Терпение при бедах. Где оно применяется и кому оно нужно? Будьте терпеливы со своим партнером

Правило 8. Проявляйте терпение к окружающим

Сознательно настраивая себя проявлять коммуникативную толерантность, человек тем самым резко ограничивает выход вовне энергии, сопровождающей раздражение и недовольство партнеров. Приходится усилием воли гасить в себе негативную энергию, возникающую в тех случаях, когда партнер не такой, как ты. Он иначе думает, оценивает, поступает – это тебе не нравится. Он чем-то неприятен, что-то в нем неприемлемо, – с этим хочется бороться. В конце концов порой он просто действует на нервы. И вот в момент энергетического всплеска надо заставить себя сохранять самообладание. Сложнейшая задача. Многие люди с ней не справляются. Почему? Они делают элементарную ошибку: стараются сдерживать себя в конкретной ситуации. Вот индивид, который мне чем-то неприятен, и я постараюсь относится к нему терпеливо. Когда-то тактика оправдывает себя, а чаще нет. Встречается новый партнер с некоммуникабельными качествами и вновь приходится сдерживать себя. Следует принципиально поменять тактику.

Научитесь проявлять коммуникативную толерантность «за рамками случая», то есть во всех житейских ситуациях.

Надо создать себе внутренний настрой, который помогал бы терпеливо относится к людям в принципе. Вот некоторые рекомендации.

1. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности везде и всегда, если это не противоречит общепринятым нормам при возникших обстоятельствах.

Следовать этому правилу легко, если вы согласитесь с тем, что оно логично и опирается на аксиомы:

1) рамки общепринятых норм весьма относительны и подвижны, но не вы их определяете в том или ином случае, а обстоятельства;

2) человек проявляет свою индивидуальность в силу того, что это естественная форма его бытия, а не потому что вы готовы разрешить ему это или нет;

3) каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно и привычно, а не так, как это делаете вы или как бы вам того хотелось.

2. Стремитесь чаще приспособиться к индивидуальности партнера, не наоборот – приспособить партнера к своей индивидуальности.

Для этого:

1) будьте более гибким в своих оценках других людей, учитывайте мотивы и обстоятельства их действий;

2) не старайтесь перевоспитать, переделать партнера, подогнать под себя и сделать его удобным;

3) откажитесь от привычки судить о партнерах или типах людей категорично, жестко, безапелляционно: люди переменчивы, они изменяются со временем, они по-разному проявляют себя как в одних и тех же, так и в различных ситуациях.

3. Не используйте себя в качестве эталона для оценки суждений, вкусов, взглядов, поступков других людей.

1) никто, в том числе и вы, не является идеалом, истиной в последней инстанции, выразителем бесспорных мнений, вкусов и оценок;

2) всякое ваше субъективное заявление вроде: я считаю, мне кажется, я бы поступил иначе и т. п., сразу же предполагает право партнера сформулировать собственное субъективное мнение.

4. Научитесь в своем сознании фиксировать степень принятия непринятия партнера, что позволит вам обдуманно реагировать на ситуацию.

Наиболее вероятны такие ситуации:

1) партнер импонирует вам полностью – дайте ему понять это, поддерживайте в себе соответствующее умонастроение, не фиксируйтесь на деталях, способных разочаровать в партнере, – таковые при желании можно найти в каждом;

2) партнер импонирует вам частично – постарайтесь руководствоваться в отношениях с ним лучшими представлениями о нем, способствуйте тому, чтобы он чаще и ярче проявлял лучшие свои качества, помогайте ему преодолевать или, по крайней мере, не показывать отрицательные качества;

3) партнер совсем не импонирует вам – в таком случае либо принимайте его таким, как он есть, если взаимодействие с ним неизбежно, либо постарайтесь нейтрализовать или уменьшить значимость различий между вашим и его «Я».

5. Почувствовав, что вы не принимаете партнера, что он вас раздражает, вызывает напряжение, сначала осознайте причину своего дискомфорта, а затем выберите уместный вариант поведения.

Больше шансов нормализовать отношения с партнером, если вы действуете по такой схеме:

1) конкретизируете, что именно не принимаете в нем – особенности проявления интеллекта, эмоций, ценностей, этическое или эстетическое содержание, энергодинамические свойства или определенные черты характера и т. д.;

2) сообразите, как лучше всего при возникших обстоятельствах преодолеть неодобряемые различия между вашими «Я».

Например, вы нашли неприятные различия в сфере интеллекта – «поднимайте», насколько это возможно, партнера до своего уровня, если ваш интеллект сильнее, а если преимущество на стороне партнера, примите его. Вы заметили, что партнер заботится преимущественно о своих интересах и это раздражает вас, – подчеркните, какие интересы партнера вы принимаете полностью или частично, затем попросите его выразить отношение к вашим интересам. Вы обнаружили, что в оценке явлений, предложений или фактов вы руководствуетесь иными критериями по сравнению с партнером, – договоритесь о взаимоприемлемом варианте.

Различия касаются существенных этических принципов – отстаивайте гуманистические ценности – добро, справедливость, руководствуйтесь чувством долга; не совпадают второстепенные этические моменты – не заостряйте на них внимание, если это не повредит вашей репутации. Логика, которой вы руководствуетесь, проста: на каждую конкретную выявленную причину, вызывающую неприятие партнера, вы отвечаете конкретным взвешенным действием.

Коммуникативную нетерпимость нельзя преодолеть при помощи эмоций, амбиций, взаимных упреков и прочих деструктивных средств воздействия.

Предлагаем вашему вниманию различные формулы самосознания, усвоив которые, можно повысить уровень коммуникативной толерантности. Возьмите на вооружение некоторые, наиболее привлекательные для вас.

Формулы принятия другого человека

Возлюби ближнего, как самого себя.

Принимай человека, как он есть, ибо каждый имеет право быть самим собой.

Природа создала человека таким, как он есть, почему же я беру на себя право переделывать его.

Я не принимаю человека, потому что он не такой как я. Но ведь таким он и должен быть – значит надо его принять.

Уважай мнение другого, ибо оно интересно и дорого ему.

Не требуй от человека максимального, ибо идеальных людей не бывает.

Не осуждай тех, кто пожаловался тебе на свою судьбу, рассказывал о болезнях или неудачах. Пойми, что человек переживает трудную минуту и ждет участия.

Надо давать людям шанс быть самими собой, иначе они будут вас разочаровывать.

Наберись мужества признать, если кто-то оказывается умнее, нравственнее тебя, больше и лучше умеет. Это покажет твою самокритичность и побудит учиться у других.

Не отталкивай партнера по взаимодействию высокомерием, заносчивостью, категоричностью оценок. Если ты глуп, то у тебя нет оснований кичиться. Если же ты умен, но кичишься этим, то это показывает твои комплексы.

Собеседника надо учить так, чтобы он этого не чувствовал, но захотел бы получить новые знания. Многие люди знают только то, что они хотят знать.

