Презентация на тему живопись киевской руси. Живопись Киевской Руси

1 слайд

Живописцы древней Руси «И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением в тишине великой соверши ее» Архимандрит Пахомий

2 слайд

Феофан Грек Приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером из Византии. Он был последним представителем византийского искусства. Он был очень умен, образован, славился как мудрец и философ. До приезда в Новгород он расписал уже около 40 церквей.

3 слайд

4 слайд

«Преображение Господне» 1403г., Третьяковская галерея. Основная сцена композиции - фигура сияющего небесным светом Христа в окружении апостолов и явившихся на место события Илии и Моисея. Композицию дополняют сцены восхождения на Фаворскую гору и схождения с нее Иисуса с учениками. Их исполнение в меньшем масштабе зримо обозначает иное пространственно-временное действие. Выразительны фигуры упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова в нижней части иконы. Они выражают разные эмоциональные состояния. Лишь Петр осмеливается смотреть на чудо. Иоанн открыл лицо, но не решается повернуться в сторону Учителя. Динамична выгнутая дугой поза лежащего Иакова, в страхе закрывшего лицо рукой. Его крупная фигура выдает в нем человека физически крепкого, но слабого духом, еще не готового к прозрению.

5 слайд

6 слайд

Богоматерь Донская 1392г., Третьяковская галерея Она была почитаемым образом Успенского собора Коломны, построенного накануне Куликовской битвы. Иван IV Грозный высоко чтил эту икону, заступницу русских воинов в Куликовской битве. Прославленная чудесами, она была перенесена по царскому указу в Благовещенский собор Московского Кремля. Младенец сидит с согнутыми обнаженными ниже колен ножками. Обращает на себя внимание своеобразный жест правой руки Марии, не направленной с молитвой к Сыну, но замершей у груди, чтобы поддержать ступни его ножек. Выражение мягкой задумчивости на лике Богородицы, смотрящей поверх Сына, характерно для икон типа «Умиление», подчеркивавших не сиюминутный, а сокрально-вневременной характер общения Пресвятой Девы Марии и Младенца.

7 слайд

По свидетельству летописи, Благовещенский собор Кремля был одним из трех храмов Москвы, расписанных Феофаном Греком.

8 слайд

9 слайд

Схема рядов: А. Местный ряд; Б. Пядничный ряд; В. Деисусный чин. Около 1405 г.; Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.; Д. Пророческий ряд; Е. Праотеческий ряд

10 слайд

Апостол Пётр. 1405. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

11 слайд

Иоанн Креститель. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

12 слайд

Богоматерь. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

13 слайд

Апостол Павел. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

14 слайд

Архангел Гавриил. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

15 слайд

16 слайд

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород. Первые фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде были открыты около 1912 года. Уже тогда специалисты обратили внимание на высокое качество этих фресок. Так как живопись в церкви Спаса дошла до нас в виде случайных фрагментов, реконструкция системы росписи наталкивается на значительные трудности. Сюжеты многих погибших композиций, конечно, уже невосстановимы. Равным образом не всегда удается определить имена святых, представленных Феофаном. По счастливой случайности в церкви Спаса Преображения хорошо сохранились фрески, украшающие купол и простенки светового барабана.

17 слайд

В зеркале купола написано колоссальное оплечное изображение Христа Вседержителя. Он в сиренево-сером гиматии с оранжевыми складками и в красном хитоне. Большой нимб окружает главу Христа, которая является, естественно, наиболее выразительной частью этой фрески. Христос представлен в виде грозного божества. Он гневно взирает на расстилающуюся внизу землю. Персты правой руки как бы сжаты, в левой он держит закрытую книгу, которая, согласно «Откровению Иоанна Богослова», будет раскрыта в день Страшного суда. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: «... с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне...».

18 слайд

Архангелы представлены в рост. Они одеты в парадные дивитисии, украшенные лорами, и короткие боевые плащи. В правой руке они держат мерила, а в левой - большие сферы. Крупные надписи обозначают имена архангелов. Это, следовательно, цвет небесного воинства - гвардия, которой поручено охранять престол Вседержителя и служить посредником между небесной властью и родом человеческим.

19 слайд

Фреска Авель, 1378 Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица, Новгород Авель изображен с традиционным для иконографии этого святого ягненком в левой руке, так как он был «пастырь овец».

