Тихон задонский воронежский чудотворец. Чудеса исцеления при обращении к святителю тихону задонскому

Житие святителя Тихона Задонского. Биография святого в истории.

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: "О седми Святых Тайнах", "Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния", "Инструкция о совершении браков". Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В "Окружном послании" он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. ("Наставление о собственных всякого христианина должностях" было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества - "Правила монашеского жития" и "Наставления обратившимся от суетного- мира" - и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), а также - "Об истинном христианстве" (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои". Часто говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения".

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Всю свою жизнь святитель "досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает" (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: "Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста". И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: "Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство". Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: "Будет по просьбе твоей". Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: "Скажи ми, Господи, кончину мою". И тихий голос на утренней заре сказал: "В день недельный". В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: "Через три года можешь войти, но теперь потрудись". После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. "Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам". "Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя". Святитель сказал со слезами: "Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины". Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье - 13 августа 1861 года.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Тихон Задонский

Тихон Воронежский, Задонский, епископ (1724-13.08.1783), сын бедного дьячка Новгородской еп., в 13 лет отдан в школу при архиерейском доме. Окончив Новгородскую семинарию, он остался в ней учителем и принял иноческий постриг с именем Тихон. Отсюда его перевели ректором Тверской семинарии, а затем сделали архимандритом Желтикова Успенского монастыря, потом Отрочь Успенского монастыря . В 1761 архим. Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, а через два года назначен на Воронежскую кафедру. Четыре с половиной года назидал святитель паству своей св. жизнью, живой проповедью, архипастырскими посланиями и душеполезными творениями. Все свое имущество он раздавал неимущим в тюрьмы и богадельни, а сам исполнял в монастырском саду самые простые работы. Много пришлось ему потрудиться, обновляя церкви, находившиеся в крайнем убожестве, наставляя и вразумляя пастырей, искореняя в народе суеверия и языческие обычаи, исправляя и благоустраивая иноческую жизнь. В 1767 году, вследствие болезни, он удалился на покой в Толшевский Спасо-Преображенский (основан в 1646), а затем в Богородицкий монастырь г. Задонска, где мирно почил после 14 лет подвижнической жизни. Свт. Тихон сделался великим учителем иночества. С глубокой практической мудростью он изложил идеал истинного монашества в своих творениях: “Правила монашеского жития”, “Сокровище духовное, от мира собираемое” и мн. др., а своей жизнью показал возможность осуществления этого идеала.

Другие биографические материалы:

Резниченко А.И. Русский православный подвижник (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV ).

Семененко-Басин И. В. Богослов (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Зеньковский В.В. Оказал большое влияние на формирование русского мировоззрения XVIII-XIX вв . (Большая энциклопедия русского народа ).

Иоанн Кологривов. Завет всеобъемлющей радости (Большая энциклопедия русского народа ).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Соч. В 5 т. М., 1899. (Т. 5 содержит записки (воспоминания) В. Чеботарева и И. Ефимова, келейников святителя).

Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, т. 1-5, 1994;

Сокровище духовное, от мира собираемое. Тузов, 1904.

Литература:

Гиппиус А. Н. Св. Тихон Задонский. Епископ Воронежский и всея Руси чудотворец. Париж, [б. г.].

Казанский П. С. Житие иже во святых отца нашего Тихона епископа Воронежского, всея России чудотворца. СПб., 1871;

Лебедев А. Св. Тихон Задонский, его жизнь и писания. СПб., 1865;

Попов Т. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916.

Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни Преосвященного Тихона<...> епископа Воронежского... СПб., 1843;

Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991). С. 123 -125:

Иоанн (Кологривов), иеромон. Очерки по истории русской святости. Брюссель. 1961. С. 303-346;

Иоанн (Маслов), схиархим. Учение святителя Тихона Задонского о спасении. М., 2008;

Николай (Павлык), иеромон. Грех и добродетель но учению святителя Тихона Задонского. М., 2011;

Janezic S. Imitazione di Cristo secondo Tihon Zadonskij. Triest, 1962;

Knechten H. M. Evangelische Spiriruaiitat bei Tiehon von Zadonsk. Waltrop, 2006 (Studien zur russischen Spiritualitat, 2).

Аудио

(фрагменты проповеди Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Святогорского в день памяти святителя Тихона Задонского 26.08.2009 г.)

