Какие существуют руны. Смотреть что такое "Рунический алфавит" в других словарях

Cтраница из азбуки «Runa ABC» Йохана Буре. 1611 год Первый шведский букварь для обучения руническому алфавиту. Litteraturbanken

Руны — это вытянутые и угловатые буквы древних германцев, предков современных англичан, голландцев, немцев, датчан, норвежцев и шведов. Древнейшие известные памятники рунической письменности относятся к середине II века н. э. Изучение начертания рун показывает их проис-хождение от латинского алфавита: знаки ᚠ, ᚢ, ᚱ, ᚲ, ᚺ, ᛁ, ᛏ, ᛒ, ᛚ почти полностью повто-ряют начертания соответствующих латинских букв — F, U, R, С, H, I, T, B, L. Несколько дальше отошли от своих прототипов руны ᚨ, ᛊ, ᛗ, ᛞ и ᛟ , в которых угадываются буквы A, S, M, D и O.

Рунический алфавит, как и многие другие азбуки, называется по своим началь-ным буквам Греческое слово «алфавит» (ἀλφάβητος) образовано из названий первых двух его букв — «альфа» (ἄλφα) и «бета» (βῆτα). Русское слово «азбука» образовано по той же схеме: из названий букв «азъ» и «буки». — футарк (ᚠᚢᚦᚨᚱᚲ ). Древнейший старшерунический футарк содержал 24 знака: ᚠᚢᚦᚨᚱᚲᚷᚹ ᚺᚾᛁᛃᛇᛈᛉᛊ ᛏᛒᛖᛗᛚᛜᛞᛟ (fuþarkgw hnijïpzs tbemlŋdo в латинской транскрипции), а более поздний скандинавский младшеруниче-ский футарк — 16: ᚠᚢᚦᚯᚱᚴ ᚼᚾᛁᛅᛋ ᛏᛒᛘᛚᛣ (fuþąrk hnias tbmlR). Третья руна футарка ᚦ , обозначающая те же звуки, что th в англий-ском и θ в греческом, используется в исландском алфавите до сих пор (остальные его буквы взяты из латинского).

Рунами пользовалось большинство германских народов, но постепенно их вытеснил латинский алфавит. Меньше всего руны продержались в Германии; предки англичан, англосаксы, продолжали писать рунами до X века, а скандинавы — до позднего Средневековья. В отда-ленной шведской провинции Даларна руны дожили до XХ века: там сохранились сотни рунических надписей на зданиях, мебели, инструментах и посуде последних четырех столетий. Многие из них — владельческие подписи, но есть и более пространные тексты, например, надпись на деревянном столе, сделанная в голодном 1730 году, гласит: «На этот стол поместится много еды. Тот был бы счастлив, кто имел бы так много».

2. Почему руны так выглядят

Позаимствовав большинство букв у римлян, древние германцы изменили их начертание так, чтобы было удобнее прорезать или процарапывать знаки на дереве. Из-за этого руны получили удлиненные пропорции и рубленый вид. По той же причине классические германские руны содержали только вертикальные и диагональ-ные штрихи, или «стволы» и «ветви»: выводить округлые и горизонтальные элементы, нанося знаки поперек деревянных волокон, невозможно.

Рубанок из Вимоса с надписью на старшеруническом футарке. Остров Фюн, Дания, около 300‑х годов Nationalmuseet, Danmark

Гребень из Вимоса с надписью на старшеруническом футарке. Остров Фюн, Дания, около 160‑х годов Nationalmuseet, Danmark

3. Кто еще писал рунами

Германским словом «руны» также называют внешне схожую древнетюркскую, или орхоно-енисейскую, письменность, бытовавшую в Центральной Азии в VIII-X веках н. э. Самые важные памятники орхоно-енисейской письмен-ности — это каменные стелы, установленные в Монголии, Южной Сибири и в Семиречье (в районе озер Балхаш и Иссык-Куль). Надписи донесли до нас уникальные сведения по истории тюркских каганатов и, что не менее важно, язык той эпохи. Тюркский рунический алфавит был дешифрован в 1893 году великим датским лингвистом Вильгельмом Томсеном.

«Книга гаданий» («Irk Bitig»). Предположительно, IX век

Написана тюркским руническим письмом. Найдена в 1907 году в китайской провинции Ганьсу.

Or. 8212/161 / The International Dunhuang Project / British Library

«Книга гаданий» («Irk Bitig»). Предположительно, IX век

Написана тюркским руническим письмом. Найдена в 1907 году в китайской провинции Ганьсу.

Or. 8212/161 / The International Dunhuang Project / British Library

По образу и подобию германских рун создано также несколько искусственных письменностей в вымышленном мире Джона Р. Р. Толкина. Оксфордский профессор, специалист по древнеанглийскому языку и литературе, Толкин не только знал много древних языков, но и изобретал новые, старательно разрабатывая их грамматику и алфавиты. В основе одного из них, кирта, — германские руны. Киртом, например, была сделана надгробная надпись «Балин, сын Фундина, государь Мории», найденная героями «Властелина колец» в подземном городе.


