Почему Бог допускает страдания, смерть детей и теракты? Почему страдают невинные? Почему бог не останавливает войны.

Добрый день! Из вашего ответа про "Что такое Бог" я понял, что это Творец нашего видимого мира и всего в нём, а также однажды на Земле лик Бога появился в Иисусе Христе. Если это действительно так, то у меня возникает вопрос, что же сейчас происходит с миром в котором мы живём? Я про войны, терроризм и идею золотого миллиарда. То есть если Бог создал наш мир, то почему допустил массовое уничтожение около 20-25 миллионов человек с 41 по 45 год? Разве эти 20 миллионов были грешны в прошлых жизнях и в эти годы искупили свои грехи ценой собственной жизни? У думаю, что либо тот Бог, про которого мы говорим - не всемогущ либо это не Бог вообще, к которому надо стремится ибо он не помогает. Разве может тот, кто сотворил целые миры - допускать гибель своих творений? Спасибо. С уважением, Илья

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте ещё раз, Илья!

Вопросы в духе вашего задавал еще праведный Иов примерно 3000 лет назад, и есть в Библии книга Иова, где праведник предъявляет жесткие претензии к Богу, похожие на ваши, находясь в состоянии борения, вызова… В конце концов ему является Бог, не отвечая прямо на все жёстко поставленные вопросы, после чего все выдвинутые вопрошания снимаются, — Иов от них отказывается. Это своего рода длинная и развернутая притча. Суть её такова, что важен какой-то живой и личностный контакт с Богом, и тогда многое предстанет в другом свете. Просите у Бога, обращайтесь к Нему! Может и не сразу, но со временем и Вам что-то будет дано… А вопросы всё равно останутся – Бог есть прежде всего тайна. Предположите хотя бы на секунду, что ваши представления о Боге могут быть весьма далеки от того, каков Бог на самом деле! Это хоть немного, но может помочь. Насколько Бог вообще всемогущ и почему Он так много допускает зла? Я не знаю… Бог потенциально гораздо могущественнее всех нас, но насколько Он всемогущ на самом деле, я тоже не знаю. На Божественной литургии, самой главной службе православной Церкви, мы молимся: «Ты – Бог неизреченен, неведом, невидим, непостижим…» Это самое точное, что мы о Нем можем сказать, и об этом – всё Писание! Если бы Бог был понятен для нас, Он уж точно не был бы Богом по определению. Это тоже я могу утверждать со всей уверенностью. А про остальное – только в смутных догадках и предположениях… А если уж внимательнее смотреть самое Писание, прежде всего Новый Завет, то там налицо судьба Христа, Бога воплощенного в человеческом образе. Он воскрешал мертвецов, исцелял от неизлечимых болезней и… позволил над Собой надругаться и в конечном счете стать подвергнутым самой унизительной и мучительной казни того времени – распятию (так поступали с последними рабами Римской империи, а по иудейскому закону такой человек считался проклятым). Итак, если Бог позволил это сделать со Своим уникальным и единственно-рожденным Сыном, то так ли удивительно, что Он позволяет что-то подобное с другими? Писание, кстати, изначально не обещало никому легкой жизни. Иисус Сам предупреждал о скорбной участи своих учеников. Сегодня, когда я Вам пишу, праздник Воздвижения креста – тоже напоминание об этом… «Возьми крест свой и следуй за Мною», как говорил Иисус. Но после креста, заметьте, следует Воскресение! И жизнь с физической смертью не кончается. Если бы она ограничивалась только этой биологической формой, тогда в самом деле, мы несчастнее всех людей, если надеемся на Христа только в этой жизни, не веря в Его воскресение и в конечное воскресение мертвых, как писал апостол Павел к коринфянам (1 Кор. 15: 12-19). А еще Бог открыл апостолу Павлу одну важную истину: «сила Моя совершается в немощи » (2 Кор. 12: 9). Да, Бог часто в этом видимом мире скорее немощен, чем силен. Его пути, Его тактика таинственны… Он не подчиняет и не принуждает никого силой – это делают сами люди. Он дает свободу всем нам самовыразиться и в хорошем, к чему непрестанно призывает, и в плохом тоже. Альтернатива этому? Пожалуй, мир, где всё было бы отработано, отлажено, предсказуемо, как в механизме, но тогда в этом мире не было бы никакой свободы… И не было бы самой жизни!

