Был издан духовный регламент. Церковная реформа Петра I

Жизнь духовенства в любой конфессии всегда строго регламентирована. Это касается как внешних атрибутов (облачение, использование предметов культа, правила поведения и т. д.), так и всех сфер жизни священников в целом. Все нормы и правила отражаются в нормативных документах: кодексах, регламентах, положениях. Таким документом для русского духовенства на протяжении многих лет, начиная с петровских времен и вплоть до переворота 1917 года, являлся «Духовный регламент или устав Духовной коллегии».

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Уставом определялись структура и функции Синода, устанавливалась система государственного контроля над деятельностью священников и монахов.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий - обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament - правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

Духовный регламент 1721 года

В основу устава легла «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая...» (1718-1720 гг.), составленная архиепископом Феофаном Прокоповичем. После редактирования и внесения царем дополнений регламент заслушали на заседании Сената в присутствии столичных архиереев. Затем он был подписан Петром. Впоследствии и в других больших городах Российской империи 87 представителей священства подписали документ. По-видимому, никто из них детально с ним не знакомился и поэтому не мог сформировать своего к нему отношения.

История подготовки и создания

Долгое время после восшествия на престол Петр I довольствовался полумерами в отношении реорганизации церкви. И только в 1718 году император дал поручение Феофану Прокоповичу разработать проект закона для Духовной коллегии. Государь считал, что реформы государственного и церковного управления имели одинаковую важность для империи и должны были осуществляться совместно.

И чем больше государственного контроля будет в делах церкви, тем лучше.

Эта установка была озвучена разработчикам устава Духовной коллегии.

Вообще царь считал очевидным необходимость введения коллегиального управления церковью и подчинение ее монаршей воле. Петр I знал, что такая позиция вызовет яростное сопротивление духовенства, поэтому проект закона прошел формальное согласование у духовных иерархов. Регламент был утвержден указом царя от 25 января 1721 года, а опубликован в окончательной редакции 16 сентября того же года.


Цель документа

Издание «Духовного регламента» поддерживало политику царя, которая определялась как «исправление духовного чина». Под этим подразумевалось искоренение системы управления с помощью патриаршей власти, устранение самой возможности для священников выступать в качестве оппонентов царя. Безусловно, это ослабило влияние духовных деятелей на русское общество.

Идея о верховенстве светской власти в религиозных делах созрела под влиянием протестантских теорий, которые в то время считались прогрессивными. Кроме того, архиепископ Феофан активно использовал тезисы «естественного права» и юридических концептов «полицейских государств». Вера постепенно теряла свое самостоятельное место в обществе.

Таким образом, царь получал все основания для того, чтобы объявить себя единоличным блюстителем веры и постепенно подчинить себе духовенство. В таком контексте вера и священство рассматривались в качестве инструментария для осуществления контроля над подданными.


Основные положения

Устав разделен на три части. В первую часть вошли положения, которые объясняют преимущества коллегиального управления православной паствой по сравнению с единоличным. Если говорить коротко, то «соборное» управление должно было уберечь державу от мятежей и смут, которые могло спровоцировать правление одного сановника. Также упоминается о том, что единоличный церковный владыка становится подобным самодержцу. Синод, в свою очередь, сравнивается с соборами духовенства в прошлом. Однако авторы документа не смогли найти убедительных аргументов за отмену института патриархата на Руси.

Вторая часть определяла круг полномочий членов Синода, которые связаны с проблемами церкви. В частности, предлагалось активно искоренять суеверия и тщательно отбирать духовную литературу, которая подлежит распространению. Это означало введение цензуры духовных текстов. Кроме того, упорядочению подлежали правила церковных служб.

А для просвещения простых людей надлежало составить три книги:

  • с основными христианскими догматами и десятью заповедями;
  • с изложением должностей и чинов;
  • с извлечениями из жития святых о грехе, добродетели и т. д.

В составе Синода было двенадцать представителей церковной элиты того времени. Руководство осуществлял президент, но власть его носила во многом номинальный характер. У всех архиереев, входящих в состав, было равное право голоса, и каждый из них мог быть подвергнут синодальному суду. То есть, этот орган не был обличен патриаршей властью: действуя от имени царя, он исполнял его указы и повеления во всех религиозных сферах. Примечательно, что присяга клириков немногим отличалась от той присяги, которую приносили военные и государственные служащие. В соответствии с присягой иерархи должны были выполнять роль послушных рабов и подданных царя, а также служить на благо укрепления монаршей власти.

Царь становился «судом в последней инстанции» в делах религии и веры. Такая форма присяги просуществовала около 180 лет. Отменили ее только в 1901 году.


Далее формулировались обязанности православных епископов. Они должны были хорошо ориентироваться в правилах Вселенских и Поместных соборов. Дважды в год им предписывалось инспектировать свою епархию и тщательно следить за поведением представителей ее духовенства. Епископ в своей епархии вершил духовный суд, анафема объявлялась только с позволения Синода.

Синодальный суд представлял собой высшую судебную инстанцию, куда направлялись и жалобы на епископов. Архиерей два раза в год направлял в Синод отчеты, которые содержали подробные сведения о том, как обстоят дела в епархии. Некоторыми пунктами регламента запрещалось оказание архиереям излишних почестей, а их слуги подвергались жесткой критике.

