Где родился св николай. Святитель николай архиепископ мир ликийских, чудотворец

Николай Чудотворец

Чудотворная икона Свт. Николая Мирликийского из Диканьского храма.

Николай Мирликийский - святитель, епископ г. Миры в малоазийской провинции Ликия в первой половине IV в. от P. X. Родился около 270 г. в Патаре Ликийской, умер около 350 г. При жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову, много занимался благотворительной деятельностью. Предположительно был участником Первого Вселенского собора в Никее в 325 г. После смерти стал одним из самых почитаемых святых во всем христианском мире, в том числе в России, как покровитель земледельцев, моряков и путешествующих. В 1087 г. мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в г. Бари на юге Италии, где пребывают по сей день.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.125.

Николай Чудотворец (IV в. н. э., Патары) - архиепископ Мурликийский (город Мур в Ликии), великий христианский святой, прославившийся чудотворными деяниями при жизни и после смерти. По общему мнению, служителей церкви, являет собой "правило веры и образ кротости". Чтился как святой также мусульманами, сектантами и даже язычниками России. Долгое время не было критически обработанного его жития. Житие его, помещенное в "Четьях-Минеях" святого Дмитрия Ростовского, заимствовано, с сокращениями, из Симеона Метафраста и распространено в пересказах, причем черты его жизни смешиваются с делами другого святого Николая, епископа Пинарского (Ликия), жившего двухстами годами позже. По преданию, в младенческом возрасте не видел материнского молока в среду и пятницу. Его избрание в епископы приписывают "чуду". При Диоклетиане исповедуется в разорении языческих капищ. Присутствует на 1-м Вселенском Соборе, заступается за всех мужчин в Мурах. Является в Константинополь к Константину, спасает от разврата сестер. Многое между двумя святыми переплетается и точно выяснить правдивость того или другого факта невозможно. В 1807 г. итальянские купцы из Бари перевезли его мощи в свой город и этот день – 9 мая торжественно там празднуется. К этому дню туда стекаются паломники из Европы, в том числе из России. В России этот день также торжественно отмечается, как праздник, подобно 6 декабря – дню его преставления.

Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/

Николай Чудотворец Мирликийский, архиепископ, чудотворец (ск. ок. 345). Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почетном месте не оказалось бы иконы свт. Николая. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул таинственную славянскую душу, что стал отцом-покровителем далекой необъятной России. Удивительно откликнулось русскому слуху название г. Миры, в котором святитель епископствовал. Здесь и миро - свящ. благовоние, крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Св. Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое миро, истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и мир как состояние души, и мир как вселенная; здесь и производное мирянин - человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру... Родился будущий святитель в г. Патары. Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провел детские годы, с юных лет посвятил себя Церкви и стал архиепископом Мир Ликийских. Он отличался скромностью и простотой; трудился, постился, молился; помогал всем - богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым и, самое главное, - исцелял страждущих от греховных язв. В глубокой старости мирно отошел ко Господу, но не оставил своим попечением весь христианский мир. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры... Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы страждущим. Погребен был св. Николай в г. Мирах Ликийских, на юге Малой Азии (отсюда и его наименование - Мирликийский). Но в посл. четв. XI в., когда турки-мусульмане часто стали опустошать эти области Византии, угроза нависла и над великой общехристианской святыней - мощами св. Николая. И вот купцы из Италии, среди которых было много греков, в 1087 решили спасти св. мощи от неминуемой гибели. Они даже пошли на насилие над монахами, оберегавшими мощи святителя: завернув благоухавшие миром мощи, купцы отнесли их на свой корабль. Среди купцов-похитителей почти все были из г. Бари (на юго-востоке Италии), куда они и привезли святыню. Мощи торжественно были помещены в храме св. Стефана, а через год для них был построен специальный храм, где они находятся и по сей день, собирая к себе множество паломников - как католиков, так и православных со всего мира.

