Старейшие монастыри россии. Действующие монастыри россии Типы монастырей русской православной церкви

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православные монастыри России – не просто список церковных строений, это кладезь святынь архитектуры, православных реликвий, каждая из которых тщательно оберегается как исторический памятник, как великое наследие для потомков, как самое святое, что есть у каждого христианина. И что характерно, каждый является действующим, а это значит, что вера живёт и будет жить в сердцах людей вечно.

Среди огромного списка обителей, значимую часть занимают женские. В своё время каждый из них был открыт, дабы приютить молодых девушек и женщин в своих обителях для поиска смысла бытия, избавления от страданий, оказания помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях. Ведь, как правило, в монастыри уходили женщины, испытавшие множество страданий в жизни или те, для которых этот путь был призванием с самого рождения.

В храмах такого типа существует единый устав, каноны и правила. И каждая послушница, переступая порог обители, облачаясь в церковную одежду и принимая постриг, полностью отказывается от всего мирского, посвящает себя служению Богу и вверяет в его надёжные руки, дабы стать ближе, получить главное – спасение, умиротворение и вечную благодать.

Также следует отметить, что, несмотря на всю строгость данного устава, женщины ведут достаточно активный образ жизни, посвящая себя служению монастырю, а именно:

  • проводят много времени в молитвах;
  • участвуют в богослужениях;
  • выполняют все работы по обустройству храма;
  • занимаются садоводством, кулинарным делом, шитьём
  • посвящают себя различным видам творчества;
  • оказывают благотворительную помощь разным организациям и отдельным людям.

Достаточно часто при таких общинах открывают больницы, реабилитационные центры, интернаты, а также школы и детские дома. Послушницы работают там (многие имеют профильное образование), помогая больным и страждущим улучшить физическое здоровье и моральное состояние. Такая деятельность очень необходима для окружающих и полезна для самих монахинь, ибо первые обретают надежду на спасение, а вторые посвящают себя нужному делу – даруют свою помощь и несут слова Господа для каждого, кто в них нуждается.

Мужские общины

Ещё одну достаточно важную роль в православной жизни страны играют мужские монастыри России. По своему укладу они схожи с женскими, но всё же имеют свои отличительные черты, среди которых:

  • полное отречение от земной жизни и мирских утех (ведь очень часто в обитель приходят мужчины, которые в прошлом имели проблемы с законом или были зависимы от алкоголя и наркотиков);
  • верное служение на благо Господа и церкви (строгое исполнение всех дисциплинарных правил);
  • участие в богослужениях разной тематики;
  • беспрекословное выполнение любого вида деятельности, связанного с повседневным бытом;
  • активное занятие столярными работами, в частности участие в реставрации церковных построек разного типа.

При общинах такого типа нередко создают мастерские по дереву, которые становятся известными во всем мире, так как призваны помогать в строительстве разных храмов на территории России. А послушники зачастую имеют признание многих самых известных мастеров по всему миру.

Общая и самая главная черта жизни каждого монастыря, будь то мужской или женский, – чёткое соблюдение его послушниками единого устава и обозначенных правил жизни в коллективе, ибо именно это и есть верный путь к самому себе и к благословению Господа.

Монастыри России, православные, действующие, с чудотворными иконами

В России существуют православные обители, которые активно действуют и сегодня. Но главное – в них размещены чудотворные иконы, которым столетиями верно поклоняются христиане всего мира. Это следующие святыни:

  • Владимирская икона Божией Матери, которая находится в храме Святителя Николая в Толмачах;
  • Тихвинская – в храме Тихвинской иконы Божией Матери;
  • икона “Взыскание погибших” – храм Вознесения Словущего;
  • “Милостивая” – Зачатьевский женский монастырь;
  • Иверская икона Божией Матери – в одноимённой часовне;
  • Угрешская икона Святого Николая;
  • “Утоли мои печали” – храм Николы, Кузнецы.

Все эти иконы имеют огромное значение и являются поистине чудесными, ибо каждая из них помогает укрепить здоровье физическое и справиться с моральными проблемами, дарует долгожданною смирение, веру и Божью благодать. К ним ежегодно съезжаются православные люди со всего мира, дабы познать слово Великого Учителя и обрести своё истинное предназначение в жизни.

Православные действующие монастыри России – это не только величайшие памятники архитектуры и истории христианства, известные как в России, так и по всему миру, но и великая сила, над которой не властно время, ибо в ней заключено главное – непоколебимая вера в Господа, что освещает праведный путь к истинному и настоящему смыслу бытия – вечной жизни.

