Какие нетрадиционные религии существуют. Нетрадиционные религии: понятие и причины возникновения

Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно – в XX веке, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре. Феномен нетрадиционных религий ещё недостаточно изучен. С одной стороны, нетрадиционные религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, враждебные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, представители нетрадиционных культов воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества.

Почему же в наши дни люди приобщаются к новым религиям? Потому что вера облегчает и просветляет, вера способна превращать страх в спокойствие, а смятение – в уверенность. Причиной, толкающей в первую очередь молодёжь в объятия многочисленных современных культов, является разочарование официальными ценностями потребительского общества, безработица, нищета, социальная неустроенность, страх перед завтрашним днём. Всё это – социально-психологический фактор поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Кроме того, создатели новых культов чутко реагируют на перепады в общественных настроениях. Они проповедуют равенство и братство, обещают своим последователям рай на земле, вечное блаженство, избавление от болезней и других невзгод. В новых религиях людей привлекает чёткая организация, жёсткие моральные и поведенческие правила жизни, атмосфера сплочённости и взаимовыручки. Новые религии, в отличие от традиционных, развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. Членами новых общин становятся люди, жаждущие духовной, религиозной активности.

Чем же новые религии отличаются от традиционных религий? Как правило, они имеют следующие общие черты.

2. Эклектичность вероучения и культа. Основатели новых религий синтезируют первоначальные языческие религиозные представления, христианство, восточные религии, оккультизм и научные достижения.

3. Специфичность социального состава. В новых культах большинство составляет молодёжь из среднего класса, как правило, имеющая хорошее образование.

4. Оппозиционность к традиционным религиям. Новые религии почти совсем не связаны с уже существующими религиозными верованиями. Они игнорируют традиционные церкви.

5. Жёсткая регламентация религиозной жизни. Члены новых общин часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства. К ним применяется своеобразная техника психического манипулирования и контроля над поведением. Новых верующих часто духовно и физически изолируют от общества.


Нетрадиционные верования можно условно объединить в восемь направлений:

1. Неохристианское направление – «новейший вариант христианства». Их вероучение – продукт индивидуального творчества основателей направления.

2. Неоориенталистское направление – культы, представляющие собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Основателями этих групп обычно выступают различные гуру, йоги, махараджи и другие проповедники-иммигранты. Общим для вероучения этих групп является положение о том, что всё существующее иллюзорно, за ним скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Среди этих религий в России самым значительным является Общество сознания Кришны.

3. Синтетическое направление ,для которого характерно объединение, соединение, слияние элементов различных традиционных религий (буддизма, индуизма, христианства, ислама). Но это не просто эклектика, а создание новых своих собственных учений, системы обрядовых действий, церковную организацию, претендуя на статус надрелигий. Классическим вариантом синтетических религий можно считать Организацию веры Бахаи (Бахаизм), Великое белое братство, Церковь единения (или унификации) и др.

4. Сциентистское направление. В него входят так называемые «околонаучные культы». Они рождаются в недрах модернистских увлечений отдельными направлениями теоретического знания. Спекулируя на тех или иных достижениях науки, на её возможностях, новоявленные пророки создают новые верования, где научные суеверия возводятся в ранг «последнего божественного чуда».

5. Мистико-оздоровительное направление. В учениях и действиях данного направления используются религиозные и оздоровительные элементы.

6. Неоязыческое направление. Его основная цель – реабилитировать религии, которые существовали в древности на определённых территориях. А поскольку такие древние религии называют языческими, то и направление это получило название «неоязычество», т. е.современное язычество.

7. Сатанинское направление. Для него характерны полурелигиозные течения, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Сатана – главный противник Бога и враг спасения человечества. Он не захотел повиноваться Богу, и тот изгнал его с небес. Вот почему предполагается, будто дьявол способен творить чудеса, и он нужен людям.

8. Тоталитарное направление. Объединяет культы с открытой деструктивной направленностью своей деятельности. Наиболее активной и опасной религией, с которой борется общественность во многих странах, является «Аум Синрикё». Она создана в Японии в 1981 г. 16 мая 1995 г. по подозрению в организации массовых убийств арестовано 100 руководителей организации. В судебном порядке установлена их причастность к производству химического оружия и его применение в террористических целях, доказана виновность в осуществлении целого ряда убийств послушников организации, а также его активных противников. Судом первой инстанции было принято решение о лишении статуса религиозной организации, изъятии имущества и роспуска «Аум Синрикё». Однако организация до сих пор существует. Немногочисленные полуподпольные группы последователей «Аум Синрикё» есть и в России. Официально в регистрации им отказано, хотя они и стремятся дистанцироваться от японских центров.

  • - самой многочисл. по числу верующих и по кол-ву храмов на У. является Рус. Православная Церковь...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - новые религиозные движения, течения и группы, возникшие, начиная с первой половины XIX в., в противовес синто и традиционным школам буддизма и получившие широкое распространение после второй мировой войны...

    Вся Япония

  • - группа из трех религий; отличающихся полиэтнич. распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике...

    Энциклопедия культурологии

  • - или национально-государственные религии - религии, сложившиеся в рамках определенных гос-в или этнич...

    Энциклопедия культурологии

  • - в религиоведении общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библ. патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз, является образцом верующего...