О степени почитания русским народом свт. Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему по четвергам и каждую неделю особую службу наряду с апостолами. До Крещения Руси четверг считался днем главного языческого бога Перуна, в который ему поклонялись и приносили жертвы. После принятия христианства многие праздники и торжественные дни, во время которых почитался Перун, были вытеснены почитанием святых, и прежде всего св. Николая Чудотворца. Этим в значительной степени и объясняется, почему русские люди издревле с особенным усердием чествовали св. Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвою. В Ипатьевской летописи под 1227 о галицком кн. Данииле читаем: “Еха Данил в Жидичин кланятися и молитися св. Николе, и зва и Ярослава к Лучьску; и реша ему бояре его: приими Луческ, где ими князя их; оному же отвещавшу: яко приходих зде молитву створити”. Или в другом месте: “Нача посылати Михаил и Изяслав грозыча: дай нашу братью, или придем на тя войною. Данилови же молящюся Богу и св. архиерею Николе, иже каза чюдо свое”. Древние наши калики перехожие в одном из своих стихов поют про св. чудотворца Николая, что он, чудотворец, Богом силен, он всем помощник. Подобным образом и нынешние малороссийские старцы поют в своих стихах о св. Николае Чудотворце:

Ой! Хто, хто Николая любит,
Ой! Хто, хто Николаю служит,
Тому святый Николае
На всякий час помогае.

В “Сказании о святых” свт. Николаю приводится особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. Исстари ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как св. Николаю Чудотворцу. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI в., замечал, что русские, между святыми особенно почитая св. Николая, едва не воздают ему божеского поклонения; во имя его воздвигают они особенные храмы и рассказывают о нем много чудесного. Иностранный путешественник говорил, что у русских св. Николай считается патроном их отечества, и, между прочим, прибавлял, что русский люд даже верит, будто св. Николай Чудотворец мог бы быть Богом, но не захотел этой чести, и, во всяком случае, после Бога заступает первое место. Русский народ исстари привязан к самому имени св. Николая; оно составляет доселе одно из употребительнейших имен, какими только привыкли называть себя русские. Образ св. Николая можно встретить почти во всех православных русских домах. Пред ним русский человек молился о помощи во всех более или менее трудных обстоятельствах своей жизни. Русские крестьяне говорили о св. чудотворце Николае: “Нет на нас поборника супротив Николы”, “Попроси Николу, и он скажет Спасу”, “Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле”, или: “От Холмогора до Колы тридцать три Николы”, или еще: “Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года”, “Что криво и слепо, то Николе свету” и т.д.

Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. Это открытое заявление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, это решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, каким отличался свт. Мирликийский во время своей жизни, особенно как-то идут к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры. Такие особенности личного характера чудотворца, без всякого сомнения, делали образ этого угодника Божия особенно привлекательным и достойным уважения в глазах русского народа: они-то, между прочим, кажется, и дали возможность стать русскому люду в особенно короткие отношения к этому святителю. Насколько в этом последнем случае русский человек представляется простодушным и чистосердечным в обращении с Николаем Чудотворцем, лучшим доказательством тому служат (кроме вышесказанных уже нами народных пословиц) народные легенды об этом угоднике, как, например, легенда о купце Садко и св. Николае Можайском, повесть о покровительстве одному крестьянину св. чудотворцем Николаем и о его соперничестве в этом деле со св. Илиею Пророком и т.д. Свт. Николай почитался в России не только вообще заступником от всех бед и несчастий, но еще, в частности, хранителем на водах, и в “Сказании о святых” ему полагалась особая молитва об охранении на водах. Русские мореходы почти всегда имели икону этого угодника и в случае опасности выносили ее на палубу, умоляя его об избавлении от кораблекрушения и бури.

Очевидно, что основанием для этого верования послужили чудеса св. Николая, которыми прославился этот угодник на море. Четьи-Минеи о св. чудотворце Николае повествуют так: однажды случилось, что корабль, на котором плыл в Палестину св. Николай для поклонения св. местам, подвергался опасности от бурных волн на море. Но когда св. Николай помолился о спасении, буря укротилась, и корабль благополучно прибыл к месту своего следования. Исполнив свой обет в Палестине, св. Николай на том же корабле намерен был отправиться на родину, но корабельщики, обещавшие привести его в Ликию, обманули и направили свой корабль в другую сторону. Вдруг по молитве св. Николая поднялась буря, и корабль, вопреки всем усилиям корабельщиков, принесло к берегам Ликии. В другой раз какой-то корабль на пути в ликийские страны застигнут был сильною бурею, которая угрожала кораблекрушением. Корабельщики только по слуху о св. Николае как помощнике всем несчастным на водах воспомянули вел. свт. Николая, и он, явившись сам на корабль, стал править рулем и запретил бушевать ветру по морю. В прологе XVII в. в числе чудес чудотворца Николая повествуется “о чуде чудотворца Христова Николая, бывшем в Кыеве месте, в церкви св. Софии”. Чудо состояло в том, что утопшее дитя св. Николай сохранил живым. “Так раб Господень, - говорится в Нинеях, - морю и ветрам повелеваше и послушливы ему бываху”. На этом основании Русская Церковь в своих песнопениях в честь св. Николая величает его спутником путешествующих и на море сущим правителем. Ко дню 6 декабря в честь св. Николая приурочены были в старину так называемые братнины. О братчинах встречаем весьма частые упоминания в летописях и других древних наших памятниках, и братчины, совершавшиеся на празднике св. Николая, получили название Николыцины.

