту Шаджин-ламы, Тэло Тулку Ринпоче прилагает большие усилия для укрепления религиозных и культурных связей, которые веками существовали между традиционными буддийскими регионами России и тибетским сообществом во главе с Его Святейшеством Далай-ламой XIV.

Тэло Тулку Ринпоче сопровождал Далай-ламу во время его первых визитов в Калмыкию в начале 90-х, которые стали отправной точкой для восстановления буддизма в республике. При его активном участии был осуществлен долгожданный визит Далай-ламы в Россию в ноябре 2004 года, который дал новый импульс процессу возрождения традиционных буддийских ценностей в Калмыкии и России в целом.

По личному приглашению Тэло Тулку Ринпоче в последние годы Россию посетили глава школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, настоятель монастыря Дрепунг Гоманг Йонтен Дамчо, экс-настоятель монастыря Намгьял Чадо Тулку Ринпоче, ведущие буддийские учителя Намкай Норбу Ринпоче, геше Лхакдор, Барри Керзин, Тензин Приядарши, Роберт Турман, Алан Уоллес и многие другие.

Никогда не теряйте надежды

В буддизме есть понятие «благой кармы». Известные буддийские учителя, приезжающие в Калмыкию, искренне радуются тому, как возрождается здесь учение Будды, удивляясь, как сумел калмыцкий народ в тяжелейших испытаниях сохранить веру и преданность своей религии. Но позитивные перемены были бы не столь ощутимы, если бы однажды к нам не приехал с Его Святейшеством Далай-ламой скромный юноша-монах. Мало что говорило калмыкам его имя. Но благая карма уже проявлялась. Об этом сказал однажды и старейший монах, доктор философии досточтимый геше Дугда: «У калмыцкого народа хорошая карма, поскольку у него есть драгоценный наставник – Тэло Тулку Ринпоче. Однако такие великие наставники не рождаются там, где в них нет нужды. Конечно, многое еще предстоит возродить, необходимо на этом пути терпение и усердие. Тибетский народ перенимал учение Будды от индийских учителей на протяжении пяти столетий! Но посмотрите, какой рывок сделал калмыцкий народ всего за пятнадцать лет».

Будущий глава буддистов Калмыкии родился в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте он стал говорить родителям, что его место не здесь, что он хочет стать монахом. Во время визита Его Святейшества в Америку мама малыша встретилась с ним и попросила совета. Его Святейшество порекомендовал родителям отдать ребенка на обучение в буддийский монастырь в Индии. Сначала мать привезла его в один из только что созданных тибетских монастырей, куда семилетний мальчик наотрез отказался входить, заявив, что это не его обитель. И они отправились на юг, в штат Карнатака, где небольшая группа монахов, покинувшая Тибет вслед за Далай-ламой, в пустынных джунглях корчевала лес, расчищая площадку под строительство монастыря.

Крупнейший монастырь-университет Дрепунг Гоманг был основан в 1416 году ближайшим учеником Ламы Цонкапы Жамьянгом Чойже недалеко от столицы Тибета Лхасы. Вскоре он стал крупнейшим образовательным центром страны. В народе его называли Храмом тысячи дверей. Здесь многие монахи, достигшие понимания пустотности, входили и выходили сквозь стены, словно через открытые двери. Сюда, преодолевая тысячи километров и неимоверные тяготы опасного путешествия, приходили калмыки, буряты и монголы, чтобы получить знания буддийского учения.

Калмыки сохранили имена тех немногих, кто в разных веках учились в Дрепунг Гоманге, достигли высоких духовных реализаций и принесли немало пользы своему народу. Один из них – буддийский монах, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века, создатель калмыцкой письменности (тодо бичиг), ученый, просветитель, поэт и переводчик многих священных текстов Зая-Пандита.

До 1959 года в монастыре обучались более 10000 монахов. После вторжения китайских войск в Тибет, многие, вслед за Далай-ламой, покинули родину.

В Индии, как гласят хроники монастыря Дрепунг Гоманга, в монашеской общине было сто с небольшим монахов. Настоятелем избрали геше Лобсанга, буддийского монаха, родом из Калмыкии. Он сделал все, чтобы в штате Карнатака был построен новый Дрепунг Гоманг. Днем монахи расчищали от джунглей место, строили дорогу, а вечером учились.

Тэло Тулку Ринпоче приехал в монастырь, когда в нем пребывало около 70 монахов. На него сразу обратили внимание старые ламы. В первые дни, во время молебна, семилетний мальчик заявлял, что настоятель обязан уступить ему трон, так как это – его место, и именно он должен там сидеть. Малыш во многом отличался от остальных детей, и из монастыря было отправлено письмо Далай-ламе. По распоряжению Его Святейшества были проведены специальные исследования, и в мальчике определена реинкарнация великого махасиддхи Тилопы – великого индийского йогина.