Действующие монастыри России, список:

  1. Адрианов Пошехонский монастырь, Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода, дата основания: 1540
  2. Александро-Афонская Зеленчукская мужская пустынь, Карачаево-Черкесская респ., Зеленчукский р-н, пос. Нижний Архыз,дата основания: 1889
  3. Александро-Невский женский монастырь, Московская обл., Талдомский р-н, д. Маклаково, дата основания: 1906
  4. Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря, Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка, дата основания: конец XIX века
  5. Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь, Нижегородская обл., Богородский р-н, д. Подъяблонное, дата основания: не позже 2-й пол. XIV в.
  6. Андреевская пустынь Соловецкого монастыря Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, дата основания: нач. XVIII в.
  7. Артемиев-Веркольский мужской монастырь, Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь, дата основания: 1649
  8. Благовещенский женский монастырь, г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина
  9. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь
  10. (Яшеозерская пустынь) Республика Карелия, Прионежский р-н, ур. Яшезерский монастырь, дата основания: кон. XVI века
  11. Благовещенский Красноярский женский монастырь, г. Красноярск, ул. Ленина, 13-15, дата основания: 1995
  12. Благовещенский монастырь в Дунилово Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово, дата основания: не позже 1-й пол. XVII в.
  13. Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Новоогородная, 40А, дата основания: 1859
  14. Богородице-Милостивский Кадомский женский монастырь, Рязанская обл., Кадомский р-н, г. Кадом, дата основания: 1868
  15. Богоявленский женский монастырь, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Декабристов, 19, дата основания: 1997
  16. Борисоглебская пустынь в Воскресенском, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье, дата основания: 1888
  17. Брусенский женский монастырь, Московская обл., г. Коломна, Советский пер., 3, дата основания: не позже 1-й пол. XVI в.
  18. Важеозерский мужской монастырь (Задне-Никифоровская пустынь), респ. Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок, дата основания: ок. 1520
  19. Валаамский монастырь Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам
  20. Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь, Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, остров, Иверский монастырь, дата основания: 1653
  21. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Хутынь, дата основания: кон. XII в.
  22. Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь, респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи, дата основания: 1996
  23. Введено-Оятский женский монастырь (Введенский Островский мужской монастырь), Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Оять, дата основания: не позж. нач. XV в.
  24. Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь, Пермский край, Чусовской р-н, д. Красная Горка, дата основания: 1996
  25. Владимирский скит Валаамского монастыря, Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, дата основания: начало 2000-х
  26. Владычный женский монастырь, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40, дата основания: 1360
  27. Воронцовский Благовещенский монастырь, Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово, дата основания: 1898
  28. Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург, Московский пр., 100, дата основания: 1740-е
  29. Воскресенский скит Павло-Обнорского монастыря, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское, дата основания: 1867
  30. Всехсвятский Шуйский единоверческий женский монастырь, Ивановская обл., г. Шуя, [угол ул. Советская и ул. 1-я Металлистов], дата основания: 1889
  31. Высокопетровский мужской монастырь, Москва, ул. Петровка, 28, дата основания: XIV в.
  32. Гермогенова мужская пустынь, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь (2 км С д. Алферьево), дата основания: 1913
  33. Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Весенняя, дата основания: 1843
  34. Гледенский Троицкий монастырь, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовицы, дата основания: рубеж XII — XIII вв.
  35. Голгофо-Распятский скит, Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, о. Анзер, Голгофо-Распятский скит, дата основания: 1713
  36. Десятинный Рождественский женский монастырь, г. Великий Новгород, Десятинная ул., дата основания: не позже 1-й трети XIV в.
  37. Дивногорский Успенский мужской монастырь, Воронежская обл., Лискинский р-н, хут. Дивногорье, дата основания: 1653
  38. Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь, Смоленская обл., Дорогобужский р-н, г. Дорогобуж, ул. Интернациональная, 16, дата основания: 1998
  39. Екатерининский женский монастырь, г. Тверь, ул. Кропоткина, 19/2, дата основания: 1996
  40. Елизаветинская женская община, Тверская обл., Зубцовский р-н, ур. Елизаветино (1 км на СЗ от д. Старые Горки), дата основания: нач. XX в.
  41. Женский монастырь Всех Святых, в земле Российской просиявших, Забайкальский край, Читинский р-н, пос. Атамановка, дата основания: 2001
  42. Женский скит Иконы Божией Матери Иерусалимская, Калужская обл., Людиновский р-н, ур. Манинский Хутор (3 км СВ д. Кретовка), дата основания: 1917
  43. Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь, Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино, дата основания: 1867
  44. Заиконоспасский мужской монастырь, Москва, ул. Никольская, 7-9, дата основания: кон. XVI — нач. XVII в.
  45. Заоникиевская Богородице-Владимирская мужская пустынь, Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Лучниково, дата основания: 1588
  46. Золотниковская Успенская пустынь, Ивановская обл., Тейковский р-н, с. Золотниковская Пустынь, дата основания: 1624
  47. Ивановский Владимирский монастырь, г. Иваново, ул. Лежневская, 120, дата основания: 1916
  48. Иверский Выксунский женский монастырь, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Краснофлотская, 58, дата основания: 1887
  49. Иконы Божией Матери Отрада или Утешение женская община, Московская обл., Домодедовский р-н, с. Добрыниха, дата основания: 1898
  50. Иннокентьевский мужской скит, г. Иркутск, ул. Академика Образцова, 1, дата основания: 1872
  51. Иоанно-Богословский монастырь, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово, дата основания: 1-я треть XIII в.
