Монах упоминает о роще хетага. Легенда о св

В Осетии отметили День святого Хетага

Источник: religio.ru

В Осетии накануне отмечался день святого Хетага. Симбиоз язычества и христианской традиции, этот праздник в настоящее время является предметом ожесточенных споров в республике, сообщает сегодня "Благовест-инфо" со ссылкой на информационно-аналитическое агентство "Маркетинг и консалтинг" .

Каждый год роща Святого Хетага - зеленый островок посреди открытого поля, на один день перестает быть тихим, уединенным местечком. В первое воскресенье июля тысячи паломников со всей Северной Осетии (в последние годы многие из ник приезжают и из Южной Осетии) стекаются в расположившуюся на берегу реки Ардон рощу, чтобы отдать дань древней традиции.

Первые паломники появляются здесь уже в 6 часов утра. От североосетинской столицы Владикавказа до рощи примерно полчаса езды на автомобиле, и скоро на дороге скапливается такое множество машин, что проехать туда становится возможным только по проселочной дороге, через кукурузные поля.

Первым делом верующие направляются к небольшой, увенчанной куполом, часовне посреди рощи. У каждого в руках три пирога треугольной формы с положенными поверх них тремя бараньими ребрами, и домашнее пиво.

Помолившись у импровизированного алтаря, они бросают пожертвования в тут же установленный металлический короб и ставят свечи.

Потом накрывают на стол - под открытым небом или в специально предназначенных для этих пиршеств длинных кирпичных ангарах.

День Святого Хетага отмечается с давних времен. В восьмидесятые годы прошлого века советские власти пытались мешать совершению празднества: вокруг рощи выстраивались кордоны милиции, не пропускавшие паломников внутрь. Затем предпринимались попытки сделать этот день народным светским праздником, лишенным религиозного содержания. С этой целью в роще устраивались представления музыкальных и танцевальных ансамблей, проводились спортивные соревнования.

После развала Советского Союза в 1991 году этот день вернул себе значение религиозного праздника.

"У осетинского народа в те годы появилась потребность в традиционной религии. В Южной и Северной Осетии происходили события, угрожающие осетинскому народу. Поэтому осетины попытались возродить национальную религию. Была потребность в святыне. Выбор пал на рощу Хетага, потому что она находится посередине Осетии", - рассказывает религиовед Тимур Дзеранов.

Праздник Святого Хетага сочетает в себе элементы разных религий.

"Традиционная осетинская религия сохранилась лишь отчасти. Единой целостной схемы не существует. Здесь и христианство не победило, и языческое влияние не стало полным", - поясняет ученый.

В отличие от других северокавказских республик, где сильны мусульманские традиции, Северная Осетия имеет многочисленное христианское население, хотя здесь также присутствует ислам . В то же самое время в республике подспудно сохраняются некоторые языческие обычаи.

"Религиозная ситуация в Осетии - это укрепление и Православной церкви, и мусульманской общины. Сегодня мечеть полна народу. Многие осетины вспоминают о своих мусульманских корнях. Параллельно развиваются и другие общины - протестанты, баптисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы ", - отмечает Тимур Дзеранов. - Предпринимаются большие усилия для возрождения самостоятельной осетинской традиционной религии. Но у меня создалось такое впечатление, что организация христианской и мусульманской общин происходит более последовательно, тогда как в осетинской религии не сложилось единства".

Легенда гласит, что Хетаг был сыном исповедовавшего ислам кабардинского князя. Приняв христианство, он был вынужден обратиться в бегство, спасаясь от людей, пытавшихся силой вернуть его в ислам. Преследователи настигли Хетага в Осетии и попытались убить его. Хетаг стал молиться о помощи, и на открытое поле, где он находился, со склона горы перенеслась часть леса, спрятав его от врагов, которые, узрев это чудо, бежали.

Послушник Свято-Успенского мужского монастыря Сергий говорит, что этот праздник в его сегодняшней форме имеет мало отношения к христианству.