Во второй части также описано создание духовных училищ. Особенно разработчики были озабочены проблемой отбора педагогических кадров. Училища должны были представлять собой заведения монастырского типа с соответствующими правилами.

Программа обучения предполагала разделение на восемь классов и изучение следующих предметов:

  • латыни;
  • греческого;
  • древнееврейского;
  • церковнославянского;
  • географии;
  • богословия;
  • истории и т. д.

По окончании обучения выпускники становились священниками или постригались в монахи. Также говорилось о том, что проповедовать могли только те, кто получил образование в духовном училище.


Третья часть документа содержала сведения о мирянах и их отличиях от священства. Им предписывалось ходить к причастию не реже одного раза в год. Помещикам запрещено было строить домовые храмы, им следовало быть с «братиею» и посещать приходские церкви. Кроме того, необходимо было бороться со старообрядцами и всячески способствовать их выявлению.

В положениях третьей части также содержится подробное описание функций и обязанностей, которыми наделены синодальные чиновники. Например, они рассматривали сочинения духовного содержания перед публикацией, проверяли кандидатов на епископские должности, контролировали использование приходского имущества, боролись с корыстолюбием священников, требовавших оплату за совершение треб.

Документ предусматривал для архиереев возможность внесения дополнений с согласия государя.

Первоначальный вариант регламента содержал очень мало сведений об институте монашества, и синодальные чиновники, составив соответствующее добавление, опубликовали его без ведома царя. В дальнейшем эти добавления к каноническому тексту были переработаны и опубликованы Петром. Речь в них, в основном, шла о взаимоотношениях светских и духовных властей, о правилах пострига монахов и рукоположения священников, о предостережениях духовенства от разного рода бесчинств, пьянства, ссор. Кроме того, раздел содержал подробные сведения о порядке наложения епитимьи.

Историческое значение

По мнению современных исследователей, введение этого документа привело к ряду существенных изменений в отношениях русской православной церкви и государства.

К их числу можно отнести:

  1. Введение жесткого контроля над духовенством.
  2. Превращение церковной власти в подобие светской: фактически церковь встраивается в государственный аппарат.
  3. Формирование Святейшего Синода как государственного учреждения.
  4. Постепенное ослабление связи духовенства с православной паствой.

Но нельзя не сказать о том, что этот период подарил миру множество святых, которые жили подлинно духовной жизнью: Серафим Саровский, Оптинские старцы, святитель Игнатий (Брянчанинов).


Разработчики и авторы регламента

Проект закона был разработан по поручению императора епископом Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. Этот документ считается одним из ярчайших образцов творчества автора.

Феофан Прокопович

О происхождении епископа известно мало. По историческим сведениям, он был выходцем из Смоленска, родители его были мелкими торговцами. Мальчик рано осиротел, и его взял на воспитание родной дядя, ректор Киево-Братской коллегии. Ребенок получил хорошее духовное образование. Будучи уже взрослым, он окончил полный курс иезуитской коллегии в Риме.

Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.

Одним из постулатов, активно защищаемых Феофаном, было почитание царя главой не только над мирянами, но и над всем духовенством.

Петр Великий, убедившись в столь лояльном отношении монаха, вызвал его в столицу для реализации реформы. После образования Святейшего Синода Феофан Прокопович некоторое время возглавлял его, а затем стал его первенствующим членом. Он также являлся активным сподвижником и соратником Петра I в реформировании управленческого аппарата церкви с целью ликвидации ее автономности от государства и полного подчинения духовенства императору.


Петр I

Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве получил хорошее домашнее образование. С юных лет владел немецким, голландским, английским и французским языками. Кроме того, царевич в дальнейшем освоил множество разноплановых ремесел, уделяя особое внимание военно-морскому делу. Был чрезвычайно волевым, целеустремленным и работоспособным человеком.

Государь представлял собой не совсем привычный для того времени тип личности: в силу особенностей воспитания, он не имел большой склонности к старым обычаям и московским придворным порядкам, но был очень чуток и восприимчив к немецкой и вообще заграничной культуре.

Масштаб изменений, произошедших в русском государстве по воле императора, трудно оценить однозначно.

Совершенно новая форма армии и флота, значительное увеличение масштабов государства, наличие выхода к морю, отношения с Европой, изменения внешнего вида русских придворных - все эти изменения давали повод для горячих дискуссий о деятельности правителя. Даже при жизни Петра мнения о его правлении и реформах были противоречивы. Ближайшие соратники во всем поддерживали и считали все начинания успешными. Народ в большинстве своем соглашался с раскольниками и считал Петра «антихристом».

Но и те, и другие признавали, что в государстве произошли радикальные перемены. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на прежнюю.


Видео

Из этого видео вы подробнее узнаете о проведении церковной реформы Петром Великим.

Как высший орган церковной власти и одновременно государственное ведомство, с момента открытия 14 февраля - Святейший Правительствующий Синод . "Духовный регламент" определял структуру и функции Святейшего Правительствующего Синода и устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Первая публикация "Духовного регламента" последовала 16 сентября 1721 г. Его значение вышло за рамки инструкции для одной из петровских коллегий.

Основой "Духовного регламента" была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая...» (1718-1720). Она была отредактирована и дополнена царем. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель Патриаршего престола Рязанский митр. Стефан (Яворский) , который ссылался на неясность отдельных положений "Духовного регламента". Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст "Духовного регламента" не был выслан в Константинополь. В г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от других патриархов.

