Методы философских исследований кратко. Основные категории и методы философии
САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕ́МА
С. с. впервые начали исследоваться в кибернетике. Термин "С. с." ввел в 1947 Эшби (см. "Principles of self-organizing dynamic system" в "J. Gen. Psychol.", 1947, v. 37, p. 125–28). Широкое изучение С. с. началось в конце 50-х гг. В понятии С. с. фокусируется целый проблем и специфич. трудностей, стоящих перед теоретич. кибернетикой и др. связанными с ней отраслями совр. науки и техники. С одной стороны, изучение таких систем открывает совершенно новые принципы построения технич. устройств с высокой надежностью, способных работать в широком диапазоне внешних условий. С , именно на этом пути возможна передача машине ряда логич. операций, считающихся до сих пор исключит. привилегией человека. В наст. понятие самоорганизации вышло далеко за рамки кибернетики и все более широко применяется в биологии, а также социальных науках. Характерно, напр., рассмотрение отд. нейрона как С. с. либо как ее элемента в структуре функционально выделенного участка нейронной сети (работы группы Мак-Каллока – Питса в США, Напалкова и др. в СССР). Это направление составляет осн. нейрокибернетики.
В наст. время в науке исследуются различные типы С. с. Их определяется выделением той или иной группы св-в в качестве ведущей: саморегулирующиеся, самонастраивающиеся, самообучающиеся, самоалгоритмизирующиеся системы.
Уже первые работы по созданию теории С. с. показали, что здесь столкнулась с принципиально новым классом познават. задач, для решения к-рых необходима выработка существенно новых средств и методов анализа. Одна из первых задач в исследовании таких систем состоит в том, чтобы определить и ограничить тех реальных объектов, относительно к-рых можно адекватно употреблять понятие самоорганизации. Поскольку "самоорганизующийся" означает не только организующийся , но и организующийся для себя, постольку даже обнаружение естеств. С. с. оказывается сложной исследовательской задачей. Чтобы выявить самоорганизующийся объекта, исследователь должен так построить с ним, чтобы на "вход" подавать определ. последовательность сигналов и на "выходе" получать последовательность ответов, на основании к-рой можно было бы судить о структуре поведения системы. Иными словами, исследования здесь должен рассматриваться как взаимодействие двух С. с. – объекта и исследователя, причем это взаимодействие является значимым для обеих этих систем. Впервые на это обратил известный англ. кибернетик Г. Паск (см. его ст. в рус. пер. – "Естеств. цепей", в сб.: С. с., М., 1964), к-рый назвал такой исследования "стратегией естествоиспытателя", в отличие от традиционно применяемой "стратегии специализированного наблюдателя".
Тот , что организации С. с. преследует свои "цели", должен приниматься во внимание и при конструировании искусств. технич. устройств, основанных на принципе самоорганизации: параллельно с методами построения таких систем должны создаваться и методы управления их поведением. В противном случае либо нельзя будет использовать их самоорганизующийся характер, либо пойдет в направлении, противоположном замыслам создателей такой системы (см. вэтой связи Н. Винер, Останется машина рабой человека?, "Америка", 1963, No 80, а также У. Росс Эшби, Принципы самоорганизации, в сб.: Принципы самоорганизации, пер. с англ., М., 1966). Еще не так давно подобная перспектива казалась утопической, но практич. конструирование С. с., поставленное совр. наукой в дня, делает такую постановку проблемы реальной и необходимой. Опасные последствия, к-рые могут возникнуть при создании искусств. систем, осуществляющих собств. цели и трудно контролируемых человеком, рассматривает, напр., С. Лем (см. ст. "Введение в интеллектронику", ж. "Знание – ", 1965, No 3). В общем виде теоретич. здесь такова: либо создание С. с. для реализации заранее заданного диапазона задач без выхода за их пределы и, следовательно, планируемое существ. возможностей и направления самоорганизации, либо создание неполностью С. с. в том смысле, что система может функционировать лишь после получения задач извне. Понятно, что естеств. С. с. не связано с этой проблемой.
