Славянские веды. Сварог – бог чего? Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов Положение кумира на местах поклонения

Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) – согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы – бог-кузнец, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей – верховный бог восточных славян, небесный огонь. Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем.

Этимология

Исследователей давно привлекало созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный». Исходя из этого созвучия делался вывод и о лингвистическом родстве этих слов и даже о функциях Сварога как славянского божества. В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки обосновать эту гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, по мнению Трубачёва, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный».

Теория О. Трубачёва об индоарийском лингвоэтническом компоненте в Северном Причерноморье была с одной стороны подвергнута критике рядом иранистов (Грантовский Э. А., Раевский Д. С.) и индологов (М. Майрхофером), так и поддержана в то же время немецким индоевропеистом Вольфгангом Шмидтом (нем.)русск., российским индологом В. Н. Топоровым, а также российским иранистом и индологом – Д. И. Эдельман, которая ссылаясь на работы О. Трубачёва, считает возможным как сохранение индо-арийского элемента в Северном Причерноморье, так и проникновение в славянские языки индоарийских заимствований, которые не всегда отличимы от заимствований из иранского.

Также итальянский славист М. Энриетти, опираясь на теорию О. Трубачева о сохранении индоарийского элемента в Северном Причерноморье, допускает возможность прямого заимствования теонима Сварог в славянский язык из индоарийского. В свою очередь, археолог и социальный антрополог Л. С. Клейн, например, не видит других альтернатив в случае теонима Сварог, кроме как согласиться с индоарийской гипотезой. М. Фасмер пишет, что теоним Сварог связывают с праслав. svara, svarь, в результате чего само имя приобретает значение «спорящий, наказующий». В. Й. Мансикка также упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий».

Согласно мифам

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог – это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом – из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи – небесные воины.

В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь – самое святое место в храме.

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит – чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» – санскрит, вода).

Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце–Ра (отсюда наше слово радость) – и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря – белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических. Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями.

Атрибуты Бога Сварога

Птица: Алконост. По преданиям, эта птица – Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.

Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.

Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества – так и говорят: «искра божья».

Треба (подношение): огонь

Сварог – Бог-Покровитель

Сварог даёт покровительство тем, кто проявляет черты характера, похожие на Него. Бог Сварог немногословен, трудолюбив, справедлив. Если в тебе есть качества такого Бога, и его искры запали тебе в душу, тогда ты тоже похож на него.

Обычно такие люди, как:

  • молчуны;
  • работящи;
  • любят конкретику и точность;
  • практичны;
  • надёжны;
  • ответственны;
  • усердны в труде;
  • любят уединение.

Ты – человек слова: «Сказал – сделал!». Всё коротко и ясно. Все обязанности должны быть четко распределены, а любой труд обязательно должен быть доведен до конца. О тебе можно сказать еще следующими словами:

Ты – твердохарактерный, выносливый, ценитель всего красивого и практичного, получатель истинного удовольствия от труда, неуступчивый и упрямый, объективен, предусмотрителен, справедлив – умеешь разделить на правых и виноватых.

Почитание и аналоги в других мифологиях

О Свароге сохранилось мало сведений. Он не вошел в список «Владимировых» богов, но упоминается в некоторых древнерусских письменных источниках. Известно, что в славянской мифологии он почитался как бог огня. «Сварогом», или «сварожичем», называли персонифицированный пылающий огонь на алтаре или в домашнем очаге. В одном из древнерусских поучений против язычества XIV в. говорится, что язычники своим идолам «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють [огню молятся] зовуще его сварожицемъ [зовя его сварожичем]». В славянском переводе «Xроники» Иоанна Малалы (XII в.) Сварог соотносится с древнегреческим богом огня Гефестом. Здесь же указывается, что Сварог является отцом Дажьбога – божества Солнца. Современные исследователи считают, что глубоко почитаемый восточными славянами, о чем свидетельствуют письменные источники, Сварог (Сварожич) все же во времена Древней Руси представлял собой скорее не оформившееся божество, а олицетворение природной стихии огня. Не случайно он не вошел в пантеон высших богов, созданный князем Владимиром. Вместе с тем культ огня как одной из сил природы продолжает сохраняться в народной традиции до сих пор.

Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест – бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран – олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер – бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян – христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».

У балтийских славян Сварог зовется Радогостом, в Словакии, Чехии – Рарогом. Широко известное святилище Сварога есть в польском поселении Радогост. Когда-то на высочайшей вершине Кавказа, Эльбрусе, тоже был храм Всевышнего, с Алатырём-алтарём, а гору называли Белой Горой, Белиной, Бел-Алабыром. Тут же был Белый город, народ, населявший его, называли Белогорами. Вся местная топонимика так или иначе связана с Алатырём, белым камнем, из которого ударом высекаются искры.

Символы и обереги Бога Сварога

Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:

  • Конегонь,
  • знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»,
  • Сварожич,
  • Сварга,
  • Молот Сварога

«Символ Сварога» – Конегонь

Символ Сварога – это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название – «Конегон» или «Конегонь» Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает – в статье «Знак символ Сварога: действие, кому подойдет»

«Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

Символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Иногда этот символ назувают «Звезда Руси», что не совсем верно – это название у символа, относящегося к Богине Ладе. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. Символ очень похож на Звезду Лады, но только включен в квадрат и выступающие концы эллипсов не имеют закруглений. Сила квадрата имеет большой потенциал творческой мощи и силы.

День Бога Сварога

В северной традиции славянских народов неизвестны какие-либо праздники, отдельно посвященные Богу Сварогу. Его чтут на праздниках вкупе с остальными Богами. Ведь – Он верховное божество славян, присутствует в каждом явлении. Однако, в обычаях нынешних родноверов, Сварогу посвящается 14 ноября. В это время любят жечь костры, обмываться чистою водой – почитались эти две стихии в честь Бога. В его честь устраиваются славления, вспоминаются его славные воинские подвиги и заповеди.

Для современного населения России славянские традиции и культура являются пережитками, так как насильственное насаждение христианских идеалов привнесло в жизнь русского народа иные устои и каноны. Несмотря на это, народные верования и предания напоминают о себе, заставляя молодежь интересоваться корнями.

История происхождения

Сварог входил в божественный пантеон славян вместе с и . Это бог огня и семейного очага, покровительствовавший кузнечному делу. Сварог – бог-хозяин, ему выпала честь сотворить священный огонь. Некоторые считают, что Сварог – это отец , бога неба, другие утверждают, что он – покровитель солнца. Персонаж обладал несоизмеримой силой и славился воинскими заслугами.

В Словакии он известен как Рарог, в Этруссии – как Велханс. Финны звали его Илмариненом, а римляне Вулканом. В переводе с санскрита значение имени божества расшифровывается как «свет» или «небо», а суффикс, которым завершается имя, позволяет видеть в боге кузнеца.

Неся людям знания, мифологический персонаж изобрел кузнечные инструменты и научил людей работать с медью и железом. Ему славяне обязаны первыми законами, пропагандирующими моногамию. Потомок древних богов Ситиврата и Кръта, Сварог стал правителем света и эфира, а также управлял огнем. Роль божества в пантеоне сравнима с местом на Олимпе. Сварог работает руками, созидая материальное и отказываясь от использования магических способностей.


Славяне верили, что в местах, где происходит поклонение Сварогу, должны стоять изделия из металла и необходимо постоянное присутствие огня. Поэтому кузницы становились подходящими локациями для воспевания бога, который ввел славян в железный век.

Идолы Сварога выглядели неприметно. Это были большие неотесанные камни с изображением символа огня.

Сварог в славянской мифологии

Язычники просили бога об обильном урожае, качественных плодах и всходах посеянных зерен и семян. Люди считали Сварога Творцом. По легенде, он научил людей делать продукты из молока, поэтому у идолов бога часто оставляли творог и сыр. Такую пищу считали священной.


Слово «сварганить» присутствует в русском языке благодаря этим поверьям. Под этим глаголом подразумевают возможность сотворить что-либо, располагая минимальными знаниями и ресурсами, а значит, с божественным провидением.

