Философия как важнейшая часть духовной культуры. Духовная культура и философия xiх века

Различие между ними прежде всего по вопросу о путях исторического развития России: западники видели будущее России в следовании Западной Европе высоко оценивали деятельность Петра I; славянофилы напротив обвиняли Петра в нарушении органического развития России которая обладает культурным своеобразием; отечественная культура требует особого пути развития и создания православной философии. Форма движения к новому миру соединение философии с жизнью науки с массами; тогда начнется пора сознательного деяния это характеристика сущности...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

(Филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Салавате)

Мировая и национальная культура

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ XIХ ВЕКА

Реферат

ОНД-140400.62-2.53 Р

Исполнитель:

студент гр. БАЭзс - 13-21 Н. В. Шаповалов

Руководитель:

преподаватель С.Е. Неясова

Салават

2015

ВВЕДЕНИЕ

1 Духовная культура XIХ века

1.1 Духовная культура в начале XIX века

1.2 Духовная культура в конце XIX века

2 Русская философия XIХ века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

1 Духовная культура XIХ века

Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

1.1 Духовная культура в начале XIX века.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).

Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

1.2 Духовная культура в конце XIX века.

В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.

Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872).

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

2 Русская философия XIХ века

Начало XIX в. - это период, связанный с формированием самосознания русской нации и, как следствие этого, оформлением первых оригинальных философских течений России: западников и славянофилов. Различие между ними - прежде всего по вопросу о путях исторического развития России: западники видели будущее России в следовании Западной Европе, высоко оценивали деятельность Петра I; славянофилы, напротив, обвиняли Петра в нарушении органического развития России, которая обладает культурным своеобразием; отечественная культура требует особого пути развития и создания православной философии.

К философскому направлению " Западники " принадлежали великие личности:

П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.

Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

Белинский (1811-1848) Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы не правы, противопоставляя Россию и Западную Европу.

Чернышевский (1828-1889) Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

К философскому направлению "Славянофилы" принадлежали:

И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.

В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.

Иванов - Разумнин (1868-1912) Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.

Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла соединение с Богом, возникновение богочеловека.

XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта (Кант, Шеллинг, Гегель, Конт, Спенсер, Шопенгауэр, Ницше, Маркс).

Здесь, однако, отнюдь не всегда действовал принцип "чем современнее, тем истиннее". Так, декабристы вдохновлялись главным образом французской философией прошедшего столетия, которая считалась неприемлемой для членов кружка любомудров; а идеологи народничества хотя и признавали философское значение К. Маркса, но не безусловно, поскольку ориентировались также и на Конта, Прудона и Лассаля. Славянофилы, отдавая вначале дань уважения Шеллингу и Гегелю, затем совершили "консервативный поворот", обратившись к христианской святоотеческой традиции. Новизна и оригинальность взглядов русских мыслителей определялась, однако, не их чуткостью к восприятию западной философии, а акцентированием внимания на проблемы России, национального самосознания. Так, П. Я. Чаадаев, поклонник французского традиционализма и корреспондент Шеллинга, становится основоположником русской историософии, а "русский гегельянец и фейербахианец" Н. Г. Чернышевский - создателем теории перехода России к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Важные философские замыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членам философских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам и литературным критикам (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Н. К. Михайловский), религиозным писателям (К. Н. Леонтьев), выдающимся художникам слова (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой), революционным теоретикам (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин) и т. п. Именно мыслители указанного типа, носители "вольной философии", были инициаторами новых философских идей, развивали и обогащали терминологию, хотя они и не создавали законченных философских систем. Это не свидетельствует, разумеется, о какой-то ущербности их интеллекта. Напротив, как раз идеи такого рода значительно быстрее "схватывались" интеллигенцией и широко распространялись через "толстые журналы" не только в столицах, но и в провинции.

Всех этих мыслителей характеризует то, что они принадлежали к различным "идейным течениям", которые являлись философскими лишь отчасти, так как включали в себя значительный слой нефилософской - богословской, исторической, эстетической, социально-политической, экономической и др. - проблематики. Идеи таких мыслителей, как П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев и др., использовались и в XIX, а затем и в XX в. разными идейными течениями, и опять же не только в сугубо философском, но и в культурологическом, богословском и даже геополитическом контексте.

Причина, по которой русская интеллигенция теснее всего была связана с "вольной", а не профессиональной, университетской, философией, заключается в том, что правительство, с одной стороны, и ученые-философы - с другой, по-разному понимали цели распространения философских знаний. В России только поддержка со стороны государства могла обеспечить функционирование системы профессиональной подготовки в области философии. Об этом свидетельствует инициирование философского образования "сверху", со стороны Петра I и его дочери Елизаветы Петровны, поддержавшей основание в 1755 г. Московского университета. В этом отношении правительство выполняло роль "единственного европейца" в России (по определению А. С. Пушкина).

Университеты и ученые стояли за автономию, за права совета профессоров на руководство ходом академической жизни и свободу академических союзов, обществ и собраний. Напротив, виды правительства в области высшего образования и науки были охранительными в смысле зашиты от "революционной заразы" из Европы. Отсюда - правительственные притеснения, ограничения преподавания философии. Кандидатуры профессоров проходили обязательное утверждение в Министерстве народного просвещения (основано в 1802 г.), а философские сочинения подвергались строгой цензуре. Поэтому некоторые работы, не проходившие цензуры, публиковались за рубежом, например сочинения А. С. Хомякова и В. С. Соловьева.