    Католическая энциклопедия

  • - П.Р. никогда не была распространенным явлением среди евреев. Разумеется, всегда находились отдельные вероотступники, переходившие в христианство или ислам...

    Энциклопедия иудаизма

  • - Религии, созданные в новое время. Четкая нижняя граница времени создания новой религии отсутствует, но ориентировочно распространяется до периода Реформации...

    Религиозные термины

  • - особые явления общественной жизни, представляющие собой активное противоборство сторон с использованием невоенных средств насилия во имя достижения решительных политических, экономических или иных целей,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - англ. psychology of religion; нем. Religion-spsychologie. Отрасль психологии, изучающая психол. и соц.-психол...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. sociology of religion; нем. Religionssoziologie. sociologie religieuse; Отрасль социологии, изучающая религию как соц. институт во взаимодействии с др. социальными институтами в обществе...

    Энциклопедия социологии

  • - "... - любые, за исключением нефтяных, источники сырья, в том числе сырье растительного происхождения, твердые горючие вещества, биогаз, пригодные и экономически целесообразные для получения моторного топлива.....

    Официальная терминология

  • - религии, распространенные среди значительной части человечества, и прежде всего христианство, ислам, буддизм...

    Философская энциклопедия

  • - сборник, составленный М. М. Вышеславцевым и вышедший в двух книгах в Москве, в 1798 и 1801 гг. Издателем был Христофор Клаудий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Разумная, сознательная...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 антитеизм...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 4 боговерчик попист религиозник религионер...

    Словарь синонимов

"НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ" в книгах

Ε. М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ

Нетрадиционные виды транспорта

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Нетрадиционные виды транспорта Нетрадиционные виды транспорта часто привлекают внимание благодаря своему новаторскому имиджу и экзотическим характеристикам. Требуются определенные познания в сфере транспортных систем, чтобы отличить их выигрышные стороны от

Нетрадиционные семьи

Из книги Древняя история секса в мифах и легендах автора Петров Владислав

Нетрадиционные семьи Пришла пора сказать о нетрадиционных половых отношениях - в том числе об однополых супругах. Гетеросексуальность и гомосексуальность в мифах присутствуют примерно в той же пропорции, что и в нашей нынешней реальности. Однако на мифических геев и

Глава 12 Нетрадиционные углеводороды

Из книги автора

Глава 12 Нетрадиционные углеводороды Х. Уильямс был спиритуалистом и ловким дельцом. В 1880-е гг. он приобрел ранчо к югу от Санта-Барбары в штате Калифорния, где стал проводить спиритические сеансы. Свое ранчо он назвал Саммерлендом, что означало «Страна вечного лета».

Глава 12. Нетрадиционные углеводороды

Из книги автора

Глава 12. Нетрадиционные углеводороды 1. Rod Lathim, The Spirit of the Big Yellow House (Santa Barbara: Emily Publications, 1995), pp. 33–47; William Leffler, Richard A. Pattaroizzi, and Gordon Sterling, Deepwater Exploration and Production: A Non-Technical Guide (Tulsa: Pennwell, 2011), ch. 1.2. Peter Jackson, Jonathan Craig, Leta Smith, Samia Razak, and Simon Wardell, “Peak Oil Postponed Again: Liquids Production Capacity to 2030,” IHS CERA,

D. Нетрадиционные обязательства

Из книги Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями автора Баффетт Уоррен

D. Нетрадиционные обязательства Когда не удаётся найти наш любимый объект для инвестиций - хорошо управляемое предприятие по разумной цене и с хорошими экономическими показателями, то обычно деньги вкладываются в краткосрочные денежные инструменты самого высокого

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Из книги Неофициальная жизнь Романовых. Царский декамерон автора Пазин Михаил Сергеевич

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (правительница Анна Леопольдовна)Анна и Юлиана легли в постель в одних ночных рубашках и тесно прижались друг к другу. Скоро они начали горячо целоваться, потом скинули с себя ненужные одежды и принялись ласкаться, дотрагиваясь губами до самых

Новые и нетрадиционные материалы

Из книги Встроенная мебель автора Борисов Кирилл

Новые и нетрадиционные материалы С быстрым развитием промышленных технологий получило новое направление мебельное производство, где начали использоваться нетрадиционные материалы и новые, ранее не применявшиеся. Их преимущество в том, что они недороги и доступны, при

Нетрадиционные средства

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

14. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Из книги Реабилитация после воспалительных заболеваний женских половых органов автора Шевчук Антонина Ивановна Из книги 2008_46(594) автора Газета Дуэль

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ ОТ ЧЕГО ОНИ ПРОИЗОШЛИ И К ЧЕМУ ОНИ ВЕДУТ Регулярно на стенах домов нашего города, как, впрочем, и в других, появляются красочные многоцветной печати листовки и плакаты с изображениями то восточных гуру с печалью в глазах за погрязшее в невежестве и

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии

Из книги Том 1. Истоки религии автора Мень Александр

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.



Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.

Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.

Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное.

2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту, в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей.

3 Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья.

ДОКУМЕНТ

Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0 вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?
2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.
3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации?
2 Укажите обязательные признаки, которым и должны обладать религиозные объединения.
3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти?
4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациямии учреждениями?

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях » (текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.

1) «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» .

