Ангел господень в библии. Большая христианская библиотека

Употребляемое в Ветхом Завете древнееврейское слово מַלְאָךְ (mal-awk’ ), переводимое как “ангел ”, означает просто “посланец”, как и в Новом Завете, равнозначное ему древнегреческое слово άγγελος (Ангэлос), от которого и произошло русское слово “ангел”. И на иврите и на древнегреческом языках это слово может означать как по́ сланную духовную сущность (сущность хоть и духовная, но сотворённая, а поэтому менее значимая, чем Бог), так и посланника – человека. Мы должны внимательно читать текст, чтобы определить, который из них имеется ввиду, что определяется исключительно из контекста.

Вместе с тем, на страницах Ветхого Завета, причём в разных книгах, мы так же постоянно видим некоего Ангела Господня, или Ангела Божьего (הוהי ךאלמ ), который разительно отличается от всех других ангелов и сущностей не только по действию, но и по Своему статусу.

Давайте внимательно вчитаемся в эти места и попробуем разобраться, кто же Он, этот Ангел Господень ?

Быт.16:7-11;13

7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

10 И сказал ей Ангел Господень: , так что нельзя будет и счесть его от множества.

11 И еще сказал ей Ангел Господень : вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое ;

13 И нарекла [Агарь] , [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня . ”

Писание повествует, что к Агари явился Ангел Господень и ничего бы не было удивительного в этой встрече и диалоге, если бы не одна фраза: “умножая умножу потомство твое ”. Знакомая фраза? Где ещё она нам встречается? Давайте вспомним:

Быт.3:16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Кто говорил к Еве? Бог! Именно Он использовал эту фразу! И, хотя слова одинаковые, но Бог говорил Еве об умножении скорби и простое повторение слов в определённом порядке ещё ни о чём не говорит, хотя совпадение уже само по себе является интересным.

Но может это просто ангел дерзнул говорить фразами, используемыми Богом? Нет, к ней говорил Сам Господь, что видно из 13-го стиха: “ Господа, Который говорил к ней ”!

Быт.22:10-18

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня .

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: , что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Если повествование об этом событии начать читать чуть ранее, то мы увидим, что именно Бог говорил Аврааму пойти туда-то и туда-то и сделать то-то и то-то. Но в 11-м стихе мы видим, что появляется Ангел Господень и начинает действовать не в свойственной ангелам роли, Он говорит, что нашёл Исааку замену и уже не надо приносить того в жертву и далее, в 12-м стихе этот Ангел вдруг констатирует факт, что Авраам не пожалел сына… “для Меня ”! Но разве простой ангел имел право так говорить? Разве не должен был он сказать: “ Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Бога (а не для Меня) ”? И действительно, для кого приносил в жертву своего сына Авраам, для Бога или для ангела? Конечно же для Бога!

А далее, в 15-м стихе опять происходит метаморфоза, к Аврааму опять обращается Ангел Господень и говорит ещё более странную фразу: “ Мною клянусь, говорит Господь ” из которой следует, что говорящий с Авраамом Ангел – Господь! А может Ангел просто цитировал Бога, передавал Его слова? Но далее Ангел в 17-м стихе говорит, что Он благословит Авраама, а благословлять может только Бог! (об этом более подробно поговорим чуть ниже, разбирая аналогичную ситуацию в Быт.48:15,16). На основании этого, мы можем с уверенностью теперь заявить, что с Авраамом говорил именно Бог, вначале назвавшийся Ангелом Господним.

Теперь обратим особое внимание, что Бог употребляет в 17-м стихе именно это словосочетание “умножая, умножу ” и именно в этом же контексте, что и в разговоре с Агарью! И действительно, давать потомство, умножать его — под силу только Богу, но никак не ангелу, следовательно, с Агарью также говорил Бог, но почему-то назвавшийся Ангелом Господним!

В этих двух местах Писания мы уже услеживаем устойчивую замену личностей, которая позволяет сделать вывод, что в некоторых случаях предстающий перед людьми Ангел Господень является Богом!

Рассмотрим следующий отрывок Писания:

Быт.31:11-13

11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;

13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей .”

Опять, сначала мы видим, что с Иаковым говорит Ангел Божий, но, вдруг, в 13-м стихе этот Ангел напрямую заявляет, что Он (Ангел) – Бог! Теперь давайте представим ситуацию, что говорящий эти слова Ангел на самом деле не является Богом, что тогда последовало бы? В истории мироздания известен такой случай, когда ангел поступил подобным образом, хотя и не так прямо, не заявляя, что он – Бог, он просто хотел быть подобным Всевышнему:

Ис.14:12-15

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;

14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему »

И какова была реакция Бога на такую дерзость? Он был изгнан с Небес:

15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней .”

Имя сему ангелу – Люцифер (Светоносный), который ныне называется сатана . Что с ним произошло в результате этого, мы все хорошо знаем.

Давайте также вспомним, как ревностно Бог относится к славе, которая принадлежит только Ему:

Ис.42:8 Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам .”

Ис.48:11 Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! славы Моей не дам иному .”

