§2. Философские основания педагогики

В настоящее время сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм. Его основные представители – Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма (от лат. exi-tentia) – существование, т. е. индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм – учение, идущее от средневекового философа и теолога Фомы Аквинского (1226–1274), который признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи Фомы Аквин-ского в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей, но мир для них разделен на два мира: материальный и духовный. Материальный мир – мир низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время не способна раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты в воспитании подрастающих поколений отводят ведущую роль религии. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний более богат, более благороден и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Приверженцы неотомизма обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досозна-тельного» стремления приблизиться к Богу.

Открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке XIX–XX вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и применяемых ими методов. Верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Позитивисты объявляли псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, развитием общества, социальными противоречиями. Они признавали науками лишь математику и естествознание, а обществознание относили к области мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма – Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и другие оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 1960-1970-е гг. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное не знания, а методы их приобретения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX–XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме (от греч. pragma – дело, действие) – опыт, дело. Познание действительности прагматики сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма – американский философ, социолог, психолог Д. Дьюи (1859–1952). Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. Критикуя старую схоластическую школу, Д. Дьюи выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма – опыт, Д. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Д. Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами, он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс – распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма ).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

НЕОПОЗИТИВИЗМ или логический позитивизм (логический эмпиризм) - одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи Н. были сформулированы членами Венского кружка в сер. 1920-х гг. Эти идеи нашли поддержку у представителей львовско-варшавской школы, Берлинской группы философов, у ряда амер. представителей философии науки. После прихода к власти в Германии фашистов большая часть представителей Н. эмигрировала в Англию и США, что способствовало распространению их взглядов в этих странах.«мир есть совокупность фактов, а не вещей». Действительность распадается на отдельные «атомарные» факты, которые могут объединяться в более сложные, «молекулярные» факты. Атомарные факты независимы один от другого: «Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым». Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких закономерных связей: «Вера в причинную связь есть предрассудок». Поскольку действительность представляет собой лишь различные комбинации элементов одного уровня - фактов, постольку и наука должна быть не более чем комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого «одномерного» мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки.

Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος - «дело, действие») - философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др.Внимание к прагматизму существенно выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма. Это были представители аналитической философии Уиллард Куайн, Уилфрид Селларс и др. Их концепция была затем развита Ричардом Рорти, позже перешедшим на позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм. Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистское направления. Кроме них существует также неоклассическое направление, в частности, представленное работами Сьюзан Хаак (англ.).



Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) - официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи - как соединение материи и формы, процессы - как переход потенции в актуальность.Основные представители неотомизма: Ж. Маритен, Ф. Веттер, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, Д. Бергер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г. Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др.

Основные центры неотомистской философии - Академия святого Фомы в Риме и Лувенский университет в Бельгии.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia - существование), также философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и другие.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания.

Экзистенциализм (от лат. Existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое "я". Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее "я" каждого. Объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Основные положения: каждая личность неповторима, уникальна, особенная. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека свое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хочет его видеть.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзис-тенциалистичнои педагогики Дж.Кнеллер, Г.Гоулд, Е.Брейзах (США), У.Баррей (Великобритания), М.Марсель (Франция), А.Ф. Больнов (ФРГ), Т.Морита (Япония) и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому Идти своим путем, меньше давать установок, больше проявлять дружеское участие и тому подобное.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу для их усвоения. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основой индивидуализации обучения.

Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Фомы) Аквинского (1225-1274). Достопримечательности представители современного неотомизма - Ж.Маритен (Франция), У.Каннингам, У.Макгакен (США), М.Казотти, М.Стефанини (Италия) и др.

Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой" человека; человек является единством материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность; как индивид, человек - материальная, телесное существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, знает настоящую ответ о сущности человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать морально лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, предостерегает ее от зла, указывает на моральную сторону совершенного поступка, трактует последний как грех. Неотомисты выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др., А также покорности, терпения, непротивления Богу, который испытывает всех по-разному: одних - богатством, другие - бедностью, и против этого невозможно бороться.

Неотомисты доказывают основная роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции общества. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена на развитие "сознательному" попытки приблизиться к Богу.

Неотомистского стратегия сегодня доминирует в воспитании в Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.