Приведу еще одни слова апостола – «Верою ходим, а не видением» (2 Кор. 5: 7). И не знанием, добавлю к этому. Если бы для нас было всё видно, оче—видно и ясно, это было бы сплошное знание, и тогда не было бы вообще нужды в вере. Но к вере опять-таки призывает нас всё Писание. К вере как доверию Богу, а заодно и верности Ему, а также уверенности в тех вещах невидимых, которые мы пока не можем наглядно показать и объяснить.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

«В мире столько безумия, что извинить Бога может лишь то, что он не существует» - сказал когда-то Стендаль. Вся история человечества - это история страданий. Испокон веков людей преследуют бесконечные войны, насилие, притеснения и издевательства, жуткие преступления, жесточайшие казни, вопиющее к Небу торжество несправедливости. Даже в мирное время землян терзают и истребляют болезни, голод и всевозможные природные катаклизмы. И, казалось бы, действительно - ну почему Господь так и не навёл на Земле порядок, допускает столько зла и позволяет своим созданиям так мучиться?

Искушение Адама и Евы

Если Бога нет, то всё земное безумие можно объяснить исключительно человеческой дуростью, естественным отбором, вечной борьбой за место под солнцем и нелепыми случайностями. Но в таком случае само существование людей и их страдания, по сути, становятся безсмысленными и безысходными. С точки же зрения православных христиан - всё в мире имеет глубокий смысл и может быть объяснено.

Первые люди на земле счастливо жили в прекрасном и гармоничном Божьем раю. Однажды Адам и Ева легкомысленно послушались змия-искусителя и нарушили единственную заповедь, данную им Богом. Когда они съели некий запретный плод с древа познания добра и зла, мир атаковало зло, а природа всех живых существ была повреждена и искорёжена. Первородители потеряли связь с Богом, стали грешными и были изгнаны из рая. Земной мир был создан Творцом для людей и взаимосвязан с ними. Когда хозяева природы потеряли величие и бессмертие, изменилась и вся среда их обитания. Из-за Адамова падения и грехов его потомков человек из владыки превратился в раба природы, своего тела и страстей, земля потеряла способность обильно плодоносить, и все живые существа, так или иначе, обречены на страдания.

Многие недоумевают: если Господь не хотел, чтобы люди познали добро и зло, то зачем Он вообще повесил на дерево запретный плод?! Это ведь всё равно, что в комнате с малыми детьми повесить оголённый провод и требовать, чтобы они к нему не прикасались, а когда их всё-таки стукнет током - ещё и жестоко наказать за любопытство! Зачем Бог допустил до людей дьявола и не препятствовал надвигающейся катастрофе? Попробуем разобраться.

Согласно учению Церкви, первозданный человек обладал полнотой ведения и глубочайшим знанием сотворенного мира. Бога он знал лично, так близко и очевидно, как ни единому святому не удавалось впоследствии узнать. Уже поэтому сравнение Адама с маленьким ребенком не может быть объективно.

Лишь в одном аспекте ведение прародителей было неполным. Они не знали на практике, что такое зло, не имели реального опыта соприкосновения с ним и плохо себе представляли, что такое бытие без Бога, и в какое ничтожество превращается человек, отпав от Создателя. Предостережение Бога «смертию умрешь» было для них лишь теоретическим знанием. Не подкрепленная практикой теория не смогла удержать от нарушения рокового табу. Но вряд ли стоит винить Адама и Еву в этой глупости. Окажись любой из нас на их месте - наверняка и мы поступили бы точно так же.

Шутка Марка Твена: «Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел» очень близка к истине. Ведь самая первая заповедь была установлена Богом, чтобы человек мог непринуждённо реализовать свою любовь к Нему, либо - так же свободно отказаться от этой любви. В древнееврейском языке словосочетание «древо познания добра и зла» является устойчивой идиомой, означающей абсолютную полноту познания, делающую человека равным Богу и независимым от Него. Посему запретный плод нельзя воспринимать примитивно и буквально. Прародителей погубило не само его употребление, а - мотивация их действий и состояние их душ в момент, когда они усомнились в благости и правде Божией, поверили сатане и решили стать «как Бог», самодостаточными и великими. Нарушив заповедь, человек, по сути, предал Господа, растоптал любовь к Нему и заразил смертью собственную душу.