Если Бог не даёт Свою славу “никому иному ” и это подтверждается историей с сатаной, то не дожжен был бы понести наказание Ангел, говоривший с Иаковым и назвавший себя Богом? Обязательно должен был бы…, кроме одного случая, если этот Ангел и на самом деле является Богом! А не наталкивает ли это на мысль, что Бог предстаёт перед людьми как минимум в 2-х личностях? Иначе зачем была бы нужна такая замена личностей?!

Быт.48:15,16

15 И благословил Иосифа и сказал: Бог , пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16 Ангел , избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли .”

Это знаменитая история благословения Иаковым Иосифа и его сыновей. Здесь обратим внимание на то, КТО благословит отроков: в 15-м стихе Иаков говорит, что это – Бог, а в 16-м стихе, что это Ангел! Но простые ангелы – это “суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ” (Евр.1:14 ), они не призваны для благословений (мы не найдём в Писании ни одного случая, когда бы ангел благословлял), а, значит, благословлять потомство Иосифа будут две личности: Бог и Ангел, который имеет все права и полномочия Всевышнего, другими словами, тоже являющийся Богом!

Перейдём к книге “Исход” и рассмотрим эпизод, когда Бог явился Моисею в горящем кусте:

Исх.3:2-4

2 И явился ему Ангел Господень . И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста , и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

Обратим особое внимание на стихи 2 и 4 и сравним их: “И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста и воззвал к нему Бог из среды куста ”.

Мы определённо видим, что Ангел не явился Моисею где то в стороне от куста и не сказал ему обратить внимание на куст, Ангел был там, в кусте, в огне! Но тут же мы читаем, что из куста к Моисею обращается… БОГ !!! Вывод напрашивается сам собою – Ангел Господень и есть Бог!

Давайте сравним эту историю с книгой пророка Даниила, когда Сидрах, Мисах и Авдинаго были брошены в раскалённую печь. Туда к ним явился Некто, подобный сыну Божию – Ангел Господень:

Дан.3:49 Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним

Дан.3:62 На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию .”

Итак, в Библейской истории мы видим, что дважды Ангел Господень находился в горящем пламени и, если в случае с Моисеем мы видим, что это был Бог, то такое же заключение можно сделать и по истории с раскалённой печью – Ангел Господень подобен сыну Божьему, который так же есть Бог! Но у любого сына есть отец, а значит и у сына Божия, который является Богом, тоже есть Отец, в свою очередь, являющийся так же Богом! Опять мы видим, что Писание открывает ДВЕ Божественные Личности: Сына Божия и Бога-Отца. Если опять вспомним Бытие 1:2 и Ис.48:12-16 где говорится о Духе Святом, то определённо вырисовывается картина троичности Бога. Но о Духе Святом сейчас подробно говорить не будем, так как основной темой данной статьи является личность Ангела Господня и наша цель – выяснить, кто Он такой.

В книге Иисуса Навина мы видим появление некоего “вождя воинства Господня ”. Давайте попробуем выяснить, что это за личность?

И.Навин.5:13-15

13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек , и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня , теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: . Иисус так и сделал .”

Итак, Иисус Навин видит кого то, кто выглядит как обычный человек, а не как привычный для нас образ Ангела. Но этот “человек” вдруг заявляет о себе, что он – вождь воинства Господня! Но далее Иисус Навин совершает необычный поступок – “Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился… ”. Вот тут у нас возникает первый вопрос: если это простой человек, или даже ангел, то позволительно ли совершать такое поклонение ему ? Иоанну Богослову ангел запретил такого рода поклонение:

Откр.22:8,9

8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела , показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему];

9 но он сказал мне: смотри, не делай сего ; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись .”

При этом ангел указал Иоанну, что такого рода поклонение достойно одного лишь Бога.

Вернёмся к Иисусу Навину. К сожалению ни в русском языке, ни в греческом, в слове “поклонение” нет разницы отличающей виды поклонения, которые разделяются на поклонение Богу и оно единственное в своём роде, и на поклонение вышестоящему в иерархической лестнице начальствующему, родителям, благодетелям. На иврите эта разница в словах есть. Поклонение Богу обозначается словом “ШАХА”, посмотрим, какое слово использовано в этом отрывке:

Как видим, именно оно и использовано в определении поклонения.

Здесь стоит отметить, что людям являлись и простые ангелы (как например Иоанну Богослову) и такое явление ангелов – есть проявление высших небесных сил, для человека это является неординарным событием, порой пугающим и ему сложно разобраться – кто же всё таки перед ним стоит. В этом случае ангел сам должен остановить попытку поклонения ему как Богу. Если он этого не сделает, то тем самым примет поклонение, достойное только Бога, но за это он будет наказан — низвержен с Небес!

Мы помним, что ангел запретил Иоанну такого рода поклонение, но вот вождь воинства Господня почему то принимает его! Значит… значит Он достоин его, а следовательно вождь и есть — Бог !

Вторым подтверждающим фактором, является то повеление, которое вождь воинства дал Иисусу: “ сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято ”.

Давайте вспомним, когда ещё происходило нечто подобное и с чем оно было связано? Это уже рассмотренная нами история, когда из горящего куста с Моисеем говорил Бог. Что тогда Господь сказал ему?:

Исх.3:5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих , ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая .”