Сварог много работает руками, поэтому простой труд ассоциируется с созиданием. Огонь он даровал, чтобы люди могли спастись от холода и голода, обогревая жилища и приготовляя еду. Железные орудия труда и боевое оружие тоже являются дарами могущественного бога. Мифы гласят, что он преподнес славянам ярмо и плуг для пахоты, секиру, палицу и меч для отведения атак. Славяне получили возможность добывать пропитание и отстаивать родную землю.


Славяне использовали обереги, ассоциирующиеся со Сварогом, чтобы защитить себя и свой дом. Среди популярных символов – конегонь. Это изображение, напоминающее свастику, в центре которого находится ромб. Прямоугольный знак дополнен линиями-лучами. При ближайшем рассмотрении очевидно, что схематичные фигуры в его основе напоминают плуг.

Вторым символом считается звезда Сварога – знак, обладающий большой магической силой. Это квадрат, сплетенный с эллипсами, концы которых заострены.


Люди воспринимали Сварога как благодетеля, ведь благодаря ему познали, что такое тепло и жизнь, смогли освоить труд, получили новые знания и ресурсы для защиты своего имущества. Сварог считается олицетворением творческой силы и воином Света. Его изображали в виде главного воина в периоды войн. Облик божества дополняли бордовыми доспехами и мечом. Он походил на кузнеца, упорно трудящегося, но готового в любой момент выступить против врага.

Покровительствуя правде, воле и знаниям, Сварог создал заповеди, позволяющие сохранить тепло и жизнь, позволяющие понять основы Мироздания. Жар кузни в виде Огня Справедливости карал тех, чье сердце не было чистым.


Богу помогала птица , Вестник богов – передавала волю Сварога людям. Животное Сварога – огненный вепрь, в которого иногда обращался сам бог.

Неизменным символом Творца был молот, от удара которого о камень высекались искры, становящиеся впоследствии богами. Отсюда выражение «искра божья». По преданию, искра от молота Сварога, попавшая на человека, даровала тому талант.

Бог любил тех, кто был похож на него по темпераменту и складу характера. Он покровительствовал трудолюбивым и деятельным людям, ратующим за справедливость. Человек слова с твердой силой воли и закаленным характером, немногословный и практичный, мог рассчитывать на поддержку Сварога.


Исследователи славянской мифологии издали цикл книг о божествах пантеона наших предков. Они утверждают, что Сварог был богом, к которому обращались в сложных жизненных ситуациях, когда необходима магическая помощь. К нему прибегали, делая заговоры на щедрый урожай или выздоровление от тяжелой болезни, для возвращения близкого человека из трудного похода и праведного суда. С его помощью снимали порчу, прибавляли смелости и силы, укрепляли семейные узы.

Славяне, создавая обереги, вязали узелки и, обращаясь к Сварогу, заплетали наузы. Они помогали устранить наговоры и негативные мысли, очистить карму, найти любовь и создать семью, очистить сознание от искушений и страхов.

Экранизации

Легенды, связанные со славянским божественным пантеоном, не так популярны, как греческие мифы. Секретами языческих сказаний вдохновляются российские авторы, среди которых . Писатель создал цикл книг, объединенный названием «Сварог». Особенной популярностью у публики пользуется произведение «Чужие паруса».


Сегодня Сварог как киноперсонаж мельком упоминается в сказках и документальных лентах. Полноценного фильма об этом герое не существует, но интернет полон слухов о перспективах съемок полнометражной ленты по книге Александра Бушкова. Писатель подарил новую волну вдохновения поклонникам языческой славянской мифологии.

Согласно сохранившимся сведеньям бoг Cвapoг занимал второе после Рода место по значимости в пантеоне восточных славян. В исторических источниках cлaвянcкий бoг Cвapoг сотворил землю, и принял в правление Явное царство. Один из самых почитаемых Cвapoг бoг cлaвян покровительствовал кузнечному ремеслу и поддерживал установленный Родом Мировой порядок.

  • Этимологическое исследование имени бога

    Упоминающийся в сохранившихся источниках бoг Cвapoг («книга Коляды», берестяные свитки, «Велесова книга») относится к старшему пантеону. Его имя имеет ведические корни и произносится как svarga. В переводе несет значение:

    • небо;
    • соединение с небом;
    • небесный.

