Преподобный авраамий архимандрит ростовский. Молитва преподобному Авраамию Ростовскому

Пре-по-доб-ный Аврамий (Авраамий), ар-хи-манд-рит Ро-стов-ский, в ми-ру Авер-кий, с юных лет ушел из ро-ди-тель-ско-го до-ма и всту-пил на путь хри-сти-ан-ско-го по-движ-ни-че-ства. При-няв ино-че-ство, по-се-лил-ся Ав-ра-мий в Ро-сто-ве на бе-ре-гу озе-ра Неро. В Ро-стов-ской зем-ле то-гда бы-ло мно-го языч-ни-ков, и пре-по-доб-ный уси-лен-но тру-дил-ся над рас-про-стра-не-ни-ем ис-тин-ной ве-ры. Неда-ле-ко от кел-лии свя-то-го бы-ло ка-пи-ще, где языч-ни-ки по-кло-ня-лись ка-мен-но-му идо-лу Ве-ле-су (Во-ло-су), ко-то-рый на-во-дил страх на жи-те-лей Ро-сто-ва.

В чуд-ном ви-де-нии пред-стал пе-ред Ав-ра-ми-ем свя-той апо-стол и дал ему жезл, увен-чан-ный кре-стом, ко-то-рым пре-по-доб-ный со-кру-шил идо-ла. На ме-сте идоль-ско-го ка-пи-ща свя-той Ав-ра-мий ос-но-вал оби-тель в честь Бо-го-яв-ле-ния и стал ее на-сто-я-те-лем. В па-мять яв-ле-ния пре-по-доб-ный воз-двиг храм во имя апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва. Убеж-ден-ные свя-тым Ав-ра-ми-ем, кре-сти-лись мно-гие языч-ни-ки.

Осо-бен-но ве-ли-ко бы-ло его вли-я-ние на де-тей: он обу-чал их гра-мо-те, на-став-лял в За-коне Бо-жи-ем, кре-стил, по-стри-гал в ино-ки. Всех при-хо-дя-щих в оби-тель свя-той при-ни-мал с лю-бо-вью. Жизнь его бы-ла по-все-днев-ным по-дви-гом мо-лит-вы и тру-да на поль-зу бра-тии: он ко-лол дро-ва для пе-кар-ни, сти-рал одеж-ды ино-ков, но-сил во-ду для кух-ни.

Пре-ста-вил-ся пре-по-доб-ный в глу-бо-кой ста-ро-сти и был по-гре-бен в хра-ме Бо-го-яв-ле-ния († ХI в.). Свя-тые мо-щи его об-ре-те-ны при ве-ли-ком кня-зе Все-во-ло-де (1176-1212). В 1551 го-ду царь Иоанн Гроз-ный пе-ред по-хо-дом на Ка-зань об-хо-дил свя-тые ме-ста. В Бо-го-яв-лен-ском-Ав-ра-ми-е-вом мо-на-сты-ре ему по-ка-за-ли тот жезл, ко-то-рым пре-по-доб-ный Ав-ра-мий со-кру-шил идо-ла Ве-ле-са. По-сох царь взял с со-бой в по-ход, а крест оста-вил в оби-те-ли. Воз-вра-тив-шись по-сле по-ко-ре-ния Ка-зан-ско-го хан-ства, Иоанн Гроз-ный при-ка-зал по-стро-ить в Ав-ра-ми-е-вой оби-те-ли но-вый ка-мен-ный храм в честь Бо-го-яв-ле-ния с че-тырь-мя при-де-ла-ми и при-слал ту-да кни-ги и ико-ны.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

Просвети́вся Боже́ственною благода́тию,/ неве́рныя лю́ди наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия:/ и по сме́рти сия́я све́тлостию жития́ твоего́,/ источа́еши исцеле́ния притека́ющим с ве́рою к тебе́,/ Авраа́мие о́тче наш,// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Просветившись Божественной благодатью, неверующих людей направил ты к свету Богоразумия, и после смерти сияя светом жизни твоей, источаешь исцеления приходящим с верой к тебе, Авраамий отче наш, Христа Бога моли даровать нам великую милость.

Кондак преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

И́го Христо́во прие́м, Авраа́мие,/ и Того́ крест на ра́мо взем,/ после́довал еси́ Ему́,/ насажде́н быв в дому́ Госпо́дни/ и процве́л еси́, я́ко фи́никс и я́ко кедр, и́же в Лива́не,/ умно́жил еси́ ча́да твоя́, муж жела́ний духо́вных:/ от возлю́бленнаго же апо́стола Иоа́нна Богосло́ва благода́ть восприи́м,/ жезло́м сокруши́л еси́ и́дола/ и рассы́пал еси́ его́, я́ко прах,/ и чудотво́рец у́бо ве́лий яви́лся еси́, преподо́бне./ Тем же Христа́ Бо́га моли́// непреста́нно о всех нас.