  52. Иоанно-Кронштадтский женский монастырь, Алтайский край, Первомайский р-н, с. Кислуха, дата основания: 1996
  53. Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Московская обл., Раменский р-н, с. Денежниково, дата основания: 2000
  54. Иоанно-Предтеченский монастырь, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, 2, дата основания: 1564-1568
  55. Киновия Троицкой Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., 16-20, дата основания: 1820
  56. Красногорский Богородицкий монастырь, Архангельская обл., Пинежский р-н, п. Красная Горка, дата основания: 1606
  57. Красносельский Иоанно-Предтеченский монастырь, Пермский край, г. Соликамск, ул. Привокзальная, 35, дата основания: 1890
  58. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода, дата основания: 1461
  59. Красноярский Знаменский скит, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Набережная, дата основания: 1888
  60. Крестовоздвиженский монастырь, Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, дата основания: XIV в.
  61. Крестовоздвиженский скит, Пермский край, Нытвенский р-н, с. Говырино,
  62. дата основания: ок. 2000
  63. Михайло-Архангельский Усть-Вымский мужской монастырь, Республика Коми, Усть-Вымский р-н, с. Усть-Вымь, ул. Заручейная, д. 36, дата основания: кон. XIV в.
  64. Михайло-Афонский монастырь (Михайло-Афонская Закубанская пустынь), Респ. Адыгея, Майкопский р-н, пос. Победа, дата основания: 1877
  65. Монастырь «Труд и молитва» Тверская обл., Рамешковский р-н, д. Волково, дата основания: 1910-е
  66. Монастырь Гавриила Архангела в Благовещенске, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Горького, 133, дата основания: 2003
  67. Монастырь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы, г. Калининград, ул. Полецкого, 8, дата основания: 1996
  68. Монастырь Иконы Божией Матери Всецарица, Краснодар, ул. Димитрова, 148, дата основания: 2005
  69. Монашеская женская община Иконы Божией Матери Аз есмь с вами и никтоже на вы, Калужская обл., Мещовский р-н, с. Серебряно, дата основания: 2006
  70. Никитский монастырь, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20, дата основания: XII в.
  71. Николо-Моденский монастырь, Вологодская обл., Устюженский р-н, с. Модно, дата основания: первая треть XVI в.
  72. Николо-Столпенская Пустынь (Николо-Столбенская Пустынь), Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, с. Белый Омут
  73. Николо-Черноостровский монастырь, Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2, дата основания: кон. XVI в.
  74. Николо-Шартомский монастырь во Введенье, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье
  75. Никольский Тихонов монастырь, Ивановская обл., Лухский р-н, с. Тимирязево, дата основания: 1498
  76. Нило-Сорская пустынь, Вологодская обл., Кирилловский р-н, м. Пустынь, дата основания: 1480-е
  77. Новодевичий женский монастырь, Москва, Новодевичий пр., 1
  78. Ольгин монастырь в Волговерховье, Тверская обл., Осташковский р-н, с. Волговерховье, дата основания: 1649
  79. Парфеновский Богородицкий монастырь в Парфеново, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Парфеново, дата основания: 1904
  80. Перынский скит, г. Новгород, дата основания: не позже нач. XIII в.
  81. Псковский Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский монастырь с Завеличья), г. Псков, дата основания: около 1240
  82. Пустынь Параклита, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, пос. Смена, дата основания: 1858
  83. Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря, на Секирной горе, Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова, дата основания: сер. XIX в.
  84. Свято-Духова Алатырская пустынь, Чувашская респ., г. Алатырь, мкрн. Стрелка, ур. Дубовая роща, дата основания: нач. XVII в.
  85. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1; пл. Александра Невского, дата основания: нач. XVIII в.
  86. Скит Андрея Первозванного на Агафоновом Лугу, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушская вол., вблизи д. Коркино, массив Генетика на Агафоновом лугу, дата основания: 1998
  87. Скит Всех Святых Иосифо-Волоколамского монастыря, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево, дата основания: 1855
  88. Скит Трифона Вятского в Пыскоре (Пыскорский Спасо-Преображенский мужской монастырь), Пермский край, Усольский р-н, с. Пыскор, дата основания: 1570
  89. Солотчинский монастырь, Рязанская обл., Рязанский р-н, пос. Солотча
  90. Софрониева пустынь, Нижегородская обл., Арзамаский р-н, Софрониева Пустынь
  91. Спасо-Каменный монастырь Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н,о. Каменный, дата основания: сер. XIII в.
  92. Спасо-Кукоцкий монастырь, Ивановская обл., Гаврилово-Посадский р-н,с. Сербилово, дата основания: последняя треть XVII в.
  93. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, г. Псков, Мирожская наб., 2, дата основания: сер. XII в.
  94. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова, дата основания: первая треть XV в.
  95. Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь, Волгоградская обл., г. Серафимович, дата основания: 1652
  96. Троице-Одигитриевская Зосимова женская пустынь (Троице-Одигитриевский Зосимов женский монастырь; Зосимова пустынь), Московская обл., Наро-Фоминский р-н, пос. Зосимова Пустынь, дата основания: 1856
  97. Троице-Сергиева лавра, Московская обл., г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, дата основания: 1340-е
  98. Троицкий Антониев Сийский монастырь, Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь, дата основания: 1520
  99. Успенская Рдейская пустынь, Новгородская обл., Холмский р-н, ур. Рдейская пустынь, дата основания: не позже нач. XVII века
  100. Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5, дата основания: 1473
  101. Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово
  102. Флорищева мужская пустынь (Успенский мужской монастырь), Нижегородская обл., Володарский р-н, пос. Фролищи, дата основания: сер. XVII в.
  103. Христорождественский Иверский женский монастырь, Кировская обл., г. Вятские Поляны, ул. Ленина, 212А, дата основания: 1996
  104. Шестаковская Воскресенская община, Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж, дата основания: 1887
  105. Югская Дорофеева пустынь, Ярославская обл., ур. Югская пустынь (зона затопления Рыбинского вдхр.), дата основания: 1620-е
  106. Юрьев мужской монастырь, г. Великий Новгород, с. Юрьево, дата основания: XI в.
  107. Яранский Пророчицкий мужской монастырь.