    Сродство которое прослеживается подводит к выводам что бoг Cвapoг боле древнее явление в культурах. Теорию о глобальном переселении славян и древности самой культуры выдвигал О. Н. Трубачев. Исследования советского историка предполагают, что cлaвянcкий бoг Cвapoг относится к индоарийскому эпосу, зародившемуся в Северном Причерноморье.

    Социальный антрополог М. Фасмер делал отсылки к православному прочтению имени svara или svarь, что означало «наказующий, спорящий». Археолог В. Й. Мансикка упоминает присутствие в румынском отсылок имени божества švarogŭ, sfarogŭ. Что в переводе «пылающий, сухой». Все эти аспекты подтверждают единое происхождение и влияние божества на территории славянских культур.

    Стихия бога Сварога

    Согласно описаниям из археологических и этнографических исследований бoг Cвapoг ведал огненной стихией. Порожденный богом Родом он пришел, неся пламенный дух в своей сути. Ему подвластны все виды огня, от земного до инфернального.

    Огонь в понимании славянских народностей имел не только физическое проявление. Как многие явления идейного восприятия наших предков имело более глубокое понимание стихии. Огонь шел из самой сути очищения, света и творения. Духовное пламя воспринималось так же, как и материальное воплощение.

    Именно поэтому Cвapoг бoг cлaвян ведал не только всеми видами огня и горения, но и жизненным пламенем живых существ. В нем проявлялись все стремления и брали начало праведные начала любого действия.

    Сотворение земли

    Согласно славынскому эпосу бoг Cвapoг обладал могуществом творения. После своего явления в Мир он обнаружил в уже сотворенном пространстве камень алатырь. Приняв его в руки cлaвянcкий бoг Cвapoг вдохнул в него жизненную суть. Из-за соприкосновением с пылающей сущностью божества камень накалился.

    Как только Cвapoг бoг cлaвян опустил каменную глыбу в мировой океан из остывшей и растекшейся массы возникла земная твердь. Поскольку она была благословлена даром творения и созидания, появившаяся суша начала родить горы, леса и давать приют сотворенным Родом существам и людям.

    Описанный процесс возникновения суши был связан с охлаждением раскаленной массы растекшейся в континенты. В славянских письменных источниках это явление описывалось как «сварить землю».

    После сотворения суши cлaвянcкий бoг Cвapoг принялся выковывать природные ресурсы. Именно описание того, как наши предки представляли процесс творения, привело в итоге к покровительству божеством кузнечного дела. В небесных горнилах возникли золотые, серебряные, медные и стальные жилы. Их бог проложил в толще земной. Из его рук остатки алатыря переплавилась в драгоценные камни и самоцветы.

    Место в пантеоне восточных славян

    В пантеоне восточных славян бoг Cвapoг был призван Родом. Ему отводилось место правой руки творца. Важность происходящего на истоках творения разделялось между двух божеств. Сила Сварога была концентрирована на части бытия. В то время как Роду отводилось центральное место.

    В зависимости от народности Cвapoг бoг cлaвян относился к равному с Родом или его ближайшему приспешнику. Между двумя творцами не было противоречий, что укрепляло их союз. Значение Сварога было настолько велико, что небесный ход звезд и светил был назван «Сварожьим кругом». По нему велось летоисчисление и переход одной поры в другую.

    Положение кумира на местах поклонения

    На святилищах бoг Cвapoг устанавливался по правую сторону то Рода. В находках колочинской культуры его кумир занимал близкое положение к верховному творцу, на месте Белобога. В находках народностей верховьев Днепра и Десны на капищах Сварог могу занимать даже центральное место.

    Признанный повсеместно Cвapoг бoг cлaвян причислялся к первому кругу пантеона. Это выделяло его из числа прочих почитаемых кумиров. Отдельные капища посвященные его ипостаси были широко распространены в Киевских археологических культурах. Высота изваяний могла достигать 2-3,5 метров. В основном его резали по камню. Изображения Сваронга наносились на кузнечные печи, изображения символа покрывали многие рабочие инструменты кузнеца.

