Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений. Зюзино

Вконтакте

Имение, в котором располагалось село Зюзино, принадлежало князьям Прозоровским. Строительство храма велось в 1688–1704 годах.

Нижний, теплый храм во имя благоверного князя Владимира был построен и освящён уже в 1688 году; верхний, летний, во имя благоверных князей Бориса и Глеба - только в 1704 году.

Дмитриева Ирина , CC BY-SA 3.0

В 1938 году храм был закрыт. В конце 1950-х годов началась его первая реставрация, после которой в нём разместили мастерскую по обработке алмазов.

В 1979 году началась новая реставрация, после чего в храме разместился архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР.

Сержант Пеппер , CC BY-SA 3.0

В 1989 году храм перешёл православной общине Севастопольского района, был освящён и начал действовать.

С 2005 года при храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Архитектура

Изначально на этом месте располагался старый, деревянный храм. Новый храм был построен в стиле .

Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и coopужён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями.

В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=197



Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм - в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г.

Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

В тяжкие для веры времена совершили подвиг исповедничества два последних священника храма: отец и сын Харьюзовы. 14 сентября 1937 года был арестован о. Александр Харьюзов (расстрелян 9.01.1938 г.). Несмотря на угрозы расправы на его место пришел его сын иерей Николай Харьюзов. В ноябре власти арестовали его и приговорили к 10 годам ИТЛ. О. Николай пережил репрессии и скончался в 1963 году, будучи клириком Владимирской епархии. Кажется знаменательным, что именно в эти страшные времена совершил свой подвиг священномученика иерей Алексий Сперанский (канонизирован Архирейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.), служивший в храме свв. Бориса и Глеба псаломщиком в 1902-1909 годах.

В конце 1930-х годов храм был закрыт и заброшен. В 1940-1941 гг. здание оставалось без замков и охраны. Вследствие этого в храме были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами. Была разрушена колокольня. Чудом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское». В дальнейшем храм использовался в качестве овощного хранилища, филиала завода драгметаллов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, архива Минстанкопрома. Последний владелец перегородил купол храма двумя этажами перекрытий с маршевыми лестницами.

В 1960-е гг. проведена косметическая окраска фасада. В мае 1989 г. храм был возвращен верующим, а 28 июля 1989 г. совершилась первая Божественная литургия. В 1990 году было начато восстановление здания. Престолы: верхнего храма - свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба, свт. Николая (приставной); нижнего храма - св. равноап. кн. Владимира



Село Зюзино, по писцовым книгам 1627 - 28 гг. «сельцо Скрябино, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд, Московского уезда, Чермнева стана, поместье за боярином князем Алексеем Юрьевичем Сицким, что было преж того поместье за головою стрелецким Федором Челюскиным, в сельце двор помещиков боярский, в нем живут деловые люди, двор приказчиков и 6 дворов деловых людей, а писано за князем Сицким то поместье по ввозной грамоте 1618 г.».

В 1646 г. «поместье за боярином Глебом Ивановичем Морозовым сельцо Скрябино, Зюзино тож, а в сельце двор боярский, двор приказчищий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских». В этом сельце при боярине Г. И. Морозове была построена деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, а в каком году - неизвестно, и сельцо стало называться селом по церкви Борисовским, Зюзино тож.

По смерти боярина Морозова имение перешло к его жене вдове боярыне Федосье Прокофьевне с сыном Иваном Глебовичем и за нею оно утверждено отказною книгою в 1664 г., в которой говорится: «село Борисовское, Зюзино тож, а в селе церковь во имя Бориса и Глеба древянна, клетцки, у той церкви служат попы погодно, во дворе дьячок Федка Михайлов».

В 1666 г. вотчина Ивана Глебовича Морозова, после его смерти, по указу великого государя, отписана к дворцовому ведомству. В описных книгах того же года упоминается: «село Зюзино, на враге, а во враге 4 пруда, а в прудах рыба мелкая караси, да в селе церковь древянна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение и на колокольнице колокола боярина Глеба Ивановича Морозова, у церкви во дворе поп Илья Денисов, да у него живет племянник его пономарь Олешка Микифоров, да у него ж живет просвирница Марьица, во дворе Федка Михайлов, да в селе двор вотчинников».