Нео - философско-педагогическое направление, который пытается осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют "новым гуманизмом". Выдающимися его представителями являются П. Херс, Дж.Вильсон, PC Питер, Л.Кольберг и др.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, потому социальную жизнь в условиях научно-технического прогресса требует "рационального мышления", а не идеологии. Полная гуманизация системы воспитания, поскольку именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипуляцию поведением личности, создавать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит рационально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимо в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей.

Прагматизм (от гр. "Прагма" - дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализма.

Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839-1914) и У.Джеме (1842-1910) заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторванной от жизни, обучения - от воспитания; обучения и воспитания должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и прочее.

Основные понятия в прагматизме "опыт", "дело". Познание действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знания, утверждают они, является подлинным, если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для нее.

Опираясь на базовое понятие прагматизма "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса.

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла необходимость в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Главная суть неопрагматичнои концепции воспитания - самоутверждение личности. ее сторонники (Маслоу, А.Комбс, Е.Келли, К. Роджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания. "Источники роста и гуманности личности, - пишет А. Маслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может только помочь или помешать росту гуманности человека подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозировать, чтобы вместо куста роз вырос дуб ". Окружающие личность, с их мыслями, общественными нормами и принципами не могут быть засадовимы для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут только мешать ее самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к процессу "самовыражения" инстинктов и склонностей, заложенных в ребенке самой природой.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах Запада.

Бихевиоризм (от англ. Behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, детерминирующих поведение.

Бел источников классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог Дж.Уотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал эту связь в виде формулы S → R. Необихевиористы Б.Ф. Скиннер, К.Халл, Э. Толмен, С. Пресс и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид "стимул - реакция - подкрепление".

Главная идея необихевиоризма относительно воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызвать определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значения желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции на применены стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением действий.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Нравственные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и нравственное совершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде.

В современном обществе, считают сторонники необихе-виоризму, процесс воспитания должен направляться на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности, которая могла управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие результаты, воспитывать качества "индустриальной" человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, упорство.

Диалектический материализм - философское учения о самых-общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в странах социализма. Самыми известными его представителями были К.Маркс и Ф.Енгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична "а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма (гр. Monos - один) явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны" связанные и взаимозависимые (принцип детерминизма) все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание возражений.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность с объектом и субъектом общественных отношений. ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеет исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем.

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине.

В настоящее время сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм.

Экзистенциализм – это философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Представители этого направления – Н.А. Бердяев и Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер и К. Ясперс (Германия), Ж.П. Сартр и А. Камю (Франция), Э. Брейзах и П. Тиллих (США) и др.

Основное понятие экзистенциализма – «экзистенция» (человеческое существование). Экзистенциалисты считают, что объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта, отрицают существование объективного знания и объективных истин, полагают, что внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого человека. Они отмечают деформацию личности в современном мире – ее отчуждение, утерю ею своеобразия и т. п., а выход из этого положения видят в том, что индивид должен творить себя сам. Цель школы, по мнению экзистенциалистов, состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личностей, учить так, чтобы они создавали себя.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах, ценность знаний определяют тем, насколько они важны для конкретной личности, а к учителю предъявляют требование предоставить ученику полную свободу в их усвоении: ученик сам определяет смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль играют не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Пытаясь примирить религию и науку, он отводил последней роль служанки, обслуживающей «высшую» сферу знания – религию. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что новые знания прочно вошли в жизнь людей, но делят мир на материальный и духовный. Материальный мир для них – мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», его изучением занимается наука; собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты настаивают на ведущей роли религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхем, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойственен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний – более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досознательного» – стремления приблизиться к Богу.

Великие открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX–XX вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.

Научно-технический прогресс дал новый импульс возрождению позитивистских идей. Оставаясь в своей сути прежним, позитивизм вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии как неопозитивизм. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Ярким представителем неопозитивизма является Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Он был одной из главных фигур перестройки американской школы в три последних десятилетия. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, несомненно, воздействовали на перестройку содержания естественно-математического образования в 60–70-е гг. XX в. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное– «незнания, а методы их приобретения».