Надпись на могиле Балина. Рисунок Джона Р. Р. Толкина The Tolkien Estate Limited 2015

4. Связаны ли руны с магией

Традиционное представление о тесной связи рун с магией появилось в Новое время. К тому моменту руны уже были вытеснены из практической сферы латинским алфавитом и продолжали использоваться в Скандинавии лишь для гадания и тайнописи. Каждая руна в футарке имела название: ᚠ — fehu («скот, богатство»), ᚢ — ūruz («бык, зубр»), ᚦ — þurisaz («великан»), ᚨ -ansuz («бог, ас»), ᚱ — raidō («путь, повозка») и так далее, поэтому иногда они использова-лись как идеограммы Идеограмма — письменный знак, обозначающий какое-либо понятие (а не, например, звук или слог). . Так, руна ᚠ могла быть начертана в качестве пожелания имущественного благополучия.

Возможно, именно о германских рунах писал в конце I века н. э. римский историк Тацит:

«Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем как придется на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».

Магическое использование рун процветало и позже. В средневековой саге об исландском скальде (поэте) X века Эгиле Скаллагримссоне рассказывается:

«Когда они уже держали паруса наготове, Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря: „Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и его жене Гуннхильд, — он повернул лошадиный череп в сторону материка. —Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии“. Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил ее там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье».

5. Где можно найти рунические надписи

Руны можно найти везде, где жили германцы, а особенно скандинавы. Ежегодно археологи преподносят рунологам — так называются исследователи рунических надписей — новые и новые находки.

Древнейшие старшерунические надписи концентрируются на севере Германии, на Ютландском полуострове и в Скандинавии, а затем распространяются по Европе вместе с разными германскими племенами, доходя до территории современной Украины и Боснии.

На Британских островах и во Фрисландии (нынешние Нидерланды) в V-XI веках использовался вариант рунического письма, называемый англосаксонскими или англо-фризскими рунами. Эта разновидность футарка была дополнена для полноценного воспро-изведения звуков близких между собой древнеанглийского и древнефризского языков.

Самый распространенный тип рун — младшие руны — сложился к IX веку в Скандинавии для записи древнескандинавского языка. Логично, что больше всего надписей млад-шими рунами сохранилось на Скандинавском полуострове и в Дании. Но не только. Викинги оставили их также на балюстрадах и подоконниках константинопольского собора Святой Софии — и даже на мраморном льве, стоявшем на входе в Пирейскую гавань близ Афин и вывезенном в XVII веке в Венецию.

Пирейский лев. Фотография 1920 года Swedish National Heritage Board

Рунический рисунок с лапы Пирейского льва. Отрисовка 1857 года En Nordisk Runeindskrift i Piræus, med Forklaring af C. C. Rafn, 1857

Половина из шести тысяч известных на сегодня рунических надписей выре-заны на так называемых рунических камнях — стелах, установлен-ных в память об умершем родственнике. Практически все надписи на руни-ческих камнях начинаются с перечисления имен заказчиков и сообщения об установке рунического камня, после чего указывается имя умершего и его родственная связь с заказчиками. Например, «Бергсвейн и Сигфаст и Фриди установили этот камень по Бури, своему отцу. Вырезал Фартегн».

Камень из Гёрлева № 1. Дания, 800–850 годы

Надпись на камне: «Тьодви поставил этот камень по Одинкауру.
fuþąrkhniastbmlR Перечисление всего младшерунического футарка. . Берегите могилу! þmkiiissstttiiilll Скороговорка: þistil - чертополох,
mistil - омела, kistil - сундучок.
. Я правильно расположил руны. Гунни, Армунд».

Камень из Йерминна № 1. Дания, 970–1020 годы

Надпись на камне: «Тольв поставил этот камень по Хради, своему брату, очень хорошему воину».

Erik Moltke / Nationalmuseet, Danmark

Большим событием в изучении рунической письменности стали находки археологов в норвежском Бергене во второй половине XX века. Подобно новгородским с берегов Волхова, во влажном грунте бергенской гавани сохранились сотни деревянных стержней и табличек с рунами. Менее масштабные комплексы бытовых надписей на деревянных и костяных предметах были найдены и в других городах Скандинавии. Сегодня известно уже более двух тысяч рунических «грамот».

Среди надписей на деревянных стержнях встречаются и любовные письма, например: «Моя любимая, поцелуй меня!» Также среди них есть вкрапления, записанные рунами, но на латыни — обычно это фрагменты молитвенного содержания.


Камень с острова Березань. Фотография 1969 года И. Павлов / РИА «Новости»

Скандинавские поминальные надписи повлияли и на древнерусскую монументальную эпиграфику, образчиков которой до нас дошло немного. На восточной окраине Новгородской земли, в Воймерицах на реке Мсте, рядом с Любытиным, в XI веке был поставлен каменный крест с кирилли-ческой надписью: «Богуславу и Лазареви братья и мати Мирослава поставили хрьстъ. Славоне дѣлале», то есть в переводе с древненовгородского диалекта «Богуславу и Лазарю братья и мать Мирослава поставили крест. Делал Славон».