В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «в 1677 г., по отписке Чудова монастыря уставщика иеродиакона Моисея, прибыла вновь церковь страстотерпцев Бориса и Глеба великого государя во дворцовом селе Зюзине и той церкви по сказке попа Дмитрия положено дани с попова двора, с приходских крестьянских лучших 12 дворов, с сенных покосов с 45 копен сена, по указной статье, всего 23 алтына 4 деньги, заезда гривна; те деньги взято, платил он же, поп Дмитрий, принял Никитко Обольянинов».

В 1687 г. село Борисовское, Зюзино тож, пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, очевидно, при нем была построена в этом селе каменная церковь. В 1704 г. в этом селе были дворы: вотчинников, приказчика, конюшенный и садовника, 12 дворов крестьянских. В 1721 г. по именному указу это село отдано во владение князю Александру Никитичу Прозоровскому и того же года за ним оно утверждено отказною книгою, в которой упоминается: « в селе церковь каменная о двух службах: нижняя - во имя св. князя Владимира, верхняя - во имя Бориса и Глеба; на той церкви наверху колокольня каменная ж; да в том же селе церковь деревянная, клетцки, во имя князя Владимира и Бориса и Глеба ветха и стоит без службы». После князя А. Н. Прозоровского селом владел в 1740 г. его сын Александр, в 1778 г. - родной внук князь Дмитрий Александрович, у которого оно было куплено в 1780 г. князем Владимиром Петровичем Прозоровским и от последнего продано в том же году жене Анисима Титова Князева - Ирине Афанасьевне.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 104-107

Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзине

Перекопская ул., 7, близ Севастопольского бульвара, 65

"Владельцы села: А. Ю. Сицкий с 1618 г; Морозовы - 1646-1656; дворцовое - 1666-1686; Прозоровские - 1686-1780; И. А. Князева - 1780; Бекетовы - 1785-1852; А. И. Васильков - 1890 г.".

"Храм начат постройкою в 1688 г. боярином Б. Прозоровским, сподвижником молодого Петра. Общая композиция церкви напоминает храм в Троицком-Лыкове. Это дает возможность предполагать, что его зодчим мог быть тот же мастер - Яков Бухвостов, работавший обычно "со товарищи". Любопытно, что окна храма лишены наличников, которые станут столь обязательными несколько лет спустя".

"Сразу же по получении Зюзина Б. И. Прозоровский, кроме постройки церкви, перестроил "на западный манер" и старые хоромы Морозовых".

"Нижняя теплая церковь во имя св. князя Владимира освящена 1 сентября 1688 г. Верхний храм во имя свв. Бориса и Глеба - в 1704 г. Колокольня пристроена к церкви в 1879 г. и в это же время, вероятно, выстроен также кирпичный дом причта на юго-западном углу участка". (Акт обследования храма, подписанный архитектором Н. Тихомировым. Без года, из архива реставрации.)

"В храме находился замечательный резной иконостас эпохи нарышкинского барокко и таковая же господская ложа".

"Церковь закрыта в 1938 г. В 1940-1941 гг. она оставалась без замков и охраны, чем и воспользовались местные жители, выломав в ней решительно все деревянные части на отопление - начиная с великолепного, одновременного храму иконостаса, и кончая оконными и дверными рамами и переплетами" (Акт Н. Тихомирова).

Первая реставрация проводилась с конца 1950-х гг. до середины 1960-х.

В 1966 г. в здании находилась мастерская по изготовлению алмазов. Как записал М. Л. Богоявленский, к стенам были приделаны трубы, моторы. Колокольня конца XIX в. - небольшая открытая звонница на 4 столбах, на которой, по словам старожилов, прежде висели большие колокола, - до 1966 г. еще сохраняла шпиль и обрешетку крыши. К 1978 г. все это уже обвалилось - остались одни кирпичные столпы. Впоследствии их также снесли.

В 1979 г. начата новая реставрация храма, руководила которой реставратор К. Г. Полунина. К сожалению, реставраторы сочли колокольню 1879 г. "поздней" - хотя она была редкой формы, и не препятствовали ее полному разрушению.

Храм стоит на государственной охране под № 398. В 1980 г. он был еще занят архивом без вывески, входа посетителям для осмотра не было.