"Это место святое как свидетельство Божьего заступничества, - говорит он. - В христианской традиции принято чтить такие места, и на многих таких местах часто строились храмы. Но другое дело, как почитать святое место. До революции в роще стояла часовня святого Георгия Победоносца. В том, как это делается сейчас, христианского осталось мало".

В отличие от православных священников, которые терпимо относятся к празднику святого Хетага, мусульмане находят его абсолютно неприемлемым. Так, муфтий Северной Осетии Мурат Тавказахов осуждает "глупых политиков", позволяющих народу отмечать этот день.

"Мы осуждаем язычество. И глубоко жалеем язычников, тех, кто выдумывает других богов, помимо Всевышнего. Нам отвратителен День святого Хетага, этот языческий праздник! Как дерево, которое не может себя защитить, сможет защитить мою семью? Так зачем же молиться дереву? У Всевышнего нет посредников", - сказал муфтий, имея в виду обычаи, которые уходят корнями в языческие верования осетин, существовавшие еще до возникновения культа святого Хетага, до появления здесь христианства и ислама.

Между тем даже сторонники возрождения исконных осетинских традиций сетуют по поводу того, как отмечается праздник Святого Хетага. В частности, их недовольство вызывает то, что празднующие злоупотребляют спиртными напитками.

Возмущение поведением посетителей рощи выражает преподаватель Североосетинского государственного университета Залина Хаблиева.

"Считается, что святой Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять при этом вред святому месту. Но люди, приносящие с собой еду, не убирают ее за собой, превращая святилище в свалку. В святых местах нельзя распивать крепкие алкогольные напитки. Но этого правила сейчас мало кто придерживается. Мне не нравится, что там устраивают концерты: приезжают ансамбли, и захмелевшая публика тоже пускается в пляс".

Общественное движение "Стыр Ныхас" из года в год призывает не распивать в роще напитков более крепких, чем пиво. В этом году люди, наконец, вняли увещеваниям старейшин быть сдержанными в употреблении спиртного и не мусорить в роще. Однако музыка и танцы все же имели место.

Старейшины не хотели начинать празднества до приезда в рощу руководства республики, чем навлекли на себя критику.

"Некоторые люди прибыли в рощу рано утром. Они помолились, отпраздновали и уехали обратно. Они не ждали разрешения руководства. Это не тот праздник, который руководство должно открывать и закрывать", - возмущался один из празднующих Михаил Сиукаев.

Например:

1) в одной из версий Хетага олицетворяют, как юношу из кабардинских или черкесских племен, принявшего христианство в тайне от своей семьи и своего народа, которые исповедовали ислам. Естественно, что в данной ситуации, дабы спасти свою жизнь и отстоять свою веру Хетаг вынужден бежать в христианскую соседнюю страну, коей является Осетия еще с древних времен. Но ему ни как не удается уйти от погони и в критический момент, когда преследователи вот-вот его настигнут, он взмолившись Уастырджи просит его о помощи. Происходит чудо, в поле где не было леса появляется достаточно большая роща из высоких деревьев, достаточная чтобы беглец смог скрыться от своих преследователей. Так по этой версии Хетаг избежал верной смерти.

