Приход св николая в риме. Самые интересные церкви и соборы рима

Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), который с 1897-го по 1902-й год служил настоятелем русской посольской церкви. Архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в городе Первоверховных апостолов.

Уже в 1898 году по инициативе архимандрита Климента начался сбор средств, который в 1900-м был официально поддержан Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. На храм жертвовали деньги великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники.

Первый состав Строительного комитета был сформирован и возглавлен архимандритом Климентом (Верниковским) и А.И. Нелидовым, послом России в Италии. На рассмотрение Строительного комитета было подано большое количество проектов будущего храма, в том числе выполненные известным русским архитектором В.А. Покровским и мастером итальянского происхождения Моральди.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. В этот же период Строительный комитет выступил с обращением, которое начиналось словами: «Престол Божий поставлен в наемной квартире». После его публикации сбор средств значительно ускорился. Летом 1914 года Государственный банк Российской империи открыл особый счет на имя строящегося храма в Санкт-Петербургской конторе.

В 1915 году новый Строительный комитет во главе с князем С.С. Абамелек-Лазаревым приобрел на имя российского посольства участок набережной Тибра близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). К 1916 году было собрано порядка 265 тысяч лир - этих средств вполне могло хватить для проведения необходимых работ. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта.

В начале 1990-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. Эта инициатива была благословлена .

В 2001 году на территории российской посольской виллы Абамелек, до революции принадлежащей главе Строительного комитета князю С.С. Абамелек-Лазареву, был выделен участок под будущее строительство.

В мае того же года на звонницу храма были установлены колокола, отлитые на заводе «ЗИЛ».

7 декабря 2007 года, в ходе своего визита Италию, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил территорию виллы Абамелек, где совершил чин освящения храма св. равноапостольных Константина и Елены, расположенного в цокольном этаже строящегося храма св. Екатерины.

В 2009 году в Риме освящен русский православный храм. Чтобы русские православные люди узнали о том, что в Вечном городе у них теперь есть собственный дом, был снят документальный фильм, посвященный истории строительства. О фильме и храме великомученицы Екатерины, о его приходе рассказали архиепископ Егорьевский Марк, члены попечительского совета храма и другие причастные к его созданию люди.

Архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, — один из инициаторов строительства храма великомученицы Екатерины в Риме. Владыка Марк освящал купола и кресты храма во время строительства, приезжал и на Малое, и на Великое его освящение. «Нередко город Рим воспринимают у нас только с точки зрения современности, как столицу Католического мира, — говорит владыка Марк. — Однако для нас Рим — это гораздо более глубокое понятие. Это город святых, место, политое кровью христианских мучеников, место, где Церковь укрепилась и усилилась, и для нас именно это наследие Рима является определяющим».

О том, как у Русской Православной Церкви в Риме появился свой храм и приход, снят фильм «Русский дом на берегах Тибра». В фильме историк Михаил Талалай рассказывает о святынях Рима, о православном храме святителя Николая на улице Палестро в Риме — его клирик храма святителя Николая игумен Герман (Камалов), клирик храма великомученицы Екатерины в Риме игумен Филипп (Васильцев), посол России в Италии Алексей Мешков, член попечительского совета храма Андрис Лиепа и другие.

Идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX века архимандритом Климентом (Верниковским), который в то время был настоятелем русской посольской церкви. К 1916 году были собраны средства на строительство, но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта. О планах строительства вспомнили в 1990-е годы, и Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство. Представители Католической Церкви предлагали Русской Церкви передать в пользование один из существующих католических храмов, но председатель ОВЦС, будущий Патриарх Кирилл, настоял на решении вернуться к идее XIX века о строительстве нового храма. От определения участка под строительство в 2001 году до получения лицензии, возведения и освящения храма и первого престольного праздника прошли годы. Сейчас в храме богослужения проходят ежедневно, по субботам дети занимаются в приходской школе, по воскресеньям и праздникам храм уже полон (он вмещает 200-300 человек).