Тилопа родился в 988 году в Бенгалии (Индия) в семье брахманов. Обучался в монастыре, странствовал, затем отправился к тантрическим мастерам, учился у них, стал держателем всех линий учений и основателем школы Кагью.

Несколько столетий спустя, в 1980 году, в Дрепунг Гоманге состоялась торжественная церемония, и мальчик из калмыцкой семьи был признан очередным воплощением Тилопы, получив новое имя – Тэло Тулку Ринпоче.

В тибетской традиции буддизма считается, что после достижения Просветления Тилопа не прекратил перерождаться, и по сей день существует в мире. Первые шесть перерождений Тилопы появлялись в Тибете. С седьмого - начали рождаться в Монголии.

Дилова-Хутухта (1884 – 1965), - предыдущее перерождение Тилопы, после революции был вынужден покинуть Монголию, эмигрировать во Внутреннюю Монголию, затем на Тайвань, затем снова вернуться в Китай. Оттуда он отправился в Тибет, из Тибета в Индию, и, в конце концов, эмигрировал в США, где проживал в калмыцкой общине.

В Монголии сейчас восстанавливают монастырь Дилова-Хутухты, при каждой возможности миряне просят Тэло Тулку Ринпоче вернуться к ним. На что Шаджин-лама Калмыкии отвечает, что нужен своему народу..

Журналисты часто спрашивают Тэло Тулку Ринпоче: каково быть реинкарнацией великого махасиддхи?

Прежде всего, - говорит Ринпоче, - это большая ответственность. - Я ношу большое имя, большой титул и, если я чем-то обеспокоен, то лишь тем, что должен нести это великое наследие, которое оставил мой великий предшественник. Это и есть главная цель перерождения – сохранять и передавать традиции предшественников.

В первый раз Тэло Тулку Ринпоче приехал в Калмыкию в 1991 году в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV. Узнать, что среди буддийских монахов находится наш соотечественник, было для многих истинным потрясением. Через год буддийские общины республики обратились к нему с просьбой возглавить духовное возрождение в республике. Так, в свои неполных 20 лет, он стал Шаджин-ламой Калмыкии и возглавил Объединение буддистов республики.

Когда я стал Шаджин-ламой, - вспоминает духовный лидер республики, - я был очень молод, и мне было нелегко. Оказаться в непривычной для тебя окружающей среде. Отсутствие опыта. Вот это, наверное, были две самых больших сложности. Не иметь под рукой ни советника, ни учителя, людей, которым ты мог бы безгранично доверять. На мои плечи легла большая ответственность. И мой ум еще не был готов к тем трудностям, которые надо было перенести, будучи духовным главой калмыцкого народа. Надо сказать, что между монашеской жизнью и мирской существует большая разница. Я не был готов к этой ответственности. Я слушал много учений, я слушал комментарии, наставления. Но у меня не было возможности практиковать эти наставления. И нелегко превратить теорию в практику.

В годы воинствующего атеизма в калмыцких степях были разрушены до основания все буддийские храмы и культовые объекты. Из монахов, избежавших расстрела, на каторжных работах и в ссылке выжили единицы. В годы, когда громили хурулы, страницы драгоценных священных текстов ветер разносил по степи, во дворах монастырей валялись разбитые статуи, а на телегах бренчала ритуальная утварь и статуэтки буддийских божеств.

Не осталось ничего, что можно было бы сохранить для потомков. Калмыки сделали невероятное – они сохранили сильную чистую веру и преданность своей религии. Люди не знали молитв, в молитвенном жесте не умели правильно сложить руки, но в сердце у них горел неугасимый огонь веры.

Но вера без знаний слепа, - считает Тэло Тулку Ринпоче, - Когда мы говорим о буддизме, то налицо несколько факторов. Буддизм для нас не только религия, а также часть нашей культуры, нашего образа жизни, нашего менталитета. Буддийское мировоззрение, прежде всего, - ненасилие, сострадание, здесь мы, в большей или меньшей степени, следуем этим принципам в Калмыкии. Но не нужно забывать, что мы все еще продолжаем этот процесс обучения людей подлинной сути буддизма. Мы многое утратили.

Надо отметить, все в республике начиналось с нуля. Первый молельный дом в Элисте, первый офис Ринпоче – арендованная комната в проектном институте, первый храм, возведенный методом народной стройки на пожертвования жителей Калмыкии. В строительстве буддийского храма в пригороде Элисты участвовали люди разных национальностей и вероисповеданий. Это был единый вдохновенный порыв.

