Какой климат был в древней палестине. География палестины

Климат Палестины в целом субтропический, средиземноморский, с жарким и очень сухим летом и теплой влажной зимой. Много солнечных дней. В период дождей (ноябрь - март) выпадает значительное количество осадков, а в летнее время (апрель - октябрь) царит зной и засуха. Климатические условия крайне разнообразны в зависимости от местности и высоты. На побережье Средиземного моря в районе Хайфы средняя температура августа +27° , января +12° . На Галилейском нагорье климат умеренный. Зимой иногда выпадает снег и бывают заморозки до -6° . Это явление объясняется близостью гор Ливана и Ермона. В бассейне Галилейского моря и Иордана царит вечное лето. Здесь климат тропический.

На климат Палестины сильно влияют три огромные пустыни: Сахара, Синайская и Сирийско-аравийская. Ветры, дующие из пустынь, губительно влияют на все живое.

В те времена, когда израильский народ жил в полном мире с Богом, вся Палестина была покрыта буйными лесами, чудесными садами и цветущими лугами; климат был необычайно приятный и мягкий. Дожди шли регулярно, всегда в свое время, и ранние и поздние. Это была земля, где буквально "текли молоко и мед", где было изобилие медоносных растений и пастбищ. Но раскол и идолослужение Израиля принесли несчастье этой земле и народу (Втор.28,23-24 и др.)

Растительный мир Палестины очень богат и включает флору почти всех климатических зон земного шара (более 3 тысяч видов растений). Особенно пышно растут здесь представители субтропической флоры: финиковая пальма, алегатская сосна, ливанский кедр, тамариск, кипарис, туя, терпентиновое и тутовое деревья, каштан, платан и ситтим (арабская акация). Много росло здесь ароматических кустарников: ладан, смирна, фимиам, мирт. Чрезвычайно развито в Палестине садоводство и виноградарство. Очень распространены смоковница (фиговое дерево, инжир), которая плодоносит 2-3 раза в год; маслина (оливковое дерево), из плодов которой изготовляли оливковое масло (елей); финиковая пальма, особенно в районе г. Иерихона, названного в Библии "городом пальм" (Втор.34,3).

Иерихон - город аромата, т.к. там разводили бальзамический кустарник смирны. Из садовых деревьев преобладают в Палестине: апельсин, лимон, миндаль, сладкий рожок, яблони, груши, сливы, абрикос, персики, грейпфрут и орех.

В Палестине из злаков были известны пшеница, ячмень, чечевица и полба; из овощей - огурцы, лук, чеснок, арбуз. В настоящее время в Палестине возделывают много современных сельхозкультур, такие как рис, кукурузу, картофель, бобовые, подсолнух, сахарную свеклу, помидоры и другие.



Животный мир Палестины также очень богат, так как здесь встречались представители умеренной, субтропической и тропической фауны Из хищных зверей имелись: львы, медведи, барс, волк, лисица, гиена, шакал, кабан, рысь и др. (Амос.3,8; 4 Цар.2,24). В горах обитало много "благородных" животных (олень, серна, лань и др.; (Втор. 14,5). Из домашних животных разводились: вол, лошадь, верблюд, осел, корова, овцы и козы.

Библейское времяисчисление

Евреи считали началом дня заход солнца (Лев.23,32).

Разделение дня на часы появилось после вавилонского плена (Дан 36-4 16.30; 5,5). Во время Иисуса Христа иудеи разделяли естественный день от восхода до захода солнца на 12 часов (Ин.11,9). Час был разной продолжительности в зависимости от времени года, т.е. от продолжительности солнечного дня. До вавилонского плена еврейский народ разделял ночь на три стражи (Пс.62,7; 89,5); первая продолжалась от захода солнца до полуночи (Плач.2,19); вторая, или полночная стража, - до пения петухов (Суд.7,19); третья или утренняя стража, оканчивалась с восходом солнца (Исх.14,24; 1 Цар.11,11).

После завоевания Палестины римлянами (1 в. до F.X.) ночь стали делить на четыре стражи по 3 часа в каждой (Лук. 12,38; Матф. 14,25).

Неделя из 7 дней играла важную роль у израильского народа для определения дня покоя (субботы) и праздника седмиц (Пятидесятницы) (Быт.29,27-28; 2,2; Исх.20,11; Втор.26,9-10).