«Православия наставниче , благочестия учителю ,

покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый»

(из тропаря святому)

Почитание сего угодника Божия было ещё при его жизни, а молитвы святого - всегда действенны и слышимы Богом. Кроме того, после себя он оставил множество своих духовных чад, многие из которых прославились дарами чудотворения и прозорливости, а впоследствии и нетленными своими мощами почивали в Задонской обители. При её закрытии в советское время эти мощи его учеников, иссохшие, нетленные вилами погрузив на подводы, безбожники увезли их и закопали на задонском кладбище городском, предварительно разбивши мощи камнями.

Чудо, случившееся на праздник прославления святителя Тихона

После кончины святителя Тихона почитание его не прекращалось в Задонской обители, и постоянно много народа шло к нему на гробницу за утешением. И вот в 1860-е годы встал вопрос о его прославлении в лике святых.

Предполагалось, что к этому событию в Задонск съедется множество народа. И накануне прославления свершилось следующее чудо. Купцы задонские, рассудив между собою, что народа-то в город приедет множество, решили построить целую улицу гостиниц, где планировали за высокую плату сдавать номера приезжающим паломникам. И договорились между собой, что даже воду они будут продавать за деньги. И в городе была построена целая улица гостиниц.

В ряду с этими гостиницами на этой же улице стоял дом бедной вдовы. Она, не зная, чем бы ей послужить святителю Тихону, но искренне почитая угодника Божия, весь свой двор устлала соломой и купила несколько кадушек солёных огурцов. Чтобы приезжие на прославление святителя Тихона паломники хотя бы на соломе могли расположиться на отдых, и что-нибудь имели бы для трапезы, хотя бы хлеб с огурцами.

На прославление святителя Тихона собиралось множество народа. И вот, накануне праздника вдруг среди ясного неба ударила молния, от которой зажглись все гостиницы в городе Задонске. Новые здания загорались и пылали, как порох. Дом же вдовы, её двор, застланный полностью соломой, остались огню непричастны - там даже ни одна соломинка не затлелась. И остался среди двух рядов обгорелых гостиниц этот дом вдовы целым и невредимым, словно разоблачение нечистых замыслов горе-строителей.

И задонские купцы, видя таковое обличение от самого святителя Тихона и такое вразумление от Бога, принародно, на солее храма Задонского монастыря принесли покаяние. Они раскаялись в своём корыстолюбии и принесли покаяние за своё безумство, что память угодника Божия хотели в свою корысть и пользу обратить.

Крестный ход на праздник прославления святителя Тихона

Как говорят очевидцы, до трёхсот тысяч народа было на прославлении святителя Тихона - так много, что больных по головам передавали, чтобы только их приложить к мощам святителя Тихона. Но, несмотря на это, за время праздника не было никакой давки, и ни один человек не пострадал, не умер, но было множество исцелённых. Крестный ход вокруг Задонского монастыря с мощами святителя Тихона шёл в продолжение нескольких часов. Продвигался он крайне медленно, поскольку народ по усердию к любимому им святителю, нёс с собою холсты полотна, истканного их труженическими руками, и бросал эти холсты на пути крестного хода. И набросали вокруг Задонского монастыря этих холстов до 6 метров в ширину и до метра толщины, так что духовенство шло, и ноги путались в холстах, потому и крестный ход продвигался чрезвычайно медленно.

С тех пор память святителя Тихона всегда собирала и собирает в Задонскую обитель множество народа.

Явление святителя Тихона в Великую Отечественную войну

Было явление святителя Тихона в недавнее время в Великую Отечественную войну. Жители города Ельца видели святителя Тихона, как явился он на городском кладбище у могилы блаженного старца Космы. Подойдя к гробнице и постучав по ней посохом, святитель сказал: «Вставай, брат Косма, пойдём город Елец и отечество наше защищать».

Мощи святителя Тихона в советский период были перенесены сначала в Орлов, когда был закрыт Задонский монастырь. В городе Орле они находились в кафедральном соборе, и в 1991 году торжественно были возвращены в город Задонск при открытии Задонской обители.

Возвращение мощей святителя Тихона в Задонск: воспоминания владыки Арсения

Господь судил мне участвовать в возвращении святых мощей святителя Тихона в город Задонск. Это, братья и сестры, было величайшее торжество. После безбожного советского периода истосковавшийся по церковным службам, по открытому исповедованию веры христианской верующий народ во множестве собрался в Задонск.

Мы из своего села, взявши школьный автобус, вместе с 20-тью односельчанами поехали в Задонск. Ещё подъезжая за 20-30 км до Задонска, мы видели множество народа, которые пешком шли в этот город. Сколько могли, мы, конечно, людей в автобус посадили, подвезли, но огромное количество верующих продолжали свой путь пешком.