2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

2. Подберите материалы из периодической печати, характеризующие деятельность современных религиозных организаций по следующим направлениям (одному или нескольким) : хозяйственно-экономическая деятельность, социально-медицинская сфера, военно-патриотическая деятельность, культурно-просветительская работа.

3 . Среди оснований для приостановления деятельности религиозного объединения Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » 2002 г. называет следующие:

«...нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза.. . склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.. . принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни,
здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозног о объединения... »

Какие права человека нарушают эти действия? Можно ли характеризовать организации, допускающие указанные правонарушения, как экстремистские? Какую дополнительную информацию необходимо получить для обоснованного решения о приостановлении деятельности религиозного объединения?

4 . Одним из проявлени й межконфессиональных противоречи й в прошлом человечества был и религиозные войны. Из курса
истории вам известно, к каким трагическим последствиям он и приводили. Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооруженных столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые, с вашей точки зрения, характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России.

МЫСЛИ МУДРЫХ

«В лицах своих богов человек рисует свой собственный
портрет».
Ф. Шиллер (1759-1805), немецкий поэт и драматург

Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2006. - 349 с.

Нетрадиционная религиозность - свежее духовное явление XX века. Новые духовные объединения известны под разными названиями: «новые религиозные движения», «религии Нового века», «тоталитарные секты», «деструктивные секты», «внеконфессиональные религии» и т.д. Для обозначения нетрадиционных религий широко употребляется и термин «New Age». В настоящее время он используется для собирательного обозначения всех религиозных новообразований, возникших в канун наступления нового века и третьего тысячелетия. Названное определение не является строго понятийным, поскольку не передает специфику данного феномена, а скорее носит образный, символический характер, обозначая проявления нетрадиционной религиозности в современном мире.

Нетрадиционная религиозность − явление достаточно сложное и трудно поддающееся осмыслению, поскольку в этом феномене отражены сложные процессы духовно-нравственного состояния современного мира. Новые религиозные движения − это новые конфессии, религиозные группы, течения, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Появление их объясняется изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культур в условиях нарастающей глобализации, новые религиозные движения выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию.

Современная ситуация породила ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, вследствие чего создались благоприятные условия для распространения новых религиозных движений, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности самосовершенствования.

Новым религиозным движением называется религиозная, этническая или духовная группа, не получившая общественное признание в качестве деноминации или церкви, - в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение. Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от исследователя, а также от страны. Например, в Японии НРД обычно называют группы, возникшие после конца XIX века. С другой стороны, Айлин Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после 2-й мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.

А.Л. Дворкин для обозначения нетрадиционных религиозных объединений употребляет термин «секта». Секта - это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона.

Кроме того, появление и распространение новых религиозных движений связано с массовой секуляризацией и глобальными информационными обменами, расколом традиционных религий, что порождает недоверие и разочарование простых верующих, пытающихся найти ответы на сложные вопросы и утешение вне традиционных религий.

В работах А.Баркер, М.Элиаде и др. было доказано, что нетрадиционные религии, аналогичные современным, появились довольно давно, даже несколько столетий тому назад. Наиболее ранние из них известны в Полинезии, у североамериканских индейцев, в Африке и Малайзии. Это объясняется столкновением автохтонной культуры, этнического самосознания и традиционного образа жизни с колониальным угнетением, конфронтацией с миссионерским прозелитизмом.

Первая волна нетрадиционных религий возникает во второй половине XIX в.. Её наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Е.П. Блаватской, организовавшей в 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г.С. Олкоттом Теософское общество, одной из главных целей которого было «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания».

Впервые массовое появление нетрадиционных религий, таких как Сока гаккай, Риссё косэй кай, Рэй ю кай и т.д. наблюдалось в Японии после Второй Мировой Войны, где число новых сект достигло нескольких сотен. Разгром в войне означал закат синтоизма как государственной идеологии, воспитывавшей милитаризм и национализм, культ императора и «великой Японии». В результате этого возникает религиозный вакуум, который заполнялся именно нетрадиционными религиями.

Распространение нетрадиционных религиозных движений в России происходило отчасти из-за иммиграции людей, которые принесли с собой и свои религии; отчасти этому способствовали рост и миссионерская деятельность ряда новых религиозных движений. Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Резкие и глубокие социокультурные изменения конца 1980-х - начала 1990-х годов, которые значительно усилили тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий.

Говоря об условиях и причинах распространения нетрадиционных религий в современной России, Е.Г. Балагушкин считает, что нельзя не коснуться двух иллюзий, свойственных советской идеологии и наложивших, определенный отпечаток на религиозные искания в постсоветский период. Одна из этих иллюзий заключалась в представлении о скором построении коммунистического общества, которое полностью освободится от «религиозных предрассудков» и станет атеистическим. Эта просветительская иллюзия во многом основывалась на сведении содержания и культурно-исторического значения религии к идеологии эксплуататорского строя.

Другая иллюзия советской идеологии заключалась в ее собственной идентификации с «научным» атеизмом. Несмотря на то, что Ленин подверг сокрушительной критике богоискательские настроения, официальная идеология советского строя представляла собой по своему смыслу и ориентациям разновидность светской религии. Ее содержание внешне выглядело секулярным, а по существу было псевдорелигиозным, с определённой догматикой, «святыми», ритуалами и пр.