Пусть хранит Вас Господь!

17.03.2019 в 16:00 · VeraSchegoleva · 3 890

10 старейших монастырей России

Несмотря на то, что в XX веке после революции в нашей стране царил атеизм, и в это непростое время находились люди, которые никогда не отрекались от веры. Тысячи монастырей и церквей были разрушены, но некоторые из них устояли. И в эти святые, намоленные места сейчас приходят миллионы паломников, чтобы почувствовать благодать и исцелиться от тяжелых недугов.

10. Богородице-Рождественский мужской монастырь

Он находится во Владимире. Монастырь заложили в 1191 году, по приказу великого князя Всеволода Юрьевича. Во время правления Александра Невского и еще более 100 лет после его смерти это был одним из самых влиятельных монастырей на Руси.

Именно здесь был похоронен Александр Невский в 1263 году, и его мощи хранились в этом монастыре, пока их не перевезли в Санкт-Петербург.

После 1917 года в этом здании размещалось ВЧК, а в 1930 году монастырь решили снести. В этом же году уничтожили собор и колокольню, а на этой территории построили следственные изоляторы. В них держали представителей духовенства, некоторых из которых приговорили к расстрелу.

Все храмовые постройки были разрушены, за исключением Христорождественского храма. С 1993 года началось возрождение монастыря: реконструировали сохранившийся храм, начали строить собор. Сейчас это действующий монастырь, у которого есть свои святыни.