2) Другая версия воспетая Коста Левановичем Хетагуровым, который кстати называл себя потомком Святого Хетага. Якобы Святой Хетаг является прародителем фамилии Хетагуровых и Коста не кто иной, как его потомок в десятом поколении. Выдержки из этнографического очерка К.Л.?Хетагурова «Особа» (1894 г.): «Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней - Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асланбег, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами в Куртатинской долине. Эта «куща Хетага», как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников. Несмотря, однако, на такую легендарность личности Хетага, потомки его поименно перечисляют всех членов идущих от него поколений. Я, например, являюсь одним из многочисленных членов десятого поколения и могу перечислить своих предков: 1. Хетаг. 2. Георгий (единственный сын). 3. Мами и брат его. 4. Гоци и три его брата. 5. Зида (Сида) и два его брата. 6. Амран и четыре его брата. 7. Аса и брат его. 8. Елизбар и три его брата. 9. Леуан (отец мой) и брат.
Хетаг, говорят, проник в Нарскую котловину через Куртатинский перевал, так как другой путь по Алагирско-Касарскому ущелью был менее доступен и из-за природных, и из-за искусственных преград. На это указывает и то, что осетины Куртатинского ущелья особенно свято чтут память Хетага. В Нарской котловине указывают и теперь в селении Слас на постройки, возведенные Хетагом. Указывают и место, где Хетаг убил оленя - это подножье той скалы, на которой теперь громоздится селение Нар. Здесь указывают также на воздвигнутую Хетагом постройку, где он поселился. В преданиях нет никакого намека на то, чтобы Хетаг отличался воинской доблестью или участвовал в походах и сражениях. Напротив, он славился своим незлобием. Однажды, взамен трех невольников, проданных им в Тифлисе, Хетаг получил, кроме платы, следующий совет: «Когда ты рассердишься, то левой рукой удерживай правую». Это наставление спасло жизнь его сыну, который настолько вырос за время его отсутствия, что Хетаг по возвращении домой ночью, застав его спящим в одной постели с матерью, хотел заколоть его, но, вспомнив совет, положил оружие в изголовии спящих, вышел и всю ночь провел на берегу реки. Утром все разъяснилось к общему счастью.

Участие нарских осетин в рядах грузинских войск по найму или волонтерами относится ко временам правнука Хетага - Гоци, который, будучи небольшого роста, сразил в единоборстве персидского великана и получил от грузинского царя серебряную чашу с соответствующей надписью и грамотой. Чаша цела и до сих пор переходит по наследству от отца к старшему сыну. Из грамот грузинских царей, уцелевших в фамилии Хетагуровых, самая ранняя - пожалованная царем карталинским Арчилом (1730-1736) «в знак нашей милости нарскому дворянину Хетагуру-Зидахану» (Зида)».

Эта попытка исследования легенды о Хетаге была не последней.

Уже в конце жизни, работая над своей исторической поэмой «Хетаг», поэт Коста Хетагуров проявил себя как ищущий этнограф, скрупулезно собирающий и проверяющий каждый сюжет из генеалогии своего рода. Интересно, что он уже тогда выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный Хетаг происходил из военной аристократии прикубанских алан XIV века. В поэме поэт показывает героическую борьбу кавказских народов против монголо-татарских захватчиков. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме - Бяслан) считался предком кабардинских князей, принявших ислам. Поэтому в основе произведения лежит глубокий религиозно-личностный конфликт.

В поэме автор повествует о следующем. Разбив войско Мамая, аланы возвращаются домой с богатой добычей. Их уже ждут старые князья Инал и Солтан, старшие на торжественном пиру. Возносятся бесчисленные тосты в честь храбрых воинов, и особенно за Хетага - самого доблестного героя. Но он не принимает участия во всеобщем веселье, сидя в глубокой печали. Солтан призывает его к себе, произносит в его честь речь и предлагает ему взять в жены любую из своих дочерей-красавиц. Хетаг желал бы руки старшей дочери, однако по обычаю требуется ее согласие. Оставшись наедине со старейшинами, она признается, что любит Хетага, но выйти за него не в силах - он изменил «отцовской религии», побывав в Крыму и приняв там христианство. Гости в смятении, но Инал и Солтан принимают решение - молодые сами должны сделать выбор - «ведь от счастья не бегут». Пир завершается, и благодарные гости расходятся по домам. На этом месте поэма была прервана. (Возможно следующее дальнейшее развитие событий: Хетаг крадет невесту и сбегает с ней в горную Осетию. По дороге, когда их почти настигла погоня, случается описанное в легенде чудо: лес по зову Хетага сошел с гор, и беглецы скрылись от преследователей. - Авт. А.С. Коцоев).