Наиболее строгие ограничения на преподавание философии были введены после европейских революций 1848 г. По распоряжению Николая I министр просвещения П. А. Ширинский-Шихматов в 1850 г. подготовил "Высочайшее повеление", согласно которому преподавание философии ограничивалось в основном логикой и психологией и обязанность чтения философских курсов возлагалась на профессоров богословия. Ему же принадлежит известная фраза, ставшая афоризмом: "Польза философии не доказана, а вред от нее возможен".

Более благополучной была судьба философии в четырех российских духовных академиях (в Москве, Петербурге, Киеве и Казани), где чтение философских курсов не прерывалось. Духовно-академическая философия представляет собой особую отрасль профессионального философствования. Высшие духовные учебные заведения сыграли значительную роль в развитии русской мысли. Достаточно сказать, что первое по времени обобщенное изложение истории русской философии принадлежало перу архимандрита Гавриила (в миру В. Н. Воскресенского) и было опубликовано в Казани в 1840 г. С. С. Гогоцкий, представитель Киевской школы духовно-академической философии, опубликовал первые в России философские лексиконы и словари. Первые русские учебники по философии были написаны также профессорами духовных академий - Ф. Ф. Сидонским, В. Н. Карповым, В. Д. Кудрявцевым-Платоновым. Выдающимся переводчиком сочинений Платона был В. Н. Карпов, считавший перевод платоновских диалогов на русский язык главным делом своей жизни. Сильной стороной духовно-академической философии было обращение к наследию мировой философской мысли. Постоянным и непременным источником академических курсов по логике, психологии, истории философии, этике (как правило, публиковавшихся затем в монографических вариантах) была античная философская мысль (главным образом платонизм), а также философия Нового времени, включая философию Канта, Шеллинга и Гегеля.

Время образования самых влиятельных идейных течений XIX в. - 30-40-е гг. - не случайно названо "философским пробуждением" (Г. В. Флоровский). В этот период общественная мысль России разделилась на два направления - славянофильство и западничество. Спор между ними был острым, но не перерастал в непримиримую партийно-политическую грызню и не предполагал уничтожения противника ради доказательства правоты каждой из спорящих сторон. И хотя славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы и др.) акцентировали внимание на национальном своеобразии России, а западники (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.) больше тяготели к восприятию опыта Европы, и те и другие страстно желали процветания своей родине и активно содействовали этому.

Участник философских дискуссий того времени П. В. Анненков в своих "Литературных воспоминаниях" называл спор между славянофилами и западниками "спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма".

Впоследствии термины "славянофил" и "западник" приобрели специфическую политизированную окраску. (В наши дни так называют политиков или представителей противоборствующих политических направлений, за которыми стоит соответствующий "электорат".) Славянофильство и западничество первой половины XIX в. не следует рассматривать как враждебные идеологии. Западники и славянофилы сыграли важную роль в подготовке российского общественного мнения к крестьянской реформе. "Положение 19 февраля 1861 г.", составленное славянофилом Ю- Ф. Самариным и одобренное митрополитом Московским Филаретом, было поддержано также одним из лидеров западников - К. Д. Кавелиным. Кроме того, попытка разделить всех участников философских дискуссий того времени строго на два лагеря (кто не западник - тот славянофил, и наоборот) не соответствует исторической правде. Славянофилов объединяла приверженность христианской вере и ориентация на святоотеческие источники как основу сохранения православной русской культуры, западничество же характеризовалось приверженностью к секулярным воззрениям и идеям западноевропейской философии.

Большим знатоком философии Шеллинга и Гегеля был Н. В. Станкевич, основатель философского кружка, в который входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин и др. Философские и исторические идеи, характерные для западников, были изложены К. Д. Кавелиным, автором работы "Взгляд на юридический быт древней России" (1847). Так же как и славянофилы, Кавелин подчеркивал своеобразие исторического пути развития России, хотя ее будущее понимал по-своему. Один из основателей так называемой государственной школы в русской историографии, он признавал решающее значение государственного элемента в отечественной истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая половина 19 века - время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значению литература (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, И.В. Гоголь, М.Ю.лермантов, В.А. Жуковский), музыка (М.И.Глинка), архитектура (А.Д.Захаров, А.Н. Воронихин), живопись (О.А.Кипренский, А.А. Иванов, П.А. Федотов).

Такой расцвет всех видов искусства во многом был обусловлен подъемом патриотических чувств русского народа в войне с Наполеоном, ростом национального самосознания, развитием прогрессивных, освободительных идей декабристов. Весь «Золотой век» русской культуры отмечен гражданской страстностью, верой в великое предназночение человека.

Вместе с тем русские религиозные писатели и философы провозглашали высшей целью развития культуры познания вечных духовных ценностей, свободное выражение религиозного чувства и нравственность; на рубеже веков возник последний большой стиль модерн, главным содержанием, которого стал отказ от реализма передвижников и эклектики вархитектуре, культ красоты, как единственной ценности и стремление к художественному синтезу всех видов искусства. Такое многообразие интеллектуальных поисков являлось, по словам философа Н.А.Бердяева, следствием «освобождения духовной культуры от гнета социального утилитаризма 60-70-х гг.».

В целом русская философия XIX века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 https://ru.wikipedia.org/

2 http://mgup-vm.ru/kulturology/doklad06.html

3 Лисовский В. Г. Архитектура России. Поиски национального стиля / В. Г. Лисовский Изд.: Белый Город, Москва, 2009 — 568с.

4 История философии: Учеб. для вузов / В.П. Кохановский (ред.), В.П. Яковлев (ред.). Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 573с.

5 В. В. Миронов. Философия: учебник для ВУЗов / Философия. Под ред. Миронова В.В. М.: Норма, 2005. — 928 с.

6 Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Философский факультет. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. — 236с.

7 Волович В.И., Горлач Н.И., Головченко Г.Т., Губерский Л.В., Кремень В.Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.). Х.: Консум, 2002. — 751с.

8 Зеньковский Василий Васильевич. История русской философии: В 2 т. М.: Аст, 1999. — 542с. Т. 1 — 542с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17205. Материальная и духовная культура 23.79 KB
Его знаменитая книга Диалог посвящена обоснованию гелиоцентрической системы мира. Для обозначения целостности объектов в науке было выработано понятие системы. Понятие элемент означает минимальный далее уже неделимый компонент в рамках системы. Совокупность связей между элементами образует структуру системы.
3299. Культура России в XVII века 31.3 KB
XVII век – переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени когда старина и новизна перемешались. В школах изучались богословия философия этика а со второй половины XVII в. XVII в.
3139. Общественная мысль и культура России во второй половине XVIII века 20.16 KB
Тем самым ей удалось завоевать авторитет у прогрессивной общественности Западной Европы хотя в России процветало крепостное право бюрократическая волокита. было создано Вольное экономическое общество которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства; 2 началось издание в России общественно-политических журналов. В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева 1773–1775 гг.
2457. Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения 1.5 MB
Если переводить дословно то теоцентризм означает Бог в центре мира. Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен неизменен и абсолютен. Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив.
2304. Философия Карла Маркса. Неклассическая современная философия 2.06 MB
Всё что есть – материя. Материя вечна и неуничтожима но она постоянно переходит из одной формы существования в другую при этом в процессе развития материи повышается уровень сложности в котором она реализуется. Бытие – это то что всегда ускользает от разума что смеётся над ним что оставляет разум в дураках. Как видно из текста это полностью противоположно тому что было в метафизике познания и философии Нового времени: в этих учениях наоборот разум не может ничего.
2494. Духовная жизнь общества 42.89 KB
Компонентой духовной жизни является общественное сознание это совокупность существующих в обществе идей теорий воззрений настроений традиций отражающих общественное бытие материальные условия жизни людей. Бытие влияет на общественное сознание оно первично по отношению к общественному сознанию не зависит от него определяет его содержание. Общественное сознание вторично зависит от бытия определяется им может воздействовать на общественное бытие активно способствовать его развитию. Оно имеет некоторую...
3606. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 33.49 KB
Но все действия человека, все его поступки очень противоречивы, разнородны, разнообразны и часто отрицают друг друга. Познать человека и человеческое общество совсем нелегко. Само познание окружающего мира приобретает смысл и значение лишь при условии
14863. Философия: шпаргалка 57.44 KB
Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Представление о природе и сущности человека в философии. Свобода необходимость ответственность в бытии человека. Прогностическая – на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития будущее материи сознания познавательных процессов человека природы и общества.
3645. Мировоззрение как философия 80.41 KB
Прежде чем мы определим философию стоит выяснить что такое мировоззрение ибо философия есть один из возможных способов его построения. религиозная философия которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры проведя их через процедуру критического рассмотрения и проблематизации. Считается что впервые слово философия от греч.
10708. Что такое философия 66.95 KB
Это далеко не тривиальная задача так как почти без преувеличения можно сказать что по сравнению например с науками сколько философов столько и определений философии. Данное состояние дел выражает своеобразие специфику философии как деятельности. Раскрывая содержание определений философии мы одновременно формируем культуру мышления понимания и оценки человеком самого себя и своего отношения к окружающей действительности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФИЛОСОФИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛ Ь ТУРЫ

Специфика философии

философия предмет духовная культура

Философия воспроизводит мир в максимально возможной глубинности и взаимосвязности. Она опирается на предельно универсальные закономерности и принципы, а также на наиболее фундаментальные ценностные ориентации.

Философская культура - это культура в о прошающая .

Она бьется над самыми магистральными вопросами:

Откуда и куда идет род человеческий?

Гамлетовское «быть или не быть»?

И сократовское «что есть благо?»

Присуща ли людям врожденная агрессивность?

Правит ли ими страсть к наслаждению?

Философия - разведчица того, что лежит за горизонтом любого познания и пережив а ния.

Она чаще ставит проблемы, чем решает их. Причем, как правило, проблема, поставленная философией, вообще не имеет окончательных решений. Беспокоя пытливые умы, философия увлекает их за собою в неведомое.

Философия изучает предельные («пограничные») ситуации, самое универсальное и самое уникальное, сокрове н ное...

У нее самая высокая степень общности (и абстрактности), а также уникальности (и конкретности).

Ее предмет - это фундаментальные осн о вы субъект-объектных и субъект-субъектных отнош е ний.

Философия поднимает человека на такую метафизическую высоту и подводит к таким пределам, что порою захватывает дух. Но о философских проблемах можно рассуждать только так: мучительно пробираясь через кажущиеся непреодолимыми загадочные сложности бытия, гибко соизмеряя безграничность онтологических универсалий с бездонностью человеческой уникальности.

Связь философии с другими сферами ду ховной культуры

Не только наука, но и мораль, искусство, религия, язык, миф определяют духовную культуру.

Вот почему философия и мировоззрение ориентируются на культуру в целом.

Роль философии в развитии духовной культуры общества и человека чрезвычайно велика.

Философия испытывает плодотворное влияние со стороны всех основных сфер духовной культуры и сама влияет на них.

Б. Рассел в «Истории западной философии», говоря о традиционной философии, уподобил ее н и чейной земле между наукой и религией.

Однако современная мировая философия в какой-то мере воспо л няет «пустоты» не только между наукой и религией, но между всеми сферами культуры. Она помогает «перекидывать мостики» между н и ми.

Сама философия испытывает плодотворное влияние со стороны крупнейших писателей, художников, ученых, прогрессивных политических и общественных деятелей.

Многообразие пониманий предмета философии

Философия (philo) - любовь к мудрости. А разве кто-нибудь любит глупость? Значит, любя мудрость, все мы любим философию.

Однако философией можно заниматься как любительски, так и профессионально. Соответственно существуют профессиональная и житейская (обыденно-практическая) философия.

Философия обыденно-практического опыта . Аристотель говорил, что тот, кто хорошо что-то понимает сам, сможет объяснить это ребенку.

Но как объяснить ребенку, что такое философия?

Философия стремится дать ответы на последние “почему” в длинной их цепочке.

Герой М. Горького “Скуки ради”: “Философом может быть всякий, кто родится с привычкой думать и во всем искать начало и конец... при этом он может даже служить на железной дороге”.

Обыденно-практическая философия позволяет приподняться над суетой каждодневного бытия, воспользоваться мудростью прошлого, пристальней всмотреться в будущие перспективы.

Профессионально-теоретическая фил о софия

На этом уровне философия существует уже в форме учений и теоретических систем. И судить о них могут лишь философски образованные люди.

К сожалению, так бывает далеко не всегда. В рассказе Достоевского «Бобок» читаем: «Штатские лица любят судить о предметах военных и даже фельдмаршальских, а люди с инженерным образованием судят больше о философии и политической экономии…» Ф.М. Достоевский. «Бобок»

Экзистенциализм . Предмет философии - это сокровенные таинства человеческого существования, жизни и смерти, высшего смысла или полного абсурда бытия. Стоит ли жить дальше, если мир абсурден, а жизнь ничтожна? Главное - это духовно помочь человеку выстоять во враждебном и абсурдном бытии.

Согласно Хайдеггеру, предмет философии - это «бытие», а предмет науки - «сущее». Под сущим он подразумевает всё, что относится к эмпирическому миру, от которого следует отличать истинное бытие. Оно постигается непосредственно, а не через рассудочное мышление. Это подлинное бытие открывается человеку благодаря особому личностному существованию - экзистенции.

Религиозная философия

Теологию и богословие прежде всего интересует проблема бога, а религиозную философию - проблема человека в божьем мире. Теология занимается сверхрациональным. Одна из важных задач католической теологии - доказать существование Бога.

Неопозитивизм .

Неопозитивисты считают, что современная философия прежде всего должна быть «философией науки».

Если философы намерены приносить реальную пользу наукам, они должны сосредоточить свои усилия, стараясь:

а) интегрировать знания, полученные отдельными специальными науками, в единое синтетическое знание;

б) упорядочивать язык науки, а также изучать глубоко скрытые языковые смыслы Рассел: философ - это "полицейский" языка. Витгенштейн. Человеку только кажется, что он говорит с помощью языка. На самом деле язык говорит с помощью человека. Клубок нитей, играющий с кошкой. .

Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, искусству и другим ненаучным формам человеческой деятельности.

Обобщим многообразные подходы к философии, добавив к вышеприведенным диалектико-материалистически ориентированный подход.

Можно сказать, что предмет философии - это:

предельные проявления человека в мире и м и ра в человеке ;отношение сознания - к бытию, духо в ного - к материальному, субъекта - к объекту и другому субъекту, пережив а ния - к миру;

это наиболее универсальные законы, принципы и понятия, выр а жающие развитие природы, общества и мышления; это судьбоносные ценностные ориентации, жизненные смыслы и мировоззренческие поз и ции .

Знание философии приведет к меньшему количеству роковых жизненных ошибок и к лучшей ориентации как в личной, так и в профессиональной деятельности.

Наука ли философия?

Так как существует множество самых разных философских учений, то ответ не может быть однозначным. Говоря о мировой философии в целом, можно сказать, что она и наука , и ненаука , и метанаука (хотя бы в том смысле, что философия может делать объектом своего изучения и саму науку) .

Научно -ориентированные философы изучают прежде всего универсальное, закономерное, используя в большей мере рациональные методы познания.

Подобная философия стремится к фундаментальному обоснованию знаний с позиций социально-исторического, культурологического и общенаучного контекстов. Это и есть одна из важнейших з а дач философии науки.

Ценностно -ориентированные философы пытаются постигать уникальное, трансцендентное. Здесь философия предстает как н е наука .

Метанаучно -ориентированные философы: а) либо занимаются научно-философским исследованием наук (т.е. примыкают к философии науки);

б) либо выходят за пределы научного исследования и занимаются рассмотрением чисто метафизических проблем (т.е. примыкают к ненаучной разновидности философии).

В то же время все эти по-разному ориентированные философии дополняют друг друга и нуждаются др у г в друге .

Решая свои проблемы, философия стремится объяснять (как естественные науки), понимать (как науки гуманитарные), с о страдать (как искусство), взывать (как мораль), проповедовать (как вероучение).

Структура философии и ее основные функции

Основные разделы философии:

онтология (учение о бытии);

аксиология (учение о ценностях);

гносеология (учение о познании);

философская методология (учение о мет о дах);

философская антропология (учение о ч е ловеке);

социальная философия (учение об общ е ственной жизни);

история философии и панорама современных философских уч е ний.

А теперь остановимся на функциях философии.

Интегративная (синтетическая) функция. Она напрямую связана с философией науки.

Аристотель: “Философ - это тот, кто обладает по мере возможности ц е лостностью знания”.

Иногда эту функцию называют онтологической. Она состоит в том, что философия изучает наиболее общие закономерности и принципы действительности, ищет универсалии, стремится построить целостную картину мира (т.е. познает мир по возможности в его целостности). Она интегрирует и систематизирует духовную культуру. В частности, философия соединяет две культуры - естественнонаучную и общественно-гуманитарную, помогает им взаимно понимать и взаимно обогащать друг друга.

История о слепых и слоне.

Наиболее уникальное способно оборачиваться универсальным. Несколько упрощенный пример: у каждого - своя боль, но боль - у каждого.

Аксиологическая функция .

Она связывает философию с системой ценностей и мировоззрением.

«Пусть боги смотрят безучастно

На жизнь Земли - их вечен век.

Но только страстное прекрасно

В тебе, мгновенный человек!» (В. Брюсов)

Как уже говорилось, философия - это мир и эпоха, однако не только «схваченные в мысли» (Гегель), но и пережитые в чувстве.

Философия осмысливает исходные нравственные основы существования, фундаментальные ц е ли и ценности .

Она помогает разобраться в сложном переплетении событий, оценив ситуацию, найти свой смысл и свое место в жизни, выработать активное отношение ко всему, что происходит в мире.

В отличие от науки философия позволяет себе быть пристрастной.

А. Камю сказал примерно так:

было время, когда философ мог жить в башне из слон о вой кости; но сейчас, когда на карту поставлена судьба всей последующей истории челов е чества, само неучастие или молчание становятся преступными.

Каждый виновен не только в том, что он сд е лал не так, но и в том, что он не сделал, хотя мог сделать…

Высшие ценности и принципы одержали больше побед, чем все армии мира.

Философия по самой своей природе ориентирована на высшие духовные ценности, на интимно личные и глобальные проблемы. Нередко философ выступает как проповедник (причем его проповедь исповедальна). Не показывай, куда надо идти, а иди сам, причем так, чтобы за тобой пошли другие.

Любую тему философ явно или неявно пронизывает высшими смыслы и ориентациями. Иначе это не философия.

В наибольшей степени с ф илосо фией науки связаны аксиологические проблемы этики науки.

Методологическая функция :

она связана с необходимой разработкой наиболее оптимальных форм человеческой деятельности (в том числе научной).

Уточним понятие метода. Метод - это тоже теория, но теория особая.

Метод - это, прежде всего, теория получения новых результатов о реальности, в то время как обычная теория - это воспроизведение самой реальности.

“А не то дорого знать, что Земля круглая, а дорого знать, как дошли до этого” (Л. Толстой).

Еще Лихтенберг говорил, что когда людей станут учить прежде всего не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, то тогда исчезнут многие недоразумения.

Гносеологическая функция.

«Так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины» Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -- М.: Мысль, 1979. - С. 334. .

Реализуя гносеологическую функцию, философы изучают само знание и фундаментальные принципы познания.

Познает любая сфера духовной культуры. Но сам процесс познания фундаментально и целостно изучает только философия. Она решает важнейшую проблему - как взаимодействует мышление и бытие. Философское познание стремится к предельной универсальности и уникальности.

Философия ищет фундаментальные основания достоверности человеческих знаний.

Поэтому важное место в ней занимает учение об истине , о бесконечном пути познания «…Для нас раз и навсегда утрачивает всякий смысл требование окончательных решений и вечных истин… все приобретаемые нами знания по необходимости ограничены и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретаем» (Энгельс). .

Одна из задач философии крайне необычна. Она изучает историю человеческих заблужд е ний , чтобы в будущем лучше избегать их. По словам Монтеня, любую глупость до нас уже высказал тот или иной философ, считая ее истиной… Впрочем, любая мудрость имеет долю глупости (и наоборот).

Наряду с проблемой истинного и ложного существует проблема истинного и фальшивого . Всестороннего анализа требуют процессы, связанные с обманом , ложью , дезинфо р мацией .

Важно мыслить «без гнева и пристрастия» (Тацит).

Важнейшая задача философии - быть колебательницей привычных смыслов, рождать сомнения, разрешать их, но рождать при этом н о вые.

Мы уже говорили, что Вопросы в философии не менее важны, чем ответы. . «Бернард Шоу о науке и религии».

Философско-антропологическая фун к ция

Эта функция в особой мере связана со всеми остальными. Она нацеливает на изучение целостного человека, его судьбы, назначения, личностных смыслов.

Протагор: человек мера всех вещей .

3 вопроса Канта и его 4-й вопрос.

По Вл. Соловьеву, философии принадлежит особая роль в духовном освобождении и пробуждении свободы . Ее освободительная деятельность объясняется коренным свойством человеческой души «в силу которой она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самою добыты…» Соловьев В.С. Собр. соч. в 10-ти томах. 2-е изд. Т. 2, с. 412 (лекция «Исторические дела философии»).

Философия стремится проникнуть в сокровенные глубины человеческого существования, приоткрыть его высшие, «запредельные» смыслы. Так, экзистенциализм старается постигнуть таинственное уникальное человеческое существование, благодаря которому человек обретает свою подлинность, становясь абсолютно свободной личностью.

Достоевский: «Человек - это тайна, которую надо разгадать. Если ты разгадываешь ее всю жизнь - не считай, что ты прожил ее напрасно. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Связь философии с жизнью человека и общества

В многовековой истории философии можно отыскать немалое число философов, избравших путь бесстрастного смирения и отрешения от су етной земной жизни (они словно …"закрыть глаза, заткнуть уши" своей души…).

Но было много и таких, которые видели свое предназначение в страстном служении философски осмысленным целям и идеалам , причем не только своим, но и общественным.

За философские идеи отдавали жизнь, выпивая чашу с ядом (Сократ) или сгорая на инквизиторском костре (Бруно).

Во имя философских идей философы отказывались от интимных наслаждений Кант никогда не имел интимных отношений с женщинами… и мужчинами. На склоне лет он говаривал: - Очень рад, что избежал однообразных механических телесных движений, лишенных глубокого метафизического смысла. или расставались навсегда со своими бесценно любимыми избранницами (Кьеркегор - Регина Ольсен - Шлегель).

Во имя философских идей философы порывали со своим социальным кругом, высшим светом и богатством (Энгельс, Толстой), пробуждали революционный дух, считая, что философ должен не только объяснять мир, но и переделывать его в соответствии с идеалами социальной справедливости (Герцен, Ленин).

Но одна из главных жизненных целей философа во все времена - быть свободомыслящим.

"Волхвы не боятся могучих владык и княжеский дар им не нужен…"

Киплинг о человеке.

В 399 г. до новой эры шел суд над Сократом, обвиненным в распространении общественно опасных идей. Мудрец пояснил, что занимается философией прежде всего потому, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит». По его наблюдениям, большинство сограждан посвящают всю свою деятельность достижению славы, богатства, удовольствий. Но они нисколько не задумываются, насколько всё это для них ценно.

Далее см. по Платону.

Философ всегда словно борется с течением, плывя против него или обгоняя его.

Он чем-то напоминает Иванушку-дурачка, который навзрыд плакал на свадьбах и весело смеялся на похоронах.

Его задача - предостерегать от односторонних крайностей.

Когда жизнь течет благостно и умиротворенно, философ должен будить общество от самозабвенной спячки.

Если все существующее кажется бесспорным и стабильным, философия призвана будоражить умы, расшатывать устоявшиеся смыслы.

Но если почва начинает уходить из-под ног, если трещат и расползаются по швам вековые нормы, традиции и не видно света в конце туннеля, философия призвана, нет, не успокаивать, убаюкивая красивым обманом...

Она призвана помогать вновь находить достойные жизненные ориентиры и обретать мужественную уверенность в себе и окружающих.

(Речь идет не о стремительных катастрофах чернобыльского типа, в такой ситуации не до философии; впрочем даже в этих случаях наступает “вечер”, и сова Минервы отправляется в свой полет: ведь в связи с подобными катастрофами тоже встают философские “почему” и “во имя чего”?)

Особая роль у философии в такие времена, как наше.

Невольно вспоминаются строки: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…». Когда цивилизация переживает глубокий кризис, многие люди вынуждены искать выход из него.

Неизбежно задумываясь над самыми фундаментальными проблемами, они невольно обращаются к философии.

Аристотель говорил, что «философия начинается с изумления», с понимания того, что мы живем в очень странном, неистощимо многообразном мире… Она даёт неожиданный ракурс на мир Учитель, герой фильма «Клуб умерших поэтов», неожиданно влез на стол перед опешившими учениками, чтобы продемонстрировать диковинный ракурс на аудиторию. .

Философия не меньше, чем физика, нуждается в «безумных идеях». Но как непохоже философское безумие на безумство мартовского кота, обуреваемого нестерпимой страстью, или воспаленное воображение наркомана…

Ведь философия просветляет мир, она подсказывает наиболее оптимальный и гуманный путь к желаемым целям.

Добротная философская подготовка позволяет избежать непродуманных решений, кем бы они ни принимались, - капитаном дальнего плавания, президентом страны или зубным техником.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение структуры философского знания: диалектика, эстетика, познание, этика, философия культуры, права и социальная, философская антропология, аксиология (учение о ценностях), гносеология (наука о познании), онтология (первоначало всего сущего).

    контрольная работа , добавлен 10.06.2010

    Биография Николая Онуфриевича Лосского и его философская система, определенная как наука "о мире как целом". Диапазон интересов: гносеология, онтология, философская антропология, этика, аксиология (учение о ценностях). Гносеологический индивидуализм.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Предмет, структура и функции философии. Основные этапы развития философии: ранний эллинизм, Средневековье, эпоха Возрождения и Новое время. Характеристика немецкой классической философии. Онтология, гносеология, социальная философия, учение о развитии.

    презентация , добавлен 24.09.2012

    Любовь к мудрости. Краткий очерк истории философии. Философская картина мира. Философия человека. Философия деятельности. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений. Практическая философия.

    книга , добавлен 15.05.2007

    Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология и ее функции. Мировоззрение как совокупность результатов метафизического мышления, исследования и познаваемости мира. Результаты сравнения философии с наукой, искусством и религией.

    курс лекций , добавлен 10.08.2009

    Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества. Место философии в системе общественной и духовной культуры. Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек - мир".

    реферат , добавлен 27.12.2008

    Система духовной культуры казахского народа, ее эволюция и современное состояние. Феномен казахской философии, значение в развитие общества страны, выдающиеся представители и направления их исследований. Национальная онтология бытия и ценности общества.

    реферат , добавлен 05.04.2013

    Философская антропология, выявление природы и сущности человека. Чувственное познание: память и воображение. Рациональное познание и мышление. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Что есть истина. Аксиология - философское учение о ценностях.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

    книга , добавлен 06.02.2009

    Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, духовной ориентации в Китае. Даосизм – важнейшая философская школа, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Видные представители средневековой даосской мысли, функция религии.

Тема 1. Философия в системе духовной культуры.................................................................... 2

Тема 2. Предмет и функции философии..................................................................................... 2

Тема 3. Мировоззренческие картины мира................................................................................. 3

Тема 4. Философия древности...................................................................................................... 5

Тема 5. Средневековая философия............................................................................................... 7

Тема 6. Философия эпохи Возрождения..................................................................................... 8

Тема 7. Философия Нового времени........................................................................................... 9

Тема 8. Современная зарубежная философия........................................................................... 13

Тема 9. Отечественная философия............................................................................................. 17

Тема 10. Проблема бытия............................................................................................................ 21

Тема 12. Движение, пространство и время............................................................................... 22

Тема 13. Диалектика и метафизика............................................................................................ 24

Тема 14. Проблема сознания....................................................................................................... 25

Тема 15. Познавательные способности человека..................................................................... 27

Тема 16. Проблема истины......................................................................................................... 29

Тема 17. Научное познание......................................................................................................... 30

Тема 18. Человек и природа........................................................................................................ 33

Тема 19. Человек и общество...................................................................................................... 34

Тема 20. Человек и культура....................................................................................................... 36

Тема 21. Смысл жизни человека................................................................................................ 37

Тема 22. Общество как система.................................................................................................. 38

Тема 23. Проблема развития общества...................................................................................... 40

Тема 24. Техника и общество...................................................................................................... 42

Тема 25. Глобальные проблемы современности....................................................................... 44

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э.через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.

Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

Специфическим объектом философии является бытие в целом. Философия исследует всеобщие взаимосвязи в системе "человек – мир". Философские проблемы характеризуются тем, что они имеют всеобщий, предельный характер и принципиально открыты для новых решений ("вечные вопросы").

Разделы философского знания :

-Онтология – учение о бытии.

-Гносеология – учение о знании и познании.

-Антропология – учение о происхождении, сущности и эволюции человека.

-Праксиология – учение о человеческой деятельности.

-Аксиология – учение о ценностях.

-Эстетика – учение о прекрасном.

-Логика – учение об основных законах и формах мышлении.

-Эпистемология – учение о научном, достоверном познании.

-Этика – учение о нравственности, морали, добродетели.

-Социальная философия – учение об обществе как особого рода реальности.

-История философии – философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития.

-Философия истории – учение о процессе общественной жизни.

Функции философии :

мировоззренческая (формирует картину мираи бытия человека в нем; помогает человеку в решении вопроса о смысле жизни);

гносеологическая (накапливает, обобщает и транслирует новое знание; помогает человеку понять свое место в природе и обществе);

методологическая (анализирует способы познания, выясняет проблемы конкретных наук, выступает основой руководства к деятельности);

логико-гносеологическая (обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знания);

объяснительно-информационная, идеологическая (формирует мировоззрение в соответствии с новейшими достижениями науки и существующей социальной действительностью);

критическая (учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа);

эвристическая (способна в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; эта функция связана с методологическим значением философии);

интегрирующая (объединяет достижения наук в единое целое);

аксиологическая (формирует ценностные ориентации и идеалы);

гуманистическая (дает обоснование ценности человека и его свободы, "очищения души"; помогает обрести смысл жизни в кризисных ситуациях);

практическая (разрабатывает стратегии отношения человека и природы).

Картина мира – интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, система представлений об общем устройстве мироздания. Любая картина мира выделяет существенные стороны действительности, но в то же время упрощает, схематизирует действительность.

Для мифологической картины мира характерны: антропоморфизм, очеловечивание природы, т.е. перенос основных черт человечества на мироздание; художественная образность, синкретизм, космоцентризм.

Для религиозной картины мира характерны: вера в существование сверхъестественного мира, теоцентризм, принцип креационизма (творения мира Богом), опора на священные писания, принцип откровения, безоговорочное влияние авторитета.

Для научной картины мира характерны: математическая оформленность, направленность на истинное знание причин, обоснованность фактами, способность делать верные предсказания. Первая классическая научнаякартина мира XVII века носила механический характер. Переход к неклассической (современной) научной картине мира начался на рубеже XIX-XX вв. в связи с открытиями наличия случайности и эволюции природы (квантовая физика, теория относительности, синергетика).

Философская картина мира связана с вопросом об отношении мышления к бытию ("основным вопросом философии", по Ф.Энгельсу). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу – философы делятся на материалистов и идеалистов.

Материализм – философское направление, считающее материальное начало основой бытия ("материя первична, сознание вторично"; "бытие определяет сознание"). Согласно материализму, вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь наши фантазии. Бытие есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение как субстанции. Виды материализма: метафизический (механистический) и диалектический материализм.

Метафизический (механистический) материализм – течение в философии, согласно которому природа не развивается, качественно неизменна (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри, Гельвеций и др.).

1 Философское осмысление бытия

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры.

Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

1. Это факт, что доминирующее положение среди мировых цивилизаций занимает западная цивилизация. Основным ориентиром развития человечества принято считать именно эту цивилизацию и в этот марафон включено и наше, грузинское общество.

Современная западная цивилизация, по своей сущности, основывается на рациональном упорядочении земной жизни. Земная жизнь подразумевает природную и социальную среду. Объектом удовлетворения потребностей являются вещи, то их производство и потребление приобретают универсальный характер. Основные средства производства и потребления вещей - это, с одной стороны, развитие производства (индустрии), научно-технический прогресс, с другой стороны - крайняя рационализация социальной среды. Первое - порождает культ науки и техники, а вторая - абсолютную социологизацию социальной жизни.

Мировоззренческой основой западной цивилизации является сциентизм, сущностью которого является абсолютная универсализация науки и техники. Как результат имеем товарный фетишизм, вещь должна превратиться в товар, а товар основывается на конъюнктуре рынка. Рынок и торговля все превращают в меновую ценность, рынок формирует человека «рыночного типа» и взаимоотношения людей принимают мещанскую, основанную на выгоде денежную форму бездушных товарных отношений. Истинные человеческие духовные, душевные сущностные силы (добро, прекрасное, истина и т. п.) подавляются и дают возможность безусловной реализации витально-физиологических сущностных сил.