Проявляй уважение к мнению собеседника, даже если ты его совсем не разделяешь.

Формулы усмирения гордыни и снижения притязаний

Не обвиняй других, в чем ты сам повинен (например, вы признаетесь себе: это я неловок, я раздражен, я несообразителен).

Ищи причины неприятия другого или несовместимости в себе. Рассуждай так: мне не нравится этот человек, потому что я… – найди причины в себе: нетерпелив, высокомерен, категоричен, заносчив и т. п.

Не раздражайся неловкостью, несообразительностью, слабостью другого – сам таким бываешь.

Относись терпеливо и с пониманием к тому, что человек изливает душу – у всех бывает такая потребность.

Спокойно воспринимай атаки со стороны окружающих. Печально, если кто-нибудь не подвергнется нападениям. Значит его энергия в очень слабом состоянии и не вызывает противодействия. Только несведущие могут считать нападение несчастьем (из книги «Живая этика», Агни Йога).

Сначала усовершенствуйся сам, а потом критикуй другого. Конфуций сказал: «Не жалуйся по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен».

Будь снисходителен к ошибкам других.

Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство – и большинство глупцов так и делает. Но для того, чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание (из Д. Карнеги).

Умей признаться себе: я многого не знаю, но хочу узнать. Это развернет тебя навстречу новой информации, к более компетентному партнеру и заставит внимательно выслушивать других.

Формулы обуздания и ограничения своего Я

Не действуй человеку на нервы – ему и без тебя тошно.

Больше слушай, а не говори: важнее знать мнение других, свое ты и так знаешь.

Научись не говорить то, что ты не хочешь говорить партнеру.

Не давай дремать своей совести, не заключай с ней сделок. Безнравственные поступки исправить невозможно.

Лучше пожертвовать своими интересами, чем ущемлять интересы другого – душа становится чище.

Облегчай душу благородным поступком, но так, чтобы этого не афишировать.

Доброта чаще всего требует личной жертвы.

Самое хорошее коммуникативное качество мужчины – сдержанность. Следовательно, не показывай своего раздражения по мелочам.

Самое хорошее коммуникативное качество женщины – мягкость. Следовательно, не показывай жестокость, резкость, а тем более грубость.

Умей владеть собой, если не хочешь, чтобы владели тобой.

В минуту раздражения, смятения помни, что молчание лучший друг. Но пусть тишина не будет затишьем злобы. Пусть хотя бы на мгновение успокоится ритм сердца (из книги «Живая этика», Агни Йога).

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Диля Еникеева

Принципы интимного общения – нежность, терпение и взаимопонимание Нетерпеливый мужчина и бездеятельная женщина не получат удовольствия от любви. А. и С. Голон Если вам не нравятся некоторые прикосновения, не нужно раздраженно отпихивать партнера. Этим вы огорчите его

Из книги Ум человека автора Олег Геннадьевич Торсунов

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно – пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому,

Из книги Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью автора Мария Шапиро

Увеличение общей активности, расширение контактов с окружающим миром Познавательная активность ребенка зависит от многих факторов, в том числе от уровня общей активности и особенностей его опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми. У ребенка с особенностями

Из книги Психоэнергетика автора Виктор Васильевич Бойко

Правило 1. Проявляйте заботу о привлекательности психогигиенического «Я-образа» ? Психогигиенический «Я-образ» – это часть целостного внешнего облика человека, которая отражает состояние его психического здоровья – интеллектуального, эмоционального, нравственного и

Из книги Вода – наместник Бога на Земле автора Юрий Андреевич Андреев

Правило 4. Проявляйте экспрессию в коммуникабельной форме У каждого из нас имеется, так сказать, дежурный вариант экспрессии – улыбка, взгляд, тон речи, жесты и позы. Ими мы пользуемся чаще всего, в привычной обстановке, в типичных ситуациях – на работе, дома, при

Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

Обретение информации: провидческая работа человека в связке с водой и всем окружающим нас миром Сейчас я вновь акцентирую внимание на том, что мозг на 90% состоит из воды и, следовательно... Следовательно, он способен получать через воду информацию самого удивительного

Из книги Супер-аэробика для лица и шеи. Морщинам – категоричное «нет»! автора Мария Вадимовна Жукова

Правило 90 % Чтобы увеличить продолжительность жизни и вдобавок похудеть, надо следовать одному правилу – План на жизнь должен по крайней мере на 90 % состоять из нерафинированной пищи растительного происхождения. Те из моих пациентов, которые добились наилучших

Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Инна Тихонова

Правило 1 Каждое утро начинайте с упражнения «Внутренняя улыбка». Оно не отнимет у вас ни сил, ни времени, а результаты даст потрясающие. Делайте его всегда, наполняйте себя энергией собственной улыбки и созидания. Жизнь повернется к вам своими лучшими гранями, вот

Из книги Самый полезный напиток на Земле. Сухое красное вино. Правда, которую от нас скрывают! автора Владимир Самарин

39. Терпение и труд все перетрут Просидев на диете неделю и не увидев результата, не отчаивайтесь: эффект появится лишь после 21 дня здорового питания. Не все сразу. Темп похудения нужно выбирать с учетом специфики кожи. Кому-то удается худеть быстро и выглядеть хорошо, но

Из книги автора

Сообщаем окружающим о своей беременности Во втором триместре у вашей ненаглядной беременной «половинки», скорее всего, вырастет живот (хотя у матери Рона ничего не было заметно до шестого месяца - возможно, потому что она довольно высокого роста).Нет никаких строгих

Терпение – это очень важное человеческое качество, необходимое в жизни. Без него мы совершаем множество ошибок на жизненном пути. Не зря в народе имеет место быть поговорка: «Поспешишь, людей насмешишь». Это действительно так.

Мы вечно куда – то спешим и торопимся, как будто боимся чего – то не успеть в этой жизни. Чего страшного — то? Не успеем в этой жизни, доделаем в другой. Разве мы можем изменить свою жизнь в постоянной спешке, торопливости и суете? Вспоминаем другую поговорку: «Спешка – враг удовольствия». Где же наше спокойствие, с помощью которого можно добиться успеха и продвинуть свои дела намного быстрее, а главное, качественнее.

Когда мы торопимся, не обдумав предварительно свои действия, мы вредим себе, а в некоторых случаях, и другим людям. Мы можем поставить в неловкое положение себя или подвести коллегу, например, по работе в том случае, если мы оба ответственны за работу, которую делаем вместе.

Психологический словарь следующим образом определяет терпение:

Терпение – это социально – психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Нетерпеливость как противоположная черта личности – признак неуравновешенности. Неумения владеть собой, нередко – болезненного самолюбия.

Терпеливость и нетерпеливость.

