Мощи прп. Марии Египетской

Основанный в VI веке н. э. по указу византийского императора Юстиниана монастырь святой Екатерины у подножья горы Синай (горы Моисея) - одно из наиболее посещаемых паломниками мест. Так сложилось, что за всё время его существования великие мира сего покровительствовали монастырю, и это всегда спасало его от разграбления или уничтожения во время войн и конфликтов.

В X веке, после исламизации Египта, здесь была возведена мечеть. Этот, «политический» на то время шаг также предотвратил разрушение монастыря. И хотя сейчас насильники монастыря, в основном, это греки православного вероисповедания, но среди паломников в эти места иудеев и последователей ислама встречается не меньше.

Из истории монастыря св. Екатерины

История создания монастыря содержит интересные факты. Вняв многочисленным просьбам монахов, которые жили в пустынных горах Египта, император Юстиниан (527-565) велел своему представителю построить на горе Моисея, где Бог дал тому 10 заповедей, надёжную обитель.

Но императорский помощник, изучив указанное место и сделав свои расчёты, ослушался повелителя. Он построил монастырь с толстыми стенами не на вершине горы, а у подножья, в ущелье. Здесь было гораздо безопаснее отражать набеги варваров и выдержать длительную осаду. В итоге, в награду за это «благое» деяние император отрубил помощнику голову, и история даже не сохранила для потомков его имени.

Сразу после основания монастырь носил название монастыря Преображения или монастыря Неопалимой Купины.

Монастырём святой Екатерины он стал именоваться в XI веке, в честь великомученицы Екатерины (287-305), красивой и не по годам умной девы. Она с юных лет уверовала во Христа, обратила в христианство многих окружающих её людей и претерпела за свою веру в течение жизни много бед и гонений, в том числе, и от родного отца. После многих безуспешных попыток возвращения её к поклонению языческим богам император Максимин казнил Екатерину через отсечение головы.

Тело Екатерины, по преданиям, после казни было перенесено ангелами на высокую вершину на Синае и монахи монастыря Преображения, нашедшие останки святой, опознали его по кольцу, данному Екатерине Иисусом Христом. С тех пор мощи святой Екатерины находятся в церкви монастыря, а сам монастырь стал носить её имя.

Как добраться до монастыря

Из Шарм-эш-Шейха в монастырь святой Екатерины можно добираться самостоятельно или заказать экскурсию в любом отеле или экскурсионном бюро. Обычно такая экскурсия «двойная» и включает в себя ночное восхождение на гору Моисея и утром, после спуска и завтрака - экскурсию по монастырю.

Экскурсия с осмотром святынь и достопримечательностей монастыря проводится с 8 часов утра и до 12 часов. Затем калитка для туристов закрывается.

Главные святыни монастыря

  • Мощи святой Екатерины. Они являются величайшей святыней, и доступны для поклонения паломникам ежедневно. В определённые часы серебряные ковчежцы с её мощами (глава и десница) выносится из алтаря базилики Преображения, где хранятся постоянно. Каждому паломнику после поклонения монахи дарят серебряное колечко с выгравированным сердечком и надписью «ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ».
  • Куст Неопалимой Купины, кладбище и склеп под часовней Святого Трифона с черепами монахов, живших в обители, древнейшие мозаики, иконы и знаменитую Синайскую библиотеку - эти святыни могут увидеть туристы и паломники во время экскурсии по территории монастыря. Каждая из них достойна отдельного рассказа.

Монастырь святой Екатерины в 2002 году включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Почитают - , 14 апреля (день преставления), 5 неделя Великого поста (воскресенье).

Марию Египетскую считают покровительницей раскаявшихся людей, которые ведут распутный образ жизни и судьей на Страшном Суде тех, кто не покаялся.

Ей молятся во избавление человека от дурных страстей и пагубных привычек (пьянство, наркомания). Молятся с покаянием в совершении абортов.

Преподобной Марии Египетской девочке можно молиться о выборе правильного пути в жизни, о даровании скромности, целомудрия, христианской мудрости.

Мы знаем из истории, что святая Мария Египетская была христианской святой, ее считают заступницей всех раскаивающихся женщин. В Русской православной церкви очень чтят память этой преподобной и совершают торжественные службы 1 (14) апреля и в пятую неделю Великого поста (в воскресенье).

