Что такое. Ранние формы религий

Анимизм - (от латинского душа ) вера в самостоятельное, сверхъестественное существование души и духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, зачастую и приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества.

В отличие от , ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно в разных родах, племенах и общинах.

Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию…), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд – все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии - по представлениям первобытных людей.

Первобытные люди достаточно точно определили, что каждый предмет, явление, тварь… имеют “душу ”, либо обладают некими духовными характеристиками. Если точнее — обладает свойством триединства (несёт на себе характеристики, которые “записаны” в его структуре; имеют свой индивидуальный образ; обладают внутренней и внешней алгоритмикой (набором частных мhр).

Можно задаться вопросом, чем же анимизм и тотемизм были правильны, а в чём первобытные люди заблуждались?

  1. Пользоваться управленческой информацией эгрегора-тотема в полной мере могли лишь представители самого племени-тотема. (-)
  2. Люди разных племён-тотемов могли входить в сопряжённые фрагменты своих и чужих эгрегоров.(+)
  3. Культура анимизма шире, чем тотемизм в смысле возможностей обмена управленческой информацией. То есть, анимизм являлся тем связующим племена, роды, общины звеном, которое позволяло выходить на общие принципы мироустройства, управления и самоуправления через “вламывание” в тотемные эгрегоры друг друга.(+)
  4. В культуре анимизма совершенно справедливо запечатлены и своеобразно развиты наблюдения древних, о том что «каждый предмет, каждое явление имеет душу, либо дух ». В отличие от тотемизма, придававшего одухотворённость лишь животному, птице или растению своего тотема, в анимизме спектр «одухотворённости» природных явлений, природных предметов, животных, птиц, растений достигает всеобщего характера. (+)
  5. Однако мера понимания, степень суеверия, а также и неразборчивость в одухотворении разного рода сил и предметов, создавало некий «калейдоскоп духов» в психике древних людей. И этот «калейдоскоп» был иерархически духовно упорядочен лишь постольку, поскольку они верно ощущали «какой из духов сильнее» либо «какой из духов важнее», но до монотеизма веры Богу было, конечно ещё далеко. (+)
  6. На территориях, в которые не распространялась “цивилизаторская” миссия потомков тех, кто уцелел после предыдущей глобальной катастрофы (то есть там, где развитие шло естественным образом), роды и племена жили общинным строем, где сокрытие информации было не выгодно: чем больше знает каждый представитель общины, тем устойчивее она развивается и тем безопаснее её жизнь и быт. (+)

Таким образом, в заданной Свыше Мhре развития уже в раннем первобытном строе начался и шёл запущенный Свыше процесс, согласно которому доступ ко всей управленчески значимой информации автоматически предоставлялся очень широкому кругу представителей разных племён и тотемов. И этот процесс был приостановлен лишь на стадии разрушения первобытно-общинного строя и перехода к рабовладению, а затем к феодализму, когда монополию на информацию управленческого характера установили искусственно на базе внутриклассового расслоения и искусственного подавления у «рабов» данного Свыше потенциала ощущать мир и входить в нужные эгрегоры, где хранится управленческая жизненно важная информация.

Ещё одним интересным «достижением» анимизма можно считать открытие древних о том, что у человека имеется душа . Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами.

Бессмертие души является правильным пониманием того, что человек в своём обличие на Земле - лишь временно, а душа вечна и бессмертна. Это же многократно подтверждается в поздних религиях. В каждой по-своему.

Достаточно распространёно считалось, что как будто у человека три души одновременно. И каждая из этих душ имела свои чётко определённые функции:

  • одна отвечала за жизненно важные физиологические процессы в организме;
  • вторая - за мыслительные операции;
  • третья - выступала носителем того, что можно называть личностью человека.