Создание "Духовного регламента" вытекало из общего направления церковной политики Петра I, которую он формулировал как «исправление духовного чина». Она заключалась в ликвидации патриаршей системы управления Церковью, устранении возможности оппонирования царю со стороны Церкви, результатом чего явилось снижение влияния Церкви на общество. Идейным источником "Духовного регламента" послужили протестантские теории о верховенстве светской власти в духовных делах. На их основе архиеп. Феофан (Прокопович) выработал обоснование прав российского царя как верховного блюстителя «правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» , имеющего власть над Церковью, подобно германским протестантским князьям, распространявшим свою светскую и одновременно духовную власть на принадлежащие им территории. Кроме того, архиеп. Феофан исходил из положений популярной тогда в Западной Европе теории «естественного права», правовых концепций «полицейского государства», которые не оставляли Церкви и вере самостоятельного места в обществе. Церковь рассматривалась как один из инструментов достижения «общего блага», как элемент государственной системы воспитания, образования подданных и контроля над ними. Текст "Духовного регламента" местами приближается по форме к политическому трактату, содержит резкую критику прежних порядков церковного управления и образа жизни духовенства.

В "Духовном регламенте" определен состав Синода - 12 человек, в т. ч. 3 архиерея, а также архимандриты, игумены и протопопы. Его возглавлял президент (председатель). Однако, согласно манифесту от 25 января 1721 г., в Синод входили президент, 2 вице-президента, 4 советника и 4 асессора, т. е. всего 11 человек. На практике состав и структура неоднократно менялись. При этом все члены Синода, включая президента, имели равные голоса, каждый из них подлежал суду Синода. Президент лишь символически представлял собой первоиерарха, а на практике не отличался по своим правам от других членов Синода. Являясь высшим административным и судебным органом Русской Церкви, Синод не обладал властью патриарха, действовал от имени царя, получал от него к исполнению указы и повеления по всем церковным делам. Вошедшая в "Духовный регламент" присяга членов Синода мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих, обязывала высших церковных иерархов быть «верными, добрыми и послушными рабами и подданными» царя, делать все, что служит к укреплению самодержавной власти. Так, члены Синода обязывались объявлять о любых полученных ими сведениях «о ущербе... Его Величества интереса, вреде и убытке». Царь считался «крайним судией» Духовной коллегии и именовался, в частности, «христом Господним». В г. Синод отменил эту форму присяги.

Основной текст "Духовного регламента" состоит из трех частей. В первой обосновываются преимущества коллегиального органа перед единоличной системой управления делами Церкви. Аргументация строится на упрощенном представлении о малоэффективности патриаршей власти, о ее подверженности бюрократическим порокам, некомпетентности, о пристрастности и даже об опасности для существования самодержавного государства. В качестве примеров опасного усиления церковной власти приводятся указания на византийскую историю, историю папства и подобные «у нас бывшие замахи» . Учрежденный же царем Синод сравнивается с соборной практикой прошлого, с «соборным духовным правительством» . Выражается уверенность, что он станет «школой правления духовного» , школой будущих архиереев, благодаря которой «скоро от духовного чина грубость отпадет» . Все же архиеп. Феофан не сумел найти убедительного канонического оправдания отмены Патриаршества и замены его Синодом, его аргументы не выдержали критики с канонической точки зрения.

Во второй части определяется круг полномочий Синода, связанных с общецерковными проблемами и церковным управлением. Признавалось необходимым активно бороться с суевериями, тщательно проверять на предмет соответствия христианскому учению бытующие молитвы, акафисты, издаваемую церковную литературу, осуществлять духовную цензуру, проверять известия об обретении мощей, о чудесах, происходящих от икон, и т. п. Требовалось упорядочить правила церковной службы, в частности не допускать двоегласия и многогласия. Для просвещения народа предписывалось составить три книги: с изложением главных христианских догматов и десяти заповедей; «о собственных всякого чина должностях»; сборник высказываний св. отцов о грехах, добродетелях и т. д. Эти книги следовало распространить и читать в церквах прихожанам в воскресные и праздничные дни. Далее формулировались обязанности епископов. Архиереи должны были знать правила Вселенских и Поместных Соборов. От них требовалось не реже чем раз в два года объезжать свою епархию, долгое отсутствие в епархии осуждалось. При невозможности управлять епархией следовало назначить несколько человек из духовенства для ведения дел. В случае возникновения вопросов по управлению нужно было сноситься с архиереями из соседних епархий, а затем с Синодом. Епископы должны были следить за поведением духовенства своей епархии, вершить духовный суд, в т. ч. над мирянами, при этом объявлять анафему они могли только с разрешения Синода. Суд Синода - высшая судебная инстанция, куда, в частности, следовало направлять жалобы на епископов. Архиерей должен был два раза в год посылать в Синод рапорты о положении дел в епархии. В "Духовном регламенте" есть пункты, запрещающие оказывать излишние почести архиереям (водить их под руки, кланяться им в землю). Еще большей критике подвергаются архиерейские слуги, за которыми нужно следить, чтобы при посещении городов и монастырей они «благочинно и трезво пребывали и не творили б соблазна».