Сафроний Иерусалимский написал первое житие святой Марии Египетской, позже Симеон Метафраст написал канон. В средних веках, многие истории из жизни преподобной Марии, были переименованы на Марию Магдалину.
В Иерусалиме, в святом храме Гроба Господнего, находится небольшая часовня в честь святой Марии. По легенде, она построена на том самом месте, где она обратилась впервые к Богу. В ее честь построено очень много храмов.

Преподобная Мария была рождена приблизительно в V веке, в Египте. Когда девочке исполнилось 12 лет, она решила уйти из отчего дома и стать распутной женщиной. Мария ушла в Александрию. В один прекрасный день, когда группа паломников держала путь в Иерусалим, в котором должно было состояться празднование Воздвижения Креста Господнего, Мария решила примкнуть к ним. Мотивы ее были нечистыми, она искала мужчин для своих утех. Когда Мария Египетская пришла в Иерусалим, она решила войти в храм Гроба Господнего. Перед дверью в храм, она почувствовала какую-то невидимую силу, которая держала и не пускала ее вовнутрь. В этот момент Мария осознала, какую жизнь она вела, какими помыслами жила. Упав на колени с осознаем своего грехопадения, она начала молиться и просить прощения у Богородицы. После молитв она смогла войти в храм и неустанно кланялась Животворящему Кресту. Позже, когда Мария вышла из храма, она вновь стала молиться Царице Небесной с благодарностями. В этот момент она услышала голос Девы Марии, который молвил ей о том, что ей надо перейти за Иордан и там она обретет свой покой.

Услышав обращение самой Богородицы к ней, Мария решила повиноваться ее воле. Она причастилась и перешла Иордан. Мария все бросила и ушла жить в пустыню, в которой она прожила 47 лет, в полном одиночестве, в вечном посте и покаянных молитвах. Из ее воспоминаний, можно понять насколько сложно ей там пришлось. Почти 20 лет ее изнуряли воспоминания о прошлой, распутной жизни. Она все время вспоминала, как часто и много она пила вина в Египте, а в пустыне она страдала от жажды. Ей все время хотелось мяса, хотелось петь те распутные песни, которые она пела в миру. Эти воспоминания разрывали ее изнутри. В эти моменты она падала на колени, каялась и молилась, плакала и думала об обетах, которые она дала Богородице.

Спустя все эти года, все искушения были ею побеждены. Она стала смиренна и покорна, она смогла очистить свою душу. Еда, которую она брала из Иерусалима, закончилась, и вся ее одежда была изношена.

Встречи в пустыне с аввой Зосимой

Встреча первая:

После того, как Мария Египетская удалилась в пустыню, первым и единственным человеком, которого она встретила, был иеромонах Зосим. В уставе Иорданского монастыря, из которого и пришел иеромонах, было писание, которому и следовал Зосим. На время Великого поста, он должен был уйти в пустыню, чтобы поститься и молиться. В пустыне он и встретил преподобную Марию, которая была обнажена. Иеромонах поделился половиной своей одежды и попросил рассказать историю жития, и что привело ее в пустыню. Зосим был очень впечатлен образом жизни и неустанными молитвами Марии. Перед уходом, Мария попросила иеромонаха о причащении через год. Но попросила Зосима ждать ее на другом берегу Иордана и не переходить его.

Встреча вторая:

Прошел ровно год. Зосим помнил о просьбе Марии, но в назначенный день не смог явится по причине болезни. Лишь в Великий Четверг он наконец, смог прийти. Он взял Святые Дары и пошел к берегу Иордана. Когда он подошел ближе, он увидел Марию на другом берегу. Но не увидел лодки рядом с ней. На удивление Зосима, Мария ступила по реке и твердым шагом пошла как по суше. После причащения, Мария вновь попросила о встрече через год. И вновь ступила на воду и перешла Иордан. Она снова отправилась в пустыню.

Встреча третья:

Спустя год, помня о прошении Марии, Зосим вернулся на берег. Подойдя, он увидел Марию, лежащую на песке. Рядом он увидел надпись, которую оставила для него Мария. Она просила похоронить ее на этом месте и молиться за спасение ее души. Растерявшись иеромонах понял, что после того как он ее причастил и она чудесным образом перенеслась на другой берег, она умерла. Неподалеку он увидел льва, к которому обратился с просьбой вырыть могилу. Ведь у него с собой не было инструмента. Лев выполнил просьбу и когтями выкопал могилу. Так тело Марии Египетской, было навсегда погребено в песках реки Иордании.