3) По третьей версии Святого Хетага отождествляют со Святым Георгием, римским полководцем, который был по своему происхождению потомком древнего хеттского народа (древние хетты жившие в центре Малой Азии по одной из теорий являются прародителями адыгского, абхазского, черкесского, кабардинского народов). Имя Хетаг- якобы расшифровывается, как Георгий из страны хеттов.

Опять-таки это все возможные перечисленные версии и теории происхождения данного большого праздника осетинского народа. Хочется еще отметить, что энергетическое поле возникшее в «Роще Святого Хетага» отчетливо показывется на приборах. Т.Е. данное место выбрано неспроста и имеет большую энергетику, влияющую на человека наиболее благоприятно, именно в период празднования «Дня Святого Хетага». В целом, для многострадального осетинского народа, этот праздник можно отождествить с главным праздником Ирландии — «День Святого Патрика». Подразумевая под собой праздник единения нации, почитания осетинских традиций, повествования младшим о доблестной истории наших предков и многих других аспектов, которые нас идентифицируют как осетин потомков аланов.

Осетины – единственный народ на Северном Кавказе (кроме казаков, разве что), сохранивший христианскую веру. Традиции христианства в Осетии весьма своеобразны и уходят своими корнями в далекий 10 -й век, когда предки современных осетин, аланы, приняли христианство из Византии. n Среди устных преданий осетин есть рассказы о легендарных мучениках и праведниках, о всяческих чудесах, явленых Богом и святыми. Таковой является легенда о праведном Хетаге.

n В давние времена аланы группами поселились в Кабарде и на Кубани. На берегу реки Большой Зеленчук, притока Кубани, жил князь Инал. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Беслан – основатель династии кабардинских князей. У Асланбега детей не было. Когда в Кабарде усилились позиции ислама, когда древняя христианская церковь зеленчукского округа после оползня ушла в озеро, даже тогда Хетаг был верен своему Богу. За это на него обозлились даже родные, не считали его больше за своего. И тогда Хетаг отправился в Осетию. Прознали о том его враги, решили его настигнуть в дороге и убить за то, что не хотел принять их веры. Картина Фидарова "Святой Хетаг

Хетаг был на пути в Куртатинское ущелье, когда недалеко от того места, где сейчас селение Суадаг, его догнали враги. Из леса, покрывающего склоны близлежащих гор, услышал Хетаг крик: «Хетаг! В лес!» . И ответил настигаемый врагами Хетаг своему доброжелателю: «Хетаг уже не доберется до леса, но лес доберется до Хетага!» И тут масса леса поднялась со склона горы и перенеслась к месту, где был Хетаг, укрыв его в своей чаще. Преследователи, испуганные такими чудесами, бросились бежать. n Так появилась Роща Хетага или Святилище Круглого Леса (Тымбылхъады дзуар). А на склоне горы, откуда поднялся лес, по сей день растет только трава.

Деревья в Хетаговой роще резко отличаются от деревьев в окрестных лесах – они выше, толще, гуще их листва. Народ как зеницу ока бережет Рощу – по неписанному закону из нее нельзя ничего выносить с собой – даже маленькую веточку, даже листик. n Рассказывают, несколько лет назад один ученый, житель г. Ардон, специально вывез из Рощи с собой веточку как вызов тому, что он считал темными предрассудками. Молва утверждает, что не прошло и двух дней, как с ученым стало твориться что-то странное (нарушения нервной системы); он выздоровел лишь после того, как его родные посетили Рощу и попросили прощения у Святого Уастырджи за молитвенной трапезой.

Хетаг прожил в роще около года, а потом перебрался в селение Нар. А Роща стала одним из главных святых мест Осетии. n Каждый год в июле люди по всей республике отмечают Праздник Хетага.