Во второй части также приводится подробная программа создания духовных училищ . На первое место ставилась проблема отбора учителей. Согласно "Духовному регламенту", училища должны были быть закрытыми учреждениями монастырского типа во главе с ректором и префектом, содержаться на средства архиерейских домов и сборы с церковных и монастырских земель. При училищах открывались общежития («семинарии») с церквами, библиотеки. Предусматривались редкие свидания учащихся с родными, распределение времени по точным «регулам», строгий надзор за учениками. Курс обучения разделялся на восемь классов, преподавались латинский, греческий, древнееврейский и церковнославянский языки, география, история, арифметика, геометрия, логика, диалектика, риторика, пиитика, физика, метафизика, политика и богословие (в течение двух лет). Обучать следовало детей священнослужителей и «прочих, в надежду священства определенных». Окончившие училища становились священниками, а если принимали монашеский постриг, - игуменами и архимандритами. Отдельно говорилось о «проповедниках слова Божия» . Произносить проповеди могли лишь те, кто обучался в духовных училищах. Указывались цели проповеди: побуждение к покаянию, к исправлению, к почитанию власти, искоренение суеверий и т. д. В качестве образца всем рекомендовалось читать труды свт. Иоанна Златоуста . Проповедники призывались к скромности и сдержанности. Заключение второй части посвящено статусу мирян , их отличиям от духовенства. Миряне должны были причащаться не менее одного раза в год. Запрещались все домовые храмы , кроме принадлежавших членам царской фамилии. Помещиков призывали посещать приходские церкви и не стыдиться «быть братиею, хотя и крестьян своих, во обществе христианстем». Прихожане могли сами избрать кандидата в священники, при этом они должны были подать епископу сведения, что избранный «жития доброго и неподозрительного», и указать, какая ему полагается руга или земля. Венчаться можно было только в приходе жениха или невесты. Кроме того, упоминалась борьба со старообрядчеством . Так, старообрядцев запрещалось «возводить на власти, не токмо духовные, но и на гражданские». Следовало выявлять тайных старообрядцев, их укрывательство строго осуждалось.

Третья часть определяет функции и обязанности членов Синода , координирует его деятельность с работой других учреждений. Члены Синода должны были, в частности, рассматривать богословские сочинения перед их опубликованием, проверять кандидатов на епископскую хиротонию, контролировать использование церковного имущества, защищать духовенство перед мирскими судами. Еще одной обязанностью была борьба с подаянием милостыни трудоспособным людям, «прошакам», а также с корыстолюбием священников, требующих платы за совершение треб (добровольное пожертвование не возбранялось).

В "Духовном регламенте" было предусмотрено, что члены Синода могут дополнять его текст с согласия царя. Поскольку в первоначальном варианте очень мало говорилось о белом духовенстве и монашестве, члены Синода составили «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского» и опубликовали его в 1721 и 1722 гг. без ведома Петра I. В 1722 г. «Прибавление...» было переработано Петром I и опубликовано в окончательной редакции . В первом разделе речь идет о правилах поставления священников , их отношениях с причтом, духовной и светской властью. Кандидат в священники и диаконы должен был хорошо знать вероучительные книги, в перспективе предполагалось избирать только из окончивших духовные училища. Перед поставлением требовалось публично проклясть все «раскольнические согласия» и принести присягу императору. Не следовало ставить к одной церкви много священников и диаконов, еще больше осуждались те, кто оставлял свою церковь и «волочился семо и овамо» , им грозило наказание вплоть до лишения сана. Декларировался принцип соблюдения тайны исповеди , за исключением тех случаев, когда кто-либо, не раскаиваясь, сообщал о своем намерении совершить преступление против государственной власти или монарха или собирался сознательно оповестить о «ложном чуде»,- священники были призваны объявлять об услышанном. «Прибавление...» предписывало применять правила о епитимиях с рассуждением, учитывая конкретную ситуацию (например, не накладывать епитимию, если кающийся при смерти). Священники предостерегались от протежирования своим родственникам при выборе церковнослужителей, а также от различных «бесчинств»: пьянства, ссор, участия в кулачных боях и т. д. Кроме того, приходские священники должны были вести метрические книги .

Литература

  • ПСЗ. Т. 6. № 3718, 4022
  • Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Р.-н/Д., 1916. Т. 2.
  • Кедров Н. И. «Духовный регламент» в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. М., 1866
  • Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868
  • Востоков Н. М. Свят. Синод и отношения его к др. гос. учреждениям при имп. Петре I // ЖМНП. 1875. Июль. С. 52-85; Авг. С. 153-198; Дек. С. 358-378
  • Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880
  • Попов Вл. И. О Свят. Синоде и установлениях при нем в царствование Петра (1721-1725 гг.) // ЖМНП. 1881. Февр. С. 222-263; Март. С. 1-51
  • Темниковский Е. Н. Один из источников «Духовного регламента» // Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1909. Т. 18
  • Голубинский Е. Е. О реформе в быте Рус. Церкви: Сб. ст. М., 1913
  • Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Р.-н/Д., 1916. Т. 1
  • Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. Stanford, 1971
  • Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 88-102 и др.
  • Живов В. М. Неизв. соч. митр. Стефана Яворского с протестом против учреждения Синода // Петр Великий: Сб. ст. М., 2007. С. 241-333.

Использованные материалы

  • Е. В. Анисимов. Духовный Регламент// Православная Энциклопедия, том 16, С. 433-435

a. Причины учреждения «Духовного Коллегиума»

Духовный Регламент, он же - Устав Духовной Коллегии - важнейший документ Синодальной эпохи, разделяется на 3 части:

«…Разделяется же Регламент сей на три части, по числу триех духовных нужд, ведения достойных и управления требующих, которыя суть:

1). Описание и важныя вины таковаго правления.