Наиболее абстрактную схему С. с. можно представить след. образом. Имеется элементов и связей между ними; связи двух типов: жесткие и изменяющиеся (следует отметить, что до наст. времени не удалось выделить связи, специфические для С. с.). Нек-рый управляет изменением связей и (в общем случае) элементов. Большинство исследователей рассматривает механизм как ту часть системы, к-рая определяет ее самоорганизующийся характер, "несет " за управление и самоорганизацию, однако о физич. сущности этого механизма остается открытым. Наиболее распространена т. зр., согласно к-рой механизм воплощается материально как определ. регулирующий " ", однако отд. исследователи считают, что этот механизм можно рассматривать как нек-рый логич. , к-рому следует система. К этим последним можно, в частности, отнести Эшби, к-рый утверждает, что каждую изолированную динамич. систему, подчиняющуюся постоянному закону, можно считать самоорганизующейся. У др. ученых в качестве такого механизма выступает " ", "идеал" и т.п. По-видимому, возможно и совмещение обоих этих подходов, когда в системе регулятор к.-л. физич. природы является вместе с тем логич. механизмом, обусловливающим ее функционирование и развитие. В исследованиях С. с. у этих последних выделяются и специально описываются такие аспекты, как к обучению; самовоспроизведение структуры согласно нек-рому "проекту" (эталону); взаимодействие С. с. с ее окружением (рассматриваемое по типу взаимодействия организма со средой); надежность систем, созданных из элементов, каждый из к-рых ненадежен; (деятельность) системы при решении задач и т.п. Исторически изучение каждой из этих проблем началось раньше, чем развилось понятие С. с. Поэтому на такого рода проблем в связи со спецификой самоорганизации сильное влияние оказывает предшеств. , к-рая в ряде случаев затрудняет анализ, приводит к односторонности в подходе исследователя, что особенно сказывается на методах и языке, применяемых в попытках построить теорию самоорганизации.
Обычно С. с. производится в спец. терминах и понятиях той или иной науч. дисциплины. Напр., Г. фон Ферстер оперирует понятиями теории информации и термодинамики, Эшби описывает самоорганизацию с помощью понятий теоретич. кибернетики, Паск – при помощи языка теорий игр, сов. исследователи Напалков, Брайнес и Свечинский идут к проблеме самоорганизации от нейрофизиологии и свойственного ей аппарата; большое исследователей привлекает для описания С. с. аппарат биологии, в той или иной мере связанный с кибернетическим ( нейронных сетей, цитология, генетика , эмбриология и др.). Все эти методы позволяют успешно решать ряд важных проблем, однако оказываются недостаточными для построения общей теории С. с. Это особенно относится к анализу поведения С. с. Обычно в кибернетике поведение системы изучается как "история выхода" для "черного ящика", т.е. как совокупность реакций системы в ответ на входные воздействия. Но применительно к С. с. такой подход позволяет фиксировать не само поведение с его механизмом, а лишь результаты, итог поведения. В качестве простейшего элемента, единицы поведения у большинства исследователей выступают отд. состояния системы, а цели системы рассматриваются как логич. связи. Однако такой подход оказывается малоперспективным. Паск (см. Г. Паск, Модель эволюции, в сб.: Принципы самоорганизации, пер. с англ., М., 1966) предпринял попытку произвести расчленение структуры поведения иным путем: в качестве элементов у него выступают отд. характеристики (св-ва автоматов); связи можно интерпретировать как логич. механизмы модели поведения системы, объясняющие изменения св-в. Такой способ позволил обосновать ряд интересных особенностей рассматриваемой Паском системы автоматов – корреляцию стратегий отд. автоматов, объединение их в колонии (домены) и т.п. Однако логич. этих св-в не доказывается. Тем не менее в таком подходе можно усмотреть новой логики – логики поведения систем, т.е. методов и способов обобщенного описания поведения, необходимых как для теории С. с., так и для науч.-технич. практики.
Лит.: Полетаев И. Α., Сигнал. О нек-рых понятиях кибернетики, М., 1958; Брайнес С. Н., Напалков А. В., Некоторые вопросы теории самоорганизующихся систем, "ВФ", 1959, No 6; Тьюринг Α., Может ли машина мыслить?, пер. с англ., М., 1960; Гаазе-Рапопорт М. Г., Автоматы и живые организмы, М., 1961; Беркович Д. М., Машины управляют машинами, М., 1962; Принципы построения самообучающихся систем, К., 1962; Брайнес С. Н., Напалков А. В., Свечинский В. Б., Нейрокибернетика, М., 1962; Винер Н., Новые главы кибернетики, пер. с англ., М., 1963; Глушков В. М., Самоорганизация и самонастройка, К., 1963: Автоматизация производства и промышленная электроника. Энциклопедия совр. техники, т. 3, М., 1964, с. 293; Возможное и невозможное в кибернетике. Сб. ст., М., 1964; Зуев А. К., Самонастройка в технике и живой природе, Рига, 1964; Самонастраивающиеся автоматич. системы, М., 1964; Самоорганизующиеся системы, пер. с англ., М., 1964; Проблемы бионики, пер. с англ., М., 1965; Смолян Г. Л., Техника и мозг, "ВФ", 1965, No 5; Self-organizing systems, eds. M. С. Yovits, G. T. Jacobi, G. D. Goldstein, Wash., 1962.