9. Псково-Печерский мужской монастырь


Это один из самых крупных монастырей в России. Он находился на территории Эстонии. Из-за чего смог устоять в сложный послереволюционный период и ни разу не закрывался. Но его прихожане все равно подвергались дискриминации. Годом его основания считается 1473, когда освятили пещерную церковь Успения Божией Матери. Здесь когда-то подвизался знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Именно о пребывании в стенах этого монастыря была написана книга «Несвятые святые» епископом Тихоном (Шевкуновым), которая стала одной из самых читаемых среди верующих людей.

8. Благовещенский мужской монастырь


У берегов Оки, в Нижнем Новгороде, стоит этот монастырь с 1221 года. У него была несчастливая судьба. В 1229 году князь Пургас его разорил, убив всех иноков. Только через 100 лет его удалось возродить, но в 1369 году монастырь пострадал от обвала снега. Опять разрушились многие здания, умерли люди.

Его смог возродить митрополит Алексий. Он отправился в Золотую Орду, и пообещал, что если его визит закончится хорошо, заново его отстроить. Митрополит вылечил супругу хана, и тот отказался от набега. В 1370 году он смог исполнить свой обет. До революции здесь хранился список Корсунской иконы Божией Матери, который смог уцелеть при 3 пожарах. Но потом монастырь закрыли, список исчез. После здесь расположился планетарий. В 90-ых началось его возрождение.

7. Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь


Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.

В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.

6. Ризоположенский женский монастырь


В Суздале стоит этот монастырь, основанный в 1207 году. Он прославился благодаря святой Евфросинии. В миру она была княжной Феодулией Черниговской, которая приняла в этом монастыре постриг, а потом стала его настоятельницей. Она совершила множество чудес при жизни, а также 2 посмертных чуда, о которых написал инок Григорий.

В 1923 году, монастырь закрыли, его колокола отправили на переплавку, а в зданиях расположились охранники политизолятора. Только в 1999 году его вернули церкви и он возродился.

5. Кирилло-Белозерский мужской монастырь


Другое его название – Кириллов монастырь. Он раскинулся у Сиверского озера в Кириллове. Расцвет монастыря пришелся на 15-17 века, когда он был самым крупным и богатым в России. Его устав отличался особой строгостью. Он был одним из российских книжных центров.

Считается, что здесь царская чета вымолила наследника, который позже стал Иваном Грозным. После революции монастырь разорили, его настоятеля расстреляли. Все вывезли, а также забрали монастырскую библиотеку. Его могли бы разрушить и снести, если бы в 1924 году здесь не открылся музей-заповедник. До сих пор верующие пытаются возродить монастырскую жизнь в его стенах.

4. Введенская Оптина пустынь


Эта одна из самых старинных обителей расположилась рядом с городом Козельском. Согласно легенде ее основал раскаявшийся разбойник по имени Опта.

В 1821 году здесь появился скит, в нем поселились пустынники. К ним тянулись люди со всей России, пытаясь получить ответы на свои вопросы и исцеление. После гибели сына Ф.М. Достоевский пробыл в скиту 3 дня.

Монастырь прославился Оптинскими старцами, которые стали утешителями народа. После революции Оптина пустынь закрыли, здесь размещался и дом отдыха, и концлагерь, и госпиталь. В 1987 году ее вернули церкви.

3. Свято-Юрьев мужской монастырь


У реки Волхов, на окраине Великого Новгорода расположился Юрьев монастырь. Его основали в 1030 году, когда –то считался духовным центром всей Новгородской земли. После октябрьского переворота все ценности из монастыря вывезли, а после 1932 года в нем расположился инвалидный дом. Позже здесь жили люди, были размещены почта и другие учереждения. Лишь в 90-ые годы началось его возрождение.

2. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь


Он расположился на острове Ладожского озера, со всех сторон окружен водой. Считается одним из самых красивых монастырей. Его называют Северным Афоном. На него не раз нападали и разоряли, но монахи никогда не брали в руки оружие и не защищались, предпочитая умереть.

Расцвет монастыря пришелся на XIX век. После революции он остался на территории Финляндии, благодаря чему смог устоять, но подвергался дискриминации со стороны финских властей. До 1940 года Валаам принадлежал Финляндии, но потом вновь отошел к России после русско-финской войны. Сейчас к нему стекаются паломники, которых привлекает не только история обители, но и красивейшие пейзажи.

1. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь


Он находится на берегу Оки, в Муроме. Ему покровительствовал Иван Грозный, по его приказу был выстроен основной собор, и подарены ему обширные вотчины. После революции его настоятеля обвинили в участии в восстании и монастырь закрыли. Он работал как храм, а в 20-ые годы был отдан музею, позже – НКВД. Возрождать обитель стали в 1990-ые годы.

Что ещё посмотреть:


В дни поста, в период особого воздержания и усердной молитвы, православные совершают паломничества к святым местам и источникам. Предлагаем вам подборку самых старых монастырей России, куда можно отправиться в эти дни с экскурсионной программой или на послушание.

Свято-Юрьев мужской монастырь

По преданию, монастырь в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий. Там же князь построил деревянную церковь во имя Святого Великомученика Георгия. Долгое время монастырь владел обширными земельными угодьями, вел сложнейшую сельскохозяйственную деятельность. Из летописи известно, что в 1333 году стены монастыря были укреплены «на 40 сажень с забородами…». Однако при Екатерине II часть земель Юрьева монастыря уходит государству, но обитель все равно остается в списке 15 самых значимых монастырей России. Новую жизнь мужской монастырь получит уже в XIX веке, при настоятеле отце Фотии. На территории были построены новые соборы и келии, колокольня, в монастыре появились редкие и дорогие иконы.

Возрождение древнего монастыря продолжалось недолго: уже в 20-е годы XX века обитель была закрыта и разграблена. В годы Великой Отечественной войны в монастыре дислоцировались немецкие и испанские части, а в мирное время здесь располагался техникум, почта, училище, музей, жили бездомные. В 1991 году монастырь возвратили церкви. С тех пор монашеская жизнь постепенно начала возвращаться обитель, зазвучали колокола, каждый день совершается Божественная литургия.

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Обитель была основа преподобными Зосимой и Германом, которые прибыли в середине XV века на Большой Соловецкий остров и поселились у моря. По легенде, Зосима увидел в небесном сиянии белую церковь, где впоследствии воздвигли деревянную церковь с приходом и трапезной. С середины XVI века территория монастыря приросла пастбищами и сельхозугодиями. Монахи варили соль, занимались фермерским хозяйством. Монастырь стал мощным форпостом на северном рубеже страны. Для поддержания боеспособности Иван Грозный отвел монастырю собственную артиллерию, укрепил стены обители.

При монастыре также располагалась тюрьма. Еще до прихода советской власти на соловецкие нары отправляли вероотступников и государственных преступников. В советское время Соловецкий монастырь приобрел исключительно негативную окраску. Сюда ссылались политические заключенные, духовенство. Вместе с конвоем количество заключенных не превышало 350 человек.

В годы войны на Соловках была открыта школа юнг Северного флота, которую преобразовали в Соловецкий заповедник, который продолжал существовать и при возобновлении монашеской общины.

В 1992 году комплекс Соловецкого монастыря был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, спустя три года в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Монастырь основан последователями Сергия Радонежского: Кирилл и Ферапонт Белозерские вырыли на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началось создание обители. Территория монастыря постепенно разрасталась и уже в середине XV века монахи вели активную торговлю рыбой и солью, что сделало его крупным экономическим центром.

Главной достопримечательностью была библиотека монастыря. Здесь хранились сборники и летописи прошлых веков, окончательная редакция «Задонщины» была составлена тоже здесь.

Известно, что 1528 году Василий III приезжал сюда вместе с супругой Еленой Глинской молиться о даровании наследника. После этого моления на свет появился будущий царь Иван Грозный, и до последних дней Василий III питал к обители особые чувства и перед смертью принял схиму и стал подвижником Кирилло-Белозерского монастыря; туда же перед смертью отправился и сам Иван Грозный.

Как и многие другие северные монастыри, Кирилло-Белозерский служил местом заточения духовенства и знати. Например, здесь побывали опальный патриарх Никон, Иван Шуйский и другие.

До петровских времен монастырь сосредотачивал в себе культурно-исторические, экономические и оборонительные функции, это была настоящая крепость Вологодской области. Однако с приходом на престол Екатерины II часть земель была выведена из собственности, из монастырской слободы был организован город Кириллов.

В богоборческие годы монастырь был разграблен, а его настоятель епископ Кирилловский Варсонофий расстрелян. Территория стала музеем-заповедником, и только в 1997 году монастырь был возвращен Русской Православной церкви.

