Святой мартин в православной церкви. Святитель мартин исповедник, папа римский

Великолепный, один из красивейших в столице, храм, освященный во имя св. Мартина Исповедника близ Таганки. Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник св. Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

http://zoopunks.livejournal.com/132900.html

В честь этого храма переулок рядом назван Мартыновским

Вся жизнь святого была воплощением мученичества - он прошел через страшные и долгие страдания за истинную веру, оставаясь верным учению христианской Церкви.Святитель Мартин Исповедник Пострадавший в 647 году от императора Констанца II при византийском патриархе-еретике Павле Самосадском за Истину и чистоту Православия против монофилитской ереси

В 648 г. сторонники ереси монофелитства император Констант II и Патриарх Константинопольский Павел издали декрет, так называемый Типос (tupoV peri pistewV), в котором предписывалось "ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях". За неповиновение налагались наказания церковные и гражданские: лишение должностей, имущества, а также телесное наказание и ссылка.

Папа Теодор умер, не узнав ο Типосе. На его место избран был Мартин, бывший апокрисиарием в Константинополе.

В 649 году он стал епископом Римским, тогда как правящий император Конста был приверженцем монофелитской ереси. Император велел новому епископу принять монофелитство, но получил от него не только твердый отказ, но и проклятие: в 653 году св. Мартин собрал поместный собор из западных епископов, на котором монофелитское учение было проклято.

Человек выдающийся и своей внешностью, и своими знаниями в спорном вопросе. Β это время, после папы Иоанна IV, римский клир старался избегать представления пап на утверждение еретичествовавших императоров. По-видимому, не представлен был и новоизбранный Мартин. Впоследствии греки его обвиняли в том, что он irregulariter et sine lege episcopatum subrapuisse.

Мейендорф Иоанн, прот, : Сопротивление монофелитству сконцентрировалось в одном лице, простом монахе, святом Максиме Исповеднике. подвергнутый унижению, оскорблению и избиению глумящейся толпой, святой старец был сослан в наш крымский Херсонес Таврический, где и умер от нужды, голода, холода и болезненного старчества в 655 году. Был погребен в Херсонесской церкви Богородицы Влахернской (в Севастополе). У его гробницы произошли чудесные исцеления. Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были перенесены сначала в Константинополь и затем в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского. , а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

ИСПОВЕДНИКИ -разряд святых, к которому Православная церковь причисляет христиан, претерпевших гонения (в т. ч. во время иконоборчества) за веру, но, в отличие от мучеников, оставшихся в живых.

Тропарь св. Мартину Исповеднику, Папе Римскому

Истинных повелений устне распространил еси,
зловерие низложил еси, Богомудре Мартине,
святителю всечестне, поминай нас,
угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими,
да в мире устроиши живот наш.

Москве идет восстановление храма Святителя Мартина Исповедника. Церковь, которая напоминает уменьшенную копию лондонского собора Святого Павла, построили в XVII веке по проекту русского архитектора Родиона Казакова.

Как гласит московское предание, новый храм св. Мартина Исповедника был выстроен по образцу собора святого Апостола Павла в Лондоне, построенного гениальным архитектором Кристофером Реном.

Храм Св Павла в Лондоне строительство завершено в 1708г

Первый деревянный храм св. Мартина Исповедника в Москве был основан в дворцовой ремесленной слободе на Таганке. Считается, что он появился здесь уже в 1492 году как местный приходской храм, а при Василии III был перестроен в камне и освящен.

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, - но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником "Экспедиции Кремлевского Строения", он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.
По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен,

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клауди, эти росписи сохранились и до нашего времени. (который прежде расписал первую домовую церковь св. мученицы Татианы в Главном здании Московского университета на Моховой и не сохранившиеся фрески Малого собора Донского монастыря)) Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение храма:

  • придел - во имя Грузинской иконы Богоматери
  • придел - святителя Мартина Исповедника.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

В1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма - престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.
1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.
В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря , где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.
28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.
В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих».

Александр Константинопольский преподобный Александр, начальник обители Нусыпающих. Он жил где-то в 5 веке. Его жизненный подвиг особенный! И напрямую связан с псалмами. Дело в том, что он распространил чин Неусыпаемой Псалтири, который сейчас так особо излюблен монастырями, и прославился как великий чудотворец.
Как читаем в Четьи-Минеях:
"Он, по числу часов дня и ночи, разделил братию на двадцать четыре чреды, чтобы всякий зная час своей чреды, являлся к этому времени на место пения. Для пения назначены были Давидовы псалмы; петь их положено было по стихам, на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы. На время совершения сих служб прерываем был новоучрежденный чин псалмопения. Таким образом, в церкви киновии и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и самая эта киновия стала именоваться обителью неусыпающих"..

Преподобный Александр, первоначальник обители "Неусыпающих", родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял некоторое время на военной службе, однако его влекло иное призвание: он оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных сирийских обителей близ Антиохии под руководством игумена Ильи. Четыре года он провел в строгом послушании и иноческих подвигах, после чего получил благословение игумена на пустынножительство. Уходя в пустыню, преподобный ничего не взял с собой из монастыря, кроме Евангелия. Преподобный подвизался в пустыне семь лет. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Святой обратил ко Христу местного градоначальника Равула, который впоследствии был удостоен святительского сана и 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе. Одновременно с Равулом Крещение приняли все местные жители, которые перед таинством сожгли на площади своих идолов. Утвердив в вере новообращенных, преподобный Александр опять ушел в пустыню, где случайно попал в пещеру разбойников. Не испугавшись грозившей ему смерти, он проповедал им Евангелие и убедил покаяться. Действительно, все разбойники искренно раскаялись, приняли святое Крещение, а свой вертеп обратили в монастырь, где пребывали в покаянии и молитве. Преподобный Александр поставил им игумена, дал устав, а сам удалился еще дальше в пустыню. Несколько лет он жил в полном одиночестве. Но и туда начали стекаться к преподобному любители безмолвия. Возник монастырь, насчитывавший до 400 иноков. Желая в этом монастыре установить непрерывное славословие Господу, преподобный три года молился, чтобы Создатель открыл ему Свою волю и, получив откровение, ввел в монастыре следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи. Сменяясь каждый час, день и ночь они пели на два лика псалмы Давида, прерываясь лишь на время совершения Богослужения. Обитель получила наименование "неусыпающих", потому что подвижники круглосуточно песнословили Бога.

Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом одного из своих учеников, опытного старца Трофима, отправился он с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия среди язычников. После этого миссионерского путешествия, преподобный Александр со своими иноками жил некоторое время в Антиохии. Там он построил для жителей города церковь, больницу и странноприимный дом на средства, которые обильно поступали в его распоряжение от милосердных антиохийцев. Однако, по проискам злых завистников, преподобный Александр вынужден был удалиться в Константинополь. Здесь он основал новый монастырь, в котором также ввел устав "неусыпающих". В Константинополе преподобный Александр и его иноки пострадали от еретиков несториан, претерпев побои и заключение. После того, как миновала буря еретических волнений, преподобный Александр провел конец своей жизни в основанном им Константинопольском монастыре. Умер он в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрерывных иноческих подвигов.

В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых

Сайт http://www.s-martin.ru/

В Храме 5 приделов

  1. Главный престол освящен во имя Вознесения Господня
  2. придел во имя Грузинской иконы Богоматери
  3. придел святителя Мартина Исповедника.
  4. преп. Александра монаха
  5. преп Михаила Клопского

Сильное впечатление, как и внешний вид храма, производит и его интерьер - мощный, богатый, классический, с обилием позолоты и украшений. И храм посетившему его человеку предстает как единое целое

Святыни

Грузинская икона Божьей Матери

В царство благоверного Царя Михаила Фёдоровича в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Тогда были взяты и вывезены в Персию многие грузинские святыни и иконы не почитания ради, но с целью продажи их русским купцам. В1625 году эту икону с великой радостью купил у персиянина благочестивый приказчик ярославского купца Георгия Лыткина. В то же время самому Георгию было откровение Божие во сне о драгоценной иконе, приобретённой его приказчиком Стефаном в Персии и повеление отослать её в Красногорский мужской монастырь Двинской области (Холмогоры). Купец отнёс икону в указанную обитель и здесь она прославилась многими чудотворениями. По благословению Святейшего Патриарха Филарета икону стали с крестным ходом обносить по городам и монастырям России. Тогда повсеместно появились списки этой чудотворной иконы. Одним из самых древних считается список, хранящийся в Раифской обители Казанской епархии. Списки были сделаны и в Москве. Один из них находится в храме Живоначальной Троицы в Никитниках, другой находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле, который в начале XX века был разрушен, а образ перенесли в храм св. апостолов Петра и Павла на Яузе. В 1991 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона торжественным крестным ходом была перенесена в храм святителя Мартина Исповедника, где поныне и находится

Икона Божией Матери «Всецарица» и мощевик в северной части храма и мощевик в северной части храма
В мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.
Икона «Всех святых» и мощевик в южной части храма.
В мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.

частица мощей Матроны Московской и рубашечка (срачица), в которой она была похоронена.

Когда св. Мартин занял Кафедру св. Петра после папы Феодора (649), положение Церкви, на Востоке особенно, было плачевное. Вследствие определенного на Халкидонском Соборе православного учения Кафолической Церкви о двух естествах и одном лице в Иисусе Христе на Востоке произошло глубокое разделение. Так как эллинизм народностей, входящих в состав византийской Империи был чисто внешний, то каждая этническая группа и
поторопилась, дабы избавиться от политической гегемонии Византии, обеспечить за собой независимость хотя бы в области церковной. Успех несторианства в Месопотамии создал Халдейскую церковь, проникшую в Персию вплоть до Индии. Распространение монофизитства породило Коптскую церковь в Египте, Абиссинскую церковь в Эфиопии, Яковитскую церковь в Сирии и Армянскую церковь в Средней Азии. Монофелитству же обязана своим существованием Маронитская церковь в Ливан.
В силу этих условий монофелитство показалось Константинопольским императорам и патриархам средством удержать под законами Империи и под своей юрисдикцией ускользающих от их власти монофизитов. Сохраняя оба естества во Христе, они одновременно прибегли к ловкой сделке, уступив им, что в этих двух естествах действовала одиа воля, разрушая тем самым цельность одного из естеств. С этой-то ересью пришлось Св. Мартину бороться. Ее главными распространителями были один за другим три патриарха Константинопольских, Павел, Сергий и Пирр, александрийский патриарх Кир, Феодор епископ Фаранский и императоры Гераклий (610—641) и Констанс (641—668).
Впервые проявилось монофелитство в указе императора Гераклия, обнародованном в 638 г. под названием Эктезиса (Изложение) и тайно составленном Константинопольским патриархом Сергием. Указ этот от начала до конца богословский трактат. Он запрещает проповедь о двух естествах во Христе, но разрешает признавать в Нем лишь одну волю.
Тогда как Сергий, а за ним Пирр и Павел старались распространить этот указ, римские папы не только отказались его подписать, но даже произнесли ему анафему; точно также спустя 10 лет патриарх Павел сделал вид что он уступает, а сам между тем издал указ, обнародованный императором Констансом в 648 г. под названием Типос (образец), в котором запрещался всякий спор о едином естестве или единой воле так же как и о двух природах и двух волях. Истину заглушало молчанье.
Тогда и явился Мартин.
Латеранский Собор издал 20 канонов против монофелитства на латинском и греческом языках; они были впоследствии приняты шестым вселенским Собором и их считали лучшим и яснейшим изложением православного учения Кафолической Церкви

В 669 г. уже в их монографии о монофелистве агиографы братья Феодосий и Феодор иеромонахи Гангрские величали Св. Мартина славными титулами: «верховнейший и апостольский папа, председатель всей церковной иерархии правоправящей под небесами, папа верховнейший и вселенский, папа апостольский и корифей». Позднее, но не известно точно в котором году, останки его были перевезены в Рим и положены в церкви Св. Мартина Турского или Милостивого. Церковь наша празднует память его 14 апреля и величает его величанием, которым чествуют святых Пап: «Что тя ныне, Мартине, провещаем?.. Верховника священных повелений божествениых неложна... (Стихиры). В каноне знаменитого песнопевца Иосифа (+ 883) читается: «Украсив Петров божественный престол и на того камени Церковь неколеблему соблюд, Мартине, с ним прославился еси (песнь 7-я).
Приведем из этой же песни 7-й часто въшускаемое в современном славянском тексте место, которое находится в греческом оригинале: «Признаем тебя за основание епископов, за столп веры православной и за наставника в духовном учении

Мартин Исповедник родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в 649 году папы Феодора I тогда священник Мартин был избран новым папой.