Год состоял из 12 лунных месяцев (по 29 и 30 дней), а через каждые три года для уравнения с солнечным годом прибавляли тринадцатый месяц. Сначала месяцы обозначали только порядковым числом (Быт.7,11; 8,4-5; Лев.23,34). Затем появились особые названия, которые после вавилонского плена изменились.

Еврейский календарь

Месяц священного года Месяц гражданского года Месяц евреев и приблизительно русский Праздники Времена года и произведения земли
Авив, или Нисан (зеленые колосья) 30 дней Исх. 13,4; Неем. 2,1 Апрель 1. Новомесячие 14. Пасха (Исх. 12,1-51; 13,3-10). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев.23,10-12). Идут поздние, или весенние, дожди (Втор. 11,14). Разливается Иордан (И. Нав. 3,15). Близ Иерихона поспевает ячмень.
II Зиф (Цветение) 29 дней 3 Цар. 6,1 Май 1. Новомесячие 14. Вторая Пасха для тех, кто не мог совершить первую (Чис. 9,10-11). Пшеница частично выколосилась. Жатва ячменя (Руф. 1,22). Спеет пшеница
III Сиван 30 дней Есф. 8,9 Июнь 1. Новомесячие. 6. Пятидесятница, или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев. 23; 17.20) и начатков всех плодов земли (Исх. 23,19, Втор. 26,2,10). Жатва пшеницы. Начинается лето. Дождя не бывает от апреля до сентября (1 Цар, 12,17).
IV Фаммуз (Тамуз) 29 дн. Зах. 8,19 июль 1. Новомесячие 17. Пост. Жара усиливается
V Ав. 30 дн. Ездры 7,9. Август 1. Новомесячие 9. Пост. Разрушение храма Потоки высыхают, Сильный зной. Сбор винограда (Лев. 26,5).
VI Елуд. 29 дн. Неем. 6,15 Сентябрь 1. Новомесячие Жара все еще сильная (4 Цар.4, 18-20 Полный собор винограда (Чис. 13, 24)
VII Тишри, или Афаним 30 дн. 3 Цар.8,2 2 Пар. 5,3 Октябрь 1. Праздник труб (Чис. 29,1). Новый год. 10. День очищения (Лев. 16) 15. Первый день Праздника Кущей (Лев. 23,34). Начатки вина и елея (Втор. 16, 13). Начинаются ранние дожди (Иоиля 2,23). Начинается пахота и посев.
VIII Бул, или Мархешван (дождь). 29 дней Цар. 6,38 Ноябрь 1. Новомесячие Идут дожди. Пшеница и ячмень посеяны. Сбор винограда в Сев. Палестине
IX Кислев 30 дней Неем. 1,1 Декабрь 1. Новомесячие. 25. Праздник обновления (Иоан. 10,22-23) Начинается зима. На горах выпадает снег.
X Тебеф 29 дней Есф. 2,16 Январь 1. Новомесячие Самый холодный месяц. Град, снег. (И.Нав.10,11).
XI Шеват 30 дней Зах.1,7 Февраль 1. Новомесячие Погода постепенно становится теплее
XII Адар 29 дней Есф.3,7; 9,17 Март 1. Новомесячие 14,15. Праздник Пурим (Есф. 3,7; 9,21-24). Частый гром и град. Расцветает миндаль.
XIII ВЕАДАР (вставной) В последней части марта и начале апреля. 1. Новомесячие. 2. Пост Есфири. 4,16. Пурим.

География современной Палестины

Палестина была провозглашена как государство 15 ноября 1988 г. в городе Алжире на внеочередной сессии Национального совета Палестины.

Государство признается многими странами мира и входит в состав Лиги Арабских Государств. Из европейских стран Палестину первой признала Исландия в 2011 г. Страна имеет дипломатические отношения с РФ.

Замечание 1

Целый ряд современных государств, и среди них США, Израиль, Испания, Норвегия, Швеция государство Палестину не признают.

Значительная часть Палестины находится под военным контролем Израиля, и даже та часть, которая официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

Территории на Западном берегу реки Иордан и Восточный Иерусалим и сегодня являются предметом спора между палестинцами и израильтянами.

Появилось это название, когда на Левантийское побережье Средиземного моря пришли филистимляне. С этого времени название Палестина употребляли греки, арабы, римляне, евреи и даже английское мандатное правительство.