Чрезвычайный и полномочный посол России в Италии Алексей Мешков говорит, что без участия Патриарха Кирилла этот проект невозможно было бы осуществить, а сам храм стал «храмом-объединителем», поскольку вокруг его строительства объединились русские люди, живущие в Отечестве и за его пределами. Это единение не могло не затронуть и посольство — оно принимало участие в решении множества практических вопросов и получении лицензии. Для строительства храма мэрии Рима пришлось даже пересматривать отдельные законы провинции Лацио, в которую входит город Рим, поскольку они исключали новое строительство на этой территории. По словам попечителей, храм построен на народные деньги — на средства частных жертвователей без участия государственного бюджета.

Архитектор храма Андрей Оболенский рассказывает, что рельеф местности располагал к тому, чтобы выстраивать композицию ансамбля от самого подножия холма: «Нужно было поженить архитектурное решение, типичное для Рима, и традиции в рамках православного канона».

Историк Михаил Талалай говорит, что многие не верили в возможность построить храм вдали от России. Член попечительского совета храма народный артист РФ Андрис Лиепа рассказывает, как провел в Риме пять лет, работая в Римской опере, и все эти годы был свидетелем строительства: «Мы присутствовали с нулевого цикла до настоящего колокольного звона», и теперь артист говорит о храме: «Это часть нашей жизни». Андрису Лиепе запомнилось, например, как замеряли проектную высоту храма, чтобы сравнить с Собором святого Петра, поскольку не одно здание в Риме не может быть выше него. Проект оказался выше, и холм, на котором строили храм, пришлось несколько срыть.

Клирик храма святой Екатерины игумен Филипп (Васильцев) говорит, что для многих прихожан храм стал частью малой родины. Архиепископ Егорьевский Марк подтверждает, что жизнь множества эмигрантов из России, Украины, Молдавии в Италии нелегка, они часто тяжело работают, в том числе в семьях, где досматривают престарелых, и им важно знать, что здесь каждый день проводится богослужение, их здесь ждут. Для них храм — это больше чем храм, это дом. Мало в каком римском приходе, по словам игумена Филиппа (Васильцева), можно встретить столько молодых семей с детьми.

На пресс-конференции в Фонде социально-культурных инициатив, посвященной презентации полной версии фильма о храме, архиепископ Егорьевский Марк рассказал, что само по себе дело постройки храма кажется ему большим чудом. Владыка вспомнил, как впервые попал в Рим в 1994 году: тогда в Риме был только православный храм святителя Николая на улице Палестро, он был закрыт на буднях, его настоятель протоиерей Михаил Осоргин приезжал служить из Парижа. В тот год будущий архиепископ Марк постоял у дверей храма святителя Николая, но зайти туда не смог. Постепенно все стало меняться. В 2000 году приход на улице Палестро вернулся в Московскую Патриархию, на богослужениях стало возноситься имя Патриарха, но одного храма было мало. Богослужения там продолжают совершаться и сегодня, но это храм домовый, незаметный с улицы, о котором многие не знают. «Хотелось построить такой храм, который напоминал бы о святой Руси и был бы центром притяжения для всех живущих в Италии русских православных людей», — продолжает архиепископ Марк.

Оказалось, что построить в Риме новый храм очень нелегко. Идея изначально была воспринята муниципалитетом как нонсенс, хотя в Риме живут и работают тысячи русскоязычных людей. Постепенно к этой идее привыкли, и разрешение на строительство храма было выдано. Архиепископ Марк рассказывает, что на нулевой цикл — сваи и фундамент — жертвовали гораздо менее охотно, чем когда здание начало приобретать свои очертания. Попечительский совет еще не распущен, необходимы еще росписи и благоустройство, но архиепископ Марк выделяет и другие задачи: «Мало построить храм, нужно еще и создать церковь. Храм — это только здание, а церковь — собрание верующих, община. Созидание церкви продолжает оставаться задачей, хотя много людей приходят в храм». Ранние литургии совершаются на молдавском языке, поскольку община молдаван в Риме многочисленна, поздние — на церковнославянском. При храме проходят и другие мероприятия — например, конференция по славистике. «Дай Бог, чтобы в храме кипела жизнь — церковная, культурная, образовательная, социальная».

Вице-президент фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова добавила, что часто бывает в Риме, и совсем недавно была свидетелем открытия года Италии в России и России в Италии, была накануне Сретения в храме святой Екатерины, и видела, что на службе очень много народа. «Церковь как община пополняется ежедневным приходом новых и новых прихожан. В этом храме появилось место для сборов — библиотека, культурный и духовный центр, где проходят чтения и вечера, где собираются люди и обсуждают насущные проблемы».

Сегодня приход храма мученицы Екатерины в Риме — ставропигиальный, то есть его настоятелем стал Святейший Патриарх Кирилл. Однако сравнительно недавно Священный Синод принял решение о создании отдельной епархии православных приходов в Италии и назначении епископа. 4 февраля этого года подписан указ президента Италии о признании официальной Администратуры Православной Церкви в Италии (до этого юридическое лицо было только у прихода святой Екатерины). Сейчас в Италии около 30 приходов, и все они растут. Администратуру не стали называть епархией, но если однажды в Итальянские приходы будет назначен архиерей, храм святой Екатерины в Риме сможет стать центром его служения.

Пока же цель попечителей храма — рассказать о нем как можно большему числу людей. Если вскоре после освящения о храме не знали даже римские таксисты, то теперь он появился на всех картах в Интернете — в гугле, яндексе и пр., издаются путеводители и карты с информацией о нем. Кроме того, попечители ищут контакты с туристическими агентствами, которые могут включить храм в маршруты своих туров. Материал о храме будет размещен в бортовом журнале Аэрофлота.

Сокращенная версия фильма «Русский дом на берегах Тибра» уже была представлена на телевидении, а к сегодняшнему дню смонтирована полная версия фильма (52 минуты), которая будет вскоре распространяться на дисках, а также, вероятно, выложена на канале «Вести» в Интернете для просмотра.

Приход Святителя Николая

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180З г. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Святому Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Римский храм относился к Санкт-Петербургской епархии, одновременно находился в ведении Министерства иностранных дел и являлся посольской церковью.

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Е nte Мога le , по королевскому указу от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти на piazza Cavour .

Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Среди святынь храма:

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году афонскими монахами в память императора Александра III (расположена у клироса),
  • четыре иконы (мастерской художника М. Е. Малышева), написанные в Сергиевом Посаде в 1893 году: святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского (в правом отделении, в киотах) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены);
  • изображение святителя Иоасафа Белгородского, написанное до его прославления;
  • крест-мощевик, подаренный греческим королевичем Христофором Георгиевичем (находится в алтаре);
  • малая икона святой княгини Ольги, написанная для храма греческой королевной Марией;
  • образ Божией Матери «Вратарницы» («Портаитиссы»), написанная афонским монахом Виктором (Каравогеоргасом);
  • 18 малых икон киевских святых, написанные в мастерской Л. К. Плахова;


На парадной лестнице, при входе в церковь, помещены памятные доски с именами устроителей храма: архимандрита Симеона (Нарбекова), княжны М. А. Чернышёвой и княгини С. Н. Барятинской.

Храм Святой Великомученицы Екатерины – действующая православная святыня новейшего времени в Риме, подчиняется Московскому Патриархату. Расположен на территории резиденции посольства Российской Федерации.

Храм Екатерины интересен уже самим фактом существования — центр русской православной веры в сердце папской католической епархии. Конфессионные трения смягчает личность самой великомученицы, ведь она была почитаема христианами в эпоху, когда католики и православные были едины.