По возвращению в монастырь иеромонах Зосим, рассказал всей обители об отшельнице из пустыни.
В пятую неделю Великого поста (воскресение) люди просят от избавления от пагубных привычек, блуда. Просят раскаяния за неправильный путь, за аборты. Просят о наставлении на путь истинный, о целомудрии и скромности.



Сретенский монастырь строился и благоукрашался. Замечательно, что во многом этому помогала сама преподобная Мария Египетская: царица Мария Ильинична Милославская (1624-1669), супруга царя Алексея Михайловича Тишайшего, считала преподобную своей Небесной покровительницей, а единственный посвященный ей храм в те годы в Москве находился как раз в Сретенском монастыре. С момента венчания Марии Милославской и царя Алексея Михайловича в 1648 году вплоть до кончины их сына, царя Иоанна Алексеевича, в 1696 году, то есть почти полвека, празднование дня памяти преподобной в нашей обители было настоящим государственным праздником: сюда приезжали бояре, митрополиты, купцы, простой люд и сам патриарх. Всех их приводила сюда преподобная Мария Египетская.


По своей милости преподобная решила прийти к нам и сама - своими мощами. Это случилось так. Известный русский дипломат думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев помогал Иерусалимскому патриарху Досифею в переговорах с турецким султаном Мустафой, и за эту неоценимую помощь патриарх благословил Емельяну Игнатьевичу драгоценный подарок - святые мощи Марии Египетской в серебряном ковчеге.


Господь и сама преподобная положили на сердце обладателю святыни передать ее в дар Сретенской обители, что он от всей души и сделал в 1707 году. Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской был помещен во Владимирский собор на самое видное место - перед самым почитаемым образом - перед Владимирской иконой Божией Матери 1514 года, - слева от царских врат. Москвичи считали, что святые мощи преподобной обладают особой, ограждающей от зла силой.


Москвичи считали, что святые мощи преподобной Марии Египетской обладают особой, ограждающей от зла силой

В 1812 году игумен Сретенской обители вывез церковные святыни в Суздаль, чтобы спасти их от разграбления, но ковчег со святыми мощами остался в соборе на аналое - на самом виду у молящегося народа, чтобы не допускать у москвичей паники и уныния. Несколько монахов-подвижников также не покинули обитель и продолжали молиться. Французы ограбили монастырь, но ковчег со святыми мощами чудесно сохранился от грабителей и остался одной из главных московских святынь.

В 1843 году нашему монастырю подарили мощи святого благоверного князя Михаила Тверского, которые были вложены в ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. В 1844 году купеческая дочь девица Мария Дмитриевна Лухманова пожертвовала в наш монастырь средства на сооружение нового серебряного ковчега для мощей своей Небесной покровительницы. На новом ковчеге сделали чеканку с изображениями двух святых, мощи которых в нем почивали.

Судьба старого и нового ковчегов оказалась разной. Старый хранился в монастырской ризнице до 1920 года, пока его не изъяли в музей, чем спасли от гибели и переплавки, поскольку большевики переплавляли святыни, не заботясь об их ценности. Потом старый ковчег оказался в фондах Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре, откуда в 1935 году его забрали в Государственный Исторический музей, где он находится и поныне. Новый серебряный ковчег был изъят вместе с другими церковными ценностями в 1922 году, судьба святых мощей из него неизвестна.

Дату начала сноса храма преподобной Марии Египетской - 6 мая 1930 года - архитектор Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) отметил в своем дневнике как трагическую для отечественной культуры.

Возрождение монастыря возобновило и почитание преподобной Марии Египетской в нашей обители. В 2000 году в Сретенском соборе был устроен северный придел в честь этой великой святой. 25 марта 2004 года наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский, привез в нашу обитель великую святыню - ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Его подарили нам братия греческого монастыря святителя Николая на острове Андрос. В проповеди отец наместник сказал, что мощи преподобной, которые до революции были главной святыней монастыря, теперь вернулись на свое место.


В 2004 году мощи «вернулись в обитель»: их передали в дар братия монастыря святителя Николая на о. Андрос

15 апреля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской. Каждую неделю здесь совершается молебен с акафистом преподобной прямо перед ее мощами.