Перевод: Иго Христово подняв, Авраамий, и Его крест на плечо взяв, последовал ты Ему, быв посажен в доме Господне и процвел ты, как пальма и как Ливанский кедр (). Увеличил ты число чад твоих, муж желаний духовных (), от возлюбленного же апостола ты получил благодать, жезлом сокрушил идола и рассыпал его, как прах, и стал великим чудотворцем, преподобный. Потому Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Молитва преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

О, преподо́бне о́тче наш Авраа́мие! Не забу́ди нас, но помина́й всегда́ во святы́х твои́х благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам и пасл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́да твоя́, и моли́ за ны, о́тче свяще́нный, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду: не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще и преста́вился еси́ от нас, па́стырю наш до́брый! Се мо́щи твоя́ святы́я пред очи́ма на́шима: свята́я же твоя́ душа́ с А́нгельскими Безпло́тных ли́ки у Престо́ла Всех Царя́ пред стоя́щий досто́йно весели́тся. Испроси́ у́бо нам вре́мя на покая́ние, е́же невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и ве́чнныя му́ки изба́витися, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дниками бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка благоугоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому, чудотворцу

Кондак 1

Избранный добродетелей подвижниче и учения Христова проповедниче, преподобне отче Аврамие, похвальная восписуем ти по достоянию; ты же, яко имеяй дерзновение ко Христу Богу нашему, способствуй нам твоими молитвами спастися от всяких скорбей и бед и озлоблений, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Икос 1

Яко ангела земнаго, яви тя граду Ростову Царь ангелов: провидев твое от идолослужения к Нему обращение, непостижимым образом призва тя из тьмы в чудный Свой свет; нас же величающих неисповедимую благость Его, научи взывати тебе таковая: Радуйся, от утробы матерней Богом предъизбранный; Радуйся, благоволением Сына Божия от нечестия ко благочестию от юности призванный. Радуйся, пламенную любовь ко Христу явивый; Радуйся, иноческое житие до конца возлюбивый. Радуйся, языческаго нечестия ревностный обличителю; Радуйся, добрый ревнителю христианская веры. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 2

Видяще родители твои тебе, преподобне, на долзе времени в лютом разслаблении суща, недоумеваху; обаче прелестию многобожия зела ослеплени бывше, не возжелеша обратитися к единому истинному Богу, подающему всем страждущим скорое исцеление, и вкупе с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый о несозданном Божестве уразумел еси, преподобне, и положил еси в сердце твоем обратитися ко Христу и последовати Его учению. Темже мы, чудящеся о скором твоем на лучшая преложению, дерзаем восхваляти тя таковыми гласы: Радуйся, земле благая, приявшая семя небеснаго учения; Радуйся, свыше удостоивыйся Божественнаго просвещения. Радуйся, ниво, произрастившая класс живыя веры; Радуйся, сосуде, исполненный благодати обильно. Радуйся, крине, возникший посреде терния; Радуйся, звездо, возсиявшая во тме языческаго нечестия. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго внезапу найде на тя, преподобне, и стягну состав тела твоего. Ты же, восстав от одра твоего, аки николиже болевый, в радости неизглаголанней, благодаря безмезднаго Врача твоего, Его же прежде не ведел еси Иисус Христа, возопил Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помышление в сердцы своем еже послужити Христу, даровавшему тебе исцеление, отай изшел еси из дому родителей твоих и прилепился еси ко Христу Господу; тем мы, ублажая благое твое изволение, вопием ти сице: Радуйся, дом и родителей твоих Господа ради оставивый; Радуйся, в неведомей ти стране взысканий спасение. Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменивый; Радуйся, нищету паче богатства возлюбивый. Радуйся, образе жизни духовныя; Радуйся, свете, возсиявый из тмы греховныя. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумений смущаше тя, преподобне, еще не крещену ти сущу, елее како получити знамение христианския веры. Бог же всякия утехи тайным Своим промышлением приведи тя в обитель иночествующих, да ту возродишися водою и духом, и в чистоте сердца посреде лика иночества воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше братия о пришествии твоем в обитель их, преблаженне, и видевше тя благоприятна и разумна, прияша с радостию и, крестивше во имя Отца и Сына и Святаго Духа, причтоша к лику своему. Мы же, Промыслу Божию, о тебе явленному, чудящеся, восхваляем тя сице: Радуйся, святым крещением в обители иночествующих просвещенный; Радуйся, во святом крещении дарами Духа Святаго исполненный. Радуйся, по крещении образ иноческий на ся приемый; Радуйся, иго благое Господне на рамо твое вземый. Радуйся, яко усердно последовал еси стопам Христовым; Радуйся, яко на вся подвиги иноческие уготовал еси душу твою. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, отче Аврамие, в пределех града Ростова возсиявшая; не терпя бо славы и похваления человеческаго, умыслил еси сокрытися в неведомыя страны; темже пришед в чудский конец, вселился еси близ езера Неро в пусте месте, идеже идол Велес стояше, емуже неразумнии людие покланяхуся, ты же верою крепко воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше благоразумнии и богобоязненнии людие града Ростова уединенное и благочестивое по Бозе житие твое, зело возлюбиша тя и попремногу чествоваху. Темже и от нас приими похвалы сицевыя: Радуйся, пустынное житие о Бозе возлюбивый; Радуйся, древним пустынно добрый подражателю жителем. Радуйся, искушений лукаваго врага крепкий борителю; Радуйся, в трудех и подвизех рано Господеви Богу послуживый. Радуйся, яко в посте и молитвах выну пребывав еси; Радуйся, яко с непрестанным бдением и Богохвалением безплотным поревновал еси. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 6