Но, надо сказать, что каждый из них по-своему определял географические границы этого государства. Современная палестинская территория делится на две части – берег Иордана и Сектор Газа.

Западный берег реки протянулся на 6 тыс. км при общей протяженности границы в 400 км. Зима в этих местах мягкая, а лето жаркое. Мертвое море, лежащее на территории Израиля, находится на 400 м ниже уровня океана и является самой низкой точкой местности. Местные жители орошают земли и используют их для земледелия.

Рельеф Западного берега в основном равнинный, покрытый небольшими холмами и пустыней. Леса занимают всего 1% площади, которая составляет 6,2 тыс. кв. км. Здесь Палестина граничит с Иорданией.

Второй частью страны является Сектор Газа, территория которого представлена холмами и песчаными дюнами. Климат сухой с очень жарким летом. Граница Сектора Газа проходит с Израилем на протяжении 62 км.

Сектор Газа омывается на западе Средиземным морем, на юге граничит с Египтом. Население Сектора Газа представлено в основном арабами, бежавшими с израильской земли более 60 лет назад. Сегодня в Газе живут потомки беженцев.

В целом население Палестины по данным на 2017 г составляло 4,9 млн. человек. В численном отношении мужское и женское население почти одинаково, естественный прирост положительный. Для страны характерны миграционные процессы. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения соответственно составляет 72 и 76 лет.

Арабский язык – это официальный язык государства, но также распространено знание иврита, английского и французского.

Замечание 2

Надо сказать, что не только в период британского мандатного правления, но и современные политические границы искусственны и не обозначают географическую или культурную область.

Природные условия Древней Палестины

Если территорию Палестины рассматривать с исторической точки зрения, то она делилась на три части:

  1. северная часть – земли прибрежной равнины до Средиземноморских территорий Галилеи;
  2. центральная часть – Самария, находившаяся в северной стороне от священного Иерусалима;
  3. южная часть – Иудея.

Установлены были такие границы согласно библейским писаниям. Земля Палестины протянулась от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова.

Восточная граница проходит с сирийско-месопотамской степью, западная граница выходит к берегам Средиземного моря, у побережья которого протянулась плодородная низменность, открытая морским ветрам.

В северной части Палестины проходит горный хребет Кар-мел, отделяющий низменность от Финикии. Холмистое нагорье проходит к востоку от низменности, где в ранние века население занималось земледелием и скотоводством.

Ещё восточнее страну рассекает узкая долина реки Иордан, впадающей в Мертвое море.

Некоторые области, лежащие к востоку от реки, были очень плодородны, например, страна Башан, где выращивали продукты сельского хозяйства.

Палестинские земли к западу от Иордана поднимались нагорьем. Плоскогорья Восточной Палестины больше подходили для животноводства.

Горные области Западной Палестины, особенно южной её части, были неплодородны. Они носили название «горы Эфраима» и «горы Иуды».

Узкая долина Иордана почти на всем протяжении зарастала тростником и была похожа на джунгли, в которых обитали хищные животные. По берегам реки росли густые леса и кустарники, но сама река не стала жизненной артерией страны, скорее всего она была границей между Западом и Востоком страны.

Расположенные за Иорданом степи постепенно переходили в Сирийскую пустыню. В сухую гористую пустыню переходит крайний юг Палестины, протянувшуюся в сторону Синайского полуострова.

Перешеек, отделяющий Палестину от Египта, занят сухой и пустынной низменностью. Природа не наградила Палестину естественными богатствами.

В древности на востоке и юге страны ещё сохранялись леса, похожие на рощи. Высоких деревьев было немного, да и то, если они встречались, то население считало их обиталищем божества. Необходимый лес привозили из соседних стран.

В недрах Палестины были месторождения глины. Как хорошее керамическое сырье её использовали для производства кирпича и сосудов. Кирпич использовали для постройки городских и крепостных стен, для сооружения зданий.

Замечание 3

Таким образом, северная и центральная части Палестины были более всего благоприятны для развития земледелия и в древности были густо заселены. Здесь проходили миграционные пути из Африки в Азию и обратно, и на протяжении всей своей истории Палестина играла роль своеобразного моста между Западом и Востоком.

