Знаменитые и выдающиеся философы россии. Русская философия: особенности и основные идеи Российские философы

  1. Специфика русской философии
  2. Западники и Славянофилы
  3. Русский космизм
  4. Краткие данные о философах и их основных идеях
    1. Ломоносов
    2. Радищев
    3. Чаадаев
    4. Герцен
    5. Достоевский
    6. Чернышевский
    7. Толстой
    8. Федоров
    9. Соловьев
    10. Плеханов
    11. Ленин
    12. Булгаков
    13. Бердяев
    14. Флоренский
    15. Ильин
    16. Лосев
  5. Даты (годы) рождения русских философов (сводная таблица)
  6. Краткие биографические данные некоторых русских философов (сводная таблица)

I. Специфика русской философии

1. Русская философия, как особая сфера духовной жизни общества складывается сравнительно поздно.
2. Генетическая связь с Эллинизмом , истоки которого находятся в греческом (восточном) христианстве.
3. Глубокий интерес к народу.
4. Важная роль проблем нравственности, добра и правды (Соловьев, Достоевский, Толстой, Тютчев).
5. Гносеологический реализм, т. е. человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в его познаваемости.
6. Огромная роль интуиции, чувственного опыта.
7. Развитие понятия Соборности – сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям (Хомяков и др.). Соборность противостоит западному индивидуализму, сводящему на нет личность, и позволяет сохранить общину, которая гармонично сочетает личные и общественные начала. Соборность означает, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не патриарх или духовенство.
8. Религиозность. Религиозный опыт является основой для реализации главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом. Религиозные христианские философы : Бердяев, Булгаков, Карсавин, Киреевский, Несмелов, Розанов, Соловьев, Федоров, Флоренский, Франк. Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения (Соловьев, Булгаков, Флоренский и др.).
9. Русскую философию отличает и еще одна характерная черта – формирование в конце XVIII – начале XIX вв. такого феномена духовной жизни общества, как философско-художественный комплекс.
10. Недостатками русской философии являются ее несистематичность, недоработанность и недооценка рационалистических конструкций.

II. Западники и Славянофилы

Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.
Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.
Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией , поэтому Россия должна всему учиться у Запада.
Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития , определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма . Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности .
Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля , славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви) . Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным.
От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.
Западники : Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин.
Славянофилы : Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский.

III. Русский космизм

Еще в Древней Греции было широко распространено представление о космосе как особой сфере бытия, наделенной разумом и содержащей прообразы всего многообразия вещей (Аристотель ). В христианской философии идеи космоса отходят на второй план. На первом плане – нравственный мир человека, рассматриваемый с позиции всемогущего Бога .
В эпоху Возрождения интерес к космосу усиливается. Как самостоятельное учение Космизм утвердился в России. Родоначальником Космизма был Федоров . Космизм делится на естественнонаучный (Циолковский, Чижевский, Вернадский) и религиозно-философский (Соловьев, Булгаков, Флоренский, Бердяев) .
Регуляция природы силами науки и техники является новой ступенью эволюции. Если условием бесконечного прогресса истории является Смерть , то, по словам Федорова, необходимо ее победить, т. е. воскресить все, когда-либо жившее. Преодоление смерти служит условием остановки истории, что является необходимым для обретения высшего смысла бытия. Выход в космос при этом оказывается необходимым в связи с тем, что без этого не может быть завершена история. Федоров считал, что, отказавшись от обладания небесным пространством, необходимо будет отказаться и от нравственного совершенствования человечества (подробнее о Федорове см. Раздел IV.8 ).

IV. Краткие данные о философах и их основных идеях

1. Ломоносов
Ломоносов (1711-1765 гг.) – основоположник материалистической философии в России.
Основой, питающей деятельность разума, считал показания органов чувств, опыт. Однако познание невозможно без теоретического мышления. «Опыт без теории слеп». Бога рассматривал как создателя мира, давшего первый толчок к его развитию. Был религиозным человеком, но считал, что наука и религия должны мирно существовать. Его религия лежит вне церкви, в своих работах он ссылается только на Ветхий Завет.

2. Радищев
Радищев (1749-1802 гг.) – философ, писатель.
Большое влияние на его творчество оказали просветители: Вольтер, Гельвеций, Дидро, Руссо. Основное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» вызвало гнев Екатерины II, которая заявила, что «Радищев – бунтовщик, хуже Пугачева». Он был арестован, посажен в Петропавловскую крепость, приговорен к смертной казни, позднее помилован и сослан в Сибирь. После смерти Павла I ему в 1801 г. было разрешено вернуться в Петербург.
В 1802 г., понимая невозможность достижения своих идеалов, принял яд. Отрицал самодержавие. Считал, что в земной жизни человека нет ничего, что свидетельствовало бы о возможности существования души после смерти. Развивал тезис о познаваемости мира, отвергая учение о «Врожденных идеях» Декарта.

3. Чаадаев
Чаадаев (1794-1856 гг.) – первый философ современной русской философии.
Друг Пушкина. Был знаком с Грибоедовым, Тургеневым, декабристами. Был одним из самых блестящих людей Петербурга. Принимал участие в войне против Наполеона. Состоял членом тайного декабристского общества. После возвращения в Россию из путешествия по Европе в 1826 г. был арестован по делу декабристов, но позднее отпущен. Своими восемью «Философическими письмами» заложил основы философии истории России (1836 г.) и положил начало спору между Славянофилами и Западниками .
В этой книге Чаадаев резко критикует российскую историю, в том числе крепостничество, и превозносит западноевропейскую модель общества. В католической церкви Запада видел защитницу свободы и просвещения. При этом большое значение придавал православию, которое способно оживить католическую церковь. Он был объявлен сумасшедшим и подвергнут домашнему аресту и медицинскому надзору. Его труды были запрещены для опубликования.
В своей более поздней книге «Апология сумасшедшего» Чаадаев, отказавший России в истории, прогнозирует ее достойное будущее, считая, что Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы: в этом его взгляды совпадают с идеями славянофилов.
Чаадаев является одним из крупнейших идеологов западничества. Он – христианский, религиозный мыслитель, выдвинувший идеал Религиозного Универсализма – соединения народов на основе единого христианства. «Законы установлены Богом, и человек может всего лишь познавать и выполнять их». Несмотря на религиозность своих взглядов, отстаивал атомистическую гипотезу, доказывая объективность пространства и бесконечность физического мира. Шеллинг отзывался о Чаадаеве как о «самом умном из известных мне умов».

4. Герцен
Герцен (1812-1870 гг.) – мыслитель, публицист, писатель, общественный деятель, основоположник «Русского социализма» .
Утверждал мысль о единстве сознания и материи, рационального и эмпирического, анализа и синтеза. Критиковал Шеллинга и Гегеля, которые рассматривали материальный мир как результат деятельности сверхъестественного духа, и Фихте, который за своим «Я» не разглядел природы. Принадлежал к западникам и критиковал славянофилов за поддержку самодержавия и идеализацию православия.
В 1847 г. вынужден был уехать за границу. Критически оценил кровавый опыт французской революции 1847 г. и разочаровался в Западной Европе. Стал считать, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью на землю и самоуправлением содержит первичные признаки социализма, который осуществится в России раньше, чем на Западе.
На взгляды Герцена существенное влияние оказали идеи Сен-Симона, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Особую важность он видел в практической реализации свободы личности и социальной справедливости. Идеи Герцена развивали последующие поколения русских народников.