Проповедует радостно град Ростов великие труды твоя и подвиги, блаженне Аврамие, яже подъял еси, егда языческое нечестие разрушаше и в сердцах людей истинную веру и благочестие насаждаше; единем бо того желанием горяше, да всех приведеши ко Христу и научиши вкупе с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия паче солнца богоугодное житие твое, всехвальне отче Аврамие, и якоже звезды небесныя, озариша добродетели твоя землю Ростовскую, о них же и мы благодаряще Христа Бога, давшаго ти таковую благодать, восхваляем тя сице: Радуйся, звездо, во тме греховней заблуждшим светящая; Радуйся, лествице, возводящая последующих ти по степенем добродетелей от земли на небо. Радуйся, яко равноангельскому житию всех образом жития твоего учиши; Радуйся, яко страсти греховныя подражающих ти побеждати руководиши. Радуйся, образе истиннаго смирения; Радуйся, зерцало истиннаго самоотречения. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 7

Хотя Преблагий Бог утешити тя в скорби твоей и о людех, в зловерии язычестем погибающих, блаженне Аврамие, посла на помощь к тебе возлюбленнаго ученика Своего Иоанна Богослова, яко да укрепит тя к низложению сквернаго идола Велеса, ты же, жезлом от него вооружен и верою утвержден, в дерзновении мнозе возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго веры ревнителя, якоже Николая Мирликийских святителя, видим тя, богоносе отче Аврамие; яко же бо той, ревностию Божественною распалаем, капище языческо в Ефесе разсыпа до основания, сице и ты богомерзскаго идола Велеса во граде Ростове силою крепкаго сокрушил еси; сего ради по достоянию приими от нас похвалы сицевыя: Радуйся, святому Иоанну Богослову собеседник быти сподобивыйся; Радуйся, благодать и силу с жезлом от него приемый. Радуйся, яко сим жезлом сокрушил еси сквернаго идола Велеса; Радуйся, яко вельми посрамил еси обитавшаго во идоле исконнаго человекоубийцу. Радуйся, яко на сем месте храм и обитель святую во славу истиннаго Бога воздвигл еси; Радуйся, яко зде пристанище благотишное обуреваемым молвами житейскими уготовал еси. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видевше в храмине твоей благовернии Князие, пришедше благословение от тебе по обычаю прияти, егда дым чермн смраден зело изыде от умывальницы твоея, ужасошася. Ты же, уразумев злоковарнаго лукаваго духа действие, поучив Князи опасно блюсти себе от козней вражиих, купно с ними возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь равною ко всем горел еси любовию, достохвальне отче Аврамие, и яко же в животе твоем, тако и ныне всех, верою к тебе прибегающих, молитвами твоими ограждаеши от всякаго зла. Достойне убо приемлеши от всех похвалы сицевыя: Радуйся, теплый молитвенниче к Богу о нас грешных; Радуйся, наставниче, руководяй к небеси верных. Радуйся, бедствующих многомощный помощниче; Радуйся, оскорбляемых крепкий покровителю. Радуйся, посетителю скорый в немощех лежащих; Радуйся, утешителю благий в бедах сущих. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 9