    Как почитали предки Сварога

    Слaвянcкий бoг Cвapoг имел три праздника, проводимых в начале и середине лета, а так же на зимнее солнцестояние. Согласно этнографическим исследованиям Б. А. Рыбакова, в его честь палили высокие костры. В этом пламени сжигали требу божеству. Чаще всего это были бескровные жертвы, у народностей северной части балтийско-славянских народностей в число жертвенных подношений входил молодой бычок.

    В понимании наших предков бoг Cвapoг был не только добрым но и суровым хранителем традиций. За нарушения он карал по всей строгости, приводя таким образом пример послушания и назидания остальным членам общины.

    Когда чествовался Cвapoг бoг cлaвян на его праздниках мужчины достигшие зрелого возраста проводили показательные бои. Это было подобие олимпийских соревнований на ловкость и силу. В конце каждого торжества водились хороводы вокруг пепелища, пелись ритуальные песни.

    Упоминание в сохранившихся источниках

    Один из сохранившихся источников относится к «Повести временных лет» в котором бoг Cвapoг упоминается в строфах о солнце и его сыне Дажьбоге (Дажьбоге). В повести точно определяется его место в пантеоне, упоминается сила и значение божества.

    Краткие своды о положении божества Cвapoг бoг cлaвян занимает в источниках:

    • берестяные свитки;
    • «книга Коляды»;
    • «Велесова книга»

    Основную массу сведений по задачам и уровнях влияния исследователи этнографы В. В. Седов, И. П. Русанова, Б. А. Рыбакова и Г. С. Лебедев черпали из народного эпоса.

Он зажег солнце. Он владыка Царства Земного, но он же и творец. Сварог обустраивает порядок на земле. Он дает законы жизни. Он сражается с Черным Змеем, побеждает его и загоняет в Подземное Царство. Он же создает и Царство Небесное - царство богов (Сваргу, или Ирий). Он взрастил Ирийский (райский) сад. Сварог является и творцом всего звездного неба (Сварга - это и звездное небо), или Колеса Сварога , которое вращает сам Перун.

Сварога представляли в виде строгого плечистого кузнеца. Он послал людям небесный огонь, даровал людям кузнечные инструменты, научил их ковать железо - покровительствует кузнецам.

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды - это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит — чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» — санскр. вода). Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце-Ра (отсюда наше слово радость) - и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря - белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен - земных и космических. Сварог — бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу — так как он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых — удары молоточков, звон цепей да завывание огня.
Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово «творог» означает — сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.
День празднования его приходится на 14 ноября — Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына — Сварожича-Огня.

В начале времен, когда Сварог ударил молотом по 6ел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаръгл, а также все небесные Ратичи — воины Сварога.

Сварог и Сварожич — это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.

Сварога «Книга Велеса » именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битве со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов). Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом). Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сваротом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи… (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия 6езпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци… »

Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски — пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской традиции.

Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь — Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей… так спали с раба божия скорби… »

В «Книге Велеса » (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня и Лунного света

«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к ом и ведомо по лугам Хорса».

Прославление бога Огня-Солнца, есть в песнях болгар-помакав:

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешь на земе-та.
Пекренував сичка земе (…)
Покривашъ е цьрна магла,
та а нищу и гледа.
Хвала тебе Огнебог!
Хвала тебе Ясное Солнце!
Ты согревяешь землю…
(И если ты покинешь нас)
Покроет все черная мгла,
Придут нищета и голод.

Оригинал и перевод из «Веды славян», XIII 1-35

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось. В жертву Сварогу приносили лошадей и кабанов, которых зарезали непосредственно перед ритуальным костром, так чтобы кровь жертвы попадала в огонь.

Способности

Сварог управляет небесным огнем и может сотворить из него все что угодно. Но появляется созданное не магическим образом, а посредством усердного труда.

Сфера влияния

Обитает Сварог в Прави и практически не вмешивается в дела остальных миров, однако именно он привнес в Явь огонь и научил людей обрабатывать металл.

Cамым главным божеством славян был РОД. РОД создал первого, главного Бога – Сварога.