С особою торжественностью в старину совершались Николыцины во время храмового праздника в честь св. Николая. Тогда наши предки собирались в церковь, служили св. Николаю молебны, ставили сообща этому угоднику большую свечу и затем заключали свои собрания угощениями и веселием. В сельскохозяйственном быту день свт. Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Наконец, русские крестьяне с днем св. Николая связывали следующие, основанные на наблюдении приметы о погоде и состоянии зимы: “Никола загвоздит, что Егорий намостит”. - “Хвали зиму после Николина дня”. - “Первые морозы Никольские”. - “Перед Николой иней - овсы хороши будут”. - “Иней на Николу - к урожаю”. - “Цены на хлеб строит Николин торг”. - “Никольский обоз для боярской казны - дороже золота”.

Празднование памяти свт. Николая Чудотворца совершается 6/19 декабря и 9/22 мая (перенесение мощей в 1087).

И.П. Калинский

Николай Мирликийский (Николай Чудотворец), епископ г. Миры в Ликии Малоазийской, святитель (к. III - 1-я пол. IV в.), один из самых почитаемых святых во всем христианском мире и прежде всего в России. Образ святого сыграл большую роль в развитии мировоззрения Святой Руси.

Еще при жизни свт. Николай прославился многими подвигами во славу Христову и чудесами. Поэтому день его погребения - 6 (19) дек. - стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний. Но еще больше чудес от свт. Николая стало случаться после его смерти. Его покровительство распространялось прежде всего на плавающих и путешествующих, на «всех сирых и убогих», на скотоводство и земледелие, считался он также и «хранителем земных вод». В православной традиции свт. Николай получил еще 2 прозвания - Николай Чудотворец и Николай Угодник.

Свт. Николаю посвящено большое число различных сочинений, авторами которых стали как известные православные писатели и деятели церкви (Антоний Критский, Кирилл Философ, Климент Охридский и др.), так и простые священники. В Х в. византийский агиограф Симеон Метафраст на основе многих древних латинских и греческих источников написал «Житие св. Николая Мирликийского» (на русском языке известно в рукописях начиная с XV в.).

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. В Киевском Софийском соборе (сер. XI в.) в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение свт. Николая. Особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со 2-й пол. XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

В 1087 мощи святого были украдены из г. Миры норманнами и перевезены в итальянский г. Бари. В город норманны вступили 9 (22) мая. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого. С 1089 и поныне они хранятся в специально построенном во имя св. Николая католическом соборе.

Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника - «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно, - в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора «Сказания». Более того, само «Сказание» придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского, чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру г. Бари явился свт. Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (23) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от свт. Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования свв. Бориса и Глеба, плывя в лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой свт. Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном свт. Николаю.

«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в к. XI в. день перенесения мощей свт. Николая стал считаться праздничным в Русской православной церкви. В русской православной традиции день 9 мая получил именование Никола вешний. Важно отметить, что если Византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство русской церкви. Скорее всего подобная ситуация объяснялась тем, что, признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание св. Климента, папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента, папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею - идею независимости русской церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ свт. Николая был «более управляем».

Впрочем, небесное покровительство Николая Чудотворца Русской земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем свт. Николая. Так, ок. 1113 близ Новгорода на о. Липно в Ильмень-озере явилась икона свт. Николая, чудесным образом исцелившая новгородского кн. Мстислава. В н. XIII в. Русь обрела еще одну чудотворную икону - повинуясь неоднократному повелению свт. Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился кн. Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в г. Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. В к. XV в. Николай Чудотворец, вместе с Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще долго.