5. Достоевский
Достоевский (1821-1881 гг.) – писатель, мыслитель, публицист.
В 1839 г. его отец-помещик за невыносимые притеснения был убит крепостными крестьянам. После получения этого известия у него случился первый приступ эпилепсии.
Сблизился с социалистами. За распространение «преступного» письма Белинского в 1849 г. был арестован и осужден на смертную казнь. Уже выведенный на эшафот для расстрела, получил помилование в виде четырехлетней каторги. После этого у него в сознании наступил перелом – «перерождение убеждений» – и он отошел от «западничества» и революционных идей на позиции «почвенничества».
Делает акцент на том, что западноевропейская цивилизация – вследствие имманентно присущих ей недостатков – не имеет как положительного значения для русского человека, так и достойного места в дальнейшем движении истории.
Через все его творчество красной нитью проходит мучительный вопрос: «Есть ли Бог?» В своих романах он показывает, какое смятение вносит в душу человека отказ от веры в Бога и к каким преступлениям способны придти атеисты, живущие по принципу: «Если Бога нет, то все дозволено». Спасение человечества он видит в христианских идеалах любви, добра и красоты: «Красота спасет мир!» «Христианский гуманизм» Достоевского характеризуется идеей ценности каждой человеческой жизни. «Никакая мировая гармония, никакой рай не могут быть оправданы, если они стоят слезинки хотя бы одного замученного ребенка» .
Принципиальную особенность человеческого бытия Достоевский видел в противоречивости желаний и страстей, раздирающих душу. Особое влияние на мировую культуру и философию оказало мастерски проведенное Достоевским исследование «глубин подсознания» мятущейся человеческой души. Путь к гармонии лежит через смирение и страдание, помогающие человеку пережить нравственный кризис и свободно выбрать идеал единения во Христе, идеал богочеловека. На исследование «глубин подсознания» Достоевского во многом опирался Фрейд. Идеи Достоевского оказали значительное влияние на формулирование В.С. Соловьевым его «Русской идеи» .
При том, что Достоевский не создал систематических философских произведений, он оказал огромное влияние на всю русскую и мировую философию. В XX в. общественное мнение признало Достоевского, как и Ницше, писателем-пророком.

6. Чернышевский
Чернышевский (1828-1889 гг.) – мыслитель, писатель, литературный критик.
Оценил крестьянскую реформу 1861 г. как крепостническую. В 1862 г. был арестован и провел в Петропавловской крепости два года, где написал произведение «Что делать?» Затем был сослан на каторгу и вечное поселение в Сибирь. Умер в Саратове от кровоизлияния в мозг.
Разоблачает русских либералов, стремившихся сохранить монархию. Критикует буржуазную республику, которая не может дать настоящего равенства. Свои надежды, как и Герцен, связывал с крестьянской общиной.
Существенное влияние на него оказали идеи Фейербаха . Выступал с материалистических позиций, не принимая агностицизм. Критиковал этику Гегеля . Считал, что основным источником знания является опыт, ощущения, а практика – это критерий истины.

7. Толстой
Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.) – великий русский писатель и мыслитель.
Создал ряд трудов религиозно-философского, этического, педагогического и социально-политического направления, к основным из которых относятся: «Исповедь», «В чем моя вера?» и др. Был противником буржуазного прогресса. Выступал за упразднение государства, церкви, армии, частной собственности и отмену смертной казни. Любое государство – Зло , т.к. это организованное насилие над людьми. Церковь – тоже насилие, т. к. без ведома вмешивается в личную жизнь человека от рождения до смерти. Вместе с тем, Толстой был религиозным, христианским мыслителем. Принимая полностью нравственное учение Христа, он не принимал богословскую догматику: все Евангельские чудеса он принимал как иносказание или поверья.
В 1855 г. Толстой записал в своем дневнике великую мысль об основании новой религии: «Это будет христианство, но очищенное от таинственности. Это будет практическая религия». После 1880 г. его идея воплотилась в жизнь в результате его второго духовного рождения, которое он испытал после душевного перелома.
Толстой становится основателем новой религии «Толстовства» , религии, отвергающей церковь, обряды, мистику. «Между человеком и Богом не должно быть посредников. Надо просто исполнять заповеди Христа. Вот главное в жизни человека!» В 1901 г. за свои взгляды он был отлучен от церкви.
На Толстого оказали влияние идеи Буддизма, Конфуция, Стоицизма, а также Руссо, Шопенгауэра и Славянофилов . Смысл жизни в свободном объединении людей на основе Любви, в слиянии с Богом путем создания в себе разумно-божественного начала. Высшую цель видел в реализации «царства божьего» на земле, поэтому главным в искусстве должна быть не эстетическая идея, а нравственно-религиозная. Его идеалом было возвращение к патриархально-крестьянскому укладу. Науку осуждал за то, что она есть удел богатых. Трагически переживал свое отчуждение от народа.
Творчество и философия Толстого оказали огромное влияние на русское общество и на всю мировую культуру.

8. Федоров
Федоров (1829-1903 гг.) – выдающийся русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор, один из основоположников русского космизма .
Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крестного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы.
Летом 1867 г. Федоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Федоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трех часов дня (время закрытия музея) работал дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.
Федоров обладал глубокими знаниями, знал в совершенстве ряд европейских и восточных языков . Его именовали «московским Сократом». Главная идея его произведения «Проект» заключается в том, что он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Науке Федоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.
Учение Федорова получило название «философия общего дела» .
Достоевский писал о Федорове: «Он слишком заинтересовал меня. В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои».
В 1880-1890-х гг. Федоров регулярно общался с Л.Н. Толстым и В.С. Соловьевым.
Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».
Соловьев писал Федорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. «Проект» Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров. Со времени появления христианства Ваш «Проект» есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным. Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель».
Федоров вел аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Федоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 г. в сильный декабрьский мороз заболел воспалением легких, что в дальнейшем привело к смерти.