Занятия палестинцев

В хорошо увлажненных районах Палестины население перешло к оседлому образу жизни и занималось земледелием, а горные и степные племена вели ещё кочевой образ жизни.

Население ещё в III веке до н.э. сумело одомашнить некоторых животных, среди которых были длиннорогие быки, овцы, козы, ослы, собаки.

На распаханных землях с помощью примитивной техники сеяли овес, пшеницу, просо, ячмень. Большую роль в земледелии играла мотыга, постепенно уступившая место плугу. Поспевший урожай собирали с помощью серпов, снабженных кремневыми зубьями. На земле выращивали не только зерно, но и разводили сады – финиковые пальмы и виноградники, смоковницы, гранаты, выращивали маслины.

Маслины шли на производство оливкового масла, которое египтяне вывозили из Палестины в огромных количествах. На базе виноградарства развивалось виноделие.

Население Палестины занималось не только сельским хозяйством, большое развитие получили ремесла – развивалось строительное дело и крепостное строительство с применением кирпича и строительного камня.

Из кирпича делали каменное оружие и орудия труда – это были каменные топоры, мотыги, тесла, кремневые лезвия серпов.

Постепенно на смену камню пришел металл – медь и бронза. Бронзовые кинжалы, топоры, статуэтки датируются II тысячелетием до н.э.

Использование железа в Палестине относится к XII-XI векам до н.э. и идет оно не только для производства оружия, но и орудий для сельского хозяйства.

Весомое место занимает прядение и ткачество, возникшее, возможно, под влиянием Египта. Изготавливали льняные и шерстяные ткани, придавали им цвет и наносили красивые узоры.

Наличие качественной глины способствовало развитию гончарного дела. В это время была хорошо развита караванная торговля. Из Палестины вывозили пшеницу, фрукты, лен, кожу, изделия ремесла. Ввозили микенские сосуды, ремесленные изделия, зерно, мирру.

Возникновение государства, развитие экономики

В южной части Восточного Средиземноморья расположена Палестина. Это название она получила от племени филистимлян (от др.-евр. - пелиштим). В III тыс. до н. э. Палестину завоевали египетские фараоны. В XV-XIV вв. до н. э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. В древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычая левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю, а мог только ее купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель захваченных в ходе войн.

Многие века Палестина входила в состав Египта. XI-X вв. до н. э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом, который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н. э. Второе царство - Иудейское образовал в начале X в. до н. э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим.

Сельское хозяйство

Уже в III тыс. до н. э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Кроме зернового хозяйства было развито садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге финиковые пальмы.


Около 3500 г. до н. э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекции из дикой маслины выведены богатые маслом сорта, культивируемые и поныне. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта и для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и гроздьев винограда было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

Иудея славилась с древнейших времен культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют найденные в пещере Нахал Хемера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Хорошо продуманная система орошения несмотря на жаркий климат позволяла выращивать влаголюбивые культуры, такие, как лен. В пустыне Негев найдены остатки такой системы I в. до н. э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Ремесла и торговля

Палестина не имела сколько-нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во II тыс. до н. э. добывали медную руду. В X в. до н. э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтно-галерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве узкопрофильной продукции. Например, ткацкими центрами были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Палестина стала родиной стеклодувного дела. Первые на планете изделия из дутого стекла, относящиеся к 50-м гг. до н. э., сделаны в Иерусалиме.

Уже в VII в. до н. э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами, Палестина уже в III тыс. до н. э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Наибольшее экономическое развитие Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н. э. при царе Соломоне. В это время были проведены административные реформы, страна разделена для удобства управления на 12 округов, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За рубеж вывозились зерно, масло.

Города. Строительство

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города на планете появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К VII тыс. до н. э. это был крупный по тем временам город-крепость с населением 2000 человек. Город был обнесен каменной стеной шириной 9 м. В центре крепости стояла башня из камня с винтовой лестницей внутри. С III тыс. существует город Лахиш. Древнейшими городами были Мегидо, Бет-Шан, Иерусалим.

Накопление в стране богатства позволило вести большие строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, возведены крепости в Иерусалиме, Мегидо, Гезере и других городах.