Главное же состояло в том, что свт. Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской государственной библиотеке хранится более 500 рукописей XII-XX вв.), храмов, монастырей, икон. А сам образ св. Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжал освящать сердца русских людей.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 мая в Москву из Бари (Италия) привезены мощи святителя Николая Чудотворца - одного из самых почитаемых христианских святых.

До 12 июля мощи будут находиться в Москве в храме Христа Спасителя, затем до 28 июля их разместят в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Жития, источники

Древнейшим текстом, где упоминается Николай Чудотворец, являются "Деяния о стратилатах" (IV век). Основное житие Николая Чудотворца в греческой (православной) традиции было составлено Симеоном Метафрастом в X веке. В нем, согласно предположениям историков, могли быть соединены детали жизни двух христианских епископов, живших в Малой Азии в III-IV и VI веках.

Всего существует несколько десятков житий и описаний чудес, совершенных святым Николаем.

Жизнеописание

Николай Чудотворец (также Николай Угодник, Николай Мирликийский), согласно христианским жизнеописаниям, родился в г. Патары в древнеримской провинции Памфилия (ныне - территория Турции, провинция Анталья). Точные даты его жизни неизвестны, предположительно, он родился в 270 г.

Родителями Николая были христиане, с молодости он изучал Священное писание. Впоследствии его дядя - епископ Патарский - возвел племянника в сан священника.

В конце III века Николай совершил паломничество в египетскую Александрию, затем - в Палестину. Считается, что во время одного из путешествий в Египет совершил чудо: воскресил моряка, который упал с мачты. По другим преданиям - он молитвой спас судно от крушения.

Около 300 г. стал епископом города Миры (Ликия, ныне - Демра, провинция Анталья, Турция). В период правления императора Диоклетиана (284-305), который подвергал христиан гонениям, Николай был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден. Согласно некоторым из житий, участвовал в I Вселенском соборе в Никее (325), во время которого "ударил по щеке" Ария, основателя ереси арианства. За это был осужден на соборе, но избежал наказания. Будучи епископом, прославился благотворительностью, заступничеством за осужденных на смертную казнь и т. д.

Скончался, предположительно, в 345-351 гг. в г. Миры. В православной церкви память святого отмечается 19 (6 - по юлианскому календарю) декабря и 22 (9) мая.

Мощи

Мощи Николая Чудотворца хранились в г. Миры в небольшой церкви. В начале 1080-х гг. город был захвачен турками-сельджуками, которые не тронули греческих монахов, служивших в церкви, но ограничили паломничество. В 1087 г. норманнские пираты перевезли основную часть мощей в итальянский город Бари, где они и хранятся в настоящее время в базилике Святого Николая.

Часть мощей (частицы скелета и одежды), оставшаяся в Мирах, в 1099-1101 гг. была вывезена в Венецию, ныне находится в церкви Святого Николая на острове Лидо. В 1957 и 1987 гг. экспертизы образцов мощей, хранящихся в Бари и Венеции, показали, что они принадлежат одному человеку. Мелкие частицы мощей также имеются в десятках католических и православных церквей в разных странах мира, в частности - в Свято-Даниловском монастыре (Москва), Свято-Никольских монастырях в Саратове, Старой Ладоге (Ленинградская обл.), Переславле-Залесском (Ярославская обл.), Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге и др.

Почитание

Вскоре после смерти Николай Чудотворец начал почитаться как святой (точная дата канонизации неизвестна) и остается одним из самых значимых христианских подвижников в православной, католической, лютеранской и древновосточных церквях.

Считается, что после смерти его тело начало источать благовония, после чего стало объектом паломничества. Распространены сообщения о посмертных чудесах Николая Мирликийского, совершенных после молитвы его иконам и т. д. Известен как заступник бедных, покровитель мореплавателей и путешественников. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых. Уже в конце XI века в русском церковном календаре отмечался не только день его погребения в декабре, но и память перенесения мощей в Бари в мае.

Итальянский путешественник Николай Веронский, побывавший в XVI веке в России, отмечал, что у русских святой Николай считается "покровителем Отечества". Памяти Николая Чудотворца в России посвящено множество храмов и монастырей (больше - только Богородице).

В житиях часто упоминается, что Николай Святитель дарил подарки и помогал детям-беднякам. В католических странах с XIX века он стал прообразом Санта-Клауса, фольклорного персонажа, который дарит детям подарки на Рождество.