9. Соловьев
В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) – выдающийся русский философ, создавший Всеобъемлющую философскую систему, богослов, поэт, литературный критик, публицист, Почетный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности, крупнейший представитель русской христианской мысли, стоявший у истоков русского «духовного возрождения» начала XX в.
Соловьев родился в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. По материнской линии он – родственник Григория Сковороды (русского и украинского философа). Владимир был одним из девяти детей и, судя по собственным словам, очень впечатлительным ребенком: «Странным ребенком был я тогда, странные сны я видал». Можно сказать, что «странным ребенком» он оставался всю жизнь.
В 11 лет Соловьев поступил в гимназию, в которой провел семь лет. В 14 лет, как и многие его сверстники, Владимир испытал влияние нигилизма и атеизма, в результате чего выбросил в окно иконы. Позднее раскаялся и обрел веру.
В 16 лет Соловьев увлекся философией Спинозы (по его словам, это была «первая философская любовь»), затем трудами Э. Гартмана и Шопенгауэра, и, в конечном счете, идеями философии откровения Шеллинга.
В 1869 г. по настоянию отца Соловьев поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, но вскоре переводится на физико-математический факультет. Затем, разочаровавшись в естествознании, Соловьев возвращается на историко-филологический факультет. В 1874 г. он сдает экстерном государственный экзамен, а затем год проводит в Московской Духовной Академии.
В возрасте 21 года (в 1874 г.) в Петербургском университете Соловьев защищает магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». В следующем году он уже читает лекции в Московском университете и на Высших женских курсах. Значительным событием в личной и творческой биографии Соловьева была командировка в Англию в 1875 г. для изучения мистической и гностической литературы. В это время его очень интересуют Беме, Парацельс, Сведенборг, каббала, оккультизм и спиритизм. Тогда же у него формируется общий замысел софиологии.
В Англии Соловьеву явилась София (образ Премудрости Божьей и Вечной женственности) и позвала его в Египет. Первое явление Софии Соловьеву произошло в 10-летнем возрасте во время богослужения в период безответной любви. Можно предположить, что в дальнейшем по причине чрезвычайной впечатлительности и романтической натуры женский образ стал вдохновлять его больше, чем реальные женщины (подобно Киркегору).
В 1876 г. Соловьев возвращается в Москву и продолжает читать лекции в Московском университете, но вскоре покидает его в результате существующих в профессорской среде противоречий. В 1877 г. его приглашают в Петербург на службу в Ученом Комитете Народного Просвещения.
В 1880 г. Соловьев защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Но кафедры после этого он так и не получил, оставшись приват-доцентом. Лекции его пользовались огромной популярностью, особенно «Чтения о богочеловечестве». На них, как и на защите докторской диссертации Соловьева, присутствовал Достоевский.
В 1881 г. после убийства народовольцами Александра II Соловьев осудил цареубийц, но призвал Александра III помиловать их – исходя из идеалов христианской нравственности. На это последовало соответствующее внушение, после чего Соловьев подал в отставку и уже нигде не служил до самой смерти.
Философские взгляды Соловьева носили религиозный характер. Он критиковал Канта и Гегеля за то, что они много времени отводили Разуму и недостаточно внимания Вере. Высшей целью умственного развития считал синтез Науки, Философии и Религии, в котором наука и философия должны подчиняться Богословию. Пытался сблизить различные культуры – античную, средневековую, восточную и западноевропейскую. Он выдвинул ряд идей, определивших в дальнейшем развитие русского религиозного Возрождения. Это идеи воссоединения церквей Запада и Востока. Особую роль видел в исторической миссии русского народа. Выступал за универсальную религию – Христианство, за союз православной и католической религий.
«Философия всеединства» Соловьева явилась вершиной русской идеалистической философии XIX в. и оказала громадное влияние на всю русскую идеалистическую философию и культуру «серебряного века». Его учение можно охарактеризовать как объективный идеализм с элементами пантеизма. На его взгляды существенное влияние оказала склонность к мистике и личный мистический опыт. Несколько раз в жизни у него были видения Софии, образ которой играл ключевую роль в его философском учении. На его представление о Софии заметное влияние оказал мистицизм Беме и каббалистическая литература.
Соловьев утверждает, что исходное первоначало бытия – это Сущее, Бог или Абсолют, причем трактует это первоначало в духе неоплатонизма и каббалы как положительное Ничто.
Соловьев следует Ницше, который видел в разделении субъекта и объекта (в пантеизме «должно иметь место их совпадение») главный порок всей послесократовской философии.
Понятие «Русской идеи», введенное Соловьевым в 1887 г., стало предметом широчайшего обсуждения в кругах русской интеллигенции.
В 1890-е годы разочарование в русском обществе и в российской государственности привело Соловьева к сомнению в теократическом идеале, при создании которого судьба России и ее мессианское назначение играли большую роль. Соловьев находится перед выбором: теократия или конституция. В публицистических статьях он обращался к защите прав личности и свободе совести, поддерживал идеи о насильственной смене правительства. Отказ от теократической утопии много значил для мыслителя. Трубецкой Е.Н. заметил: «Не подлежит сомнению, что крушение теократии – есть крупный шаг вперед в духовном развитии Соловьева».
В эти годы Соловьев много работает как литературный критик, пишет трактаты по философии, этике и эстетике – «Смысл любви» (1892-1894 гг.), который относится к Великим книгам; «Жизненная драма Платона» (1898 г.); «Теоретическая философия» (1897-1899 гг.); создает свой основной труд в области нравственной философии – «Оправдание добра» (1894-1899 гг.).
В конце концов Соловьев становится глубоко верующим человеком. И приходит к выводу, что только благодаря Вере в Христа человечество способно возродиться. Человек – это вершина творения. Идеально совершенным человеком является Иисус Христос, Богочеловек, единение Логоса и Софии.
Соловьев – один из основателей первых русских философских обществ – «Московского психологического общества» и «Петербургского психологического общества», а также первого русского философского журнала.
Соловьев обладал большой эрудицией, замечательной одаренностью, личной глубиной и отменным остроумием, вследствие чего имел много друзей. Он поддерживал дружеские отношения с самыми яркими представителями старших поколений – с Аксаковыми, Страховым, Стасюлевичем, Полонским, Случевским, Л. Толстым и многими другими, в отличие от представителей собственного и более молодого поколений. Соловьев был безжалостным критиком толстовского непротивления и пацифизма, а с Достоевским и Фетом его связывала глубокая дружба.
Непонимание философских взглядов Соловьева со стороны его современников определило отсутствие преемников его главной идеи – веры в «красоту как ощутительную форму добра и истины». Блок не принял в философии Соловьева именно христианской веры. Даже Вяч. Иванов, наиболее близкий преемник и бережный наследник идей Соловьева, не принимал их полностью.
Несмотря на это, Соловьев сыграл определяющую роль в творческом становлении Мережковского и Гиппиус и оказал влияние на религиозную философию Бердяева, Булгакова, Флоренского, Франка, С.Н. и Е.Н. Трубецких, а также на творчество поэтов-символистов – Вяч. Иванова, Белого, Блока и др.
В дальнейшем стало очевидным то, что вся религиозная философия «серебряного века» основана на идеях Соловьева и Достоевского, также как русская литература – на гоголевской «Шинели».
Соловьев писал: «В настоящее время существуют три модные идеи:
– экономический материализм К. Маркса – обращен на текущее и насущное;
– отвлеченный морализм Л. Толстого – захватывает отчасти и завтрашний день;
– демонизм сверхчеловека Ф. Ницше – выступит послезавтра и далее.
Я считаю последнюю самою интересною из трех. Несмотря на это, дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то сверхчеловеческого значения.
Избранному меньшинству «лучших» позволено все, т. к. их воля есть верховный закон для прочих – вот очевидное заблуждение ницшеанства».
Соловьев умер в 1900 г. в возрасте 47 лет в подмосковном имении князей Трубецких «Узкое» (ныне район Москвы).

10. Плеханов
Плеханов (1856-1918 гг.) – крупный философ-материалист, энциклопедически образованный ученый, публицист, первый теоретик и пропагандист Марксизма в России, теоретик народничества. Автор многочисленных работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.
Учился в горном институте в Петербурге. Там он познакомился с бунтарями-народниками и начал пропаганду в кружках рабочих. Являлся одним из организаторов первой в России политической демонстрации 6 декабря 1876 г.
Входил в число основателей РСДРП и газеты «Искра». Окончил с золотой медалью военную гимназию в Воронеже. В 1876 г. вступил в народническую организацию «Земля и воля», став в дальнейшем одним из ее руководителей. В 1880 г. эмигрировал в Швейцарию.
В 1882 г. перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 г. основал первую российскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда».
В дальнейшем организовал антибольшевистскую группу в России и выступил против Ленина по важнейшим политическим вопросам марксизма. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно, увидев в ней «нарушение всех исторических законов».
Важной особенностью философского творчества Плеханова, характеризующей его как оригинального мыслителя и продолжателя марксистского учения, является то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение.
Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической теорией марксизма. Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под этим использование тех принципов, на которые опирается учение Маркса.
Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса.
Противоречивый характер исторического процесса, обусловленный характером развития способа производства, требовал более детального анализа сути этих противоречий и их разрешения. В решении этой проблемы на теоретическом уровне Плеханову принадлежит несомненная заслуга.
Плеханов подверг критике взгляды сторонников экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается в рамках одних производительных сил. В работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» Плеханов убедительно раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения исторического процесса. Не только базис, но, в свою очередь, производственные отношения и надстройка оказывают большое влияние на ход человеческой истории.
Анализ диалектики взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, а также базиса и надстройки Плехановым содействовал развитию марксистской философии, т. к. в его трудах исследовались механизмы влияния экономического базиса на надстройку. В своих сочинениях мыслителю удалось внести вклад в освещение проблем общественного сознания. Плеханов показывает зависимость форм общественного сознания от общественного бытия и в то же время обращает внимание на их относительную самостоятельность. Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения его носителей. Он показывает, что политика, мораль, право и искусство выражают интересы классов.
В труде «К вопросу о роли личности в истории» Плехановым был дан образец материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории общества. При этом он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они в своих действиях выражают объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.
Вкладом Плеханова в философию является анализ классового характера общественной идеологии. Именно интересы класса определяют и формируют его идеологию.
Противоречивым является подход Плеханова к анализу социальной революции. В начале своей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития. В дальнейшем его взгляды на движущие силы революции и условия ее осуществления меняются. Теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития, недооценивал решимость рабочего класса и крестьянства к социальным изменениям, отводя им пассивную роль, и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса буржуазию.
Таким образом, несмотря на некоторые расхождения с классической марксистской теорией, Плеханов является одним из крупнейших продолжателей и пропагандистов марксизма в России.