Преподобная Мария Египетская – великая святая, чье удивительное житие мы каждый год слышим Великим постом. По привычке, слушая это чтение многие годы, ряд моментов, связанных с жизнью этой великой подвижницы, мы воспринимаем как само собой разумеющееся, не особо задумываясь над ними. Предлагаем остановиться на них поподробнее.
Лев, помогающий св. Зосиме копать яму, чтобы похоронить тело св. Марии

Знаете ли вы, что животные и, вообще, вся природа служат святым, исполняя волю Божью?

Лев, царь зверей, передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения тела преподобной Марии Египетской. Подобным образом львы послужили преподобному Герасиму Иорданскому, а в России преподобный Серафим Саровский с рук кормил медведя. Так же медведи любили приходить и к преподобному Сергию Радонежскому.

Знаете ли вы, чем питалась в пустыни преподобная Мария?

Известно, что с собой в пустыню она взяла лишь три малых хлеба. Этого скудного запаса хватило преподобной на несколько лет! А потом и вовсе снедью ей служила лишь бедная растительность пустыни.

Лев, царь зверей, передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения тела преподобной Марии Египетской
Впрочем, и в этом пропитании преподобная не сильно нуждалась, ее насыщала пища духовная – молитва и благодать Духа Святого! Знаете ли вы, что Мария Египетская, перед тем, как уйти в пустыню, предала себя Божией Матери, назвав Ее своей Поручительницей?

«Будь моей верной Поручительницей пред Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотою блуда, но, воззрев на Крестное Древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, Поручительница моего спасения» (священномученик Сергий Мечев).

Знаете ли вы, что случай, когда преподобная не смогла войти в церковь, показывает , что «та царственная область, куда мы входим так легко, – Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас» (митрополит Сурожский Антоний (Блум)).

Когда преподобная Мария ушла в пустыню за Иордан, ей было 29 лет
Знаете ли вы, что святая Мария причастилась в своей жизни лишь дважды?

В первый раз – сразу перед тем, как уйти в пустыню, в церкви Иоанна Крестителя на Иордане; второй раз – перед смертью ее причастил авва Зосима, при этом, чтобы причаститься, она перешла к старцу через Иордан, как по земле.

Знаете ли вы, в каком возрасте Мария ушла в пустыню?
Когда преподобная ушла в пустыню за Иордан, ей было 29 лет.
Иордания, пустыня Вади-Рам Знаете ли вы, что Мария знала Священное Писание наизусть, хотя была неграмотной и никогда не имела с собой текста Писания?

Услышав же Зосима, что и словеса Писания воспоминает, от Моисея и пророков, и от книг псаломских, сказал ей: «Разве ты училась, госпожа, псалмам и иным книгам?» Она же, услышав это, улыбнулась и сказала ему:

Церковь, куда не могла войти Мария, это притвор храма Воскресения Христова в Иерусалиме
«Поверь, человече, что не видела я другого человека с тех пор, как перешла Иордан, кроме твоего лица ныне, не видела ни зверей, ни иных каких животных, книгам же никогда не училась, даже не слышала кого другого, поющего или читающего, но Слово Божие, живое и действенное, Само учит разуму человека».
Знаете ли вы, Кто научил пустынножительницу Марию Священному Писанию?

Дух Божий. «Исполнилось обетование Спасителя ученикам: “Утешитель, Дух Святой, Которого Отец пошлет во имя Мое, Он научит вас всему”. Он научил блаженную Марию, вселившись в нее и обо жив ее. И прочие страшные чудеса совершала Мария Египетская силой Бога, Который обитал в ней» (святитель Николай Сербский).

Знаете ли вы, где находится тот самый храм, в который не могла войти преподобная Мария?

Это придел в притворе храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Храм Воскресения Христова, Иерусалим

Знаете ли вы, что известна точная дата смерти святой Марии Египетской?

Знаете ли вы, что существуют и сохранились до наших дней мощи преподобной Марии?
Мощи святой были обретены братией монастыря, из которого был авва Зосима. «Пришедши в монастырь, он [Зосима], ничего не скрывая, что видел и слышал, рассказал всем инокам о преподобной Марии. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления». В Москве, например, приложиться к мощам преподобной вы можете в Сретенском монастыре.