2). Дела, управлению сему подлежащая.

3). Самых управителей должность, действо и сила» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html.

Если говорить о стиле изложения, то Регламент отличается бескомпромиссностью и даже резкостью: «Характер его изложения весь проникнут борьбой Реформы Феофана Прокоповича с противодействовавшими ей реакционными силами и явлениями, и потому отличается обличительным направлением, тенденциозностью, даже страстностью» Знаменский П. В. История Русской Церкви. М.: изд. ПСТГУ 2004. С. 136.

Рассмотрев текст Регламента невозможно не обратить внимание на эмоциональность - тогдашние проблемы столь сильно назрели, что о них говорится во всех III частях, указания о церковных нестроениях сквозят на протяжении всего документа.

И действительно, стоит посмотреть на церковные проблемы беспристрастно. Духовенство (особенно высшее), при помощи церковных доходов удовлетворяло не только свои «потребы», но и содержало значительное число родственников и знакомых. Многие, «подкупом достигшие своих должностей», как свидетельствует Стоглавый собор, «покоили себя в кельи с гостьми; да племянников своих вмещали в монастырь, да волили всем монастырским» Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви. М.: 2001 С. 245. На это расточалось огромное количество финансовых средств: «Весь покой монастырский - и богатство, и изобилие во властех оне истощали с роды и племянники и с боярами и с гостями и с любимыми друзи» Емченко Е.Б. Стоглав: исследование и текст // Исторический вестник. Москва - Воронеж, 1999.

№3-4. С.297.. О монастырской жизни также приходится говорить двояко - с одной стороны подвижники благочестия, а с другой - «…Многие игумены и архимандриты не принимали никаких мер к правильному ведению монастырского хозяйства, но расстраивали его вследствие полного пренебрежения интересов монастыря, заботясь лишь о своем благополучии» Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава Москва, 1994. С.701.. Даже Волоколамский монастырь, являвшийся примером староиноческой жизни, и тот подвергался общему разложению нравов. Монахи, во время игуменства там Даниила, жили «особые стяжение держаще злаго ради пристрастия и сребролюбия ради». Это дало Даниилу основание обратиться к своей братии с резкой проповедью, где он укоряет в сребролюбии, жадности и несоблюдении монашеского устава Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. М.,2001 С.124.

Такими темпами долго продолжаться не могло, и в Духовном Регламенте Феофан Прокопович обрушился на все эти нестроения.

Во-первых, Регламент перечисляет недостатки старого Церковного управления и «вины» введения нового. В частности выдвигается демагогическое заявление о большей независимости и беспристрастности коллегиальной формы правления в сравнении с властью патриарха. «…известнее бо взыскуется истина собораным сословием, нежели единым лицем…таковое было церковное Синедрион в Ветхозаветней церкви во Иерусалиме, и гражданский суд Ареопагитов в Афинех … и иныя, нарицаемыя Дикастериа» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html. Далее выдвигается не менее убедительный аргумент, о якобы большей бюрократизации патриаршего управления и о том, что в коллегиальной системе будет меньше проволочек: «…А когда в живых не станет его, то и паче пресекаются дела» Там же.. Ближе к истине стоит заявление о большей безопасности Синодальной системы для светской власти: «Велико и сие, что от соборнаго правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единаго собственнаго правителя духовнаго» Там же.. В заключение первой части подчеркивается большая демократичность новой системы и Синод рассматривается как некая «кузница кадров».

Во-вторых, Регламент говорит о делах, входящих в компетенцию Коллегии. Дела эти делятся на общие и частные. Положения о делах представляют для нас особый интерес, т.к. проливают свет на многие церковные проблемы того времени.

b. Регламент о проблемах Церкви

Прежде всего, узнаем о развитии сомнительной гимнографии (особенно на Украине) - сложении «народных акафистов», молебнов и иных служб, «…Слову Божию противных и …непристойных» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html. Сочиняются непонятные жития, «…ложно вымышленныя, и сказующия чего не было…» Там же..

Народ для чего-то празднует пятницу, указывая на то, что в противном случае «…пятница гневается» Там же.. В той же Малороссии водят в крестных ходах «…жонку простовласую под именем Пятницы…» Там же., и «…попы с народом молебствуют пред дубом…» Там же..

По градам и весям ходит множество «мощей» - архидиакона Стефана и т.п., и даже (!) предлагается «…много млека Пресвятыя Богородицы» Там же.. Архиереи для решения своих финансовых проблем организуют «явление чудотворных икон», молитвы передают в шапку,(!) возрождается еще дониконовское многогласие. Далее Феофан Прокопович сетует на нехватку духовенства, и на невежество имеющегося, говорит о необходимости менять ситуацию, и введении некоего трехтомного Катехизиса. Особо говорится об образовании епископов - знании канонов степеней родства, необходимости для них обмениваться опытом: «…недоумевал бы Епископ, что делать; то первее да пишет о том, прося совета, ко иному ближайшему Епископу» Там же..

Говорится о недопустимости епископу долго находиться вне своей епархии, кроме «правильных вин» - тяжких недугов, служения в Царствующем граде и т.д. В этом случае предписывается архиерею назначить своих заместителей из «мужей умных и благоговейных». То же самое относится и к уходу епископа на покой.