Отсюда мы можем сделать вывод, что земля становится святой в том месте, где присутствует Бог! Этот факт дополнительно подтверждает, что вождь воинства является Богом!

А где ещё в Писании использовался термин “вождь воинства Господня”?

Дан.8:10-12

10 и вознесся до воинства небесного , и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их,

11 и даже вознесся на Вождя воинства сего , и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.

12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал .”

Здесь Даниилу открыто в видении действия антихриста, которые были направлены против Бога, а если быть более точным, то против Сына Божьего, значит под “вождём воинства” следует понимать 2-ю личность Троицы.

Подтверждение этому находим в книге “Откровение”:

Откр.19:11-14

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие «.

14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Здесь мы видим описание “Слова Божьего” (ст.13), Который является Сыном Божьим Иисусом Христом:

Ин.1:1,14 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами …”

Но книга Откровения сообщает нам удивительный факт, то, что Слово Божие является также Вождём, так как “И воинства небесные следовали за Ним ”.

Теперь, на основании всего рассмотренного, мы с полной уверенностью можем констатировать факт, что вождь воинства Господня, явившийся Иисусу Навину – это 2-я личность Троицы, а именно – Сын Божий, Который после земного воплощения стал Иисусом Христом.

Следующее место Писания, где мы опять встречаемся с Ангелом Господним является книга Судей:

Суд.2:1 И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим — [дать вам], и сказал Я : «не нарушу завета Моего с вами вовек;

Я думаю, что, прочитав книгу Исход, ни у кого не возникнет сомнений, что евреев из Египта выводил Бог и приводить соответствующие места из этой книги не имеет смысла, так как их очень много. Лучше всего прочесть 12-й стих из 32-ой главы Второзакония, который лаконично констатирует этот факт:

Втор.32:12 так Господь один водил его , и не было с Ним чужого бога .”

Но, почему то, в Суд.2:1 говорится, что это сделал Ангел Господень?! Ангел вывел их из Египта и Он же заключил с ними завет! Не возникает ли здесь противоречия или, ещё хуже – проблемы? Не появился ли некий ангел-жулик, заявляющий, что именно он это сделал?!

Кто обращался к Моисею на горе Синай? В Писании однозначно сказано, что это был Иегова, Бог Авраама, Исаака и Иакова:

Исх.20:1 И изрек Бог все слова сии, говоря :”

Но в рассматриваемом нами отрывки из книги Судей, вдруг говорится, что это Ангел заключал с ними завет!

Если это сделал не Бог, а просто некий ангел, то теперь надо ему поклоняться! Но где тогда был Бог?

Но, если, всё-таки, это сделал Бог, то, будучи “в одном лице”, как Он мог быть одновременно и Богом и Ангелом Господним? Но это мнимое противоречие просто разрешается, если допустить, что Бог действует не в одном лице!

Исключительный интерес для нас представляет 23-я глава книги Исход:

Исх.23:20-23

20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.

21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем .

22 Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.

23 Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их :”

Мы читаем, что Бог посылает к евреям Ангела и этот Ангел имеет власть прощать грехи, потому что имя Иегова в Нем, и поэтому не нужно упорствовать против Него, а необходимо слушать Его беспрекословно. Вряд ли это могло относиться к какому-то обыкновенному ангелу. Даже одно то, что Божие Имя было на этом Ангеле, свидетельствует о Его Божественном происхождении и придает Ему статус Бога. (подробно об имени Бога можно прочесть в статье “17_Учение о Боге. Троица. Имя Бога.ч.3.Какое имя Сына Божьего”).

Теперь давайте посмотрим, какое удивительное неоднократное чередование личностей описано в книге Судей в 6-й главе:

Суд.6:11-23

11 И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян.

12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!

13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.

14 Господь , воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.

15 [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший.

16 И сказал ему Господь : Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.

17 [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною:

18 не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.

19 Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.

20 И сказал ему Ангел Божий : возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал.

21 Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.

22 И увидел Гедеон, что это Ангел Господень , и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу.

23 Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь .”

Читая этот отрывок, мы видим, что с Гедеоном говорит то Ангел Господень, то Бог, но из контекста видно, что с Гедеоном говорила одна личность, а, значит, Ангел Господень и есть Господь!

В этом же аспекте для нас представляет интерес истории, когда “Ангел-Господень – Бог” являлся Маною и его жене (Суд.13:1-25 ). В 3-м стихе говорится, что к жене Маноя явился Ангел Господень: “ И явился Ангел Господень жене и сказал ей ”, это же подтверждается в стихах 9, 13, 15-18, 20, 21. Но в заключении этой истории в 22 стихе вдруг констатируется: “И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога .

Эта история является ещё одним подтверждением того, что Ангел Господень и есть Бог!

Рассмотрим следующие места Писания:

Ис.63:9 Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние .”

Немного странное выражение – “Ангел лица Его ”, что оно может означать? Как ни странно, но пояснение этим строкам мы находим в Новом Завете, когда Иисус Христос заявил о Себе следующее:

Ин.14:9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца ; как же ты говоришь, покажи нам Отца ?”