Говорят, молитвы, произнесенные в святой роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетага покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред. С рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. Мужчины и по сей день от трассы до рощи один километр идут босиком.

n До Великой Отечественной Войны женщинам не позволялось посещать святилище св. Уастырджи в Роще Хетага (по сей день женщины не произносят имя этого святого, заменяя его описательным выражением «покровитель мужчин» или, говоря о конкретно Хетагском Уастырджи, «святой Круглого Леса»). Когда же в тяжелые дни войны мужчины ушли сражаться, и некому было помолиться за них в Роще, осетинки перешагнули через древний запрет, молились под развесистыми деревьями за здоровье своих отцов, мужей, братьев, возлюбленных «покровителю мужчин святилища Круглого леса» . n «Как когда-то Великий Бог выручил Хетага, пусть так же защищает Он и вас!» – одно из наиболее часто звучащих в Осетии добрых пожеланий.

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для жертвоприношений, «трех пирогов» . Пироги, принесенные в рощу, должны быть теплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в теплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносили только пироги без напитков. Позже в качестве жертвоприношений стало разрешаться приносить молоко и мед. n В наши дни роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры - это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (по-осет. «кувæндон») - молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам. n с 1994 года, День Хетага отмечается в Республике Северная Осетия - Алания как республиканский общенародный праздник.

Логика содержания «предания о Хетаге» и поэмы Коста Хетагурова «Хетаг» дает нам возможность утверждать, что святая роща Хетага является чисто православной, христианской. Это подтверждается и тем, что изначально в роще находилась церквушка, на маковке которой был установлен большой деревянный крест, а внутри рощи бил целительный родник. Старейшины села Кадгарона говорили: «Цомут дзуары бынмж », т.е. пойдемте под крест.

Еслиобратиться к трудам Коста Хетагурова о Хетаге, то нетрудно понять, что сам Хетаг был ревностным христианином. Значит, и роща его имени должна быть христианской.

В I томе на стр. 271 Коста пишет:

... Хетага в Крым посылали родители, -

К иноку-греку попал онв ученье,

И о законах суровой религии

Сам он рассказывал мне с увлеченьем.

Видел Христа он как будто воочию,

Видел его Воскресения чудо,

Книги читал он, внимал проповедникам...

С верой чужою вернулся оттудова...

Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в Горную Осетию».

Надо полагать, что Хетаг твердо знал, что Осетия и осетины являются христианами. Ведь он бежал от своих родных братьев и своей возлюбленной, потому что они были мусульманами и категорически требовали, чтобы Хетаг отказался от Православия, чего он не сделал, за что его преследовали, чтобы убить.

Кроме скудного предания, никто не может утверждать, когда произошло это Божие чудо. Человеческая память - это великий Божий дар, который сохраняет основные происходящие события. Тем не менее человеческая память не способна веками и тысячелетиями сохранять мельчайшие подробности. А потому люди к далекому прошлому относятся как к легенде и преданию. Лишь определенная часть легенды или предания - истинная правда.

Но со временем часть и этой правды забывается, а остальное обрастает небылицамииплодамичеловеческой фантазии. Этоусложняет определить, где истина, а где вымысел.

Так случилось и с преданием о рощи Хетага и истории его самого. Чудеса не происходят спонтанно, из ничего. Чудо, которое произошло ради спасения ревностного Хетага, когда целая роща поднялась, оторвалась от земли и накрыла спасающегося христианина - фактически великое Божие чудо, для которого нет ничего невозможного.

Существует несколько преданий о роще Хетага и о нем самом. Каждый автор по-своему переписывает эту историю, что вводит людей в заблуждение.

Поэтому запутана дата празднования Дня Хетага, что очень печально.

Когда же, все-таки, следует отмечать его? Для правильного пониманияэтого напомню интервью настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы протоиерея Константина Джиоева газете «Северная Осетия» от 7 сентября 2002 года:

«... Напомню еще об одном празднике - Дне Хетага. Сейчас его отмечают во второе воскресенье июля, а у христиан в это время - пост, и наши предки, уверен, не могли праздновать и приносить жертву в пост. В этом году, слава Богу, День Хетага не совпал с постом, но чаще всего будет совпадать. А ведь еще в XIX веке К. Хетагуров писал, что День Хетага в один из годов выпал на 5 июля, но многие не учитывают, что разговор идет о старом стиле, и если к 5 добавить 13, получится 18-е число, а 18-е - это уже третье воскресенье июля. Значит, правильно праздновать День Хетага именно в то воскресенье, когда пост закончился. Ведь День Хетага - не языческий праздник, а православный…И праздновать правильнее, думаю, не день спасенного Хетага, а праздник Георгия Победоносца, который сотворил чудо и спас Хетага».