Обратившись снова к проблемам, увидим праздное шатание монахов, о чем предписывается надзирать архиерею, кликуш, ложные чудотворные иконы, «телеса мертвые» и т.д.

c. Реформы в управлении и кадровой политике

Регламент говорит и о необходимости устроения духовных школ при архиерейских домах: «…чтоб всяк Епископ имел в доме, или при доме своем школу для детей священнических…» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html , делах налоговых, а само служение архиерея характеризует как «…дело великое, но честь никаковая» Там же. а должен быть «…не дерзок и скор, но долготерпелив и разсудителен во употреблении власти своей» Там же.. Говорится о мерах прещения - извержении, запрещении, отлучении и т.п. и процедуре их применения, объездах архиереем своей епархии, его отчетах в Коллегиум и т.п.

Много говорится о борьбе с «нашими раскольшиками», вреде этого самого раскола. Так же говорится о том, что в случае учреждении Духовной Академии именно в компетенцию Коллегии войдет формирование преподавательского состава, учебной программы, библиотек.

Много говорится о распорядке, правилах Академии: «…Новопришедшаго ученика отведать память и остроумие; и если покажется весьма туп, не принимать в Академию: ибо лета потеряет, а ничего не научится» Там же. а «Буде же покажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки скорый, клеветник, непокорив … хотя б и остроумен был: выслать из Академии, чтоб бешеному меча не дать» Там же., «…Определить времена ко всякому делу и покою Семинаристом, когда спать ложиться, когда воставать, молиться, учиться, идти на трапезу, гулять и прочая…».

Подробно расписаны как отдых, так и учеба семинаристов. «Подобает быть в Семинариум церкви, аптеке и Доктору…». Говорится о выпуске семинаристов, и о приближении наиболее одаренных к архиереям для занятия руководящих постов.

Упоминается и о подготовке проповедников. «Проповедали бы проповедники твердо, с доводом Священнаго Писания о покаянии, о исправлении жития, о почитании властей, паче же самой высочайшей власти Царской» Там же.. Предписывается искоренять в народе суеверия и утверждать в сердцах людей страх Божий. Тут снова Регламент обращается к проблемам - проповедники используют свое положение для сведения личных счетов - поносят на проповеди своих недоброжелателей: «…обычай же есть аще кто его в чем прогневит, на проповеди своей мстить оному» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html. Промахи властей затрагивать на проповедях не рекомендуется: «Непригоже вельми проповеднику, наипаче юному, говорить о грехах властительских, или обличительне к лицу слышателей» Там же.. Проповедникам предписывается изучать труды Свт. Иоанна Златоуста, а вот польские авторы-гомилеты Феофану не нравятся…

Успешные проповедники как и архиереи предостерегаются от гордости: «Аще проповедник видит от слова своего в народе пользу, да не хвалится тем … безумно творят проповедницы, которые брови своя поднимают, и движение рамен являют гордое» Там же.. О том как именно проповедовать, и от каких крайностей воздерживаться также сказано: «Не надобно руками спляскивать, в боки упиратися, подскакивать, смеятися, да не надобе и рыдать; но хотя бы и возмутился дух, надобе, елико мощно, унимать слезы; вся бо сия лишняя и неблагообразна суть».

1. «Мир нарицается вся подсолнечная, от человека обитаемая…» Там же..

2. «Мир приемлется за людей просто, яко суть тварь телесная, но разумная. И не по сему миру мирян именуем, которые вне причта службы церковныя суть» Там же..

3. «Мир часто знаменует злобу человеческую и суету, или самых человек; поелику злобни и суетни суть» Там же..

Говорится, исходя из этого кто такие миряне, и определяется их потребность в духовном окормлении. «Всем ведомо сие: в первых да будет, что всяк Христианин должен православнаго учения слушать от своих пастырей…» Там же..

Устанавливается некий «евхаристический минимум» для мирян - одно причащение в год: «Должен всяк Христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися святой Евхаристии…» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html Там же..

Вновь Феофан Прокопович обращается к теме Раскола - рекомендуется выявлять старообрядцев, учреждать фискалов и т.д. «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския…» Там же..

Говорится о «влачащихся попах», которых не следует принимать в духовники, о закрытии всех домовых церквей, кроме Царских. Осуждение вызывает крещение и отпевание по домам, сомнительные браки.

В третьей части - «Самих управителей должность, действо и сила» определяется состав и компетенция каждого члена синода.

Число их определяется в 12, и «…быть же лицам разнаго чина: Архиереом, Архимандритом, Игуменом, Протопопом, из котораго числа, трем Архиереом, а прочиих чинов, сколько котораго достойных сыщется» Там же.. Исключается какая-либо возможность давления архиереев на архимандритов и протопопов, «…Смотреть сего, чтоб Архимандриты и Протопопы не были в чину сего собрания, которые подручни суть некоему Архиерею…» Там же..