И только «триединство» этих душ признавалось обеспечением полноценного человеческого существования. Можно “поздравить” древнего человека. Ведь он достаточно правильно разделил компоненты психики у самого себя ещё на первобытной стадии развития. Первая «душа» больше подходит под определение врождённых и приобретённых рефлексов , которые как раз обеспечивают почти всю физиологию в организме. Вторая «душа» больше напоминает работу интеллекта, воображение, осознаваемое творчество , в результате чего получается новый продукт, который не может производить ни один животный вид на Земле, кроме человека. И третья «душа» - личностное своеобразие , которое как раз больше соответствует душе, данной от Бога + врождённые и приобретённые личностные способности и возможности как то интуиция, а также и одержимость разного рода эгрегориальной алгоритмикой.

На определённой стадии развития анимизма представления о человеческой душе стали переноситься на окружающий человека мир. Это свойственно древнему человеку - пропускать окружающий мир через свою душу, в результате чего свойства самого человека приписываются всему, что человек видел. Древние люди его, конечно же, умели очень остро ощущать - всё до мельчайших подробностей. Они владели той способностью, которую утратило большинство людей современности и которая так необходима и в наши дни для полноценного мировоззрения, мировосприятия и миропонимания. Это можно назвать зачатками древнего Божьего язычества, которое понималось людьми на примитивном уровне древних символов. Иначе говоря, мера ощущений (мера мировосприятия) была очень высокой, а мера - низкой .

В анимизме не сформировался какой-либо универсальный культ. Анимизм стал своего рода собирательным названием для огромного количества обрядово-культовых практик . Рассмотрим как примеры самые распространённые из них.

Погребальный культ. Вещественные корни этого культа археологи находят в погребениях, время образования которых датируется до 40 тыс. лет назад - ещё неандертальские.

Этот культ в целом был направлен на почитание всего хорошего, что сделал покойный и желания избавиться от плохого, что может остаться от покойника (это расходится с принятым в наши дни принципом «о покойнике - только хорошее». Понятно, что и древние не всегда говорили вслух на поминальном обряде, чем покойник был плох при жизни, но думать об этом им не запрещалось).

Чтобы покойник «не вернулся», культ проводов покойного сопровождался обильными дарами - которые клали в могилу и даже небольшими жертвами «душе и духам». Считалось, что дары будут служить двояко: во-первых, они задобрят злую душу (духов) и она не вернётся после смерти, и во-вторых, дары будут на первое время необходимы в том мире, в которую войдёт душа после смерти.

Ясно, что, провожая душу покойного в последний путь, община одновременно занималась магией очистки своего эгрегора (либо нескольких эгрегоров), под которым они управлялись от нежелательной и вредной алгоритмики, оставшейся от покойного и его предшественников. То есть, община работала не с душой покойного, а с духами-эгрегорами.

Один из обрядов погребения так и назывался «очистительная церемония». На могилу ставили свечи и желали умершему скорейшего прибытия на место назначения.

Культ предков. Один из наиболее древних и важных культов в истории человечества. Этот культ основывался на вере, что умершие предки (их души) помогают своим живым родственникам в земном мире (охраняют территории, скот, посевы, влияют на погоду, возбуждают плодовитость земли…). На ранних стадиях культа большим уважением пользовались недавно умершие. Ручательством за авторитет таких предков выступали их выдающиеся личные качества, о которых ещё не успели забыть благодарные потомки. Отзвуком подобных представлений можно считать и народные поминальные обряды, которые чаще всего совершаются в ближайшее время после смерти человека. Такой близкий предок считался обязанным выполнить пожелания, более того - требования своих потомков.

Община и её руководство не хотели терять управленческие возможности после смерти кого-либо . Речь идёт о важнейшем ритуале, призванном восстановить все имеющиеся возможности обращения к эгрегориальной информации, которые были до смерти покойного и которые могли быть частично утрачены.

Ритуал распространялся не только на стариков, но и на тех, кто не дожил до старости по разным причинам. То есть, ритуал охватывал всё духовное наследие с целью его сохранить для потомков.

Войдя «в контакт» с умершим, участники обряда требовали и просили его - оставить им возможности покойного. Войти в контакт с умершим (умершими) можно лишь хоть отчасти войдя в его индивидуальный нравственно-психологический образ (в образ человека прошлого, образ его жизни, стереотипы поведения) - зная этот образ и «примеряя» его на себя в процессе обряда. Также войти в образ умершего (умерших) предков можно мысленно вернувшись в их эпоху через предания и воспоминания, что в определённом психическом настрое магического культового транса позволяло замыкать на себя фрагменты эгрегоров, которые были доступны вспомянутым предкам. После чего казалось, что предки отвечают на требования к ним.

Таким образом, духовное наследие устойчиво передавалось из поколение в поколение (Ведь письменности не было, и прочесть о предках не представлялось возможным: черпать информацию можно было лишь их духовного наследия, да преданий).

Обряд инициации. По-другому он назывался обрядом посвящения во взрослую жизнь . Как известно древние очень большое внимание уделяли процессу воспитания и последующего отбора и селекции членов общины. Это делалось с целью воспитать, развить и своевременно выявить лучшие качества у разных людей и направить их во благо общины. Худшие качества выбраковывались (бывало, что и вместе с людьми).

На стадии, когда селекция по возможностям (материальным и духовным) у юношей и девушек уже была проведена под надзором старших поколений, начинался процесс инициации во взрослость. Особенностями, легшими в основу воспитания и селекции, были:

  • Утверждённый перечень обязанностей, расписанный по возрастам, наблюдая за выполнением которых можно было судить о способностях того или иного юноши или девушки.
  • Наличие сопровождающих каждый обряд физических, моральных и духовных испытаний.
  • Изоляцию от коллектива на время инициации.
  • Посвящение в обычаи, веру и морали племени, рода.

Все эти мероприятия были направлены на выявления лучших качеств обучаемого и последующей инициацией его в те сферы материальной и духовной деятельности, которую сочли самой полезной для этого обучаемого. Ясно, что для особо успешной деятельности обучаемый обязательно должен был уметь пользоваться теми фрагментами эгрегоров духов , которые отвечают за духовное (эгрегориальное) сопровождение именно тех навыков, которые и развивали у ученика. Ведь возможности эгрегора многократно превосходят возможности индивидуальной психики.

Дать возможность беспрепятственного вхождения в общение с этими духами (фрагментами эгрегоров) мог быстро и эффективно тот старейший в племени, кто владел в совершенстве эгрегориальной магией. Такой человек и представлял роль учителя, находясь при последней стадии «инициации» - посвящении. На этой стадии происходила передача навыков вхождения в нужные фрагменты эгрегоров от учителя у ученику - как правило глаза в глаза и один на один с применением магических ритуалов, известных только учителю.

В позднем анимизме просматривается трансформация культа почитания всех предков в культ почитания предков с выделением из последних особой группы особо почитаемых и привилегированных - старейшин. Это «духовное» расслоение положило начало перевороту в социальных отношениях первобытного общества, к расслоению, несправедливости. Что в свою очередь трансформировалось в переход от общины кровнородственного коллектива к раннеклассовому обществу. Сама община стала выделять из кучки «особо одарённых» родовых старейшин - привилегированных надсмотрщиков, которым были даны некоторые качества «элиты».

В мире существует много различных религий и верований. Одни из них понятны большинству людей, некоторые же так и остаются для многих малопонятными и закрытыми. В данной статье хочется рассказать о том, зачем, когда и почему возник анимизм, а также что это по своей сути такое.

Начинать разбираться в любой теме необходимо с обозначения ее понятий. Ведь часто бывает достаточно просто узнать значение главного слова, чтобы понять, о чем будет идти речь. Так, в данном варианте подобным термином является такое понятие, как «анимизм». В переводе с латинского языка оно звучит как «animus», что означает «дух, душа». Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм — это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.


Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

О духах

Зная, что анимизм — это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре. Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.

Фетишизм

Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм — это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути — вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков африканских племен или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.

Многодушие

Уже узнав, что анимизм — это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины — семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

Тотемизм

Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же — только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.

Аниматизм

Зная, что анимизм — это вера в силу духов, необходимо несколько слов сказать и о таком веровании, как аниматизм. Это вера в огромную безликую силу, которая наделяет жизнью все окружающее. Это может быть урожайность, человеческая удача, плодовитость скота. С уверенностью можно сказать, что данные верования присущи были не только древним людям, они живы еще и сейчас. Так, например, в Индии верят, что существует много различных духов, которые живут в горах, лесах, полях. Бонги (индийские духи) могут быть как хорошими, так и злыми. А чтобы их успокоить или задобрить, и сейчас им приносят различные дары и устраивают церемонии жертвоприношения.

О природе

Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

В завершение

Интересно, что согласно мнению поклонников анимизма, весь окружающий человека мир полностью населен душами, которые могут обитать в различных предметах, а также всех живых существах — животных, растениях. Сама же человеческая душа вообще является огромной ценностью в сравнении с телом.


Важным является и тот факт, что все то, что для человека опасно или неосязаемо, также принято было одушевлять. Часто считалось, что вулканы, скалистые горы были обиталищем различных духов, а, например, извержения вызываются злостью или неудовлетворением деяниями людей. Стоит сказать и о том, что мир анимистов также был населен различными монстрами и опасными существами, например виндиго у индейцев, но и позитивными существами — феями, эльфами. Однако как бы просто Тейлор и его последователи не относились к анимизму, данная религия не является примитивной. Ей присуща своя особая логика, последовательность, это оригинальная система верований. Что касается современности, то сегодня вряд ли удастся найти общество, которое полностью является анимистическим, однако элементы данного явления для многих остаются актуальными и сегодня, несмотря на то, что человек по своей сути является христианином или последователем какой-либо иной современной религии.

- (от лат. anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Советская историческая энциклопедия

  • анимизм - Анимизма, мн. нет, м. [от латин. anima – душа] (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Большой словарь иностранных слов
  • анимизм - АНИМ’ИЗМ, анимизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. anima - душа) (научн.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Толковый словарь Ушакова
  • Анимизм - (Animismus) - под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • анимизм - -а, м. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. [От лат. anima - душа] Малый академический словарь
  • анимизм - орф. анимизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • анимизм - АНИМИЗМ -а; м. [от лат. anima - душа]. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. ◁ Анимистический, -ая, -ое. А-ие взгляды, представления. Толковый словарь Кузнецова
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Большой энциклопедический словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (лат. anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. Новейший философский словарь
  • АНИМИЗМ - (от лат. anima - душа) - картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для... Большой психологический словарь
  • анимизм - анимизм м. Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы. Толковый словарь Ефремовой
  • анимизм - сущ., кол-во синонимов: 1 панпсихизм 1 Словарь синонимов русского языка
  • анимизм - АНИМИЗМ а, м. animisme m.<�лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание "анимизма" распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Словарь галлицизмов русского языка
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima - душа, дух) - англ. animism; нем. Animis-mus. 1. Вера в существование душ и духов. 2. Характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности... Социологический словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э.Тайлором [ТАЙЛОР] для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Новая философская энциклопедия
  • Анимизм - (от лат. anima - душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). А. составил логическую опору всех религиозных концепций. Археологический словарь
  • анимизм - Анимизм, анимизмы, анимизма, анимизмов, анимизму, анимизмам, анимизм, анимизмы, анимизмом, анимизмами, анимизме, анимизмах Грамматический словарь Зализняка
  • Анимизм - Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы Краткий религиозный словарь
  • - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • В мире существует много различных религий и верований. Одни из них понятны большинству людей, некоторые же так и остаются для многих малопонятными и закрытыми. В данной статье хочется рассказать о том, зачем, когда и почему возник анимизм, а также что это по своей сути такое.