Род явил миру Сварога
И нарек именем бога
Четырехглавым, чтоб смог он
Видеть кругом.
Мы живём на отцовской земле.
Внуки Сварога − славные дети!
И летит на крылатом коне
Русь в далёкие тысячелетья!
И летит на крылатом коне
Русь в далёкие тысячелетья!

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог - это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.
Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание - камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом - из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи - небесные воины. В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь - самое святое место в храме.
Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.
Бог создал и Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды - это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит - чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» - санскр. вода). Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир.
Он заботился о людях: дал им Солнце-Ра (отсюда наше слово радость) - и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен - земных и космических.
Сварог - бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра).

Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятные Сварогу (т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых) - удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.


Сварог - Бог света. Всего что светится.
Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец У славян практически все небесные боги имеют в своей основе огонь.
Благодаря трудам Сварога люди научились владеть огнем, обрабатывать металл, создали по "образу и подобию" небесных - клещи и колесницу, и именно Сварог дал им законы и знание. Затем он отошел от дел и передал бразды правления сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило - тоже огненные или солнечные.
По свидетельству Дитмара (умер в 1018), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом.
В мифах белых народов бог молотом кует - творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к огню.
У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря.
У чехов, словаков и украинцев со Сварогом можно связать огненного духа Рарога. Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные одежды. Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастили летом, поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, делают игрушки, топят печи. И ждут рождения Хорса, готовя наряды для колядования. Мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников.


Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады. Сварог, славянский бог семейного очага, Бог огня, кузнечного дела, небесный кузнец и великий воин. Об этом боге ходят довольно противоречивые сведенья. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба. По легенде Сварог бил по камню, который принесла русалка Рось, чтобы у нее родился сын от Перуна. И, когда Сварог бил по камню, то искры сыпались во все стороны, и из этих искр и родился Тарх - Дажьбог. Поэтому доподлинно неизвестно кто его настоящий отец Перун или Сварог. Сварог очень способствовал развитию знаний.
Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост. Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его "Рарогом".

Чтобы было понятней Кто или что такое Сварог. «СВА» - это круг неба над головой, Это все звезды, созвездия и их излучения, это Солнце и Луна, Это все излучения, которые дают нам жизнь. Слово «РОГ»- означает Могущество, Власть, Торжество.

СВАРОГ - дословно переводится как, Торжество Неба. Все, что мы узнали за последнее время про излучения, меняющие наше пространство, все тайные знания, которые начинают открываться, рассказывая и объясняя то, что происходит и что нас ожидает в будущем, как раз и объясняет смысл названия цикла времени - «День Сварога». Когда тайное станет явным, и нам откроется то, что хранилось многие тысячелетия в забвении.
В забвении хранились знания о Наших Богах и их названия: Род, Ра, Сварог, Лада, Хорс, Велес, нет необходимости их всех перечислять. Но каждое из перечисленных буквосочетаний является не чем иным, как звуковой мантрой естественного излучения, без которого наша с вами жизнь невозможна. Все эти энергии-излучения постоянно находятся в видимой части северного полушария неба. Со временем их настоящие названия были заменены другими, но так же являются правдивыми, так как отражают одну из форм или ликов древних славянских богов, а именно ликов животных. Впоследствии они приобрели названия Зодиакальные созвездия. День празднования его приходится на 14 ноября - Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына – Сварожича-Огня.