Таким образом, сама коммунистическая идеология в том виде, в котором она получила свое официальное догматическое выражение при советской власти, в силу специфических особенностей в определенной мере создавала предпосылки к религиозным исканиям. Они, в полной мере, начали реализоваться в условиях разразившегося кризиса советского строя и разочарования людей в возможности достижения, обещанного официальной идеологией, всеобщего земного счастья. Те, кто не был в состоянии примириться с обнаружившейся несостоятельностью этой светской утопии, обратился за утешением к нетрадиционным религиям, которые пропагандировали свои собственные социальные утопии, опирающихся на поддержку сверхъестественного природного или потустороннего начала.

Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и, прежде всего, безотлагательно помогут им лично.

Вторая волна нетрадиционных религий, заставившая заговорить о себе во всем мире, охватила США и Западную Европу в конце 1960-х - 1970-х годов. В конце XX в. распад атеистического советского мировоззрения породил различные нетрадиционные культы в нашей стране. Объединить их можно одним понятием – New Age.

New Age (англ. New Age, буквально «новая эра») - общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, сформировавшихся в XX веке. Также это движение называют «Новой Эрой», «Эрой Водолея» и «Новым Веком». Достигло оно наибольшего расцвета в 1970-е годы.

Название движения напрямую связано с его ориентацией на наступающую новую астрономическую эпоху - «Эру Водолея», которая продлится примерно 2500 лет и начнётся с XXII-го столетия и, по мнению последователей New Age, будет ознаменована грандиозным скачком в духовном развитии человечества.

New Age отлично от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено определенным духовным учениям или же религиозным воззрениям (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество различных оккультных, эзотерических и метафизических учений.

Зарождение движения связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имело повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания, через которые и проникают новые идеи и веяния. Следовательно, происходило частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений. В 1960-х годах происходило развитие свободомыслия, вследствие чего падал авторитет традиционных религиозных верований, что также давало возможность распространению новых идей.

Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто. Во-первых, это общая вера в Любовь и Единство всего сущего. Это подразумевает под собой также и единство всех религий и учений, то есть все религии и духовные учения в своей сути утверждают одну и ту же истину, то есть, много путей ведут к одному и тому же духовному просветлению. Этот тезис нередко приводит в ньюэйджевской литературе к смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений.

Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению, в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней, представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» явно заимствовано представителями New Age у индуизма.

Убеждение в существовании сложной духовной иерархии и возможности подниматься на высшие ступени для всех людей – очень привлекательная отличительная черта New Age, так как в условиях социального неравенства современные люди стремятся разорвать рамки различий. Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей – своеобразный «микс» традиционных религий в одной суперрелигии. Представление о единстве науки, эзотерики, метафизики и религии – немаловажный аспект современного New Age, так как в связи с развитием науки и техники человек не хочет воспринимать на веру преподносимую информацию, для него важно подкрепление её научными данными. Стремление к научности отличает New Age от традиционных религиозных верований.

К характерным признакам New Age следует отнести и стремление к получению коммерческой прибыли как путем реализации «спиритуального товара» (продажа религиозной литературы, аудио- и видеопродукции, проведение платных семинаров и учебных курсов), так и другими способами («добровольно-принудительные» пожертвования, нищенство в пользу организации, безвозмездный труд прозелитов). Вложение собранных таким образом средств в предпринимательскую деятельность создает необходимые условия для усиления влияния лидеров квазирелигиозных объединений в бизнесе и политике.

Традиционные религии, в частности различные ветви христианства, относятся резко отрицательно к New Age и считают, что адепты этого движения подвергают себя большой опасности духовного самообмана. Православие, например, не мыслится без чётко выраженных догматов, без правильно оформленного богослужения, без кодекса нравственных законов и традиций. Современные нетрадиционные объединения постоянно меняются, приобретают всё новые и новые виды, можно сказать, что традиции – враг нетрадиционных объединений.

В New Age Бога представляют в монотеистической традиции как некую безличную силу, разлитую в природе. Часть течений провозглашает тождество Бога и человека, часть предполагает эволюционное превращение человека в Бога. Все положения о космогонии человеческой души заимствованы у восточных религий, преимущественно у буддизма и индуизма. Существующий мир признается иллюзорным. Ньюэйджеры считают, что Вселенная существовала вечно и только проходит в своём развитии повторяющиеся циклы. В XI веке она входит в новую эру-эру Водолея, характеризующуюся для человечества открытием необыкновенных перспектив. New Age признает существование высокоразвитых внеземных цивилизаций, оказывающих влияние на развитие человечества. Человеческая душа признаётся способной к реинкарнации, конечной целью которой является единение с Богом. Представление о внеземной жизни существует в общих чертах и совпадает с представлением о буддистской нирване, а существование ада отрицается. Большой популярностью пользуется магия, оккультизм и оккультные дисциплины – астрология, нумерология, хиромантия. Характерны попытки использования методов восточной медицины и вегетарианство. На наш взгляд, это связано с модой на различные восточные течения (Фэн-Шуй и проч.), а так же с модой на вегетарианство, диеты и пр.

Одним из элементов современного New Age можно назвать неоязычество. Неоязычество - новое направление духовно-религиозных исканий; возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом.

Термин неоязычество употребляется в основном богословами традиционных мировых религий и учеными, сами последователи этого течения относятся к термину «неоязычество» скептически, предпочитают говорить о «Родноверии», «Традиции», «современном язычестве», тем самым подчёркивая их связь с прошлым, с традициями, отрицая элементы современности.

