Универсальность бытия человека. Бытие мира, основные формы бытия

Вышедшая недавно новое издание под названием «Книга Со-Бытия» нашего постоянного автора доктора технических и биологических наук, создателя Школы Причинности Василия Павловича Гоча в соавторстве с доктором философских наук Валентином Леонидовичем Кулиниченко открывает новые грани оригинального метода познания. Эта оригинальность и необычность заявлена уже в аннотации книги, где сказано, что «традиционная наука исчерпала возможности доминирующей тенденции узкой специализации знания». Действительно, тесные рамки специализации, как прокрустово ложе отсекает синтез постижения — те обобщенные Истины, в которых элементы мира не рассыпаны как в неподдающейся сборке мозаике. Для преодоления этого авторы вводят новую парадигму, призывая строить изучение Мироздания как тотальность — неклассическую тотальную науку (ТНТ).

На этом пути делается своеобразное открытие того, как Тотальность в познании Бытия (Со-Бытия с Творцом) выводит научное знание к предельным основаниям в изучении Мира и Мира Человека. Это не пределы в математическом понимании термина, и не пределы в плане новой философии глобализма, каковую попытались дать такие авторы как Тоффлер, Фукуяма или Хантингтон с его концом истории. Пределы в новой книге осмысливаются не как конечные точки перелома, а новом качестве точек перехода к неизведанным еще аспектам Со-Творчества. А это, напротив, предоставляет нам заново открываемое прочтение категорий Бесконечности, даваемое самим Создателем.

При этом книга написана не просто познавательно, но еще и с глубоким философским подтекстом, который вычленяется из величайших памятников истории от Библии и Корана до Даоистских и других непреходящих истинных трудов мыслителей человечества. Тем книга и интересна. А потому предоставляем читателю самому судить об этих россыпях немеркнущей мудрости на основании глав, которые мы даем в нашей публикации.

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Великие Учителя о человеке:

* Человек — самое совершенное бытие универсума. Всякое другое бытие — отражение одного из аспектов Абсолюта. Человек же объединяет все формы божественного проявления, в нем — все сущее (Ибн Араби).

* Человек — венец божественного творения и возвращение к Единому осуществляется Совершенным человеком (Ибн Араби).

* Мир останется в сохранности, пока в нем есть Совершенный человек. Если же он исчезнет и будет изъят из сокровищницы мира, не останется в ней ничего, вложенного в нее Богом, а произойдут в ней отклонения и катаклизмы, и весь миропорядок переместится в потусторонний мир и станет вечной печатью на том мире (Ибн Араби).

* По отношению к миру человек — знак, метка Бога, а потому человек называется представителем Бога, творения которого он хранит, как хранят клад за печатью (Ибн Араби).

* Человек есть Бытие Бога. Я есмь тайна Божья. Человек для Бога — зрачок глаза, ибо им Бог созерцает Свое Творение, ниспосылает ему милость (Ибн Араби).

* Не небеса, не земля, а лишь сердце моего верного слуги содержит Меня (Коран).

ПОМОЩЬ

Помощь оказывается по соответствию сути. Если у человека развит дух, и он очутился в стесненных обстоятельствах, помощь придет быстрая. Помощь духу оказывается на всю жизнь, ибо помощью ему является вечная основа, на которую человек может опираться, постигая суть. «Силопроявление сутей из вечной основы проистекает; все остальное здесь невечно и суетностью преисполнено» (Мокшадхарма). Проблемы только физического плана при этом могут и не учитываться. Передача по форме — помощь физическому телу (при обращении «чтобы не болело») оказывается на время до следующего промаха человека, до следующего урока. Для большинства людей исцеление дает возможность выбора Пути и возможность двинуться в Путь, но идти вместо другого или нести его на себе нельзя.

Духовную работу может осуществить и принять только дух, — тело не примет, если оно не под водительством духа. Но если заболело, человек должен двинуться в дорогу физически, ибо любая дорога помогает наладить связь с самим собой и исцеляет.

Найти свое место и обладать силой Истины — вот условия, когда можно оказывать помощь другим. Ситуация подъема максимально проявляется при помощи людям, находящимся ниже, поэтому не отказывайся от помощи простым людям, как бы ты высоко ни поднимался — эта помощь поможет и тебе подняться еще выше. Помощь Неба приходит при включении поступка в общее развитие Мира и правдивости в мыслях.

Друг помогает уничтожить путы, связывающие человека, а также вредные влияния прошлого.

В поиске своих ошибок не надейся на помощь Великого Человека, — будешь отстранен от деятельности.

Помогая другим, не потеряй силы, иначе твоя деятельность превратится в иное, ты станешь источником лжи, которую будешь выносить как творчество. Выступишь на стороне сил зла и погибнешь.

Распущенность приведет к потере всего, но Небо окажет помощь и возможно постижение Истины. Если же негативно отнестись к помощи Неба, упустить этот шанс, человек снова становится распущенным и окончательно теряет все, становясь вором. При отсутствии помощи Неба, сомнениях в ней или отказе от нее — даже владея великим богатством, лишишься всего; будущее расстраивается, перспективы исчезают.

Открыть дорогу к Духу может только человек, обладающий Премудростью. Мудрый видит и знает свой Путь, и исправляет путь других, а Премудрый может уже помогать другим…

БЫТИЕ ВЕЩИ

Принято считать, что собственник вещи владеет, пользуется и распоряжается ею по своему усмотрению. Однако неправильное использование предметов, даже обычных обиходных вещей, придание им слишком большого значения, идолопоклонство и потребительство проявляются как «бунт вещей», когда вместо служения человеку, они выходят из подчинения, овладевают им и обращаются против него. Г.В.Ф. Гегель различал натуралистически-предметное бытие вещи и ее знаковую определенность. Первая представляет собой мир, созданный человеком для обустройства собственной жизни и для удовлетворения собственных потребностей и интересов. В Старом времени этот мир мифологизируется, приобретает форму иллюзорного бытия «в себе» и «для себя» (И. Кант). И по добровольному согласию человека, приобретая Силу, этот мир через «оживление» вещи или придание ей одухотворенности, начинает воздействовать на человека энергетически. Поэтому «бунт предметов», борьба вещного мира против человека, — связаны не с проявлением каких-то форм магии, а с невежеством, пороками и духовной слепотой, потерей внутренней свободы.

Знаковая определенность вещи раскрывается только в особом духовном пространстве Бытия вещи, которое проявляет ее суть. Это пространство постигается сознанием и чувством красоты: «Смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).