Дальнейшие печальные последствия были не наказанием, а естественным следствием отпадения от Источника всего бытия. Чтобы образно понять суть этой катастрофы, представьте себе отломанную от дерева ветку, которая хотя и будет некоторое время зеленеть в вазе, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу. Или вообразите разумный компьютер, который по локалке был соединен с мощнейшим сервером, а потом вдруг решил, что он вполне самодостаточен и порвал с ним связь, став беззащитным перед сетевыми вирусами, хакерами и программными ошибками. Так уж устроено, что полнота бытия человека осуществима лишь в его союзе с Богом. Разрыв с Ним неизбежно влечет за собой деградацию, разрушение и прочие тяжкие последствия.

Искорёжив свои души и собственную природу, Адам и Ева уже не могли оставаться в раю. Их тяготило общение с Богом и чувство собственной нераскаянной вины. Дальнейшее пребывание в Едемском саду становилось мучительным. Эта тягота присутствием Божиим и желание укрыться от Него, будет преследовать падшего человека до самого окончания земной истории.

Все разговоры о том, что Бог кого-либо наказывает и карает - не более чем фигура речи, которую примитивным людям понять проще, чем рассуждения о Боге-Любви. На самом деле никакого наказания со стороны Отца Небесного не было. Главная сущность зла кроется в отходе от Бога и разрыве с Ним. Адам и Ева сами себя наказали, вступив на путь зла и попав во власть закона смерти и страдания. Все заманчивые обещания дьявола оказались гибельной ложью.

Змий и его команда

Доктор С. был великолепно образован, пользовался уважением и подавал большие надежды. Но однажды он захотел стать самым главным доктором на свете. Однако все его интриги и попытки добиться руководящего поста закончились крахом. С. сошёл с ума, был уволен и стал опасным шарлатаном, создав собственный «центр», где пациентов только обдуривают и калечат, к тому же обдирая как липку. Пока что его ещё терпят, предупреждая людей об опасности лечения у сего безумца. Но рано или поздно горе-доктору придётся дать ответ за всё, что он за эти годы натворил…

Нечто похожее на эту образную историю произошло и в небесных сферах. Первыми в мироздании, ещё до сотворения материального мира, пали сотворённые Богом ангелы. Один из главных помощников Бога - Денница, он же Люцифер, однажды от безмерной гордыни повредился рассудком. Божье создание захотело стать Богом и занять Его место, и примерно треть небесных духов поддержали его. Столь неадекватная оценка Люцифером своего могущества и совершенства вылилась в войну, в результате которой бунтари были побеждены и низвергнуты.

Падение возгордившихся ангелов создало не само зло, а его бесплотных носителей, бытие которых превратилось в унылый безысходный ад. Когда же Господь создал человека, одаренного свободой и имеющего плоть, перед злыми духами открылась возможность соблазнять людей и уже через них вносить в земной мир дисгармонию, злобу и страдания.

Завидуя Богу, но, не имея ни малейшей возможности причинить Ему вред, демоны всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творения. Их злоба настолько велика и безгранична, что они ненавидят даже друг друга. Сам факт собственного бытия является для них весьма мучительным, хуже, чем у любой бешеной собаки. Смыслом существования для них стало стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли приложить свои «грязные лапы».

Любовь Божия беспредельна, и в случае покаяния демоны могли бы вернуться в ангельский чин. Но их чудовищная неистребимая гордость и злобность навеки закрыла для них путь к спасению. Они способны лишь неуклонно развиваться во зле и зависти.

Почему Бог терпит зло?

Но почему Бог не уничтожил демонов и позволил им вредить и соблазнять людей на зло? Однозначного ответа на этот вопрос в земной жизни мы вряд ли получим, но кое-что в общих чертах можем понять.

Очень вероятно, что не будь дьявола - человек пал бы и без его помощи. Люди имеют дурную привычку погрязать в грехах, безверии и не приносящей пользу душе пустой суете, забывая о Боге. Многие сами себя отдают во власть сатаны. А ведь смысл жизни заключается отнюдь не в земных удовольствиях и благах. Истинная цель всей нашей земной жизни - подготовка к Вечности. Каждому из нас необходимо познать добро и зло, научиться их различению и сделать добровольный выбор. Наша участь после смерти напрямую зависит от того, насколько мы чисты и готовы соединиться с Господом. Неподготовленной грязной душе в загробном мире будет, мягко говоря, весьма неуютно и тяжко. Тот же, кто прожил жизнь не зря - обретёт вечную радость и счастье, и уже никогда не наступит на Адамовы грабли.

