Как название церковного собора. Храм, его возникновение и символика

Соботки →
Словник : Слюз - София Палеолог . Источник: т. XXXa (1900): Слюз - София Палеолог, с. 648-649 ( · индекс ) Другие источники : ЕЭБЕ : МЭСБЕ


Соборы церковные (синоды, σύνοδοι, concilia) - в обширном смысле так называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви, составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в римско-католической - собрания епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха или папы, или уполномоченных от него - для регулиривания дел веры, религиозной жизни и дисциплины; в протестантских церквах - собрание пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний по вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в церкви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторых самостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуют и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах. Основания для существования в строе церкви соборов заключаются в вероучении основателя церкви (Матф. XVIII, 18, 15-20; Иоан. XVII, 17,21-26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян. гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть иначе разрешены, как через посредство С. Самое слово - συν όδός, по-русски - С., по-латыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории христианской церкви различаются две главные категория С.: вселенские (см.) и поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимается церквами православной, римско-католической, армяно-грегорианской и др.; но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. с значением вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих церквах. Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), С. в православных, римско-католической, армяно-грегорианской и в других издавна существующих вост. церквах называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в различным странах мира и в различные времена; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и церковных областей и их учреждений. С. или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской христианской церкви, как и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства. С. называются по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточной црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили (С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по народностям (С. русской, сербской, румынской церквей), по вероисповеданиям (С. православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В древней России были временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались С. великие и «из прилучившихся» архиереев в Москве; при Петре вместо временных С. учрежден был при местоблюстителе «освященный С.» постоянный, а в 1721 г. - св. прав. синод. Созвание временных С. с 1721 г. прекратилось; лишь в новейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархий для совещаний, но без авторитета С.; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название «духовного С.». В армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее церковно-правительственное учреждение именуется эчмиадзинским синодом. По уставу ев.-лютеранской церкви в России, существуют синоды в округах пробстских и консисториальных и генеральный синод ев.-лютеранский. В праве римско-католической церкви, кроме вселенских, различаются С. национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi). Организация церковных С. устанавливалась обычаями и правилами церкви вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новые времена - светскими законодательствами, при участии органов церковной власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объем власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения, санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но принципиальные правила вселенской церкви относительно С. поместных церквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти во всех христианских странах, в особенности с населением православного, римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборам церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается в определенных местным законодательством церковным или государственным пределах власть устроять, развивать и поддерживать порядок в местной церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности - издавать правила, составлять проекты правил для представления правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания касательно правоотношений и предметов церковных, судить высших иерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах - избирать и поставлять епископов и других высших иерархов. Распределение видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее время весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквах постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской в австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит народно-церковным С., судебная - архиерейским С., административная - особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах синодам в новейшие времена дана определенная организация, с предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно церковного устройства и управления, для представления правительству; административная и судная власть оставлена за церковными советами и консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквей имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права. Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С.: анкирского (314-315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340), антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347), карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг. В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных С. в развитии церковного права каждой вероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния на церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви существуют сборники соборных правил и литературные исследования о С.

Ср. Турчанинов, «Историческое исследование о С. русской церкви» (М., 1829); Григорович, «О С. русской церкви» (М., 1866); Zhishman, «О С. восточных церквей» (1867); Hefele, «Conciliengeschichte».

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Церковные соборы (синоды, σύνοδοι, concilia) — собрания представителей Церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово — συνόδός, по-русски — собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели.

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор - апостольский собор, состоявшийся в Иерусалиме около 50 г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к IV веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления.

Различают два вида соборов: вселенские и поместные. Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора.

Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих.

Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), соборами называются собрания епископов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.

Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов).

Соборы называются

по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.),

по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы восточной церкви, западной церкви),

по названиям церквей, в строй которых они входили (соборы константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.),

по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские),

по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей),

по вероисповеданиям (соборы православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей),

по титулам председателей или церковных учреждений (митрополичьи, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные),

по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные),

по их числу (великие, малые, большие, меньшие),

по продолжительности (временные, постоянные).