В августе 2007 года в Калмыкию прибыл, тогда председатель отдела внешних церковных сношений Русской Православной церкви, митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и Всея Руси). Высокий гость в Элисте совершил два обряда: освятил памятник Сергию Радонежскому и место строительства православного собора в Элисте, на которых присутствовали Тэло Тулку Ринпоче и монашеская Сангха республики.

Во время освящения места под строительство церкви Шаджин-лама Калмыкии сказал: «Сегодня замечательный день для всех верующих Калмыкии. От имени буддистов Калмыкии я хочу поздравить и поприветствовать наших православных братьев с освящением закладного камня нового кафедрального собора и памятника Сергию Радонежскому. В нашей республике живут люди разных национальностей и вероисповедований, все они живут в мире и согласии, в дружбе и взаимопонимании. Я счастлив и рад этому. От имени буддистов Калмыкии мы совершаем пожертвование на строительство нового храма в размере 10 тысяч долларов, это подношение от чистого сердца, с благой мотивацией, и я думаю, что в дальнейшем мы всегда будем друг другу помогать и поддерживать».

Задолго до этого события между представителями РПЦ и Объединения буддистов Калмыкии завязались, развились и окрепли истинно дружеские связи. Они ещё не находили надлежащего оформления, но встречались и говорили о возрождении духовности, сохранении и пропаганде общечеловеческих ценностей представители трех конфессий: буддизма, христианства и ислама. До сего времени во всех значимых мероприятиях люди могут услышать православного священника, буддийского монаха, имама. И для всех такое представительство является само собой разумеющимся. В марте 2004 года был создан Межрелигиозный совет, и вот на протяжении более десяти лет он успешно работает. Калмыкия является прекрасным примером межрелигиозной гармонии, мира, согласия и взаимопонимания духовных братьев. «Дорогие братья и сестры! - говорилось в одном из посланий Межрелигиозного совета, - мы обращаемся ко всем гражданам Калмыкии с призывом любить и уважать друг друга, проявлять заботу и внимание к тем, кто нуждается в поддержке – старикам, сиротам, людям с ограниченными возможностями».

Просветительские и образовательные цели ставит во главу своей работы и Тэло Тулку Ринпоче. Это поможет, считает он, каждому человеку, преодолевая трудности, стать по- настоящему счастливым:

Многие люди задают себе вопрос: «В чем смысл жизни?» Некоторые говорят: «Цель моей жизни стать врачом». Хорошо, вы достигли цели и стали врачом. Что дальше? Вы все еще не удовлетворены? Люди продолжают искать, допытываться. Сначала ищут в сфере материального, но когда удовлетворяют свои самые смелые материальные и экономические ожидания, выясняют, что все еще не чувствуют себя счастливыми, все еще не в состоянии найти равновесие. Это показывает, что людям необходима духовная истина. Любой из нас желает счастья и не желает страданий. Когда люди очень страдают, они ищут спасения в алкоголе, наркотиках и тому подобном. На самом деле, чтобы преодолеть эту проблему, нам нужно делиться своей любовью, состраданием, добротой, уметь прощать, проявлять терпимость. Важно научить людей вести правильный, здоровый образ жизни. А такой образ жизни не ограничивается только физическим здоровьем, необходимо также и здоровье ментальное. Из всех живых существ только человек обладает развитым интеллектом. Мы потенциально способны различать отрицательное действие и благое. Нужно просто показать людям, как это делать. Этому нас учил Будда. Страдания это природа нашей жизни. А чтобы уменьшить их, нам необходимо взращивать сострадание, любовь, доброту, терпимость, умение прощать, все, что делает вашу жизнь счастливой.

Современный мир стремительно изменяется. Изменились образ жизни, образ мысли, изменился менталитет. Но учение Будды на протяжении тысячелетий неизменно. Тэло Тулку Ринпоче часто говорит о том, что суть основа религиозный учений одна - сделать человека добрее. Если в жизни человек практикует доброе сердце, если он хороший и порядочный человек, это становится источником его счастья. Каким бы потрясающим ни был материальный прогресс, он не дает внутреннего комфорта, не создает душевного равновесия.

- Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что внутреннее равновесие обеспечивает религиозное, духовное учение. Буддизм как учение, как философия, как вера не разделяется. Культура - это жизнь людей, традиции, менталитет. Учение Будды, как определенный способ мышления, раскрывает путь, который ведет к счастью. Согласно учению Будды, счастья в этой жизни можно достичь, если практиковать любовь и сострадание ко всем живым существам. Будда учит нравственному образу жизни, учит находить гармонию в жизни на духовном уровне.