Естество ангельское подражая, не усрамился еси, достоблаженне Аврамие, егда по навету всезлобнаго врага приведен был еси в единей раздранней власянице к Великому Князю Владимиру, но паче самаго того врага смирением и незлобием посрамил еси; чесо ради с великою честию в обитель твою возвращшися и мир и благословение чадом твоим подавая, в радости духовней возопил еси посреде их Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не может достойно восхвалити тя, преславне отче Аврамие, многие бо и преславные подвиги в животе твоем совершил еси; мы же, к тебе любовию подвизаемии, во смирении сердца дерзаем воспевати тебе таковая: Радуйся, возшедый в горний град Господа Вседержителя; Радуйся, преселивыйся в Царство Небесное. Радуйся, яко святая твоя душа ныне в пресветлом Сионе вселися; Радуйся, яко и тело твое нетлением в обители твоей прославися. Радуйся, теплый о нас предстателю ко Христу Богу; Радуйся, благодать нам от Него обильную молитвами твоими подаваяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу Гермогена некоего, по действу диаволю в сомнение о тебе впадшаго, досточудне Аврамие, мало неколико дней наказав, за молитвы братии обители твоея паки помиловал еси. Он же, познав свое согрешение, прослави тебе незлобиваго благодетеля своего, и Богу, тобою чудодеющему, возопи: Аллилуиа.

Икос 10

Стена граду Ростову ты еси, чудотворче святый Аврамие, и всем, прибегающим к тебе, надеждо крепкая и заступление. Темже и нас, любовию ублажающих тя, от недугов и нужд свобождай, вопиющих тебе таковая: Радуйся, стено нерушимая града Ростова; Радуйся, забрало собранного тобою стада духовных овец. Радуйся, во правоверии стоящих незыблемое утверждение; Радуйся, во благочестии ходящих крепкое ограждение. Радуйся, поборниче крепкий ведущих брань к духовом злобы поднебесным; Радуйся, вождю премудрый, путь прискорбный и тесный шествующим показуяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к похвале твоей, преподобне отче Аврамие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалити подвиги твоя, яже по вся дни и нощи в постех и бдениих, стояниих и коленопреклонениих богоугодне подъял еси, их же ради предстоя ныне Престолу Божию на небесех, со всеми святыми поеши Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, не точию град Ростов озаряющее, но и вся грады и страны Российския просвещающее, зрим тя, светоявленне отче Аврамие; с невещественными бо Ангельскими светы предстоя Троичному несозданному свету, и от него Божественными лучами осияваем, облиставаеши верных, вопиющих ти сице: Радуйся, светильниче, добродетельми светящий; Радуйся, молитвами твоими нас ограждающий. Радуйся, свете, плавающих в житейстем мори освещаяй; Радуйся, светением твоим безбедно преплывати от мира к небеси направляяй. Радуйся, святынею твоею град наш присещаяй; Радуйся, чудесы твоими вся концы озаряяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 12

Благодать данную ти от Бога сведуще, и на твое мощное к Нему предстательство уповающе, умильно взываем к тебе, чудотворче святый, моли неисповедимую благость Его, яко да избавит нас, недостойных раб Своих, от искушений вражиих, да прелести его избавльшеся, чистым сердцем и не скверными устнами воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое честное преставление, чтим радостно по долгу память твою, и к твоему цельбоносному гробу припадающе, благодарение приносим, яко и по преставлении твоем нас не оставляеши, но милостивно призираеши, посещаеши и заступаеши; темже слышиши от нас таковая: Радуйся, в мире и радости духовней от обители твоея на небеса преселивыйся; Радуйся, лику избранных тамо приобщивыйся. Радуйся, яко в сонме их предстоиши дивному во святых Богу; Радуйся, яко лицем к лицу зриши неизреченную славу Его. Радуйся, яко тело твое святое нетленно обретеся на земли; Радуйся, яко тем возвеличи Господь обитель твою и град наш. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 13

О, преподобне и преблаженне отче Аврамие, светильниче града Ростова! Нынешнее наше приемый приношение, принеси теплую молитву твою ко Господу, яко страну нашу да избавит от всех врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы, и будущия изми муки всех вопиющих к Нему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Аврамию Ростовскому

О, преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотных лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Авраамий Ростовский - русский святой XI века, основатель ростовского Богоявленского монастыря. Родился в городе Чухоме под Костромой. По некоторым данным, до 18 лет он был прикован к постели, но потом, получив исцеление по молитве, покинул родительский дом, принял иноческий постриг и поселился на озере Неро под Ростовом Великим, в местности, носящей тогда название Чудской конец (от «чудь» - финно-угорское племя), и населенной язычниками, поклонявшимися каменному идолу бога Велеса.

В один из дней Авраамию было видение святого , который дал ему свой посох (по другим данным – жезл или трость) и велел разбить идола. Авраамий сделал, как было велено, и идол рассыпался в прах. На его месте преподобный основал Богоявленскую обитель и стал ее настоятелем. Работал вместе с братией – стирал одежду, колол дрова, носил воду наравне со всеми. Язычники, многократно пытавшиеся отомстить за разрушение идола, впоследствии обратились в православную веру.

Преподобный умер в глубокой старости, и был похоронен в основанной им обители.