Почему Иисус так охарактеризовал Свой образ? А это раскрывает нам автор послания к Евреям говоря о том, что Иисус является образом Отца:

Евр.1:3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте ,”

Итак, “Ангел лица Его ” – это тоже самое, что “образ ипостаси Его ”, то есть, это Cын Божий Иисус Христос и Писание приоткрывает нам ещё одну тайну Троицы, а именно, что только Он один из Троицы имел образ, по которому и был сотворён Адам – Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему , по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их .”

А теперь давайте очень внимательно вчитаемся в следующее пророчество Малахии, где тот дословно передаёт то, что говорит Бог:

Мал.3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф .”

Итак, Бог говорит: “Вот, Я посылаю Ангела Моего (mal-awk’, имеется ввиду Иоанн Креститель ), и он приготовит путь предо Мною (а, значит, должен придти Бог ), и внезапно придёт в храм Свой Господь (Адонай ), Которого вы ищите, и Ангел (mal-awk’ ) завета (имеется ввиду Иисус Христос ), Которого вы желаете… ”.

В Евангелиях от Матфея 11:9-11, от Марка 1:1-2, в послании к Евреям 12:24 видно, что это исполнилось в Иоанне Крестителе и Иисусе Христе, поэтому мы можем сделать однозначный вывод, что пришедший в Свой храм Господь (Адонай) – это Бог (так как Он идёт в СВОЙ храм) и туда же придёт Ангел завета, следовательно речь идёт об одной и той же Личности, то есть о Боге! В данной ситуации Бог здесь выступает в роли Посланника! Так же в этом месте наглядно видно, как надо различать Ангела, расчищающего путь, который не есть Бог, а человек, Им посланный.

Теперь, на основании рассмотренных нами мест Писания, мы можем смело утверждать, что описанный на страницах Библии Ангел Господень является Божественной личностью, наравне с исследованными нами в предыдущей статье “ 02_Учение о Боге. Троица в ТаНаХе ” двумя другими Божественными ипостасями.

|

Значение слова ангел

Прежде всего, в нашем изучении мы должны понять, если это возможно, оригинальное значение слова ангел. Что слышали евреи, когда произносили слово ангел?

Русское слово ангел происходит от греческого ангелос. (поэтому евреи, по крайней мере времён Бытие, его не произносили, они тогда просто не говорили на греческом) В еврейском языке употреблялось следующее слово

Ветхий Завет.

%a"l.m; (малак)ангел посланник, вестник.

Значение слова определяет назначение ангелов: их задача быть посланниками от Бога к людям для различных целей.

Определение: Ангел – это посланник Бога.

Впервые слово ангел встречается в Быт.16:7. в повествовании об Агари.

Хотя понятие об ангелах встречается впервые, никак не объясняется, кто такой ангел Господень, откуда он появился. В Бытие рассказывается о сотворении земли, но не слова о начале бытия Бога или того, что происходило до сотворения земли. Так же нет ни слова о том, откуда появились ангелы. Существовали они вечно вместе с Богом или нет, кто они и каково их назначение в этом мире. Явление ангела предстаёт в книге как нечто само собой разумеющееся.

Новый Завет.

a;ggeloj (ангелос) – посланник, вестник.

В Новом Завете ангел впервые встречается в Мф.1:20. Ангел Господень является во сне Иосифу.

Как видим и в Новом Завете значение слова сохраняется: ангел это посланник.

В богословии принято всех небесных существ называть ангелами, хотя далеко не факт, что херувимы и серафимы это ангелы. Они никогда не были посланниками в Библии. У них совершенно другая функция на небесах. О чём мы поговорим позднее.

Первое впечатление об ангелах.

В этом разделе мы рассмотрим несколько мест Писания, которые дадут нам некоторое представление об ангелах и их служении на земле.

Быт.16:7-13. Ангел Господень.

Это первое упоминание в Библии об ангелах.

7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. 11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; 12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.

13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.

В этом отрывке мы можем отметить несколько важных моментов.

  • Ангел говорит от имени Бога. Как будто говорит не ангел, а сам Бог, или ангел является Богом.
  • Моисей говорит, что Агарь назвала того, кто говорил к ней «Ты Бог видящий меня». Явление к ней ангела означало внимание со стороны Бога.
  • Сам Моисей признаёт, что к Агарь говорил Господь. В оригинале слово переведённое нам как Господь стоит hwhy (ЯХВЕ), то есть имя Бога.

М ир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Сегодня на календаре мы имеем 19-ое декабря 2015-го года. А это значит, что мы снова стоим на пороге нового года. Но прежде, чем войти в этот новый 2016-ый год, мне хочется отметить величайший и радостный праздник христиан всего мира.

Это праздник утешения всех детей Божиих. Ещё раз подчёркиваю: праздник утешения всех детей Божиих. Поэтому прежде всего поздравляю всех вас со светлым и радостным днём рождества Христова!

Что этот день рождества Христова является утешением для всех детей Божиих, мы убедимся по ходу рассмотрения пути, по которому Господь Иисус шёл навстречу Своему, падшему в грех творению.