Именно Бытие является началом Творения и каждой «вещи». С другой стороны, в каждой «вещи» Творения актуализируется Бытие в его Тотальности. Само Бытие вещи проявляет Со-Бытие, ведь в вещи, как зеркале, отражается замысел Бога относительно нее. Из этого аспекта Со-бытийного подобия следует, что каждая вещь может вести человека к Богу (если он осознает ее сакральность) или отвращать от него (если вещь используется исключительно для удовлетворения «низких» нужд и потребностей .

Следует помнить, что через вещи человек вступает в общение с Богом и Бог через них говорит с человеком!

ЖЕРТВА

Во все времена связь, союз, завет между человеком и Богом были и есть очень важными для Творца и, когда человек отходил от Него, Творец Жертвой восстанавливал эту связь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:56).

Человек потерял связь с Богом через Слово, и для восстановления ее Слово облеклось «в одежду, обагренную кровию» (Откр. 19:13) — был использован язык Жертвы, атрибуты которой, — знаки и знамения, заставляли человека познавать эти манифестации Божественного и таким образом идти к Нему. Одной из видимых манифестаций Жертвы были проявлены Руны, которые, неся в себе Слово, стали основой алфавитов.

Выпав из Со-Бытия с Богом, человек познавал Его через жертву: каждый акт познания еще больше ограничивал Божественную Жизнь, а ее освобождение было невозможным без уничтожения Мира. Человек, тождественно отображая Божественное, может освободить Жизнь Бога из ограничения формы, но при этом человек отдает себя и свою жизнь в заточение формы и своими страданиями проливает для других ценное благо — Божественную Жизнь . Однако, самыми ужасными страданиями человечество не искупило свой грех и не спасло бы Мир. Жертва искупала мир от зла только на некоторое время. При сотворении Мира жертва была необходимой, но Мир творился, чтобы снять жертву, чтобы сам Творец мог творить не жертвой, а Духом Познания.

Приход человека к Богу снимает жертву, ибо жертва была именно связью человека и Бога. Постижение Истины одним человеком проявляет постижение Истины всеми постигавшими ее во всех временах — вот что значит «прийти Домой, к Богу». И нет уже жертвы, ни плача, ни слез — и не было жертвы никогда и нигде, и мы пришли к Тебе, Отче наш! Пришли не жертвой, а Сынами пришли, чтобы Со-творять вместе с Тобой! И привели всех, кто жертвовал собой ради Тебя, дабы Ты вытер «всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

ИСХОД

Пройдя многочисленные круги в жизни, вы сформировали завершенные свое пространство и свое время. Теперь от вас требуется сделать шаг в совершенно другом, — духовном направлении, отличающемся ценностями и обретением Смысла Жизни. Вам нужно уйти из старой жизни, как бы прорастая. Если не сможете войти в новые вибрации Жизни, а будете идти старой дорогой, никто вас не обвинит, но ваше время и жизненное пространство начнут сокращаться, убывать, поглощая и здоровье, и счастье, и успех.

Вы готовы шагнуть вверх, к духу? — Тогда готовьтесь к непростому и длительному периоду (минимум семь лет!) очищения физического, тонких энергетических и духовного тел, сознания и души — к исходу старого и теней небытия из вас.

Исход — это выход человека из раковины своего мирка в Мир. Замкнутые на самих себя мирки людей выпали из Бытия и стали им адом, который люди носят на себе.

Исход начинается из обращения к Отцу с покаянием и просьбой прощения за блуждание в тени смертной. Это непростое время, когда как бы умираешь, но и возрождаешься. Исход исхода определяется полнотой веры и совершенством знания, и именно верой и знанием человек спасается и уходит от смерти.

«Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь — и живите!» (Иез. 18:32).

Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 161
2000. – 496 с.
10. Бергос Ж. Гауди: Личность и творчество / Ж. Бергос, М. Льимаргас. – Москва: Библион, 2003. – 313 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
– 340 с.
12. Фаулз Дж. Дэниел Мартин: [роман] / Дж. Фаулз. – Москва: Издательство АСТ, 2004. – 828 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика. – Т.4: Детская психо-
логия. – 1984. – 432 с.
Контиевская О.А.