Церковь в те времена была раздираема ересью монофелитов, которая широко распространилась по империи. Монофелиты утверждали наличие у только одной - Божественной - воли. Горячие споры монофелитов с православными велись во всех слоях населения. Даже император Констанс и Константинопольский патриарх Павел II были приверженцами этой ереси. Император выпустил еретический "Образец веры", насильно распространявшийся и обязательный для всего населения. В нем, в частности, запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот "Образец веры" дошел до Рима в 649 году. Святой Мартин, твердый защитник православия, созвал Поместный Собор в Риме, который осудил монофелитскую ересь. Мартин призвал отправил патриарха Павла вернуться к православному исповеданию. Разгневанный поступком папы Мартина император посылает военачальника, экзарха Равенны Олимпия привести Мартина на суд. Но тот, оказавшись в Риме, испугался количества духовенства и народа на Соборе, и подкупил воина, чтобы тот тайно убил папу-исповедника. Но убийца, приблизившись к Мартину, неожиданно потерял зрение. Испуганный Олимпий спешно уехал в Сицилию, где вскоре и был убит в сражении.

В 654 году император Констанс отправил к Папе другого военачальника, экзарха Феодора I Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи - арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом вступлении на папскую кафедру. Несмотря на существование явных доказательств полной невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года содержался святитель Мартин на этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения. Уже совсем измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.

На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать. После вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние толпы, которую подначили кричать ему: "Анафема!" Наконец, церковный служащий по указанию императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.

Между тем император Констанс узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина для дополнительного допроса. Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался в болезни 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную святителю главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская) в судьбах России».

«Украсив Петров божественный престол
и на того камени Церковь неколеблему соблюд,
Мартине, с ним прославился еси»

Песнь 7-я канона песнопевца Иосифа († 883)

Св. Мартин родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642–649 гг.) священник Мартин был избран на Римскую кафедру. В это время на Востоке все более распространялась монофелитская ересь*, и св. Мартин вместе с другими православными иерархами должен был вести борьбу с ней.

* Эта ересь была как бы продолжением прежде бывшей и более крайней ереси монофизитов, в которой утверждалось, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена Божественной. Когда империя уже вела тяжелейшие оборонительные войны против мусульман, император Ираклий I (575– 641) решил объединить всех христиан, придумав компромиссную формулу относительно природы Христа. В 638 году он издал по этому поводу специальный указ, озаглавленный словом «Экфесис» (Изложение), в котором провозгласил, что Иисусу Христу присуща одна, Божественная воля, но у него два естества – Божественное и человеческое. Эта доктрина получила название «монофелитство» (единоволие).


Споры православных с монофелитами волновали очень многих, покой в империи был нарушен. Чтобы прекратить дальнейшие споры, император Констанс (641–668 гг.) написал еретический «Образец веры» (Типос). Это было сделано по совету Константинопольского патриарха-еретика Павла II (641–654 гг.). Православные решили противостоять нечестивому повелению императора, вплоть до смерти. В числе исповедников был и св. Мартин.

Получив Типос и ознакомившись с его содержанием, св. Мартин, папа Римский сказал: «Если бы и весь мир принял это несогласие с православным учением, то я все равно отверг бы его: я готов пострадать даже до смерти за Евангельское и апостольское учение, за предание святых отцов».


Св. Мартин обратился с письмом к патриарху Павлу, с любовью увещевая заблудшего иерарха покаяться и оставить еретические заблуждения: святой также просил патриарха повлиять на императора и убедить его в пагубности лжеучения монофелитов. Однако патриарх не только не послушался увещеваний святителя Мартина, но предал бесчестию и побоям послов его, а затем отправил их в ссылку.

Св. Мартин по совету пребывавшего тогда в Риме Хрисаиолитанского аввы прп. Максима Исповедника, созвал в 649 году Поместный Собор Римской Церкви. Этот Собор, состоявший из 105 епископов, предал ересь монофелитов анафеме, а императорский Типос осудил. Собор разослал также послание ко всем православным христианам, в котором утверждал их в правой вере.

Весть о действиях св. Мартина дошла до императора. Разгневанный Констанс приказал военачальнику Олимпию привезти св. Мартина на суд в Константинополь. Но Олимпий не смог выполнить возложенную на него миссию. В Риме он побоялся открыто схватить чтимого народом и клиром святителя, поэтому решил подослать к папе Мартину убийцу. Но едва убийца приблизился к святителю, как тотчас же ослеп. Олимпий в ужасе оставил Рим и отправился на Сицилию, где вскоре погиб в сражении.

Другой посланный нечестивым императором военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

17 Сентября 654 г. его перевезли в Константинополь, где толпа его встретила с насмешками и бранью. Он находился в тюрьме 93 дня, больной и умирающий с голода, прежде чем явиться перед судьями. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы: «Никогда я,– говорил он,– не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую,– заключил он свое оправдание,– не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо». Но пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец, посланец императора подошел к военачальнику и огласил приговор: лишить Папу сана и предать смертной казни.

Спекулаторы (палачи) заковали полунагого святителя в цепи и поволокли в темницу через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить. Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, кричали, качая головою: «Где Бог его? где содержимое им вероучение?» Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию.

Придя в преторию, спекулаторы потащили связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступенях святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Все эти издевательства имели единственной целью заставить папу войти в общение с Константинопольской церковью.

Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу – Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер. Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно к святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечером начальник царских евнухов Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей, и велел ему передать их святому Мартину со словами: «Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть».

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению»,– и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Делайте со мной, что хотите, изрубите меня на куски, как вы приказали, но я не буду никогда в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».


Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Здесь святому пришлось до самой кончины переносить голод, нужду и болезни. В Таврику Мартин прибыл 15 мая 655 года, и здесь ему довелось прожить 124 дня.

В последние месяцы жизни, находясь в Крыму, Мартин постоянно болел (его мучила подагра, а возможно, и дизентерия, которой он заразился еще на корабле по пути из Италии в Грецию). Он был истощен и измучен полуторагодичным заключением. Однако до самой своей смерти оставался врагом монофелитства и сохранял полную убежденность в истинности своей веры. Незадолго до кончины, Мартин отправил из ссылки свое последнее письмо, которое закончил следующими словами: «О бренном же сем теле моем позаботится и сам Господь, как угодно будет ему распорядиться, и в непрестанных мучениях, и в незначительном утешении. Ибо Господь близко, и чего же я беспокоюсь? Конечно, я уповаю на Его милосердие в том, что не замедлит завершить мой путь, коий он предначертал… Да предохранит вас Всевышний Бог мощной рукою ото всякого наказания и спасет во Царствии своем!».


Святой Мартин скончался 16 сентября 655 года. Из текста «О страданиях иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского» узнаем, что «посажен был святой Мартин на корабль и в заточение, послан в Херсон, где гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством моримый, через два года ко Господу отошел. Святое же его тело погребено было вне града Херсона, в церкви Пречистой Богородицы, нарицаемой Влахернская. И гроб его славен есть».

Автор «Жития св. Элигия» Авден писал в VII веке, что описываемый им святой в 659 году видел усыпальницу Мартина. Уже тогда, спустя 4 года после кончины папы, к месту его упокоения совершались массовые паломничества, причем, не только из близлежащих восточных провинций империи, но и из западных. Об огромной популярности мавзолея Мартина среди христиан Таврики и прилегающих областей в начале VIII века императору Льву III Исавру (717–741) сообщал в письме римский папа Григорий II (669–731), отмечая, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».

Борьба между православием и ересью завершилась в 680 году, когда монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском церковном соборе, собравшемся в столице Византийской империи. Тогда было провозглашено, что Христос – Богочеловек и имеет две воли, причем Его человеческая воля подчиняется Божественной. Но до победы православных догматов должна была пройти еще четверть века…

После того как ересь монофелитов осудил VI Вселенский Собор, мощи св. Мартина Исповедника* были торжественно перенесены сначала в Константинополь, во Влахернский храм? а затем – в Рим, где находятся и по сей день в церкви Святителя Мартина на Семи Холмах. День памяти святого Мартина Исповедника отмечается 14/27 апреля.
* Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были отправлены в Рим, а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

Даже в 1598 году, когда Херсонес уже больше века не существовал как город, известный церковный писатель, кардинал Бароний написал, что «…и до сего дня почитается память св. папы Мартина греками, и большие толпы народа собираются к его могиле, чтобы получить благодать излечения».

Популярность св. Мартина среди приверженцев православной и католической веры огромна. В его честь освящены сотни храмов по всему христианскому миру, а его Житие («Мартирий») – беспрецедентный случай – было написано еще при жизни святого! В Севастополе пещерный храм во имя св. Мартина освящен в Инкерманском православном монастыре.

СВЯТИТЕЛЮ МАРТИНУ ИСПОВЕДНИКУ, ПАПЕ РИМСКОМУ

Тропарь, глас 4:

Истинных повелений устне распространил еси, учении Божественными вся просветил еси, зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, святителю всечестне, поминай нас, угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими, да в мире устроиши живот наш.

Кондак, глас 2:

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Мартине, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем тя, святителю отче Мартине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

По кончине римского папы Феодора его место по единогласному избранию занял блаженный Мартин 1 . В это время на Востоке в Греции царствовал Констанс 2 , сын царя Константина и внук Ираклия; в те годы греческие цари еще владели древним Римом и в Западной части империи имели поэтому своих наместников. На Востоке тогда всё более и более распространялась ересь монофелитов, т.е. единовольников, признававших в Господе нашем Иисусе Христе единую волю и единое хотение 3 . Эта ересь возникла из предшествовавшей ей ереси Евтихия, хульно утверждавшего существование во Христе Иисусе только одного естества вопреки православному учению, исповедывающему в воплотившемся Господе нашем Иисусе Христе два естества и две воли, два хотения и действа; у каждого естества своя воля, свое хотение и свое действо в едином Лице Христовом: Господь Иисус Христос не может быть разделяем на два лица, но познается в двух лицах без их смешения.

Родоначальниками ереси были патриархи: александрийский Кир и цареградский Сергий; им в распространении ереси содействовал и дед царя Констанса Ираклий. По смерти Сергия патриархом константинопольским был сделан Пирр, а после него Павел, - оба еретика монофелиты. По совету Павла царь Констанс написал книжку, содержавшую в себе еретическое учение монофелитов и названную им "типос"; он разослал ее повсюду, повелевая содержать согласное с ней вероучение относительно Лица Господа нашего Иисуса Христа. Многие из православных, не разделявших ереси, за свое сопротивление нечестивому повелению царя подверглись изгнанию или побоям или даже смерти; к числу их принадлежит преподобный Максим Исповедник, как это подробно изложено в его житии 4 , и святой папа Мартин, о котором сейчас наша речь. Тотчас, по занятии им престола римского папы, царь прислал ему исполненную еретического учения книжку, желая, чтобы новопоставленный папа согласился с его ересью и подтвердил ее на соборе. Но блаженный Мартин отверг ее, говоря:

Если бы даже весь мир принял это противное православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от Евангельского и Апостольского учения и святоотеческого предания.