В России получил распространение, в том числе и тип неоязычества, основанный на интересе к древним, дохристианским славянским верованиям - родноверие. Это течение не имеет единой организационной структуры и разделяется на множество организаций, взгляды которых существенно различаются. Например, одни группы родноверов в целом аполитичны, другие стоят на ультраправых позициях, провозглашают избранность славян. Одно из направлений родноверия - инглиизм и ещё несколько небольших родноверческих организаций были признаны экстремистскими, их деятельность на территории Российской Федерации запрещена. Например, Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении запрещена решением Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности; Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов запрещена решением Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации; Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов запрещена решением Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации. Мы соглашаемся с мнением Е.Г. Балагушкина о том, что идеи национализма являются главенствующими идеями среди представителей славянского неоязычества.

Е.Г. Балагушкин считает, что язычество призвано отстоять, усилить и утвердить угасающую культурно-историческую идентичность соответствующих этносов. Эти цели преследуют, с одной стороны, некоторые направления русского национализма, обратившиеся к религии древних славян для санкционирования своих идейно-политических устремлений, с другой стороны, националистические лидеры малых этносов, решившие путем возрождения бытовавших у них в прошлом языческих верований обосновывать и отстаивать идею своей государственной самостоятельности. При этом речь идет не просто о возрождении архаических верований, а о решении с их помощью современных задач: обретение культурно-исторической идентичности и социально-политической независимости. В таком случае речь идет не столько о возрождении традиционного в прошлом этих народов язычества, память о котором местами все еще сохраняется на бытовом уровне, а о пропаганде неоязычества, призванного решить современные проблемы общества и личности. В 1994 - 1995 гг. происходит подлинный взрыв славянского язычества - общины объявляются сразу во многих городах по всей стране. В их идеологии проявляются две в принципе несвязанные темы - экологизм и этническое превосходство .

Язычество полностью не исчезло в странах сильного влияния мировых религий. Оно продолжает существовать в несколько видоизменённых формах. Например, празднование различных языческих праздников (таких, как масленица). Это яркий пример феномена двоеверия. Возрождению языческой веры способствует следующее: в постсоветской России активно проявляется интерес общества к эзотерическим культам, магии, колдовству. В связи со свободой печати появляется большое количество изданий с названиями «Славянская мифология» и подобным. Чаще всего возрождение славянского язычества не строилось на истинном знании, научных реконструкциях. Обычно неоязычники опираются на подделки типа «Велесовой книги», или на сомнительные труды некоторых учёных. Язычники выбирают себе по-старому звучащие имена (Селидор, Доброслав и Т.Д.), одевают рубахи с славянскими символами, на курганах исполняют песни и экзотерические обряды .

Среди религиозных групп, представляющих славянское неоязычество, следует назвать такие, как общество охраны природы «Стрелы Ярилы» под руководством Добровольского, Древнерусская Церковь Православных Староверов-Инглингов, которое основано на почитании рода, Союз славянских общин славянской родной веры, общество, созданное с целью восстановления, исповедования и распространения дохристианской веры славян, Круг языческой традиции, основной идеей которого является государственное признание традиционных языческих верований в соответствии с их самоопределением, а так же защита прав язычников и их объединений и др.

О.В. Асеев разбивает условно неоязыческие организации на 5 групп:

1. Придерживающиеся славянской традиции;

2. Включающие в свой пантеон кельтских и индуистических божеств;

3. Полисинкретические;

4. «Очистительно-оздоровительные»

5. «Экологические»

А.В. Гайдуков же предлагает несколько иную организацию, по роду деятельности:

Ведические общины, имеющие четко оформленный ритуал и занимающиеся целительской деятельностью (община поморов-волков «Схорон еж словен»)

Общины, деятельность которых направлена на гармоничное существование с природой, носящие оздоровительный религиозный характер (община экологии сознания Крина»)

Общины, деятельность которых направлена на возрождение древнеславянских ратоборств и реконструкцию воинского искусства («Коломенская Ведическая Община»)

Общины, духовные союзы и общества, выводящие понимание языческих божеств на современный уровень философско-эзотерических знаний, применяющие в своей практике различные психотехники (духовный союз «Тезарус»)

Организации околоязыческого толка, использующие языческую тематику в своей деятельности, занимающиеся реконструкцией славянского быта и воинских традиций.

В.В Кобец предлагает выделить 3 основных подхода к изучению феномена неоязычества: конфессиональный (церковный), то есть представленный трудами богословов и церковных деятелей; негативистский- метод, рассматривающий неоязыческие организации в качестве тоталитарных, деструктивных сект, угрожающих безопасности общества и объективно научный, представлен трудами ученых, которые рассматривают неоязычество с позиции непредвзятого отношения к его конфессиональным особенностям .

Для понимания религии необходимо знать, как её представителям видится мир в целом и окружающее пространство. Для неоязычников характерно разделение окружающего их пространства на профанное (мирское, человеческое) и сакральное (божественное). Такое деление связано с представлением об обретении места божественной силы и рядом ритуальных действий. Представление о священном пространстве осознано авторами руководящих документов неоязычников и призвано служить основой для молитвенного общения с богами и между собой: «Обряд…творится в священном пространстве, и пока мы не осознаём той священности не может начаться и обряд…Освящение места - акт важнейший, им мир творится. Капище старое и намоленое - уже свято».