Иконография

Самое раннее сохранившееся изображение Николая Чудотворца - на створке триптиха, хранящегося в монастыре Святой Екатерины на Синае (Египет). В иконографии облик святого сложился к XI веку: обычно он изображается с короткой бородой и округлым лбом, в облачении митрополита, в руку ему помещают закрытое Евангелие. Старейшее изображение в древнерусском искусстве - алтарная мозаика и фрески в Софийском соборе в Киеве (1-я половина XI века).

Имя: Николай Чудотворец (Николай Мирликийский)

Дата рождения: 270 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 345 г.

Рост: 168

Деятельность: архиепископ, православный святой

Семейное положение: не был женат

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении.

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению . Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю.

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.


В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным.


После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.


Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.


Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.


Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.


Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.


Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.


Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России .

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.


Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.


Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай.

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России . 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.


К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений. Подавал милостыню нищим. Оберегал молитвами своими мореплавателей.

Рожден великий святой был в Ликийской области, в городе Патаре. Доподлинно дата его рождения неизвестна. Приблизительно, было это во 2-ой половине 3-го века.

Родители Николая были людьми верующими и благочестивыми. Однако же, Господь не дал им детей. И, они усердно молились о том, чтобы послал он им ребенка, обещав посвятить его службе божьей. Молитвы их были, наконец, услышаны.

Чудеса являл Николай еще с младенческого возраста. Во время своего крещения, сам он стоял на ногах. А таинство это проходило довольно долго.

Соблюдал он и посты, будучи еще малым ребенком. Довольно рано овладел грамотой и читал усердно священные писания. В юношеском возрасте принял сан священника. Отличался он мудростью. За помощью к нему приходили люди и из далека, так как слава о его дарованиях очень скоро вышла за пределы родного города.

Совершал Николай паломничество в Иерусалим. Поплыл он туда на корабле вместе с другими паломниками. Он был старшим в этом путешествии. Еще до отправления в путь, предсказал Николай страшный шторм и гибель корабля и людей. Но, молитвами своими он смог усмирить ненастье. Спокойно прибыли они в Священные земли. Там Николай посетил все места святые.

Во время этого паломничества хотел он уйти от мира, посвятив себя пустынной жизни. Но, Господь, явившись ему во сне, приказал возвратиться к людям. Не один раз потом хотел Николай уединиться, но другая судьба была уготована ему Господом, все время останавливающим его от этого.

После смерти епископа в Лирах, этот сан передали Николаю. Господь указал на него, как на своего избранника, одному из священнослужителей во сне.

Во времена императора Диоклитиана, 284 – 305 года ознаменовались христианскими гонениями. Был посажен в темницу и Николай вместе с другими праведниками. Он всячески утешал их и поддерживал, призывая к терпению.

При Константине был он освобожден и возвратился в свою епархию.

Характер был у Николая кроткий, был он милостив и терпелив. Однако, это не мешало ему ревностно защищать веру, круша языческие капища и обличая еретиков. Раз, даже лишали его сана, за слишком яростное поведение. После был восстановлен он в своих правах, так как Господь являл доказательства того, что действует Николай от его имени.

Дожил Николай до глубокой старости. Умер он в период между 345 – 351 годами. Мощи его оказались нетленны и источающими целебное миро.

Житие Николая Чудотворца

Святитель Николай родился в Ликийской области в религиозной семье. Родители долго не могли иметь детей, но однажды, когда Нонна забеременела, мать и отец дали обет, что посвятят своего единственного сына Богу. При рождении святой Николай смог излечить мать от страшной болезни. Своим появлением на свет мальчик нес радость и счастье окружающим. Во время крещения, отдавая честь Святой Троице, мальчик смог сам устоять больше 2 часов. С самого раннего детства Николай постился, пил молоко Нонны только 2 раза в неделю.

Когда он немного подрос, то стал посвящать всё время изучению Библии, Великих писаний, часто ходил в храм и молился. Им очень гордился его дядя, который был служителем церкви и через некоторое время Николай становится чтецом, а ещё позже ему присваивают сан священника. В себе он сочетал и дух юности, и мудрость старца. Прихожане уважали его, любили с ним разговаривать и слушать его чтение. Он постоянно находился в храме и был готово помочь любому, кто в этом нуждается. Также, Николай всегда старался отдать свое имение бедным.

Однажды он спас семью от бедности и позора. Один нищий, дабы выручить семью от голода, решился отдать дочерей на блудодеяние, но Николай узнал об этом и отдал ему несколько мешочков с золотом. Священник никогда не рассказывал о том, что кому-то помогает, предпочитал оставлять это в тайне.