И когда приехали в монастырь, увидели, что в город транспорт не пропускают, а проехать можно было только по окружной дороге, настолько всё забито народом. Множество народа стояло на входе в город, толпы были по улице, ожидали, когда привезут мощи святителя Тихона, полно народу было и в монастыре, в соборном храме.

И вот принесли святителя Тихона. Народ стоял на крышах, в окнах домов, на сложенных на монастырской территории стройматериалах - обитель только открылась и в ней начинались строительно-ремонтные работы. Это было такое величайшее торжество, особое торжество, которое составляло особое впечатление и вызывало слёзы радости и умиления. Святитель Тихон Задонский возвращался в свою обитель, к своей пастве. И по сегодняшний день святитель Тихон Задонский мощами почивает в Задонской обители.

Святитель Тихон Задонский и Святогорская обитель

В нашей обители тоже хранится частица его святых мощей - в иконе, которая лежит в боковом приделе. Этот придел Успенского собора посвящён трём святителям Российским - Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому.

Тропарь и кондак этим угодникам Божиим совместной им памяти был составлен святителем Иннокентием Херсонским, уроженцем города Ельца и почитателем святителя Тихона.

А учреждён был здесь придел в честь святителя Тихона по следующей причине. В своё время наш настоятель, путешествуя в Москву, в зимний период тяжко заболел в дороге, да так, что в Воронеже его уже на руках выносили из повозки, а сопровождавший его келейник уже думал, что преподобный Герман в обитель живым и не вернётся.

У мощей святителя Митрофана получил некое облегчение в своей болезни, и велел ехать дальше. Но на пути в Задонск ему опять стало хуже. Так что в Задонск его вынесли на руках и хотели нести в келью гостиницы, но он сказал: «Несите меня в храм к святителю Тихону». Его принесли в храм. Преподобный попросил поставить его на ноги, и поддерживаемый под руки, он из последних сил, перекрестившись, встал на колени и положил земной поклон перед мощами святителя Тихона. И как говорил впоследствии сам , «Когда я вставал от поклона, то вдруг почувствовал, что как будто какая-то сила пронизала меня. Поклон я ложил безнадёжно больным человеком, а встал абсолютно здоровым, полным сил и энергии. После молебна святителю Тихону пошёл пить чай к настоятелю Задонского монастыря. В Москву я совершил путь абсолютно здоровым, от моей болезни не осталось никакого следа». В благодарность о своём исцелении , наш настоятель, основал в левом приделе Свято-Успенского собора нашей обители престол, посвятивши его трём святителям - Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. И мы видим большую икону в иконостасе, на которой изображены эти три святителя вместе.

Непрекращающиеся чудеса исцелений

Множество, братья и сестры, чудес святитель Тихон и по сегодняшний день изливал и изливает.

Так, в Воронежской епархии существует давняя благочестивая традиция: 20 августа, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, отслуживши Божественную литургию в праздник покровителя Воронежской епархии - святителя Митрофана, из кафедрального собора выходит крестный ход и следует в город Задонск.


От 20-го до 26-го августа (до дня памяти святителя Тихона) крестный ход пешком идёт 90 километров от села к селу, от храма к храму. При сельских храмах поставляются навесы, трапезы для паломников, люди ночуют в храмах, встречающихся на пути, и торжественный крестный ход по доброй древней дореволюционной традиции входит в город Задонск 25-го числа, накануне памяти святителя Тихона, где торжественно встречается братией Задонской обители и многочисленными паломниками.

Эта традиция, братья и сестры, существует в наше время, и люди, которые участвовали в крестных ходах, посвящённых святителю Митрофану и святителю Тихону, свидетельствовали, что во время крестного хода многие из них шли на крестный ход больными, а возвращались здоровыми. Исцелялись даже неисцелимые болезни, которые, казалось бы, и врачи уже отказались лечить и опустили руки.
(По материалам сайтов: Воронежская митрополия и ).

«Мало почтить угодника Божия, только вспомнив его житие»: наставления владыки наместника

Святитель Тихон Задонский по сегодняшний день оставался и остаётся добрым пастырем своей пастве. И в сегодняшний день мы, братья и сестры, его паства, наставляемые его учениями, собрались в святых храмах почтить его святую память.

Но мало почтить угодника Божия, только вспомнив его житие. Если, братья и сестры, встретятся вам его труды богословские, пастырские, во множестве издающиеся в наше время, творения святителя Тихона Задонского, то постарайтесь купить эти книги и почитать. Это такие слова, что сами ложатся на душу, на сердце, переворачивают все наши помышления, все наши чувства изменяют на доброе. И, кроме того, читая творения святителя Тихона, им оставленные, мы, братья и сестры, как будто с самим святителем Тихоном будем беседовать. И вот эта беседа святителя Тихона, его наставления через его богословские труды, - пускай будут они для нас живым словом пастыря, спасающего наши души не столько своими богословскими творениями, не только примером жития своего, данного нам для подражания, но ещё, кроме того, своими молитвами в Небесном Царстве у престола Вседержителя. Аминь!