Затем он послал к цареградскому патриарху Павлу с некоторыми честными мужами из церковного причта письмо, в котором с любовью увещевал его не творить раздора в единстве церковном, не сеять еретических плевел среди пшеницы благочестивой веры, а напротив убеждать царя оставить противное церкви. учение. Патриарх же Павел не только не послушался блаженного Мартина, но и посланников его, предав бесчестным побоям, отправил в заточение на границы империи. Тогда святой Мартин, следуя совету бывшего в то время в Риме аввы 5 Хрисополитанского преподобного Максима, составил из ста пяти западных епископов поместный собор и предложил ему на рассмотрение заблуждение Кира, Сергия, Пирра и Павла вместе с книгой царя "Типос"; собор предал ересь анафеме и издал ко всем православным послание, утверждая их в православии, изъясняя всю пагубность ереси и повелевая остерегаться ее самым тщательным образом 6 . Услыхав о таком поступке со стороны святого Мартина царь пришел в сильнейший гнев: он послал в Рим в качестве своего наместника одного военачальника по имени Олимпия, чтобы он захватил папу Мартина. Но Олимпий, прибыв в Рим, принужден был отказаться от мысли открыто взять папу, потому что он застал еще указанный собор, на который собралось множество епископов и народа, так что город был переполнен духовными и мирскими лицами; поэтому Олимпий подучил одного воина убить как бы нечаянно святого Мартина в церкви. Когда же воин со спрятанным под одеждою острым мечем приблизился в церкви к папе, намереваясь убить его, то вдруг неожиданно ослеп: ибо Господь не дающий "жезла нечестивых над жребием праведных" 7 (Пс.124:3), не допустил убийцу поднять мучительскую руку на Своего верного раба. Видя, что Сам Господь хранит Своего служителя, Олимпий оставил папу в покое и удалился в Сицилию, где и умер в битве против сарацин. Царь же, следуя внушениям патриарха Павла, послал в Рим другого наместника, тоже военачальника, по имени Феодора и прозванного Каллиопой. Ему было поручено взять святого Мартина, ложно обвинив предварительно папу в том, что будто бы он, желая начать войну против царя, сносится с сарацинами, побуждая их к восстанию и что будто бы он неправильно содержит преданную отцами веру и хулит Пречистую Богородицу.

Достигнув Рима, наместник открыто перед всеми обвинил папу в указанных преступлениях. Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы:

Никогда я, - говорил он, - не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую, заключил он свое оправдание, не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо.

Наместник же царя, не слушая оправданий папы, по прежнему утверждал справедливость высказанных обвинений и даже присоединил еще новое, - неправильное будто бы занятие святым Мартином папского престола. И в одну ночь тайно при содействии воинов он взял папу, свел его на пристань и оттуда в лодке отправил на остров Наксий, находившийся среди далеких островов, известных под именем Цикладских 8 . На этом острове святой Мартин пробыл целый год, терпя голод и другие лишения в самом необходимом для жизни. Если же кто из благочестивых жителей острова, сожалея изгнанного папу, приносил ему что-нибудь для облегчения его нужды, то стража не допускала приходивших до узника и силою отбирала себе у приносивших их дары; вместе с тем она укоряла последних, говоря:

Если кто из вас любит его и жалеет, тот враг отечеству, ибо изгнанный еретик, противник Богу и возмутитель греко-римского государства.

И много оскорблений причиняла святому Мартину стража, подвергая его брани и издевательствам. Но он, ослабевая телесными силами от ежедневных оскорблений, лишений и прилучившейся ему болезни, всё-таки не терял твердости душевной, все перенося с благодарностью ради Бога. По истечении года, со времени поселения на острове, святой Мартин был отвезен в Византию 9 .

Корабль достиг Византии осенью и рано утром остановился на пристани Евфимия, близ Архандии. Тотчас святого, уже сильно разболевшегося, начали беспокоить посланцы от царя и патриарха; лишенные всякого сострадания они целый день с утра до вечера бесчестили столь чесного архиерея Божия, всячески злословя и понося его. При наступлении вечера пришел со множеством воинов патриарший нотарий 10 Саголива; взяв святого Мартина с корабля, они положили его на носилки (вследствие болезни он не мог уже ходить) и снесли на один двор, называемый прандиариа; здесь они заперли святого Мартина в темную и тесную комнату и тщательно стерегли, наблюдая, чтобы никто из городских жителей не узнал об его местопребывании. В этом узилище святой пробыл девяносто три дня, не имея возможности ни с кем побеседовать. Затем святого Мартина отнесли в дом сакеллария 11 , где собрались сенаторы 12 ; когда его внесли туда, то один из старейших сенаторов с криком приказал святому Мартину встать с носилок, на которых он был принесен в собрание; один из несших слуг сказал, что папа не может встать, так как сильно болен; но сенатор, не обращая внимания на болезнь святого Мартина, с гневом опять велел ему встать, приказав его в виду слабости сил поддерживать. Тогда святой Мартин, поднявшись, стал посредине, поддерживаемый по бокам; встали и нарочно призванные заранее подученные лжесвидетели, возводя на святого Мартина вышеизложенные несправедливые обвинения, присоединяя к ним и другие; в доказательство справедливости своих слов они клялись святым Евангелием. Когда же святой Мартин, не умея говорить по гречески, начал оправдываться чрез переводчика, то собрание не только не слушало его, но и прямо запрещало ему говорить; переводчика же оскорбляли бранными словами. Видя это, святой Мартин сказал:

Господу известно, насколько великое благодеяние окажете вы мне, если предадите меня вскоре смерти чрез какую либо казнь.

После этого святого вывели вон и посадили, так как он не мог стоять, на особо устроенном для подобных случаев возвышении, находившемся на площади, где обычно собиралось много народа. Царь тайно наблюдал за ним из одной верхней комнаты своего дворца и послал к нему сакеллария; последний, приблизившись к святому Мартину, с угрозою сказал ему:

Вот ты оставил Бога и Бог оставил тебя.

Сказав это, он обратился к народу, приказывая проклинать святого Мартина, и окружавшая толпа начала громко кричать:

Анафема папе Мартину.

Те же из присутствовавших, которые знали совершенную невинность папы, уходили от этого зрелища с печальным лицом и полными слёз глазами. После этого сакелларий сказал начальнику претории 13 :

Возьми его и рассеки на части, ибо он не достоин жизни.

Тотчас спекулаторы 14 схватили святого, сняли с него верхнюю одежду, а нижнюю разодрали пополам; надев тяжелые железные цепи на шею и всё тело святого Мартина, они поволокли его через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить. Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, говорили, качая головою:

Где Бог его? Где содержимое им вероучение?

Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию. А преподобный испытывал двойное страдание: он страдал телом от болезни, тяжелых уз и ударов влекущих его мучителей и в то же время страдал душою, от обнажения и бесчестных насмешек перенося стыд и сердечную боль. Придя в преторию спекуляторы повлекли связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступени последней святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу - Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер. Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно ко святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечером начальник царских евнухов 15 Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей и велел ему передать их святому Мартину со словами:

Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть.

Услыша это преподобный Мартин вздохнул от всего сердца: пожелание не соответствовало его чаянием, ибо святой Мартин, испытывая страдание за свое православие, желал скорее умереть; тотчас с преподобного были сняты оковы.

Утром царь пошел навестить смертельно больного патриарха Павла и рассказал ему всё происшедшее с папой Мартином. Павел отворотился к стене и сказал, тяжело вздохнув:

Горе мне, и еще новое деяние для моего осуждения.

Царь спросил:

Что это значит?

Разве малое, государь, злодеяние, отвечал Павел, заставлять папу переносить подобные страдания?

И он молил царя, заклиная его, чтобы он прекратил дальнейшее издевательство над папой. Спустя восемь дней, уже по смерти Павла, царь послал ко святому Мартину в Диомидову темницу нотария Демосфена в сопровождении других нарочито отряженных мужей. Они, войдя в темницу, сказали:

Наш царь говорит тебе: вот ты после такой славы находишься в таком бесчестии, но в этом никто не виноват кроме тебя самого.

Святой Мартин ничего не отвечал им на это; возведя очи к небу он сказал: "благодарение и слава за всё единому Царю бессмертному".

Посланные стали спрашивать святого Мартина о предшественнике Павла патриархе Пирре, - по своей ли воле последний пришел в Рим и отрекся здесь от монофелитской ереси, и как принял его в общение с церковью папа Феодор, после которого занял престол святой Мартин. Святой Мартин рассказал им подробно о патриархе Пирре, как он, по своей воле, придя в Рим, подал письменное отречение от своей ереси, к которой, впрочем, он опять возвратился, - и как он был принят папой Феодором с подобающею его епископскому сану честью, получая средства для прожития. Святой Мартин заключил свою речь следующим обращением к посланным от царя:

Я в ваших руках, - делайте со мною, что хотите и что попустит вам Бог, но будьте уверены, что если бы вы меня даже рассекли на части, то и тогда я не буду в общении с константинопольскою церковью, доколе она не оставит своего еретического заблуждения; испытайте на деле справедливость моих слов, и вы увидите, сколь велика благодать Господа в Его рабах.

Выслушав ответ святого Мартина, посольство возвратилось к царю, удивляясь величию и крепости душевной святого, не боящегося мук и самой смерти. Спустя восемьдесят пять дней ко святому Мартину пришел в темницу нотарий Саголива и сказал ему: "мне приказано взять тебя отсюда в свой дом, откуда ты будешь отправлен в некоторое место".

Святой Мартин спросил:

Куда же меня пошлют, в какое именно место?

Но Саголива не отвечал на этот вопрос. Тогда святой Мартин сказал:

Оставьте меня в темнице до того времени, когда нужно будет отправить.

Нотарий ушел. При солнечном заходе папа сказал находившимся с ним вместе узникам:

Подойдите, братия, и дадим друг другу последнее целование: тотчас придет за мною посланец для взятия меня отсюда.

Все с плачем прощались с ним, но святой Мартин, выражая на лице своем радость, говорил им:

Не плачьте, но радуйтесь - видите я радуюсь, что иду на страдание за православие.

После этого снова пришел упомянутой нотарий, который и взял святого из темницы; все присутствовавшие неутешно рыдали, сожалея о разлуке с преподобным. Святой Мартин был посажен на корабль и отправлен в заточение в Херсон 16 ; здесь его морили голодом, лишали всего необходимого, так что через два года он отошел ко Господу 17 . Честное тело его было погребено вне города Херсона в храме Пресвятой Богородицы, именуемой Влахернской. Скоро гробница его стала привлекать множество народа: самые разнообразные и многочисленные исцеления получали болящие по молитвам святого и благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом, слава во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Это было в 649 г.

2 С 642 г. по 668 г.

3 Монофизиты - единоестественники были еретики, учившие об одной Божественной природе в Господе Иисусе Христе, - о полном слиянии в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы с поглощением последней первою; иначе эта ересь называется евтихианством от имени константинопольского архимандрита Евтихия, который первый заявил это учение и положил начало монофизитским спорам. Впервые эта ересь была осуждена на поместном константинопольском соборе (448 г.), причем Евтихий был низложен; председательствовавший на соборе константинопольский патриарх Флавиан сообщил об его постановлениях римскому папе святому Льву Великоиу. Последний согласился на осуждение Евтихия и написал послание, в котором изложил православное учение о соединении в Иисусе Христе двух естеств. Между тем Евтихий нашел поддержку в императоре Феодосии II и александрийском патриархе Диоскоре. Созванный императором собор в Ефесе (449 г.), за свои беззаконные действия известный в истории под именем "разбойничьего", осудил патриарха Флавиана и оправдал Евтихия. Присутствовавший на соборе папский посол диакон Иларий заявил несогласие с постановлением собора и бежал в Рим, где папа немедленно объявил Диоскора отлученным от церкви, а постановления ефесского собора недействительными; Диоскор в свою очередь анафематствовал в Александрии папу Льва. Окончательно вопрос о соединении двух естеств в Господе Иисусе Христе был решен по смерти императора Феодосия II (450 г.). Императрица Пульхерия и соправитель Маркиан выступили против еретиков; в 451 г. был созван четвертый (халкидонский) весленский собор, который низложил патриарха Диоскора и так определил догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств: "последующе божественным отцам, все единогласно поучаем исповедывать... единого и того же Христа, Сына, Господа единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого... не на два лица рассекаемого, но единого в того же Сына и единородного Бога Слова". Решение халкидонского собора не было принято в Египте, Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине. В этих странах еретики монофизиты существуют еще и теперь; общее число их достигает 5000,000: сирийских монофизитов или иаковитов 600,000, армян грегориан 280,000, коптов около 300,000 в абиссинцев более 2000,000. Монофелитство или единовольническая ересь возникла в начале VII в. под влиянием стремления византийских правителей присоединить к церкви широко распространившееся монофизитство: раздоры между православными и монофизитами были не только церковным, но и государственным бедствием. Монофизитские епископы, главным образом Кир, епископ Фазиса в Колхиде, подали императору Ираклию (611- 641) мысль, что соединение между ними и православными может состояться если православная церковь признает во Христе Иисусе единую волю, едино действие. В 633 г. стараниями императора и Кира, сделанного патриархом александрийским, удалось устроить единение между египетскими монофизитами и православными; к этому единению примкнули почти все восточные и греческие епископы с константинопольским патриархом Сергием во главе. Против подобного незаконного соглашения открыто выступил любимый ученик александрийского патриарха Иоанна Милостивого монах Софроний, доказывая, что учение о единоволии есть тоже монофизитство или признание в Господе Иисусе Христе единой Божественной природы, ибо если едина природа, то, естественно, едина и воля. Сделавшись в 634 г. патриархом Иерусалимским, он еще с большею ревностью защищал православие: он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство. Желая положить конец распрям император Ираклий в 638 г. издал, составленное патриархом Сергием, "изложение веры" (эктесис), где содержалось православное учение о двух естествах во Иисусе Христе и запрещалось говорить о Его волях, хотя в тоже время добавлялось, что православная вера требует признания одной воли. После издания "изложения веры" горячим защитником православия выступил константинопольский монах Максим Исповедник, который с успехом действовал против монофелитов в северной Африке и Риме. Преемник Ираклия Констанс II, желая уничтожить, еще более возбудивший раздор эктесис или "изложение веры", в 648 г. издал "типос" - образец веры, где запрещал говорить как об одной, так и о двух волях, заставляя верить согласно бывших пяти вселенским соборам. Но "типос" не положил конца спорам, как видим из данного жития. Наконец, император Константин Пагонат (668-886) созвал в Константинополе шестой (трулльский) вселенский собор, на котором монофелитство было осуждено как ересь и определено, что во Христе Иисусе должно исповедывать два действие, две воли, причем человеческая следует и подчиняется во всем воле Божеской, не уничтожаясь чрез это. Остатки монофелитов сохранились до настоящего времени в виде секты маронитов. Сначала они нашли убежище (с 680 г.) на Ливанских горах; во время крестовых походов (1182 г.) учение монофелитов проникло на Запад, в Европу, но, благодаря деятельности пап, не нашло многих последователей, хотя продолжалось до 1736 г., когда еврейские монофелиты присоединились к католической церкви. На Востоке в Сирии (в округе Кесраван) они существуют до сих пор.

5 Отец, слово еврейское.

6 Этот собор был в год вступления святого Мартина на папский престол, т.е. в 649 г.

7 Т. е. Господь, допуская временное торжество нечестивых над праведными, окончательную победу всегда дарует благочестивым.

8 Острова эти, числом 60, находятся в Эгейском море.

9 Нынешний Константинополь.

10 Секретарь патриарха.

11 Сакелларий - высший церковный сановник, стоявший во главе особого совета, управлявшего константинопольскими монастырями, заведывавшего монастырским, хозяйством и наблюдавшего за жизнью монахов.

12 Сенатор - высший государственный сановник.

13 Претория - присутственное место, где главным образом решались судебные дела и приводили в исполнение постановление по ним. Претор - высший судья в древнем Риме; позднее круг обязанностей их расширился.

14 Спекулятор - помощник претора, исполнитель его приказаний.

15 Евнух - оскопленный слуга, которому поручался надзор за женами; первоначально обычай иметь таких слуг с этою целью возник в Малой Азии; евнухи известны в древнем Риме. В Византии, придворный быт который сложился под влиянием Востока, были также евнухи; поставленные в возможность действовать на властителей через их жен, евнухи приобретали иногда сильное влияние на ход государственных дел, поэтому должность начальника евнухов была почетной.

16 Мыс на западном берегу Крыма; здесь в V в. до Г. Хр. Херсонес; в нескольких верстах от Севастополя видны развалины этого города.

Свя-ти-тель Мар-тин Ис-по-вед-ник, па-па Рим-ский, был уро-жен-цем Тос-кан-ской об-ла-сти в Ита-лии. Он по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние и по-сту-пил в клир Рим-ской Церк-ви. По-сле смер-ти па-пы Фе-о-до-ра I (642-649) пре-сви-тер Мар-тин был из-бран на пре-стол.

В то вре-мя мир Церк-ви был на-ру-шен ере-сью мо-но-фе-ли-тов, по-лу-чив-шей ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние.

Бес-ко-неч-ные спо-ры мо-но-фе-ли-тов с пра-во-слав-ны-ми про-ис-хо-ди-ли во всех сло-ях на-се-ле-ния. Им-пе-ра-тор Кон-станс (641-668) и Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх Па-вел II (641-654) так-же бы-ли при-вер-жен-ца-ми ере-си мо-но-фе-ли-тов. Им-пе-ра-тор Кон-станс из-дал ере-ти-че-ский "Об-ра-зец ве-ры" (Ти-пос), обя-за-тель-ный для все-го на-се-ле-ния. В нем за-пре-ща-лись вся-кие даль-ней-шие спо-ры.

Этот ере-ти-че-ский "Об-ра-зец ве-ры" был по-лу-чен в Ри-ме в 649 го-ду. Свя-той па-па Мар-тин, твер-дый по-бор-ник пра-во-сла-вия, со-звал в Ри-ме По-мест-ный Со-бор, ко-то-рый осу-дил мо-но-фе-лит-скую ересь. Свя-ти-тель Мар-тин од-новре-мен-но по-слал Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Пав-лу по-сла-ние с уве-ща-ни-ем вер-нуть-ся к Пра-во-слав-но-му ис-по-ве-да-нию. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор при-ка-зал во-е-на-чаль-ни-ку Олим-пию до-ста-вить свя-ти-те-ля Мар-ти-на на суд. Но Олим-пий, при-быв в Рим, по-бо-ял-ся ду-хо-вен-ства и на-ро-да, со-шед-ше-го-ся на Со-бор, и по-до-слал во-и-на, чтобы тай-но убить свя-то-го па-пу. Ко-гда убий-ца при-бли-зил-ся к свя-ти-те-лю Мар-ти-ну то неожи-дан-но ослеп. Ис-пу-ган-ный Олим-пий по-спеш-но уехал в Си-ци-лию и вско-ре был убит в сра-же-нии.

В 654 го-ду им-пе-ра-тор по-слал в Рим с преж-ней це-лью дру-го-го во-е-на-чаль-ни-ка, Фе-о-до-ра, ко-то-рый предъ-явил свя-ти-те-лю Мар-ти-ну тяж-кие об-ви-не-ния в тай-ном об-ще-нии с вра-га-ми им-пе-рии - са-ра-ци-на-ми, ху-ле-нии Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы и нека-но-ни-че-ском вступ-ле-нии на пап-ский пре-стол. Несмот-ря на предъ-яв-лен-ные рим-ским ду-хо-вен-ством и ми-ря-на-ми до-ка-за-тель-ства пол-ной невин-но-сти свя-то-го па-пы, во-е-на-чаль-ник Фе-о-дор но-чью с от-ря-дом во-и-нов схва-тил свя-ти-те-ля Мар-ти-на и от-пра-вил его на один из Цик-лад-ских ост-ро-вов (Нак-сос) в Эгей-ском мо-ре. Це-лый год то-мил-ся свя-ти-тель Мар-тин на этом по-чти без-люд-ном ост-ро-ве, тер-пя ли-ше-ния и оскорб-ле-ния от стра-жи. За-тем из-му-чен-но-го ис-по-вед-ни-ка на-пра-ви-ли на суд в Кон-стан-ти-но-поль.

Боль-но-го стар-ца при-нес-ли на но-сил-ках, но судьи гру-бо при-ка-за-ли ему под-нять-ся и от-ве-чать стоя. По-ка шел до-прос, во-и-ны под-дер-жи-ва-ли осла-бев-ше-го от бо-лез-ни свя-ти-те-ля. На су-де вы-сту-пи-ли лже-сви-де-те-ли, окле-ве-тав-шие свя-то-го в из-мен-ни-че-ских свя-зях с са-ра-ци-на-ми. При-страст-ные судьи не ста-ли да-же слу-шать оправ-да-ний свя-ти-те-ля. В глу-бо-кой скор-би он ска-зал: "Гос-по-ду из-вест-но, ка-кое ве-ли-кое бла-го-де-я-ние ока-же-те вы мне, ес-ли ско-ро пре-да-ди-те смер-ти".

По-сле та-ко-го су-да свя-ти-те-ля в разо-дран-ной одеж-де вы-ста-ви-ли на из-де-ва-тель-ство тол-пы, ко-то-рую за-став-ля-ли кри-чать: "Ана-фе-ма па-пе Мар-ти-ну!" Но те, кто знал, что свя-той па-па стра-да-ет невин-но, со сле-за-ми ухо-ди-ли. На-ко-нец, са-кел-ла-рий, по-слан-ный им-пе-ра-то-ром, по-до-шел к во-е-на-чаль-ни-ку и огла-сил при-го-вор - ли-шить па-пу са-на и пре-дать смерт-ной каз-ни. По-лу-на-го-го свя-ти-те-ля за-ко-ва-ли в це-пи и по-во-лок-ли в тем-ни-цу, где за-клю-чи-ли с раз-бой-ни-ка-ми. Они бы-ли бо-лее ми-ло-серд-ны к свя-ти-те-лю, чем ере-ти-ки.

Меж-ду тем им-пе-ра-тор при-шел к уми-рав-ше-му Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Пав-лу и рас-ска-зал ему о су-де над свя-тым Мар-ти-ном. Тот от-вер-нул-ся от им-пе-ра-то-ра и ска-зал: "Го-ре мне! Еще но-вое де-я-ние к мо-е-му осуж-де-нию", - и про-сил пре-кра-тить му-че-ния свя-ти-те-ля Мар-ти-на. Им-пе-ра-тор опять по-слал к свя-ти-те-лю в тем-ни-цу но-та-рия и дру-гих лиц для до-пол-ни-тель-но-го до-про-са. Свя-ти-тель от-ве-чал им: "Ес-ли да-же и раз-дро-бят ме-ня, не бу-ду в об-ще-нии с Кон-стан-ти-но-поль-ской Цер-ко-вью, по-ка она пре-бы-ва-ет в зло-ве-рии". Му-чи-те-ли бы-ли по-ра-же-ны му-же-ством ис-по-вед-ни-ка и за-ме-ни-ли смерт-ную казнь ссыл-кой в от-да-лен-ный Хер-со-нес Та-ври-че-ский.

Там свя-ти-тель и скон-чал-ся, из-ну-рен-ный бо-лез-нью, нуж-дой, го-ло-дом и ли-ше-ни-я-ми († 16 сен-тяб-ря 655). Он был по-гре-бен вне го-ро-да во Влахерн-ской церк-ви во имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Ересь мо-но-фе-ли-тов бы-ла осуж-де-на на VI Все-лен-ском Со-бо-ре в 680 го-ду. Мо-щи свя-то-го ис-по-вед-ни-ка па-пы Мар-ти-на бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль, а по-том в

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.



error: Content is protected !!