Смысл бытия человека западной цивилизации состоит в комфортном обустройстве жизни, в максимальном удовлетворении материальных потребностей. «Я должен иметь безгранично больше того, что мне необходимо», - такова сущность нравственного императива человека западной цивилизации. Очевидно, что человек оторвался от своего истинного бытия. Его заменило псевдобытие.

2. То, что мы живем в эпоху глобализации - факт. В содержании понятия «глобализация» в общем осмысливаются новые взаимоотношения людей, народов стран и регионов (Э. Гидденс). Эти новые взаимоотношения действительно подразумевают утверждение взаимоотношений, характерных для западной цивилизации, точнее их «американизацию», которая имеет целью универсализацию образа жизни. Это означает, что образование, вера, деятельность, мода, отдых, времяпрепровождение и т. д. будут основаны на стандартах и образцах западной цивилизации, означает утверждение общего образа жизни.

Очевидно, что в условиях утверждения единой, общей западной цивилизации человеческие отношения упрощаются, снимаются существующие барьеры. Уже не будет места различным традициям, привычкам, правилам, различающимся ценностным ориентациям вообще, и, в результате этого, облегчатся организация и управление экономикой, возрастет темп производства и производительность труда, уровень экономического развития, расширится пространственно-временной ареал человеческих контактов, станет возможным максимальное удовлетворение материальных потребностей и т.д. Современная глобализация требует утверждения в мире «порядка нового типа». Этот «новый тип» порядка является порядком американского типа, который требует уничтожения всех, кто не вписывается в систему этого порядка. В то время, как Гегель считал, что «достойно уничтожения все то, что неистинно и недуховно», идеология «нового порядка», основанная на постмодернистском мировоззрении, считает: должно быть уничтожено и все истинное и духовное, если они не соответствуют стандартам западной цивилизации. Глобализация ставит альтернативу «чужим»: или выродиться и быть уничтоженными, или подчиниться переменам и преобразиться. Глобализация как «американизация» создает опасность функционированию национальных языков. Английский язык обретает всеобщую, универсальную функцию. Он формируется как всеобщий язык права человека на труд, занятости, коммуникации, взаимоотношений и т. д. Национальные языки как главнейшее средство распространения и выражения национального бытия, теряют ценность и значение. Это, фактически, указывает на опасность гибели национальной культуры. Сегодня национальным культурам грозит опасность превращения в музейные экспонаты.

Постмодернистское мировоззрение характеризуется онтологическим нигилизмом, выражающимся в пренебрежении «всесилием разума ». «Новый» интерпретаторский разум ищет основы истины не в метафизике, а здесь, во взаимоотношениях, диалоге, коммуникациях изменчивых индивидов, существующих сейчас. Постмодернистское сознание отрицает всеобщие ценности - истину, добро, прекрасное. Обесцениваются традиционные ценности, утверждается крайний релятивизм и неразборчивость. Доброта как забота о других, в пренебрежении, и нравственным императивом человеческого поведения объявляется забота о себе. «Этика всеобщего» (Кант) - этика долга - уступает место «малой этике» - этике цели. Индивидуализм принимает крайнюю форму. Преимущественное значение приобретает защита прав индивида. Допускаются однополые браки, и эти права обеспечиваются законом.

В сфере искусства отрицаются традиционные формы и критерии. Постмодернистская эстетика акцентирует дисконтинуальность, однозначный смысл произведения искусства отрицается. Такой методологический подход вызвал коренную модификацию основных эстетических категорий - прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Классическое понимание прекрасного, носившее в себе моменты истины и добра, в постмодернистской эстетике объявляются лишенными основания. В ней внимание переносится на «прекрасность» асимметрии и ассонансов, на дисгармоническую целостность. Поэтому музыку Моцарта вытесняет рэп.

Очевидно, что человек, этнос, нация, включенные в процесс глобализации, с его ожидаемыми результатами, оторванные от собственного бытия, требуют обязательного освещения проблемы смысла бытия и учета этих факторов.

3. Современную эпоху можно назвать эпохой философского нигилизма и социологического оптимизма. Сегодня философия и философствование объявляется бесполезным, пустым делом. В античности она была в привилегированном состоянии, выполняя функцию как мудрости, так и науки. В Средние века она лишается статуса мудрости и выполняет функцию служанки теологии. В Новое время она освобождается от этой функции и у нее появляется претензия на абсолютное, истинное знания, она обретает функцию судьи науки. В эпоху же технического прогресса частные науки достигли полной монополизации знаний. Метафизические проблемы объявлены лишенными смысла. Необходимость в философии сведена до минимума. Она потеряла свою функцию критического разума и самосознания культуры. Любовь к мудрости была заменена любовью к вещам.

Частные естественные науки и социология, фундаментом которых служила вера в формальный рационализм, заняли место мировоззрения. Современная социология опирается на ту систему ценностей западной цивилизации, которая установлена позитивистской философией, опирающейся, в свою очередь, на рациональное мировоззрение.

Сегодня «философия превратилась в пенсионера» (А. Швейцер), занятого лишь классификацией достижения наук. Философия, лишившись творческого духа, превратилась в историю философии и оформилась как философия, лишенная критического мышления. Культура, оставшаяся без мировоззренческого ориентира, без самосознания, утонула в полном бескультурье.

Тенденция нигилистического отношения к философии была осмысленна еще в начале ХХ века. Философия жизни и экзистенциализм, фактически, являлись попыткой осознания и преодоления этой тенденции. Особенно остро эта проблема рассматривалась в немецком экзистенциализме. Именно представители немецкого экзистенциализма увидели, что решить проблему можно лишь посредством анализа бытия.

Сегодня основной задачей философии вообще является утверждение новой метафизики, освобождение философии из пут науки, ее реабилитация как метафизики.

Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности.

То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.



error: Content is protected !!