Канделябр из храма бога Яхве в Иерусалиме

После смерти Соломона его преемник не смог устранить накопившиеся многолетние противоречия между богатым земледельческим севером и бедным скотоводческим югом. Северный Израиль не был доволен большими налогами, которые перераспределялись в пользу бедного юга - Иудеи. Восставший Израиль отделился. В Палестине стало два самостоятельных государства. Израиль и Иудея снова стали вести борьбу друг с другом, приводившую к их ослаблению. Войны требовали денег, а это вело к усилению налогового гнета, обнищанию населения и социальным движениям в обоих государствах. Все это нашло отражение в первой социальной литературе - книгах пророков. Пророки, связанные с массой населения, в своих проповедях обличали богачей и власть за их богатство, алчность и призывали вернуться к прежней патриархальной жизни.

Распад государств. Диаспора

Борьба Израиля и Иудеи, социальные движения ослабили эти царства, и они стали добычей других государств. В 734 г. до н. э. ассирийский царь Тиглат-Палассар III захватил северную и северо-восточную Палестину, угнав большое число жителей в Ассирию. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил Израильское царство и увел в Месопотамию и Мидию более 27 тыс. израильтян.

В 586 г. до н. э. пало Иудейское царство. Нововавилонский царь Навуходоносор после полуторагодичной осады взял главный город Иудеи Иерусалим, разрушил его и увел в Вавилон большое количество пленных иудеев (Вавилонское пленение). В Библии, в четвертой книге царств, записано, что Навуходоносор «вывез все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, и всех плотников и кузнецов,... и художников, и строителей, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон». Так закончилось Иудейское царство и начался многовековой вавилонский плен.

С падением древних палестинских государств Израиля и Иудеи резко ускорилась еврейская диаспора, т. е. расселение евреев за пределами Палестины. И до падения Израиля и Иудии проживали они в других странах, в основном незначительных колониях Сирии, Финикии и Египта, созданных торговцами и ремесленниками.

С массовым же принудительным увозом евреев в другие страны там создаются большие колонии, которые постепенно превращаются в большие города. Такими городами - экономическими центрами в Вавилонии были Негардея, Низибис, где жили одни евреи. Со временем экономическое положение жителей этих городов было настолько устойчиво, что даже после того как Нововавилонское царство вошло в состав Персидской империи и евреи получили право вернуться на родину, многие из них остались в Месопотамии. Более того, при поддержке персидских царей еврейские ремесленники, торговцы, лекари и другие специалисты стали переезжать на жительство в Элам, Персию, Армению, Малую Азию, где создавали новые колонии.

Чтобы не попасть в ассирийскую неволю, большое количество евреев с согласия египетских фараонов, нуждающихся в специалистах, переселились в Египет, образовав здесь общину, в которой проживало до одного миллиона человек.

Переселение евреев в Египет

Следующий крупный этап древнего еврейского рассеяния приходится на Римский период.

В I в. до н. э. Палестина, как и весь Ближний Восток, была захвачена Римом и стала одной из его провинций. Борьба за независимость и против экономического гнета в Палестине стала постоянной. В 66 г. н. э. в Иудее началось восстание, вошедшее в историю Древнего Рима как Иудейская война. Восставшие захватили важнейшие города страны, в том числе Иерусалим. Посланные для подавления восстания римские войска потерпели поражение. Однако прибывшие на подкрепление войска из Рима осадили Иерусалим. После пятимесячной осады город был взят. Сикарии, наиболее непримиримая часть восставших, освобождавших рабов и уничтожавших долговые документы, разбив римский гарнизон, захватили горную крепость Масада и удерживали эту крепость семь лет. Лишь подтянув крупные силы и создав в скалах площадку для установки тарана, римляни проломили стену и ворвались в крепость. Но оставшиеся в живых защитники, в том числе женщины, покончили жизнь самоубийством. Восстание было подавлено.

Местью римлян за поражение в начале восстания, за многолетнюю осаду крепости Масада, за падение имперского престижа от действий маленького народа были разрушение Иерусалима и его центрального храма как национального и религиозного центра и массовое выселение пленных евреев из Палестины.

Вспыхнувшее в 133-135 гг. новое восстание евреев также было подавлено римлянами. Евреи были выселены из Иерусалима. Десятки тысяч их в качестве пленных было вывезено в Италию, Грецию, Галию, Испанию. Так произошло второе и самое массовое принудительное рассеяние евреев.