11. Ленин
Ленин (1870-1924 гг.) – мыслитель, политический деятель революционного движения, теоретик марксизма, профессиональный революционер.
Его сочинения отличаются особым стилем сочетания аргументов с резкой критикой оппонента. Развивал идеи классовой борьбы, установления Диктатуры пролетариата и ликвидации частной собственности.
Ленин чрезмерно политизировал философию, следствием чего стали высылка из России в 1922 г. многих выдающихся философов, усиление догматизации марксистско-ленинской философии и ее самоизоляция от мировой философской мысли. Бердяев писал, что «в конце концов, Ленин потерял различие между добром и злом, допуская обман, ложь, насилие, жестокость».
Ленин боролся против идеализма во всех его проявлениях. Утверждал, что существует тесная связь между Агностицизмом и Религией.
Ленинизм – идейно-политическое течение, которое теоретически ориентирует на преодоление бедности и безработицы, а практически использует непримиримую стратегию и тактику террора, экспорта революции и т. д.
Основные работы: «Материализм и эмпириокритицизм» (критика философии Маха); «Государство и революция»; «Философские тетради»; «О значении воинствующего материализма»; «К вопросу о диалектике» и др.

12. Булгаков
С.Н. Булгаков (1871-1944 гг.) – крупный русский религиозный философ, экономист и публицист, член Второй Государственной думы.
Родился в Орловской губернии в семье священника. Окончил Московский университет. В 1911 г. в знак протеста против ущемления прав университетской автономии вместе с другими профессорами подал в отставку. В 1918 г. принял священство. В 1922 г. вместе со многими другими писателями и учеными был выслан из СССР. В 1925-1944 гг. – профессор Богословского института в Париже.
В 1890-е годы, будучи марксистом, Булгаков выступил с критикой учения Маркса по аграрному вопросу, считая наиболее приемлемым в сельском хозяйстве мелкое производство, а не его концентрацию.
Увлекшись философией Соловьева, отказывается от идей марксизма и становится приверженцем «философии всеединства», идеализма, а позднее и религиозной философии. Противопоставляет марксизм и религию: «Христианство побуждает личность, заставляет человека ощущать в себе бессмертный дух, социализм же его обезличивает. Марксизм упраздняет индивидуальность и превращает человеческое общество в муравейник или пчелиный улей».
Интересны оригинальные идеи Булгакова о язычестве, иудаизме и христианстве: «Заслуживает особого внимания одна отличительная черта язычества, именно то, что в его пантеоне присутствуют божества не только мужские, но и женские, и вообще божество имеет пол. Почитание богинь и наличность половых элементов в божестве обычно воспринимается как религиозная мерзость. Таково было еще отношение в Ветхом Завете: борьба с культами женских божеств занимала видное место в проповеди пророков. Не менее непримиримы оказались здесь и христианские апологеты, которым следуют и нынешние богословы.
Отношение Ветхого Завета к язычеству было чрезвычайно непримиримым. Даже область постижения язычества иудаизму была запрещена. Самим апостолам в начале их проповеди пришлось преодолевать в себе самих предубеждение против «необрезанных». Такое отношение к язычеству унаследовали от иудейства и христиане вплоть до сегодняшнего дня. Христиане смотрят на язычество глазами иудейства, хотя на христианстве уже не лежит того запрещения, какое содержалось в ветхозаветной религии».
Подобно Соловьеву Булгаков стремился соединить богословие, философию и науку. Под влиянием Флоренского он увлекся проблемами софиологии. Центральное место в его философии заняли вопросы «космологии», в т. ч. разработка таких понятий, как «мировая душа» и «София».

13. Бердяев
Бердяев (1874-1948 гг.) – религиозный философ, крупнейший мыслитель XX в., наиболее известный русский философ в мире.
На его духовную жизнь сильное влияние оказали три русские революции: болезненно встретил революцию 1905 г., Февральскую революцию в целом одобрил, Октябрьскую революцию не принял, отказавшись к этому времени от увлечения марксизмом. Большое влияние на Бердяева оказали Хомяков, Достоевский, Соловьев. Дружил с Мережковским.
Бердяев дважды был арестован – в 1920 г., однако после допроса лично Дзержинским был отпущен, и в 1922 г., после чего вместе с группой других философов был выслан из России. В эмиграции Бердяев окончательно становится противником идей марксизма и приверженцем идеализма, а затем и теории «нового религиозного сознания».
«Человек имеет бо?льшую ценность, чем общество. Государство, нация, Бог хочет помочь человеку своей любовью и стремится добиться единства любви и свободы, что должно преобразовать мир. Революция – это крайняя степень проявления хаоса».
Бердяев полностью разделяет идею, получившую свое философское выражение в этике Руссо и Канта и широко распространенную в современной западной философии: «к человеку нельзя относиться как к средству, он может быть только целью».
Многие философские высказывания Бердяева представляют значительный интерес:
– «Смерть есть самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не определив свое отношение к смерти»;
– «Личность не может реализовывать полноту своей жизни при замкнутости в себе»;
– «Задача философии – найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции, и синтезировать формулы»;
– «Есть глубокое различие в первоначальном отношении к Богу и Христу в католицизме и в православии. Для католического Запада Христос объект. Он – вне человеческой души. Он объект влюбленности и подражания. Для православного Востока Христос – субъект, он внутри человеческой души. Душа принимает Христа внутрь себя, вглубь своего сердца. Здесь невозможна влюбленность в Христа и подражание Ему»;
– «Магию необходимо отличать от мистики. Мистика духовна. Она есть богообщение. Магия – почти материалистична и относится к астральному плану. Магия – это природообщение. Мистика – в сфере свободы. Магия – в сфере необходимости. Магия есть действие над природой и власть над природой через познание ее тайн. Магия имеет глубокое родство с естествознанием и техникой».
Большое внимание Бердяев уделяет будущему России: «Самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством Востока и Запада». Все беды России от неправильного соотношения мужского и женского начал. На Западе католицизм воспитал дисциплину духа, что определило преобладание мужского начала. «Русская же душа осталась не освобожденной, она не осознала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, и поэтому неспособна воздвигать половинчатое царство культуры».
Бердяев первым провел исследование практически всей истории русской философии – от Чаадаева до Ленина («Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея»).
В эмиграции Бердяев занимал патриотическую позицию и непрестанно осуществлял связь русской и европейской философской мысли.
У Бердяева не было непосредственных учеников, но его идеями интересовался широкий круг общественности. Уже при жизни он приобрел мировую славу. Он был первым из русских мыслителей, к которому с почитанием относились и в Европе. В Кембриджском университете ему присвоили почетный титул доктора за теологические изыскания, который до этого присваивался только Фоме Аквинскому. Бердяев отказался от выдвижения на Нобелевскую премию.
Его сочинения переведены на многие языки. При том, что труды Соловьева В. С. также переведены на многие языки, но его гораздо меньше знают, чем Бердяева. В западных философских кругах некоторые считают Бердяева гением, видя в нем самого яркого представителя религиозного экзистенциализма.
Как только в России перестали действовать идеологические запреты, идеи Бердяева вернулись в интеллектуальную жизнь России: его книги издаются огромными тиражами, его имя упоминается в тысячах статей, его философия является предметом университетских лекций. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.

14. Флоренский
Флоренский (1882-1943 гг.) – религиозный мыслитель и ученый-энциклопедист.
Развивал идеи «философии всеединства» Соловьева. Учился на математическом и философском факультетах Московского университета, а также в Московской духовной академии. В 1911 г. принял священство. После революции как инженер занимал ответственную должность в комиссии по электрификации. Занимался живописью, был полиглотом, изобретателем. Написал несколько работ по математике и электротехнике. Флоренского называли «русским Леонардо да Винчи».
В 30-е годы был арестован и сослан на Соловки, где и погиб.
Свои мысли Флоренский излагает на основе религиозного опыта: «Истину нельзя найти с помощью слепой интуиции. Подлинная истина возможна только на небе, а на земле мы имеем лишь множество истин. Любовь возможна лишь при участии божественной силы, т. к. мы любим только в Боге и через Бога». Для Флоренского София – это вселенская реальность, которая представляет собой «четвертую ипостась», понимаемую многогранно.
Философские взгляды Флоренского характеризуются стремлением совместить истины науки и религиозной веры. Свою философскую систему он назвал «конкретной метафизикой» и рассматривал как ступень к будущему целостному мировоззрению, которое синтезировало бы Интуицию и Рассудок, Разум и Веру, Философию и Богословие, Науку и Искусство.