Б удущий святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов, при рождении Кириллов) родился, как сказано в житие, в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного священника Никольского храма. Рано лишившись отца, многодетная семья жила в крайней нужде. Святитель вспоминает: « С тех пор, как я начал себя помнить, в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры: старший брат был дьячком, средний - взят в военную службу, а мы все еще малы были и жили в великой бедности…».
Мать хотела отдать сына на воспитание богатому ямщику, но старший брат Евфимий уговорил её не делать этого: «Я лучше с сумой пойду, но постараюсь обучить его грамоте. И тогда он может в какой-нибудь церкви в дьячки или пономари определиться».
Все члены семьи предпочитали суровую и трудную жизнь церковнослужителя обеспеченной жизни мирянина. Именно в семье будущий святитель учился христианскому милосердию, ставшему впоследствии основой его жизни.
На духовный путь Тимофей стал в четырнадцать лет, поступив в духовную славянскую школу при Новгородском архиерейском доме. Учился он старательно, все свободное время проводил за книжками. Житие говорит о его усердии в занятиях, иногда мальчик продавал половину своей дневной порции хлеба, чтобы купить свечу и читать.
Трудолюбие и терпение, эти христианские добродетели русской души, были неотъемлемыми чертами святителя Тихона еще в раннем детстве. В школе же, под влиянием благоприятных условий, они стали господствующими качествами его личности.
Как лучшего и особо одаренного ученика Тимофея приняли в Новгородскую семинарию. Еще в годы учебы талантливый семинарист стал преподавать греческий язык и богословие.
Пострижен он был в возрасте 34 лет с именем Тихон. За три года он прошел путь инока, иеродиакона, иеромонаха, архимандрита, настоятеля двух монастырей и ректора Тверской семинарии.
Время управления Тверской семинарией святителем Тихоном представляло собой самую светлую и замечательную страницу в её истории. Новый ректор принадлежал к числу первых великороссов, который своими талантами достиг высших степеней церковной иерархии.
В 1761 году святитель Тихон получает сан епископа, а уже через два года по личному распоряжению Екатерины II назначен архипастырем огромной Воронежской епархии, куда в то время входила и территория современной Липецкой области.
Вследствие обширности территории, разнородности национального и социального состава населения, малообразованности духовенства и народа, отсутствия хороших духовных училищ, скудности средств архиерейского дома, Воронежская епархия была одной из труднейших в то время для церковного управления.