Экономическое значение еврейского рассеяния для Палестины и других стран

Для Палестины рассеяние было огромным бедствием. Разрушены были семьи. В стране, лишившейся основной массы тружеников и в первую очередь специалистов, подорван генофонд нации. Палестина, бывшая одной из развитых стран Средиземноморья, оказалась в глубоком экономическом кризисе.

Определенное влияние оказала еврейская диаспора на экономику стран, в которые они вывозились. Здоровые и квалифицированные рабы укрепляли экономику этих стран. Позже пленные либо отпускались на свободу, либо чаще всего выкупались соплеменниками. Таким образом, в странах Азии, Африки и Европы были образованы значительные еврейские общины, игравшие известную роль в развитии экономики этих стран.

Масштабы, направления и специфика влияния диаспоры на экономику стран определялись рядом обстоятельств.

Земля - главное богатство всех народов, и коренное население любой страны стремится не допускать чужеземцев к владению ею. Поэтому приведенные в плен и получившие потом свободу или добровольно прибывшие в страну люди не имели права покупать земли, пригодные для земледелия. Вследствие этого еврейская, как впрочем и другая диаспора практически во всех странах, не могла заниматься сельским хозяйством, а вынуждена была включаться в процесс производства ремесленной продукции и оказания местному населению всевозможных услуг (строительных, торговых, медицинских и др.) и жить в городах.

Подавляющая часть еврейской диаспоры продолжала придерживаться своей религии, а потому не смешивалась с коренным населением, не ассимилировалась и жила обособленно. В суровых условиях чужбины, ограниченные во многих правах, в том числе из-за нежелания принимать чужую религию, евреи вынуждены были приспосабливаться к местным условиям и их изменениям, находить свою экономическую нишу и добиваться в ней успеха (иначе бы они не выжили), так как помощи ждать было неоткуда.

В связи с ограниченной сферой приложения труда им приходилось заниматься в основном ремеслом, торговлей и интеллектуальным трудом (врачи, законоведы, преподаватели, переводчики, писцы, художники, актеры и т. д.). Поколение за поколением они продолжали выбранную сферу деятельности. Накапливаемые опыт и мастерство передавались по наследству. Шел многовековой своеобразный естественный отбор. Выживали более умелые, умные, экономически активные индивидуумы.

После окончания плена евреи в странах, куда их переселили, были свободными людьми и не знали позже крепостной зависимости. Попытки местных феодалов в Средние века закрепостить евреев закончились неудачей из-за бунтов и благодаря поддержки их центральными властями, видевших в евреях источник своих доходов. Более того, во многих странах еврейские общины в результате борьбы получили право не только религиозной, но и в ряде случаев административной и юридической автономии (они имели свои внутренние выборные органы управления и суды).

Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая приспосабливаемость к меняющейся обстановке послужили основой достаточно высокой экономической активности и экономической результативности еврейской диаспоры, а следовательно, и ее доходов. В свою очередь, власти стран, в которых проживали евреи, были в них заинтересованы как в специалистах и плательщиках налогов, часто повышенных, по сравнению с налогами, взимаемыми с коренного населения.

Для центральной власти еврейская диаспора была полезна и тем, что из ее среды она брала грамотных, активных управителей, чиновников. Не будучи выходцами из родовой аристократии и не имея в ней поддержки (даже, наоборот, получавшие противодействие как чужеземцы), эти чиновники не участвовали в дворцовых интригах и заговорах. Кроме того, находясь под постоянным контролем со стороны аристократии, они имели меньше возможности ошибаться, меньше позволяли себе личное роскошество и расточительство и меньше занимались казнокрадством. Не редко из среды еврейских чиновников выходили главные управители государства, министры и другие крупные чиновники, игравшие большую роль в экономике страны. Таким образом, для экономики стран, куда были переселены евреи, их диаспора оказала положительное влияние.

Помимо вклада в экономику стран, куда переселили евреев, они принесли туда новый духовный потенциал - христианство.

Еще во II в. до н. э. в Палестине, как реакция на социальные и экономические невзгоды населения, возникли общины - коммуны ессеев, где не было частной собственности, но был общий труд, совместное проживание и трапеза, равное распределение результатов труда и поддержка нетрудоспособных членов общины. Ессеи были иудаистами, но по своим философским воззрениям, этическим нормам и новым религиозным ритуалам они были непосредственными предшественниками христиан. Позже часть ессеев стала христианами и проповедниками христианства.