15. Ильин
Ильин (1883-1954 гг.) – выдающийся мыслитель, теоретик и историк культуры и религии.
Окончил юридический факультет Московского университета. После учебы в Германии и Франции преподавал в Московском университете. В 1922 г. был выслан из России. Жил в Берлине. С приходом к власти нацистов был лишен права преподавать и публиковаться. Последние годы жил в Цюрихе.
По политическим убеждениям Ильин является монархистом. Обосновывал идеи самодержавной монархии как идеальный тип правового государства и «либерального консерватизма». Русская идея – есть идея сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно, и передающего свое видение Воле для действия, и Мысли – для осознания слова. В работе «О сопротивлении злу силою» критикует учение Л. Толстого о непротивлении.
Значительный интерес представляют философские высказывания Ильина о социальном равенстве и справедливости:
– «Однажды все народы поймут, что социализм и коммунизм ведут не к справедливости, а к новому неравенству и что равенство и справедливость совсем не одно и то же. Люди от природы не равны: они отличаются друг от друга полом и возрастом; здоровьем, ростом и силою; зрением, вкусом, слухом и обонянием; красотой и привлекательностью; телесными умениями и душевными способностями – сердцем и умом, волею и фантазией, памятью и талантами, добротою и злобой, совестью и бессовестностью, образованностью и необразованностью, честностью, храбростью и опытом»;
– «Уравнять всех и во всем – несправедливо, глупо и вредно. Бывают верные, справедливые неравенства (т. е. преимущества – привилегии, послабления, ограждения), но бывают и неверные. И вот люди, возмущаясь чужими неверными привилегиями, начинают восставать против всяких привилегий вообще и требовать всеобщего равенства. Это требование несправедливо, т. к. приводит всех к единому знаменателю. От коммунистического равенства русские люди становились полубольными, оборванцами, нищими и невеждами – они все теряли и не выигрывали ничего»;
– «Справедливость не только не требует равнения, а наоборот: она требует жизненно верного неравенства. Надо обходиться с людьми не так, как если бы они были одинаковыми от природы, но так, как этого требуют их действительные свойства, качества и дела – и это будет справедливо»;
– «Надо предоставлять хорошим людям (честным, умным, талантливым, бескорыстным) больше прав и творческих возможностей, нежели плохим (бесчестным, глупым, бездарным, жадным) – и это будет справедливо»;
– «Надо возлагать на людей различные обязанности и бремена: на сильных, богатых и здоровых – бо?льшие, а на слабых, больных, бедных – меньшие – и это будет справедливо»;
– «Равенство – однообразно!»

16. Лосев
Лосев (1893-1988 гг.) – философ, историк философии, филолог.
Окончил Московский университет. Одновременно получил музыкальное образование. После революции преподавал философию в Москве и Нижнем Новгороде, а также был профессором в Московской консерватории и в Академии художеств.
В 1927 г. вышла его книга «Философия имени», в которой он всесторонне рассматривает проблемы, связанные с философией Имени. Лосев утверждал, что человек без имени «антисоциален», с именем же темный и глухой мир оживает.
В 1930 г. в связи с публикацией «Диалектики мифа» началось политическое преследование мыслителя. Лосев был объявлен классовым врагом, арестован и отправлен на строительство Беломорканала.
Труды Лосева начали публиковаться только после смерти Сталина. Всего опубликовано более 400 научных работ, включая восьмитомную «Историю античной эстетики».
V. Даты (годы) рождения русских философов

VI. Краткие биографические данные некоторых русских философов

Философ/место рождения Образование Деятельность до Октябрьской революции Деятельность после Октябрьской революции, последние годы жизни
Бердяев / Киев Казанский университет Св. Владимира Принимал участие в организации Религиозно-философского общества памяти Соловьева. Создал Вольную академию духовной культуры. Профессор Московского университета. В 1921 г. арестован. В 1922 г. выслан из страны. Умер в своем доме в Париже.
Булгаков / Орловская губерния Участвовал во множестве начинаний по религиозно-философскому возрождению. В 1918 г. принял священство (отец Сергий). В 1922 г. выслан из страны. Профессор Русского научного института в Праге. Глава Православного богословского института в Париже. Умер от рака горла в Париже.
Иванов Вяч. / Москва Доктор истории, читал лекции в Парижской Высшей школе общественных наук. Преподавал историю греческой литературы на Раевских женских курсах. После революции читал лекции по истории литературы и театра и по поэтике в разных учреждениях. Последние десятилетия провел в Италии.
Ильин / Москва Юридический факультет Московского университета Читал лекции на Высших женских юридических курсах и в Московском университете. Действительный член Института научной философии. В 1922 г. выслан из страны. С 1923 г. – Профессор Русского научного института в Берлине. Умер под Цюрихом.
Карсавин / С-Петербург Профессор Петербургского университета. После высылки из страны принимал участие в деятельности Религиозно-философской академии, созданной Бердяевым. В 1922 г. выслан из страны. С 1927 г. преподавал историю в университетах Литвы. Директор Исторического музея в Вильнюсе. В 1947 г. арестован, сослан на Урал. Умер в инвалидном лагере в Коми АССР от туберкулеза.
Лосев / Новочеркасск Историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям: философии и классической филологии Одновременно получил музыкальное образование. Профессор Московской консерватории и Академии художеств. После революции преподавал философию в Москве и Нижнем Новгороде. В 1930 г. подвергся политическому преследованию, арестован и отправлен на строительство Беломорканала. Начал печататься только после смерти Сталина. Опубликовал более 400 научных работ, включая восьмитомную «Историю античной эстетики».
Лосский / Витебская губерния Физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета
Мережковский / С-Петербург Историко-филологический факультет Петербургского университета Один из организаторов Религиозно-философского общества. В 1920 г. покинул Россию, жил в Париже. Писал романы, стихи и статьи в антисоветском духе. Скоропостижно скончался в Париже от кровоизлияния в мозг
Соловьев / Москва Историко-филологический факультет Московского университета Доктор философии. Преподавал в Московском и Петербургском университетах. Вынужден был уйти в отставку после публичной речи в защиту революционеров на судебном процессе, связанном с убийством Александра II. С 1888 г. занимался литературно-публицистической деятельностью. Умер в Подмосковье от склероза артерий, цирроза почек, а также полного истощения организма.
Сорокин / Вологодская губерния Читал курс по философии, праву, психологии, эстетике в Петербургском университете. Секретарь Керенского. Профессор кафедры социологии. Выдающийся социолог России. После революции трижды был арестован. В 1922 г. выслан из страны. Читал лекции в Парижском университете. С 1930 г. Профессор Гарвардского университета. С 1964 г. – Президент Американской социологической ассоциации. В США считается «социологом №1».
Струве / Пермь Юридический факультет Петербургского университета Почетный доктор права Кембриджского университета, академик РАН. Организатор партии кадетов, депутат Государственной думы. После революции – идеолог белого движения, член правительства Врангеля. Эмигрировал из России. Преподавал в Пражском и Белградском университетах. Умер в Париже.
Флоренский / Азербайджан Физико-математический и историко-филологический факультеты Московского Университета, Московская духовная Академия Преподавал философские дисциплины в Академии. В 1911 г. принял священство. Принимал участие в создании плана ГОЭЛРО. В 1928 г. отправлен в ссылку, но в том же году отпущен благодаря участию Пешковой. В 1933 г. осужден на 10 лет. Содержался в Соловецком лагере. Расстрелян в 1937 г.
Франк / Москва Юридический факультет Московского университета Заведовал кафедрой философии в Саратовском, а затем – в Московском университетах. В 1922 г. выслан из страны. Умер в Лондоне.