Ответить на вопрос, что из себя представляет человек, чрезвычайно сложно, ибо человек – «существо
наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей
сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален, а его структура составлена из столь разно-
родных и противоречивых элементов, что это служит почти непреодолимой преградой на пути выработки
какого-либо краткого, нетривиального и в то же время общепринятого определения таких понятий как «че-
ловек», «природа человека», «сущность человека» и т.п.» . А потому о человеке можно говорить, беря
точкой отсчёта различные основания. Так, с точки зрения биологии, физиологии человек имеет примерно
1560 признаков, по которым его можно сравнивать с приматами. Из них 312 – исключительно человече-
ские, остальные же могут совпадать с антропоидами . Таким образом, у человека много сходства с жи-
вотными, а значит, многие качества человека могут выводиться из животного состояния, животные качест-
ва могут являться предпосылками человеческих. И это, несомненно, откладывает отпечаток на жизнь чело-
века как биологического организма. Однако различия при прояснении особого места человека в природе
важнее сходных признаков.
Мы сосредоточимся на таких отличиях человека от животных, как универсальность и сознание.
Первая проблема исследовалась Б.Спинозой, Г.Гегелем, К.Марксом, В.Франклом, А.Леонтьевым,
Э.Ильенковым, В.Кудрявцевым, В.Слободчиковым, М.Эпштейном и др. Вторая проблема – сознание -
очень сложна и обширна, поэтому трудно перечислить всех, кто занимался этим вопросом, - их очень мно-
го. Укажем лишь некоторых: Р.Декарт, Дж.Локк, И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс, Э.Дюркгейм, Ф.Брентано,
Э.Гуссерль, Ж.-П.Сартр, З.Фрейд, Д.Деннет, С.Рубинштейн, А.Леонтьев, А.Спиркин, В.Лекторский и др.
Основной целью данной статьи является анализ таких качеств человека, отличающих его от животных,
как универсальность и сознание, и влияние их на такой феномен человеческого бытия как страдание.
Для реализации поставленной цели надо решить следующие задачи: 1) выявить и описать признаки
универсальности и 2) характерные проявления сознания в человеке, 3) определить влияние универсально-
сти и сознания человека на феномен страдания.
Человеческий организм отличается от животного признаком универсальности. Человек, рождаясь, на-
следует биологическую природу, но направленную на социальный образ жизни. В мире животных тоже
существуют виды, живущие большими сообществами. Однако ориентирование биологической природы на
социальный образ жизни у человека и животных имеет разную «окраску». Так, наиболее известны подоб-
ным образом жизни пчёлы и муравьи. Однако анатомофизиологические особенности этих насекомых тако-
вы, что в их природе изначально заложены те функции, которые данная конкретная особь будет выполнять:
охранять, добывать пищу или производить потомство. В биологии же человека будущий род его деятельно-
сти не закладывается. Так же, впрочем, как и место жительства. Животные не могут поменять места
обитания, так как самой природой приспособлены жить в условиях строго определённых климатических
зон и конкретных биогеоценозов: белый медведь в пустыне и жираф в Антарктиде не выживут. У человека
же генетическая принадлежность к какой-либо расе может, конечно, в какой-то мере облегчать или отяго-
щать существование на определённой долготе и широте, но не жёстко задавать место проживания: предста-
вители любой расы могут жить в любом регионе планеты. Как свобода, так и несвобода выбора рода дея-
тельности и передвижения могут привести к неоднозначным последствиям для человека и социума, а зна-
чит, и к страданиям.
Человеческая биология отличается от биологии животных и тем, что человек способен выполнять, а
также осваивать разнообразнейшие действия. Животные действуют строго определённым природой для их
вида образом и не могут перенять у других животных другие способы действий, научиться чему-то совер-
шенно новому – не характерному для их вида (рождённый ползать не сможет научиться летать). Причина-
ми этого являются как их анатомические особенности, так и недостаток разума. Человек же способен осво-
ить огромный спектр действий, а природные ограничения (напр., невозможность полётов и долгого плава-
ния на глубинах, отсутствие острого зрения...) он преодолевает, создавая с помощью разума технические
приспособления. Невозможность освоения и/или выполнения какого-либо вида деятельности, необходимо-
го для жизни индивида (и общества) приводит к негативным, порой тяжелым или даже трагическим по-
следствиям, переживаниям, страданиям.
Универсальность человека проявляется и в отношении к жизни и смерти: животное всегда выполняет
заложенное в его генетической программе и инстинктивно стремится избежать гибели; человек же может
вообще ничего не делать (даже отказаться есть, пить, спать...), а также сознательно выбрать смерть. А вы-
бор этот часто труден, мучителен, несет страдания как самому человеку, так и окружающим его людям.
История развития человечества есть процесс всё большего развития различных областей знания, а зна-Контиевская О.А.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