В древней России были временные соборы, называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались соборы великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре вместо временных соборов учрежден был при местоблюстителе "освященный собор" постоянный, а в 1721 г. — св. прав. синод, которому были переданы полномочия патриарха. Созвание временных соборов с 1721 г. прекратилось; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название "духовного собора". Практика созыва церковных соборов в Русской Церкви возобновилась только в 1917 году, когда был созван Поместный собор, восстановивший патриаршество.

Как уже было сказано, постановления поместных соборов имеют обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права.

Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С.:

анкирского (314—315 гг.),

неокесарийского (315),

гангрского (ок. 340),

антиохийского (341),

лаодикийского (364),

сардикийского (347),

карфагенского (318),

константинопольских 394 , 864 и 879 гг.

В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных соборов и еще ельвирский собор (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных соборов в развитии церковного права оценивается по степени их влияния на церковную жизнь.

Литература

Турчанинов, "Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829);

Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866);

Zhishman, "О С. восточных церквей" (1867);

Hefele, "Conciliengeschichte".

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/071/4/4400.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
    соборы, съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения или суда …
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
    см. …
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
    ? см. …
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и …
  • СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле такназываются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешениявопросов и дел вероучения, …
  • ЦЕРКОВНЫЕ
    ЦЕРЌОВНЫЕ СОБОРЫ, съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, церк. управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех …
  • ЦЕРКОВНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЕРЌОВНЫЕ ЛАДЫ, см. Средневековые …
  • ЦЕРКОВНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЕРЌОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России крестьяне, принадлежавшие церк. учреждениям. В 1764 после секуляризации церк. имуществ превращены в экон. …
  • ЦЕРКОВНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЕРЌОВНЫЕ ДЕЙСТВА, обряды Рус. правосл. церкви, типологически близкие театральному представлению. Первое упоминание о Ц.д. относится к 16 в. Виды Ц.д.: …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались …
  • ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соборы, центральные сословно-представительские учреждения России в середине 16-17 вв. Появление З. с. - результат объединения рус. земель в единое государство, …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соборы, съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного …
  • ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    меры, установленные законодательною властно церкви против преступлений, нетерпимых в среде церковного общества. они применяются цервовно-судною властью в отношении членов церкви, …
  • ТОЛЕДСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    национальные собрания вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с VI до VIII в., состоявшие из прелатов и светских …
  • СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    продажа восковых церковных свечей как оптом, так и в розницу, была при Петре I предоставлена исключительно церквям (указ Синода 1721 …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
  • ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI — XVII в., представляя собой выработанную в старой Москве …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных …
  • ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? меры, установленные законодательною властно церкви против преступлений, нетерпимых в среде церковного общества. они применяются цервовно-судною властью в отношении членов …
  • ТОЛЕДСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? национальные собрания вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с VI до VIII в., состоявшие из прелатов и …
  • СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
  • СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? продажа восковых церковных свечей как оптом, так и в розницу, была при Петре I предоставлена исключительно церквям (указ Синода …
  • ПАПСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (более замечательные): 1) собор 381 г., второй вселенский. Ко времени воцарения Феодосия Великого вся восточная церковь находилась в крайнем расстройстве, …
  • ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI ? XVII в., представляя собой выработанную в старой …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных …
  • СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ в Словаре Кольера:
    обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • ТОЛЕДСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Толедские соборы, национальные собрания Вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с V …
  • РЕФОРМАЦИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Реформация, одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается …
  • НИКОН МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон (1605 - 1681), патриарх Московский. В миру Никита Минич или Минов, родился …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Лебедев Алексей Петрович (…
  • ГЕНРИХ V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Немецкий и император «Священной Римской империи» из Франконской династии, правивший, в 1106 - 1125 гг. Сын Генриха IV и …
  • ГЕНРИХ V в биографиях Монархов:
    Король Немецкий и император «Священной Римской империи» из Франконской династии, правивший, в 1106 — 1125 гг. Сын Генриха IV и …
  • СЕРГЕЕВИЧ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
    Сергеевич (Василий Иванович) - историк права. Родился в городе Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский университет, на …
  • РОССИЯ, РАЗД. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА (XVIII ВЕК) в Краткой биографической энциклопедии:
    Р то время как история светской музыки начинается в XVIII с полного господства иноземной музыки, иностранных оркестров и композиторов, и …
  • СОБОР в Большом энциклопедическом словаре:
    1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); …
  • СССР. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строй В 1-й половине 1-го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в …
  • ГОТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Василий Иванович — историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • СЕРБСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Относительно первых веков христианства в Сербии до конца XI в. сохранилось очень мало известий. В первый раз сербы крещены были …
  • СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (о развитии и характере церковного землевладения в России — см. Монастыри и Духовенство). Первые признаки нарождающегося движения в пользу С. …