Тэло Тулку Ринпоче в своих выступлениях часто подчеркивает одну из уникальных особенностей буддизма.

Буддизм - это не только религиозное учение, это - философия, это – наука, - говорит он, - Многие западные ученые и исследователи в наши дни, в основном нейрологи, но также и психологи, проводят серьезные исследования, изучая, как буддийские методы влияют на снижение стресса, как помогают взрастить и усилить любовь, сострадание и доброту. Не только буддизм, но и другие религиозные учения могут влиять на улучшение душевного состояния людей. Но нельзя не сказать о религиозном фанатизме. Я считаю, что те люди, которых мы называем радикалами, экстремистами, террористами, используют религию в своих корыстных целях. Радикальные проявления мы можем наблюдать и в России. Многие люди, не понимая и видя эти проявления, приходят к мысли, что другие религии - это плохо. Те, кто использует учение в своих целях, формируют неправильное понимание религии. Они дискредитируют свою религию, неправильно трактуя положения вероучения. Большинство людей не читали Коран. Они не знают, что означает на самом деле джихад. Согласно Корану, это означает, что надо бороться с неверием в самом себе, иными словами, стремиться устранять свои недостатки. А некоторые радикалы преподносят это как борьбу с неверными. Так они дискредитируют свою веру. Все это из-за неведения.

Тэло Тулку Ринпоче однажды на встрече с журналистами сказал: «Прошлое уходит безвозвратно, его не вернешь. Будущее еще не настало, каким оно будет, зависит от того, что мы делаем сейчас в настоящем». И с первых дней своей деятельности он закладывал семена будущего. Формирование монашеской общины, создание переводческого отдела, поддержка социально значимых проектов по изданию буддийских книг, книг Его Святейшества Далай-ламы, возрождение паломнических традиций. Кроме этого, большое внимание и помощь он оказал педагогам в российском эксперименте по изучению основ религиозных культур и светской этики, площадкой которого стала Калмыкия.

Тогда Тэло Тулку Ринпоче сказал, что нет оснований для беспокойства: в республике есть центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», монахи которого могут помочь учителям. Были организованы семинары, лекции, курсы, круглые столы, призванные познакомить с основами буддизма.

Общество сталкивается с огромным количеством проблем – политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов. Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу – будет способствовать его оздоровлению.

Введение в общеобразовательную программу предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» Тэло Тулку Ринпоче считает правильным и своевременным шагом:

Это очень хорошая идея преподавать основы традиционной религии в школах, она дает пользу конкретному человеку. Мы живем в обществе, в котором люди разделены друг от друга принадлежностью к религиозным культурам: например, «ты – буддист, я – мусульманин», я же считаю, что мир станет гармоничнее, если все мы станем больше общаться, вступать в диалог с окружающими, несмотря на различие религиозных взглядов.

Если же говорить об основах буддизма, то знания в этой области, основанные на воспитании в человеке любви, сострадания и такого важного качества, как альтруизм, когда вы считаете других более значимыми, чем вы сами, помогают гармонизировать отношения в семье и обществе.

В школе нет ни одного предмета о том, как стать хорошим, порядочным человеком. Когда мы говорим о том, как стать хорошим человеком, необязательно отталкиваться от какой-то религиозной традиции. Это вопросы светской этики. Светская этика не опирается ни на одну религиозную традицию, но продвигает и развивает общечеловеческие ценности. Этому нужно учиться. Подобно тому, как мы учим любви собственных детей, мы должны воспитывать подрастающее поколение в целом. Когда мы говорим о буддизме, в котором можно выделить несколько направлений, то надо говорить не о преподавании религиозного вероучения, а, прежде всего, об обучении основам культуры и буддийской философии. В этом направлении проводится определенная работа, и она дается не так легко.

Важным событием для калмыцкого народа стало назначение Тэло Тулку Ринпоче почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. Для него это было полной неожиданностью, для калмыков еще одним поводом для радости. В круг его новых обязанностей входит многое, в том числе, пропаганда общечеловеческих ценностей, развитие межнациональной гармонии, поддержка буддистов в России, странах СНГ и Монголии.