И.С. Аксаков написал поэму по мотивам жития преподобной
Знаете ли вы, почему Православная Церковь установила в Великий пост воспоминать житие преподобной Марии Египетской?

Мы снова и снова каждый Великий пост перечитываем житие преподобной как пример для подражания в воздержании и борьбе с грехом и страстями. Многие святые подвижники вдохновлялись примером этой святой жены, мужественно понесшей подвиг аскетического делания.

Другие факты о преподобной Марии Египетской

– Преподобной Марии было 76 лет, когда она встретилась с аввой Зосимой. В 12 лет она ушла из дома, еще 17 лет жила распутной жизнью и потом 47 лет провела в покаянии в пустыни. Она была родом из Египта, но ушла из дома в Александрию.

– 17 из всех 47 лет, проведенных преподобной в пустыни, она непрестанно «боролась со своими безумными страстями, как с лютыми зверями». Борьба эта была жестокой и невыносимой, которую можно было выдержать лишь с великой помощью Божией.

– Православный мыслитель XIX века И.С. Аксаков написал поэму на основании жития преподобной Марии Египетской.

– «Когда читаешь житие Марии Египетской, убеждаешься, насколько в поучениях святых отцов, хотя бы в изложении Иоанна Лествичника, правдиво изображена человеческая душа, и насколько вообще духовная жизнь закономерна» (священномученик Сергий Мечев).

Монастырь Святой Екатерины — самый древний в мире христианский монастырь, находится в Египте, на Синайском полуострове на высоте 1570 метров, у подножья горы Синай.

Назван по имени святой Екатерины, замученной за проповедование христианской веры.

Монастырь Святой Екатерины основан в IV веке греческими монахами, рядом с капеллой Неопалимой Купины, возведенной в библейском месте вручения десяти заповедей Моисею. В VI веке монастырь построен заново как крепость.

Монастырь Святой Екатерины одно из самых почитаемых святынь православной церкви. И хотя он находится далеко за пределами нашей страны, истинные христиане все-таки там бывают, поклоняются и обращаются с молитвами и просьбами к Святой Екатерине, мощи которой находятся в этом святом месте.

Многие из наших соотечественников отдыхают на курортах Египта, в том числе и в Шарм Эль Шейхе. Конечно, теплое солнце, голубая вода бухты Наяма-бей, чистый песочный пляж и прочие курортные развлечения полностью занимают время.

Но мало кто из отдыхающих знает, что совсем не далеко от Шарм Эль Шейха, в долине, в оазисе Вади Фиран, между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа, у подножья горы Моисея, или по библейскому горы Синай, на высоте 1570 метров, находится одна из наиболее почитаемый христианских святынь.

В III веке вблизи Неопалимой купины, в пещерах горы Синай стали селиться монахи отшельники. Они вели уединенный образ жизни и только в праздники собирались для совместного свершения богослужения около Неопалимой купины. Это место почитали не только монахи, но и высокопоставленные люди того времени.


Мать императора Константина святая Елена, по просьбе монахов, в 324 году приказала построить на этом месте небольшую часовню — капеллу, вокруг которой со временем обустроился монастырь, который так и был назван «Монастырь Неопалимой Купины». Обитателями монастыря были православные греки. Во многих писаниях он упоминается ещё как «монастырь Преображения». Так как монастырь часто подвергался набегам кочевых племен, византийский император Юстиниан I в 537 г преобразовал этот монастырь в настоящую крепость. Вокруг монастыря были возведены высокие крепостные стены с бойницами, а внутри, помимо монахов, разместился военный гарнизон защищавший святое место. В таком виде монастырь-крепость сохранился до нашего времени.


В те времена, когда происходили эти события, основной религией в Египте было язычество. Христианство только начинало свое вхождение в сознание людей. Пробивалось оно с большими трудностями. Поборники язычества, особенно императорская верхушка, их приближенные и языческие жрецы были ярыми противниками христианства и всячески преследовали проповедников христианской веры. Но, не смотря ни на что, познавшие и принявшие христианскую веру, иногда даже ценой своей жизни, несли её людям.

Одной их таких просветительниц была Доротея — дочь одного из знатных людей Александрии, родившаяся в конце III века. Красивая, умная и образованная девушка, познакомившись с монахом отшельником, узнала от него об Иисусе Христе и существовании истинной христианской веры. Она поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и с радостью приняла эту веру, была крещена и нареклась Екатериной.