Воймерицкий крест в Новгородском государственном музее-заповеднике. 2014 год Татьяна Шеломова / shelomova.spb.ru

Руническое письмо на Руси продолжало использоваться в XII веке, а возможно, дожило и до XIII века: в Смоленске в слоях XII века археологами найдена млад-шеруническая берестяная грамота из нескольких слов, а в Масковичах близ Браслава (нынешняя Витебская область Белоруссии) — отдельные руны и краткие записи на десятках обломков костей. К XIII веку пришлые скандинавы, по-видимому, полностью ассимилировались.

Источники

  • Мельникова Е. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации: Тексты. Перевод. Комментарий.

Для перевода с английского и русского или латвийского языков введите в поле формы любое слово или фразу и нажмите "Перевести/Найти".

Вы увидите перевод на руны и . Ниже отдельно показан перевод и названия рун слова или слов по отдельности (если вы ввели фразу). Если вы хотите получить перевод фразы, не разбивая ее на отдельные слова - введите слова, разделяя "-". Пробел, "+" и "," делят фразу на отдельные слова.

Для нахождения соответствия (день+месяц) и нумерологической сумме даты рождения (день+месяц+год) выберите соответствующие данные в нужных полях и нажмите "Транслировать". Результат - руны, соответсвующие дате, показаны под формой. Руны даты суммируются к рунам, соответствующим введенной фразе.

Пример с переводом слОва и даты: Если вы хотите узнать ведущие руны конкретного человека (или любого слова), необходимо ввести и имя (или любое слово) и дату, например:

Ведущая руна - та руна, которой больше всего в слове (или в слове + дата). Если кол-во рун одинаково (или их всех по одной), то ведущих рун несколько. Из них выбирается та, которая ближе по духу.

3-рунный рунескрипт - Формула из 3-х наиболее встречающихся рун в введенной фразе или слове. Если введена дата, то руны даты и слова суммируются.

Руническая магия .
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых "разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей". Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":

Девять ночей я качался, на дереве,
Под ветром повешен а ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан -
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я
Долу упал я тогда.

Стал я расти и познания, множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, -
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.

Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, – как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигатъ?

Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награждены за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.

Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например, С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песне "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:

Заклинания я знаю, что людям неведомы, -
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – пометь оно может
От обид, и скорбей, и забот.

И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.

Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.

Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен -
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.

Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо не мчались – стрелу задержу я,
Едва лить увижу ее.

Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.

Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.

Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится -
Можно им мир водворить.

Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.

Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернутся
Им в жилища свои
И в обличья свои.

Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья, друзей.
Я в щит прокричу пред началом сраженья -
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.

Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить -
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.

Я знаю тринадцатое,- оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях -
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

Я владею четырнадцатым: перечту.
Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.
Имена назову я всех асов и альвов -
Это может лишь мудрый иметь.

Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра
Пел его Тиодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.

Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.

Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.

Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.

Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, -
Или той, кто сестра мне родная.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном – восемнадцатизнаковом – виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма – расистскими теориями нацистской Германии.

Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S – символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны – это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне – "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд – на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии – в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые – "правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II – VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов. Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir (различные значения)
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukar – и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна. Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом руна f – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.


Руна Магическое число

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун – собственно самого ФУТАРКА, – но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th – первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 – одно из самых сильных магических чисел, – но трудно поддающиеся толкованию.

Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel – и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".

Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей – дружинника Барда, который пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.

В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. "Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз. Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия).

В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".
Тут https://nn.ressyshop.ru/ ведущий Российский производитель конвекторов в Нижнем Новгороде

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного". В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем – особенно в определенные дни, – чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)

Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим – и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта – "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".

Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов – heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля". Как бы там ни было, одно остается несомненным – эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре". Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает". Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства) – этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.

Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые. Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны". Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Вот как это выглядело.

Около начала XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны – их было семь, – обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун – по числу годов в метоновом цикле.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить – руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

Письменность древних народов всегда хранит в себе тайну. Девять веков минуло с тех пор, как на смену рунам пришло латинское письмо – но скандинавские руны продолжают будоражить умы историков. Древнегерманский корень слова «руна» означает тайна. Большая часть рунических надписей (всего их известно около 5000) была найдена в Швеции. Рунический язык – это язык пращуров, древних славян, письмо викингов, руны использовали народы, проживавшие на территории современных Исландии и Гренландии.

Древние германцы приписывали рунам мистические свойства. Порядок рунического алфавита странен – такой не встречается ни в одной известной миру письменности. Алфавит носит название футарк и делится на три рода, аттира, в каждый из которых входит по восемь рун соответственно. Первоначальное название или значение рун не сохранилось. Современные названия были восстановлены благодаря сохранившимся и дошедшим до нас поздним руническим алфавитам. Например, руна райдо (raidu) это путь.

Написание рунического письма – слева направо, однако, встречаются и весьма любопытные варианты, в которых направление письма чередуется в зависимости от четности строк. К примеру, первая строка может писаться слева направо, но вторая – справа налево, и далее направление будет меняться в зависимости от строки. Руны при перемене направления письма писались ко всему прочему зеркально. Отдельные слова разделялись при помощи знаков препинания, точки или двоеточия, в качестве знака препинания использовалось так же изображение креста.