Терпением наделены оптимистичные натуры, которые с достоинством выходят из любых трудных ситуаций и которые умеют ставить перед собой цели, добиваясь их, решая многие задачи. Делают они это не спеша, обдумывая каждый шаг. С терпением и внутренним спокойствием, но энергично и играя. Пессимисты склонны к постоянной унылости, они не верят себе и плывут по течению. Живут по принципу «как все». В силу того, что они ищут во всем негатив, впадают в панику, у них проявляется нетерпеливость и они могут совершать необдуманные поступки, которые могут привести их к неприятной ситуации, о которой пессимист будет сожалеть в последующем.

Люди, обладающие нордическим типом характера, во всех сферах жизнедеятельности имеют большой успех. Нордический тип характера имеют люди, обладающие силой воли, умеющие владеть собой в любой критической ситуации. Чтобы иметь такое качество в себе, нужно прилагать очень много усилий для укрепления , для духовного роста.

Терпение дает нам успешность в учебе. Если мы внимательно слушаем материал, то все понимаем, нам все интересно и мы можем сами воспроизвести пройденное, проявить творчество. Я имею в виду не учебу в школе, я говорю о любом виде обучения в период всей жизни человека. Мы постоянно и непрерывно чему – либо учимся. Это и есть процесс жизни, а не существования, это путь к личностному росту. А если нет терпения и внимания (что есть следствие нетерпеливости ), мы упускаем изучаемый материал. А вместе с ним многие полезные детали для нашего продвижения в собственных делах.

С помощью терпения мы прощаем ошибки других людей. Но это больше относится к такому качеству как терпимость. Терпимость – это черта людей, которые доброжелательно и уважительно относятся к взглядам и убеждениям других людей. Не приходят к спору, не имеют привычки навязывать свое мнение. Они принимают людей такими, какие они есть, без оглядки. Поэтому ошибки других (и свои тоже) им не кажутся ошибками. Ошибки – это один из способов прийти к правильному для определенного человека результату. Сколько людей, столько и способов пути к тому самому желаемому результату. Человек, обладающий терпением, как никто другой понимает это.

Что дает нам терпение?

Обладая терпением , мы можем выработать в себе такое качество, как выносливость при любых обстоятельствах.

Терпение дает нам больше сил и возможностей для преодоления сложностей внутреннего и внешнего мира.

Благодаря терпению , мы преодолеваем разрушающие чувства – и .

Мы перестаем суетиться, спешить и можем спокойно и вразумительно объяснить себе и другим происходящее. Можем в состоянии спокойствия и равновесия разрешить сложившуюся ситуацию или продумать план о предстоящем важном деле.

Мы можем терпеливо, в спокойной семейной обстановке объяснить нашим непоседам – детям все, что угодно, и они поймут, нежели мы будем давать свои объяснения с раздражением, на бегу надевая обувь и плащ, хватая сумку и «как всегда», убегая. Мы постоянно спешим и торопимся.

Терпение дает нам много свободного времени. Это на самом деле так. Вырабатывая в себе терпение , мы приходим к равновесию, урегулированию себя, своего внутреннего Я. Люди придумали себе иллюзию – нужно делать все быстро, множество дел одновременно, тогда мы все успеем. Но заметьте, когда мы торопимся, накапливается еще больше дел, в десятки раз больше. И мы совершенно ничего не успеваем. Обратите внимание на это и сами легко увидите.

Как сформировать терпение в себе?

● Моя любимая тема: все приходит к нам . Продолжу. Свои корни терпение приобретает в семье. Родители как мудрые учителя для своего ребенка просто обязаны терпеливо объяснять, рассказывать и показывать ему все, что ново для ребенка, тем более то, что вызывает беспокойство у него. Спокойно отвечать на все его вопросы, обучая тем самым терпению . Конечно, сами родители показывают пример для подражания. Если они сами не обладают терпением и все время торопятся, находятся в состоянии раздражения, чего ждать от детей?

● Прилагать максимум усилий для собственного роста, непрерывно обучаясь в разных областях. Это может быть прочтение книг, различные учебы, тренинги, семинары. Это физические, способствующие внутреннему росту. Постоянно обучаясь, человек вырабатывает привычку к знаниям, вырабатывая терпение .

● , свои силы и возможности. Человек может все, если захочет. Сформировать терпение может каждый. Но это не простой труд, а трудиться многие не хотят.

● Учиться доводить начатое дело до конца, какие бы трудности не приходилось преодолевать. Многие пасуют перед трудностями и оставляют начатое, начиная делать что – то другое и снова встречаются с теми же проблемами. Это признак нетерпения. Поставте перед собой четкую цель и находите пути к её достижению.

Терпения и удачи!

Молчание - знак согласия. Молчание - золото. Так ли уж справедливы эти утверждения и во всех ли случаях терпение и молчание - благо?

Вчера прогуливались с одной моей знакомой и неожиданно возник спор. Нужно ли высказывать свое отношение к происходящему? К примеру, если тебе не нравится музыка, которую слушает твой близкий человек, то ты терпишь и молчишь, потому что ему это нравится, или нужно сказать ему о том, что тебе не приятны эти звуки? В чем нужно проявлять терпение? Где граница: когда молчание во благо, а где во вред?...

Не в первый раз в моей жизни встает этот вопрос.

Когда-то я сама была из тех, кто терпит, мало того, я считала это своим достоинством. Но все изменилось, когда я стала избавляться от жертвенности. Когда я перестала быть жертвой.

Моя знакомая, утверждает, что нужно терпеть, дабы не расстраивать другого человека, даже если тебе все это крайне неприятно.

Я же считаю, что терпеть нет смысла, более того, это вредно для здоровья, терпение - это сдерживаемые эмоции, а последствия сдерживаемых эмоций, как правило, проявляются в виде различных психосоматических расстройств. Зачем вредить своему здоровью, если можно спокойно заявить о том, что тебе не нравится и найти вариант, устраивающий обоих. На примере той же музыки: получается, чтобы угодить другому я должна терпеть неприятные звуки? Если это так, то, как следствие, у меня возникнет ожидание, что он тоже в следующий раз должен молча терпеть то, что нравится мне. Как далеко можно зайти в этом терпении? И не это ли причина обид и ссор с близкими людьми?

Откуда возникает желание терпеть, чтобы угодить? Здесь возможны варианты:

1. Это боязнь потерять условную любовь

2. Неумение заявить о своих желаниях, боязнь получить отказ. Неумение отстоять свои границы.

3. Жертвенность.

"Терплю-терплю, но мне это уже надоело!" Это частая фраза людей, которые терпят что-либо. Как правило, она произносится на повышенных тонах. Тогда, когда чаша терпения переполняется.

Я спросила свою знакомую: "Как ты думаешь, каково это находиться рядом с человеком, который не может высказать свое мнение, выразить свое отношение к чему-либо? Комфортно ли тебе общаться с ним, думая: "На самом деле ему приятно общение со мной или он просто терпит? Искренне разделяет мои вкусы или его согласие продиктовано тем, что он просто хочет угодить? Неужели я настолько неинтересна, что меня можно только терпеть?" Ждешь ли ты того, что твой оппонент так же будет терпеть то, что нравится тебе и злишься, если этого не происходит?"