20 слайд

Ветхозаветная Троица, 1378; Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица, Новгород Сильно подчеркнутое положение ангела, восседающего в центре. Находящиеся при божественной трапезе Авраам (его изображение на фреске камеры утрачено) и Сарра, которые угощают и прислуживают ангелам. Феофан выбирает из трех элементов традиционного фона - палаты, дерева и скалы - только изображение дуба Мамврийского: его крона в виде сильно обобщенного темного пятна. Широко раскинутые мощные крылья среднего ангела, олицетворяющего Христа, как бы осеняют всю трапезу и ангелов, сидящих по бокам.

21 слайд

Три Столпника, 1378 Феофан изобразил пять столпников: по одному на гранях столпа и три фигуры на южной стене. Столпников писали на столпах или на других конструктивно важных, несущих частях здания, так как столпники, были подлинными столпами церкви, ее основанием и опорой. Они выражают мысль о незыблемости массива столпа и подпирают своды. Столпники восседают на высоких сооружениях, имеющих вид граненых башен с дверными отверстиями внизу и стилизованными капителями наверху. Первым слева представлен Давид. Следующий столпник – Даниил. атем, уже в числе трех столпников, чьи изображения написаны на южной стене, мы видим двух Симеонов. Последним в ряду столпников изображен Алимпий.

22 слайд

Столпники Давид. Греки не знают столпника с таким именем, но известен преподобный Давид, родом из Месопотамии. В Салониках, подобно столпникам, он три года провел на миндальном дереве, коченея от мороза и страдая от зноя, чтобы ему открылась благодать божия. Даниил. Выходец из Месопотамии, совершал свои подвиги и благодеяния в окрестностях Константинополя. Первый Симеон, родом из Киликии, основатель столпничества как особого вида отшельничества, предавался стоянию на столпе. Некий Антоний, взявшийся написать житие этого святого, испытал большие затруднения при выполнении своей задачи, так как деяния Симеона были столь необычными и настолько превышали способности человеческой природы, что легко могли показаться «баснословными и недостоверными». Орошаемый дождями, осыпаемый снегом и палимый зноем, он совершал свои подвиги в течение сорока семи лет, за что был удостоен особой благодати. Другой Симеон, был прозван Дивногорцем, так как гора, на которой стоял этот святой носила имя Дивной. Алимпий. Наставляемый ангелом, этот святой находился в пустыне и на столпе пятьдесят три года, причем легенда о нем добавляет, что последние четырнадцать лет своей жизни из-за болезни ног Алимпий не стоял, а уже лежал на столпе, испытывая мучения, но благословляя Бога.

23 слайд

Каковы же основные черты живописи Феофана Грека? Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Вспомним, Вседержителя – его лик – это воплощение карательной силы. А все посредники – праотцы, пророки, столпники – строгие аскеты, с суровыми лицами и величественными жестами. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок: темно-желтый, коричневый, красновато-розовый, зеленовато-синий. Концепция трагизма, мрачной безысходности, нагнетения обстановки, призыв молиться и просить о прощении грехов.

Искусство

Составитель Ладова Л.А., 2015 г.



Крещение Руси

Древняя славянская культура + Византийская культура

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Строительство храмов письменность

роспись храмов

АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА


Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота . Одновременно закладывается собор Успения Богоматери . Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

_______________________________________ ______

Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.


Собор святой Софии в Киеве (София Киевская)

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне



Золотые ворота в Киеве

Магдебургские ворота в Новгороде


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.

Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи , у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский , Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.

В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси .

Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.


Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли , заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.


После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков ) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь ).

На смену плинфе пришел дешевый плитняк , который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.

____________________________________________________


КАНОН – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

ФРЕСКА – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

МОЗАИКА – изображение или орнамент из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и т.д.




Христос Вседержитель (собор св. Софии Киевской

Богоматерь Оранта (собор св. Софии Киевской


Благовещение «Устюжское» . XII век.

Апостолы Пётр и Павел . Икона середины XI века. Новгородский музей.


Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.






Мозаика Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено. Интерьер Киевской Софии Мозаика Алтаря Киевской Софии


Фрески Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде Роспись растительными красками на сырой штукатурке





















Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков


Добрый пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.


Христос-Эммануил Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С нами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.


Христос - Пантократор Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.