Список использованных источников

  1. Бердяев Николай. «Русская идея» — М.: «АСТ»/«Астрель»/ «Полиграфиздат», 2010.
  2. Соловьев В. С. «Смысл любви» — М.: «Директ-Медиа», 2008.
  3. Соловьев В. С. «Стихотворения. Эстетика. Литературная критика» — М.: «Книга», 1990.
  4. Гриненко Г. В. «История философии» — М.: «Юрайт», 2007.
  5. Анишкин В. Г., Шманева Л. В. «Великие мыслители» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
  6. «Энциклопедия мудрости» — Тверь: «РООСА», 2007.
  7. Абрамов Ю. А., Демин В.Н. «Сто великих книг» — М: «Вече», 2009.
  8. «Философия серебряного века» — СПб.: «Паритет», 2009.
  9. Волкогонова О. Д. «Н. А. Бердяев: Интеллектуальная биография» — М.: МГУ, 2001.
  10. Титаренко С. А. «Н. Бердяев» — М.: «МарТ», 2005.

Илларион , которого можно считать одним из первых русских философов, в «Слове о законе и благодати» дает философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни, ставит вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия христианства. Нестор («Повесть временных лет») для объяснения подлинного смысла и причин описываемых событий обращается к божественному провидению. К практической философии можно отнести и «Поучение» великого князя Киевского Владимира Мономаха . Максима Грека занимают не только вопросы общественного устройства, но и проблемы человека, духовного совершенствования. Выдающимся мыслителем, гениальным ученым периода 18 в. является Ломоносов . От него идет материалистическая традиция русской философии. Он создал основы «корпускулярной философии», согласно которой материя понимается состоящей из атомов, образующих более сложные формы - корпускулы (молекулы), сочетание которых в разных комбинациях и количествах порождает все многообразие мира. Как и у многих западных просветителей, материализм Ломоносова был деистским, поскольку признавалось существование Бога как главного архитектора мира, который не вмешивается в дальнейший ход мировых событий, В понимании социальной жизни Ломоносов придерживался просветительских, гуманистических взглядов. У истоков «западничества» стоял Чаадаев . Он был первым, кто заявил об отсталости России, причины которой усматривал во влиянии православия. В католической церкви, господствующей на Западе, он видел поборницу просвещения и свободы. С обоснованием самобытного пути исторического развития России выступили лидеры славянофильства Хомяков и Киреевский . Они считали, что плоды цивилизации в Европе в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо оплачены потерей целостности человеческой личности. Однако они не отрицали ценности европейской культуры, но относились к Западу как к прошлому и противопоставляли ему истины и заветы православия, земельную общину. Ф.М.Достоевский был убежден в том, что идеал всечеловеческого братства глубоко укоренен в национальном самосознании русского народа и именно он является тем нравственным ориентиром, который объединяет и «западников», и славянофилов. Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархосоциализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия. Соловьев занимался проблемами нравственности и поисками путей единения людей. Центральная идея – идея положительного всеединства. Учение Соловьева о церкви называется софиологией. Название «русский космизм» появилось в 60-е годы нашего столетия в связи с началом практического освоения космоса и обращением к почти забытому наследию К.Э.Циолковского . Это понятие охватывает собой довольно широкое направление русской культуры конца 19 - начала 20 веков, представленное живописью Рериха и Нестерова, музыкой Скрябина, поэзией Тютчева и Брюсова, философией Федорова, философскими идеями Циолковского, Чижевского и Вернадского. Одним из основных предметов размышления «космистов» был вопрос о будущем человечества, о поиске путей к нему, о направлении развития нашей цивилизации. Федоров – проект общего дела. Рождается утопия глобальность характера о возможности преодоления смерти. Вернадский – учение о ноосфере. Понимал ее как царство разума, выделившееся в биосфере, меняющее коренным образом ее облик, строение и состоящее из мыслительной деятельности человека.

21.Западная философия ХХ века: важнейшие школы, идеи и представители.

Главные идеи иррационализма и цивилистики.

К середине 19 века получила развитие идея иррационализма: 1) отрицание законообразного систематического устройства мира; 2) утверждение нравственного практического отношения мира, на выработку установок на выборку рассматриваемого условия бытия личности в мире; 3) смена терминологии: понятия и метафоры, междометия, отражения или закрепляемые в них субъективные переживания.

Цивилистика – формы и идеи сообщества: 1) деление оценки процессов истинного развития. Шпенглер; 2) Арнольд Тойнби – дописьменные народы – письменные народы; 3) Ноосфера. Де Шарден.

1) материальное значение: а) философия жизни (Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше) Воля к власти – условие к самосохранению. Когда все рушится – это быть нормальным; б) экзистенционализм (Ясперс Карл, Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Комю Альберт, Николай Бердяев); в) психоанализ: (Фрейд, Юнг, Фромм) Теория сновидений на индивидуальном уровне в отличие от Юнга и Фромма. Теория архетипов, акценты общественного сознания. Сам феномен человека «Быть или казаться» - Фромм. «Любить – это быть реально»; г) Герменевтика (Теодор Адорно «Может ли публика хотеть»

2) естественнонаучное значение: а) позитивизм и его школы. Позитивизм образовался с началом Огюста Конта (1798-1857) Стадии развития человеческого интеллекта: 1)теологическая, 2)метафизическая, 3)научная стадия.; б) 2й позитивизм(конец 19 начало 20 вв) Эрист Мах(1838-1917) Концепция принципиальной психической координации на чистом опыте. Тела есть комплексы ощущений; в) 3й позитивизм: Венский кружок. На кафедре физики – Шлик – зав. Кафедры создал семинар до 37 лет. На 27 год пышный рассвет: Карнер, Карл Кёдень, Оттер Нейрен, Кайло. ПОСЛЕ ВОЙНЫ; г) пост позитивизм: Раймунд Карл Поппер, Пол Карл Фейерабенд, Томас Кунт; д) Людвиг «научная картина мира»; е) Философия на материале Фаме Аквинского, Жак Марите, Этье Женьсон.

Экзистенциализм.

Экзистенциал – существование, что связывает мнения с миром, жизнесуществование своего я.

Фу-я экзистенциализма – существование своего я, состояние своё в мире.

Ру́сская филосо́фия - собирательное название философского наследия русских мыслителей.

Историография [ | ]

В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её культурного значения. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь. Традиционно с XIX века выделяют «допетровский/древнерусский» и «послепетровский/просвещенческий» этапы развития русской философии. В современной историографии также выделяют третий, «советский», период. Отталкиваясь от религиозной мысли архимандрит Гавриил - первый историк русской философии - усматривал её истоки в дидактическом «Поучении » Владимира Мономаха , тем самым он напрямую возводил русскую философию к традиционным древнерусским книжникам. Ряд крупных историков русской философии, однако, склонен рассматривать философию в более строгих границах: русская философия оформляется как самостоятельное явление, таким образом, в эпоху Петра Великого .

Сведение русской философии к просвещенческой парадигме неоднократно подвергалось критике в виду редуктивизации русского философского наследия прежних эпох. Дискуссии об истоках и границах русской философии не утихают по сей день, хотя в большинстве современных историко-философских очерков русская философия рассматривается как явление русской интеллектуальной культуры уходящее корнями в богословско-дидактическую литературу Древней Руси (к числу первых русских философов относят Климента Смолятича , Кирика Новгородца , Кирилла Туровского и др.).

Проф. Нина Дмитриева отмечает, что «русская философская мысль вплоть до рубежа XIX-XX веков развивалась главным образом в русле литературной критики и публицистики при преимущественном внимании к злободневным социально-политическим и этическим вопросам. А в последние десятилетия XIX века тон в академической и так называемой вольной философии стали все больше задавать мыслители мистико-религиозного толка» .

Как отмечает в своём труде «История русской духовной культуры» (Омск, 2015) профессор, д-р ист. наук Н. В. Воробьёва, современные исследователи постулируют отсутствие оригинальной национальной славяно-русской философской системы, полагая систему русской философии как явление Нового времени .