Он шёл навстречу погибшим грешникам, чтобы им открыться и помочь им выбраться из бездны погибели. Я уже во многих проповедях, и даже в так называемых рождественских проповедях, говорил на эту тему.

И сегодня напоминаю всем погибшим грешникам об этом величайшем событии в этом мире, чтобы они использовали этот шанс и разрешили Господу Иисусу спасти себя для жизни вечной. Но сегодня я хочу нарисовать перед вашими глазами этот путь, которым Господь Иисус прошёл из вечности до рождения в плоти девой Марией.

На всём этом пути Господь Иисус, Сын Божий, шёл под именем «Ангел Господень ». Почему Иисус открывался людям в Ветхом Завете «Ангелом Господним»? Потому что никто из людей не мог бы понять, Кто такой Иисус Христос.

Никто не мог бы также сразу понять, какую цель Бог преследует в том, что в плоти посылает Своего Сына к нам на землю. Поэтому мы пойдём сейчас тем путём, по которому наш Господь Иисус шёл под именем «Ангел Господень», чтобы глубже заглянуть в Божий план спасения людей.

Чтобы увидеть и, хотя бы немного, понять долготерпение Бога при общении с развращёнными в грехах людьми до того момента, как стало возможным их спасение. Чтобы мы хотя бы приблизительно поняли, какой титанический труд и заботу Бог вложил и вкладывает в Своё дело, чтобы сохранить Своё творение, людей, от полного их истребления сатаной и его демонами.

Этот путь откровения Бога людям, этот путь Своего откровения людям через Своего Сына, под именем «Ангел Господень», избрал Бог, наш небесный Отец. В самом начале, при данном сообщении у вас должен возникнуть правомерный вопрос: почему Бог открывает нам Своего Сына именно в лице «Ангела Господня»?

Хороший и правильный вопрос. Я уверен, что святейший Бог никогда не ступал и не ступит на нашу осквернённую грехами планету, никогда! Но Он желает и удостаивает нас, всех детей Божиих чести, чтобы мы могли глубже заглянуть в Его план и намерение со всеми людьми, чтобы мы глубже познали Его сущность.

Главная цель небесного Отца заключается в том, чтобы погибших грешников спасать по благодати и через этих спасённых обеспечить в вечности общение для Своего возлюбленного Сына. А теперь мы должны совершенно точно установить, что Господь Иисус добровольно пошёл по этому пути.

По пути, который предусмотрел для Него Отец, чтобы сделать Иисуса совершенной Жертвой за грехи всего мира и совершить за грехи всех людей искупление. Это место мы находим у пророка Исаии в Ис.53,7:

«Он (Иисус) истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ».

Здесь мы видим пророческое сообщение, которое не привязано к определённому времени. Подтверждение этого факта, что Господь Иисус добровольно выполнил задание Отца по спасению людей через Свою Жертву, мы находим в Флп.2,6-8:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого , приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя , быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ».

Но поскольку Сын Божий, наш Господь Иисус, был готов добровольно выполнить задание Своего Отца, чтобы принести Себя в Жертву за грехи всего мира, то для выполнения этого задания Бог посылает Его в плоти на землю.

Для этого Он должен был родиться от девы Марии, как пророчески читаем в Пс.2,6-7: «”Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею (это говорит Бог в отношении Своего Сына, Иисуса); 7 возвещу определение (говорит теперь Иисус): Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (здесь имеется ввиду рождение Иисуса от девы Марии)».

К вопросу рождения Иисуса от девы Марии мы ещё вернёмся. А следующую ступень подготовки Господа Иисуса для выполнения задания Бога мы находим в 1Тим.2,4-6: «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех . Таково было в своё время свидетельство ».

Вместе с этим местом Писания следует отметить сообщение во 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он (Бог) сделал для нас грехом, чтобы мы в Нём (Иисусе) сделались праведными пред Богом ».

Ещё раз подчёркиваю: всё, что Бог делает, чтобы подготовить Своего Сына для заклания на Голгофском кресте, чтобы принести Его в Жертву за грехи всего мира, Он делает, исходя из добровольности Господа Иисуса.

А поскольку Иисус добровольно пошёл на заклание, как Агнец Божий, то во многих местах Библии Святой Дух говорит о том, что это задание Отца Иисус исполнил в абсолютном послушании, как читаем в Евангелии от Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ».

А теперь мы рассмотрим несколько из многих мест Слова Божиего, в которых Господь Иисус открывается людям под именем «Ангел Господень». Поэтому обратимся прежде всего к книге Быт.16,6-9: «Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно.

И Сара стала притеснять её, и она убежала от неё. 7 И нашёл её Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идёшь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. 9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей ».

Это место Писания я раньше рассматривал в теме «Колодцы», но с другой точки зрения. С точки зрения источников воды. А сейчас я обращаю ваше внимание на «Ангела Господня», Который не случайно встретил здесь служанку Сары, эту язычницу Агарь.

Чтобы точно знать, с Кем мы имеем дело в лице «Ангела Господня», обратимся к ст.10: «И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества ».