Спас на Престоле Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»


Спас в Силах. Андрей Рублёв Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.


Спас Ярое око – икона середины 14 века В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.










Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.




Рублёв «Троица» Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу, а левый ангел (Бог- отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.





Найдите определение иконы Станковая живопись, выполненная яичными красками по специально выделанной доске Монументальная живопись, выполненная растительными красками по мокрой штукатурке Монументальная живопись, выполненная из кусочков разноцветной слюды
Найдите среди данных икон Одигитрию Найдите среди данных икон житийную

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Вступление Живопись… Сколько эпох, стилей, живописцев, произведений… И как любое другое искусство, живопись имеет свои истоки. Истоком русской живописи является древнерусское искусство. И невозможно вычеркнуть его из контекста истории и развития русской живописи, поэтому чтобы изучать русскую живопись необходимо знать также и этот первоначальный период истории русской живописи

Цель: выявить особенности древнерусской живописи  Изучить и проанализировать информацию о древнерусском искусстве и влиянии на него мирового искусства той эпохи  Проанализировать образцы древнерусской живописи  Сформулировать характерные особенности древнерусской живописи

Происхождение древнерусской живописи Русская живопись получила свое начало вместе с крещением Руси в конце X века. И под понятием древнерусской живописи подразумевается период русской живописи с конца X по конец XVII веков. И понятие «древнерусская живопись» может быть полностью заменено на понятие «древнерусская иконопись», поскольку главенствующее место в древнерусской живописи занимала именно иконопись, пришедшая вместе с крещением из Византии. Богоматерь Оранта. Георгиевский собор Юрьева монастыря, Новгород, пер. полов. 12в.

Домонгольский период Сцена страшного суда. Николо-Дворищенский собор В первые триста лет своего существования русская живопись обнаруживает постоянную слабость внутреннего питания, постоянную необходимость питаться из того же первоначального источника. Судьба русской живописи остается прикованной к судьбе Византии, и ничто не свидетельствует об этом с такой убедительностью, как важнейший перелом в ее истории, который наступил в XIV веке.

Послемонгольский период Но тесная и нерушимая связь древнерусского искусства и Византии оказалась нарушена монгольским нашествием. Во время монгольского нашествия русское искусство переживало упадок. А после – в XIV-XVI веках уже не ощущается столь сильного византийского влияния. И именно это время XV-XVI века считаются расцветом русской иконописи

Возможно, это было связано не столько с переосмыслением русского искусства живописцами, или желанием создавать что-то новое, сколько с тем, что именно в тот период времени на смену Византии пришла Османская империя, а Византия перестала существовать. Икона Святого Георгия. Оборотная сторона двусторонней иконы. Выносная. Успенский собор Московского Кремля

Византийское влияние в фресках Софии Киевской Самый поздний мозаический ансамбль Македонской эпохи создан не на почве Византии, а в Киевской Руси. Это мозаики св. Софии в Киеве, выполненные между 1043 и 1046 годами. Начиная сооружение храма, а затем его внутреннюю отделку, князь Ярослав использовал как заезжих греческих мастеров, так и местные силы. Общая схема декоративного убранства восходит, в своих главных чертах, Христос-пантократор

По-видимому, работавшая здесь артель, в состав которой входило не менее восьми мозаичистов, включала в себя как столичных, так и провинциальных мастеров. Но мы лишены возможности сказать, из какой именно области вышли призванные Ярославом мозаичисты. Бесспорным фактом остается лишь то, что они были греками, и притом такими греками, которые вплотную соприкоснулись с константинопольским искусством. Отсюда они занесли в древнерусскую художественную культуру высокие монументальные традиции и совершенную технику мозаической кладки. Богоматерь-оранта

Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых, исполнены в смелой и энергичной, но несколько архаической манере. Художники отдают предпочтение фронтальному положению фигуры, в лицах они всячески подчеркивают пристально устремленные на Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок зрителя большие глаза. с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений, от которых идет прямая линия развития к росписям Нередицы (например, святые Николай, Надежда, София, неизвестный святой на юго-западном столбе, святители в алтаре придела Михаила Архангела и другие). А это означает, что уже в XI веке началась кристаллизация национальной русской школы.