Википедия
Самоорганизующаяся система - Самоорганизующаяся система: система, обладающая свойством изменяться в целях самосовершенствования (например, в целях улучшения или сохранения стабильности параметров, характеризующих эту систему)...
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
Онтология (учение о бытии);
Гносеология (учение о познании);
Человек;
Общество.
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
сущность бытия;
Происхождение бытия;
Материя (субстанция), ее формы;
Сознание, его происхождение и природа;
Взаимоотношение материи и сознания;
Бессознательное;
Человек, его сущность и существование;
Душа, духовный мир человека;
Общество;
Общество и человек;
Природа;
Природа и общество;
Духовная сфера жизни общества;
Материально-экономическая сфера жизни общества;
Социальная сфера общества;
Общественно-экономические формации, цивилизации;
Перспективы человека, общества;
Экология, проблемы выживания;
Особенности познания;
Влияние познающего субъекта на процесс познания иего результаты;
Ограниченность и безграничность познания;
Движение;
Диалектика и ее законы;
Иные вопросы.
3. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Диалектика;
Метафизика;
Догматизм;
Эклектика;
Софистика;
Герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
Материализм;
Идеализм;
Эмпиризм;
Рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)
Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
Имеет очень много общего с научным знанием - предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
Однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
носит предельно общий, теоретический характер;
Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;
Неисчерпаемо по своей сути;
Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Вопрос 3. Предмет и методы философии
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
Онтология (учение о бытии);
Гносеология (учение о познании);
Человек;
Общество.
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
сущность бытия;
Происхождение бытия;
Материя (субстанция), ее формы;
Сознание, его происхождение и природа;
Взаимоотношение материи и сознания;
Бессознательное;
Человек, его сущность и существование;
Душа, духовный мир человека;
Общество;
Общество и человек;
Природа;
Природа и общество;
Духовная сфера жизни общества;
Материально-экономическая сфера жизни общества;
Социальная сфера общества;
Общественно-экономические формации, цивилизации;
Перспективы человека, общества;
Экология, проблемы выживания;
Особенности познания;
Влияние познающего субъекта на процесс познания иего результаты;
Ограниченность и безграничность познания;
Движение;
Диалектика и ее законы;
Иные вопросы.
3. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Диалектика;
Метафизика;
Догматизм;
Эклектика;
Софистика;
Герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
Материализм;
Идеализм;
Эмпиризм;
Рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)
На протяжении всей истории существования философии велись споры о том, как, каким путем постигать истину, т.е. решался вопрос о выборе метода познания мира и человека. В результате на разных этапах развития философии сформировались следующие методы:
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично, (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинных посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо иной, выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.
Более подробно о методах познания речь пойдет в специальной лекции.
Функции философии
Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.
Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.
По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции , которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.
Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.
Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.
1. гуманистическая подфункция – одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
2. информационно-отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.
3. идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.
4. социально-нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
5. художественно-эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.
6. аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – XX вв. и др.).
7. практическая подфункция – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
8. социальная подфункция – объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
9. культурно -транслирующая функция – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
10. воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.
Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.
Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.
Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.
1. логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.
2. эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.
3. селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.
4. интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.
5. прогностическая подфункция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.
6. критическая подфункция , роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Философия выполняет ряд познавательных функций , родственных функциям науки . Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.
Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.
Контрольные вопросы
1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».
2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?
3. Всякое ли мировоззрение является философией?
4. Назовите уровни отражения действительности.
5. Что является предметом философии?
6. С постановки каких вопросов начинается философия?
7. Объясните, в чём заключается философский метод.
8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.
9. В чём состоит методологическая функция философии?
10. Как соотносятся между собой философия и наука?
11. Каково соотношение знания и веры?