Скажите, кто может умножать потомство? Только не Ангелы, потому что они являются творением Бога. Потомство может только Бог умножать! Следовательно, в лице «Ангела Господня» здесь выступает Сам Господь Иисус. А Иисус – есть Бог! И дальше читаем ст.11:

«И ещё сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твоё ».

Измаил означает: «Бог слышит», но и отвечает на молитву, потому что дальше читаем в этом предложении: «ибо слышал Господь страдание твоё ». И такие библейские имена, как Измаил, может только Бог давать. Этот факт так же подтверждает, что Агарь видела Бога.

Потому что она говорит в ст.13: «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: «Ты Бог видящий меня ». Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня ».

«Ты Бог видящий меня ». Если как следует разобраться, то в словах Агари мы явно видим пророческое сообщение Бога в отношении язычников. Это – великолепно и грандиозно! Этот факт Святой Дух подтверждает в тот момент, когда Господь Иисус в плоти уже младенцем пришёл в этот мир.

Об этом мы читаем в Евангелии от Лук.2,25-32: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. 26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришёл он, водимый Святым Духом, в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твоё, 31 которое Ты уготова л пред лицом всех народов, 32 (а теперь следует исполнение пророчества, которое Бог дал через язычницу Агарь) свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ».

И сама ситуация в ст.11 похожа на ситуацию в Евангелии от Лук.1,31-35: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу (Гавриилу): как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим ».

Вы спросите: «откуда Агарь имела понятие о Боге?». Я уверен, что эти познания дал ей Авраам, который был хорошо знаком с живым Богом. Всё, о чём мы читаем в этом событии встречи Агари с «Ангелом Господним», говорит о том, что в лице «Ангела Господня» в этой ситуации выступает всезнающий Бог.

Выступает наш милостивый Господь Иисус Христос, имя Которого в Ветхом Завете было ещё скрыто. Но уже здесь, в этой ситуации в самом начале Библии, когда ещё не было Божиего народа Израиля, Господь Иисус уже заботится в лице Агари о язычниках.

Это мы видим на основании действий Иисуса по отношению к Агари. Разве это не радость и утешение для нас? Конечно, и сегодня это является величайшим утешением и радостью для всех погибших грешников, которые имеют ещё возможность принять Иисуса в свои сердца.

Однако мы очень долго задержались на этом событии, поэтому перейдём теперь к следующему очень важному событию, в котором Господь Иисус открывается Иакову при его возвращении из Месопотамии от Лавана в родные края.

При переходе через поток Иавок Иакова встретил «Некто», в Котором мы узнаём Господа Иисуса. Об этом мы читаем в книге Быт.32,22-28: «И встал в ту ночь, и, взяв двух жён своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешёл через Иавок вброд;

23 и, взяв их, перевёл через поток, и перевёл всё, что у него было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари ; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся сустава бедра его и повредил сустав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. 28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль , ибо ты боролся с Богом , и человеков одолевать будешь ».

«Ибо ты боролся с Богом ». Как это печально, что таким образом евреи всю свою сознательную жизнь борются против Бога, против Господа Иисуса: в своём неверии, своеволии, идолопоклонстве, в своём непослушании.

А другие народы, то есть всех язычников, евреи свободно и очень успешно одолевают на всех фронтах жизни. Почему? Потому что, несмотря на все негативные черты характера евреев, это с точки зрения Бога, Он всё же наградил их выдающейся мудростью.

Имя Иаков означает: евреи без Бога. Именно этот факт Божий народ Израиль подтверждает своим поведением на протяжении всей своей истории жизни. Но Бог желает видеть Свой народ совершенно иным.

Он желает видеть его на Своей стороне, желает видеть его «борцами за Бога», что означает «Израиль». Поэтому Бог даёт Иакову при этой встрече имя Израиль. Этого добивается Бог в Своём долготерпении от Своего народа Израиля, и в действительности добьётся только в 1000 летнем мирном Царстве.

Для лучшего понимания данной ситуации обратимся ещё к пророку Осии, и прочитаем в гл.12,3-4: «Ещё во чреве матери запинал он (Иаков) брата своего (Исава), а возмужав боролся с Богом (как мы теперь видим).

4 Он боролся с Ангелом – и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашёл нас и там говорил с нами ».

Таковы взаимосвязи Слова Божиего, как читаем в этом тексте, что «В Вефиле Он (т.е. Бог) нашёл нас и там говорил с нами ». Поэтому посмотрим, что было с Иаковом в Вефиле . Для этого придётся потратить немного больше времени и терпения и обратимся сначала по этому поводу к книге Быт.28,10-19, а затем к гл.35,1-7.

Читаю эти места. Быт.28,10-19: «Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран (когда он бежал от брата Исава), 11 и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;

14 и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные; 15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю,

ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (т.е. пока Бог не введёт Свой народ Израиль в 1000 летнее мирное Царство).

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал! 17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий , это врата небесные.

18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. 19 И нарёк имя месту тому: Вефиль (т.е. дом Божий ), а прежнее имя того города было: Луз ».

Вефиль – это дом Божий!