Церковь Спаса на Нередице В 1199 году, через год после освящения Спаса на Нередице, храм был расписан. До своего разрушения в Отечественную войну он представлял собой уникальный памятник древнерусской монументальной живописи XII века: росписи дошли до XX столетия в превосходном состоянии. Сохранившиеся изображения давали возможность выявить истоки ранней новгородской иконографии, тогда еще только складывавшейся. Обсуждая фрески Спаса на Нередице, плодотворно говорить об особенностях их иконографии, но не о канонической системе храмовой росписи, так как общая программа росписей в Спасской церкви отсутствовала

В. Н. Лазарев видит причину бессистемности расположения спасских фресок в том, «что работавшая в Нередице артель живописцев очень торопилась с выполнением заказа. Поэтому она заведомо отказалась от строго продуманного плана, уточнение которого потребовало бы много времени» (Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI- XV вв. - М.: Искусство, 1973. С. 243.). Интерьер храма до разрушения

Спасская стенопись в целом отличалась ярко выраженной живописностью и быстрой размашистой манерой письма, местами доходящей до небрежности. Нередицкие мастера виртуозно владели фресковой техникой, их цветовая гамма основывалась на сочетании зеленых и голубоватых тонов с сильной, густой белильной разделкой. Иконография росписей Нередицы намного ближе к восточным образцам стенописи, чем к константинопольским. Петр Александрийский

Феофан Грек. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец - приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса.

Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Эта церковь была построена в 1374 году и расписана четыре года спустя «по велению» боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улице. Роспись церкви Спаса дошла до нас в сравнительно хорошем, но, к сожалению, фрагментарном виде. Троица

Статичное и однообразное рядоположение фронтально поставленных фигур, столь излюбленное мастерами XII века, сознательно нарушается Феофаном ради такой трактовки, в которой моменты эмоционального порядка могли бы получить наиболее полное выражение. Написанные им фигуры как бы выплывают из неярких серебристо-голубых фонов, они кажутся случайно разбросанными по плоскости стены, в их асимметрическом размещении есть свой глубокий смысл, поскольку этот нервный - то учащенный, то замедленный - ритм способствует созданию впечатления драматической напряженности. Божество как бы предстает зрителю в «грозе и буре», готовое в любое мгновение исчезнуть, чтобы затем вновь явиться, но уже в ином виде и при ином освещении. Неизвестный святитель

Андрей Рублев Андрей Рублев (ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы». Апостол Павел, Звенигородский чин

Троица Рублева В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.

Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно- вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

Киев Десятинная церковь (989 – 996гг.) – первый известный каменный храм Киевской Руси. Князь Владимир выделил на её содержание 1/10 часть своих доходов – отсюда название. Остатки фундамента Десятинной церкви. Церковь была разрушена во времена нашествия монголо-татар


Киев Софийский собор выстроен при Ярославе Мудром. Сочетает в себе византийские и славянские традиции: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать весёлых глав. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества Внутренний вид Софийского собора


Киев Золотые ворота один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает – 9,5 метров. Ширина проезда – 6,4 метра.






Владимир Церковь Покрова на Нерли. Церковь построена как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в В то же время она была памятником сыну князя Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Золотые ворота Редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города.




Переславль Спасо-Преображенский собор 1152 – 1157 гг. Заложен князем Юрием Долгоруким В XIIXIII веках в Переславле-Залесском жили и княжили видные государственные деятели, среди них и Александр Невский. На старейшей площади города недалеко от Спасо- Преображенского собора установлен памятник выдающемуся полководцу. В начале XIV столетия Переславское княжество объединилось с Московским, с тех пор судьба города тесно связана с Москвой.




Чернигов Спасо – Преображенский собор Самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике храмов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове. Заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строили константинопольские мастера.