Существует много поверий о её жизни. Но все они сходятся в том, что Екатерина была обручена с Христом и всю жизнь посвятила проповедованию христианской веры. Она даже пыталась обратить в христианство соимператора Византии Максимина. За отказ отречения от христианства Екатерина была подвергнута мучениям и казнена. Тело замученной Екатерины было захоронено в Синайских горах. Через три века монахи нашли ее останки и перенесли их в храм при монастыре. Екатерина была причислена к лику святых, а мощи её хранятся в монастыре до сих пор в главной монастырской церкви. Гора, где были найдены останки Святой Екатерины, с тех пор носит её имя. А в XI веке, когда о месте погребения Святой Екатерины узнало все христианское человечество, монастырь Неопалимой купины стал местом паломничества огромного количества верующих. И тогда монастырь Неопалимой купины в её честь переименовали монастырем Святой Екатерины.

Монастырь Святой Екатерины почитаем не только христианами, его святость признают и другие вероисповедания. Именно поэтому, за всю историю Египта в течение Новой Эры монастырь ни разу не был поврежден или разграблен. Когда Синайский полуостров захватили арабы, сам пророк Мухаммед покровительствовал монастырю. На территории монастыря была возведена мусульманская мечеть, которая стала сторожевым символом от набегов мусульман и практически спасла его от разрушения. Во времена крестовых походов, для охраны паломников, при монастыре был создан рыцарский орден Святой Екатерины, а самой в обители был сооружен католический храм. И даже когда в XVI веке Османская империя завоевала Египет, турецкий султан сохранил особое положение архиепископа Синая и не вмешивался в дела монастыря. В ХVIII веке, когда Египет был завоеван Францией, Наполеон Бонапарт в 1798 году приказал восстановить поврежденную северную часть монастыря, и сам оплатил все расходы.

За свое существование Монастырь Святой Екатерины перетерпел много бед. Не раз монастырь был на грани прекращения своего существования. В его сохранении большую роль сыграла Россия. Еще в 1375 году в связи с тяжелым положением Синайский монастырь обратился в Москву за милостынею для монастыря. В Московском кремле, в Благовещенском соборе с 1390 года хранится икона с изображением Неопалимой купины привезенная из монастыря Святой Екатерины в дар Русскому народу. И с тех пор Россия всячески поддерживала Монастырь Святой Екатерины, отправляя туда большие дары. А в 1558 году русский царь Иван Грозный, помимо даров, передал монастырю специально изготовленное златотканое покрывало на мощи Святой Екатерины, которое хранится в монастыре до сих пор. В 1559 году в Синайском монастыре побывало посольство Ивана IV Грозного. Вот так встречали в Синайском монастыре русских посланников.


В 1605 году, очень трудном для монастыря, за милостью русского царя в Москве побывал архимандрит синайский Иоасаф, который увез из России богатые дары. В благодарность с тех пор Русский царь считается вторым создателем Синайской обители. В 1619 году вместе с иерусалимским патриархом Феофаном, Иоасаф, будучи уже архиепископом Синайским, участвовал в молебне в Троице-Сергиевой лавре перед ракой Сергия Радонежского.

После этого Синайскому монастырю постоянно отсылались большие пожертвования от русских царей. А в 1630 году русским царём Синайскому монастырю была пожалована грамота на право постоянно, один раз в четыре года, приезжать в Москву за милостынею, которая оказывалась вплоть до революции 1917 года.


В 1687 году Синайская обитель обратилась к России взять монастырь под своё покровительство. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монастырю была выдана грамота где было написано: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайским монахам были вручены богатые дары, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины. Как утверждает летопись, рака была изготовлена на личные деньги царевны Софьи.

Практически все русские цари, начиная с XVII века, постоянно оказывали помощь монастырю Святой Екатерины, отсылая туда пожертвования, часто из личных сбережений. Так Российский император Александр II в 1860 году даровал монастырю золотую раку для мощей святой Екатерины, а в 1871 году, по его указу, для новой колокольни монастыря, в России было отлито девять колоколов.

Уже более 14 веков Монастырь Святой Екатерины является одним из самых известных и авторитетных просветительских и культурных центров христианства. Это центр Синайской церкви, которая помимо непосредственно самого монастыря имей несколько так называемых подворий. 3 из них находятся в Египте, а 14 за её пределами. В XIX — начале XX веков такие подворья были и на территории России, в Киеве, в Тифлисе и в Бессарабии.


Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. С 1973 г. по настоящее время это архиепископ Дамиан. И хотя резиденция архиепископа Синайского находится не в самом монастыре, а на монастырском подворье «Джувани» в Каире, большую часть времени он предпочитает проводить в монастыре. В его отсутствии монастырем управляет его наместник, так называемый «дикей», которого избирает монашья братия, а утверждает сам архиепископ.


Ну а сам монастырь это целый небольшой городок, включающий в себя более сотни построек. Но основой монастыря является храм Преображения. Храм построен из гранита в виде базилики с 12 колоннами, по числу месяцев в году. Между колоннами в специальных нишах хранятся останки святых, а над каждой колонной икона с их изображением. Стены и колонны, а так же кровля и даже надписи сохранились со времён Юстиниана. Иконостас и все внутреннее убранство сохранились с XVII — XVIII веков.


На апсиде храма находится древняя мозаика, изображающая Преображение Иисуса в окружении учеников, все это сохранено в неизменном виде с момента строительства храма.

Входные двери в храм выполнены из ливанского кедра искусными византийскими мастерами более чем 1400 лет назад. Над входом греческая надпись «Вот врата Господа; праведные войдут в них». А двери притвора сохранились со времен крестоносцев, с XI века. В алтаре храма стоят два ковчега с мощами святой Екатерины. За алтарем храма находится Часовня Неопалимой Купины. В часовне престол расположен над корнями Купины, а сам куст пересажен на несколько метров от часовни, где растет и поныне. Алтарь часовни не скрыт иконостасом и все паломники могут видеть место где росла Купина, это отверстие в мраморной плите, закрытое серебряным щитом. Паломникам разрешен вход в часовню, но только без обуви.

В монастыре есть еще 12 часовен, но отрыты они только в дни церковных праздников. Вблизи храма Преображения сохранился колодец пророка Моисея, из которого до сих пор берут воду, хотя в монастыре есть еще несколько колодцев со святой водой.


Достопримечательностью монастыря являются так же галерея древних икон, двенадцать их которых считаются самыми редкими. Они написаны еще в в VI веке. Кроме того, в монастыре существует огромная библиотека, в которой собраны несколько тысяч древних свитков, манускриптов, рукописей и книг на коптском, греческом, арабском и славянских языках. Большее количество хранится только в Ватикане.

За стенами монастыря находится сад и огород в котором растут овощи и различные плодовые деревья для монахов, живущих в монастыре. В саду есть так же оливковые деревья из которых здесь же делают оливковое масло для нужд монастыря. Ухаживают за все этим сами монахи. В сад из монастыря можно попасть по древнему подземному ходу.


Монастырь Святой Екатерины посещают ежедневно сотни паломников и туристов со всего света. При монастыре существует небольшая гостиница для паломников. Есть так же несколько церковных лавок, в которых можно приобрести церковные предметы, книги, свечи и сувениры. Туристы предпочитают останавливаться в гостиницах в небольшом городке Сент-Кэтрин расположенном вблизи монастыря, там есть несколько небольших ресторанчиков и магазинчиков и торговый центр.

Сюда можно приехать и самостоятельно на такси или на автобусе. Можно приехать и с экскурсией, которые предлагают во многих отелях как в Шарм Эль Шейхе, так и в любом другом городе. Время посещения монастыря в любой день с 9 до 12 часов. Нужно иметь ввиду, что одежда, для посещения монастыря, должна быть скромной, ни каких шортов и маек. Для женщин обязательно нужен головной платок и желательно одежда с длинными рукавами.

После службы верующих допускают к мощам Святой Екатерины, а на выходе каждому побывавшему у мощей дарятся скромные серебряные колечки с изображением сердца и надписью «Святая Екатерина».


Туристам обычно показывают только переднюю часть собора и Неопалимую купину. Однако к православным монахи относятся с большим вниманием. Некоторым позволяют посмотреть часовню Неопалимой купины, галерею и монастырскую библиотеку. Но в любом случае, если вы даже не все сможете увидеть, само посещение монастыря Святой Екатерины запомнится вам на всю жизнь. Храни вас Бог.



error: Content is protected !!