162
чит, познания тайн природы, овладения её силами, которые люди ставят себе на службу и приобретают тем
всё большие собственные возможности, возвышаясь над природой. Тенденция современного состояния
науки – возникновение «стыковых» научных дисциплин: биохимии, геохимии, кибернетики, биофизики и
т.д. – тоже проявление всё возрастающей универсальности человеческого знания. Если же человек имеет
хорошие способности и возможности для усвоения социально-культурного опыта, то он может стать уни-
версалом по количеству и приобретённых знаний и умений, и творчески им же выработанных, созданных и
воплощённых идей: вспомним титанов Возрождения Л. да Винчи и Дж. Бруно, учёных Нового времени
Лейбница и Декарта... Про таких людей говорят: талантливый человек талантлив во многом. Однако талан-
ты и гении часто бывают не поняты своими современниками или соотечественниками, могут страдать от
завистников, клеветников, преследователей, фанатиков, фанатов и т.д.
Универсальность человека проявляется и в том, что только он на земле сочетает в себе различные
формы существования материи и сознания: неорганическую (физическая и химическая формы), органиче-
скую материю (биологическая форма), социальную материю (общественно-экономическая и политическая
формы), сознание (его формы: наука, религия, мораль, идеология, правосознание...) . Такое совмещение в
человеке всего вышеназванного часто приводит к проблемам, противоречиям, и, как следствие, страданиям.
Человек не совпадает со своей телесной оболочкой, т.к. может её изменить (упражнения, танцы, спорт,
физкультура, пластические операции...), ни с психическими особенностями (может менять свои чувства,
совершенствовать их или наоборот), ни с профессией, занятием или работой (человек не запрограммирован
быть «человеком-слесарем», «человеком-шофёром»...; может поменять работу), ни с собственным творе-
ниями (т.к. не выражается в них полностью, всегда лучше и совершеннее их). Человеку самому суждено
выявлять свою природу, обосновывать своё существование. Он универсален в смысле – «свободен», может
стать тем, чем (кем) захочет стать сам. Так, по мысли философа эпохи Возрождения Джованни Пико
делла Мирандолы, Бог, определив образ прочих творений в заранее очерченных пределах, сотворил челове-
ка таковым, что не дал ему «…ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и
место, и лицо и обязанность ты (человек – О.К.) имел по собственному желанию, согласно своей воле и
своему решению… чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты
предпочтешь… О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и
быть тем, кем хочет!» . Однако, насколько меньше было бы в мире страданий, душевных метаний у лю-
дей, насколько многим было бы проще жить, если бы все было как раз наоборот…
С усилением процессов социализации происходит развитие нервно-психической организации людей:
психика эволюционирует, чувственные качества и характеристики человека, развиваясь, становятся всё бо-
лее многообразными, усложняется их структура. С прогрессом, в историческом развитии продолжается
процесс социализации биологии и модификации биологического в социализации людей. Социокультурные
факторы «очеловечивают», опосредуют природно-биологическую сторону человеческого бытия. Социаль-
ное влияет на природное в человеке тем, что биологическое всё более и более осуществляется и удовлетво-
ряется в социальной форме, это относится к таким собственно природно-физиологическим потребностям,
как питание, продолжение рода и т.д. Однако, к сожалению, «очеловечивание» природного не всегда явля-
ется его облагораживанием: человек может удовлетворять свои потребности в извращённой форме, обще-
ство также может пагубно влиять на природу, что выливается в глобальные проблемы. От чего сам же че-
ловек впоследствии и страдает.
Еще одно отличие от животных состоит в том, что человек обладает сознанием. «Сознание – высшая,
свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к ми-
ру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей»
. Животные в отличие от человека не осознают, не сознают своё бытие. Познавая природу, общество и
самих себя, люди приобретают всё большее количество знаний, их сознание начинает носить всё более аб-
страктный и обобщённый характер, животные же не в состоянии проникать в сущность явлений и событий.
Сознательная целеполагающая деятельность тоже характерна только для человека: животные не думают,
зачем надо добывать пищу, строить жильё, выводить потомство, они руководствуются инстинктами. Соз-
нание человека постоянно изменяется в результате познания объективного мира, а также под воздействи-
ем социально-экономических условий, а сознание животных десятками тысяч лет остается на том же уров-
не, как бы не менялись условия жизни на земле. Животное не в состоянии, в отличие от человека, осущест-
влять самопознание, исследовать самого себя. Отношение к природе, обществу, себе и другим людям тоже
является прерогативой сознательной деятельности человека: «Моё отношение к моей среде есть моё созна-
ние», – писал К.Маркс . Сознание человека изменяется не только в фило–, но и в онтогенезе. Но человек
в течение своей жизни может присвоить социально-культурный опыт всего человечества, животное же ме-
няется под влиянием только своего, конкретной особи (или своего вида) опыта и не может осознать и усво-
ить опыт других видов животных. Животное при изменении условий жизни само приспосабливается к ним
(изменением защитной окраски, способа питания и пр.), человек же в подобной ситуации с помощью своего
сознания творчески преобразовывает окружающую действительность (напр., при похолодании климата в
древности стал строить жилища, шить одежду, пользоваться огнём...). Отражение окружающего мира чело-
веком происходит в знаковой форме: формирование сознания, усвоение общественно-исторического опыта
невозможно без речевой деятельности, без языка. К.Маркс писал: «Язык есть практическое, существующее
и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание»
. Речевая деятельность человека основывается на действии II сигнальной системы, отсутствующей у жи-
вотных. Кроме индивидуального (личного) сознания существует ещё и другая форма сознания – общест-
венное сознание, представляющее сложное многоструктурное образование, отражающее в различных фор-Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 163
мах всё богатство общественной жизни, общественного бытия.
Однако за обладание сознанием человеку «приходится расплачиваться» необходимостью принятия ре-
шений, выбором деятельности или бездействия, выработкой своей позиции по определенным вопросам,
признанием существования в себе негативных качеств… Что опять же нелегко, порой мучительно, часто
несет за собой боль и страдания.
Сознание является высшей формой психики. Понятие последней шире понятия «сознание», «под пси-
хическими явлениями имеются в виду все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образо-
вания (ощущения, восприятия, представления, память, мышление), психические состояния (эмоции, на-
строения, бодрость, усталость и т.п.), а также психические свойства личности (наблюдательность, находчи-
вость, черты характера, типы темперамента и т.п.)» . В ходе эволюции живых организмов психика разви-
валась по биологическим законам от простейших форм до сложных. Психика же человека является самой
сложной и высокоорганизованной. Так, в психологии выделяются следующие отличия психики живот-
ных от психики человека: 1) поведение людей сознательно (о сознании мы только что говорили выше). Зна-
чит, возможно абстрагирование от конкретной ситуации предвидение её последствий, устранение непо-
средственной зависимости от неё и действие в пределах соответственно познанной необходимости. 2) Че-
ловек, в отличие от животных, может создавать и сохранять орудия; палка же, сыграв для обезьяны «ору-
дийную» роль, сразу же перестаёт существовать для неё как орудие, т.е. постоянно в мире орудий и вещей
животные не живут. Человек же создаёт орудие, заранее продумав его назначение и конструкцию, и сохра-
няет его. Кроме того, люди могут пользоваться орудиями совместно, помогая, друг другу, животные же
коллективно никогда не осуществляют такую деятельность. 3) Животные передают через поколения опре-
делённый опыт, но это опыт инстинктивных реакций на определённый раздражитель. Общественный же
опыт (с помощью языка) может передавать и присваивать только человек. И именно овладение обществен-
ным опытом развивает психику человека и определяет её «человеческую направленность». 4) Большое от-
личие между психикой животных и человека составляет различие в чувствах. И животные, и человек испы-
тывают и положительные, и отрицательные эмоции как определённую реакцию (и отношение) на воздейст-
вующее. Но только человек может сопереживать радости и горю другого, испытывать презрение, гнев, чув-
ство патриотизма, эстетические чувства, любовь к истине как интеллектуальное чувство и т.п. 5) Развитие
собственно человеческой психики, её высшей формы – сознания подчиняется законам общественно-
исторического развития.
Однако у человека сохраняется и такая врождённая форма поведения, характерная для животных, как
инстинкт. Инстинкты являются жёстко организованной формой поведения, закреплённой биологической
наследственностью, цепью безусловных рефлексов, предопределяющих бессознательное реагирование на
внешнее раздражение. Существуют следующие инстинкты: питания, спаривания, продолжения рода, забо-
ты о потомстве, чистоты, общения, защиты... В жизни человека инстинкты играют важную, но не решаю-
щую роль, поскольку «специфически человеческая деятельность возникает и развивается как следствие об-
щественно-исторических процессов и побуждается главным образом не биологическими, а социальными
мотивами» .
Человек изменяет окружающий мир и изменяется, формируется сам в процессе социально-культурного
развития человечества. Биологическое в нем социализируется. Усиливается процесс социализации – разви-
вается и нервно-психическая организация человека: «Лишь благодаря предметно развёрнутому богатству
человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человече-
ской чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, короче говоря, такие чувства, ко-
торые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные
силы» .
Но человек способен не только к наслаждениям. Так же как удовольствие, он может испытывать и
страдание. Под субъективностью человека мы будем понимать богатство и неповторимость внутреннего
душевного и духовного мира человека, проявляющихся в отличающих данного конкретного индивида от
многих других совокупности только ему присущих особенностей способностей, чувств, интеллекта, воли,
вкусов, взглядов, побуждений и многих других черт и свойств, выражающих человеческую индивидуаль-
ность. Развитие субъективности позволяет человеку видеть, чувствовать, понимать, познавать все аспекты
жизни тоньше и глубже. И это относится к любому чувству.
А потому страдание выступает как человеческое образование, а не порождение биологии, как
синтез, сплав биосоциального содержания бытия.
Дальнейшие исследования проблематики универсальности и сознания человека как самих по себе, так и
в аспектах их связи с изучением проблемы страдания, несомненно, продолжатся философами, так как без
рассмотрения этих вопросов невозможно целостное осмысление и понимание человека.
Источники и литература
1. Человек // Новая философская энциклопедия: В 4 т.– М.: Мысль, 2001. Т. 4. – 2001. – 605 с. С. 344.
2. См.: Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. – М.: Высшая школа, 1995. – 320 с. С. 82.
3. См.: Развитие // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. – 2001. – 692 с. С. 397.
4. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Антология философии Средних веков и эпо-
хи Возрождения / Сост. С.В.Переверзенцев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 448 с.: илл. – (Мировая фи-
лософия). С. 319.
5. Сознание // Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 7-е изд., перераб и доп. – М.: Республика,
2001. – 719 с. – С. 521.
6. Маркс К. Капитал. Т.1. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. – Т.23. – С. 189. Контиевская О.А.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