Живопись Самыми древними являются два изображения св. Георгия: одно в рост (Третьяковская галерея), другое «полуфигурное» (Успенский собор в Московском Кремле). Первая икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, заложенного в 1019 году и освященного, согласно не вполне достоверному свидетельству III Новгородской летописи, 29 июня 1140 года, вторая, по-видимому, была привезена в Москву из этого же собора. Изображение Георгия в рост было, несомненно, главной храмовой иконой, принадлежащей к числу "настолпных" образов, в пользу чего говорит ее большой размер (2.30 х 1,42), ни в какой мере не соответствующий форме и масштабу первоначальной алтарной преграды. Могучая фигура святого воина четко выделялась на ныне утраченном золотом фоне. В правой руке Георгий держит копье, левой он сжал висящий у бедра меч. Из-за плеча виднеется круглый щит, прикрепленный к ремню


Живопись Особую стилистическую группу составляют три близкие по манере письма иконы, две из которых происходят из Новгорода. Первая из них - так называемое "Устюжское благовещение". Согласно свидетельству столь авторитетного источника, как "Розыск дьяка Висковатого", икона была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного из Юрьева монастыря в Новгороде. Точное время написания иконы остается спорным, так как она могла быть написана и вскоре после завершения постройки собора (1130 или 1140 год) и некоторое время спустя. На иконе благовещение дано в редчайшем иконографическом изводе - со входящим в лоно богоматери младенцем. От руки изображенного в полукружии "Ветхого Деньми" идет прямой луч к лону девы Марии. Тем самым художник показал с предельной для его времени наглядностью, что "непорочное зачатие" произошло по воле Всевышнего




Мозаика Изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц – цветного непрозрачного стекла, выдутого в виде кубиков или пластинок, керамической плитки и других называется мозаикой; один из видов монументального искусств. Святой Георгий Оранта из Софийского собора в Киеве «Пока стоит Оранта, будет стоять Киев!»


Письменность на Руси Берестяная грамота. Письмо сборщика налогов XI век. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются тек называемые берестяные грамоты. В 1951 г. Во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том. Что в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах Руси люди любили и умели писать друг другу.


Литература Нестор Летописец Начало Лаврентьевской летописи с заставкой и словами Се повести временных лет. Летописи – это средоточие истории Древней Руси, её идеология, понимание её места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописи, по наблюдениям учёных появились на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X века. «Летопись Временных лет» составлена в первом десятилетии XII века.


Сказание о Борисе и Глебе памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и Глеба. Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст памятника содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца. Существует и иная версия происхождения Сказания: в 1080-е годы Нестором Летописцем было составлено «Чтение о Борисе и Глебе» и на основе его и летописной повести после 1115 года был написан текст Сказания, изначально включавшего в себя рассказы о чудесах.древнерусской литературы Бориса и ГлебаXI векаЯрослава МудрогоМакарияМ. П. ПогодинаИакова Черноризца1080-е Нестором ЛетописцемЧтение о Борисе и Глебе1115 года


« Поучение Владимира Мономаха » (в некоторых источниках «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» литературный памятник XI-XII веков (дата спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое «Поучение», второе рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье письмо к двоюродному брату Олегу Светославовичу. С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросовВладимира МономахаXIXII вековвеликим князем проповедьюрассказ о «путях и ловах»


"Моление Даниила Заточника", памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля "Моления..." характерны сочетание цитат из библейских книг, летописи и других литературных сочинений с образами живой речи, элементы сатиры, направленной против бояр и духовенства. По- видимому, "Моление..." написано на основе "Слова Даниила Заточника" (12 в.), однако вопросы хронологического и литературного соотношения обоих текстов, как и вопрос об их авторстве, не решены наукой.


Литература Слово о полку Игореве Рукопись "Слова" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (гг). Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован


Литература Русская правда XI в. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввёл в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается ещё в договорах Руси с Византией.


Книги древней Руси В Древней Руси и Московском государстве переплётом для книг служили деревянные доски - крышки. Доски обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и сложные многофигурные композиции. Например, переплётчики Московского Печатного двора ставили свой "фирменный знак" - клеймо с изображением битвы между львом и единорогом, которое заключено в круговую надпись. Порой на тисненные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение не стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки - "жуковины". Кроме того, переплёт иногда украшали "наугольниками" и "средником" - металлическими пластинами в центре и на углах досок На них чаще всего изображались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже - серебряные застежки, или шпеньки, на которые накидывались ремённые петли.


Книги древней Руси Главным орнаментальным украшением средневековой рукописной книги была, как правило, заставка. На протяжении XII-XIX вв. русские книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших между собой) орнаментальных стилей. Древнейшим из них был старо- византийский стиль, который главенствовал в XI-XIII вв.: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и правильность форм




Ювелирные техники Браслет с изображением фантастических животных Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесенная на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов- наручей.





error: Content is protected !!