Когда журналисты спрашивают Шаджин-ламу об идеале, яркой духовной личности, он неизменно говорит: Я считаю большой удачей для себя быть учеником Его Святейшества. Мне очень повезло, что я проводил время в его обществе. Я путешествовал рядом с ним, присутствовал на его встречах с правительственными чинами, интеллигенцией, актёрами, обычными людьми. Очень трудно иметь такое состояние сознания, так быть исполненным милосердия, как он. Я смотрю на Далай-ламу как на пример для подражания. Я встречал многих людей, многих политиков, многих знаменитостей, но никогда не встречал никого похожего на Далай-ламу. Он - удивительный человек, в нем столько сострадания! Его заботят проблемы окружающей среды, планеты, на которой мы живём. Его заботит мир на земле, он думает о человечестве. Я знаю это как его друг, ученик и последователь. И мой долг и моя обязанность - поддерживать эти ценности.

Калмыки – единственные азиаты в Европе, несколько веков назад пустившиеся в странствия в поисках земли обетованной. Они нашли свой дом в приволжских степях, связали свою судьбу с Россией.

У нас немало проблем финансовых, проблем качества образования, качества жизни, но какие бы трудности мы ни испытывали, мы не должны забывать о другой стороне жизни – духовной. Главное при этом – благая мотивация, не уделяйте слишком много внимания вещам внешнего характера, главное – что внутри. Деньги в мире имеют значение, но они не могут решить всех проблем. Помните о тех трудностях, которые у нас когда-то были, которые мы пережили, и никогда не сдавайтесь, не теряйте надежду, у нас есть все возможности для светлой духовной жизни. И я верю, что буддизм обязательно внесёт свой вклад не только в становление нашей республики, но и в стабилизацию России. Я абсолютно верю в это, - сказал однажды Верховный лама калмыцкого народа Тэло Тулку Ринпоче.

Нина ШАЛДУНОВА

http://youtu.be/yWo8PmvW63c

Дорогой Тэло Тулку Ринпоче! Недавно вас торжественно чествовали в Калмыкии по случаю назначения почетным представителем Е. С. Далай-ламы в России и Монголии. Какие главные цели вы ставите в своей работе, и что необходимо сделать, чтобы развитие буддизма в России соответствовало задачам и идеям Е. С. Далай-ламы?

Тэло Ринпоче: Для меня назначение на должность почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ - это огромная честь и большая ответственность. Оно стало для меня полной неожиданностью. Но для меня как для последователя и ученика Его Святейшества, который полностью разделяет его принципы, большая радость служить такому замечательному человеку, который хотя и называет себя простым буддийским монахом, невероятно много делает для продвижения идей любви, сострадания, прощения, терпимости. Кроме того, Его Святейшество - лауреат Нобелевской премии мира, это так же делает должность его почетного представителя, особо ответственной.

Россия - огромная страна. Таким образом сфера моей деятельности должна охватить обширные территории, что, конечно, будет далеко не просто. Россия - один из крупных игроков на мировой политической арене, а также в экономике и других областях. Но деятельность представителя Его Святейшества в России никак не связана с политикой. Наша задача помогать Его Святейшеству в выполнении его трех основных обязательств, первое из которых - способствовать распространению общечеловеческих ценностей. Второе - способствовать гармоничным отношениям между религиями. И третье - быть выразителем чаяний тибетского народа, способствовать делу Тибета. Это основные обязательства, которые Его Святейшество Далай-лама старается выполнять в своей жизни. И я как представитель Далай-ламы вижу свою задачу в том, чтобы служить проводником идей Его Святейшества и помогать продвижению общечеловеческих ценностей, межрелигиозной гармонии, помогать делу Тибета.

В отличие от других западных стран Россию и Тибет связывают крепкие исторические связи, которым уже не одно столетие. Во многом это произошло благодаря тому, что более 400 лет назад к Россииприсоединилисьнароды Бурятии, Калмыкии и Тувы. Я бы назвал отношения между Россией и Тибетом выдающимися и уникальными, они уходят корнями глубоко в историю. Сегодня важно возобновить и укрепить эти связи, которые были практически утрачены в 20-м веке, когда сперва в России к власти пришли коммунисты, а затем и ставший коммунистическим Китай оккупировал Тибет, который в результате стал частью страны с тоталитарным правлением. В девяностые годы в России произошел переход к демократическому государству, и благодаря этому стало возможным восстановление исторических связей между российским и тибетским народами. Я думаю, эти связи могут быть полезными и послужить на благо обеих сторон. Конечно, сегодня в России мы живем в открытом и свободном обществе, однако в прошлом мы понесли большие потери в том, что касается культуры, традиций, языка. И нам очень нужна помощь Далай-ламы и созданных им тибетских организаций в Индии, чтобы оказать содействие в возрождении, воссоздании и укреплении нашего богатого буддийского наследия. В то же время тибетский народ по-прежнему страдает под оккупацией Китая. И я считаю, что российский народ должен выразить солидарность с тибетцами, помочь найти способы для решения тибетского вопроса. Здесь важно подчеркнуть, что Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство в эмиграции, которое называется Центральная тибетская администрация, не стремятся к отделению или независимости Тибета от Китая. Они придерживаются политики, известной как «Подход срединного пути», которая признает, что пребывание Тибета в составе Китая выгодно как для китайского, так и для тибетского народов. Но одновременно тибетцы хотят иметь возможность сохранять свою национальную идентичность, культуру, язык и традиции. Я думаю, в этой ситуации можно найти решение, которое будет взаимовыгодным и приемлемым для обеих сторон. Я также считаю, что найти такое решение важно не только для Тибета и Китая, но и для остального мира. В Азии многие страны зависят от природных ресурсов Тибета, от рек, берущих начало в ледниках Тибета. Этот конфликт, это взаимное непонимание нужно устранить как можно скорее, поскольку, как я уже сказал, и Тибет и Китай тесно связаны со всем остальным миром.