Это значит, что в лице Иакова Бог посылает Свой народ Израиль в Вефиль, чтобы он там жил. Здесь я должен заметить, что на нашем сайте имеется проповедь под названием «Вефиль». В этой проповеди я многое объяснил, что касается имени «Вефиль». Это очень интересно, особенно для современного еврейского народа.

Читаю дальше, из гл.35,1-7: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. 2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним:

бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; 3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.

4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. 5 И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых.

6 И пришёл Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, 7 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль , ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего », как мы выше читали в Быт.28,10-19.

«Эл-Вефиль » означает «Бог Божиего дома »! Почему Бог посылает Иакова в Вефиль, чтобы он там жил и устроил там Богу жертвенник?

Отвлечёмся немного от нашей темы, чтобы вам сообщить, что решение этого вопроса является одной из сокровенных или скрытых тайн, о которых мы читаем в книге Отк.2,17: «Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам : (скрытую) манну , и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ».

Но в этом стихе нас интересует только выражение: «побеждающему дам вкушать сокровенную (скрытую) манну ». Чтобы понять смысл этого выражения мы должны знать, кто имеется ввиду в «побеждающих» и что имеется ввиду в слове «манна». Начнём со слова «манна».

Приведу для этого из Евангелия от Ин.6,31-35 короткий диалог между Иисусом и народом: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. 32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру . 34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни ; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ».

Из этого текста однозначно следует, что манна , которую Израильтяне ели в пустыне, прообразно указывает на Господа Иисуса, на хлеб жизни, который Бог дал в лице Своего Сына погибшим людям мира сего!!

А в Отк.2,17 мы прочитали: «побеждающему дам вкушать сокровенную (скрытую) манну ».

Чтобы не гадать, кто являются этими «побеждающими», приведу один пример, в котором Святой Дух даёт нам ясный ответ. Читаю из 1Ин.5,5: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? ».

Это значит, что человек, во-первых, верует, что Иисус есть Сын Божий. А, во-вторых, он имеет в себе силу отказаться от всех соблазнов мира сего и приходит к Иисусу с покаянием, чтобы спастись для жизни вечной.

Этот отказ от всех мирских соблазнов Господь Иисус оценивает победой над миром и победой над собой. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.

Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.

епископ
  • священномученик
  • свт.
  • , протопр.
  • преп.
  • Когда был создан ангельский мир?

    Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.

    Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области вселенной в другую. Между тем, они всё же зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы суть бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.

    Ангелы - бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.

    Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.

    — Ангел есть дух (хотя и не столь совершенный, как Бог);
    — описать Ангелов невозможно, т.к. они принадлежат к миру духовному; являясь людям, они преобразуются для нашего мировосприятия (могут являться и в виде обычных людей, одетых в современную людям одежду);
    — Ангелы бестелесны, но не вездесущи (как Бог), а пространственно ограничены (когда находятся на небе их нет на земле);
    — Ангелы стремительно передвигаются в пространстве и свободно проходят сквозь материальные объекты;
    — Ангелы не имеют пола и возраста, не претерпевают изменения;
    – охраняя людей, Ангелы в то же время не остаются на земле все время, но посещают Небеса и видят «лице Отца Небесного» ();
    – число Ангелов не изменяется, поскольку они не размножаются (), сколько Господь их сотворил при начале мира, столько их и останется до конца истории;
    – хотя Ангелам неизвестен день Суда Божьего, они будут его исполнителями: когда история мира сего подойдет к концу, они проявятся в видимом образе «и отделят злых из среды праведных» ();
    – Ангелы ‒ не равнодушные исполнители воли Божией; они «радуются о каждом кающемся грешнике» , то есть они искренне заинтересованы, чтобы воля Божия осуществлялась;
    – Ангельские существа живут в нашем времени (они не могут заглядывать в будущее или отсюда переноситься в прошлое) и ограничены нашим пространством;
    – Ангелы могут переноситься в любую точку мироздания, могут посещать те сферы бытия, которые недоступны нам (мир, в котором находятся души усопших), однако они не вездесущи. Они не могут одновременно находиться и здесь, и там;
    – Ангелы чрезвычайно могущественны. писал, что «один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению ». Это подтверждается и свидетельством Священного Писания, хотя бы теми титулами, которые Библия усваивает Ангелам и которые говорят сами за себя: Господства, Силы, Власти, Начала и др.;
    – Ангелы сопровождают нас в мир иной и там также нас не покидают.

    АНГЕЛЫ

    Слово ангел означает вестник . Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.

    Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.

    Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.

    Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..

    Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.

    Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.

    В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!

    Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.

    Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.

    И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.

    Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.

    Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит пламенный .

    Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

    Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.

    Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

    Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

    Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. ). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

    Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

    Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.

    В книге Товита () мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. ). К ним Святая относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

    1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.

    Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.

    Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

    2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия.

    3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает милосердие, помощь всем страждущим .

    4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

    5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

    6. Иегудиил – хвала Божия . Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

    7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.

    Таковы Архангелы.

    А теперь об Ангелах.

    Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.

    Наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

    Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.

    По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

    Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.

    И это несложно! Живи по евангельским – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом-Хранителем.