Ризоположенский женский монастырь

Обитель была заложена в начале XIII века исключительно деревянными постройками. Спустя несколько веков на территории стали появляться каменные сооружения и самым древним, сохранившимся до наших дней стал Ризоположенский сбор, возведенный в начале XVI века. В 1688 году вход монастыря украсили двухшатровые вороты. Рядом с обителью находился еще один монастырь, построенный как бы в дополнение - Троицкий, который предназначался для вдов, принявших постриг. Территории их плотно соприкасались и в 1764 году Троицкий монастырь упразднили и земли перешли к «старшему брату».

В начале XIX века в честь победы над Наполеоном в монастыре была возведена 72-метровая колокольня. В 1882 году монастырь получил еще одну постройку - Сретенскую трапезную церковь. На этом период развития Ризоположенского монастыря заканчивается, уступая место богоборчеству. В 1923 году монастырь был закрыт, его колокола отправлены на переплавку, в помещениях расквартированы охранники политизолятра, располагавшегося в соседнем монастыре. В Ризоположенском соборе обосновали электростанцию, а святые ворота использовали как склад горячего.

В 1999 году обитель была передана Русской православной церкви и возобновлена как Ризоположенский женский монастырь.

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

По преданию, монастырь был заложен еще в 1015 году и его основание связывают с муромским князем Глебом Владимировичем, однако «Повесть временных лет» указывает на стены обители в 1096 году, когда погиб князь Изяслав Владимирович.

В середине XVI века после удачного похода Ивана Грозного на Казань по приказу царя в Муроме были воздвигнуты несколько церквей, в том числе и главный собор Спасо-Преображенского монастыря. Экономический расцвет монастыря также связан с именем Ивана Грозного, который отпил обители многочисленные земли и вотчины. В описях Мурома середины XVII века монастырь значится как «строение государево».

На протяжении веков монастырь менял настоятелей и расширял территории. Так в период правления патриарха Никона Спасо-Преображенский монастырь оставался оплотом старообрядчества и отказывался подчиняться нововведениям. За что настоятель, несмотря на раскаяние, был сослан в Кирилло-Белозерскй монастырь.

В 1887 году в монастырь с Афона была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница». И до начала XIX века храм активно застраивался и реконструировался.

После революции 1917 года настоятеля обители обвинили в соучастии в восстании, монастырь закрыли, оставив действующим лишь приходской храм. Но и это продолжалось недолго. В 1920-е годы храм превратили в музей, но в 1929 году помещения монастыря заняли военные и части НКВД.

Возрождение началось 1990 году после письма жителей города с просьбой восстановить храм.

Спустя пять лет власти откликнулись на письмо, воинская часть покинула монастырь, в обитель назначили настоятеля, началось восстановление. К 2009 году реконструкция была завершена и в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница».

Троице-Сергиева Лавра, Московская область, 1337 год.

Обитель основа преподобным Сергием Радонежским. Это крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви, центр духовной и общественной жизни. Монахи боролись с татаро-монгольским игом, позднее, в Смутное время обитель активно выступала против самозванцев, посягавших на власть. В годы правления Ивана Грозного особое значение придавалось превращению обители в надежную подмосковную крепость, именно в то время деревянные стены были заменены на каменные крепостные.

В монастыре - уникальная библиотека: долгие годы здесь собирались уникальные старопечатные и рукописные книги. В 1744 обитель получила почетное наименование Лавры. С 1814 года на территории Лавры располагается Московская духовная академия, старейшее учебное заведение.

За алтарем Лавры похоронены И.А. Аксаков, В.В. Розанов.

В монастыре находятся мощи почитаемого православными Преподобного Сергия Радонежского, чудотворные иконы Тихвинской и Черниговской Богоматери и ряд других.

Благовещенский мужской монастырь


Eiji Kudo / flickr.com

Монастырь заложен в год основания Нижнего Новгорода - в 1221 году. Но уже через несколько лет был полностью разграблен и сожжен, а еще через сто лет заново восстановленный монастырь засыпало снегом. Погибли насельник и были разрушены постройки.

Согласно легенде, митрополит Алексий увидел разрушенный монастырь и дал обет Богу, что если поход против Орды закончится успешно, он восстановит обитель. Митрополит вернулся с честью, т.к. исцелил от слепоты супругу татарского хана. Набеги прекратились и обет был исполнен в 1370 году. Эту дату можно считать вторым рождением монастыря.