Если оказаться в помещении, наполненном природным газом, на котором мы готовим себе еду - можно смертельно отравиться или взорваться. В чистом виде газ не имеет запаха. Чтобы вовремя заметить и устранить его утечки, в него добавляют зловонный химический одорант, запах которого знаком каждому.

Людские страдания и боль тоже являются своего рода «одорантом», сигнализирующим, что наши тела и души - в опасности, и что ими завладели вредные разрушительные процессы. Например, любители самоотравляться алкоголем вынуждены мириться с тяжким похмельем и депрессиями. А человек, причиняющий своим ближним обиды и вред, или разлагающий душу безнравственными мыслями и поступками - мучается угрызениями совести.

Понятно, что можно глушить похмелье лекарствами и новыми дозами яда, а совесть злодеев со временем окаменевает и атрофируется, переставая причинять беспокойство и дискомфорт. Но результаты такой жизни довольно скоро приводят к необратимым последствиям. Представьте себе потерявшего чувствительность человека. Он пьёт кипяток, суёт руки в огонь, не чувствует боли от ожогов и ран. Разумеется, он вскоре неизбежно погибает.

«Я никому не делаю зла, не имею вредных привычек, и всё равно страдаю - за что мне это?!» - возмущаются иные люди. Но если тщательно разобраться, у любого из нас найдутся недостатки и грехи, мешающие прийти к совершенству, необходимому для спасения в Вечности. Без потрясений и страданий люди пребывают в мире иллюзий и самообольщения. Кто из нас полностью свободен даже от мыслей осуждения и гнева, от притворства и лжи в любых её проявлениях, от страстей и запретных желаний? Внешне мы можем казаться добрыми и праведными, но если хорошо и честно покопаемся в своей душе - то можем найти в ней такие язвы и чёрные пятна, о которых даже думать не хочется, и в которых мы подчас самим себе боимся признаться. А копаться в себе и признаваться в горькой правде ой как не хочется! Проще придумать отговорку, что некоторые Божьи заповеди «устарели» и уже неактуальны. Как сказал немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против неё и нарушали её вопреки всем доказательствам».

В душе человека всю жизнь идет борьба добра и зла. Попуская нам скорби, Господь лечит наши внутренние «болячки». Зачастую, только после серьёзных падений люди приходят в себя и начинают борьбу со своим злым «вторым я», которое, кстати, притягивает к нам и нашим близким беды и страдания. Утешением же для нас может служить тот факт, что Бог, в отличие от неумолимой автоматической «кармы», в которую верят представители восточных учений, зачастую укрывает человека от последствий его грехов, отводя от него те вполне заслуженные «кары», которые он мог бы и не вынести. Попуская нам страдания только в той мере, которая способствует нашему исцелению. Именно поэтому не ведающий, что творит, хулиган и безобразник может долгое время казаться неуязвимым баловнем судьбы. А на без пяти минут праведника неудачи и скорби порой сыплются как из рога изобилия, даже за самые, казалось бы, пустяковые помыслы, делая его ещё крепче и закалённее.

Весьма поучителен «Предсмертный дневник» Иоанна Кронштадтского. Умирая от рака, он страдал сильнейшими болями. Есть запись, в которой он кается и сокрушается в том, что при очередном невыносимом приступе - сорвался и хулил Бога и Божию Матерь, за то, что он так страдает. Даже такой великий святой, исцеливший своими молитвами тысячи больных, способен через боль обнаружить в своей светлой душе тёмные пятна! Но он прекрасно понял суть своей столь болезненной реакции на страдание, и благодарил Бога за то, что Тот дал ему возможность увидеть - каково истинное состояние души, и какие ещё «болячки» надо залечить и очистить покаянием.

Как бы не мечтали демоны всё испортить, они отнюдь не свободны в своих действиях, и могут творить только то, что им попустит Бог. Укус ядовитой змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из её яда лекарство. Так и Господь, обращающий любые злые замыслы к благу, использует носителей зла как средство для исцеления человеческих душ. Сатана, бесы, а также творящие зло люди - на поверку оказываются своего рода «скальпелем» в руке милостивого Бога, старающегося каждую человеческую душу довести до ума и совершенства, исцелить и спасти, пусть даже ценой весьма болезненных «операций».