В этом году во всем мире отмечается 80-летие Е. С. Далай-ламы. Как бы вы посоветовали отметить этот юбилей, чтобы порадовать Его Святейшество, нашего духовного наставника? Как необходимо отметить юбилей в трех буддийских регионах России?

Тэло Ринпоче: Действительно, в этом году Его Святейшеству Далай-ламе исполнится 80 лет. Для человека его возраста, который неустанно путешествует, чтобы нести людям идеи мира, рассказывать о светской этике, он находится в прекрасной физической форме, несмотря на то, что его ежедневный график несопоставимо напряженное, чем график любого из нас. И тем не менее у него отличное здоровье. Врачи говорят, что у него сердце молодого человека. Все это очень обнадеживающие знаки. Мы желаем Его Святейшеству крепкого здоровья, чтобы он оставался с нами как можно дольше.

Несколько лет назад один иностранный журналист спросил Его Святейшество, что было бы лучшим подарком ему на день рождения? И Его Святейшество ответил, что лучшим подарком было бы, если бы все люди проявляли душевную теплоту. Это ведь так просто! И это очень хорошо сочетается с теми принципами, которые всегда пропагандирует Его Святейшество: проявлять любовь, проявлять сострадание. Это как раз то, чего нам не хватает в нашей повседневной жизни. Не только в отношениях с друзьями и родственниками, но и в отношениях с другими людьми. Так что лучший подарок на день рождения, который мы можем подарить Его Святейшеству - не только жители Бурятии, Калмыкии и Тувы, но все жители России - это постараться проявлять душевную теплоту.

Мы живем в непростое время, сталкиваемся с самым разными трудностями: рост безработицы, люди теряют работу, рост инфляции. Все эти внешние факторы оказывают воздействие на наше внутреннее состояние, на наш внутренний мир. В таких условиях очень легко утратить обычно присущее нам внутреннее равновесие. В такие времена мы все должны объединиться и помогать друг другу по мере сил. Не быть эгоистами, а проявлять самопожертвование, альтруизм. Постараться сплотиться в единое сообщество, связанное дружескими отношениями, на благо не только местного общества, но на благо всей страны. Это лучший подарок, который мы можем сделать не только Его Святейшеству, но и нам самим. Потому что каждый человек, несомненно, заслуживает любви, сострадания со стороны других и одновременно должен делиться с ними своей любовью, состраданием и прощением. Только так мы можем способствовать миру на Земле, миру в обществе, добрым отношениям с соседями, друзьями и родственниками. Я уверен, это будет лучшим подарком не только Его Святейшеству, но и всему человечеству в целом.

В этом году отмечается 10-летия хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», построенному на месте, которое благословил Его Святейшество Далай-лама. В каких важных мероприятиях, приуроченных к этому юбилею, могут принять участие российские буддисты?

Тэло Ринпоче: В этом году мы будем праздновать 10 лет с того дня, как мы построили новый храм, «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Удивительно, как быстро пролетело время! Оглядываясь назад на прошедшие десять лет, мы видим, что много добились, достигли многих поставленных целей. Можно с уверенностью сказать, что это было успешное десятилетие. В честь этого праздника мы будем проводить много разных мероприятий. Это будут не только религиозные празднества, но также самые различные события, связанные с культурой и образованием. Мы пока еще только в самом начале подготовки. Но мы хотели бы, чтобы празднование проходило в атмосфере взаимопонимания и единства. И, конечно, мы с радостью приглашаем всех приехать в Калмыкию. Я твердо верю, что чем ближе мы будем узнавать друг друга, чем больше мы будем путешествовать, узнавать культуру, образ жизни друг друга, тем проще нам будет преодолевать такие препятствия, как сомнения, взаимное непонимание. Я думаю, что это важно для всех жителей России - приехать в Калмыкию и посмотреть, как мы живем, узнать, что мы думаем, ощутить на себе гостеприимство и радушие калмыцкого народа, посетить наш буддийских храм - один из красивейших буддийских храмов в России и крупнейший в Европе. Мы всегда рады гостям, но в этом году мы особо приглашаем всех посетить многочисленные музыкальные, культурные мероприятия. Вы сможете посмотреть религиозную церемонию «Чам», ее исполнит группа монахов, которые специально приедут по нашему приглашению из Индии. Мы также организуем образовательные программы для школьников. Еще мы планируем провести научную конференцию для буддологов, индологов, тибетологов. Они соберутся в Калмыкии, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество в научной сфере. Более подробно узнать о том, какие мероприятия будут проходить по случаю празднования 10-летия хурула, вы, конечно, сможете на нашем сайте, где информация будет постоянно обновляться.

На международной конференции в Элисте вы снова собираете на одной площадке людей из разных регионов. Некоторые считают, что наладить сотрудничество между буддийскими регионами, это весьма трудная задача. Как вы считаете, такое сотрудничество возможно, и может ли оно быть плодотворным?

Тэло Ринпоче: Как я уже говорил, я считаю, что отношения между людьми очень важны. Мы всегда приглашаем всех приезжать в Калмыкию. Я сам много путешествую. Для меня это больше, чем туристические поездки или деловые командировки. Куда бы я ни приезжал, я всегда стараюсь узнать что-то новое об истории, о культуре, о разных событиях, связанных с этим местом. Это помогает понять, как мал наш мир, как много между нами общего, несмотря на внешние различия.

Если кто-то говорит, что сотрудничество невозможно, то это неправильно. Прежде, чем делать такие категорические заявления, надо все же попробовать и что-то предпринять. Поэтому я считаю, что нам важно больше путешествовать, чаще встречаться, чтобы лучше узнать друг друга.

Если же вернуться к вопросу о межрелигиозной гармонии, которому Его Святейшество Далай-лама уделяет столь пристальное внимание, то если представители всех религиозных традиций будут жить отдельно, избегая встречаться и общаться друг с другом, избегая сотрудничать, то как же мы сможем жить в мире и согласии? Ведь между нами всегда будет недопонимание, в глубине души мы будем сомневаться. А сомнения ведут к подозрительности, которая в свою очередь влечет за собой много отрицательных последствий. Так что, чем больше мы будем встречаться, тем лучше мы будем понимать друг друга. И тогда, даже если нам не удастся достичь полного согласия по каким-то вопросам, мы сумеем прийти к компромиссу, который будет приемлем для всех заинтересованных сторон. А значит, мы сможем поддерживать мирные отношения, вместе учиться, вести научные исследования, работать. Мы так много можем делать вместе! Поэтому так важно, чтобы мы протянули друг другу руки и научились сотрудничать, вместе решать сложные задачи, с которыми мы сталкиваемся в современном мире.

С тех пор в степном регионе было восстановлено и построено свыше 30 храмов и молельных домов. Начиная с 2005 г., резиденция Тэло Тулку Ринпоче находится в главном храме Калмыкии - «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Сейчас это - крупнейший буддийский храм Европы.
- Ваше Святейшество, каковы первостепенные задачи для полноценного развития буддизма в России?
- Первостепенная задача - сохранить чистоту традиции и учений Будды в это чрезвычайно сложное время. На протяжении 2550 лет буддистам удавалось поддерживать чистоту монашеской и мирской дисциплины, мы должны и впредь делать на этом упор.
После революции 1917 года на долю буддийского духовенства и верующих России выпали тяжкие испытания, и мы утратили многие ценности: и материальные, и духовные. Можем ли мы возродить утраченное, вернуться к чистой монашеской традиции, которая, вне всяких сомнений, составляет основу буддийского учения, дхармы? Думаю, да. Но это требует времени и усилий. Помните, что духовная дисциплина отсутствовала в России на протяжении 70 лет, тем не менее, сегодня мы наблюдаем постепенное возрождение не только буддизма, но и других религиозных традиций.
Многое меняется в современном мире, и Россия не исключение. Общество сталкивается со множеством проблем - политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же, необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов.
Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу - будет способствовать его оздоровлению.
- Не кажется ли вам, что присутствие в Межрелигиозном совете Хамбо-ламы Бурятии при вашем (и тувинского Камбы-ламы) отсутствии является несправедливостью? Может быть, пора исправить положение?
- Важно отдавать себе отчет в том, что, в отличие от православия, в российском буддизме - да и не только в российском - никогда не было централизации. Калмыкия, Бурятия и Тува вошли в состав России в разные годы (к слову, Калмыкия была первой: мы недавно отметили 400-летний юбилей).
Духовная жизнь каждого из народов развивалась независимо друг от друга, и при этом все они поддерживали тесные связи с Тибетом. Это становится очевидным даже при поверхностном знакомстве с историческими источниками.
Однако, сегодня на федеральном уровне представлена только Буддийская традиционная сангха России - организация, которая никак не связана с головными буддийскими организациями двух других республик: ни с Объединением буддистов Калмыкии, ни с Объединением буддистов Тувы. Их голоса не слышны, а интересы не учтены. Это нужно менять, и чем быстрее, тем лучше.
- Каким, на ваш взгляд, может и должно быть буддийское образование в России? Устраивают ли вас «Основы буддийской культуры» и практика введения этой дисциплины в школах в целом?
- Я считаю введение предмета «Основы мировых религий» в школах правильным и своевременным шагом, так как эта дисциплина помогает раскрыть сердца наших детей. Я глубоко убежден, что, чем больше у нас знаний о других культурах и религиях, тем лучше.
С другой стороны, этот предмет вводился слишком поспешно и без должной подготовительной работы. Учителя, которые должны были преподавать эту дисциплину, не прошли необходимой подготовки. Но, тем не менее, это хорошее начало, и я надеюсь, что работа в этом направлении будет продолжена.
Как вы знаете, Калмыкия была выбрана в качестве одного из регионов, где проводился эксперимент по обучению основам религиозных культур. Позитивные результаты налицо, но, прежде всего, потому, что духовенство Калмыкии оказало большую помощь преподавателям, чтобы помочь им разобраться в многогранной философии буддизма. И, конечно же, мы регулярно встречаемся с учащимися школ и других учебных заведений: читаем лекции, проводим семинары.
- Изменилось ли положение буддизма в Калмыкии после ухода с президентского поста Кирсана Илюмжинова?
- Вне всяких сомнений, Кирсан Илюмжинов сделал очень многое для возрождения буддизма. Причем, очень важно помнить о том, что свое содействие он оказывал не как государственный чиновник, и не как глава республики. Это был его вклад как жителя Калмыкии и как буддиста. Конечно, нам жаль, что он больше не возглавляет Калмыкию, поскольку Кирсана Илюмжинова в его содействии буддизму не заменит никто.
- Каковы взаимоотношения буддистов с другими религиями в Калмыкии?
- Представителей различных религиозных институтов в Калмыкии связывают дружественные отношения. Мы ведем открытый диалог и обсуждаем вопросы прямо и искренне, не боясь задеть чьи-то чувства. Я рад отметить, что у нас нет никаких проблем. А если бы они возникли, то мы бы обсудили их со всей открытостью и нашли взаимоприемлемое решение.
Думаю, это происходит потому, что в Калмыкии осознают: при всей несхожести философских основ различных вероисповеданий, все они стремятся принести благо человечеству. Мне было очень отрадно, когда православный владыка Зосима (в то время он был епископом Элистинским и Калмыцким) после встречи с Его Святейшеством Далай-ламой сказал, что в нем «очень много от православных подвижников». Такая готовность с уважением и пониманием отнестись к ценностям других религий поистине сближает людей.
- Вы - один из инициаторов проведения учений Далай-ламы для буддистов России в Индии. Вы действительно думаете, что проповеди, услышанные так далеко от России, смогут повлиять на положение дел в российском буддизме?
- На мой взгляд, события прошлых лет уже доказали, что учения, проведенные даже на столь значительном расстоянии от России, имеют множество преимуществ. Во-первых, люди попадают в новую среду, в другую часть земного шара, знакомятся с культурой других стран. Совершают паломничество по святым местам. Встречаются с представителями других направлений буддизма, с философами, высокими ламами, монахами. Все это невозможно получить, оставаясь на территории России.
И, конечно, самое главное - они могут соприкоснуться с мудростью Его Святейшества Далай-ламы, получить его благословение, его философские учения и посвящения. Все мы знаем, что годы Его Святейшества уходят, а наши просьбы о предоставлении ему въездной визы в Россию отклоняются на регулярной основе.
Так что, встреча с ним в Индии и других странах пока остается нашей единственной возможностью учиться у него, поддерживать с ним связь. И это приносит колоссальную пользу каждому. Я глубоко убежден в том, что учения Далай-ламы для российских буддистов, пусть даже они проводятся в Индии, самым существенным образом влияют на состояние буддизма в России. И это влияние, вне всяких сомнений, будет расширяться.



error: Content is protected !!