Его дядя епископ Патарский должен был отправиться в Иерусалим и решил оставить на управление церковь своему племяннику Николаю. Когда епископ вернулся, молодой священник просил благословение на то, чтобы увидеть Святую Землю. Когда он со своими путниками был в пути, то Николай предсказал, что их ждёт беда и скоро настигнет буря. Но его попросили утихомирить стихию молитвами. Так святой Николай спас жизнь своим товарищам.

Добравшись до Иерусалима, Николай обошел все святые земли и прочитал молитвы. Когда он добрался до Сионской горы, обнаружил церковь. Закрытые двери отворились пред святым Николаем, и он вошел внутрь. Также прочитав молитвы, Николай Чудотворец хотел отправиться в пустыню и стать паломником, но чей-то голос его остановил и сказал, что нужно вернуться домой и там помогать нуждающимся.

Он вернулся в Ликию, и Господь обратился к нему, сказав, что ему надо идти в мир и прославлять имя святое. Так и случилось, когда умер почитаемый архиепископ Иоанн, и пришло время избирать нового архиепископа. Лик Николая пришёл в видении одному из священнослужителей и его избрали великим архиепископом.

Николай известен тем, что мог творить чудеса. Ему было известно многое и однажды, он спас от смерти трёх, ни в чем не повинных мужей. Архиепископ остановил меч над их головами, а того, кто их оклеветал раскусил во лжи. Также город Мира, который погибал от голода, был спасен именно молитвами Николая. Затем спас несколько утопающих, и пленников, которые сидели в темнице.

В 345 году Николай ушел к Господу и продолжал там служить ему. Но даже после смерти, святой помогал людям. Его мощи могли исцелять от самых страшных заболеваний. Его имя славилось во всём мире, вся Русь знала о святом Николае, и сегодня в каждом городе есть храм, построенный в его честь.

Церкви Николая Чудотворца находятся на разных землях: в Киеве, Смоленске, Владимире, Ярославле, Иванове, Москве. Раньше храмы строились купцами и торговцами на центральных площадях, в знак почтения Николая.

Через несколько лет после смерти, Николай Чудотворец продолжил свои святые деяния. Он спас младенца, который утонул в море, и оживил его, и принес в храм святой Софии.

Каждый город знает о Николае, слышал о его чудесах и силе божьей.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Сергей Миронович Киров

    Сергей Миронович Киров (1886г.) – политик, ярый революционер, ленинец. Местом его рождения считается г. Уржум. В юности носил фамилию Костриков. Сергей средний из троих детей, девочек Анны и Лизы.

  • Ганс Христиан Андерсен

    Г.К. Андерсен – известный датский сказочник, произведения которого знакомы взрослым и детям всего мира. Родился он в 1805г. в семье бедного башмачника и прачки.

  • Исаак Бабель

    Биография переводчика и журналиста Исаака Бабеля имеет свои неверности и недочеты. Знаменитый переводчик Исаак Бабель родился в 1894 году 30 июня (по старинному календарю) в Одессе в семье купца

  • Васко да Гама

    Васко да Гама появился на свет 29 сентября 1460 года в городе Синиш (Португалия). Был третьим из шести детей, рождённых в семье рыцаря Эштевана и его жены Изабель. В возрасте ещё до 20 лет вступил в Орден Сантьяго

  • Галилео Галилей

    Галилео Галилей был астрономом, физиком, математиком, философом и механиком. Он очень повлиял на науку свой эпохи и стал первым человеком, который начал пользоваться телескопом для наблюдения за небесными телами


Николай Чудотворец родился в семье очень престарелых родителей Нонны и Феофана, которые были весьма богатыми и порядочными людьми, но у которых не было детей до самой глубокой старости.

Их сыночек — Николай появился на свет Божий исключительно благодаря горячим молитвам стариков к Господу, просящих даровать им сына.

Таким образом, сам факт рождения Святого Николая Чудотворца — уже чудо, а его имя переводится как «победитель народный».

Вся жизнь Николая Чудотворца прошла в Малой Азии — на территории современной Турции, в городке Патары Ликийской области, а после взросления — в городе Ликии.

Николай Чудотворец родился 19 декабря и с самого детства показал свою приверженность Господу Богу: он спокойно простоял три часа в крещенческой купели с весьма прохладной водой во время длительного и утомительного обряда крещения.