164
7. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Сочинения. – Т.3. – С. 29.
8. Сознание // Философская энциклопедия: В 5 т.– М.: «Советская энциклопедия». Т.5. – 1970. – 740 с. –
С. 46.
9. См.: Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В.Брушлинский,
В.П.Зинченко и др.; под ред. А.В.Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. –
464 с. – С. 85-88.
10. Инстинкт // Философский словарь, указ. изд. – С. 209.
11. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956. – С.593.
Мормуль О.Г.
ЗНАЧИМОСТЬ КОНЦЕПЦИЙ В.И. ВЕРНАДСКОГО В СОВРЕМЕННОМ
КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ РАЗВИТИИ
Рост технического прогресса сформировал условия для появления цивилизации нового типа, которая
получила название техногенной цивилизации и создала условия как для формирования и развития личности
в новых условиях, так и для принижения нравственных категорий, разрушения культурных ценностей, по-
явления тенденций варваризации общества (Х. Ортега-и-Гассет), появлению глобальных проблем, где
сформировались не только противоположные результаты деятельности человека его (человеку) истинным
целям (Гвардини), но и конфликт между естественной и искусственной природой человека. В техногенной
цивилизации устанавился психологический контроль над личностью и обществом, «массовая культура» вы-
ступает культурой таких феноменов как «человека массы», идолопоклонства, неумеренности специализа-
ции (Х. Ортега-и-Гассет), компьютеризации и информационной революции, в которой человек уступает ме-
сто машинам. В результате обнаруживает себя не только «бунт» цивилизации против человека, но и «не-
культурная культура» , .
Цель статьи – рассмотреть актуальность концепций В. И. Вернадского в современном культурно-
цивилизационном развитии.
Задачи статьи:
- показать взаимосвязь идей В. И. Вернадского и современной науки,
- выделить значимость научных взглядов В. И. Вернадского.
В настоящее время в связи с процессами глобализации и появлением общепланетарных проблем созда-
ется ситуация ценностной неопределенности, что характеризуется отсутствием восприятия единства мира и
универсальности ценностей культуры. Возникает «новый мир возникающих новых миров» (Э. Тирикьян), в
рамках которого формируются новые структуры сознания, новые территории и пространства, новые соци-
альные связи, «гибридность» и «межкультурализм» [Цит. по 3, с. 63, 66-67]. Человечество сравнивается с
«пассажиром космического корабля – планеты Земля, начиненного космической энергией» (Д. С. Берестов-
ская). Вражда, ненависть межэтнического, религиозного, национального и культурного характера не только
ухудшают развитие культур, но и «понижают шансы человечества на выживание» .
В связи с этим, в философии культуры обосновывается концепция становления ноосферной цивилиза-
ции (Г. И. Швебс) . Эта концепция опирается на учение В. И. Вернадского о ноосфере. По мысли В.
И. Вернадского, главным условием перехода к ноосферной цивилизации рассматривается научная мысль, а
наука обосновывается как элемент интеллектуальной и социальной среды, свободы, интернационализации
культурной жизни. В качестве прекращения функционирования перечисленных явлений рассматривается
упадок развития науки и кризис ноосферной цивилизации. Развивая учение В. И. Вернадского о ноосфере,
Г. И. Швебс пишет о возникновении «сложной цивилизации», требующей и «сложный тип человека» в но-
вых природно-общественных отношениях и глобальных проблемах современности.
В. И. Вернадский формулирует вывод о едином пространстве-времени, исходя из того, что пространст-
во и время - взаимосвязанные факты природы . Условием экзистенции человека и его деятельности
является не только время, но и пространство человеческого развития. В. И. Вернадский понятие простран-
ство-время отличает от пространства и времени. Причем пространство и время не рассматриваются как все-
общие философские категории. По мысли ученого, это «факты природы», принадлежащие только живому
веществу. Время ученый называет «жизненным» или «биологическим» временем . На фоне био-
логического времени В. И. Вернадский рассматривает формирование всех остальных времен, в том числе и
исторического . Вектор времени в обществе и в культуре складывается из суммы социокультур-
ных ориентаций всех слоев общества. Одной из таких ориентаций является повторяемость. Поэтому смену
поколений ученый обосновывает биологической эволюцией, в которой заложены периодически повторяю-
щиеся процессы . Впоследствии учение В. И. Вернадского легло в основу «переоткрытия време-
ни» в синергетике. В отличие от В. И. Вернадского Джулиан Стюард не согласен с объяснением культур-
ных процессов только лишь биологической эволюцией. Дж. Стюард объясняет это тем, что культурные об-
разцы не получены генетическим путем, и потому их нельзя анализировать так же, как органические при-
знаки. Он использует экологию культуры как методологическое средство при определении степени приспо-
собления культурной среды и способа, каким она может вызвать изменения.
Учение В. И. Вернадского было направлено и на духовную деятельностью человека, связывая с ней
(духовностью) объяснения явлений жизни общества . Была предложена идея о ноосфере, где во
внимание принимаются не только геологические и биологические процессы развития, но и деятельность ра

§ 13. ИСТИНА БЫТИЯ КАК ОПЫТ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Переход от условного обозначения явленности феноменов к узнаванию их "логической" инаковости, а также переход от понятия сущности как умопостигаемого общего к экзистенциальному опыту Бытия как содержания личности, в свою очередь, может быть представлен только в рациональном изложении, только в качестве результата интеллектуального усилия в его поэтическом или "мистическом" выражении. Тем не менее такой переход не перестает быть определением некоей жизненной возможности, "семантическим" пределом опыта. Но эта жизненная возможность, этот опыт, то есть преодоление абстрактных формулировок и вхождение в пространство истины бытия, предполагает в качестве непременного условия событие личного отношения. Таким событием служит встреча человека с личным логосом "вещей" мира, то есть вхождение личного Бога в пределы личного опыта человека.