Основные школы и направления [ | ]

К числу основных направлений русской философии можно отнести:

  1. Западничество и либерализм - середина XIX века;
  2. Славянофильство и почвенничество - середина XIX века;
  3. Народничество - 2-я половина XIX века;
  4. Анархизм - 2-я половина XIX века;
  5. Космизм - конец XIX - первая половина XX века;
  6. Толстовство - конец XIX - начало XX века;
  7. Веховство - начало XX века;
  8. Софиология - начало XX века;
  9. Евразийство - первая половина XX века, начало XXI века;
  10. Марксизм-ленинизм - XX век;

Русские философы [ | ]

Истоки русской философии [ | ]

Философская мысль в Древнерусском государстве (XI-XIII вв.) [ | ]

Существование древнерусской философии дискуссионно. Одни исследователи (П. Д. Лескин, 2006) признавали факт её существования , другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей и проблематики в древнерусской литературе . Философские мысли «еллинских мудрецов» попадали в древнерусскую литературу из переводных источников. В рамках религиозного мировоззрения решался вопрос о природе человека (Изборник Святослава , Кирилл Туровский , Нил Сорский), государственной власти (Иосиф Волоцкий) и общечеловеческих ценностях («Слово о законе и благодати » митрополита Илариона , которого иногда называется «первым древнерусским философом» ). Этический идеал содержится в Поучении Владимира Мономаха . «Повесть временных лет» помимо историософии (этногенез как кара за Вавилонскую башню) содержит и элементы религиозной философии: разрабатываются понятия собьства (ипостаси), плоти (материи), зрака (формы), хотения (желания) и мечтания (воображения). Также в древнерусском государстве широкое хождение имела переводная литература византийских философских памятников, важнейшими из которых были сборник изречений «Пчела» и «Диоптра» Филиппа Пустынника. Среди наиболее известных авторов, оставивших философски значимые труды, следует назвать Владимира Мономаха , Феодосия Печерского , Клима Смолятича , Кирика Новгородца , Кирилла Туровского и Даниила Заточника .

Философская проблематика в трудах русских книжников XIV-XVII веков [ | ]

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Широкая полемика развернулась между последователями Иосифа из Волоколамска (в миру - Ивана Санина), прозванными «иосифлянами», и Нила Сорского (в миру - Николая Майкова), прозванными «заволжскими старцами», или «нестяжателями». Центральный вопрос, волновавший полемистов, был связан с ролью церкви в государстве и значением её земельных владений и убранства. К философии проблема убранства церквей и земельных угодий прямого отношения не имела, однако послужила толчком для рассмотрения проблем церковных владений в плоскости библейской и свято-отеческой литературы (в полемике цитируется Григорий Синаит и Симеон Новый Богослов , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский , Василий Великий и др.). и привело, в конечном счёте, к постановке вопроса о значении связи между верой и властью, получившей на русской почве разрешение в идее «харизмы» властителя. Дальнейшее развитие эта философская проблема получила в эпистолярном наследии Ивана Грозного и князя Курбского, в «Слове о воеводе Дракуле» Фёдора Курицына , а также в послании Ивана Пересветова. Помимо этого Иосиф Волоцкий и Нил Сорский вошли в историю в ходе борьбы с ерясями жидовствующих и стригольников, распространившихся в Новгородской земле (прежде всего, в самом Новгороде и во Пскове). С распространением ереси жидовствующих в русской интеллектуальной среде стали появляться произведения псевдо-Аристотеля. Положения стригольников по своему духу были близки гусситам. В этой связи возникает потребность не только в аргументах свято-отеческой литературы, но и памятниках латинской схоластической учёности, которые стал переводить участник «геннадиевского кружка» Дмитрий Герасимов, известный также как Дмитрий Схоластик. Примечательно, что реакция на еретиков со стороны Иосифа Волоцкого и Нила Сорского также кардинально разнилась: Иосиф Волоцкий настаивал на уничтожении еретиков, по Иосифу нужно «наносить им раны, освящая тем свою руку», в то время как Нил Сорский и Вассиан Патрикеев настаивали на необходимости увещевания, борьбы словом, а не мечом. Полемика между иосифлянами и нестяжателями стала важным примером напряжения между властью и вольнодумцами в Русском государстве, в дальнейшем вновь и вновь возникающего в истории русской философии, неоднократно подпадавшей под запрет.

Геннадиевский кружок Философия в кругу спротивномудрствующих Острожская школа

Важную роль в формировании русской философии сыграла Острожская школа, основанная князем Константином Острожским в его владениях в Остроге с целью укрепления православной веры и повышения качества трудов православного духовенства в полемике с униатами. В Острожской школе большое внимание уделялось изучению языков: древнегреческого, латинского и старославянского. При школе действовала типография, в которой служили Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев . В развитии школы также принимал участие князь Андрей Курбский . Наряду с богословской литературой, в Острожской школе изучалась схоластическая философия. Так Виталий Дубенский составил в Уневском монастыре флорилегий «Диоптра, или Зеркало и отражение жизни человеческой на том свете». Среди выпускников академии были: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого ректора), архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель Лаврского печатного двора Елисей Плетенецкий , писатель-полемист, философ, автор «Апокрисиса» Христофор Филалет и многие другие. Деятельность Острожской школы предопределила направленность философских и богословских курсов в Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академиях.

Пётр Могила и Киевская коллегия Ртищевская школа Московская славяно-греко-латинская академия Философия в Смоленском коллегиуме

Русская философия XVIII века [ | ]

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм , приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев . Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм . Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Николай Новиков). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей .

  • Пётр Чаадаев - стоял у истоков оригинальной философии, задал вопрос о смысле России как отдельной цивилизации. В остальном он повторял старые идеи о механистическом устройстве мира и провиденциальном характере истории.
  • Алексей Хомяков - славянофил , считал неудовлетворительным решение о смысле России, отстаивал идеи соборности .
  • Иван Киреевский - славянофил , отстаивал идеал допетровской патриархальной Руси.
  • Константин Аксаков - провёл различение между страной и государством.
  • Фёдор Достоевский заявил о «русской идее » и необходимости восстановления связи «образованного общества» с народом на основе национальной «почвы».

Философия всеединства В. С. Соловьёва [ | ]

Русская философия XX века [ | ]

В начале XX века крупнейшими русскими философами, под влиянием социальных и политических изменений в стране, были выпущены три философских сборника, получивших широкий общественный резонанс и оценку со стороны различных политических деятелей того времени. Эти сборники:

  • Проблемы идеализма . 1902 год;
  • Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции . 1909 год;
  • Из глубины. Сборник статей о русской революции . 1918 год.

В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья . Часть философов была выслана за границу, но часть осталась в Советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев . Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин

Экзистенциализм Н. А. Бердяева [ | ]

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874-1948), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма . В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским . Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошёл от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.

Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа - объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.

Развивая в своём учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создаётся Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.

Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой личности. Личность - не субстанция, она - творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей, " - считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчёркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству.

В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946).

Евразийство [ | ]

Основным в советской философии считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом - диалектика , в которой выделялось три закона. Структурно философия делилась на диалектический и исторический материализм , то есть философию природы и философию истории. Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание интерпретировалось как «свойство высокоорганизованной материи».

В теории познания господствовала ленинская теория отражения . Исторический процесс воспринимался через призму соподчинённого отношения базиса (экономика) и надстройки (культура), который проходил через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй , рабовладельческий строй , феодализм , капитализм и социализм (как первой стадии коммунизма).

В советские годы приобрели популярность дискуссии о природе идеального (только «в голове» или нет? Давид Дубровский - Эвальд Ильенков), споры о природе информации.

Михаил Бахтин развивает идеи полифонии, диалога и карнавальности. Большой популярностью в позднесоветский период пользовались такие философы как А. Ф. Лосев , С. С. Аверинцев , В. В. Бибихин . В позднесоветский и постсоветский период получили широкое признание идеи

1. Курт Воннегут (11.11.1922 – 11.04.2007) – американский писатель-сатирик, создатель вымышленной религии боконизм. Согласно этому учению человечество разбито на группы, выполняющие божью и при этом не ведающие, что творят.

Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику чем он занимается - он шарлатан.

Наше сознание - это именно то живое, а быть может, и священное, что есть в каждом из нас. Все остальное в нас - мертвая механика.

В этом мире столько любви, что хватит на всех, надо только уметь искать.