Далее снова говорится о проблемах - «Аще где проявится нетленное тело, или пройдет в слух видение чие или чудотворение, Коллегиум долженствует испытовать тоя истины, призвав к допросу оных повестителей, и прочиих, которые о том свидетельствовать возмогут» Там же.. «Аще кто кого поречет, яко раскольщик, или новаго некоего учения изобретатель есть, судить тое в Духовном Коллегиум» Там же.. Еще раз говорится о вопросах, находящихся в компетенции Коллегиума - апелляции от епископских судов - «…На суд Духовного Коллегиум относить суды Епископов, если кто оными не доволен», вопросы землевладения - «…Должно Коллегиум рассмотреть, кто и как владеет землями церковными…». Жалобы епископов и иного причта - «…Когда Епископ, или меньший служитель церковный обиду терпит от господина…обжаловать в Коллегиум» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html Там же.. Говорится о подаянии милостыни и неких «ленивых нахальниках», от которых вреда весьма много, Коллегиум призывается решить и эту проблему: «По дорогам, где угодно видят, разбивают; зажигатели суть, на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются; клевещут на властей высоких, и самую власть Верховную зле обносят…» Там же..

Видим и серьезное развитие симонии в среде русского духовенства: «И се немалая должность, как бы священство от симонии и безстуднаго нахальства отвратить» Там же..

В заключение всего этого идет упоминание о присяге, которую все члены Коллегиума должны принести на имя государя, и утверждение Регламента Самодержцем. Обобщая нужно отметить чрезвычайную неоднозначность Духовного Регламента - решая массу проблем, выводя русское общество, и в частности духовенство на принципиально новый культурно-образовательный европейский уровень, противоборствуя с суевериями и т.п. он, однако вводит и двусмысленные, явно протестантские нотки в российскую церковную жизнь.

патриаршество монастырский религиозный реформа

Введение

Православная Церковь играла в истории России огромную роль. На протяжении более тысячелетия Церковь оказывала сильнейшее воздействие на все стороны жизни русского и других принявших православие народов России. Православная Церковь спасала культуру и язык русского народа, выступала как важнейший консолидирующий фактор в объединении удельных русских княжеств и образовании Русского централизованного государства. Неоценима роль Русской Церкви в духовной жизни народа. С принятием христианства пришла письменность. Монастыри стали центрами распространения грамотности на Руси. В них велось летописание, которое сохранило память о первых веках отечественной истории, создавались шедевры древнерусской литературы и иконописи. Выдающимися памятниками русского зодчества являются храмы и монастырские комплексы. Поэтому изучение истории Русской Православной Церкви представляет большой научный интерес и актуальность.

Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Важную роль в утверждении абсолютизма послужила церковная реформа Петра I.

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.

Церковная реформа Петра I. Духовный Регламент

Положение Церкви в конце XVII в. давало немалые основания ее руководству для беспокойства и новое правительство, руководимое молодым царем Петром I, открыто декларировало намерения приступить к широким переменам во всех сферах жизни.

Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям петровских реформ. Поэтому сразу же после смерти патриарха Адриана в 1700 г. Правительство приступило к реформе церковной системы и церковной администрации. Вследствие чего в этом же году было упразднено патриаршество. А по совету приближенных царь вместо избрания нового патриарха ввел новую должность - Местоблюстителя Патриаршего Престола.

16 декабря 1700 г. Местоблюстителем и администратором патриаршего престола стал рязанский митрополит Стефан Яворский. Изолированное положение и уступчивость Стефана облегчали проведение ряда реформ, направленных на ослабление церкви в материальном и других отношениях.

Так как большинство иерархов Русской православной церкви не поддерживало проводившихся преобразований, Петр I в 1700 г. издал указ о вызове в Россию малороссийских священников, в борьбе с церковными консерваторами царю удалось найти помощников именно в этой среде.

Когда Петр I окончательно согласился с мыслью об отмене патриаршества, настало время издать законодательный акт, который разъяснял бы и оправдывал это нововведение. Такой важный государственный вопрос Петр I посчитал возможным доверить архиепископу Феофану Прокоповичу, так как взгляды Феофана на взаимоотношения государства и Церкви целиком совпадали с взглядами Петра I. Так в 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу писать регламент Духовной коллегии, или Духовный регламент.

В новейшее время сделалось известным, что Петр I при составлении Духовного регламента принимал самое деятельное участие. Редакция этого важного памятника, быть может, должна считаться более трудом Петра I, нежели трудом Феофана Прокоповича.

Силу закона Духовный регламент получил 25 января 1721 г.. На его основании новым высшим церковным учреждением стала Духовная коллегия.

Духовный регламент делится на три части. Первая часть - введение. Вторая - "Дела, управлению сему подлежащие" - подразделявшаяся в свою очередь на: 1) "Дела общие всея Церкви" и 2) "Род дел, собственным чином потребных". Третья часть Регламента - "Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского" - содержала законодательные установления в отношении духовного сословия.

Особый интерес представляли манифест и введение к регламенту, в которых были изложены права русского монарха по отношению к церкви. Царь называется не только "правоверия и церкви святой благочиния" блюстителем, но и "верховным пастырем" русского православного христианства.

В Духовном регламенте были изложены побудительные причины образования нового высшего учреждения - Коллегии духовных дел. Если при патриаршестве сохранялась автономия церкви, то теперь духовная администрация занимала подчиненное место в общей системе государственного аппарата. Звание патриарха уничтожалось, а духовные члены коллегии становились чиновниками, подобно советникам в других коллегиях. Церковь и духовенство становились в подчиненное, зависимое положение к абсолютистскому государству по всем своим делам, за исключением тех, которые связаны с церковными догматами и канонами.

Члены Духовной коллегии, помимо общей присяги по церковному званию, по своему положению чиновников коллегии, приносили еще и особую присягу на верность государю.