Прежде всего, святитель принялся за обучение духовенства.
Напечатал и раздал священникам свое сочинение «Должность священническая о семи святых Таинствах », которая стала служить учебным пособием для священнослужителей. В дополнение к книге о должности священника он составил особую книжку «О тайне покаяния».
Открыл духовные училища в Острогожске, Ливнах, латинскую школу в Ельце, опекал Воронежскую семинарию. Святитель выписывал учителей и руководителей, следил за поступлением учащихся, назначал педагогам и ученикам содержание, заботился о пособиях, расписании и о многом другом. Во всей Воронежской епархии семинария стала культурно-просветительным центром. Из её стен выходили не только священнослужители, но и образованные чиновники.
Для просвещения народа святитель Тихон ввел в Воронеже открытое преподавание закона Божия в Соборном храме перед воскресной литургией. Для тех, кто не мог слушать его там, он написал сочинение «Плоть и Дух». «В книге сей не будет услаждения, а ищется польза и назидание» - пишет святитель. Написана она «просто и кратко: просто, ради лучшего понимания простым народом; кратко, чтобы не скучно было чаще перечитывать читателю».
Тринадцать монастырей было в Воронежской епархии, и он следил за тем, чтобы все монахи имели Новый Завет, по понедельникам читали чин пострижения. «В монашество постригать не спешите, - писал святитель,- черная риза не спасет. Кто и в белой ризе, да послушание, смирение, да чистоту имеет, есть не постриженный монах».
Четыре года семь месяцев святитель Тихон управлял Воронежской епархией, но труды огромного напряжения надломили его здоровье. В 1767 году он ушел с кафедры, а через два года уединился в Задонском монастыре.
Святитель решился продолжить свое служение, только в новой форме, соответственно своему новому положению, и подвиги уединения соединять с подвигами служения ближним. Его дух, горящий благочестием, ум, обогащенный духовными познаниями, и сердце, одушевленное стремлением приносить пользу ближним, тягой ко всему доброму, давали ему возможность исполнения желания.
Пребывая в обители, святитель Тихон все свои силы направил на служение ближним. Во всех его делах милосердия, наставлениях, материальной помощи проявлялась любовь к людям.
Главным в служении ближним святитель считал миротворчество. «Милостыня высока, - говорил святитель,- но миротворение выше и милостыни, ибо милостивии только сами помилованы будут, а миротворцы сынами Божиими нарекутся». Но в житии святитель Тихон был одинаково как миротворцем, так и милостивым. По словам келейника Чеботарева, святитель всегда был готов оказать помощь всем обратившимся к нему и помогал не только словом, но и делом. Беднякам и нуждающимся он раздавал деньги, одежду, а день, в который не сотворил милостыню, считал потерянным.
Особое служение ближним святитель Тихон проявил своими письменными трудами. Его многочисленные сочинения вошли в драгоценную сокровищницу душеспасительных размышлений.
«Наставление христианское» и «Краткие нравоучительные слова» - самые популярные сочинения святителя Тихона, написанные в Задонской обители.
Сорок два раза они переиздавалась в Синодальной типографии, и не раз издавалась в Петербургской, Киево-Печерской и многих других типографиях. В книге «Наставление христианское» святитель наставляет во всех случаях, обстоятельствах и отношениях поступать так, как прилично христианину и как учит слово Божие.
В конце книги дается подборка текстов Священного Писания. В состав «Кратких нравоучительных слов» входит двадцать семь статей на различные темы: «О испытании самого себя», «О брани между плотию и духом, в христианстве находящийся», «О христианском воспитании детей» и др.
Время уединения святителя Тихона в Задонской обители это также время иноческих подвигов, борьбы с искушениями и высочайших духовных достижений. Здесь, в монастырской тишине, святитель горячо предался молитве. Посещал службы, читал на клиросе и пел киевским распевом.
Одним из тяжелых искушений для святителя Тихона были тоска и уныние, избавиться от которых помогала ему физическая работа, он копал грядки, рубил дрова или уезжал из монастыря. Ездил в Липовку в имение Бахтеева, в Толшевский монастырь. В поездку всегда брал Псалтырь и пел псалмы, которые знал наизусть. Обладая молитвенным даром, святитель получил еще дары исцеления и прозрения будущего. Он предсказал многое из судьбы России, в частности говорил о победе в Отечественной войне 1812 г. Узнавал мысли своих собеседников и настроения.
Слава о подвижнике быстро распространилась по всей России; люди приезжали к святителю Тихону.

Пешими, под снегом и дождем,
Шли к нему простолюдины, знали,
Что любовь и мир обрящут в нем.
В тихой келье день и ночь молился,
Словом Божьими души врачевал,
Благодатью лик его святился.
Светлым пастырем его народ назвал.

Т. Романова

Святитель Тихон Задонский - один из самых почитаемых русских святых 18 века. Скончался святитель 13 августа 1783 г. в Задонском Богородицком монастыре, где и были обретены его св. мощи в 1861 г.
Память святителя Тихона совершается 13 (26) августа,
в воскресенье после 29 июня (2 июля) в Соборе Тверских святых,
4 (17) сентября в Соборе Воронежских святых,
10 (23) сентября в Соборе Липецких святых.
После обретения мощей и прославления в 1861 году святителя Тихона, обитель становится духовным центром нашего края и русского Православия. И сегодня тысячи паломников из России, и из-за рубежа приезжают сюда за духовной поддержкой.

Библиография
книги и статьи из книг

Местные праздники и крестные ходы в Воронежской губернии: [есть сведения о дне памяти Тихона Задонского] // Памятная книжка Воронежской губернии на 1856 г. - Воронеж, 1856. - С. 79-80.

Вострышев, М. И. Божий избранник: крестный путь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России / М. И. Вострышев. - М. : Современник, 1990. - 189 с.

Козлов, В. Судьбы мощей русских святых / В. Козлов // Отечество: краеведческий альманах. - М., 1991. - Вып. 2. - С. 136-159.

Карташев, А. В. Иерархи Екатерининского времени / А. В. Карташев // Очерки по истории русской церкви: в 2 т. - М., 1997. - Т. 2. - С. 499-501.

Карпов, А. Тихон Задонский / А. Карпов // Самые знаменитые святые и чудотворцы России / А. Карпов, А. Юрьев. - М., 2001. - С. 351-359. - (Самые знаменитые).