Интересные факты об Авраамии Ростовском

    Перед походом на Казань царь Иоанн Васильевич Грозный посетил Богоявленскую обитель и забрал с собой жезл, которым Авраамий разбил языческого идола Велеса. Медный крест, венчавший жезл, сохранился до наших дней и хранится в Ростовском музее.

Пре-по-доб-ный Ав-ра-мий, ар-хи-манд-рит Ро-стов-ский, в ми-ру Авер-кий, с юных лет ушел из ро-ди-тель-ско-го до-ма и всту-пил на путь хри-сти-ан-ско-го по-движ-ни-че-ства. При-няв ино-че-ство, по-се-лил-ся Ав-ра-мий в Ро-сто-ве на бе-ре-гу озе-ра Неро . В Ро-стов-ской зем-ле то-гда бы-ло мно-го языч-ни-ков, и пре-по-доб-ный уси-лен-но тру-дил-ся над рас-про-стра-не-ни-ем ис-тин-ной ве-ры. Неда-ле-ко от кел-лии свя-то-го бы-ло ка-пи-ще, где языч-ни-ки по-кло-ня-лись ка-мен-но-му идо-лу Ве-ле-су (Во-ло-су) , ко-то-рый на-во-дил страх на жи-те-лей Ро-сто-ва.


Авраам Ростовский и Иоанн Богослов

В чуд-ном ви-де-нии пред-стал пе-ред Ав-ра-ми-ем свя-той апо-стол Иоанн Бо-го-слов и дал ему жезл, увен-чан-ный кре-стом, ко-то-рым пре-по-доб-ный со-кру-шил идо-ла. На ме-сте идоль-ско-го ка-пи-ща свя-той Ав-ра-мий ос-но-вал оби-тель в честь Бо-го-яв-ле-ния и стал ее на-сто-я-те-лем. В па-мять яв-ле-ния пре-по-доб-ный воз-двиг храм во имя апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва. Убеж-ден-ные свя-тым Ав-ра-ми-ем, кре-сти-лись мно-гие языч-ни-ки.


Осо-бен-но ве-ли-ко бы-ло его вли-я-ние на де-тей: он обу-чал их гра-мо-те, на-став-лял в За-коне Бо-жи-ем, кре-стил, по-стри-гал в ино-ки. Всех при-хо-дя-щих в оби-тель свя-той при-ни-мал с лю-бо-вью. Жизнь его бы-ла по-все-днев-ным по-дви-гом мо-лит-вы и тру-да на поль-зу бра-тии: он ко-лол дро-ва для пе-кар-ни, сти-рал одеж-ды ино-ков, но-сил во-ду для кух-ни.

Пре-ста-вил-ся пре-по-доб-ный в глу-бо-кой ста-ро-сти и был по-гре-бен в хра-ме Бо-го-яв-ле-ния († ХI в.).


У мощей святого Авраамия Ростовского

Свя-тые мо-щи его об-ре-те-ны в сегодняшний день 11 ноября при ве-ли-ком кня-зе Все-во-ло-де (1176-1212). В 1551 го-ду царь Иоанн Гроз-ный пе-ред по-хо-дом на Ка-зань об-хо-дил свя-тые ме-ста. В Бо-го-яв-лен-ском-Ав-ра-ми-е-вом мо-на-сты-ре ему по-ка-за-ли тот жезл, ко-то-рым пре-по-доб-ный Ав-ра-мий со-кру-шил идо-ла Ве-ле-са. По-сох царь взял с со-бой в по-ход, а крест оста-вил в оби-те-ли . Воз-вра-тив-шись по-сле по-ко-ре-ния Ка-зан-ско-го хан-ства, Иоанн Гроз-ный при-ка-зал по-стро-ить в Ав-ра-ми-е-вой оби-те-ли но-вый ка-мен-ный храм в честь Бо-го-яв-ле-ния с че-тырь-мя при-де-ла-ми и при-слал ту-да кни-ги и ико-ны.


Авраамиев монастырь

Авраамиев Богоявленский монастырь - древнейший по времени основания православный мужской монастырь в Ростове. В прошлом, как и многие русские средневековые монастыри, имел облик монастыря-крепости, но крепостные стены были утрачены.

В смутное время монастырь был разграблен поляками . В середине XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская (1650 ) и надвратная Никольская (конец XVII века) церкви.

В 1914 году на территорию обители были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь , Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

В 1923 году в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину. 3 марта 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей , однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 , когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия духовенство, окормлявшее членов общины, перешло служить в Успенский собор Ростова.

В 1990-х годах обитель возрождена : в 1993 в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье.