Систематическая философия пытается создать основу в разуме, которая может объяснить все вопросы и проблемы, связанные с жизнью человека. Примеры систематических философов включают Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозу и Гегеля. Во многих отношениях любые попытки сформулировать философский метод, который обеспечивает конечные составляющие реальности, метафизику, можно считать систематической философией. В современной философии реакция на систематическую философию начиналась с Кьеркегора и продолжалась в различных формах с помощью аналитической философии, экзистенциализма, герменевтики и деконструктивизма.
Некоторые общие особенности методов, которые придерживаются философы (и обсуждают при обсуждении философского метода), включают:
Методические сомнения – систематический процесс скепсиса (или сомнения) в правде своих убеждений.
Аргумент – укажите аргумент или несколько аргументов, поддерживающих решение.
Диалектика – представить решение и аргументы для критики других философов и помочь им судить о себе.
Метод 1. Сомнение и чувство удивления
Платон сказал, что «философия начинается с удивления», взгляд, который повторяет Аристотель: «Это было их удивление, изумление, которое впервые побудило людей философствовать и все еще вести их». Философизация может начинаться с некоторых простых сомнений относительно принятых убеждений. Первоначальный импульс философствовать может возникнуть из-за подозрений, например, что мы не полностью понимаем и не полностью оправданы, даже наши самые основные убеждения в отношении мира.
Метод 2. Вопросы и проблемы
Еще одним элементом философского метода является формулирование вопросов, на которые нужно ответить, или проблем, которые необходимо решить. Рабочее предположение состоит в том, что чем более четко определяется вопрос или проблема, тем легче выявлять критические проблемы.
Относительно небольшое количество крупных философов предпочитают не быть быстрыми, но тратить больше времени, пытаясь понять, в чем проблема.
Метод 3. Предложение решения
Другой подход заключается в том, чтобы сформулировать теорию или предложить определение или исследование, которое сможет частично решить основную проблему философии. Иногда теорию можно сформулировать довольно кратко. Обоснование теории производится посредством обобщения, объяснения и аргументации.
Метод 4. Обоснование решения
Аргумент представляет собой набор операторов, один из которых (заключение) вытекает из других (предпосылки). Можно рассматривать аргументы, как связь причин – часто это не просто список, а логически взаимосвязанные утверждения, за которым следуют предпосылки, для которых они являются причинами. Причинами являются предпосылки, утверждение, которые является заключением. Вместе они создают аргумент.
Философские аргументы и обоснования являются еще одной важной частью философского метода. Редко можно найти философа, особенно в западной философии, которому не хватает аргументов. Философы постоянно требуют и предлагают аргументы для различных утверждений, которые они делают. Это говорит о том, что философия – это поиск аргументов.
Хороший аргумент – четкое, организованное и обоснованное изложение причин может в конечном итоге устранить первоначальные сомнения, которые могли возникнуть при изучении вопроса философии.
Метод 5. Философский кретинизм
В философии, которая касается самых фундаментальных аспектов вселенной, эксперты изначально не согласны друг с другом. Из этого следует, что еще одним элементом философского метода, распространенным в трудах почти всех философов, является философский критинизм. Именно это заставляет много философствовать в социальной деятельности.
Философы предлагают разные определения и объяснения в решении проблем. Они спорят и предлагают различные аргументы, в результате такой “дискуссии” создается лучшее решение. Этот обмен и последующий пересмотр взглядов называется диалектикой. Диалектика – это противоречие человеческих взглядов.
Метод 6. Мотивация
Метод в философии в некотором смысле основан на мотивации, только понимая, почему люди занимаются философией, можно правильно понять, что такое философия. Люди часто верят в вещи, которые они не понимают, например, в бога. Часто люди не понимают то, во что они верят, и не понимают причин того, почему они в это верят. У некоторых людей возникают вопросы о значимости своих убеждений.
Эти вопросы касаются только верхушки философского айсберга. Есть много явлений во вселенной, о которых люди также ничего не знаю. Философы занимаются исследованием всех видов непонимания.
Есть огромное количество базовых вопросов, которые до сих пор не изучены. Например:
- Что значит сказать, что одно событие может быть причиной другого?
- Что такое рациональность? Что такое пространство и время?
- Что такое красота, и если она в глазах смотрящего, то что это такое в глазах смотрящего?
Методы философии (часть 1) обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру