Буддийский монах и ученый тэло тулку ринпоче. Буддийский монах и ученый тэло тулку ринпоче Какие советы для вас оказались самыми ценными

Перерождение Тилопы Тэло тулку занимает должность главного ламы, Шаджин-ламы, Калмыкии. Его светское имя - Эрдни Басанович Омбадыков. Однако после того, как в возрасте 8 лет его признали новым перерождением знаменитой монгольской линии Дилова-хутухт, о его светском имени теперь можно узнать разве только из Википедии

Перерождение Тилопы. Тэло тулку занимает должность главного ламы, Шаджин-ламы, Калмыкии. Его светское имя - Эрдни Басанович Омбадыков. Однако после того, как в возрасте 8 лет его признали новым перерождением знаменитой монгольской линии Дилова-хутухт , о его светском имени теперь можно узнать разве только из Википедии . После того, как Эрдни Омбадыкова признал перерожденцем сам Далай-лама XIV, он стал носить свой официальный титул – Тэло тулку, где Тэло – это тибетское произношение имени великого индийского йогина Тилопы (по-монгольски Дилова). Быть признанным перерожденцем Тилопы – огромная честь и высокий престиж. Так Эрдни Басанович в возрасте восьми лет стал одним из самых уважаемых тулку (перерожденцев) буддийского мира.

Американские корни. Нынешнее перерождение Тилопы появилось на свет в 1972 году в первой столице Соединенных Штатов Америки городе Филадельфия в семье калмыцких эмигрантов. В США сегодня проживает около 2000 калмыков. Английский с детства стал родным языком маленького калмыцкого перерожденца, но после того, как родители по совету Далай-ламы XIV отправили сына учиться в Индию, его вторым родным языком стал тибетский.

Ученик Далай-ламы. Традиционным местом обучения калмыцких лам в Тибете был факультет Гоманг монастыря Дрепунг, который был воссоздан тибетскими беженцами в Индии. Тэло тулку провел за учебой долгих 13 лет. За годы, проведенные в Индии, Тэло тулку стал близким учеником Далай-ламы XIV и сопровождал его во время визитов тибетского иерарха в Россию в начале 90-х годов. То ли по инициативе главного тибетского иерарха, то ли по просьбам самих калмыцких буддистов, в 1991 году 19-летний Тэло тулку избирается Шаджин-ламой Калмыкии.

Новый Шаджин-лама. До Тэло тулку должность верховного ламы калмыков занимал бурятский лама Туван-Доржи, командированный в Калмыкию Центральным духовным управлением буддистов, единственной официальной организацией буддистов в СССР и в первые годы после его распада. Вероятно, сами калмыки считали тот факт, что должность верховного ламы калмыков занимает бурят, временным и вынужденным решением. Поэтому как только на горизонте возникла фигура Тэло тулку, высокостатусного и хорошо образованного калмыка, выбор стал очевидным.

Достижения. Недавно Калмыкия отметила двадцатилетие Тэло тулку на посту верховного ламы калмыков. За эти годы к харизме перерожденца добавился авторитет активного буддийского деятеля. Действительно, помимо дежурно перечисляемых в СМИ достижений Шаджин-ламы, среди которых восстановление десятков монастырей, возведение крупнейшего в России и Европе буддийского храма, можно назвать и другие. Не будет преувеличением сказать, что за эти 20 лет Тэло тулку обрел популярность и любовь буддистов Калмыкии, которые гордятся его образованностью, манерами, скромностью и близостью к Далай-ламе. Тэло тулку проводит встречи с молодежью , учит их готовить вегетаринские блюда , читает лекции о том, как оставаться буддистом в городских условиях . Сказывается и возраст Шаджин-ламы, его городское воспитание, открытость современному миру, которую он унаследовал от своего учителя.

Ученик Далай-ламы. Высокий авторитет Далай-ламы XIV добавляет уважения и Тэло тулку. Связь между ними может служить примером чистых учительско-ученических отношений, столь ценимых в буддизме. Тэло тулку поддерживает этот статус личного ученика лидера тибетских буддистов. Фигура калмыцкого иерарха стоит за всеми инициативами по приглашению Его Святейшества в Россию. Именно Тэло тулку настойчивее других буддийских лидеров России убеждал российские власти в необходимости соблюдения прав буддистов России, не останавливаясь перед прямолинейной критикой в адрес министра иностранных дел: « ...я был полон надежд, когда министром иностранных дел России был назначен Сергей Лавров, дипломат с большой буквы, представлявший Российскую Федерацию в ООН. Я был уверен, что он найдет дипломатическое решение, приемлемое для обеих сторон: и граждан России буддийского вероисповедания, и деловых партнеров из Китайской народной республики. Но теперь, читая стенограммы его заявлений, я начинаю думать, что ошибался ». Столь необычное для религиозного лидера эмоциональное заявление, сделанное им после очередного отказа в визе Далай-ламе, объясняется, как мне кажется, не недостатком опыта, но действительно искренними эмоциями. Эти же эмоции заставили его демонстративно отказаться от участия в Международном религиозном саммите, который проводился в Москве в 2006 году, когда в списке приглашенных лидеров не оказалось Далай-ламы. Тогда претензии Тэло тулку были адресованы одному из организаторов мероприятия, тогда еще митрополиту Кириллу. Все это не добавляет любви к лидеру калмыцких буддистов со стороны официальных лиц России и РПЦ.

Отношения с буддистами Бурятии и Тывы. Визиты Тэло тулку в Бурятию нельзя назвать частыми. Во время своего последнего приезда Тэло тулку встречался с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. После встречи в интервью SaveTibet.ru он не мог сдержать своего раздражения недостаточным, по его мнению, рвением Аюшеева в деле организации визита Далай-ламы в Россию. Отношения между двумя лидерами можно охарактеризовать как прохладные. Градус этих отношений упал еще ниже после того, как их интересы столкнулись в другом буддийском регионе России – Тыве. После избрания в 2010 году новым Камбы-ламой Тывы Сульдым-башкы, последний повел линию сближения с калмыцкими буддистами , в то время как ранее главным ориентиром для тывинских буддистов оставалась Бурятия. Наметившееся противостояние, которое, к счастью, не приобретает открытых форм, объясняется различием в стратегических приоритетах Тэло тулку и Хамбо-ламы.

Стратегические приоритеты. Нынешнего Шаджин-ламу Калмыкии часто обвиняют в недостатке лояльности к России. Поводом для таких подозрений является не только факт его рождения в США, но и слабое знание калмыцкого и русского языков. Несмотря на двадцатилетний стаж проживания в России, Тэло тулку до сих пор не чувствует себя свободным во владении, так сказать, «профильными» языками, дает интервью и делает обращения или официальные поздравления с праздниками на английском и тибетском языках. Очевидный перекос политики калмыцкого иерарха на Его Святейшейство Далай-ламу и диаспору тибетских беженцев в Индии уже использовался его оппонентами в Калмыкии. Ряд калмыцких лам обвиняли Тэло тулку в игнорировании лам калмыцкого происхождения и создании условий для засилья в Калмыкии тибетцев. Можно по разному относиться к такого рода обвинениям, но вполне очевидно, что Тэло тулку и не пытается скрывать свои симпатии к тибетским беженцам. Он является неизменным организатором всех крупнейших российских событий в «тибетской Индии». Во многом благодаря такой позиции Тэло тулку приобрел высокий авторитет в среде российских буддистов, регулярно выезжающих в Индию на учения Далай-ламы. Но за это ему приходится платить недоверием и холодностью российских властей, которые предпочитают ориентироваться на лояльного и предсказуемого Пандито Хамбо-ламу.

Чужой в России. Несмотря на горячую любовь своих калмыцких последователей и молодых российских неофитов, Тэло тулку остается чужим для российской политической элиты. Чиновников раздражает принципиальная и порой излишне эмоциональная позиция Шаджин-ламы по тибетскому вопросу, его ориентация на тибетскую диаспору, непризнаваемую официальными властями России. Один из российских исследователей даже расценивает назначение и деятельность Тэло тулку как « отказ калмыцких буддистов возрождать свою религию в российском региональном формате и фарватере, проложенном бурятскими традиционалистами ». Все это в купе с американским происхождением Шаджин-ламы и использованием переводчика при общении с собственным народом дает достаточные основания для его маргинализации в российском политическом пространстве. Однако искренность, упорство и любовь последователей является лучшей гарантией твердого положения Тэло тулку на его посту.

Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Биография

Достопочтимый Тэло Тулку ринпоче родился в Америке, в городе Филадельфия в 1972 году. Родители - выходцы из Калмыкии, имигрировавшие в Соединенные Штаты. Дедушка Тэло ринпоче был буддийским священнослужителем, который в последствии подвергся репрессии. В детстве Достопочтимый Тэло ринпоче стал проявлять особые интересы не свойственные простым детям. В возрасте четырех лет он стал называть себя ламой и говорил, что станет монахом. Часто посещал хурул калмыцкой общины в Америке. Незаурядные способности были отмеченны монахами и в 1979 году его семья получает аудиенцию у Его святейшества Далай-ламы. После проведения особых традиционных дознаний Его святейшество признал в Эрдни-Басане Омбадыкове девятое воплощение индийского махасиддхи Тилопы. В 1980 году, на Юге Индии в монастыре Дрепунг Гоманг, он был официально возведен на трон. В монастыре Дрепунг Гоманг Тэло Тулку ринпоче изучал логику, философию, историю, грамматику и другие буддийские дисциплины в течении тринадцати лет.

В 1991 году Его святейшество Далай-лама был приглашен в республику Калмыкия. Он попросил Тэло Тулку ринпоче сопровождать его входе данного визита. В 1992 году Тэло Тулку ринпоче снова посетил республику. В этот период состоялся чрезвычайный съезд Общества Буддистов Калмыкии на котором за финансовые махинации с поста Шаджин-ламы Калмыкии был снят лама из Бурятии Туван Дордже. Буддисты Калмыкии единогласно поддержали кандидатуру Тэло Тулку ринпоче на место Верховного Ламы Калмыкии.

В течении семнадцати лет усилиями Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку ринпоче было возведенно более сорока буддийских храмов и огромное количество ступ. Также в городе Элиста был возведен самый большой буддийский храм в России и Европе.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче" в других словарях:

    19 й Шаджин лама Калмыкии c 1972 (рождение) Избрание: 1980 (признан 12 м воплощением Махасиддхи Тилопы) … Википедия

    Монастырь Золотая обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин алтн сүм / Геден Шеддуп Чой Корлинг … Википедия

    Буддийский Золотая Обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин Алтн Сүм Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесеновка. Село Вознесеновка Керюльта Страна РоссияРоссия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ступа (значения). Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Файл:Субурган2.jpg Строение ступы согласно буддийским канонам … Википедия

    Село Бударино Дальчи Страна РоссияРоссия … Википедия

    Буддизм в России … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючиновский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючиновский хурул был построен по инициативе жителей посёлка… … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючинский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючинский хурул был построен по ин … Википедия

Книги

  • Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы , Гордиенко Е. В.. Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884 1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы…

Тэло Тулку Ринпоче родился в Соединенных Штатах Америки.

27 октября 1972 года, (в миру – Эрдни Басан Омбадыков). Когда ему было шесть лет, во время визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Филадельфию, он был признан живым воплощением индийского махасиддха Тилопы .

С этого времени вся его деятельность неразрывно связана с возрождением буддизма в нашей республике.

В 1992 году на буддийской конференции, его, как живое воплощение Учителя, выбирают Шаджин ламой Калмыкии.

С тех пор и до сегодняшнего дня Тэло Тулку Ринпоче как Шаджин лама проделал большую и серьезную работу по восстановлению и укреплению буддийского учения на калмыцкой земле.

Современное состояние буддизма в Калмыкии.

Буддизм в Калмыкии имеет давнюю и богатую историю. К началу XX века на территории Калмыкии существовало более 90 больших и малых хурулов, при которых находилось около 3 тысяч священнослужителей.

В 30-х годах в результате сталинских репрессий практически все храмы были разрушены, а буддийское духовенство подверглось жестоким репрессиям. К началу Великой Отечественной войны буддизм в Калмыкии был практически уничтожен. Выселение калмыков в 1943 г. довершило разгром буддизма.

Возрождение буддизма в республике началось лишь в конце 80-х гг. и было связано с процессом перестройки в СССР, началом демократизации общественной жизни. В 1988 г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов, в том же году открыт первый молельный дом. Его настоятелем стал приехавший из Бурятии лама Туван Дордж.

Знаменательным событием в религиозной жизни Калмыкии стал первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIV, который состоялся летом 1991 г. и придал мощный импульс развитию буддизма в республике. В Элисте Далай-лама провел три массовых молебна, посетил хурул, освятил место строительства буддийского храмового комплекса, встретился с руководством Калмыкии и общественностью столицы.

Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во вре¬мя предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кроме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково.

Важным событием стало создание Объединения буддистов Калмыкии (ОБК). В 1991 г. прошла первая конференция ОБК, которая утвердила устав и избрала Шаджин ламой калмыцкого народа Туван Дорджа. В 1992 г. состоялась вторая конференция. Ее итогом стало избрание Шаджин ламой и президентом ОБК Тэло Тулку Ринпоче (Э. Омбадыков). Еще в 1992 г. в Элисте был создан молодежный буддийский центр, который начал активную просветительскую деятельность, включавшую преподавание основ буддизма, тибетского языка и древнеиндийской логики. Позднее центр был переименован в Дхарма-центр.

Следует отметить, что возрождению буддизма в Калмыкии прежде всего способствовала политика нынешнего руководства республики во главе с Главой Калмыкии, президентом ФИДЕ К.Н. Илюмжиновым, избранного на пост руководителя республики в апреле 1993 г. Именно благодаря его постоянной поддержке –финансовой и организационной - были построены свыше сорока буддийских культовых сооружений, организованы ежегодные выезды паломников в святые для каждого буддиста места (Тибет, Индию и т.д.) и представителей российских СМИ на ежегодную пресс-конференцию Его Святейшества Далай Ламы 14-го в его резиденции в индийском городе Дхарамсале, приезд в Калмыкию выдающихся учителей различных направлений буддизма.

В 1994 г. в Элисте прошел Международный буддийский форум, организованный Дхарма-центром. В работе форума приняли участие около тысячи верующих из России, стран СНГ и ряда стран дальнего зарубежья, а также известные буддийские ламы из Индии, Бутана и Непала. В рамках этого мероприятия проводились буддийские молебны, посвящения, прошли благотворительный телемарафон и духовно-экологическая экспедиция.

В дальнейшем в рамках Дхарма-центра стали формироваться рели¬гиозные общины мирян, ориентированных на ту или иную из четырех главных школ тибетского буддизма. Одной из первых таких общин был центр «Карма-кагью». В 1995 г. в Элисте состоялось открытие филиала Международного института школы Карма-кагью, в программу которого входят буддийская философия и практика, тибетский язык.

«Красношапочный» буддизм представлен в Калмыкии еще двумя школами - Сакьяпа и Нингмапа, общины которых возникли после приезда в Калмыкию учителей этих традиций: патриарха традиции Сакья Его Святейшества Сакья Трицзина и нигмапинских учителей досточтимых Палден Шераб Ринпоче и Цеванг Донгьял Ринпоче. В настоящее время в поселке Ики-Бурул действует хурул школы Нингма.

В Калмыкии существует и светские буддийские организации, последователи которых придерживаются традиционного для калмыков буддизма школы Гелугпа. В Элисте это прежде всего центры «Ченрези» и «Тилопа».

Значительным событием для буддистов Калмыкии стало открытие в 1996 году Сякюсн Сюме в Элисте. Новый храм стал центром духовной жизни нашей республики. На открытии этого прекрасного храма собралось несколько десятков тысяч людей.

Одним из главных учителей - последователей школы Гелуг является Его Преосвященство Богдо-геген IX, который неоднократно бывал в Калмыкии. Визиты духовного лидера монгольских народов способствовали возрождению буддизма у калмыков. Во время своих посещений Богдо-геген ездил по районам, читал проповеди, давал благословения. Особенно плодотворным был визит 2003 года, во время которого верующим было даровано посвящение в тантру Калачакры.

В нашей республике несколько раз бывал досточтимый Лама Еше-Лодой Ринпоче. В начале 1990-х годов Еше-Лодой Ринпоче по поручению Далай-ламы приехал в Бурятию для преподавания буддийской философии. В Калмыкии Ринпоче даровал посвящения в тантры Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи.

В 2002-2003 гг. в Калмыкию четыре раза приезжали тибетские монахи из монастыря Гьюдмед. Гьюдмед известен тем, что здесь обучаю тайным тантрическим учениям. Кроме того, его монахи славятся своим оригинальным горловым пением. В Элисте ими были построены три песочные мандалы, которые символизируют матрицу Вселенной и одновременно дворец божеств. Первой была возведена мандала Зеленой Тары, второй - мандала Аволакитешвары, третьей - мандала Ямантаки. Считается, что созерцание мандалы очищает человека от негативной кармы, омрачений и болезней. По окончанию строительства мандалы были разрушены, что должно напоминать людям о бренности бытия и необходимости готовится к следующей жизни. В ходе своих визитов монахи Гьюдмеда также даровали благословения богини Тары, Манлы (Будды медицины) и Мандзушри (Будды мудрости), проводили церемонии очищения Вселенной, читали лекции о буддизме.

С 3 по 15 августа 2003 г. в Калмыкии на территории Сити- чесс проходил всероссийский буддийский ритрит под руководством досточтимого геше Джампа Тинлея. Он стал очень важным событием для буддистов не только Калмыкии, но и всей России. Для участия в этом мероприятии в Калмыкию прибыло множество буддистов из разных городов (Ростова-на-Дону, Уфы, Улан-Удэ, Кызыла и т.д.), а также из Украины.

Важнейшим событием последних лет стал визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV в 2004 г., организованный Главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым . Несмотря на краткость, встреча с Учителем дала огромный импульс возрождению буддизма в нашей республике.

Еще одним крупным событием в жизни буддистов Калмыкии стало открытие в конце 2005 года нового храма в Элисте – Бурхн Багшин Алтын Сюмэ (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который является самым крупным буддийским храмом в Европе и построенный с благословения Его Святейшества Далай Ламы 14-го (в дни визита в 2004 г. далай Лама освятил место под строительство хурула) на личные средства Кирсана Илюмжинова.

А в 2006 году, под патронажем Кирсана Илюмжинова в Дхарамсале состоялись Дни калмыцкой культуры, в ходе которых Кирсан Илюмжинов за выдающийся вклад в дело возрождения буддизма в России и в Калмыкии вручил Его Святейшеству Далай Ламе 14-му, вручил высшую награду Калмыкии – орден Белого Лотоса.

За период 1993-2002 гг. произошел количественный рост буддийских общин. На сегодняшний день в Калмыкии действует 35 объединений буддистов. Многое было сделано при поддержке государства в сфере строительства буддийских храмов. В республике действует уже более 30 хурулов.

За последние годы силами верующих и органов местной власти были возведены крупные хурулы в г. Лагань, поселках Цаган-Аман, Яшкуль, Ики-Бурул, Аршань-Зельмень и т.д. Открылись молельные дома в г. Городовиковск, совхозе Хомутниковский, п. Кетченеры, с.Троицком и т.д.

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы».

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы», рассказывающей о предыдущем воплощении Тэло Тулку Ринпоче. Книга издана в 2018 году Фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет». О книге расскажет ответственный редактор издания С.Л. Кузьмин, доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.

Тэло Тулку Ринпоче выступит беседой на тему «Что значит быть тулку? Мой личный опыт» и ответит на вопросы участников встречи.

Встреча состоится 11 ноября (воскресенье) в 14:00 в центре «Открытый мир» (Москва, ул. Павловская, д. 18, зал «Экспо», м. Тульская).

Вход свободный, неободима регистрация.

О книге

«Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы»
Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884–1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор – один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы (тиб.: Тэло) – сакральная фигура для последователей тибетского буддизма. Нынешним перерождением Тилопы (следующим после Джамсранжава) является Тэло Тулку Ринпоче – почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии.

Дилова-хутухта Б. Джамсранжав известен историкам прежде всего как религиозный, политический и государственный деятель Монголии. Он был одним из высших перерождающихся лам Монголии – хутухт. В период репрессий в 1930-х годах, которые под руководством большевиков осуществляла Монгольская Народно-Революционная партия (МНРП), он, единственный из доживших до того времени хутухт, сумел остаться в живых и покинуть Монгольскую Народную Республику (МНР). Он оставил политические мемуары и автобиографию, которые, хотя не лишены отдельных неточностей, дают реалистичную картину событий и содержат важные сведения о ряде малоизвестных эпизодов истории.

Перевод с английского Е. В. Гордиенко
Ответственные редакторы русского издания С. Л. Кузьмин и Ж. Оюунчимэг
Литературный редактор русского издания Н. Г. Иноземцева
Фонд «Сохраним Тибет», 2018.
352 с., 11 илл.
ISBN 978–5-905792–28–1

Тэло Тулку Ринпоче

– почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, президент Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии», духовный руководитель Фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва), духовный руководитель Центра Тилопы (Улан-Батор, Монголия).

Тэло Тулку Ринпоче родился 27 октября 1972 года в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте будущий верховный лама Калмыкии заявил родителям о своем желании стать монахом. А когда ему исполнилось шесть лет, он получил возможность встретиться с Его Святейшеством Далай-ламой, который посоветовал отправить мальчика на обучение в тибетский монастырь Дрепунг Гоманг в Индии. Он провел там 13 лет, изучая буддийскую философию под руководством выдающихся тибетских учителей. В конце 80-х, в годы своего обучения в монастыре, он был признан новой реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды – в Монголии.

В 1991 году Тэло Тулку Ринпоче впервые приехал в Калмыкию в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV. За первой встречей с исторической родиной последовало приглашение возглавить процесс духовного возрождения степной республики, которая остро нуждалась в его знаниях и духовном опыте.

В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче был избран Шаджин-ламой (верховным ламой) Калмыкии. За последние годы под его руководством воздвигнуто свыше 30 буддийских храмов и молельных домов, разрушенных в годы Советской власти. С 2005 года резиденция Тэло Тулку Ринпоче расположена в главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который признан крупнейшим буддийским храмом в России и Европе.

Пребывая на посту Шаджин-ламы, Тэло Тулку Ринпоче прилагает большие усилия для укрепления религиозных и культурных связей, которые веками существовали между традиционными буддийскими регионами России и тибетским сообществом во главе с Его Святейшеством Далай-ламой XIV.

Тэло Тулку Ринпоче сопровождал Далай-ламу во время его первых визитов в Калмыкию в начале 90-х, которые стали отправной точкой для восстановления буддизма в республике. При его активном участии был осуществлен долгожданный визит Далай-ламы в Россию в ноябре 2004 года, который дал новый импульс процессу возрождения традиционных буддийских ценностей в Калмыкии и России в целом.

По личному приглашению Тэло Тулку Ринпоче в последние годы Россию посетили глава школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, настоятель монастыря Дрепунг Гоманг Йонтен Дамчо, экс-настоятель монастыря Намгьял Чадо Тулку Ринпоче, ведущие буддийские учителя Намкай Норбу Ринпоче, геше Лхакдор, Барри Керзин, Тензин Приядарши, Роберт Турман, Алан Уоллес и многие другие.