Выражаясь на современном сленге, Святой Николай Чудотворец рос «ботаником» - его не интересовали ни детские игры, ни пустая болтовня, но он очень любил читать, молиться и поститься. Странные увлечения как для обычного ребенка, не правда ли?

Заметив столь великое рвение Николая Чудотворца к подвижничеству, родители отдают Николая в пресвитеры под начало родного дядьки епископа.

Во время посвящения Святого Николая Чудотворца в священники епископ увидел судьбу своего племянника и предсказал ему великое будущее. Вскоре дядя уехал в Палестину, а Николая оставил в качестве епископа в Патаре.

Тогда Николай Чудотворец и начал совершать свои добрые дела — подарил золото трем сестрам-бесприданницам, с помощью которого вышла замуж первая сестра.

Но Святой не успокоился и подбросил еще один мешочек с золотом для того, чтобы замуж вышла и вторая сестра. А когда он подбрасывал третий мешочек с золотом, их отец решил отблагодарить своего благодетеля и догнал его, чтобы узнать, кому он обязан счастьем своих дочерей.

По возвращении дяди из Палестины туда отправился сам Николай, и в дороге по морю он предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса, исцелял от недугов много людей, живших на берегах, к которым приставал их корабль, помогал бедным материально.

Однако, Чудотворец не остался в Вифлееме, в Палестине, а вернулся на Родину, где и стал монахом.

Но Богу было неугодно, чтобы Святой Николай монашествовал и он направил его не в Патар, где его все знали и уважали, а в Ликию.

В Ликии Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями — у него даже не было крыши над головой. И тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу.

Когда пришло время выбирать в Ликии нового епископа, старейшему епископу явилось Божественное откровение, согласно которому епископы должны были избрать нищего Святого Николая Чудотворца — избранника Господнего.

Но даже после получения столь высокой должности Святой Николай не стал облачаться в пышные одежды — он продолжал вести чрезвычайно скромный образ жизни и кушал только один раз в день — вечером.

Когда император Диоклетиан начал гонения на православную Церковь, и Святой Николай не выдержал издевательств и ересей императорского приспешника Ария — дал ему пощечину.

За это Святого Николая разжаловали из епископов и даже посадили в тюрьму, но скоро Чудотворца вызволили из темницы.

Когда наступил голод, Николай сотворил еще одно чудо — приказал торговцу хлебом, находящемуся далеко от родных мест Николая, привезти сюда корабль хлеба и даже на таком большом расстоянии «прислал» ему задаток — три золотые монеты.

Также Николай Чудотворец спас от казни ложно оговоренных людей, а позже — и царедворцев, и ради этого не побоялся лично выступить с облачительной речью коррупционеров тех далеких времен в присутствии самого царя — и те были милованы.

Святой Чудотворец Николай считается особым покровителем моряков и водителей, т.к. неоднократно спасал корабли во время самых жестоких штормов.

Он целил раны и душу, сеял зерна христианской веры по везде, где только мог. Умер Святой Николай 6 декабря 342 года и был похоронен в церкви города Миры.

Что может вынести каждый из нас из святой жизни Николая Чудотворца? Надо помогать бедным и нищим людям деньгами, вещами, едой и подарками при каждой удобной возможности.

Надо подавать милостыню нищим — особенно детям и старикам. Можно относить лишние продукты и уже ненужную одежду в местную церковь в сторожку, где её раздадут бедным или же подавать еду, деньги и вещи самым нищим, в воскресенье и другие великие праздники в большом количестве сидящим у ограды храма.

Надо учиться прощать даже врагам, даже людям, совершившим страшные поступки, если они искренне покаялись и повинились. Надо просто стараться быть лучше — вот чему учит нас жизнь Святого Николая Чудотворца.

Вещи и материальные блага — это прах, сегодня они есть, а завтра — сгнили или просто исчезли, а душа — она вечная, и будет ли она мучиться после нашей физической смерти в аду, или же будет в Раю — решать только нам.

Если Вы верите в чудеса и Вам действительно очень-очень нужна помощь или даже настоящее чудо — молитесь Святителю Николаю — искренне и сильно, с душой, и он обязательно Вам поможет, если задуманное Вами угодно Богу.
Количество показов: 24017
Рейтинг: 3.93



error: Content is protected !!