При жизни Екатерина была знатной жительницей Александрии, получила достойное образование и в начале IV в. приняла Христа. Желая открыть своим современника глаза на язычество, Екатерина вошла в императорский дворец и участвовала в теологическом диспуте с придворными мудрецами, в результате все они уверовали в Христа.

Такой дерзкий поступок повлек за собой заточение и скорую казнь девушки, но до того своими пылкими речами и несокрушимой верой она обратила в христианство жену императора и часть его войска – все они тоже были казнены.

Через три века после этих кровавых событий последователями Екатерины на горе Синай были найдены ее нетленные останки и перенесены в новый храм.

История

Идея основания православного храма в Италии появилась в конце XIX в. Первый шаг сделан в начале XX века, когда русским посольством был выкуплен участок на набережной под строительство церкви, однако революция перевернула весь уклад общества и такой фактор как религия надолго исчез из жизни советских людей. Диаспора в то время также не могла оказать существенной помощи.


В 90-х годах прошлого века в Италию прибыло множеств выходцев из тех стран, которые составляют каноническую территорию московского патриархата. Идея о создании на чужбине символа Русской православной церкви обрела новую силу. Инициатива быстро получила поддержку среди духовенства и в 2001 г. патриарх Московский Алексий II торжественно благословил создание Храма Святой Великомученицы Екатерины. Строительство основной части заняло всего 4 года.

В 2006 г. храм был впервые освящен, и с тех пор там ведутся регулярные богослужения, при храме функционирует детская приходская школа.

В мае 2009 мировая христианская община наблюдала торжественное Великое освящение святыни, великое празднество веры и единения русского православного народа, отважившегося на отчаянный шаг и не остановившегося ни перед какими трудностями.

Архитектура и внутреннее убранство


Главным архитектором стал Андрей Оболенский, команда которого смогла создать идеальное созвучие православной традиции и римской архитектоники. Территория находится на возвышенности, что предопределило архитектурную композицию храма, начинающуюся от подножья холма Яникул (Gianicolo) и завершающуюся на его вершине. Чтобы не диссонировать с римской архитектурой, основную церковь строят в форме шатра, а все стены облицовывают травертином, традиционным для исконно римского зодчества.

Нижний придел церковного комплекса обозначен фаянсовым иконостасом в честь Константина и Елены. А главную часть, так называемая, верхняя церковь – основным мраморным иконостасом. Проект последнего был создан и большей частью реализован Александром Солдатовым, преподавателем Московской Иконописной школы. Являясь нетрадиционным для русской церкви, иконостас состоит всего из двух рядов. Нижний выполнен в скромной манере без излишеств и неуместного блеска в технике фрески. Верхний ряд уже выполнен в привычной медальонной технике с позолотой и богатым убранством, отдавая дань русскому православному традиционализму.

В 2012 г. началась роспись внутренней части храма, представляющей собой картины пути великомученицы Екатерины от рождения до вознесения. В стенах храма находится ряд православных реликвий, привлекающих сюда ежедневно сотни прихожан, как по собственной инициативе, так и в рамках паломнических туров православных христиан из России и всего мира.

  • Чтобы получить лицензию на возведение храма, пришлось внести изменения в некоторые законы региона Лацио , ранее запрещавшие любую застройку в этом уголке Рима.
  • В разгар строительства местные архитектурные власти ограничили высоту церкви, так как ни одно здание в Риме не может быть выше (Basilica di San Pietro). Архитектор не стал отказываться от задуманного и решил проблему путем «утапливания» строения в холме.

Как добраться?

  • Адрес : Via del Lago Terrione 77
  • Автобус : №64, ехать до остановки San Pietro.
  • : линия А, станция Ottaviano-San Pietro.
  • Время работы : богослужения проводятся в 9:00 и 17:00 согласно расписания, указанного на сайте.
  • Официальный сайт : www.stcaterina.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ



error: Content is protected !!