Явленное сущее мирового целого, открывшееся личному отношению как "сделанное", соотносится со всеобщим "праксисом" природной действительности, то есть с "Творением", с единым логосом Личности, создавшей все сущее . Переход от сущего к Бытию - это переход от "вещей" к Личности. Будучи бытийной возможностью, такой переход предполагает некоторую вероятность, а не интеллектуальную достоверность. Логос при–сутствия "вещей", логос личного праксиса, будучи их причиной, свидетельствует о Личности Бога, но не определяет ее до конца. Как "всякий дом" свидетельствует о "ком?то", устроившем его , - о мудрости и об искусстве устроителя, его вкусе и пристрастиях, его сообразительности и даровитости; другими словами, отражает "личностные" качества художника и творца, но не заменяет полноты знания его личности, доставляемой только непосредственным общением с устроителем, - так сущее свидетельствует о Боге–Творце. Отправляясь от речи "творений" как призыва к отношению, преодолевающему пространственно–временные ограничения и ускользающему от понятийно–предметных дефиниций (то есть к единственному и неповторимому личному отношению), мы первоначально узнаем о существовании личного Бога–Слова. Однако "познание" Личности Слова предполагает, что этот призывосуществляется через неповторимое отношение, непосредственное личное общение. Такое общение совершается в событии экстатической взаимности, то есть взаимной любовно–эротической самоотдачи.

Таким образом, в рамках личной встречи человека с личным логосом "вещей" мира проблема Бытия уже не ставится как задача рационального исследования, задача причинной редукции сущего к бытию (как первопричине сущего) или их "экзистенциального" различения. Бытие представляет собой уже не просто Первопричину (causa prima) сущего и не просто способ, каким существующее кажет себя в горизонте времени. В границах отношения с личным Логосом мира истина Бытия отождествляется с опытом универсальности личности, опытом экстатически–эротического самопревосхождения. Познание Бытия становится "нравственным" подвигом эротического самопреодоления, вхождением в то жизненное пространство, где сущее открывается как "творение", материя - как личностная Энергия, а Личность Бога и личность человека - как "запредельные" по отношению к любой онтической сущности.

Первый шаг в осуществлении этого отношения человека с Богом исходит от Бога. Греческое богословие христианского Востока учит об экстатичности божественного бытия, об эротическом желании Сверхсущностной божественной Сущности отдать себя в отношении, личном общении. "Виновник всего сущего, - замечает Ареопагит, - по причине избытка любовной благости исходит вне себя… и как бы очаровывается благостью, любовью и вожделением (эросом). И будучи превыше всего и запредельным всему, Он, тем не менее, снисходит в недра всего в экстатической и сверсущностной силе, сам оставаясь неуделимым" . Экстатическое "движение" божественной Сверхсущностной Сущности оказывается также предпосылкой возникновения человеческой личности, ее основанием. "Ибо благотворящий Эрос побудил

Божество к промышлению о нас, к устроению нас", - пишет Максим Исповедник . Человеческая личность есть "образ" (??????) и явление Бога именно в эротически–экстатической самоотдаче. И в другом месте Максим пишет: "Как божественный эрос и любовь испытывает влечение, так вожделенное и любимое влечет к себе все, в чем есть признаки любви. Вернее сказать, любовь, в силу внушаемой сокровенной привязанности, влечется ко всему тому, что являет в себе эрос и любовь; и она же влечет как желание, по природе притягивающее и движимое ею" .

Когда церковное богословие говорит о Боге, оно говорит именно о Боге личного отношения и исторического опыта - о Боге Авраама, Исаака и Иакова, Боге и Отце Господа Иисуса Христа.

Из книги Книга 1. Каббала. Основные положения (старое издание 1993) автора Лайтман Михаэль

Независимость личности Понятие независимости определяет всю жизнь человека. Животные, лишившись свободы, если не погибают, то уж, как правило, хиреют. И это верный признак того, что природа и управление ею из духовного мира не согласны ни на какой вид рабства. И не случайно

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

1. Истина бытия Божия Истина бытия Божия - это первая и основная истина всякой религии. В Евр. 11, 6 апостол Павел говорит: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает».Идея о Боге является прирожденной идеей для человека. Это подтверждается

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

Факт универсальности закона Выдающиеся ученые часто обращают внимание на тот удивительный факт, что вся Вселенная подчинена одному набору естественных законов и в каждой галактике обнаружены одинаковые химические элементы. По всей Вселенной - одни и те же формы

Из книги Каббала - основные положения (Книга 1) автора Лайтман Михаэль

8. Независимость личности Понятие независимости определяет всю жизнь человека. Животные, лишившись свободы, если не погибают, то уж, как правило, хиреют. И это верный признак того, что природа и управление ею из духовного мира не согласны ни на какой вид рабства. И не

Из книги Тайная Доктрина дней Апокалипсиса. Книга 2. Матрица автора Белый Александр

Формирование Личности Первые шаги на Пути формирования Личности начнем с заповедей Александра Драгункина:Воля - это Личность,Разум - Дух,Эмоции - Атавизм.Пусть Воля контролирует Разум,а Разум управляет Эмоциями!Не бойся нелогичности!Помни, что нелогичность вне

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

10. Замечательные личности Папа Иоанн XXIII Папа Иоанн XXIII был человек очень интересный, смелый на язык. Когда он был молодым прелатом и папским нунцием в Болгарии, во время большого светского приема и обеда рядом с ним посадили некую влиятельную особу в очень смелом

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Человек среди религий автора Кротов Виктор Гаврилович

Из книги Трагедия свободы автора Левицкий С. А.

Прообраз личности Размышления о соборном единстве снова привели нас к тому главному пространству, где решаются ключевые вопросы человеческой жизни: к пространству личности. Но едино ли само это пространство? Есть ли у человека возможность обрести достаточную цельность

Из книги Таинство христианской жизни автора Сахаров Софроний

СТРОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Человеческая личность есть сложное единство низших и высших пластов бытия, объединенное единым носителем - нашим «я».Строение личности имеет координационно–иерархический характер. Все проявления личности координированы между собой, и центром этой

Из книги Личность и Эрос автора Яннарас Христос

О ЛИЧНОСТИ-ПЕРСОНЕ Опыт «персоны», повидимому, весьма редкое явление в мире. Обычно мы, люди, имеем опыт индивидуальности, иначе говоря, последней степени деления; погречески это выражается термином «атомон» (атом). Если принять это определение в том смысле, что, разделив

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

§ 25. КОСМОС КАК РАССУДОЧНОЕ СХВАТЫВАНИЕ ОНТИЧЕСКОЙ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ, ПАНТЕИСТИЧЕСКИЕ И ТЕОЦЕНТРИСТСКИЕ ТЕОРИИ Однако у древних греков существовали и другие представления о мире и миропознании, помимо представления об эмпирической соотнесенности со