Тропарь преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского

Просветився Божественною благодатию,/ неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/ и по смерти сияя светлостию жития твоего,/ источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/ Авраамие отче наш,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Молитва преподобному Авраамию Ростовскому

О преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотных лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ

(время жизни неизвестно)

Время жизни преподобного Авраамия Ростовского, основателя Ростовского Богоявленского монастыря и одного из первых проповедников христианства в Северо-Восточной Руси, неизвестно даже приблизительно. Поздние редакции его Жития называют святого современником Владимира Крестителя и относят его деятельность к первым годам после Крещения Руси. Современные же исследователи считают, что Авраамий жил значительно позже - не ранее конца XI века, а скорее, даже в XII или, может быть, в начале XIII века.

Сведения о жизни Авраамия до его появления в Ростове содержатся лишь в поздних редакциях его Жития и носят, по-видимому, чисто легендарный характер. Так, рассказывается, будто святой родился в «пределах Галицких», городе Чухломе; в язычестве носил имя Иверк и в течение восемнадцати лет не мог ходить, будучи прикован к постели. Случилось в его доме быть неким благочестивым новгородцам; они рассказали ему о вере Христовой и о чудесах, творимых именем Господа. Юноша уверовал в Бога и попросил у него исцеление от болезни. Внезапно ощутив силу, он встал с постели и в тот же день ушел из дома в Новгород. Затем он добрался до Ладожского озера и был крещен в Валаамском монастыре, получив при крещении имя Аверкий. Позднее он упросил игумена постричь его в иноческий чин. В иночестве ему и дано было имя Авраамий. Исследователи, однако, со скепсисом относятся ко всем этим рассказам, видя в них лишь плод сочинительства поздних книжников.

Рассказ о подвигах преподобного в Ростове также полон чудес и, по всей вероятности, сложился под влиянием поздних народных преданий. Как полагают, древнейшее Житие святого Авраамия было составлено не ранее XV столетия, когда прошло уже очень много времени после его смерти. Никакими письменными свидетельствами автор Жития, по-видимому, не располагал.

Во время пребывания Авраамия в Ростове, рассказывается в Житии, в городе было еще очень много язычников; целый район Ростова - так называемый Чудской конец (то есть населенный чудью, финно-угорским населением) - поклонялся каменному идолу Велесу. Считалось, что в этом идоле обитает нечистый дух, и христиане боялись даже проходить мимо него. Преподобный всем сердцем хотел сокрушить идол, но не знал, как это сделать. И вот однажды, когда он сидел в скорби недалеко от этого идола, он увидел некоего благолепного старца. Авраамий встал и поспешил ему навстречу. После взаимных приветствий преподобный спросил старца, откуда он идет, и тот отвечал так: «Я родом из Царьграда; в земле вашей пришлец и странник. Скажи мне, отче, - спросил старец в свою очередь, - почему ты сидишь в печали близ этого идола?» Авраамий рассказал ему о своем горячем желании сокрушить идол. «Если хочешь, отче, исполнить желание свое, - сказал старец, - то иди в Царьград, разыщи дом (то есть храм. - Авт.) святого Иоанна Богослова, войди в него, помолись образу святого и тогда получишь желаемое». Преподобный опечалился по причине далекого пути, но старец успокоил его: «Господь сократит твой путь».

Когда преподобный Авраамий вышел из города и перешел речку Ишну, ему встретился еще один незнакомец. Вид его внушал страх и уважение: он был почти совсем без волос, с большой круглою бородою, в руке держал трость. Преподобный поклонился ему, а на вопрос незнакомца, куда он держит путь, отвечал так: «Я ищу дом Иоанна Богослова». «Подойди, возьми сию трость мою, - сказал ему незнакомец, - и возвратись назад, подступи к идолу Велесу, ударь его тростью во имя Иоанна Богослова, и окаянный обратится в прах». С этими словами неизвестный стал невидим. И понял блаженный Авраамий, что то был сам святой Иоанн Богослов.

Он воротился назад, беспрепятственно подошел к идолу, ударил его тростью во имя Иоанна Богослова - и идол тотчас же распался, превратившись в прах. На том месте, где Авраамий встретил святого, он поставил церковь во имя Иоанна Богослова, а там, где стоял идол Велеса, соорудил небольшую церковь во имя Богоявления Господня, поставил при ней кельи, собрал иноков и учредил монастырь.

Житие рассказывает, что язычники много раз пытались отомстить святому за разрушение идола, однако преподобный своим терпением вскоре обратил всех их к Христу и крестил. При всей своей легендарности Житие преподобного Авраамия является ярким свидетельством того, как непросто шел процесс утверждения христианства в землях Северо-Восточной Руси. И не княжеская власть, но христианские просветители края вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с язычеством.