Морев, Л. А. Светоч Благодатный, в Задонском монастыре просиявший: иллюстрированный очерк земной жизни святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского с приложением Акафиста / Л. А. Морев. - Липецк: Липец. изд-во, 2001. - 91 с.

Память и обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского / И. Бухарев // Жития всех святых. - М., 2001. - С. 456-466.

Великий Задонский Cветильник: (чудесные исцеления и благодатная помощь) / сост. иеродиакон Стефан (Киселев). - Липецк: Инфол, 2002. - 204 с.

Анашкина, Т. Годы и люди Задонска / Т. Анашкина // Земля Липецкая. Историческое наследие. Культура и искусство / ред. А. М. Тарунов. - Липецк, 2003. - С. 188-190. - (Наследие народов Российской Федерации).

Святитель Тихон епископ Воронежский и Елецкий чудотворец // Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Прославленные святые (святители, преподобные и новомученики). - Воронеж, 2003. - Кн. 1. - С. 96-117.

Иванов, А. Святитель Тихон Задонский - свет миру / А. Иванов // Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). - Елец, 2004. - С. 119-125.

Из церковной истории Задонского края: [о Тихоне Задонском] // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район / А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов. - Липецк, 2007. - Ч. 1. - С. 14-17.

Рождество-Богородицкий мужской монастырь: [о Тихоне Задонском] // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район / А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов. - Липецк, 2007. - Ч. 1. - С. 132-136, 152-164, 168-170, 174-181, 211-213, 217-219.

Тихоновский мужской монастырь: [о Тихоне Задонском] // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район / А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов. - Липецк, 2007. - Ч. 1. - С. 351-355,
358-360.

Романова Т. А. Дивен бог во святых своих: 26 августа - День памяти Тихона Задонского // Возвращение: избранное / Т. А. Романова. - Липецк, 2007. - С. 177-180.

Во имя жизни… : возрождение русского Иерусалима / Б. Архангельский, игумен Стефан (Киселев) // Липецкая и Елецкая епархия. 2003-2008. Путем созидания: иллюстрированный альманах / гл. ред. Б. О. Архангельский. - Липецк, 2009. - С. 102-105.

Земной ангел и небесный человек // Липецкая и Елецкая епархия. 2003-2008. Путем созидания: иллюстрированный альманах / гл. ред. Б. О. Архангельский. - Липецк, 2009. - С. 151.

Островский, К. Ю. Святитель Тихон Задонский / протоиерей К. Ю. Островский, Т. Вальдина // Православное семейное чтение: жития святых, изложенные в сокращении по святителю Димитрию Ростовскому. - 4-е изд. - Красногорск, 2010. - С. 799-800.

Святитель Тихон Задонский / сост. Н. А. Фадеева // Россия день за днем: жития святых, события, судьбы... : исторический календарь-альманах. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010. - С. 475-476.

Святитель Тихон Задонский / Н. А. Круглянская. - М. : Вече, 2010. - 336 с. - (Православие. Традиции. Люди).

Святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец / сост. прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова // Собор святых Липецкой земли: сборник житий Липецких и Елецких святых. - Липецк, 2013. - С. 45-54.

Справочные материалы

Тихон Задонский // Энциклопедический словарь. Т. 33 (65) : репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз-И. А. Ефрон 1890 г. - Ярославль, 1991. - С. 299-300.

Комлик, Н. Н. Тихон Задонский / Н. Н. Комлик // Замятинская энциклопедия. - Тамбов, Елец, 2004. - С. 371-376.

Задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. - М., 2008. - Т. 19. - С. 492, 500-503.

Задонский Тихоновский в честь Преображения Господня женский монастырь // Православная энциклопедия. - М., 2008. - Т. 19. - С. 508-509.

Задонский Тюнин (Тюнинский) Богородице -Тихоновский в честь иконы Божией матери «Живоносный источник» женский монастырь: [место уединения святителя Тихона Задонского] // Православная энциклопедия. - М., 2008. - Т. 19. - С. 513.

Акиньшин, А.Н. Тихон Задонский (Кириллов-Соколов Тимофей Савельевич) / А. Н. Акиньшин // Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии. - Воронеж, 2006. - С. 420-421; То же: Воронежская энциклопедия: в 2 т. - Воронеж, 2008. - Т. 2. - Н-Я. - С. 277-278.

Тихон Задонский // Липецкая энциклопедия: в 3 т. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 343.

Тихон Задонский, святитель Воронежский, чудотворец / сост. С. П. Останин // Святые и чудотворцы: краткий биографический словарь. - М., 2004. - С. 405-409.