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

§ 40. ОПЫТ ОТСУТСТВИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОНИМАНИЯ ДИНАМИЧНОЙ "БЕЗМЕСТНОСТИ" ЛИЧНОСТИ Сознание отсутствия удостоверяет непосредственную близость существования только в динамически–экзистенциальном событии экстатического отношения и самоотдачи в любви. У такого события

Из книги Теология тела автора Иоанн Павел I

Славянская истина: живая истина Каждый народ составляет себе представление об истине, которую он ищет, на свой лад. О. Павел Флоренский обратил внимание на то, что сам термин, используемый в различных языках для обозначения истины, свидетельствует об интересных

Из книги автора

6. БОГ ЛИЧНОСТИ Всеобщий Отец есть Бог личностей. Он является центром и пределами личностной сферы вселенной - от наделенного личностью низшего смертного создания до высших и божественных творцов. Бог-Отец дарит и сохраняет каждую личность. Одновременно с этим, Райский

Из книги автора

Выражение личности 2. Я вижу необходимость говорить в первую очередь об этом аспекте, а не о проблемах антропологической сложности в метафизическом смысле. Оригинальное описание человеческого сознания, данное в яхвистском тексте, охватывает в своём повествовании также

Понятие духовной жизни человека. Принцип духовности в челове­ческой реальности. Понятие духовной психологии. Ступени духовного роста человека. Понятие индивидуального духа.

Различение обликов индивидуального духа человека, человек как личность, как индивидуальность, как универсум. История образов лич­ности: личность как личина, маска, персона, герой, лик, ипостась. Лич­ность как социокультурная реальность, как реальность для Другого. Личность как самоопределенность человека. «Я лично!» - формула лич­ностного поведения. Личное место в системе реальных отношений с другими (позиция и роль). От-личение себя от других Лиц. Ценностные ориентации личности. Личные выборы. Максимы поведения (мораль­ность) личности. Стыд.

Ответственность как полный ответ вопрошающему Другому. Поступок. Личное (честное) слово. Кодекс чести. Достоинство личности. Личные отношения. Личный характер.

Перспективы, цели, устремления личности. Личное время. Само­определение личности. Работа с собственной самостью, ее ограничение.

Индивидуальность как встреча с собой-Другим. Встреча с собой, диалог с собой. Антиномии индивидуальности: своеобразие (каприз­ность, оригинальность, непохожесть) - самобытность (авторство, уко­рененность в мире, собственный способ жизни).

Рефлексия собственной жизни. Авторство жизни. Аутотентичность. Собственное лицо. Авторское мировоззрение. Личная нравственность. Автономная этика. Совесть. «На том стою и не могу иначе» - формула индивидуальности. Индивидуальность как духовно-практическая реаль­ность. Уникальность жизненного пути человека.

Универсум (микрокосм) как полнота человеческой реальности. Ипо­стась как форма человеческой целостности. Кризис самости в ее родовой, культурной и индивидуальной определенности. Встреча с Над-мирностью. Человек и мир как эквивалентность. Со-бытийность человека и ми­ра. Вселенско-вечное со-бытие. Конечно-бесконечное бытие. Эквива­лентность актуальной и потенциальной бесконечности. Жизнь как целое.




Антиномия: самостность - универсальность. Уникальная универ­сальность бытия человека. Единственный в своем роде. Тождество ин­дивида и рода. Индивидуальная форма родового бытия. Воплощенное человечество. Олицетворенный род. Сын человеческий - Сын Божий. Абсолютный человек. Человек как носитель Божественного, абсолютно­го, вселенского сознания.

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. Т.5. С. 15.

2. Там же. С.35

Раздел I

1. Веркор. Избранное. М., 1990.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. М., 1991. С.56.

3. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. М., 1991. С.53.

4. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные фило­софские произведения. М., 1955. Т.1. С.203.

5. Там же. С.292.

6. Шелер М. Положение человека в Космосе // Мир философии. М., 1991. С.84.

7. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. М, 1991. С.50

8. Там же. С.51.

9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 136.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.54.

11. Бердяев НА. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. М., 1991. С.50.

12. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. М., 1955. Т.1. С.202.

13. Шелер М. Положение человека в Космосе // Мир философии. М, 1991. С.86.

14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. Т.5, С.8.

15. Там же. С.8-9.

16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. Т.5. С.9.

17. Там же. С.15.

18. Там же. С.15.

19. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С.40.

20. См.: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988; Петухов В.В., Сталин В.В. Психология. М., 1989; Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.1. C.62.

22. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. С.51-52.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.71-72.

24. Выготский Л.С. Собр.соч: В 6 т. М., 1982. Т.1. С.300.

25. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А Н.Ждан М., 1980. С.35.

26. Там же. С.35.

27. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926. С.185.

28. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С.227

29. Психология личности. Тексты. М., 1982. С.109.

30. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии, 1988. №4. С. 165.

31. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

32. Цит. по: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

33. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2. С.95.

34. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.5. С.197.

35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.167.

36. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М, 1986 С 210

37. Там же. С.210

38. Психология личности. Тексты. М., 1982. С.208.

39. Там же. С.212.

40. Психология личности. Тексты. М., 1982. С.250-251.

41. Там же. С.255-256.

42. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психоло­гии, 1988. №4. С.161.

43. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотер. журнал. 1991. №1. С.20.

44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т.1. С.13.

45. Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание - искусство. Киев, 1977.

46. Степин ВС. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О че­ловеческом в человеке. М., 1991.

47. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.363.

48. Дилыпей В. «Понимающая психология» // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, Д.Н.Ждан. М., 1980. С.258.

49. Там же С.267

50. Там же. С.279.

51. Братусь Б.С. Аномалии личности. М, 1988. С.134.

52. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории
// Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1.

53. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. С.136-137.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.I. C.46.

55. Там же. С.46.

56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.55.

57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.57.

58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.61.

59. Дильтей В. «Понимающая психология» // Хрестоматия по истории психоло­гии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. С.276.

60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.52.

61. История зарубежной психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А Н Ждан М 1986. С.204.

62. История зарубежной психологии. М., 1986. С.209.

63. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С-363

64. Дильтей В. «Понимающая психология» // Хрестоматия по истории психоло­гии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. С.278.

65. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С.38.

66. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. С.8-9.

67. Цит. по: Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. С.100.

Раздел II.

1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С.337.