В Житии святого рассказывается еще об одном чуде, приключившемся со святым. Авраамию не раз приходилось бороться с кознями дьявола. Однажды бес вошел в умывальник, находящийся в келье святого; поняв это, преподобный замкнул сосуд крестным знамением и положил сверху честный крест. Бес мучился и не мог выйти из сосуда. Вскоре после этого в монастырь по пути на охоту приехали ростовские князья. Когда они вошли в келью преподобного, там никого не было; один из князей дерзнул снять с сосуда крест, и так бес вырвался наружу. Спустя некоторое время бес решил отомстить святому. Он принял вид некоего воина, явился к великому князю в стольный город Владимиро-Суздальского княжества - Владимир, и оклеветал преподобного перед князем, сказав, будто тот скрывает какие-то немыслимые богатства в своем монастыре. Князь послал за игуменом, и того приволокли из кельи в одной власянице, посаженным на ослицу, с великим позором. Однако преподобный сумел узнать беса; он наложил на него крестное знамение, и бесу пришлось признаться в том, что он оклеветал невинного. Сюжет с замкнутым в сосуде бесом имеет, несомненно, фольклорное происхождение и встречается в преданиях разных народов. Полагают, что на рассказ Жития преподобного Авраамия повлияло Житие святого Иоанна Новгородского (см. о нем ниже).

Согласно свидетельству поздней редакции Жития преподобного Авраамия, мощи его были обретены 27 октября 1175 года, при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо. Однако каких-то следов прославления преподобного до XV столетия не видно. Известно, что память святого Авраамия Ростовского почитал царь Иван Васильевич Грозный. По его повелению и на его средства была построена каменная церковь в Авраамиеве Богоявленском монастыре. Тогда же, незадолго до казанского похода, царь Иван Грозный забрал из монастыря хранившийся при гробнице преподобного жезл, которым был сокрушен языческий идол. Медный крест, служивший навершием жезла, остался в монастыре; впоследствии он был передан в Ростовский музей.

ЛИТЕРАТУРА:

Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982;

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992;

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995;

Ключевский В. О. Жития святых как исторический источник. М., 1988.

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

РАБ БОЖИЙ ОГОРОДНИК АВРААМИЙ Нет исторических известий о том, когда основана была Оптина Пустынь. Первые письменные упоминания о ней относятся ко времени царствования Бориса Годунова, то есть к XVI веку, но тогда обитель уже существовала как старая. Предположения о

Из книги Русская религиозность автора Федотов Георгий Петрович

Преподобный Авраамий Смоленский Очевидно, что двумя течениями, прослеженными нами на материале Киево–Печерского патерика, не исчерпывается все многообразие духовной жизни древнерусского монашества. При скудости наших источников тем более примечательно, что

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Авраамий Галический Преподобный Авраамий жил и совершал подвиг спасения в XIV веке. Точно неизвестно, когда, «сродники своя по плоти Христа ради оставивый», преподобный Авраамий пришел «в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель». Известно лишь, что преподобный

Из книги Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII–XIV вв.) автора Топоров Владимир Николаевич

Авраамий Палеостровский, преподобный Преподобный Авраамий Палеостровский - ученик и последователь прп. Корнилия Палеостровского, Олонецкого (память 19 мая/1 июня) - совершал иноческие подвиги в XV веке на уединенном острове Палий Онежского озера. Из жизнеописания прп.

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Авраамий Смоленский, преподобный Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в 1172 году в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.Уже в

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

II ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ Уроженец Смоленска, игумен и архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, преподобный Авраамий - последняя из рассматриваемых в этой книге фигур домонгольской поры. Долгое время местночтимый и канонизированный, видимо, на одном

Из книги Житие Сергия Радонежского автора Клосс Борис Михайлович

Святой Авраамий Болгарский Из Арабского халифата VIII–IX веков перенесемся в другую эпоху и другой край мусульманского мира - там, где он соприкасался с православной Русью XIII–XVI столетий, и поговорим о делах, свидетелями которых были уже наши предки.Неспокойным соседом

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ (время жизни неизвестно)Время жизни преподобного Авраамия Ростовского, основателя Ростовского Богоявленского монастыря и одного из первых проповедников христианства в Северо-Восточной Руси, неизвестно даже приблизительно. Поздние редакции его

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Глава 7. Авраамий Палицын В миру-Аверкий, принадлежал к верхушке провинциального дворянства. Принял пострижение в Соловецком монастыре, впоследствии переведен в Троице–Сергиев монастырь, где занимал должность келаря в 1608-1620 гг. Авраамий Палицын проявил себя

Из книги автора

Поучение 3-е. Преп. Авраамий Ростовский (О необходимости и благотворности подвижничества) I. Преп. Авраамий Ростовский (XII в.), воспоминаемый ныне Церковью, был родом из Костромской области и до крещения назывался Ивериком. Родители его были богатые язычники. До 18-летного