Первоначально синоды были встречами епископов , и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии . В английском языке словосочетания англ. general synod или англ. general council могут обозначать вселенский собор (греч. Οικουμενική Σύνοδος ), хотя первый термин применительно к Церкви Англии означает общее собрание духовенства и мирян, являющееся с 1970 года законодательным органом Церкви вместо британского парламента .

Использование термина в различных конфессиях

Православие

На православном Востоке (за исключением Русской Церкви) к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах. Их постановлениями, под председательством Патриархов , принимались решения по наиболее важным вопросам.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод , учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод , который продолжает оставаться высшим органом управления в Русской Православной Церкви в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Римско-католическая церковь

Собирается раз в три года; его решения вступают в силу по утверждении их Папой, который служит его председателем, определяет повестку дня, созывает и распускает его.

Кроме того, существуют «епархиальные синоды», являющиеся нерегулярными съездами духовенства и мирян той или иной епархии.

Англиканская церковь

В Англиканском сообществе «Общие Синоды» (англ. General Synods ) избираются как духовенством, так и мирянами. В большинстве национальных англиканских церквей есть географическая иерархия синодов, с «Общим Синодом» наверху; епископы, духовенство и миряне общаются как палаты в пределах синода.

Лютеранская церковь

В Лютеранской традиции синод может быть или местной административной областью, наподобие епархии типа Синода Миннеаполисской Области Евангелистской Лютеранской Церкви в Америке, или обозначать всё церковное тело, типа Лютеранской Церкви - Синода Миссури. Иногда слово также используется для обозначения встречи священников епархии. В таком случае оно не несет никакого административного значения.

Пресвитерианская церковь

В некоторых Пресвитерианских церквях синод - уровень администрации между Генеральной Ассамблеей и местной пресвитерией. Это относится к Пресвитерианской Церкви в Канаде , Объединённой Церкви в Австралии и Пресвитерианской Церкви США . Все они в своём устройстве находились под влиянием Церкви Шотландии , которая, однако, упразднила свои синоды в 1980-х.

Реформатская церковь

В Реформатских церквях Швейцарии и Южной Германии, где Реформатские церкви организованы как местные независимые церкви (например Евангелистская Реформатская Церковь Цюриха , Реформатская Церковь Берна), синод соответствует Генеральной Ассамблее Пресвитерианских церквей . В голландских Реформатских церквях (и их североамериканских копиях), «синод» - конфессиональная встреча представителей от каждого местного отделения.

На которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово - συνόδός, по-русски - собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели.

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор - апостольский собор , состоявшийся в Иерусалиме около г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во веке, а к веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления.

Различают два вида соборов: вселенские и поместные . Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора.

Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих.

Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), соборами называются собрания епископов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.

Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов).

Соборы называются

  • по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.),
  • по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы восточной церкви, западной церкви),
  • по названиям церквей, в строй которых они входили (соборы константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.),
  • по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские),
  • по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей),
  • по вероисповеданиям (соборы православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей),
  • по титулам председателей или церковных учреждений (митрополичьи, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные),
  • по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные),
  • по их числу (великие, малые, большие, меньшие),
  • по продолжительности (временные, постоянные).

В древней России были временные соборы, называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались соборы великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре вместо временных соборов учрежден был при местоблюстителе "освященный собор" постоянный, а в г. - св. прав. синод , которому были переданы полномочия патриарха. Созвание временных соборов с г. прекратилось; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название "духовного собора". Практика созыва церковных соборов в Русской Церкви возобновилась только в году, когда был созван Поместный собор , восстановивший патриаршество.

Как уже было сказано, постановления поместных соборов имеют обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права.

Во всех Православных Поместных Церквах таким авторитетом пользуются правила Поместных Соборов.



error: Content is protected !!