Первые христианские общины были созданы евреями в Палестине. Вынужденные разделить общие невзгоды евреи-христиане, переселенные со всеми из Палестины, создавали в новых странах свои общины и тем самым распространяли в Азии, Европе и Африке христианство, которое позже сыграло немалую роль в развитии экономики многих государств.

Земля Палестины дала миру величайшее историческое, литературное, публицистическое, религиозное произведение, книгу книг - Библию, где собраны древние мифы, религиозные трактаты, образцы светской и религиозной поэзии, социальные и политические речи. Библия - ценнейший источник и по истории экономики народов и государств Древнего Востока. В Библии излагается многовековая история еврейского народа и древних еврейских государств. История этих родственных государств, ведших борьбу друг с другом, показывает, каков может быть печальный конец для государств и народов, не сумевших найти общие интересы и не объединившихся в общей борьбе.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о древних государствах Восточного Средиземноморья.

2. Охарактеризуйте особенности развития сельского хозяйства в этом регионе.

3. Сравните развитие ремесел и торговли в странах Восточного Средиземноморья.

4. Расскажите о вкладе народов Восточного Средиземноморья в формирование научных знаний.

Печать "Шема, слуги Иеровоама"

Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северных границ Аравийской пустыни. На западе она омывается Средиземным морем, а на востоке граничит с сирийско-месопотамской степью. Территория Палестины крайне невелика и достигает лишь около 26 тыс. кв. км. В географическом отношении Палестину легко разделить на четыре части: побережье, плоскогорье к западу от Иордана, долину Иордана и плоскогорье к востоку от Иордана. Южная часть побережья имеет плодородную почву, орошаемую множеством речек. Здесь в древности земледелие получило значительное развитие. Через эту область проходил большой торговый путь, шедший из Египта в Сирию. Особенно отличалась своим плодородием Саронская низменность, которую иногда называли «райским садом». Не менее плодородны и некоторые внутренние области Западной Палестины. Такова Иерихонская равнина, прекрасно орошаемая Вади-Кельтом. Благодаря жаркому климату и обилию влаги здесь растёт даже финиковая пальма.

К западу от северной части долины Иордана простирается Галилея со своими долинами, равнинами и склонами гор, хорошо орошаемыми горными источниками и потоками. Эта часть Палестины была благоприятна для развития земледельческого хозяйства и в древности была густо заселена, о чём свидетельствуют многочисленные развалины древних городов. Большим плодородием отличались и некоторые области, лежавшие к востоку от Иордана. Такова страна Башан, которая уже в древности славилась своими продуктами сельского хозяйства. Однако не все части Палестины были удобны для развития земледельческого хозяйства. Наряду с плодородными равнинами здесь встречаются плоскогорья, горные области и сухие степи. Таковы, например, горные области, расположенные в южной части Западной Палестины, которые у древних евреев носили название «горы Эфраима» и «горы Иуды». Местность здесь постепенно переходит в сухую степь, где население занималось главным образом скотоводством. Малоплодородные и плохо орошённые плоскогорья Восточной Палестины также представляли больше удобств для развития скотоводства, чем для земледелия. Особыми природными условиями отличалась долина Иордана. В некоторых своих частях, как, например, около Геннисаретского озера, долина Иордана была плодородна и удобна для сельского хозяйства, но почти на всём своём протяжении это была узкая полоска земли, заросшая тростником и представлявшая собой дикие джунгли, заселённые хищными животными. Поэтому долина Иордана была своего рода барьером, резко отделяющим Западную Палестину от восточной части этой страны.

Естественные богатства Палестины незначительны. В восточной части Палестины и в её южной части в древности были Леса, но это были скорее рощи или кустарники, чем леса в прямом смысле этого слова. Высокие деревья здесь встречались редко и считались обиталищем божества. Строевой и мачтовый лес приходилось привозить из соседних стран. Своей металлической руды Палестина не имела. Ближайшие медные рудники находились в горах Ливана и в стране Эдом, расположенной к юго-востоку от Палестины, а также около залива Акаб, где были обнаружены древние разработки меди. Почва Палестины была богата глиной, прекрасным керамическим сырьём, служившим для изготовления сосудов и кирпича. Различными сортами камня пользовались для постройки крепостных и городских стен, а также крупных зданий.