Мне же от таких людей хочется держаться подальше, ведь общение приносит радость только тогда, когда оно идет от души. И гораздо приятнее услышать мнение отличное от твоего, потому что либо ты откроешь для себя что-то новое, либо поймешь, что ранее ошибался, а значит, сможешь исправить ошибку. В любом случае, это приведет тебя к развитию. Ведь истинная дружба и любовь не в том, чтобы безоговорочно разделять все интересы другого человека, жертвуя своими. Умение выслушать, высказать свою точку зрения без истерик, спокойно, найти тот вариант, который устроит обоих - это высший пилотаж во взаимоотношениях!

Когда-то у меня был конфликт с моими близкими подругами. С одной терпела я, с другой, как оказалось, терпели меня. И надо же было такому случиться, что мы втроем отправились в Стамбул, оказались в замкнутом пространстве, в некоторой зависимости друг от друга, вот тогда проблема и заявила во весь голос о себе. Но лишь спустя время, я поняла в чем было дело, когда возникла моя теория зеркал, зато ту поездку я точно запомню на всю жизнь!

Терпеть или нет - это выбор каждого, почему я должна быть в напряжении и угадывать настроение другого человека? Помню, как в детстве сходила с ума, пытаясь угадать, что же сделала не так и почему со мной не разговаривают несколько дней. Я знала, что скоро пытка молчанием закончится и последует взрыв от которого мне точно не поздоровится. Мои родители относились к теме терпения прямо противоположно и я следовала то одному, то другому сценарию, в зависимости от того, насколько сильно я боялась потерять того, кто передо мной. Вот поэтому и возникли люди-зеркала, чтобы я увидела со стороны насколько важно быть искренним и уметь высказывать свое мнение. Кстати, с подругами теперь стало общаться гораздо проще, наши отношения вышли на новый уровень.

Терпение – это качество сильного и морально устойчивого человека. Потому что сложно сдерживать себя в самые эмоциональные моменты жизни в период гнева, или нервного срыва. Но вознаграждение и степени терпеливых возвышены в соответствии со сложностями сдерживания себя, и Аллах говорит во многих местах о терпеливых людях, восхваляя их.

Имам Ахмад о количестве упоминаний терпеливых сказал:

الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع

«[О достоинстве] Терпения в Коране упоминается в девяносто местах ». Значит, девяносто раз Всевышний в Коране похвалил это качество. Вот один из многих аятов, где Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми » («аль-Бакара», аят 153). Терпение, особенно при постижении бед, является вознаграждаемым делом. По этому поводу Аллах в другом аяте говорит:

فاصبر إن وعد الله حق

Смысл: «Прояви терпение (т.е. стойкость) и Аллах даст тебе обещанное (т.е. награду) ».

Также Всевышний Аллах говорит:

وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً

Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни » («Алу Имран», аят 120).

Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) отмечал:

بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين

«Терпением и твёрдым знанием достигается предводительство в религии (преуспевает человек в этом мире и в мире вечном) ».

Очень много хадисов о терпении и стойкости, и всех их привести невозможно.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

والصبر ضياءً

«Терпение это есть свет (который будет освещать его могилу) » (привёл имам Мус-лим от Абу Малика аль-Ашари). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر

«Тому, кто старается проявлять терпение, Аллах даст его (терпение), и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение ».

Таких изречений очень много, и привести все нет необходимости.

Убеждение, которое должно быть у человека, которого постигло горе

Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахованы от бедствий и испытаний от Аллаха, парой, наоборот, последние бывают испытаны сильнее, как в пример для обычных людей.

Значит, у верующего должно быть убеждение, что Всевышний ниспосылает беды и трудности и только Он избавит его от них, как Сам Всемогущий Аллах сказал:

ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله

Смысл: «Не настигают беды, кроме как по воле Аллаха » («ат-Тагабун», аят 11). Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Аллаха и потому как только Аллах ниспосылает и удаляет беды, следовательно, и уповать тоже нужно только на Него.

Зная, что все беды – это решение Аллаха, нельзя быть недовольным Его решениями. От всех Его решений есть польза для рабов, ибо Аллах справедлив и не притесняет их, Он Сам для Себя запретил притеснять Своих рабов.

Одна и мудростей – Аллах, конечно, знает лучше – ниспослания бед в том, что беды ниспосылает Аллах для смывания грехов Cвоих рабов, а если же если рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك

«Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами » (Ибн Хаббан № 2896 в своей книге «Сахих»).

Также сказал:

ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه

«Не настигнет верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, вплоть до того, что даже колючка вонзится, и он почувствует боль, кроме как Аллах прощает грехи по причине этого » (имам аль-Бухари). Малейшая боль или любое испытание Аллах устанавли-вает причиной смывания грехов или возвеличивания степени.

Отсутствие бед – повод для беспокойства

Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство вызывает, то если беды вообще отсутствуют, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет блага в рабе, у которого не умаляется имущество и не испытывал телесные болезни, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает и при испытании проявляющий терпения » (Ибн Аби Дунья). Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من يرد الله به خيراً يصب منه

«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия » (имам аль-Бухарий).

Как проявлять терпение

Когда человек проявляет терпение, он должен проявлять его искренне, ради Аллаха, а не по другим причинам, как Аллах сказал:

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ

Смысл: «Прояви терпение (Мухаммад), как улуль-азми (как Пророки улуль-зам)» («аль-Ахкаф», аят 35). А как понять этот аят? Этот аят означает, что надо быть стойким не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями, как поступали великие Пророки (мир ем и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول : إنا لله وإنا إليه راجعون . اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها إلا أجره الله في مصيبته وأخلف له خيراً منها

«Не настигнет беда раба, и он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха и к Нему возвратимся. О, Аллах! Последуй за этой бедой благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба » (имам Муслим). То есть, пусть тот, на кого пало горе и печаль обратится к Аллаху со словами, которые приведены в этом хадисе и Аллах воздаст сполна, за его терпение.

Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:

1) Быть убеждённым, что все происходит по воле Аллаха, и только Аллах избавит от бед.

2) Не жаловаться, кроме как Аллаху.

3) Переносить горе, только лишь уповая на Аллаха и ради Аллаха.

4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Аллаха.

Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе человек не получит ничего, кроме напрасных страданий. Тяжкий грех жаловаться и не благодарить Аллаха за любое Его решение.

Да ни лишит нас Аллах стойкости в ответственный и нужный момент. Амин!

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Терпение (сабр ) – это одно из тех благих качеств, к соблюдению которого побуждали Аллах в Своей великой Книге и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в своей Сунне. Слово сабр было упомянуто в Коране сто четыре раза относительно различных причин и положений.

Всевышний Аллах приказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) быть терпеливым, сказав:

«Посему терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха…» (Ан-Нахль, 16:127).

«Терпи же, как терпели твердые духом посланники…» (Аль-Ахкаф, 46:35).