Заповеди Бога - Сварога
1.Почитайте друг друга. Сын - Мать и Отца. Муж с женою живите в согласии.
2. На едину жену должен муж посягать, а иначе спасения вам не узнать.
3. Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите Род свой и Рода Небесного.
4. Почитайте вы три дня в неделе - третий, седьмый и девятый. Почитайте Великие Праздники. Потому подобает поститься всем людям в третий и в седьмый дни. Если кто в день девятый работает - то не будет ему прибытка, ни по жребию, ни по таланту во другие дни без изъяна. День седьмой человекам, скотам и рыбам на покой дан, на отдых телесный. Друг ко другу ходите, друг дружку любите, будет радостно вам - пойте песни Богам.
5. Почитайте Великий ПОСТ, от сожжения Марены и до свадьбы Дживы. Берегитесь люди в это время Кривды, сохраняйте строго от съедения чрево, руки от сграбления, от хулы уста. (О ПОСТЕ читайте приложение 2)
6.Почитайте яйца в честь яйца Кощеев, что разбил Даждьбог наш, вызвав тем Потоп.
7.Почитайте Страстную Неделю - как скорбел Даждьбог наш от распятия до спасения Лебедью-Дживой, так и вы скорбите смиренно. И не пейте питья хмельного, не скажите бранного слова!
8. Почитайте Купальские дни. Вспоминайте победу Перунову, как Перун победил зверя-Скипера и как сестрам своим он свободу дал, как очистил их в водах Ирия. 9.Почитайте Перунов день. Как Перун в пятый день к Диве сватался, как Перун Морского царя победил и с небес низверг буйна Велеса, вспоминайте и свадьбу Перунову!
10.Почитайте Ладу-Матушку и Рода Небесного. Покровителей Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.
11.После жатвы своей, вспоминайте об Успении Златогорки, почитайте день Волха Змиевича, сына Индры, Ясна Сокола.
12.Почитайте день Макоши-Матушки, Светозарной Великой Матери, Небесной Богородицы.
13.Почитайте и день Тарха Даждьбога - вспоминайте его женитьбу.
14.Почитайте Великую Инглию и Богов Ваших, которые суть посланцы Бога Рода Единого.
15.Почитайте старость и защищайте младость, познавайте Мудрость, что оставили вам Предки ваши.
16.С другими Родами живите в согласии, помогайте когда просят вас о помощи.
17.Не щадите живота своего, для защиты Дома своего, для защиты Рода своего и Святой Веры своей, для защиты Святой земли своей
18.Не навязывайте Святую Веру насильно людям, и помните, что выбор Веры личное дело каждого свободного человека.
19.Почитайте ПАСХЕТЪ, и помните о пятнадцатилетнем переходе из Даарии в Рассению, как шестнадцатое Лето Предки наши славили Род Небесный, за спасение от Потопа Великого.
20.Живите в союзе с Природой, не губите ее, ибо она опора Жизни вашей и всего Рода живого.
21.Не приносите на Алатырь жертвы кровавые, не гневите Богов ваших, ибо мерзко для Них принимать кровь невинную от созданий Божиих.
22.Защищайте рукою крепкою ваши Капища и Святилища помогайте всеми силами, вы всем Странникам и Храмовникам, что хранят ту Тайну Древнюю, Слово Божие, Слово Мудрое.
23.Не питайтесь пищей с кровию, ибо будете как звери дикие, и болезни многие поселятся в вас. Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, в лесах и садах ваших, обретете вы тогда силы многие, силы светлые, и не настигнут вас хвори-болезни и мучения со страданиями.
24.Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо мудрость Божию не постигните и здоровие потеряете.
25.Воспитай отец сынов с дщерями, приучи их к жизни праведной, воспитай ты в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости. Освяти их жизнь Святой Верою и Мудростью Предков.
26.Не хвалитесь своей силою перед слабыми, чтобы восхваляли и боялись вас, а обретайте славу и силу в битвах с ворогом.
27.Не свидетельствуйте ложно против ближнего вашего, сберегите от хулы уста ваши.
28.Творите дела добрые, да во славу Рода Небеснаго, и великих предков ваших и святой земли вашей.
29.Какие деяния творят вам люди, такие и вы сотворите им, ибо каждое деяние своею мерою мерится.
30.Даруйте десятую часть от достатка вашего Богу Единому, а сотую часть вождю и дружине его, дабы охраняли они землю вашу.
31.Не отвергайте незнаемое и необъяснимое, но постарайтесь незнаемое познать, а необъяснимое объяснить, ибо Боги помогают стремящимся к познанию Мудрости.
32.Не отнимайте жизнь у ближнего вашего, ибо не вы ее дали, а Бог; но не щадите жизней ворогов, что нападают на вас и земли ваши, ибо оне против воли Бога пошли.
33.Не принимайте подношений и воздаяний за деяния, что сотворены вами при помощи Дара от Бога, и за деяния добрые ваши, ибо пропадет Дар Божий вам данный и не молвит никто, что благое творите.



error: Content is protected !!