Из книги автора

АВРААМИЙ преподобный, первый игумен Мирожского Спасского Псковского монастыря, преставился 1158 года, сентября 24. Ему и Нифонту, епископу Новгородскому, приписывают основание Мирожской обители, в 1156 году, и сооружение каменной церкви во имя Преображения Господня, доныне

Из книги автора

АВРААМИЙ, мученик Болгарский родом Болгарин, богатый купец. - Исповедуя веру Христову, он пребыл непоколебим в правилах учения Спасителя, и за то пострадал от своих единоземцев. Когда он приехал для торговли в их, так называемый, великий град Болгары, его склоняли и потом

Из книги автора

АВРААМИЙ преподобный, первый игумен и архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, родился в Смоленске, и воспитывался там в доме родительском. С юных лет прилежал он к чтению житий святых отшельников и к слушанию слова Божия. Потеряв родителей, Авраамий решился

Из книги автора

АВРААМИЙ, преподобный Галицкий, постриженик преп. Сергия Радонежского. Усердие к подвигам смирения заставило Сергия возвести Авраамия в сан пресвитера. Приняв на себя обет молчания, Авраамий почувствовал призвание к пустынной жизни. Поселясь на берегу Галицкого озера,

Из книги автора

АВРААМИЙ, трудолюбивый, преподобный Печерский Мощи его открыто почивают в Киеве, в пещерах Антония, именуемых Ближними. Память его совершается в Киевопечерской лавре августа 21. О времени кончины Авраамия неизвестно (6) Пат. Печ. Опис. Киев. Лавры, стр. 109. Киев

Из книги автора

АВРААМИЙ, преподобный игумен Палеостровского Рождественского монастыря (см. Корнилий

АВРААМИЙ (в миру Аверкий) Ростовский (11 в.?), преподобный, чудотворец, основатель и архимандрит Богоявленского монастыря в г. Ростов Ярославский. Память в Православной церкви 29 октября (11 ноября) … Энциклопедический словарь

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ - прп. (пам. 29 окт. обретения мощей, 23 мая в Соборе Ростово Ярославских святых и в Соборе Карельских святых 21 мая), архим., основатель Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон ря первого мон ря в Сев. Вост. Руси. Согласно житию, А. Р.… … Православная энциклопедия

АВРААМИЙ Ростовский - АВРААМИЙ (в миру Аверкий) Ростовский (11 в.?) преподобный, чудотворец, основатель и архимандрит Богоявленского монастыря в г. Ростов Ярославский. Память в Православной церкви 29 октября (11 ноября) … Большой Энциклопедический словарь

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ - архимандрит (ск. ок. 1073 1077), жил в Ростове Великом, где некоторые из жителей города продолжали поклоняться страшному каменному идолу Велесу. Св. Авраамий много молился, чтобы язычество в Ростове прекратилось. Однажды ему явился чудесным… … Русская история

Авраамий Ростовский - (в миру Аверкий) церк. деятель 11 в., архимандрит, креститель Ростовской земли. По преданию, получил от ап. Иоанна Богослова жезл, к рым уничтожил изваяние языч. бога Велеса и основал на месте капища на берегу оз. Неро Богоявленский (Авраамиев)… …

Авраамий - еврейское Род: муж. Связанные статьи: начинающиеся с «Авраамий» все статьи с «Авраамий» … Википедия

Авраамий Смоленский - церк. деятель кон. 12 нач. 13 в., проповедник и иконописец. Единств. источник сведений о нем Житие, написанное Ефремом. А. постригся в монахи в ранней молодости после смерти родителей (отец А. приближенный князя). Его популярность как… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Авраамий - я, муж. Стар. редк.; разг. Абрамий, я.Отч.: Авраамиевич, Авраамиевна.Производные: Авраамка (Аврамка); Аврааха (Авраха); Аврааша (Авраша); Абрамка; Абраха; Абраша.Происхождение: (От др. евр. ’abram возвышенный отец.)Именины: 17 февр., 27 февр., 8… … Словарь личных имен

Авраамий Флоринский - род. в 1720 х годах, воспитанник киевской академии, пострижен в 1753 году, профессор философии киевской духовной академии и префект ее в 1757 58 гг., архимандрит монастырей: Виленского Св. Духа (1758 1762 г.), Владимирского Царево Константинова… …

Авраамий, архиепископ Ростовский - архиепископ Ростовский. В 1577 году упоминается архиепископом Ростовским. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно церковнослужителей. Киев, 1913, с. 1418. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988 1888. Епархии и архиереи … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей (CDmp3) , Костомаров Николай Иванович. Знаменитое историческое исследование выдающегося русского историка, одного из основоположников русской исторической школы Николая Ивановича Костомарова (1817-1885), рассматривает историю…


error: Content is protected !!