Так же Всевышний Аллах приказал проявлять терпение верующим. Он сказал:

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (Али Имран, 3:200).

Всевышний Аллах сказал, восхваляя терпеливых:

«Но благочестив тот,… кто проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Аль-Бакара, 2:177).

Он Свят Он и Могуч, отметил, что любит терпеливых и помогает им:

«Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146).

(Аль-Анфаль, 8:46).

Так же Всевышний Аллах отметил, что проявление терпения лучше для того, кто проявляет его:

«Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (Ан-Нахль, 16:126).

Так же Всевышний Аллах обещал терпеливым награду, которая будет лучше, и будет превышать награду за их деяния. Он сказал:

«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Ан-Нахль, 16:96).

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Аз-Зумар, 39:10).

Так же Всевышний Аллах радует терпеливых, сказав:

«Обрадуй же терпеливых ( которые проявляют терпение при испытаниях (Аль-Бакара, 2:155).

Так же Всевышний Аллах говорит о вознаграждении терпеливых Раем:

«А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» (Аль-Инсан, 76:12).

Всевышний Аллах упомянул терпение наряду с другими великими религиозными деяниями. Из того, что было упомянуто вместе с терпением, мы узнаем из Корана:

  • Убеждение (йакин )

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 32:24).

  • Упование (таваккуль )

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в Раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (Аль-Анкабут, 29:58-59).

  • Молитва (салят )

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Аль-Бакара, 2:153).

  • Богобоязненность (такуа )

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (Али Имран, 3:120).

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Али Имран, 3:186).

«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Йусуф, 12:90).

  • Праведные деяния

«И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда» (Худ, 11:11).

  • Джихад

«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение» (Ан-Нахль, 16:110).

«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (Мухаммад, 47:31).

  • Обращение к Аллаху за прощением (истигъфар ) и поминание Аллаха (тасбих )

«Будь же терпелив, ибо обещание Аллаха истинно. Проси прощения за свой грех и прославляй хвалой своего Господа после полудня и утром» (Аль-Мумин, 40:55).

«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты – у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна» (Ат-Тур, 52:48).

«Посему будь терпелив к тому, что они (многобожники ) говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом, славь его в течение ночи, а также в начале и конце дня. Быть может, ты останешься доволен» (Та Ха, 20:130) .

  • Истина (хаккъ )

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Аль-Аср, 103:1-3) .

  • Милосердие (рахма )

«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (Аль-Балад, 90:17).

  • Благодарность (шукр )

(Ибрахим, 14:5).

Наличие в Священном Коране и Сунне аятов и хадисов повествующих о достоинстве терпения, указывает на важность и величие данного качества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину к этой благой нравственности. Его жизнь является примером этой высокой нравственности. Тот, кто станет изучать его жизнь и сунну, лично убедиться в том, что поистине терпение имеет высокое положение.

Др. Мухаммад ибн Халифа

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Шейхульислам Такийуддин Абуль Аббас Ахмад Ибн Теймиййа сказал:

Всевышний и Всеблагой Аллах разделил Своих рабов на классы, и сделал одни классы выше других. Поэтому, даже когда верующих постигают радость и беды, они пребывают во благе их Господа. Так же Всевышний Аллах сделал Свое предопределение для них выгодной торговлей и путём ведущим к истине. Как об этом сказал в достоверном предании имам верующих(мир ему и благословение Аллаха): «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела удивительны. Аллах не определил для него ничего, в чём не было бы блага. Когда его постигает радость, он благодарит Аллаха и это оборачивается для него благом. Когда же его постигает беда, он проявляет терпение и это так же оборачивается для него благом ».

Данный хадис охватывает все предопределение (къадар ), которое определил для верующего Всевышний Аллах. Так как если он станет благодарить Аллаха за постигшее его благо и станет проявлять терпение во время постигающих его бед, то предопределение Аллаха всегда будет оборачиваться благом для него. Так же это деяние от имана (веры). Как об этом говорили некоторые саляфы: «Иман состоит из двух частей. Одна часть это благодарность (шукр), а другая терпение (сабр)» . Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного» (Ибрахим, 14:5; Лукман, 31:19; Саба, 34:19; аш-Шура, 42:33).

Если обратить внимание на все области религии, то нетрудно удостоверится в том, что вся она построена на терпении и благодарности. Это потому, что терпение состоит из трёх видов:

Первый вид. Проявление терпения в делах подчинения Аллаху. Так как нет такого деяния, совершая которое человек не боролся бы и не проявлял терпение по отношению к внешним и внутренним своим врагам. И человеку достаточно быть терпеливым в совершении как обязательных (ваджиб ) так и желательных (мустахаб ) деяний.

Второй вид. Проявление терпения в запретном деле. Поистине человеческая душа, его страсти, шайтан приукрашивающий (грехи) и плохие товарищи, подталкивают человека к неповиновению и грехам. Для того, что бы оставить это, человеку достаточно проявить сильное терпение. Некоторые саляфы говорили: «Совершение благодеяний свойственно как хорошим, так и плохим людям. Однако оставление грехов свойственно только правдивым (сиддикин)» .

Третий вид. Проявление терпения, когда человека постигают несчастья, которые не зависят от него самого. Несчастья (беды) бывают двух видов:

1. Это болезни и подобные этому небесные несчастья, которые не во власти творений .

Проявление терпения этому виду несчастий легче всего, так как раб становится свидетелем того, что все это постигло его согласно предопределению Аллаха и что творения Его не способны вмешаться в это. Поэтому он терпит либо по собственной воле, либо вынужденно. Если Аллах поможет рабу и вселит в его сердце знание о пользе извлекаемой от постигших его несчастий, а так же о том, что это принесёт ему прощение и благо, то раб, проявляя терпение, перейдёт в следующий этап, а это благодарность Аллаху и довольство (собственным положением). В таком положении несчастье, постигшее его, обернётся для него благом, и он станет говорить от сердца: «О Господь, помоги поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом! ». Это увеличивается и уменьшается в зависимости от уровня веры раба. Это мы так же можем наблюдать на словах людей. Как об этом сказал поэт, обращаясь к своей любимой доставляющей ему страдания:

Ты вспоминаешь обо мне недобрым словом и это печально для меня,

Однако (хотя и недобрыми словами) ты вспоминаешь, и это радует меня . См. труд «ад-Дивару» Ибн ад-Думамйны, с комментариями Ахмада Ратиба ан-Наффаха стр. 17.

2. Несчастья, постигающие раба по причине людских деяний.

Это может произойти путём посягательства на жизнь, имущество и честь человека. Проявлять терпение при этом виде несчастья очень тяжело, так как душа человека чувствует свою униженность и не желает смириться с этим и поэтому она стремиться к мести. Проявлять терпение при этом виде несчастья свойственно пророкам и правдивым мужам. Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) постигали страдания, он говорил: «Да смилостивиться Аллах над Мусой. Ему причиняли больше страданий, а он проявлял терпение» Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 28, хадис 3405; так же передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Закят» глава о «Смягчении сердец» 3/109.