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX–XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме – «опыт», «дело» (гр. pragma – дело, действие), познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека, отрицается объективность научного знания, всякое знание признается истинным, если получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее ярким представителем прагматизма является американский ученый Дж. Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование во многих странах, в первую очередь в США. В своих многочисленных педагогических работах Дж. Дьюи, критикуя старую схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма «опыт», Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой образовательногот процесса, а цель воспитания сводит к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

С позиций индивидуального опыта Дж. Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Келли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания, утверждая, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-либо заранее сформулированными принципами и правилами, а должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная цель, нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зарождается в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим:

¨ материя первична, а сознание вторично, оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма);

¨ явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма);

¨ все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие обусловлено внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем.

Книга: Конспект лекций Педагогика

4. Философские основы педагогики.

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и другие.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания.

Экзистенциализм (от лат. existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое "я". Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее "я" каждого. Объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Главные положения: каждая личность-неповторимая, уникальная, особенная. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека свое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хочет его видеть.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзистенціалістичної педагогики Дж.Кнеллер, Г.Гоулд, Е.Брейзах (США), У.Баррей (Великобритания), Г.марсель (Франция), А.Ф. Больнов (ФРГ), Т.Моріта (Япония) и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, природной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому идти своим путем, меньше давать наставлений, больше проявлять дружеское участие и т.д.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу для их усвоения. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основой индивидуализации обучения.

Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Выдающиеся представители современного неотомизма - Ж.Марітен (Франция), У.Каннінгам, У.Макгакен (США), М.Казотті, М.Стефаніні (Италия) и др.

Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой» человека: человек является единством материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность, как индивид, человек - материальная, телесная существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, которая знает настоящую ответ о сути человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать нравственно лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, который предостерегает его от зла, указывает на моральную сторону осуществленного поступка, трактует последний как грех. Неотомісти выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др., а также смирения, терпения, непротивления Богу, который испытывает всех по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого невозможно бороться.

Неотомісти доказывают стержневую роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции общества. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена на развитие "досвідомого" стремления приблизиться к Богу.

Неотомістська стратегия сегодня доминирует в воспитании в Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.

Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют «новым гуманизмом». Самыми выдающимися его представителями являются П.Херс, Дж.Вільсон, Р.С. Питер, Л.Кольберг и др.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не идеологии. Полная гуманизация системы воспитания, ибо именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипуляцию поведением личности, создать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить формирование унифицированных форм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит рационально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимый в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей.

Прагматизм (от греч. «прагма» - дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже ХІХ-ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму.

Основатели прагматической философии Ч.Пірс (1839-1914) и У.Джеме (1842-1910) заявили о создании новой философии, что стоит вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистів развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал інструменталізмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания; обучение и воспитание должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и прочее.

Главные понятия в прагматизме "опыт", "дело". Познания действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знание, утверждают они, является действительным, если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для неї.Опираючись на базовое понятие прагматизма "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса.

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимание воспитания как процесса социализации личности.

Главная суть неопрагматичної концепции воспитания - самоутверждение личности. ее сторонники (А.Маслоу, А.Комбс, Е.Келлі, К.Роджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания. "Источники роста и гуманности личности, - пишет Маслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может лишь помочь или помешать росту гуманности человека подобно тому, как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозува-ты, чтобы вместо куста роз вырос дуб". Люди, окружающие личность, с их мыслями, общественными нормами и принципами не могут быть засадовими для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут только мешать его самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к процессу "самовыражения" инстинктов и наклонностей, заложенных в ребенке самой природой.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах запада.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.

У истоков классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог Дж.Уотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал эту связь в виде формулы S -> R. Необіхевіористи Б.Ф. Скиннер, К.Халл, Е. Толмен, С. Прессы и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление».

Главная идея необіхевіоризму отношении воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызвать определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значение желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением действий.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепление. Соответственно и моральное совершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде.

В современном обществе, считают сторонники необіхевіоризму, процесс воспитания должен быть направлен на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности, которая могла бы управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие результаты, воспитывать качества "индустриальной" человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, заповзятість.Діалектичний материализм - философское учение о наи-более общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в странах социализма. Самыми известными его представителями были К.Маркс и Ф.энгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична, а сознание вторичная; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма (гр. monos - один); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицаний.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность является объектом и субъектом общественных отношений. ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем.

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90.


error: Content is protected !!