Добавлю от себя. В интервью разговор идет о Петровском посте, который заканчивается 11 июля включительно, а на 12 июля приходится праздник Петра и Павла. Если праздновать его в третье воскресенье июля, то совпадения с постом никогда не будет. Зато второе воскресенье июля в течение 14 лет выпадает на пост 10 раз и лишь 4 раза - вне поста.

Для ясности надо бы отметить, что из известных 86 народных праздников в Осетии 40 с лишним бесспорно являются чисто православными. История гласит, что наши предки аланы-осетины в большинстве своем были православными христианами. Несмотря на то, что противников христианства немало, но ревностных, истинных христиан значительно больше.

В году образования «Стыр ныхаса» на уровне правительства было принято спонтанное решение о проведении праздника День Хетага во второе воскресенье июля. Не был сделан глубокий анализ, не был учтен ряд факторов, на первый взгляд казавшихся незначительными.

Во-первых , по осетинскому поверию, число 2 относится к поминальным случаям, в отличие от числа 3, которое относится к радостным событиям.

Во-вторых , при проведении Дня Хетага во второе воскресенье июля в большинстве этот день совпадает с последними днями Петрова поста, а наши предки никогда не проводили праздники во время поста - это грех! И как следствие этого греха - Божия кара - трагические и несчастные случаи с человеческими жертвами: достаточно обратиться к событиям последних лет, чтобы в этом убедиться.

Верить в это или не верить - дело каждого. Возможно, это случайности, но я отношу подобные трагедии к тому, что праздник Хетага проводится во время поста, и Господь нам этого не прощает. Этот грех перед Господом Богом мысознательно совершаемиз-за нашей бездуховности и безнравственности.

Поэтому выражаю мнение многих людей и вношу предложение - внести в правительственный указ поправку: День Хетага ежегодно проводить в третье воскресенье июля. Тогда праздник никогда не будет совпадать с постом. Такое решение было бы разумным и безгрешным.

Владимир ХОРАНОВ,

житель п. Южного,

многолетний читатель «ПО».

Роща Хетага (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Роща Хетага - это священное для осетинов место, появление которого связано с древней легендой. Она гласит, что отказавшийся принимать ислам кабардинец-христианин Хетаг бежал в Осетию, но у него не было сил, чтобы добраться до леса и скрыться там. И тогда лес сам пришел к беглецу, укрыв его от преследователей.

С тех пор сюда приезжают христиане из всех окрестных городов и сел, чтобы помолиться. Молитвы, прочитанные в роще, считаются особенно сильными. С 1994 г. здесь в июле отмечается праздник Хетага, на который собирается множество осетинов. Он приходится на второе воскресенье месяца.

Сейчас, как и раньше, роща Хетага имеет почти идеально круглую форму, за что ее часто называют «Круглой». Общая площадь реликтового лесного массива - 13 га. Здесь есть молитвенный дом, обустроены специальные места для приношений (традиционно это теплые пироги).

Если смотреть на юг, в верхней части склона горы видна поляна, совпадающая по форме и размерам с рощей. Создается впечатление, что деревья действительно переместились в нужное место в полном объеме.

Деревья в роще выше и ветвистее, чем во всех окрестных лесах. Возможно, это связано с тем, что выносить из леса что-либо, а тем более, ломать ветки - запрещено. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь.

Практическая информация

Адрес: Северная Осетия, Алагирский район, пос. Суадаг. Координаты GPS: 43.057816; 44.301795.



error: Content is protected !!