С тех пор в степном регионе было восстановлено и построено свыше 30 храмов и молельных домов. Начиная с 2005 г., резиденция Тэло Тулку Ринпоче находится в главном храме Калмыкии - «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Сейчас это - крупнейший буддийский храм Европы.
- Ваше Святейшество, каковы первостепенные задачи для полноценного развития буддизма в России?
- Первостепенная задача - сохранить чистоту традиции и учений Будды в это чрезвычайно сложное время. На протяжении 2550 лет буддистам удавалось поддерживать чистоту монашеской и мирской дисциплины, мы должны и впредь делать на этом упор.
После революции 1917 года на долю буддийского духовенства и верующих России выпали тяжкие испытания, и мы утратили многие ценности: и материальные, и духовные. Можем ли мы возродить утраченное, вернуться к чистой монашеской традиции, которая, вне всяких сомнений, составляет основу буддийского учения, дхармы? Думаю, да. Но это требует времени и усилий. Помните, что духовная дисциплина отсутствовала в России на протяжении 70 лет, тем не менее, сегодня мы наблюдаем постепенное возрождение не только буддизма, но и других религиозных традиций.
Многое меняется в современном мире, и Россия не исключение. Общество сталкивается со множеством проблем - политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же, необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов.
Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу - будет способствовать его оздоровлению.
- Не кажется ли вам, что присутствие в Межрелигиозном совете Хамбо-ламы Бурятии при вашем (и тувинского Камбы-ламы) отсутствии является несправедливостью? Может быть, пора исправить положение?
- Важно отдавать себе отчет в том, что, в отличие от православия, в российском буддизме - да и не только в российском - никогда не было централизации. Калмыкия, Бурятия и Тува вошли в состав России в разные годы (к слову, Калмыкия была первой: мы недавно отметили 400-летний юбилей).
Духовная жизнь каждого из народов развивалась независимо друг от друга, и при этом все они поддерживали тесные связи с Тибетом. Это становится очевидным даже при поверхностном знакомстве с историческими источниками.
Однако, сегодня на федеральном уровне представлена только Буддийская традиционная сангха России - организация, которая никак не связана с головными буддийскими организациями двух других республик: ни с Объединением буддистов Калмыкии, ни с Объединением буддистов Тувы. Их голоса не слышны, а интересы не учтены. Это нужно менять, и чем быстрее, тем лучше.
- Каким, на ваш взгляд, может и должно быть буддийское образование в России? Устраивают ли вас «Основы буддийской культуры» и практика введения этой дисциплины в школах в целом?
- Я считаю введение предмета «Основы мировых религий» в школах правильным и своевременным шагом, так как эта дисциплина помогает раскрыть сердца наших детей. Я глубоко убежден, что, чем больше у нас знаний о других культурах и религиях, тем лучше.
С другой стороны, этот предмет вводился слишком поспешно и без должной подготовительной работы. Учителя, которые должны были преподавать эту дисциплину, не прошли необходимой подготовки. Но, тем не менее, это хорошее начало, и я надеюсь, что работа в этом направлении будет продолжена.
Как вы знаете, Калмыкия была выбрана в качестве одного из регионов, где проводился эксперимент по обучению основам религиозных культур. Позитивные результаты налицо, но, прежде всего, потому, что духовенство Калмыкии оказало большую помощь преподавателям, чтобы помочь им разобраться в многогранной философии буддизма. И, конечно же, мы регулярно встречаемся с учащимися школ и других учебных заведений: читаем лекции, проводим семинары.
- Изменилось ли положение буддизма в Калмыкии после ухода с президентского поста Кирсана Илюмжинова?
- Вне всяких сомнений, Кирсан Илюмжинов сделал очень многое для возрождения буддизма. Причем, очень важно помнить о том, что свое содействие он оказывал не как государственный чиновник, и не как глава республики. Это был его вклад как жителя Калмыкии и как буддиста. Конечно, нам жаль, что он больше не возглавляет Калмыкию, поскольку Кирсана Илюмжинова в его содействии буддизму не заменит никто.
- Каковы взаимоотношения буддистов с другими религиями в Калмыкии?
- Представителей различных религиозных институтов в Калмыкии связывают дружественные отношения. Мы ведем открытый диалог и обсуждаем вопросы прямо и искренне, не боясь задеть чьи-то чувства. Я рад отметить, что у нас нет никаких проблем. А если бы они возникли, то мы бы обсудили их со всей открытостью и нашли взаимоприемлемое решение.
Думаю, это происходит потому, что в Калмыкии осознают: при всей несхожести философских основ различных вероисповеданий, все они стремятся принести благо человечеству. Мне было очень отрадно, когда православный владыка Зосима (в то время он был епископом Элистинским и Калмыцким) после встречи с Его Святейшеством Далай-ламой сказал, что в нем «очень много от православных подвижников». Такая готовность с уважением и пониманием отнестись к ценностям других религий поистине сближает людей.
- Вы - один из инициаторов проведения учений Далай-ламы для буддистов России в Индии. Вы действительно думаете, что проповеди, услышанные так далеко от России, смогут повлиять на положение дел в российском буддизме?
- На мой взгляд, события прошлых лет уже доказали, что учения, проведенные даже на столь значительном расстоянии от России, имеют множество преимуществ. Во-первых, люди попадают в новую среду, в другую часть земного шара, знакомятся с культурой других стран. Совершают паломничество по святым местам. Встречаются с представителями других направлений буддизма, с философами, высокими ламами, монахами. Все это невозможно получить, оставаясь на территории России.
И, конечно, самое главное - они могут соприкоснуться с мудростью Его Святейшества Далай-ламы, получить его благословение, его философские учения и посвящения. Все мы знаем, что годы Его Святейшества уходят, а наши просьбы о предоставлении ему въездной визы в Россию отклоняются на регулярной основе.
Так что, встреча с ним в Индии и других странах пока остается нашей единственной возможностью учиться у него, поддерживать с ним связь. И это приносит колоссальную пользу каждому. Я глубоко убежден в том, что учения Далай-ламы для российских буддистов, пусть даже они проводятся в Индии, самым существенным образом влияют на состояние буддизма в России. И это влияние, вне всяких сомнений, будет расширяться.



error: Content is protected !!