Увы, прожить на этой земле без страданий - невозможно. Но мы можем относиться к ним не как к неизбежному злу, а как к школе самопознания и личного воспитания, обучающей нас братской любви, смирению и мудрости, и отрешенности от всего мелочного и суетного. Искренне верующий христианин даже в самых ужасных и нечеловеческих условиях жизни может стать праведным и совершенным, и получить опыт райского бытия уже на Земле.

Священная свобода

Доводилось слышать недоуменные вопросы: «Почему всеведущий Господь, предвидевший, к чему приведут искушения добром и злом, не создал людей такими, чтобы грех и зло вообще не могли возникнуть в их душах?» Всё дело в том, что искусственно запрограммированные на послушание, лишенные свободы выбора существа уже не были бы людьми. Это были бы биороботы, зомби или если хотите - рабы. А Богу интересны и любы именно свободные личности , имеющие возможность искренне любить и выбирать добро без принуждения, по личному свободному выбору.

На эту тему существует старая философская загадка: «Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?». Казалось бы, если не может сотворить, значит - не всемогущ, а если сотворит, но не подымет - то всё равно не всемогущ. На самом деле, Господь уже создал такой «камень». Камень этот - человек, сотворённый для счастья и блаженства. В подчиняющемся своему Творцу огромном мире есть территория, над которой Он не имеет власти. Это - сердце человека, наделённого священной свободой любить или не любить своего Создателя и выбирать пути своей жизни. Именно на этой, неподвластной Богу территории так часто рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком.

Господь любит нас, и хочет, чтобы все мы были счастливы и спаслись. А все беды и несчастья мы накликиваем сами. Главное зло - это мрак, живущий в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией Любви. Если бы Бог насильно изгнал этот мрак - то ни о какой подлинной любви уже не могло бы быть и речи, ибо «роботы» не могут любить! Человеку позволено всё, и только ему самому решать - в каком направлении двигаться, к Свету или тьме.

Многим хотелось бы, чтобы Бог вовремя останавливал всех злодеев и нейтрализовывал всяких Гитлеров и Чикатило ещё до того, как они становились опасными для общества. Но в таком случае Ему опять придётся грубо попирать человеческую свободу.

Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом, даже не подозревая, сколько их еще не поймано, и как много вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе имеющих тьму злых помыслов. Слишком многих из нас пришлось бы «заковывать в наручники» начиная с младенческого возраста. Нет, и не было на земле человека, который хотя бы однажды не причинил боли и зла другим людям. Бог же смотрит на всё происходящее с точки зрения Вечности, предоставляя каждому наиболее благоприятные условия для исцеления его души, в зависимости от его состояния. Он не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах и долготерпит, ожидая, что несчастья и страдания образумят людей, обратят их сердца к правде и добру. И уничтожает зло только тогда, когда это действительно необходимо. Любое зло имеет свой предел. А любой злодей отвечает за содеянное не только перед Божьим Судом. Даже если его не покарает земной суд или людская месть - жизнь погрязшего во зле уже на этой земле превращается в настоящий ад.

Кем посылаются болезни и катастрофы?

Но как быть с природными стихиями, сносящими с лица земли целые города и континенты? Тут вполне может срабатывать метафизическая взаимосвязь между погрязшим в грехах обществом и ответными реакциями со стороны природы. Бог до последнего оттягивает роковой исход и ждёт людского покаяния и исправления, но рано или поздно чаша терпения переполняется, и случаются катаклизмы.

Куда больше досаждают нам рукотворные беды и катастрофы. Вспомним, сколько зла цивилизованный человек натворил только за последнее столетие, как он непоправимо загадил землю и воздух химическими отходами и радиацией, надругался над природой и её гармонией грубым недальновидным вмешательством.

Не менее болезненный вопрос - откуда берутся патогенные вирусы и микробы, и почему Бог их не уничтожит? Некоторые люди полагают, что эту пакость насылает на людей дьявол, вызывающий патогенные мутации. Но более вероятна другая версия. Изначально человек был неуязвим перед любыми созданными Богом микробами и вирусами. Но после грехопадения мир перестал воспринимать человека как своего владыку. Наше естество изменилось, и некоторые микроорганизмы стали для нас вредными и опасными. Нас защищает иммунитет, но и он не всегда может с ними совладать. В пользу этой версии можно привести пример аллергий на самые безобидные вещества, когда человек может даже умереть, понюхав обычные полевые цветы или, скажем, съев фрукт, являющийся для него аллергеном.