    Обозначение понятия

    Начинать разбираться в любой теме необходимо с обозначения ее понятий. Ведь часто бывает достаточно просто узнать значение главного слова, чтобы понять, о чем будет идти речь. Так, в данном варианте подобным термином является такое понятие, как «анимизм». В переводе с латинского языка оно звучит как "animus", что означает "дух, душа". Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм - это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.

    Основное в теории Тейлора

    В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин "анимизм" термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы - все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм - веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм - это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм - это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

    О духах

    Зная, что анимизм - это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре. Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.

    Фетишизм

    Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм - это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути - вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.

    Многодушие

    Уже узнав, что анимизм - это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины - семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

    Тотемизм

    Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же - только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.

    Аниматизм

    Зная, что анимизм - это вера в силу духов, необходимо несколько слов сказать и о таком веровании, как аниматизм. Это вера в огромную безликую силу, которая наделяет жизнью все окружающее. Это может быть урожайность, человеческая удача, плодовитость скота. С уверенностью можно сказать, что данные верования присущи были не только древним людям, они живы еще и сейчас. Так, например, в Индии верят, что существует много различных духов, которые живут в горах, лесах, полях. Бонги могут быть как хорошими, так и злыми. А чтобы их успокоить или задобрить, и сейчас им приносят различные дары и устраивают церемонии жертвоприношения.

    О природе

    Анимизм - религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные - ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

    В завершение

    Интересно, что согласно мнению поклонников анимизма, весь окружающий человека мир полностью населен душами, которые могут обитать в различных предметах, а также всех живых существах - животных, растениях. Сама же человеческая душа вообще является огромной ценностью в сравнении с телом.

    Важным является и тот факт, что все то, что для человека опасно или неосязаемо, также принято было одушевлять. Часто считалось, что вулканы, скалистые горы были обиталищем различных духов, а, например, извержения вызываются злостью или неудовлетворением деяниями людей. Стоит сказать и о том, что мир анимистов также был населен различными монстрами и опасными существами, например виндиго у индейцев, но и позитивными существами - феями, эльфами. Однако как бы просто Тейлор и его последователи не относились к анимизму, данная религия не является примитивной. Ей присуща своя особая логика, последовательность, это оригинальная система верований. Что касается современности, то сегодня вряд ли удастся найти общество, которое полностью является анимистическим, однако элементы данного явления для многих остаются актуальными и сегодня, несмотря на то, что человек по своей сути является христианином или последователем какой-либо иной современной религии.

    31Янв

    Что такое Анимизм

    Анимизм – это концепция верований, которая предполагает наличие души у всех живых существ или у определенных предметов.

    Роль Анимизма в становлении современных религий.

    Данная концепция играет важнейшую роль во многих «примитивных» духовных практиках, таких как шаманизм. Следует понимать, что анимизм является корнем большинства современных религий. Христианство не является исключением, так как понятие наличия бессмертной души, которая в свою очередь направляется высшей силой, занимает центральное место в самой концепции верований.

    Большинство «истинных» анимистов предполагают наличие души во всех природных объектах. К примеру, горы или реки, содержат в себе души различных божеств. Эти верования находят отражение во многих древних легендах, где различные стихии или природные явления трактовались как изъявления воли богов.

    Многие анимистические верования включают в себя идею, что душа не привязана к телу. В соответствии с этими убеждениями предполагается возможность переселения души или в том или ином виде. Некоторые шаманы утверждают, что во время ритуальных их дух покидает физическое тело и путешествует в другие места.

    В культурах, которые практикуют анимизм, существует огромное количество праздников и торжеств посвященных удовлетворению воли духов. Лучшим примером могут послужить различные языческие праздники наших предков.



    error: Content is protected !!