Под тем же охранным номером с прибавкою "а" числится оставшаяся от "усадьбы Зюзино XVII-XIX вв. единственная постройка усадьбы Луниных - флигель XVIII, XIX вв.".

Еще в 1955 г. остатков усадьбы было больше: "От господского дома дворян Бекетовых в Зюзине уцелели боковые корпуса 1820-х гг.; в запущенном парке два копаных пруда и следы беседок или гротов" - сообщает. Теперь здесь стоят лишь храм и один флигель.

В 1988 г. был поднят вопрос о возвращении храма верующим, вызвавший ожесточенное сопротивление властей, решивших отдать его лучше "Центру восточной медицины".

"От общины православных христиан, проживающих в Севастопольском районе г. Москвы.

Пока еще можно спасти уникальное творение русского зодчества - церковь XVII в., освященную 300 лет назад во имя крестителя Руси князя Владимира и первых русских мучеников Бориса и Глеба. Закрыта и разграблена она была в 1938 г.

За время после закрытия храма и его использования различными организациями-арендаторами был утрачен богатейший иконостас, интерьер значительно искажен устройством перекрытий и перегородок, разрушены завершения колокольни - несмотря на то, что храм Бориса и Глеба состоит под охраной государства в качестве памятника архитектуры XVII в.

До последнего времени здание-памятник использовалось Министерством инструментальной и станкостроительной промышленности СССР под архив, при этом эксплуатация здания осуществлялась с грубыми нарушениями элементарных требований законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Об этом варварском отношении к жемчужине отечественного зодчества неоднократно поднимался вопрос в МГО и районном отделении ВООПИК. За последнее время, как отмечает группа специалистов ВООПИК, состояние храма значительно ухудшилось - в стене здания появилась серьезная трещина, которая может привести к окончательному разрушению памятника. Специалисты - архитекторы и реставраторы - утверждают, что для долголетия храма необходим истинный хозяин. Как показывает практика, памятники архитектуры культового характера максимально сохраняются, если они используются соответственно своему предназначению.

С мая 1988 г. жители Севастопольского района г. Москвы безуспешно пытаются убедить официальные инстанции в важности и нравственном значении передачи храма верующим. Заместитель председателя райисполкома В. Л. Воробьев заявил, что "если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам еще послужит". А между тем в Севастопольском и в прилегающих к нему двух районах - Советском и Черемушкинском с населением в более чем полтора млн. жителей нет ни одного действующего храма. На заявление верующих в райисполком "отцы района" ответили, что зарегистрировать религиозную общину невозможно, так как нет специального помещения для отправления религиозных потребностей. А как же храм Бориса и Глеба? Его отдают "на службу" Молодежно-медицинскому центру, который и без того получил ряд больших помещений в районе. По плану руководителей ММЦ храм явится местом "медицинских исповедей", а также клубом с различными увеселительными мероприятиями. В храме предполагается установка органа, что повлечет за собой новое нарушение требований использования памятника, а значит, приблизит гибель храма. Совершенно необязательно использовать динамит, чтобы взрывать святыню, можно разрушить ее с помощью преднамеренного варварства, незаметного и беспроигрышного.

Верующих в нашем районе немало, на это нельзя закрывать глаза, много среди них пожилых и больных людей. Они ездят в переполненном транспорте в далеко расположенные и без того перегруженные храмы. Почему же так селекционируются духовные потребности пожилых и больных людей?! Для наркоманов и алкоголиков - пожалуйста, православный храм, а для верующих - нет помещения?! Для верующих церковь - Дом Божий, святыня, и поэтому любое использование храма не по назначению антигуманно и безнравственно. Храм был построен на средства верующих и должен принадлежать верующим. Не может принести достойные плоды такое воспитание молодежи, когда на ее глазах происходит глумление над святыней и памятью предков. Неужели не понимают этого наши районные и городские руководители?

Мы, религиозная православная община, обращаемся в редакцию газеты, надеясь получить помощь в нашем стремлении восстановить справедливость. Хочется верить, что наше государство не выбросило "за борт" нас, верующих, что действительно отношения между государством и церковью развиваются в русле демократических процессов обновления.