2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. С.63.

3. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. С.29.

5. Фейербах Л. Избр. философские произведения. Т.1. С.203.

6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С.178.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. С.163.

8. Левитан КМ. Основы педагогической деонтологии. М., 1994. С. 15-17.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С.172.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 167.

11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

12. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979. С.47.

13. См.: Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1972; Методики психодиагностики в спорте. М., 1990, и др.

14. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С.302-303.

15 . См.: Хричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в

американской социальной психологии // Вопр. психол. 1977. №6; Петров­ский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

16. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. №2. С.16.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С.125.

18. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1976. С.327.

19. Там же С.298, 339.

20. Психологический словарь. М., 1983. С.347

21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С.347-348.

22. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. №2. С.22.

23. Зинченко В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории пси­хики // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1988. №3; его же: Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. №2.

24. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. С.141.

25. См.: Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972; Апраушев А.В. Стать человеком. М., 1992.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. С.134.

27. См.: Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972; Леонтьев А.А., Лебедев В.И. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975.

28. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии 1991. №2. С.27.

29. См.: Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. С.70-71.

30. Джемс У. Психология. М., 1991. С.91.

31. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988. С.271.

32. Описание механизмов психологической защиты представлено на основе мате­риалов работ: Бассин Ф.В. Психология бессознательного. М., 1968; Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, 1984; Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988; Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978, и др.

33. См.: Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. С.82-84.

Раздел III

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т.1; Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2.

2. Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2. С.196.

3. Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. М, 1983 Т 2 С.195.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, 1984. С.383.

5. Ананьев Б.Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь) // Сов. педагогика 1960. №1.

6. Аршавский ИЛ. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л., 1975. С.60.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С.53.

8. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1989. С.222.

9. По У.Шелдону: висцеротония - функциональное преобладание органов пи­щеварения; соматотония - функциональное и анатомическое преобладание двигательного аппарата; церебротония преобладание деятельности высших нервных центров.

10. Русалов В.М. О природе темперамента // Вопр. психологии. 1985. №1. С.22.

11. Лично А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. С.115-116.

12. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956. T.1. C.91.

13. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности // Естественнонаучные основы психологии. М., 1978. С.298.

14. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуаль­ных свойств человека // Вопр. психологии 1985. №1. С.27.

15. Лурия АР. Основы нейропсихологии. М., 1973.

16. Ухтомский Л.Л.Собр.соч.: В 10 т. М, 1950. T.I. C.299

17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С.549-550.

18. Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1. С.134-135.

19. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисципли­нарного исследования // Вопр. философии. 1988., №11. С.16.

20. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. Т.12. №6. С.З.

21. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т.1. С.166.

22. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. Т.12. №6. С.\Ъ.

23. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. С.210.

24. Гальперин П.Я. О возможности построения объективной психологии // Вопр. психол. 1987. №6. С. 174-175.

25. Три стороны жизни душевной (по учению святителя Феофана Затворника) // Психол. журнал. 1991. Т.12. №6. С.117.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. С.99

27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2.

28. Три стороны жизни душевной (по учению святителя Феофана Затворника) //

Психол. журн. 1991. Т.12. №6. С.119.

29. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. С.108-117.

30. Гегель Г. Наука логики: В 3 т. М, 1970. T.I. C.86.

31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М, 1989. Т.2. С.212.

32. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопр. психол. 1985. №3. С.120.

33. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. С.З.

34. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М, 1991. С.85.

35. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2. С.209-210.

36. См.: Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984; его же: Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

37. Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т 2 С.214.

38. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

39. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

40. Блонский П.П. Память и мышление. М., 1935.

41. Психология. Словарь. М., 1990. С.264.

42. Середа Г.К. Что такое память? // Психол. журн. 1985. Т.6. №6. С.42

43. См.: Зинченко ПИ. Непроизвольное запоминание и деятельность // Хрестома­тия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979. Смирнов А.А. Про­блемы психологии памяти. М., 1966.

44. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976. С.46.

45. Познавательные процессы и способности в обучении / Под. ред. В.Д.Шадрикова. М, 1990. С.63-64.

46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989. Т.1. С.326.

47. Середа Г.К. Что такое память? // Психол. журн. 1985. Т.6. №6. С.45-46.

48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.361.

49. Там же. С.361-362.

50. Теплое Б.М. Ум полководца // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т.1.

51. Давыдов ВВ. Виды обобщения в обучении. М., 1972; его же: Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

52. Давыдов ВВ. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.105.

53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.362.

54. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопр. эстетики. Вып. 6. М, 1964. С.46-47.

55. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1986. С:350.

56. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972: С.&.

57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.347.

58. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея и В.Я.Ро­манова. М., 1976. С.З.

59. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976.

60. Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С.230-231.

61. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974

62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. С.125.

63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. С. 126.

64. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С.227.

65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. С. 127.

66. Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты. М, 1982. С.232.

67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. С.220-221.

68. Там же. С.225.

69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1985. Т.2. С.235.

70. Там же. С.235.

71. Там же. С.223.

72. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С.338.

73. Личко Е.А. Подростковая психиатрия. М., 1985. С.34.

74. Описание типов акцентуаций характера приведено в кн.: Психология индиви­
дуальных различий. Тексты. М., 1982. С.288-318.

75. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М.,

76. Там же. С.295

77. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т.1. С.95

78. Там же. С.52

79. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С.408-409.

80. Там же.

81. Там же. С.414.

82. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения" В 2 т М 1989 Т.2. С.193.

83. Цит. по ст.: Асмолов А.Г.. Братусь Б.С. и др. О некоторых перспективах иссле­дования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. №4. С.35.

84. Подробнее о соотношении личности и характера см.: Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. Гл.II. §4; Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Лекция 15.

85. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С.119-120

86. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979. С.94.

87. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С.329.

88. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т.2. С.553.

89. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т.З. С.74.

90. Фейербах Л. Избр. философ, произведения: В 2 т. М, 1955. Т.1. С.496.

91. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С.327.

92. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984. С.29.

93. Там же. С.38.

94. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М, 1991. С.73.

95. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

96. Арсеньев АС. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и Мир» // (Зопр. философии. 1993. №5.

97. Там же. С. 134

98. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С.31.

99. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М, 1976. С. 273, 325, 327

100. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. ML, 1976. С. 338, 339, 341.

101. Там же.

102. Арсеньев А.С. Указ. работа. С.143.

103. Там же. С. 144.

104. Блохинцев Д.И. // Техника - молодежи. 1982. №3. С.20



error: Content is protected !!