Так же он (мир ему и благословение Аллаха) рассказал, что один из пророков которого избивали люди из его народа, говорил: «О Аллах прости мой народ, поистине они не знают» Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 56, хадис 3477; так же передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Джихад» глава о «Битва при Ухуде» 5/179.

Так же сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) так же говорил это, когда ему доставляли страдания люди из его народа. В данной мольбе, он одновременно затронул три вопроса: прощение, испрашивание прощения для них и оправдание их, их невежеством. Этот вид терпения привел к победе, величию, радости, миру, силе, любви к Аллаху, увеличению знания и любви людей по отношению к нему. Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 32:24).

Человек становится имамом в религии только лишь при помощи терпения и убеждённости. И когда к этому терпению добавляется непоколебимая убеждённость и вера, раб возвышается на высокое положение по милости Аллаха. Эта милость, которую Аллах дарует из Своих рабов кому пожелает. Поистине Аллах обладатель великой милости.

По этой причине Всевышний Аллах сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Аль-Фуссылат, 41:34-35).

Оттолкнуть зло добром можно лишь посредством прощения и других подобных праведных деяний. А великая доля – это Рай.

Существует ряд причин помогающих человеку добиться этого терпения. Из этого:

Первое. Свидетельствовать о том, что все деяния, воля, движения и покой рабов созданы Аллахом; случается только то, что Аллах пожелал, а то чего Он не желал тому не бывать. Нет даже мельчайшей частицы ни на высоте, ни на глубине, которая бы совершала движения без воли Аллаха. Люди же всего лишь выполняют движения. Поэтому не смотри на то, кем являются люди, которые обрушили на тебя беды, а смотри на то, кто посылает эти беды. Только в этом случае ты освободишь себя от печали, скорби и тревоги.

Второе. Это признание своих грехов и знание о том, что эти беды были посланы Аллахом взамен за совершённые им грехи. Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Аш-Шура, 42:30). Если человек будет осознавать, что беды, постигшие его, постигли его по причине его же грехов, тогда он перестанет осуждать людей и обратится к Аллаху за прощением и с покаянием. Если ты увидишь человека, который ругает и осуждает людей за причинённые ему страдания, однако не критикует себя и не просит прощения, то знай что, его несчастье является истинным. Однако если он станет просить прощение и осуждать самого себя, то это несчастье обернётся для него благом.

Али бин Абу Талиб сказал свои известные слова: «Раб не должен просить ни у кого помимо своего Господа и не бояться ничего, кроме как своих грехов» Передали аль-Байхаки, в «Шуабуль иман», 7/122, 9718; аль-Асбахани в «ат-Таргиб уа ат-тархиб» 2/266, 1586; Шит АбдульБарр в «Джамиу байаниль ильм уа фадлих» 1/383, 547-548.

Так же передаётся от Али и других саляфов: «Несчастья приходят только лишь с грехами и уходят только лишь при помощи покаяния» .

Третье. Знание раба о том, что Аллах приводит к благому концу тех, которые прощают и проявляют терпение. Всевышний Аллах сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Аш-Шура, 42:40).

Люди, относительно постигающих их несчастий, делятся на три группы:

  1. Те, которые берут больше, чем им полагается, то есть беззаконники (залим );
  2. Те, которые берут столько, сколько им полагается. Это справедливые люди (муктасид );
  3. Те, которые оставляют свои права и прощают. Это искренние люди (мухсин ).

В приведённом выше аяте упомянуты все эти три категории людей. Начало данного аята касается справедливых (муктасид , середина искренних (мухсин) , а конец беззаконников (залим) .

Глашатай воззовёт в День воздаяния: «Пусть встанут те, вознаграждение которых Аллах сделал обязательным для Самого Себя!» и после этого призыва встанут лишь прощающие и примиряющие (людей) люди» . Когда человек осознаёт, сколько награды он может потерять в том случае, если станет мстить, то ему становится легче, простить и проявить терпение.

Четвёртое. Если раб простит и совершит добро, то это его деяние позволит ему не строить плохих предположений о его братьях мусульманах, не обманывать, не мстить, а так же позволит ему избежать зла и злопамятства. Таким образом, прощая людей, он получит выгоду в обоих мирах, которая во много раз превышает выгоду за месть и этим самым он познает сладость прощения и окажется в числе любимых рабов Аллаха, о которых Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит творящих добро» (Али Имран, 3:134).Его положение подобно положению того, кто, отдав несколько дирхамов (серебра), получит обратно несколько тысяч динаров (золота). Поистине человек, добившийся этого, будет бесконечно рад благу, которое даровал ему Всевышний Аллах.

Пятое. Знание о том, что тот, кто мстит не ради Аллаха, а ради самого себя будет унижен, а того, кто прощает, Аллах Всевышний возвысит. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал по этому поводу: «Поистине Аллах увеличит прощающему рабу только его величие» Передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Адаб, благодеяние и родственные связи» в главе «Желательность прощения» 8/20. То величие, которого раб достигнет по причине прощения намного лучше и любимее для него, нежели то величие, которого он достигнет по причине мести. Потому что, величие, которого он добьётся по причине мести – величие внешнее, а внутренне — это позор. Однако прощение хоть и является позором внешним, оно дарует как внешнее, так и внутреннее величие.

Шестое и одно из самых главных извлекаемых польз. Знание о том, что предписанное наказание или вознаграждение зависит от вида совершаемого действия, а так же знание о своей несправедливости и греховности. Если раб станет прощать людей, то и Аллах простит его, если он помилует, то и Аллах его помилует. Если раб осознает, что прощение и проявление добра по отношению к тем, кто причиняет ему зло, является причиной награды Аллаха, то ему станет проще прощать людей и проявлять терпение. Этой выгоды достаточно тому, кто обладает разумом.

Седьмое. Знание о том, что человек, который мстит и требует за причиненную ему несправедливость возмездия, проводит попусту время, думает только об этом (отдаляется от поклонения) и теряет выгоды, которые он не будет в состоянии вернуть. Быть может это на много больше той беды, которая постигла его. Однако если он простит и помилует, то и его сердце и его тело, воспользуется отведённым для них временем и займётся более полезными делами, чем месть.

Восьмое. Если раб станет мстить только лишь ради самого себя, то пусть знает, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не мстил за себя, в то время как причиняемые ему страдания были связаны с религией и были совершены против Аллаха, и он самый лучший и любимый для Аллаха из всех его созданий. Несмотря на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым почётным, лучшим, далёким от всех аморальностей, обладателем прекрасного нрава, он не совершал этого для самого себя. А как же тогда это можем делать мы, зная о своих недостатках и грехах. Напротив, разумный человек никогда не станет оценивать свои страсти так высоко, что бы мстить ради этого. И для такого человека его страсти не составляют ценности на уровне мести.