Задонский Тихон (Кириллов Тимофей Савельевич) (1724-1783) // Славные имена земли Липецкой. - Липецк, 2007. - С. 320-324.

Статьи из периодических изданий

«Ничего не могу с собой поделать, унываю», - нередко можно услышать даже от тех прихожан, чей опыт жизни в Церкви уже позволил им справиться со многими другими внутренними проблемами. Тоска, пораженчество, колебания настроения, хроническая усталость от себя и обстоятельств - кажется, верующим людям именно нынешнего времени это свойственно больше, чем любым другим. Но стоит при этом помнить: те же самые чувства испытывали и святые. Некоторые - точно: например, святитель Тихон Задонский (память 1 августа, 26 августа по н. с.), который боролся с унынием всю свою жизнь, будучи склонным к нему по своей душевной природе. Его пример показывает нам, что с этой склонностью - даже столь сильной, что ее не преодолеть до конца - можно многое сделать. А Господь непременно придет на помощь…

Без куска хлеба

Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский) родился в 1724 году в семье сельского дьячка. Вскоре после рождения он лишился отца, и его мать осталась с шестью детьми в чудовищной нужде, так что мальчик воспитывался, как сказали бы сейчас, в кризисной многодетной семье. Его чуть было не отдали на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем, но старший брат умолил мать не расставаться с малышом. Когда Тимофей стал постарше, ему приходилось наниматься к богатым огородникам - за кусок черного хлеба в день. Ранние годы, проведенные в беспросветной нищете, наложили отпечаток на душевный склад будущего подвижника.

По ходатайству старшего брата, обязавшегося содержать мальчика из собственных, достаточно скудных, средств, Тимофей был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Будущий святитель был в числе лучших учеников и в период обучения в старших классах уже преподавал в своем учебном заведении греческий язык. По мере развития духовных сил перед Тимофеем, терпеливым и трудолюбивым, постепенно открывалась вся глубина бого­словского образования. Продолжая и по окончании семинарии вести скромную уединенную жизнь молодого преподавателя, он все более склонялся к принятию иночества.

Среди разрухи

В апреле 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург и рукоположен во иеромонаха, затем был наместником ряда монастырей. В 1763 году в Новгороде, где начинался когда-то его духовный путь, архимандрит Тихон был облечен архиерейским саном. И почти сразу же назначен на Воронежскую кафедру.

Кафедральный город произвел на владыку тягостное впечатление: церковные строения поражали своей ветхостью, а церковная жизнь - запущенностью. В огромной епархии - от Воронежа до Черного моря - ощущалась нехватка духовенства, а население, разбросанное по степям, было невежественно и суеверно. Архипастырю необходимо было охватить заботой более восьмисот храмов. Может ли быть у смертного человека столько сил?

Неустанное исполнение своих обязанностей обернулось для святителя совершенным расстройством нервной системы. Он почти не мог служить из-за головокружения, дрожания рук и обмороков. Поняв для себя, что сорвавшееся здоровье не восстановится, епископ Тихон написал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой. Ему отказали, посоветовав более интенсивно лечиться, и владыка оказался в безвыходной ситуации. Имея навык послушания, он продолжал трудиться до тех пор, пока бессонница и частые приливы крови к голове не сделали для него невозможным не только служить Литургию, но и вообще исполнять обязанности по управлению епархией. Тогда, по указанию императрицы, он был отправлен за штат. Новым местом пребывания архипастыря стала Спасо-Преображенская Толшевская обитель, а затем он переселился в Задонский Богородицкий монастырь, что в 90 верстах от Воронежа. Там подвижник написал книги, явившиеся плодом его размышлений о вечности и о людях: «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».

Единственный путь - служить людям

В годы, проведенные на покое, святого с особой силой охватывало временами тяжелое, беспокойное состояние души. Подвижник скорбел, что мало потрудился для Церкви. Чистый воздух и отдых от нервных перегрузок значительно укрепили его расстроенное здоровье, из-за которого он относительно молодым, в возрасте сорока трех лет, и оставил деятельность епископа. И теперь уединение и досуг в неспешно живущей обители казались полной сил душе обременительнее каких бы то ни было дел; святителя все более охватывала мрачная скука, побуждавшая искать себе занятие за пределами монастырских стен. Но с отъездом никак не складывалось, а слова простого, но уважаемого в обители старца Аарона - «Матерь Божия не велит ему (т. е. епископу Тихону. - Ред.) выезжать» - побудили владыку и вовсе порвать написанное уже прошение о возвращении к делам.