Много места в Регламенте уделено вопросу о преимуществах коллегиального управления над единоличным. Регламент прямо пояснял, почему единоличное управление Церковью нежелательно государству: "простой народ, удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что то второй государь, самодержцу равносильный или и больше его".

В регламенте подчеркивается, что даже монарх обычно советуется с приниженными, что в коллегии меньше пристрастия, коварства и лихоимства; она "свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не тако бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится...". Далее в регламенте откровенно высказана едва ли не самая существенная причина, почему единоличное управление церковью может быть опасно государству: "простой народ, удивленный той честью и славою, которой окружен патриарх, может помыслить, что "то второй государь самодержцу равносильный, или и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство...". Объяснив, таким образом опасность, которая связана с сохранением патриаршего сана, регламент указывал далее на то, что лишенная главы и "светлости" должность президента коллегии безобидна и простой народ "весьма отложит надежду имети помощь к бунтам своим от чина духовнаго".

11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В.Болдина), которому подчинялось синодальная канцелярия и церковные фискалы - "инквизиторы". Все имущество и финансы церкви находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, Петр 1 полностью подчинил церковь своей власти.

Письмом от 30 сентября 1721 г. Петр I ходатайствовал перед патриархом Константинопольским о каноническом признании нового учреждения. Утвердительный ответ пришел через два года. В нем зарубежные патриархи официально признали Синод как равного себе "собрата". Таким образом, неканоническая церковная реформа Петра I была формально легализована.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ (постановление), для главной церковной коллегии, или Святейшего Синода, составлял до 1917 одно из оснований духовного суда и управления Русской Церкви. Составленный по поручению Петра I архиеп. Феофаном Прокоповичем, Духовный регламент подвержен был некоторым последующим дополнениям, инструкциям, так что к н. XX в. представлял собой книгу, состоявшую из нескольких частей. Во-первых, в ней помещался манифест от 25 янв. 1721 г., которым было сопровождено издание регламента. В манифесте, составленном также Феофаном и поправленном самим Петром, объяснялась важность преобразований, предпринятых по духовному ведомству, а также указывалось значение новой Духовной коллегии. Манифестом давалось Святейшему Синоду право в случае надобности впредь дополнять даваемый ему Регламент нужными правилами, но не иначе как с разрешения самого государя. Во-вторых, в книге помещалась присяга «членам Духовной коллегии», приносимая членами Синода перед вступлением в должность. В-третьих, помещался сам Регламент, краткое введение к которому, о разделении Регламента на три части, принадлежало Петру. Регламент начинался объяснением слова «коллегиум» (коллегиум - собрание). Затем указывались преимущества коллегиального, или «соборного», правления перед единоличным, которые и послужили к замене последнего в Русской Церкви первым. Вторая часть содержала рассуждение о делах, подлежащих Синоду. Третью часть Регламента составлял собственно регламент, т. е. устав Святейшего Синода. Состав Синода предполагал двенадцать персон, в их числе не менее трех архиереев, остальные - архимандриты, игумены, протоиереи. Из архимандритов, игуменов и протоиереев никто не должен был принадлежать к епархии заседающего в Синоде архиерея, для достижения совершенной самостоятельности его членов. Обязанности Святейшего Синода состояли: в наблюдении, все ли епископы, пресвитеры и прочие церковные служители, учащие и учащиеся и мирские люди в делах духовных пребывают в своем звании; в наставлении и наказании погрешающих; в цензуре богословских сочинений; в рассмотрении проектов улучшения устройства Церкви, которые каждый волен представлять в Синод; в свидетельствовании новопроявляющихся мощей и чудотворных икон; в суде над раскольниками; в решении некоторых кажущихся неразрешимыми вопросов совести; в свидетельствовании кандидатов во епископы; в рассмотрении жалоб на архиерейский суд; в наблюдении, чтобы не тратились попусту церковные суммы; в защите подведомственных Синоду лиц в других судебных и административных местах; в рассмотрении вместе с Юстиц-коллегией сомнительных духовных завещаний; в упорядочении дела благотворительности; наконец, в упорядочении взаимоотношений приходских священников и прихожан. В-четвертых, помещалось «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», составленное Синодом сначала без ведома Петра, а затем просмотренное и одобренное им самим. Здесь первые 30 пунктов посвящены пресвитерам, дьяконам и прочим причетникам. Остальные 62 статьи Прибавления говорят о монахах, монахинях и монастырях. Прибавление это, «исправленное и опробованное» самим Петром, было опубликовано в первых числах мая 1722. В-пятых, шел «реестр» на книгу Духовного регламента, или алфавитный указатель материала, содержащегося в регламенте. После этого, в-шестых, помещалось «Рассуждение о браках правоверных лиц с иноверными, в Святейшем правительствующем Синоде сочиненное» от 18 авг. 1721 (по вопросу о браках пленных шведов с православными); к этому рассуждению приложены 33 примера браков правоверных лиц с иноверными. В-седьмых, приведены «пункты», или вопросы, оставленные Синодом на усмотрение государя, по поводу различных недоумений, появившихся при введении в действие регламента, с резолюциями Петра I. В заключение помещалась инструкция обер-прокурору Святейшего Синода, из которой видно, что Синод мог в случае большой вины обер-прокурора арестовать его и разыскивать, «однако же никакой пытки, экзекуции или наказания ему не чинить».



error: Content is protected !!