Те, кто пренебрег уроками истории, обречены на то, чтобы ее повторять.

Абсолютно все, что надо знать о жизни, есть в книге «Братья Карамазовы » писателя Достоевского .

2. Далай-лама XIV (6.07.1935 – наст. вр .) – духовный лидер буддистов, лауреат Нобелевской премии мира.

Мир несовершенен, поскольку мы несовершенны.

Терпение защищает нас от уныния и отчаяния.

Если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.

Мы не сможем построить мир на Земле, если сначала не построим его в своей душе, в своем сердце.

Тишина - иногда самый лучший ответ на вопросы.

3. Стив Джобс (24.02.1955 – 5.10.2011) – один из основателей корпорации Apple. Гуру в мире информационных технологий и кумир для целого поколения эры смартфонов.


Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь? - Вы знаете, что мы едим пищу, которую выращивают другие люди. Мы носим одежду, которую сшили другие люди. Мы говорим на языках, которые были придуманы другими людьми. Мы используем математику, но ее тоже развивали другие люди… Я думаю, мы все постоянно это говорим. Это прекрасный повод создать что-нибудь такое, что могло бы стать полезным человечеству.

Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках.

Память о смерти - лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца.

Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом.

4. Бэнкси – (родился в 1974 или 1975 году, точная дата неизвестна) – псевдоним английского уличного художника, мастера граффити и политического активиста. Настоящее имя Бэнкси неизвестно.


Есть четыре основных потребностей человека; еда, сон, секс и месть.

Самые чудовищные преступления на планете совершаются не теми людьми, кто восстает против правил, а теми, кто им следует.

Только когда будет срублено последнее дерево и когда будет отравлена последняя река, - только тогда человек поймет, что вечное цитирование индейских пословиц делает его похожим на куклу.

Баланс Святого Грааля - это когда ты тратишь на изготовление картины меньше времени, чем люди тратят на ее разглядывание.

Нет ничего более распространенного в мире, чем неуспешные, но талантливые люди. Поэтому старайся покинуть дом до того, как ты обнаружишь что-то, что заставит тебя в нем остаться.


Дурак и деньги быстро расстаются. Я бы много заплатил тому, кто объяснил бы мне эту закономерность.

Не вижу смысла выходить из дома. Мы все равно каждый раз возвращаемся обратно.

Когда же я наконец пойму, что ответы на жизненные вопросы находятся не на дне бутылки? Они в телевизоре!

Нобелевская премия мира… я бы за нее убил!

Поймите, в каждом из нас есть немного Гомера Симпсона .

Этапы развития русской философии:

1) период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX – XIII вв.), представитель Илларион, пытался осмыслить христианство, его роль в настоящем и будущем Руси;

2) философия периода татаро-монгольского ига , зарождения, становления и развития централизованного русского государства (XIII – XVII вв.), видные философы: Сергий Радонежский, Максимилиана Грек, Андрей Курбский. В центре внимания вопросы христианского богословия и устройства государства;

3) философия XVIII века, крупнейшим философ – М.В. Ломоносов, основатель материалистической традиции в русской философии;

4) русская философия XIX в., где на первый план выходит философия истории. Формируются направления «западников» и «славянофилов »: «западники» (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев ) рассматривали историю России как часть общемирового исторического процесса; «славянофилы» (А.С. Хомяков, братья Аксаковы, К.Н. Леонтьев ) выступали за самобытность России и русской культуры, где основа исторического бытия России – православие и общинный образ жизни.

К направлениям отечественной философии относят следующие:

революционно-демократическое направление (XIX в.), подвергает критическому переосмыслению существующий общественно-политический и экономический строй: представители – Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин; Г.В. Плеханов;

русская религиозная философия (конец XIX-XX вв.): понимание мира как единого взаимосвязного целого, идея объединения христианских христианских церквей (православие, католичество, протестантизм), идеи «всеединства», «богочеловечества», синтеза знаний о мире, прогресса как всеобщей связи поколений, видные представители: Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский и другие;

философия космизма : космос и человек понимаются как единое взаимосвязанное целое (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский);

естественно-научная философия : материалистические и социально-политические идеи ученых-естествоиспытателей (И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев);

советская философия (IX-XX вв.) представлена философией марксизма-ленинизма: проблемы человека, истории и общества, диалектического и исторического материализма (В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А.А.Богданов); переосмыслением человека, истории, творческого понимания материализма, этногенеза, морали и нравственности (А.Ф. Лосев, Л.Н. Гумилев, М.К. Мамардашвили, В.Асмус, Ю. Лотман).

Наиболее крупными фигурами отечественной философии являютсяB.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев. В.С.Соловьев чуть ли не единодушно признается самым вы­дающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Н.А. Бердяев, пожалуй, на­иболее известный из всех российских философов XX ве­ка, проживавших вне России. А.Ф .Лосев - крупнейшая фи­лософская фигура XX века внутрироссийского масштаба.

В философии В.С. Соловьева ос­новные черты русской философии представлены особен­но рельефно. Соловьев недоволен позитивизмом, отвле­ченными началами рационалистов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает идеалы Бого-человечества.

Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для В. Соловьеваочевидно, что на эту роль мо­жет претендовать только Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью – всеблагой, лю­бящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, кото­рый олицетворяет собой положительное всеединство. Фи­лософию Соловьеватак и называют: философия положительного всеединства , согласно которой всякое многообразие скреплено божественным един­ством, мудростью Бога, Софией. София - это душа ми­ра. Смысл бытия человека - достраивание Софии до органической целостности с абсолютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволю­ции человечества. В этом случае человечество становит­ся Богочеловечеством.

В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве (благо как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализу­ющееся чувство). Отсюда следует формула Соловьева:«Абсолютное осуществляет благо через истину в кра­соте». Три абсолютные ценности – благо, истина и кра­сота – всегда образуют единство, смысл которого – лю­бовь. Любовь – это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь – это воссоединение в Бо­ге. Это истинная духовность. Хотя любовь по преиму­ществу есть платоническое чувство, Соловьевугадывал в ней женское очарование. Не случайно философию Соловьевачасто называют философией Вечной женственности.

Для Соловьева гарантами спасения человечества являются любовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не наполнено нрав­ственным смыслом. Жизнь всякого человека должна быть творчеством, свободным движением к добру, подвигом одухотворения. Все личные и общественные коллизии разрешают­ся при стремлении к совершенному добру. Нравствен­ность имеет первенство над правом, политикой, эконо­микой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к Богочеловечеству можно справиться с любыми зада­чами, в том числе и с войнами, и с разделением церк­вей, и с разделением людей по нациям.

Центральной темой философии Н.А. Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете боже­ственного, точнее, божественного «ничто». Бог сотво­рил мир из Ничто , следовательно, Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть Ни­что. Бог свободен, и человек свободен. Бог помогает че­ловеку стать добрым, но он не в состоянии контроли­ровать Ничто, принцип свободы. Поэтому в своей подлинной свободе человек божественен... Будучи свободным, человек творит, оправдание чело­века в его свободе, его творчестве, его откровении. Для Бердяеваглавное – это оправдание человека, поэтому его философия ярко персоналистична . И именно поэтому Бердяев является противником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение достигается не в тех­нике, не в революциях, а в божественной духовной жиз­ни. И в этом отношении, полагает философ, многого можно ожидать от русской души и русской идеи.

Философия А.Ф. Лосева это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящест­ва и необычайной филологической учености. Лосевкак никто иной связывал нашу культуру с античной: он переводил с греческого, ибо считал, что это один из радикальнейших путей развития отечественной философии.

Лосевсоединил в своей философии четыре состав­ляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Философаинтересует в первую очередь про­низанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу . Однако мир состоит не из неподвиж­ных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектиче­ский, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии сви­детельствуют друг о друге, они в этом смысле являют­ся символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосеврассматривает язык, миф, рели­гию, искусство, философию. Ему удалось создать весь­ма своеобразную философскую систему, достоинства ко­торой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ соборность; «западники», «славянофилы»; всеединство, София, космизм; символизм.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:


Похожая информация.




error: Content is protected !!