Скандинавские руны высекали на камнях, которые носят название рунических камней, копьях, мечах, украшениях. Считается, что одна из древнейших рунических надписей это надпись на костяном гребне, который был обнаружен в болоте на острове Фюн, в Дании. Швеция лидирует по количеству рунических надписей, такие надписи находили так же и на территории России, Германии и Австрии. Университет Уппсалы может гордиться собранием крупных рунических камней.

Происхождение рунического письма

Значение и происхождение рун до сих пор остается тайной – количество гипотез, правдоподобных и не очень, велико, но однозначного ответа, откуда взялись руны, до сих пор нет. Исаак Тейлор считал, что руны это наследники греческого алфавита, а создатели рунического письма – племена готов. Другие ученые усматривают сходство таинственных знаков с греческой скорописью.

Греко-латинская версия происхождения рун не так популярна, как следующая, северноэтрусская, согласно которой, руны произошли от одного из алфавитов, принадлежавших северным этрускам. Еще одна любопытная версия происхождения – семитская – роднит рунический алфавит с лидийским и финикийским, в которых имеются точные аналоги некоторых рун, например, руны беркана. Значение и история создания рунического алфавита – тайна за семью замками. Рунологи стремятся раскрыть ее, но до сих пор не знают, служили ли руны связными между людьми и богами, либо просто задумывались как алфавит.

Существует, однако, и мистические версии происхождений рунического письма. Профессор Сигурд Агрелл из Лундского университета утверждал, что руна феу не первая, а последняя, замыкающий рунический знак алфавита. Сам рунический алфавит представлялся неким таинственным посланием. Научный мир теорию Агрелла отверг, однако, у профессора и его версии нашлись последователи, которые опубликовали ряд монографий.

Согласно скандинавскому мифу руны открылись Одину. Бог пронзил себя копьем и девять дней и ночей провисел, пригвожденным к Мировому древу. По истечению срока, Один, отказывавший себе все это время в еде и питье, утолил жажду шаманским медом и услышал руны. Первые были начертаны богом тут же, вместо чернил Один использовал собственную кровь, вместо писчего инструмента – копье. Так руны были начертаны на Мировом древе.

Существует 24 рунических знака, их называют старшими рунами. Рунические знаки разбиты на три рода, аттира.

Первая, руна феу , которую Агрелл считал последней, означает скот или имущество . Руна феу, однако, не является сугубо материальной, она связана и с душевными ценностями. Ее трактуют как руну благополучия, не омраченного самоудовлетворением.

Силы начала и разрушения

Уруз или Сила действует на физический и тонкий миры, в событийном плане, однако, сила это всеобъемлющего, объединяющего свойства. Уруз заключает в себе и женское, и мужское начала. Она является источником энергии, необходимой для великих свершений, любви и дружбы.

Турисаз – могучий рунический знак, он обладает мощной, но тяжелой энергетикой. Турисаз наделяет энергией к размышлению, способствует медитативному настрою. Название рунического символа переводится как «шип» или «черт», так что острота, которая должна быть присуща живому, быстрому, все подмечающему уму, отличительная черта рунического знака.

Райдо или символ пути обладает силою воздействовать на событийный план. Райдо это знак гармонии и объединения. Руна райдо призвана облегчать путь идущим. Знак благоволит путешественникам, отвращая от них беды и превращая путешествие в действо захватывающее и увлекательное, ибо, как сказано, дорогу осилить идущий.

Кано, знак воплощения, в одной версии переводящийся как «факел», в другой как «язва». Символ упоминается в трех рунических поэмах, в англосаксонской – это факел, который горит бледным, ярким пламенем, отмечая место, «где сидят князья». Кано используют для привлечения талантов, ибо знак сопутствует воплощению задуманного путем сосредоточения воли.

Руна хагалаз это знак разрушения, стихийных бедствий, природного буйства. Хагалаз способна разомкнуть «волшебный» событийный круг, который обладает весьма неприятным свойством – засасывать попавшего туда человека подобно водовороту. Руна хагалаз означает гибель и разрушение и имеет непосредственное отношение к германской богине Скади. Руна хагалаз – первая во втором роде футарка. Написание хагалаз напоминает латинское N.

Лед и солнце

Наутиз или нужда символизирует усилие, которое после долгих попыток, вдруг увенчалось успехом. Наутиз может поддержать в трудные времена, однако, требует эмоциональной сдержанности. Удача обязательно придет, говорит десятая руна футарка, однако, чтобы добыть ее придется постараться.

Руна иса просто – прямая вертикальная черта. Иса или лед способна влиять на событийный план и процессы, протекающие в человеческом теле. Руна иса может приостановить ход событий или какой-либо болезненный процесс. Иса так же связана с духовным состоянием человека. Руна иса может свидетельствовать о духовной зиме, которая наступает вследствие охлаждения отношений. Однако, руна эта может быть предвестником весны и скрытого развития.

Йера или год, а так же урожай совершенно четко свидетельствует о завершении начатого и плодах деяний. Любопытно написание рунического знака, напоминающей две расходящиеся стрелы. Йера немного напоминает плуг, недвусмысленно указывая на связь с земледелием. Благоволит только законным делам и свершениям.

Руна перт или колодец памяти, куда окунается каждый, кто хочет возродиться в новом качестве. Любопытно, перт – знак, значение которого наверняка неизвестно. Руна перт носит названия так же Чаши судьбы и некого Жребия. Перт воплощает тайные знания, законы мироздания. Руна перт так же способна сорвать покровы тайн и загадок и открыть на истину.

Соулу или солнце – символ целостности. Может значить некий итог. Шестнадцатый рунический знак футарка, соулу подталкивает человека к самоосознанию и самовыражению. Руна соулу обладает энергетикой дневного светила. Перевернутая руна соулу не несет в себе негативных значений – руна соулу однозначно свидетельствует о звездном часе, тепле и любви, пришедшим в жизнь.

Человек и бог

Тейваз принадлежат 3 аттиру, тогда как руна соулу замыкает второй аттир. Тейваз или Тюр отождествляется с одноруким богом воинской доблести. Бог лишился руки в схватке с Мировым Волком. Тейваз – руна не только доблести и бесстрашия, она помогает в борьбе против собственных темных сил, заключенных в каждом из нас.

Беркана или береза, а то и березовая ветка – знак роста, как физического так и духовного. Беркана это движение и рост, ведущий к плодородию. Символ, способствующий возрождению и рождению нового начала.

Манназ в переводе значит человек. Руна манназ непростая, знак символизирует «собственное Я» . Манназ – руна, которая призывает к уступчивости и скромности, так же сосредоточенности и умеренности в делах.

Лагуз – руна замечательная. Лагуз или озеро прочно ассоциируется с ивою. Лагуз – вода скорее проточная, чем стоячая. Отвечает рунический знак за интуитивное восприятие мира и событийного потока. Руна эта представляет собой единицу, отраженную в зеркале.

Ингуз – двадцать вторая руна футарка, ассоциирующаяся с богом плодородия , могущественным Ингви. Перевернутая ингуз значит то же, что и прямая – знак недвусмысленно заявляет о том, что пришло время счастливых перемен. Символ счастливого завершения – ромб – призывает к избавлению от старого, чтобы освободить место новому.

Кого возлюбят боги

Отал в переводе значит род. Написание отал указывает на расходящиеся пути. Руна отал символизирует избавление от старых привычек, отношений, которые изжили себя. Отал призывает к твердости воли, которая необходима, чтобы разорвать ненужные связи. Руна отал указывает на собственность, владеть которой можно лишь расставшись с чем-то. Руна отал – знак правильного, должного выбора.

Рунический знак наследия не стоит путать с феу, первой руной футарка. Феу, посвященная богу и богине плодородия, означает не только имущество, но и пламя. Источником богатства в Северных странах служат прежде всего способности человека, самой главной из которых является способность оказывать посильную помощь окружающим.

Скандинавские народы, англосаксы и германцы твердо знали, что боги даруют удачу и везение тому, кто не только бесстрашен, смел и благороден, но и тому, кто не чуждается изнурительного труда. Помнили скандинавские народы и о бедах, которые способно принести богатство без любви и сострадания. Богатство, считали они, есть всего лишь удобство, которым делиться тот, кто оказался удачливее своих собратьев, ежели только желает он и дальше пользоваться милостью капризных богов.



Откуда произошли руны и их значение в магии. Слово «руна» происходит от старонорвежского существительного «run», означавшего шепот, тайну, секрет.

Германское слово «rune» в появившемся в VI веке нашей эры готском переводе Библии также выступает в значении тайна. В древнеанглийском тексте «Беовульф» слово «runa» переводится как доверяю или тайное сообщение, а в древневерхненемецком слове «giruni» также содержится смысл тайна. Таким образом, слово «руна» можно перевести как тайна или секрет, поведанный (доверенный) шепотом.

Руны магии - это вырезанные на дереве, кости или камне магические знаки. Как правило, их наносили на мечи, кубки, корабли, гребешки и так далее. Существовало поверье, что, например, нанесенная на мече руна Тюр делает воина непобедимым и обязательно принесет ему победу в сражении.

Интересно, что в XVII веке датский ученый Оле Ворм объяснял значение слова «руна» через скандинавское существительное «ryn», что в переводе значит борозда, морщина, надрез. Указывая на то, что руны, как правило, вырезались. А в восточно-фризском языке до сих пор существует глагол «runen», имеющий значение резать.

В древние времена вера в магическую силу рун была настолько сильной, что считалось, если на каком-либо предмете нанесены руны магии, он делался как бы «живым». Любое слово, записанное рунами, уже становилось заклинанием.

Основными источниками знания о рунах являются аутентичные тексты, и на первом месте среди них стоит «Старшая Эдда» - сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке - «Королевском кодексе», найденном в Исландии в 1643 году. Именно в нем мы находим саму легенду о происхождении рун, а также прямые указания на магические свойства некоторых из них.

Кроме «Старшей Эдды» информацию о рунах исследователи черпают из еще одного произведения - «Младшая Эдда» (сборник правил поэзии и пересказ древнескандинавской мифологии, принадлежащий поэту-скальду Снорри Стурлусону), а также из различных саг, рунических надписей, сохранившихся на камнях, надгробиях и бытовых предметах и рунических поэм и прочих средневековых текстах, описывающих свойства отдельных рун, знаков.

Происхождение рун связывают с богом-шаманом Одином. Имя Один присходит от старонорвежского существительного од, что значит - ветер или всепроникающий дух, а окончание от глагола ходить. Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках у него жезл, на котором вырезаны руны магии. Его сопровождают волк и два ворона, сидящие у него на плече, - Хугин и Мунин.

Согласно мифам, чтобы получить знание о рунах, Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун.

На сегодняшний же день существует множество научных теорий о происхождении рун. Так, например, немецкий ученый Людвиг Виммер считал, что руны возникли на территории современной Италии, а затем во время правления римских императоров «пришли» на Север с Запада, через западные германские племена. Он предполагал, что руны являются переработанными латинскими буквами, которыми римляне пользовались для высечения надписей на камнях (латинский лапидарный шрифт).

Теорию «восточного» происхождения рун разрабатывали два других исследователя - норвежец Софус Бюгге и швед Отто фон Фризен. Они выдвинули гипотезу, что руны пришли в Скандинавию с берегов Черного моря, где были созданы готами в III веке нашей эры, и большей частью являются переработанными греческими буквами и лишь некоторые знаки рун заимствованы у латинян.

Согласно другой версии, принадлежащей Карлу И. С. Марстрандеру, происхождение рун связано с северным этрусским и италийским письмом и кельтским влиянием на Север.

Еще один шведский ученый Сигурд Агрелль считал, что приблизительно во II веке нашей эры руны были специально созданы для проведения магических ритуалов германскими воинами, находившимися на службе у римских императоров.

В 1997 году в Крыму, неподалеку от Керчи, был обнаружен рунический камень, датируемый IV веком нашей эры. Эта находка в корне меняет систему генезиса (развития) рунической письменности и является единственным памятником подобного рода за пределами Скандинавии.

В настоящее время как в викке, так и в других ведьмовских традициях активно используются руны магии как для гадания, так и для магических целей. В данном случае мы будем рассматривать исключительно магические свойства рун, оставив их мантические (гадательные) характеристики в стороне.

Существует множество рунических систем, но самой древней и, пожалуй, самой разработанной является так называемый Старший Футарк.

Старший Футарк состоит из двадцати четырех рун, каждая из которых имеет свое начертание, название, связанное с определенным богом, и так далее. Свое же название «Футарк » он получил по первым шести рунам - Феху, Уруз, Терс, Ас, Рейд и Кен.

Именно об этой системе рун и их значении и пойдет дальше речь.

1. Рунические талисманы, как правило, вырезаются на камешках либо на маленьких деревянных плашках. Вы можете выбрать любой удобный для вас материал.

2. Затем основу для талисмана необходимо подготовить: отмыть, очистить, окурить и так далее.

3. Для изготовления рунического амулета выберите день, когда вам никто не будет мешать. Перед началом изготовления помолитесь и попросите у богов помощи.

4. Перед вырезанием самой руны на поверхности материала предварительно нанесите ее изображение карандашом, и только после этого ножом вырежьте ее форму. Обратите внимание, что руны следует вырезать в направлении «от себя».

5. Когда рунический талисман будет готов, его необходимо активировать. Лучше всего для этого подходит кровь - ритуальным ножом делается небольшой надрез на пальце, после чего кровь втирается в вырезанную руну.

6. Но в некоторых случаях, если речь идет не о слишком серьезных предприятиях, кровь можно заменить слюной.

7. И, наконец, руну необходимо «оживить». Положите амулет на левую ладонь, а правую сложите в трубочку и через нее выдохните воздух на изображение руны три раза.

8. Потом немного подержите руну над пламенем свечи, изображением вниз, а напоследок окурите каким-либо благовонием. Теперь рунический талисман готов.

9. После того как рунический амулет сделает свою «работу», руну необходимо соскоблить, а основу талисмана бросить в реку или закопать в землю, в противном случае ее действие будет продолжаться до тех пор, пока не достигнет своей противоположности.


Значение руны ФЕХУ


Руна используется для достижения материального успеха, но ее магическое действие не ограничивается только материальными предметами. Ее также следует применять, когда необходимо привлечь новые возможности для реализации своих бизнес-планов, найти дополнительные каналы получения выгоды и так далее.

Применяя руну Феху, помните, что действие ее должно быть направлено на конкретную цель. То есть она никогда не поможет вам просто стать богатым. «Быть богатым» - слишком абстрактное понятие, под которым может пониматься все что угодно. Ваши желания должны быть предельно конкретизированы.

Значение руны УРУЗ


Эта руна обладает большой магической силой, поэтому применять ее нужно очень осторожно.

Уруз - это сила Земли, которую в мифах называют Мать-Земля. Она не признает никаких препятствий, и потому способна разрушить любые преграды. Она как ураган - все сметает на своем пути.

Данная магическая руна нужна там, где есть необходимость резко изменить ситуацию, за очень короткий срок достигнуть максимального результата, даже ценой потери некоторого качества.

Также она применяется там, где нужно что-то оживить, реанимировать. Например, в целительстве, когда больной находится при смерти. Энергии Уруз наполняют жизнью, но при этом нужно помнить, что после неё следует сразу применить какую-либо смягчающую руну, например, Беркану.

Значение руны Терс


Символически Терс означает шип, как часть растения, предназначенная для защиты, поэтому данную руну обычно используют в талисманах, защищающих от колдовства. Также она используется для нейтрализации отрицательных энергий в напряженных ситуациях.

Терс позволяет структуризировать хаос. Ее магические свойства позволяют прорубить брешь в самой сложной ситуации. Недаром Терс также ассоциируют с молотом Тора - Мьелльниром.

Руна АС


Руна помогает обострить чувствительность к тонким вибрациям, развивает внутреннее видение и паранормальные способности, помогает медитировать и получать тайные знания.

При достаточно долгом использовании этой руны в качестве амулета и постоянном постижении ее тайн она может также изменить человеческое сознание, очистить его от скверны и подготовить к мистическим духовным упражнениям.

Данная руна также напрямую связана с миром заклинаний. Поэтому она весьма полезна и при выполнении ритуалов, церемоний и прочих священнодействий, требующих от человека предельной концентрации при повторении мистических формул.

Руна РЕЙД


Рейд лучше всего использовать в талисманах, предназначенных для путешествий, так как ее символическое значение - поступательное движение, ритм, постоянная динамика. Она помогает преодолевать трудности, возникающие в дороге, не останавливаться, а во что бы то ни стало все время двигаться вперед.

Руна КЕН


Символическое значение данной руны - факел, свет, огонь. Применять ее следует в тех случаях, когда необходимо найти выход из тупиковой ситуации, где все настолько темно, что уже не видно выхода. Кен поможет осветить путь и рассеять тьму. Также она позволяет сконцентрировать ваше внимание на тех вещах, которые вы до этого не замечали.

Эта магическая руна помогает пробудить интуицию и найти решение в тех ситуациях, когда обычная логика пасует, то есть она помогает найти нестандартное, оригинальное решение поставленной задачи.

Кен идеально подходит творческим людям - поэтам, художникам, музыкантам, скульпторам.

Данная руна нередко используется и в любовной магии, в частности, в амулетах, предназначенных для пробуждения любовной страсти.

Руна ГЕБО


Символическое значение руны Гебо - дар, жертвенность, обмен, партнерство, объединение. Она помогает синтезировать усилия нескольких людей, увеличить их силу в геометрической прогрессии.

В силу того, что Гебо способна объединять противоположные энергии, ее активно используют в любовных амулетах, как в приворотных, так и охраняющих любовный союз.

Руна ВИНЬЯ


Значение руны Виньи - удача, успешное завершение, достижения желаемого. Ее действие всегда позитивно, она аккумулирует из пространства только положительные энергии и направляет их на достижение намеченной цели.

Применять руну Винью можно в любых амулетах и талисманах, как для достижения материального достатка, так и в человеческих отношениях. Например, рекомендуется использовать эту руну и для решения психологических проблем, поскольку она способствует установлению между людьми душевного комфорта.

Руна ХАГАЛЗ


Хагалз - руна разрушений, поэтому она применяется там, где есть острая нужда в шоковой терапии. Например, если человек попал под чье-то негативное влияние и сам уже не в силах освободиться от него.

Также широкое применение руна нашла в любовной магии, направленной на разрушение отношений между людьми, например, для отсушек.

Руна Хагалз расчищает место для нового начинания путем полного искоренения и разрушения старого мира.

Руна НАУТИЗ


Наутиз рекомендуется использовать в тех ситуациях, когда необходимо проявить терпение, выдержку и когда нужно много и эффективно поработать. Она помогает выдержать тяжелые условия, преодолеть невзгоды и так далее.

Кроме того, ее применяют в любовной магии, так как она символизирует необходимость в любви.

Руна ИС


Значение руны Ис - лед. Она замораживает происходящие события, на время останавливает все внешние изменения и всю жизненную силу направляет внутрь.

Руна Ис помогает зафиксировать на некоторое время ваши достижения.

Кроме того, руна используется в любовной магии, когда нужно охладить чей-то пыл или спасти ситуацию - заморозить ее, чтобы выиграть некоторое время для поиска правильного решения. Она, как правило, выступает в качестве основы практически для любого рунического талисмана.

Руна ЙЕР


Йер помогает добиться того, что вы по праву считаете своим, то есть получить плоды за свои деяния. По этой причине ее нередко используют в амулетах, применяемых в суде, с целью добиться справедливости.

Руна Йер также хорошо использовать в том случае, если вы в какое-то предприятие вложили много сил и теперь хотели бы получить солидный процент. Данная руна способствует умножению ваших усилий и получению соответствующих плодов.

Руна ЭЙВАЗ


В магии руна Эйваз применяется для защиты от воздействия негативных энергий или в том случае, когда необходимо проникнуть в глубину происходящих событий, дойти до самой сути, первопричины, обнаружить связи на всех уровнях бытия. Также ее следует использовать там, где нужно решить психологические проблемы, а именно - восстановить целостность человека, уравновесить внешний и внутренний мир.

Эйваз с другими рунами можно использовать в амулетах для защиты садов или огородов.

Руна ПЕРТ


Символическое значение Перт - чрево, лоно, тайны, мешочек, из которого достают руны, подсознание, кармические связи и в некоторых случаях - смерть.

В магии данная руна используется в целительстве - при лечении женских заболеваний, а также в амулетах, предназначенных для облегчения при родах.

Перт помогает проникнуть в прошлое, разобраться в своей и чужой карме. Приносит удачу в гаданиях.

Руна ОЛГИЗ


Олгиз защищает от сглаза, порчи, злых духов, нечистой силы и так далее. Кроме того, данная руна наделяет человека способностью не терять голову, всегда оставаться спокойным и сдержанным.

Помогает установить «прямую связь» с духовным миром (недаром же ее начертание напоминает человека, воздевшего в молитвенном порыве руки к небу).

Руна СОУЛ


В качестве талисмана Соул необходимо применять для быстрого и стремительного прорыва вперед, для достижения успеха, в ситуациях, когда необходимо «пролить свет на тьму», для усиления энергетического уровня.

Ее можно использовать и в талисманах, направленных на защиту от сглаза и порчи.

Руна ТЕЙВАЗ


Тейваз олицетворяет собой победу. Руна приносит удачу, помогает преодолеть сложные ситуации, прорваться сквозь заслон неприятностей. Но при этом следует учитывать, что ее действие хотя и мощно, но кратковременно и направлено исключительно на конкретную ситуацию.

Тейваз можно использовать в амулетах, направленных на победу в судебных процессах, или в ситуациях, когда необходимо добиться справедливости.

Так как руна Тейваз символизирует мужское начало, поэтому часто применяется в любовной магии, например, для привлечения любви мужчины.

Руна БЕРКАНА


Беркану рекомендуется использовать матерям для защиты своих детей от сглаза и порчи.

Также амулет с руной Беркана будет весьма полезен беременным, он поспособствует правильному протеканию беременности и ее благополучному завершению.

Беркана ассоциируется с ростом и развитием, по этой причине ее нередко применяют в аграрной магии или в тех случаях, когда очень важно, чтобы развитие проходило мягко и без эксцессов.

Руна Беркана применяется в целительстве для лечения широкого спектра заболеваний. Она помогает обнаружить в себе скрытые возможности к самоисцелению, способствует более эффективному медикаментозному лечению, снимая нежелательное последствие тех препаратов, которые нередко вызывают аллергию или другие побочные действия.

Руну используют и в любовной магии, например, для скрепления супружеских уз или для укрепления дружбы.

Руна ЕХВАЗ


Руну следует использовать там, где необходимо быстро ликвидировать опасный момент или где нужно начать какое-либо срочное дело без долгой подготовки, то есть в экстренных ситуациях.

Данная руна приносит удачу как амулет, способствующий выигрышам на скачках, бегах, в конном спорте или легкой атлетике.

Руна МАННАЗ


Руна символизирует человека, твердо стоящего на земле. Ее можно использовать как амулет, приносящий удачу в бизнесе, напрямую зависящем от надежного и выгодного партнерства.

Манназ активно используется в любовной магии - для приворотов.

Она также помогает обрести уверенность в себе, поверить в собственные возможности, наделяет коммуникативными способностями.

Полностью свой потенциал Манназ раскрывает в сочетании с другими рунами, «корректирующими» ее влияние.

Руна ЛАГУ


Эта руна, используемая в качестве талисмана, наделяет человека интуитивными способностями, помогает развить дар предвидения и пророчества. Но использовать ее в качестве защитного талисмана в морских путешествиях все же не стоит, поскольку Лагу также ассоциируется с обманом, скользкими ситуациями и неудачами.

Руну можно использовать везде, где требуется умение наводить морок, создавать иллюзию - например, актерам, творческим личностям и так далее.

Кроме того, она очень полезна для женских талисманов, поскольку позволяет на долгие годы сохранить красоту и свежесть, избежать многих проблем, связанных с кожей. Подобный амулет, носимый женщиной, сделает ее сексуально привлекательной и более женственной.

Руна ИНГУЗ


Значение руны: она является символом посвящения, инициации, плодородия, любви и сексуальности. Талисманы с Ингуз привлекают энергии, способствующие увеличению урожая, реализации творческих проектов и идей.

Эта руна делает человека сексуально привлекательным (особенно женщину) и дает практически безграничную половую силу.

В целительстве данная руна в основном применяется для лечения бесплодия (вместе с руной Перт и Беркана) и импотенции (Беркана и Тейваз).

Руна ОДАЛ


Руна олицетворяет собой личные владения, дом, принадлежащий по праву родства. Поэтому ее применяют для охраны дома, квартиры или участка (особенно в сочетании с руной Олгиз).

Одал может способствовать стабилизации финансового положения всей семьи, ее магические свойства позволяют притягивать к вам энергии, направленные на укрепление родовых, духовных и материальных связей. Кроме этого, эта руна приносит успех в строительстве жилого дома.

Руна ДАГАЗ


Дагаз символизирует переход в новое состояние. Данную руну следует использовать в том случае, когда вы очень заинтересованы в благополучном финале мероприятия, способного кардинально изменить вашу жизнь или там, где ситуация никак не может войти в фазу своего завершения.

error: Content is protected !!