Образ мировой горы или мирового дерева символизирует в мифологиях традиционных обществ устанавливающуюся в освещённом пространстве связь мира богов, мира людей и подземного мира. Он присутствует и в неоязыческом ритуале. Связь между горным и божественным миром осуществляется при помощи, сжигаемой на священном огне жертвы . Это свойственно представителям и традиционных обществ.

Христианство воспринимается родноверами как искусственно насажденная русскими князьями и поощряемая поныне государством религия; упорное навязывание христианства народам России объясняется стремлением политических элит к сакрализации собственной власти .

Таким образом, можно сделать вывод, что основными причинами появления в современности нетрадиционных религий являются такие явления, как религиозный вакуум, созданный различными политическими потрясениями, изменением власти, изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культур в условиях нарастающей глобализации. Ещё одним немало важным фактором является религиозная безграмотность общества, которая подвергает человека опасности попасть в деструктивную секту. Средства массовой информации также являются своеобразными «переносчиками» информации про различные «модные» эзотерические течения. Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и, прежде всего, безотлагательно помогут им лично.

1.2 Нетрадиционные религиозные движения: варианты классификаций. НРД на Аркаиме

В современном религиоведении нет чётко разработанной типологии нетрадиционных религий, хотя и предложены классификации, учитывающие особенности вероучения, обрядности, организационных форм. Рассматриваются, прежде всего, внешние проявления, а не их внутренняя и организация. По нашему мнению, это связано с большим количеством, так называемых неокультов, с их постоянным развитием и изменением.

В этих классификациях выделяется неохристианство, неоязычество, неориентализм, врачевальные, психотерапевтические культы, эзотерические учения, неомистицизм. Такая группировка помогает систематизировать многообразие движений, но всё же не даёт представления о влиянии течения на личность и общество, о его социальной роли.

И.Я. Кантеров, предлагает следующие классификации нетрадиционной религиозности. По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии могут быть отнесены к следующим направлениям:
1. Неохристианские течения. Это группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном ими в результате откровения.
2. Неориенталистские объединения. Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Так называемый «европейский вариант» восточной мудрости.
3. Синкретические и универсалистские движения. Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн и скрытых возможностей человеческой психики.
4. Оккультно-мистические учения и школы
New Age . Они представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Нового века» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека.

5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом .

В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему.

В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны «эсхатологическая лихорадка» - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света. Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироисцеляющим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей и пр.

Можно привести в пример также и классификацию Е.Г. Балагушкина, который в качестве основы берёт социально – культурную ориентацию (функционирование организации в обществе):

1. Новые религиозные движения. Для них характерны конфликты с обществом и краткосрочность:

· Обновленческие религии. Они не просто предлагают новое осмысление социальных проблем, но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение. Основной целью они видят обновление мира и человека. Также для них свойственна фетишизация определенных условий и факторов реальной действительности, начиная от физического здоровья и духовного развития индивида и кончая преодолением кризисных явлений современной экономики и пороков властных структур общества. Сюда относятся широко распространенные аскетические и психосоматические культы, техники интеллектуального развития. Подобные культы обычно сакрализируют действительность: либо упование на сакральный образ жизни, либо надежда божественного спасителя.

Ориентированы данные культы на гармонию и усовершенствование человеческих качеств. Для достижения целей обычно используются психические, психосоматические практики, религиозные и полурелигиозные техники. Люди стремятся повысить свой «человеческий потенциал», достичь гармоничных отношений с окружающими и гарантировать себе жизненный успех.

Подобным культам свойственен социально-антропологический перфекционизм, который характеризуется двумя подтипами: фетишистским и оккультным, в зависимости от того, какой смысл и значение приписываются сакральным средствам совершенствования человека и его образа жизни. В первом подтипе фетишизируются сами средства воздействия на человека и отдельные формы его поведения. Второй связан с представлением о проявлении оккультных сил в ритуальной практике.

· Оппозиционные религии. Характеризуются отчужденным отношением к миру, противоборством с ним, либо стремлением подчинить его противоположным сакральным приоритетам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола.

Представители оппозиционных культов переосмысливают феномен религиозности, сложившийся в предшествующие эпохи. У них существуют определённые позиции взаимодействия с миром: ход от мира, отчуждение. Цель – придумать другой мир и жить по законам этого другого мира; попытка противостоять негативному влиянию существующего мира с помощью магии и колдовства; поддержка определенных сакральных субъектов, связанная с верой в религиозные и нерелигиозные традиции; изменение сакральных ориентаций, установление противоположных сакральных авторитетов.

· Альтернативные религии. Как правило, они не допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее своим авторитетом, воинственно настроены. Адепты обычно отказываются от существующей реальности, выступают против реформаторства, за необходимость всё поменять. Любые программы совершенствования хозяйственно-экономических и политических отношений в обществе, развития международного сотрудничества отвергаются как бессмысленные и безрезультатные. Считают, что мир необходимо искоренить, чтобы искоренить зло, исходящее из мира. Пути преобразования мира: спиритуальная трансформация Земли; апокалиптический путь.

2. Новые религии:

Устоявшиеся системы

Укоренены в обществе

Отражают потребности определенных групп

Возникают, как правило, из противостояния обществу, становятся устоявшейся религией.

· Умиротворенные:

Преобразование мира с использованием «мировых» мягких методов

Налаживание контактов бывшей альтернативной религии и нонконформистской секты с существующим демократическим строем.

· Маргинальная реальность на новых территориях:

Носят оппозиционный оттенок

Возникают в одном месте, затем распространяются на другие территории, на другую среду.

· Возрожденные религии:

Возрождаются, чтобы стать лозунгом и знанием

Древние верования, возрождаемые в современной России в качестве средства защиты и осмысления интересов и настроений активизировавшихся национально-этнических и общественных объединений. Это язычество древних славян, языческие верования приволжских народностей.

Касаемо Аркаима, Н.А. Белолипецкая условно разделяет всех туристов, посещающих Аркаим, на следующие группы. Первая группа связана с националистическими идеями. Это в первую очередь немцы, башкиры или славяне, которые утверждают, что «Аркаим – родина славян», «Аркаим – город на башкирской земле» и пр. Вторая группа связана непосредственно с эзотерикой. Третью группу она условно называет энергетами, т.е. это люди, ищущие в Аркаимской долине «энергетические столбы» и «места силы». Четвёртую группу можно назвать неоязычниками.

На Аркаиме сегодня представлены все основные формы язычества. Особенно ярко здесь проявляется анимизм, вера в духов и другие сверхъестественные существа, присутствующие в природе. Олицетворением этой веры являются, с одной стороны, Высшие Силы и Высший разум, разлитые во всем степном пространстве, с другой – «энергетические столбы», которые локализуются в конкретных местах, становящихся после этого объектами поклонения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что большинство имеющихся классификаций в основе своей имеют содержание вероучительных доктрин, либо отношение к миру.

В период коренной перестройки общества возникают новые сложные задачи. Они связаны как с невозможностью работать устаревшими методами, так и с новыми реальностями, проблемами и процессами, которые проявились в современных условиях.

На сегодняшний день в странах Запада очень распространились так называемые новые культы или религии "Нового века". Эти новообразования в духовной жизни западного общества в 60-е годы возникли и распространились в США, а затем и в Западной Европе. Данная нетрадиционная религиозность небезосновательно может рассматриваться как симптоматическое проявление глубоких кризисных процессов в идеологии и массовом сознании людей, как неожиданные метаморфозы, которые переживает религия в современную эпоху. Определенным образом эти культы можно рассматривать как единую идейно-политическое течение, как продукт современного этапа развития общества, порожденный общими причинами, и поэтому имеют общие характерные черты и особенности.

На пороге третьего тысячелетия новые признаки возрождения религиозной жизни оказались не только в обращении к ортодоксальному вероучения, восстановлении устоявшихся религиозных традиций. Это также поиск новых ценностей, духовных ориентаций с помощью новых религий. Часто среди них оказываются эклектичные синкретические учения, составляют пеструю смесь элементов традиционных религий, а также оккультизма, спиритизма, теософии.

Из истории религий хорошо известно, что многие течения и направления, которые противостоят ортодоксальной церкви, - явление не такое уж редкое. их возникновения - результат глубинных процессов в обществе. Следует подчеркнуть: хотя так называемые новые религии в основном были еретическими, все они были относительно эпизодическим явлением. Возникновение новых религиозных течений, объединений характерно и для современных религий.

Именно к таким течений относятся религии Нового возраста, получили распространение на первых порах в США и странах Западной Европы. На данный момент они имеются и в Украине. Уже прошло то время, когда распространение неокультов вызвало ужас, панику в большинстве общественности. Стало ясно, что нетрадиционные религии входят составной частью в общественно-культурной жизни, а потому нуждаются в глубоком изучении со всех сторон.

Относительно обозначения этого явления, то употребляют много терминов: "неорелигии", "неосекты", "неокульти", "нетрадиционные верования", "псевдорелигии", "неомистицизм", "религии Нового века", "по закону-профессиональной объединения", "квазирелигия» и т. п. Все эти названия выступают как синонимичные. И в литературе по данной тематике мы встречаемся со многими из них. Однако следует отметить такой момент: наши отечественные религиоведы добиваются определенного упорядочения терминологии, отделить определенные оттенки в ЕЕ употреблении. Это только первые шаги, и поэтому они еще не являются общепризнанными. Но оставлять их из-за этого без внимания нецелесообразно.

Так, наши ученые-исследователи предлагают понятием "нетрадиционные религии" обозначать те вероучения, которые не являются установленными для нашей культуры. К ним можно отнести буддизм, ислам и т. Д. Что же касается термина "неокульти" или "новые религиозные верования", то его следует применять к тем явлениям сакрального жизни, которые стали достоянием нашей эпохи как поиск новых духовных ориентиров. Сюда при- числяють неохристианские, неоориенталистские движения, неоязичниц-тво, синтетические неорелигии. Кроме того, отделяют еще такое понятие, как "религии Нового века". Им предлагается обозначать сайентологические движения на новейшие научные достижения. Считается даже, что их лишь условно можно отнести к религиозным течениям.

Вот такие идеи разрабатываются на территории собственного научного религиоведения. Мы не будем углубляться в вышеупомянутые смысловые оттенки, а считать, что любой из указанных ранее сроков обозначает то религиозное явление, течение, направление, движение, объединение сложившихся в середине XX в.