    Посмотрим сегодня на тему, о которой многие боятся даже подумать. Многие боятся углубляться во многие темы, потому что считают, что это им не нужно, или же им этого не надо. И изучая подробнее, начинает открываться вещи, которые противоречат общепринятому христианскому богословию.

    И сегодня мы исследуем тему о том, как ангелы выдают себя за Бога. Выдавать себя значит лгать. Ложь карается наказанием. Неужели эти ангелы во своё время получат своё наказание?

    Мы можем видеть то, что те ангелы, которые породнились с людьми, выдавали себя за Богами. Это мы можем увидеть из легенд и мифов многих народов. Мы видим то, что ангелы выдавали себя за Богами.

    Боги пришли с небес и научили людям разные вещи.

    Те ангелы, которые породнились с обитателями Земли, выдавали себя за Богами.

    "Да, ладно," может быть кто-то скажет, "это же были плохие ангелы, ангелы дьявола."

    Но как же дело с ангелами Бога?

    Посмотрим, что нам говорит Библия!

    Читая Ветхий Завет, мы можем увидеть летающих аппаратов или НЛО, также мы можем увидеть использование высоко развитых технологий, что у примитивного народа казалось как чудеса и ужасающие явления.

    Также мы видим, что тот, который Израильскому народу говорил: "Я Господь Бог твой", на самом деле был ангел, а не Бог.

    Углубляясь в Библию, можно найти такие вещи, которые разрушают догмы современной религии.

    И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. (Исх.3:2)

    Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста. (Исх.3:4)

    И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. (Исх.3:6)

    Бога никто никогда не видел, и вдруг Моисей смотрит на Бога лицом к лицу. Неужели это так? Или же Моисей видит ангела, который говорит во имя Бога? Но почему же этот ангел не договаривает полную правду? Моисей у горящего тернового куста встречает ангела Божьего, а не Бога, а этот ангел выдаёт себя за Бога.

    По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. (Деян.7:30)

    Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем. (Деян.7:35)

    Как мы видим из этих мест Писаний, тогда с Моисеем говорил ангел, а не Бог. Если ангел говорил от имени Бога, тогда ему это так и надо было сказать, но мы видим, что этот ангел выдаётся за Бога.

    Также мы видим то to, на горе Синай Бог говорит с Моисеем и даёт ему 10 заповедей, которых написал сам со своей рукой.

    Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. (Исх.19:18-19)

    И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог. (Исх.20:21)

    И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. (Исх.24:15-16)

    И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии. (Исх.32:15-16)

    И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. (Исх.34:5)

    Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. (Исх.34:29)

    Но в более поздних Писаниях мы видим указание на то, что это был ангел, который говорил с Моисеем на горе Синай, а не Бог.

    Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам. (Деян.7:38)

    Опять мы видим то, что ангел, который говорил с Моисеем и даже написал заповеди на каменных скрижалях выдаётся или же сам выдаёт себя за Бога.

    П сути это разрушает основания христианской также и иудейской и даже и исламской религии. Если это был ангел, который говорил, тогда почему же этому ангелу поклоняется как Богу?

    Я здесь не утверждаю, что Бога нет. Я лишь говорю то, что ангел, который действовал от имени Бога, выдавал себя за Бога.

    Ладно, теперь посмотрим на праотца Израиля - Иакова. В христианском мире есть миф о том, что Иаков боролся с Богом. Ну, во-первых, Бог есть Дух, во-вторых, Бога никто никогда не видел...

    И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. (Быт.32:30)

    А что мы видим в более поздних Писаниях?

    Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его. (Ос.12:4)

    Может быть дело в том, что примитивный народ все сверхъестественные существа (в том числе и ангелов) принимали за Богов?

    Хорошо, я понимаю, если ангел говорит во имя Бога и от имени Бога, тогда всё поклонение и слава принадлежит Богу, от имени которого и во имя кого говорит этот ангел. Но что же делать, если народ этому ангелу как Богу и этот ангел об этом ничего не говорит? Где здесь правда? Кто в этом случае лжёт? И что будет у этого ангела за ложь?

    Если оказывается, что народ Израиля вёл ангел, который выдавал себя за Бога, тогда какая на самом деле правда? Почему же ангелу Божьему надо было лгать и выдавать себя за Бога? Если он действовал от имени и во имя Бога, тогда ему так и надо было сказать.

    Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние. (Евр.2:2)

    Думаю, что мы ещё многое не понимаем и всё станет ясно лишь в конце времён, когда маски упадут и всё станет очевидным.

    Бога никто никогда не видел, Бог есть Дух. Каким же образом Моисей мог видеть Бога и разговаривать с Ним, и каким образом Иаков мог бороться с Богом? Моисей видел ангела, который выдавал себя за Бога. Иаков боролся с ангелом, который выдавал себя за Бога. Заповеди Израильскому народу на горе Синай дал ангел, который выдавал себя за Бога.

    В Библии бесчисленное количество раз подчёркнуто, что Бог никогда не лжёт и не может лгать, а мы можем наблюдать то, что те ангелы, которые выдавали себя за Бога, лгали. Во-первых, уже с тем, что этот ангел выдавал себя за Бога, хотя он был только ангел!

    Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки. (Иов 4:18)



    error: Content is protected !!