Общая информация о Палестине.

Географическое положение Палестины

Страна на Ближнем Востоке. Палестина, территория которой в течение долгого периода была оккупирована Израилем, в настоящее время находится под управлением палестинской администрации. Страна разделена на две части: Западный берег реки Иордан (площадь 5 879 км2), который граничит с Израилем на севере, западе и юге, с Иорданией - на востоке; сектор Газа (378 км2), который на юге граничит с Египтом. Общая протяженность границы 468 км, длина береговой линии - 40 км. Общая площадь страны 6 240 км2. Территория страны холмистая. Палестина бедна природными ресурсами. Пахотные земли занимают 27% территории, луга и пастбища - 32%.

Столица - Рамалла

Язык - Арабский

Новый израильский шекель

Своя валюта отсутствует. На всех территориях Палестины распространен Новый израильский шекель, а на Западном берегу реки Иордан имеет хождение иорданский динар.

Безвизовый въезд по загранпаспорту > 6 мес. действия. Дети: Доверенность от родителя(-ей) на детей до 18 лет.

Время Палестины

Отстаёт от московского на -1 часа зимой и на -2 летом. Перехода на летнее время нет. Универсальное координированное время UTC +2

Подавляющая часть населения автономии - мусульмане суннитского толка. Около 10% составляют христиане, проживающие преимущественно в Вифлееме, Бейт-Сахуре и Рамалле.

Культура

Страна является носителем древнейшей арабской культуры.

Субтропический климат распространяется на всю небольшую территорию автономии, хотя из-за особенностей географического положения и рельефа встречаются участки с тропическим сухим и умеренным типом климата.

Средние температуры января от -6 до +18°С, июля - от +24 до +30°С, но одна и та же температура из-за разницы во влажности воздуха в разных районах страны воспринимается по-разному. Осадков выпадает от 100 до 800 мм в год, преимущественно зимой (с ноября по март). Наибольшее количество осадков выпадает обычно в декабре-феврале.

Растительный мир.

Из растений широко распространены вечнозеленый дуб, терпентиновое дерево, маслина, фисташка, можжевельник, лавр, земляничное дерево, иерусалимская сосна, платан, иудино дерево, в горах - таборский дуб и сикомора. На заболоченных участках Галилеи растут папирус, олеандр, вербейник.

Животный мир.

Животный мир Палестины сравнительно беден. Крупные млекопитающие почти повсеместно истреблены. В пустыне Негев водятся шакалы, полосатые гиены; встречаются мелкие лисы, дикобразы, ежи, зайцы, кабаны. Повсюду обычны змеи, черепахи, ящерицы. Насчитывается около 400 видов птиц, в том числе грифы, пеликаны, аисты,совы.

На севере Палестины, по склонам Ливанских гор лежит Галилея. Живописные холмы, зеленые пастбища, бесчисленные сады делали Галилею самой красивой частью Палестины. Главную же ее красоту составляет и теперь Галилейское озеро, которое также называется Геннисаретским или Тивериадским (оно имеет двадцать слишком километров в длину и немного больше девяти в ширину). Берега этого озера во времена Спасителя были покрыты богатой растительностью; тут росли пальмы, виноградные лозы, фиги, миндальные деревья, цветущие олеандры. Красивые города: Капернаум, Тивериада, Хоразин и Вифсаида, расположенные по берегам этого озера, были невелики, но очень многолюдны. Жители их вели жизнь простую и трудолюбивую. Они обрабатывали каждый клочок земли, занимались торговлей, разными промыслами, главным образом рыбной ловлей.

Самая большая часть Палестины, к югу от Самарии, называется Иудеею. Западная часть ее представляет равнину, изрезанную мелкими потоками, впадающими в Средиземное море. Эта равнина, постепенно поднимается к востоку и кончается иудейскими горами; с древнейших времен она славилась своим плодородием.

Главная река Палестины - Иордан. Иордан начинается в Ливанских горах в виде чистых горных ручьев. При спуске в долину, эти ручьи составляют одну реку, которая разливается и образует Галилейское озеро.

Достопримечательности Палестины

Пещера Рождества - это одна из самых важных и святейших достопримечательностей Палестины. Именно Пещера Рождества считается той самой пещерой, располагающейся в скале, где родился Иисус Христос от Девы Марии.



error: Content is protected !!