Этот период жизни - неопределенный и совершенно не наполненный внешне - явился одним из самых важных в жизни святого. Это было время отчаянной и всецелой борьбы с помыслами, преодоления духа печали, безысходности и уныния, переосмысления своих жизненных обстоятельств. И душа приобрела, в конечном итоге, бесценный опыт преодоления - а вместе с ним и дерзновение утешать отчаянных, переживших потерю смысла существования и погибающих в мрачной неопределенности. Заштатный епископ решил не пытаться более переменить свое нынешнее положение, внутренне придя к тому, что единственный путь избавления от тоски для него - служить людям в том месте и том состоянии, в которых он находится, и полностью посвятить себя делам духовной и телесной милости.

Святитель стал часто появляться на монастырском дворе под видом простого инока и заводить разговор с окрестными жителями и паломниками. Собеседники, видя перед собой обычного монаха, без обиняков открывали ему свои нужды. И неожиданно для себя получали материальную помощь. Молва о милосердном владыке росла, и бедные со временем стали сами приходить к его келье. Не меньшее участие принимал архипастырь и в судьбе страждущих и больных. Он устроил в небольшом домике, где жил, своего рода гостиницу для тех, кого постигала какая-либо болезнь по дороге на заработки или на богомолье. Кроме того, он творил духовную милостыню, со слезами молясь о нуждах и болезнях близко и не очень близко знавших его людей. Однажды к владыке пришел проститься совсем больной бывший его прислужник. «Иди, и Бог тебя помилует», - растроганно напутствовал его задонский подвижник. Болящий при этом не только утешился, но и через некоторое время, по молитвам любившего его святителя, совершенно выздоровел. Келейник владыки Иоанн Ефимов, поведавший для биографов этот случай, завершил его описание словами: «Великую и живую он (епископ Тихон. - Ред.) имел в себе веру, и Господь Бог во многих случаях его слушал».

«Плачь - и утешишься»

В своих сочинениях, и ныне читаемых многими не только для назидания, но и для утешения, владыка никоим образом не обходил тему тоски и горя и не умалял при этом значения человеческих эмоций. «Видим в мире, что люди плачут, - пишет он в сборнике духовных записок «Сокровище духовное, от мира собираемое». - Рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире - месте плача, юдоли плачевной. <…> Плачь и ты, христианин! <…> Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь - да не будешь вечно плакать. Плачь - и утешишься». Ему, знавшему в очень непростом своем детстве нищету и оставленность людьми, это состояние было очень знакомо. Но столь же знакомо было и то, от чего слезы безысходности наконец утихают, - ощущение помощи Божией и пребывания под кровом любящего Небесного Отца. «Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе память смертную, когда на ум тебе приходит, что ты земля и в землю пойдешь. Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь страх геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда ни приходит желание Небесных благ. Чувствуешь Его помощь, когда за грех - смерть и печаль, за добродетель - покой и радость внутри себя ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда совесть твоя в бедах, напастях, неправедно наносимых, утешает».

Постоянным предметом размышлений задонского подвижника были христианские догматы о непостижимом величии и всемогуществе Божием, о Его всеведении, вездесущии и благости, о Его благом попечении и промышлении о человеке. Все это порождало в нем святые чувства благодарности, надежды, терпения и любви. Во время одного из своих приездов из Задонского монастыря в Толшевскую обитель святитель, уединенно молясь в пустом храме, около полуночи стал пред алтарем на колени и в пламенной молитве просил Господа, чтобы Тот показал ему уготованное претерпевшим земные скорби до конца блаженство. И Господь не замедлил: владыка увидел, как небо отверзлось и из него воссиял свет, и услышал голос: «Виждь уготованное любящим Бога». Святитель пал на землю и, когда видение кончилось, в крайнем потрясении и благодатном трепете едва смог добраться до своей кельи.

Все более и более возвышаясь духовно, святитель с каждым днем слабел телесно. К нему снова возвратились те болезни, которые в свое время вынудили его уйти на покой. Чувствуя приближение смерти, владыка Тихон удалился в затвор, откуда лишь письменно, по неусыпной любви своей, отвечал духовным чадам. Он скончался на 59‑м году жизни, в мирном духе, простившись с друзьями и ближними. В последних письмах этого духовного отца в полной мере отразился тот благодатный мир сердца, который был дарован столь много страдавшему от безотчетной тоски и печального духа подвижнику после многолетних трудов. Не случайно к нему очень часто обращаются в молитвах с просьбами о помощи в преодолении уныния, отчаяния и обретении душевного равновесия в тяжелых жизненных ситуациях.

Газета «Православная вера» № 14 (561)



error: Content is protected !!