Девятое. Если человеку будет причинено страдание из-за тех деяний, которые он совершал ради довольства Аллаха, то есть побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого, то проявление терпения для него обязательно. Поэтому он не должен мстить, так как он пострадал ради богоугодных дел и его награда будет за Аллахом Всевышним. Поэтому, люди, потерявшие во время джихада на пути Аллаха свои жизни и имущество, не лишились их. Аллах купил у них их жизни и имущество и цену за это назначали не люди, а сам Всевышний Аллах. Тот, кто потребует цену за это у людей, тот лишится цены у Аллаха, так как потративший что-либо на пути Аллаха, получит взамен награду от Аллаха.

Если же человек пострадал за свою непокорность Аллаху, пусть осуждает только самого себя. Если он станет осуждать самого себя за совершенные им грехи, тогда ему не будет необходимости осуждать окружающих.

Тот, кого постигнет несчастье в то время, когда он стремился приобрести что-либо, пусть проявит терпение. Потому что, не получить то, к чему он стремился, является большим горем, чем проявление терпения. Тот, кто во время путешествия не проявляет терпения относительно полуденной жары, дождя, снега, трудностей пути, разбойников, то ему нет необходимости в рынках (то есть он не способен к мирским делам). Все люди знают, что для того чтобы получить того, к чему стремится человек, ему необходимо проявлять терпение до тех пор пока он не получит это.

Десятое. При проявлении терпения, знание раба о том, что Аллах с ним, любит и доволен им; если Аллах будет с рабом, то он отведёт от него все зло и все беды, которые не смогут отвести от него люди. Всевышний Аллах сказал: «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (Аль-Анфаль, 8:46). «Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146).

Одиннадцатое. Знание о том, что терпение это половина веры (иман ). Человек, который осознает это, никогда не предпочтёт свои страсти даже части своей веры. Поистине терпение удерживает веру человека и защищает его от недостатков. Всевышний Аллах оберегает верующих.

Двенадцатое. Знание о том, что терпение способно властвовать над страстями души и побеждать их. И человек, который унизит свои страсти и победит их, не будет пребывать во власти своей души и тогда она не поведёт его на погибель. Если же он станет подчиняться ей, тогда она погубит его. И он сможет избежать этой участи только лишь по милости своего Господа.

Проявление терпения и превосходство человека над своей душой и шайтаном достаточно, для того чтобы сердце человека утвердилось и чтобы он смог отразить своего врага.

Тринадцатое. Знание о том, что Аллах помогает терпеливым. Поистине Аллах является покровителем терпеливых и тех, кто оставляет Аллаху беззаконников. Того, кто сам пожелает победить свой нафс , Аллах превратит в раба его собственной души и сделает его её помощником. И каким же будет положение того человека, который, лишился помощи Аллаха, и стал сотрудничать со своей беспомощной и слабой душой?!

Четырнадцатое. Человек, проявляющий терпение по отношению к тем людям, которые причиняют ему страдания, а так же к самим страданиям, может стать причиной того, что эти люди раскаются в совершенных делах, вернутся на истину, попросят прощения, будут раскритикованы людьми и тем самым постыдятся своих действий, а затем это приведёт их к дружбе с тем человеком. Всевышний Аллах сказал по этому поводу: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Аль-Фуссылат, 41:34-35).

Пятнадцатое. Возможно, что месть человека приведёт его к тому, что зло и страдания, причиняемые ему беззаконником, возрастут. Но если он проявит терпение и простит, то защитится от этого зла. Разумный человек не выберет из двух злодеяний то, которое принесёт больше зла. Сколько же людей желали отомстить и предотвратить смуту, однако не смогли добиться этого. Множество людей потеряли на этом пути свои жизни, власть и имущество. Но если бы угнетённый простил, то не постигло бы его то, что постигло.

Шестнадцатое. Тот, кто станет мстить, не проявив терпения, окажется в числе несправедливых. Это происходит по той причине, что когда человека охватывает жажда мести, он подчиняется страстям своей души, которая переходит границы дозволенного и поэтому человек гневаясь, теряет контроль над своими словами и действиями. Если до этого он был угнетённым, который ждал помощи от других, то теперь он превратится в беззаконника, пребывающего под воздействием гнева и жажды наказания.

Семнадцатое. Страдания, причиняемые человеку, способствуют прощению его грехов и повышению его степени. Если же он станет мстить, оставив терпение, то не добьется прощения грехов и не возвысит свою степень.

Восемнадцатое. Терпение и прощение это самое сильное оружие человека против своего врага. Тот, кто станет проявлять терпение и прощать, тем самым станет причиной унижения, позора, страха которые постигнут этого врага. Это потому, что если даже он станет молчать относительно причиняемых ему несправедливостей, то люди этого не сделают (т.е. не проявят равнодушия). Но в случае мести, этого не случится. Поэтому ты видишь, что люди стараются обязательно отомстить тому, кто причиняет им страдания, и ругают его, будто бы сделав это, с их плеч сходит тяжесть, и они находят спокойствие.

Девятнадцатое. Если человек простит своего врага (причиняющего ему страдания), то враг найдёт его степень выше своей, почувствует его победу и свою слабость. И этого достаточно для прощающего, как доказательство его достоинства и превосходства.

Двадцатое. Прощение это благодеяние (хасанат ). Одно благодеяние порождает другое, а другое третье и таким образом они увеличиваются. Наградой за благодеяние является другое благодеяние. Точно так же наградой за злодеяние является другое злодеяние. Возможно, что это деяние приведёт его к спасению и счастью. Но если он станет мстить, то потеряет это благо.

Что касается второй части религии, то это благодарность (шукр ). Благодарность — это подчинение Всевышнему Аллаху.

Здесь мы подошли к концу по милости Аллаха. Хвала Ему премногая. Мир и благословение пророку нашему Мухаммаду и его семье.

Эти вступительные слова именуются «Хутбатуль-хаджа». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал этому своих сподвижников и сам произносил ее перед пятничной и другими проповедями, а также заключением брака (никаха). Сообщение о хутбатуль-хаджа передается от шести сподвижников, и все эти версии усиливают друг друга, в связи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, среди которых ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Таймийя, аль-Альбани и др. См. «Хутбатуль-хаджа» шейха аль-Альбани.

В День воздаяния все будут собраны со своими имами, а верующие будут вместе с ним. Это передал от аль-Хатыб от Анаса в «Тарих аль-Багдад». Он сказал о 71 аяте суры аль-Исра: «В тот день Мы созовем всех людей вместе с их предводителями» — «…это значит, будут призваны со своими пророками». Имам ас-Суйути в «Дурруль мансур» (5/316) отметил, что это предание было передано Ибн Абу Хатимом и Ибн Мардавейхом. То же самое было передано от Муджхида. Это передали Ибн Джарир в своем тафсире (15/126) и ас-Суйути в «Дурруль мансур» от Ибн Мунзира.