Некоторые болезни вроде онкологических возникают при повреждении и мутациях клеток человеческого организма. Но зачастую люди сами порождают эти мутации собственными мыслями и словами.

Знакомый врач рассказывал мне о пациентке О., болевшей раком груди. До поры до времени она была абсолютно здоровой и крепкой, но однажды сильно разозлилась на одного человека и пожелала ему, чтобы он сдох от рака. Вскоре её пожелание бумерангом ударило по ней же самой. До болезни О. мало кто любил, она слыла злой и легкомысленной безбожной особой. Но стремительно прогрессирующая смертельная болезнь привела её к вере и благодатно изменила её душу. Когда подруга цитировала ей её же собственные высказывания из недалёкого безоблачного прошлого, О. искренне недоумевала и не верила, что это были её собственные мысли и слова. Болезнь, способная погубить только тело, привела её к полному нравственному выздоровлению и помогла обрести блаженную Вечность.

С другой стороны, молитвы людей порой вытаскивают их родных со смертного одра. Во времена начала «лихих 90-х», когда в провинции не хватало элементарных лекарств, жена моего друга Александра буквально вымолила своего сына, умиравшего от тяжелейшей пневмонии. В какой-то момент она почувствовала, что её молитва услышана. И буквально сразу малыш выкашлял, вытошнил целый комок зеленой слизи. Не проходившая много дней температура на глазах начала падать, и уже спустя пару дней ребёнок был здоров.

Другой удивительный случай поведала в одном из интернет-форумов Вера Данилова. У её друзей в лучшей московской больнице умирала 1,5-годовалая дочка. Из ее крови один за другим исчезали нужные для жизни химические элементы. Врачи сказали, что шансов на выздоровление - нет. И тогда, по совету знакомого, отчаявшийся отец, прежде не замеченный в религиозности, поехал в Троице-Сергиеву Лавру и несколько часов провел на коленях у мощей святого Сергия Радонежского, умоляя спасти жизнь дочери. И случилось чудо - его дочка пошла на поправку, и через месяц врачи признали её полностью выздоровевшей. После этого вся семья - отец, мать и двое их детей крестились и стали искренне верующими людьми.

Почему страдают невинные?

Знаю семью, потерявшую маленького ребёнка. Трагедия привела зацикленных на материальных благах родителей к вере и духовному перерождению. Они родили дочку, а покойного сына считают ангелом-хранителем своей семьи. С другой стороны, не всем удаётся пережить подобное горе. Не так давно, не вынеся душевных мук, выбросился из окна онкоцентра отец смертельно больной девочки.

Но почему, за что страдают в мире невинные дети?

Причины могут быть самые разные. Одна из них - взаимосвязь родителей и их детей. Грехи отцов и матерей частенько заставляют страдать самых невинных - их любимых деток. Подобные случаи могут попускаться Богом, чтобы подтолкнуть погибающих грешных родителей к исправлению. Мой друг А. поведал мне о случаях, когда его разнузданная жизнь непосредственно влияла на здоровье его любимой дочери. Когда он напивался водки и страдал похмельем - его маленькая крошка в унисон с ним страдала упадком жизненных сил, желудочными болями и тошнотой. А стоило ему совершить серьёзный проступок, который он вполне мог бы и не делать - как дочка тяжело заболела и попала в больницу. Поняв эту взаимосвязь, ради здоровья любимого ребёнка он бросил пить и покончил со многими грехами.

С точки зрения Вечной Жизни, ни одно детское страдание не проходит безследно и безполезно. Так уж устроен лежащий во зле мир, что очень часто самые хорошие и чистые люди вынуждены страдать и даже погибать «за други своя». Души таких героев, вольно или невольно приносящих себя в жертву, соединяются с Богом и обретают вечное счастье и умиротворение. Мученическая смерть, согласно канонам христианства - является вершиной праведности и максимумом потенциально возможного стяжания духовных благ. А окружающие мучеников люди получают шансы начать новую жизнь и стать лучше, чище и добрее. Важно только сделать правильные выводы и никогда не отчаиваться.