Теперь несколько слов о классификации неокультов. ее используют для удобства, для того, чтобы облегчить ориентацию среди многочисленных существующих направлений. Суть классификации в том, что в основу кладутся определенные базисные представления и в зависимости от следования им выделяют ту или иную группу неорелигий. Согласно данной типологии, на сегодняшний день отделяют семь групп нетрадиционных религиозных верований.

1) Неохристианские движения на общехристианской основе. К ним относятся, во-первых, привнесенные из-за границы разные международные христианские миссии, секты (Международная христианская миссия, Христианская миссия "Эммануил", Армия спасения, Левобережная церковь Христа, Христианская церковь "Калвари Чапел" и др).

Во-вторых, это направление представляют возрожденные христианские объединения украинского происхождения (Союз христианской межконфессиональной согласия "Лога", Собор евангельских церквей).

В-третьих, в эту группу можно присоединить такое пророссийское неохристианских образования, как церковь воскресая Богородицы.

2) Религии ориенталистского направления. Они в основном представлены неоиндуизм (Общество сознания Кришны, Общество Шри Ауробиндо, Общество ведической культуры, Международное общество "Всемирная чистая религия") и течениями буддисте-либо толка (дзен-буддизм, тибетский буддизм, ламаизм).

3) Езотеорични об9еднання (Рериховское общество, Ассоциация "Живой этики", Теософия Братство Грааля.

4) Неоязичництво (Большой огонь, Собор Родной веры, Родная вера, рун Вера, Ладовирство).

5) Синтетические неорелигии (Вера Бахаи, Большое Белое братство, Церковь унификации, Церковь единения).

6) сайентологической движения (Дионетика, АСТ1КА, система Порфирия Иванова, Наука ума, Христианская наука).

7) Сатанизм.

2. Основная причина возникновения неорухив заключается в кризисе традиционной религиозности. В XX веке позиции устоявшихся религиозных течений оказались значительно подорваны в первую очередь научным мировоззрением. Достижения НТРвисунулы массу проблем, прежде всего социальных, перед которыми официальная церковь со своими консервативными представлениями оказалась бессильной. Довольно часто она воспринимается как оплот старого мира.

Во-вторых, свою роль сыграли разочарование многих людей в политических способах решения острых социально-экономических проблем. Часто молодые люди не могут найти свое место в жизни. Отсюда попытки найти новые духовные ориентиры. Ими и становятся неокульти. Они отвергают церковный деспотизм, предлагают своим сторонникам идти богоравному путем самоудоско-шенствование.

В системе Нового возраста охватывается широкий спектр проблем, связанных с телом, умом и душой, включая рост значимости проблем питания, экологии и т. Д. А это является весьма актуальным в наше время.

В новых религиях молодых людей привлекают призывы к самотворчости, спасение душ именно сейчас, а не в потустороннем мире. Кроме того, неокульти имеют в своем распоряжении целый арсенал методов психологического привлечения к своим сект, умение создать эйфорию счастливой жизни.

В-третьих, нельзя не учитывать и такое обстоятельство, как приближение третьего тысячелетия. Известно, что именно на таких вехах истории и происходило оживление мистики.

Нетрадиционные религии имеют и свои особенности. Наиболее существенным для них является то, что они не ограничены рамками одной религии, в определенной степени направлены на межрелигиозный синтез. Эта униатская тенденция общественного развития очень стойка для второй половины XX века. Но если традиционные религии решают проблему религиозного единства путем экуменического взаимопонимания, всячески оберегая свою уникальность и заботясь о сохранении прежнего содержания и форм, то неорелигии опираются на единый мистический опыт в слиянии с Абсолютом. Неорелигии выделяют главное, общее, общее во всех религиях, не останавливаясь на различиях, делают ставку на то единственное, что объединяет всех - признание существования сверхъестественного и связь с ним человека.

Неорелигии в массе своей не интересуют догматические доказательства истинности какой-то религиозной системы. Они признают истинность всех религий, существование и месийну роль всех пророков. Но своего считают наиболее подходящим для данной эпохи. Неорелигии не требуют отказаться или разрушить уже существующие взгляды или системы. Они построены, как правило, не на принципе негативизма, а на принципе дополнительности.

Для неокультов характерно особое отношение к основателю религии. Ему поклоняются, его уважают, считая божьим посланником. Часто создается даже определенный культ учителя (гуру) "который приобретает черты самого божества.

Представление о Боге неперсонифицированные. Он трактуется как Абсолютный разум, как Духовная сущность, как Объективный закон. Компенсировать эту удаленность и Обезличенность Бога призваны посредники - гуру.

Для неорелигий характерен универсализм и синтетизм. Они сочетают в себе элементы не только многих религий, но и используют идеи и концепции теософии, антропософии, современной философии, оккультизма, астрологии. А это значит, что к новым культов входят люди образованные, с высоким интеллектуальным уровнем, которые способны ставить перед собой смысложизненные проблемы и искать на них ответы.

Неорухы является постоянно открытыми для новых идей и учений.

Рассмотрим несколько конкретных направлений среди разнообразных и многочисленных религий Нового века.

Среди нетрадиционных культов на Западе наиболее распространенным и мощным является братство индуистской направленности "Международное общество сознания Кришны", или Движение Харе Кришна.



error: Content is protected !!