Передали имам Муслим «Китаб аз-зухд» в главе «Все деяния верующего являются благом» 8/227; имам Ахмад в «Муснад», 1/173 и ад-Дарими в «Сунан» книга «ар-Ракаик» глава «За каждое деяния верующий получает награду» 2/318. Текст хадиса передается так: «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела оборачиваются для него благом…». Однако найти данный хадис как это привёл автор со словами: «…все его дела удивительны» мне не удалось.

Передали Ваки бин Джаррах в «аз-Зухд», 2/456, хадис 203; ат-Табарани в «аль-Кабир», 9/107; аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа ат-тархиб», 4/171, хадис 4974 от ибн Масуд в виде: «Терпение половина веры, а убеждённость вся вера». Так же имам аль-Бухари в «ас-Сахих» книга Веры в главе о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Ислам основывается на пяти столпах» от Ибн Масуда со словами «Убеждённость – это вся вера». Шейх аль-Албани в «Сильсиля аль-хадис ад-даифа» 1/506-507, хадис 499 сказал, что этот хадис мункар. Он сказал: этот хадис достоверный как слова Ибн Масуда, однако слабый как слова пророка (мир ему и благословение Аллаха). На это так же указывают слова шейхульислама Ибн Теймиййи: «Об этом говорили некоторые саляфы»».

Абу Нуайм «Хильйатуль аулийа» 10/197 передал от Сахля ибн Абдуллаха ат-Тустури в следующим виде: «Аллах полюбит раба не только за подчинение ему, но и за соблюдения им Его запретов. Избежать грехов способны лишь правдивые, которые являются приближёнными Аллаха. А благодеяния свойственны как хорошим, так и плохим людям» .

Автор указывает на хадис переданный Муазом ибн Джабалем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взяв его за руку сказал: «О Муаз! Клянусь Аллахом я люблю тебя». Затем он сказал: «О Муаз! Читай после каждой молитвы: ««О Господь, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!» Этот хадис передали Абу Давуд в «ас-Сунан» в книге «Молитва Витр» в главе «Истигфар» 2/181, хадис, 1522; так же ан-Насаи в «ас-Сунан», в книге «Сахв» в главе «Другой вид мольбы» 3/53; имам Ахмад в «Муснад» 5/245-247.

Абдуллах ибн Масуд рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) в аль-Джаранде распределял трофеи после битвы Хунейн, люди стали стекаться к нему. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах направил одного из своих рабов к его племени в качестве пророка. Его племя избило и ранило его. Он же вытирая кровь со своего лба, говорил: «О господь, прости мой народ, поистине они не знают». Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я и сейчас будто бы вижу как пророк, (мир ему и благословение Аллаха) вытирая кровь со своего лба, рассказывает об этом мужчине и говорит: «О господь мой! Прости мой народ, так как они незнают». Этот хадис передали Ахмад в «Муснад» 7/378, хадис 4366. Исследователь этого труда сказал, что данный хадис является сахих-лигейрихи.

Аз-Зубайр ибн Баккар в «аль-Ансаб» передаёт часть мольбы о ниспослании дождя, которую произнес Аббас по просьбе Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Аллах беды приходят только лишь по причине грехов и уходят только лишь посредством покаяния» . (Ибн Хаджар сообщил, что данное сообщение было передано в труде «аль-Ансаб», однако мы не смогли найти его там). Абу Бакр Ахмад бин Марван ад-Дайнури (ум.333 г.х.) в труде «аль-Муджаласа ва джавахируль ильм» (3/102-103) приводит в форме маукуф (т.е. как слова самого Аббаса) часть мольбы о ниспослании дождя произнесенной Аббасом по просьбе Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Аллах поистине беды с небес ниспосылаются только лишь по причине грехов и уходят посредством покаяния» . Так же это передал Ибн Асакир в «Тариху Димашк» (26/358-359, стр. 184 в биографии Убады бин Афвы – Абдуллаха бин Саубана) через Тарика Абу Салиха Базима а тот от Ибн Хани а тот от Аббаса ибн АбдульМуталлиба. В «ас-Сахих» аль-Бухари нет данного сообщения. Сообщается в труде «аль-Фатхе» 2/494 в книге о «Молитве о ниспослании дождя» в главе «Об обращении людей к руководителю в период засухи для совершения молитвы о ниспослании дождя». Однако здесь не приводится вид молитвы и подробности о ней. См. так же «Иктидаус сыраталь мустакым» 337-338.

Ибн Мардауейх передает от Ибн Аббаса что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воздаяния Аллах прикажет глашатаю сказать: «Пусть встанут те, вознаграждение которых Аллах сделал обязательным для Самого Себя!» и встанут только те, кто прощал и мирил людей в этом мире» . Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом». Этот хадис передали ас-Суйути в «ад-Дурруль мансур», 6/11; Хатыб аль-Багдади в «Тарих Багдад», 11/198; Ибн Хиббан в «Раудатуль укаля» стр. 176-177; аль-Байхаки в «Шуаб аль-иман» от Хасан аль-Басри в форме мурсаль (как слова Хасана аль-Басри) с полной цепочкой; Хаммад бин ас-Сари в «аз-Зухд» 2/904 и Абу Нуайм в «аль-Хилья» 9/204 от Хасана аль-Басри в форме маукуф (как его слова).

См. «ас-Сахих» имама аль-Бухари, книга «Достоинства» глава «Качества пророка (мир ему и благословение Аллаха)» хадис 3560. («Фатхуль-бари», 6/566); «ас-Сахих» имама Муслима книга «Достоинства» глава «Воздержание пророка (мир ему и благословение Аллаха) от совершения грехов» хадисы, 2327, 2328.

Передал Абу Йаля в «Муснад» 4/36, хад. 2040 от Бишра бин аль-Валида аль-Кинди, он от аль-Мусаввира бин ас-Сальта, он от Мухаммада бин Мункадира, а он от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всякое благое дело это саадака. И то, что человек тратит на свою семью и из своего имущества, тоже для него записывается как саадака. Так же то, что он потратит, что бы защитить свою честь для него будет саадака. Аллах обязуется выплатить верующему все его расходы, кроме расходов на строительство (дома, здания) и расходов за совершение неповиновения Ему» . Имам аль-Хайсами в «Маджму аз-заваид» 3/136 сказал об этом хадисе: «В цепочке переданной Абу Йаля передатчик по имени Мусаввир бин Сальт является слабым». Так же ад-Даракутни в «Сунан» 3/28, хад. 101 и аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/50, оба они передали этот хадис от Абдульхамида бин аль-Хиляли, а он от Мухаммада бин Мункадира. Затем аль-Хаким сказал об этом хадисе: «Это достоверный хадис. Однако его не передали два имама (аль-Бухари и Муслим) в своих трудах. Собирать эти содержательные хадисы не соответствует условиям данной книги». Имам аз-Захаби возразив ему сказал: «Напротив, они сказали что этот хадис является слабым».

См. аль-Хашийа, 2.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Перевод Абу Имран ас-Саляфи

(Ан-Нахль, 16:110 ) .



error: Content is protected !!