Рано или поздно земная история закончится, и человечество перейдёт в иную форму бытия. Все души от Адама до последнего человека Земли, желающие спастись и соединиться с Богом, обретут новые, вечные тела. В новом мире уже не будет ни зла, ни страданий, а только вечная любовь, радость и безграничное счастье. Чтобы стать жителями того, будущего мира - надо всего лишь здесь и сейчас стараться жить по совести, никого не обижать и творить добро ради любви к самому добру. Тогда даже этот, земной мир, станет чище и лучше, а сами мы ещё при жизни ощутим, что доброе райское состояние души - не миф, а вполне осязаемая реальность.

«Отчего не сделает Всемогущий Господь, чтобы в мире не было войн?» «Зачем Он допускает убийства»?

Такими вот вопросами люди задаются не первый век. Сегодня, в мире, как и всегда идут войны, происходит взаимное физическое истребление человека человеком. Потому эти вопросы остаются актуальными и жизненно важными.

Библия о войнах

Согласно Библии и православному мировоззрению Господь не допускает ни войны, ни терроризма, ни убийств. В Священном Писании говорится, что не Господь, а падший ангел, сатана, натравливает людей друг на друга и сеет всяческие раздоры. Именно он, вселяясь в людей и делая их нечестивыми разжигает пламя вражды. Вот что говорится о таковых в Священном Писании «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:21). «Пути мира они не знают» (Ис.59:8).

Еще в Раю Бог говорил сатане, который поддался его соблазну: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3). Таким образом после грехопадения прародителей и как его следствие в мир вошла вражда. Она началась уже с семьи Евы и Адама. Их сын Каин по наущению сатаны убил брата Авеля и стал враждовать с Богом, отказываясь принести покаяние. Именно вражда с Богом, нежелание каяться за грехи и породило у людей вражду между собой. Господь учит, чтобы люди не завидовали друг другу, не имели зла друг на друга, не поднимали рук своих друг на друга. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27) — говорил Иисус Христос.

Изгнание Адама и Евы из Рая

С появления сатаны и грехопадения Адама и Евы в мире стали действовать лишь две силы — это сила любви, добра, дружбы и сила, которая называется насилием, враждой и злостью. Бог призывает к любви, а сатана к вражде. Но коль Бог не пользуется насилием, то мы, люди свободны. Мы свободны в своем выборе — стать на сторону Бога или же служить сатане. Так вот, люди, служащие сатане и устраивают войны. Именно о них сказал Христос: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Хотя, когда-то согласно Библии, человечество преобразится и войн не станет. Тогда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4.).

Святые отцы о войнах

Конечно война — это несомненное зло. Но ведь они бывают как наступательные, так и оборонительные. А оборонительные войны можно считать справедливые и несправедливыми. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».


— один из самых почитаемых Отцов Церкви XIX века

А бывают еще и вынужденные войны о которых святитель Филарет говорил: «Война — страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости — в защиту правды, веры, отечества».

Святитель указывал даже на пользу военных действий. По его словам, «Одни на войне губят тело, а иные — душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».

Святитель , относясь с критикой учению о несоприотивлении злу насилием говорил: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?».


Иринарх Затворник благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы. Худ. Сапожников. Нач. XIX в.

В ответ на то, почему же христиане в войнах участвуют, если Иисус Христос учил любить даже врагов своих равноапостольный Кирилл сказал: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). «Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам» .

«Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших» — так кратко и убедительно высказался святитель Филарет об Отечества и о Христовой заповеди о любви к врагам. Также и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя заповедь о любви к врагам, писал: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры... Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

Как христианин должен относиться к воинской службе

«Убивать вообще преступно, но убивать своего врага на войне законно и похвально. Не думайте, что христианин с оружием в руках не может угодить Богу. Он доблестью своей защищает родину от варваров и тем охраняет слабых в тылу» — писал святитель . Следуя этому, а также учению других святых отцов появились великие христианские воины. Многие из них стали святыми, как, например, преподобный Илья Муромец, святой воин Иоанн Русский, Монахи Ослябя и Пересвет, святые князья-воины — Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Ушаков и др. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — говорится в Евангелии (Ин. 15).

Святые отцы учат, что даже на войне необходимо оставаться христианами. К врагам проявлять христианское благородство, раненых ни в коем случае не добивать, щадить тех, кто просит пощады. Выбор, как вести себя на войне, впрочем, как и в каждом важном жизненном поступке остается за каждым отдельным человеком. А святые отцы учат, что самое главное, когда сердце человека принадлежало Господу, и тогда, водимое Его любовью и получая помощь от Бога, человек найдет правильное решение.



error: Content is protected !!