Среди попечителей монастыря был Осип Ермолов, прямой предок генерала Ермолова.

В XVIII веке в монастыре найден рукописный кондакарь, получивший название Благовещенский или Нижегородский.

После революции монастырь закрыли, а после войны в здании Аликсиевской церкви основали планетарий, который просуществовал там до 2005 года.

В 2007 году в храме Святителя Алексия установили фарфоровый иконостас. Подобные есть только в нескольких храмах Москвы, в Екатеринбурге и на Валааме.

До революции в монастыре находился список Корсунской иконы Богоматери, который уцелел в нескольких пожарах, но в этот раз был утрачен. В восстановленный монастырь внесли уже обновленный список.

Псково-Печерский мужской монастырь

Александр Козлов / flickr.com

В летописи монастыря указывается, что еще до заложения камня первого собора обители охотники в лесу услышали пение. А позже, когда земли отошли местным крестьянам, при вырубке деревьев под корнями одного из них открылся вход в пещеру с надписью «Богом зданные пещеры». Известно, что когда-то в этом районе жили бежавшие от налетов крымских татар монахи Киево-Печерской лавры. Позднее, уже в 1473 году недалеко от ручья была выкопана Каменца. На этом месте и заложили монастырь.

Это одна из немногих обителей, которая не прекращала свою жизнь в советское время. Однако в годы Великой Отечественной войны стены и постройки сильно пострадали от фашисткой артиллерии. После войны в Псково-Печерский монастырь приехали семь валаамских старцев. Многие настоятели и монахи, служившие тут, впоследствии были причислены к лику святых. Общая протяженность пещер составляет около 35 метров. В нижних пещерах держится температура 10 градусов.

Псково-Печерский монастырь - место паломничества православных всего мира. Тут начинал свой монашеский путь епископ Тихон Шувкунов. На основании его заметок был снят фильм «Псково-Печерская обитель», а в 2011 году вышла книга «Несвятые святые и другие рассказы», где многие главы связаны с псковской обителью.

Введенская Оптина пустынь

Точная дата основания монастыря неизвестна, но по преданию, в этих местах в конце XIV века раскаявшийся разбойник Опта основал прибежище для старцев и стариц, живущих в разных отделениях под управлением одного духовника.

Долгие столетия пустынь меняла наставников и расширялась. На территории появились соборы, трапезная, кельи. Также здесь селились пустынники, люди, которые долгое время жили в затворничестве и уединении. Известно также, что Владимир Соловьев привез в Оптину пустынь Федора Достоевского, который только что потерял сына. Тут же великий писатель подчерпнул некоторые детали жизни монахов, которые потом легли на страницы «Братьев Карамазовых». Прототипом старца Зосимы из романа стал старец Амвросий, живший в то время в скиту и после канонизированный после смерти.

В Советское время Оптина пустынь также подверглась разорению и закрытию. Сначала здесь была сельскохозяйственная артель, потом Дом отдыха имени Горького. А годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагался военный госпиталь и фильтрационный лагерь НКВД. Позже эти здания передадут воинской части, которая покинет территорию только в 1987 году. Год спустя в стенах обители состоялась первая божественная литургия.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

По одному преданию, Андрей Первозванный установил на месте будущего монастыря каменный крест, а по другой легенде, двое иноков - Сергий и Герман - основали на Валааме монашеское братство. Первое упоминание в 1407 году считается годом основания монастыря. Уже через столетие на острове жили около 600 монахов, однако постоянные набеги шведов привели хозяйство в запустение.

После окончания Северной войны территория монастыря прирастала новыми землями и соборами.

В военное время в монастыре была организована школа боцманов и юнг, которые отправились на защиту Ленинграда. В 1950 году в монастыре был организован Дом инвалидов войны и труда.

Спустя десятилетие на святой остров приехали первые туристы, для которых был организован музей-заповедник. Из-за растущей популярности места в 1989 году было принято решение передать обитель Ленинградской епархии. 13 декабря на остров ступили шесть монахов.

Около половины пытающихся начать на Валааме монашескую жизнь покидают остров. Каждый год в Валаамский монастырь прибывают около 100 тысяч паломников, 90 тысяч из которых туристы.

На Валааме находятся мощи основателей монастыря святых Сергия и Германа Валаамских, чудотворная икона Божией матери «Валаамская», исцеляющая от болезней, и икона Святой праведной Анны, помогающая при бесплодии.

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.



error: Content is protected !!