"В день памяти святого равноапостольного князя Владимира состоялось малое освящение храма в одном из районов Москвы - Зюзине. Церковь построена в XVII в., двухэтажная. Верхний храм - в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, а нижний, который и был освящен, - в честь святого равноапостольного великого князя Владимира.

Это событие знаменательное, - отмечает настоятель отец Владимир Новиков. - Храм закрыли в 1938 г.: сначала в нем располагались мастерские, штамповавшие вилки и ложки, потом - архив Минстанкопрома СССР. Несмотря на то, что здание зарегистрировано как памятник истории и культуры, храм перестраивался под склады. Сейчас предстоит огромная работа по его реставрации.

На субботниках перед освящением работали многие москвичи".

Главный престол вверху освящен на Пасху 1990 г. "Затем был освящен приставной престол свт. Николая".

"Двухэтажный флигель по адресу ул. Перекопская, 9, отданный Молодежно-медицинскому центру при наркологической больнице № 17, община требует вернуть храму для воскресной школы. Райсовет поддержал ее, а Мосгорисполком пока молчит".

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 192-195.

Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 31.

Древности: Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. 3. М., 1910. С. 225-229 (есть фото храма).

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 100.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 69. № 287.

Ильин М. А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959. С. 143-144 (два фото храма до 1917 г.; на с. 148 фото иконостаса).

Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 82-99.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 97.

Первой владелицей села Зюзино была боярыня Морозова - известная раскольница. После конфискации, имение долгое время оставалось дворцовым. Во времена своего царствования Петр I пожаловал село одному из своих соратников - Борису Прозоровскому.

На тот момент в Зюзине уже стояла деревянная церквушка.

История храма Бориса и Глеба в Зюзино в Москве

В 1688 году по заказу Прозоровского возводится новый храм - храм во имя Бориса и Глеба в Зюзино.

Постройка была выполнена в барочном стиле и состояла из двух ярусов: нижний, зимний, был освящен во имя князя Владимира; верхний, летний, - в честь святых Бориса и Глеба.

Замысел довольно прост: подвиг святых мучеников стал возможен благодаря взрастившему их отцу, князю Владимиру.

Правда, строительство храма Бориса и Глеба в Зюзино затянулось, поэтому и его освящение состоялось довольно поздно. Если нижний ярус освятили в 1688 году, то верхний - только в 1704 году.

Архитектура храма немного скромнее привычного московского барокко: на окнах отсутствуют наличники, грани здания венчают небольшие фронтоны. Пышности добавляют, пожалуй, роскошные лестницы, ведущие в летнюю часть церкви.

В 1879 году к храму Бориса и Глеба пристраивают колокольню, которая сужается кверху в форме шпиля и имеет очень необычную, даже причудливую форму.

В советское время храм благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино постигла участь многих культовых построек того времени - в 1938 году его закрывают.

Но если многие святыни, как могли, оберегали местные жители, стараясь спасти хоть какую-то их часть, то храму в Зюзино не повезло вдвойне.

Люди сами вскрыли замки, разобрали на дрова роскошный иконостас, сохранившийся в храме с момента его возведения, вынесли двери и оконные проемы. Колокольня со временем стала разрушаться. Храм постепенно приходил в упадок.

В 50-х годах церковь Бориса и Глеба реставрировали, после чего, в ней разместили мастерскую по обработке драгоценных камней.

В здании памятника истории сделали перепланировку, колокольню снесли за ненадобностью. После мастерской в церкви размещался архив одного из Министерств СССР.

Долгое время храм Бориса и Глеба в Зюзино не удавалось передать православной общине. Главным аргументом являлось то, что здание разрушено не до конца, поэтому может быть использовано под другие нужды.

И все же, в 1989 году передача церкви в Зюзино состоялась. Сначала освятили нижний ярус храма Бориса и Глеба, через год - верхний.

Реставрационные работы длились довольно долго, но на сегодняшний день можно говорить об их окончании. Храм в Зюзине продолжает жить своей законной религиозной жизнью. Рядом с ним возвели здание для воскресной школы, действующей с 2005 года.

Храм Бориса и Глеба в Зюзино расположен по адресу: Москва, Перекопская, 7 (станции метро Каховская или Севастопольская).



error: Content is protected !!