Отношение к родителям. Почтительное отношение к родителям

МУФТИЙ РД АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ

Каждый родитель видит в своем ребенке не только радость глаз и продолжение потомства, но и заботу о себе в старческом возрасте. Однако для этого нужно воспитать в детях подобное отношение. От нашего воспитания напрямую зависит то, как дети, когда они станут самостоятельными, будут относиться к престарелым родителям.

Поэтому хотелось бы затронуть тему отношения детей к родителям – в рамках вопроса «Как дети должны почитать своих родителей?».

В первую очередь родители должны приложить усилия , чтобы привить детям богобоязненность и послушание Всевышнему, а потом любовь, уважение и послушание по отношению к себе. Ведь они будут нести ответственность в День суда за своих детей, за то, что не воспитали их должным образом, как это предписывает Ислам.

Почитание родителей является одним из важнейших вопросов, который Всевышний выделил в Коране после поклонения Ему. Также Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха. Повиновение родителям во всем, что не противоречит Шариату, – одна из обязанностей, которую возложил на детей Аллах.

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا

В Коране Всевышний говорит (смысл): "…Поклоняйтесь только Мне и относитесь хорошо к своим родителям " (сура «Ан-Ниса», аят 36).

Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к престарелым родителям, так как их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Всевышний также повелевает проявлять к родителям сочувствие и часто делать за них дуа: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким ».

Не почитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху I сотоварища и убийством человека. В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей – он даже не почувствует аромата Рая, не принимаются его хорошие деяния.

Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы . Так говорится во многих хадисах Пророка (ﷺ).

Однако некоторые дети, когда становятся самостоятельными, перестают уделять внимание родителям. Сколько же матерей отдают полностью себя тому, чтобы их дети встали на ноги, а впоследствии видят их лишь в праздничные дни. Бывает и так, что ребенок, слушающийся родителей, старающийся услужить им, стремящийся к их довольству, вызывает у нас удивление, настоль редким стало это явление в наше время. Сегодня родители чаще всего следуют за детьми и их желаниями.

Нередко можно увидеть, что дети командуют над старыми родителями, указывают им, что делать, где жить и чем довольствоваться. Это есть признак приближения Судного дня . В то же время эти же дети спешат угодить своему начальству, работодателю и т.д., стараются выполнить их сверх поручения, терпеливо, без возражения подчиняются им говоря, что они просто оказывают уважение. На самом же деле это больше похоже на подхалимаж.

Каким образом оказывает почтение человек, стремящийся только к мирскому? Где грань между подчинением, уважением и подхалимажем?

Разница между подчинением и подхалимством в том, что подчинение – это выполнение рабом (человеком) повелений Всевышнего Аллаха или приказаний людей, даже если это будет велено в желательной форме. А также отказ от запрещенного, даже если на это будет указано как на нежелательное действие.

Если же человек подчиняется и выполняет веления Всевышнего Аллаха, а также повеления кого-либо, и отказывается от всего, что они запретили, ради получения довольства Всевышнего Аллаха, это и есть уважение. Уважение - это отношение одного человека к другому, признавая достоинства его личности. Уважение - одно из важнейших требований этики.

Однако если раб (человек) оказывает какое-либо почтение другому человеку не ради довольства Всевышнего Аллаха, а лишь ради мирского и в свою угоду, то это будет подхалимством. В общем, угождать не ради довольства Аллаха имеющим авторитет и вес в обществе людям – есть подхалимаж.

Когда же дело касается подчинения родителям, то нередко дети проявляют по отношению к ним настоящую агрессию, ни сколько не учитывают их желания и интересы, не спешат помочь им, не терпят от них поучений и, более того, прерывают с ними отношения – в то время, когда Всевышний обязал повиноваться родителям и искать их довольства. Почитание родителей в Исламе – это одна из форм ибадата (подчинения Всевышнему).

وَوَصَّيْنَا الإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا

В Коране говорится: (смысл): «Мы заповедовали человеку, [т. е. повелели и обязали его] хорошо относиться к родителям, ведь мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его » (сура «аль-Ахкаф», аят 15)

Что же значит – повиноваться родителям? Каковы обязанности детей по отношению к ним? Как должны дети почитать родителей? Какие знаки уважения должны им оказывать?

1. Дети обязаны подчиняться своим родителям и всегда стараться угодить им во всем, что не противоречит повелениям Всевышнего . Детям надлежит всегда помнить о том, что "Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей" (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани).

Однажды Пророка (ﷺ) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего? » – «Вовремя совершённый намаз »,– был ответ. «А за ним какое? » – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро » (Аль-Бухари, Муслим).

2. Недостаточно просто хорошего отношения к родителям , нельзя совершать ничего, что показывало бы не уважение к ним. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Не следует смеяться громко, а также сидеть перед ними, когда они стоят, лежать в неприличном положении, оголять тело в их присутствии. Необходимо вставать, когда они встают или заходят в комнату, проявляя к ним уважение; стучаться, когда заходите к ним; не следует идти впереди них; повышать голос, находясь рядом с ними –– это все считается не почитанием родителей.

3. Ни в чем нельзя их упрекать; не следует смотреть на родителей искоса; смотреть им в лицо, нахмурившись. В хадисе говорится: «Кто смотрит на родителей сердито – не подчиняется им » (ад-Дарукутни).

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот решил его наказать (ударами таъзира). Кто смотрит в глаза родителям, тот неуважительно к ним относится. А кто обидел родителей, тот их ослушался ».

4. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном . Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, спокойным тоном.

إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً

Всевышний сказал (смысл): «…Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «уфф» и не кричи на них, а говори им слово благородное » (сура «Аль-Исра», аят 23).

5. Следует знать, что обеспечение родителей в старчестве ложится на плечи детей , поэтому они должны покупать для них одежду, обувь, продукты питания; если они не могут сами готовить или передвигаться, то необходимо или помогать им, или нанять человека, который будет присматривать за ними, готовить, стирать их одежду и т.д.

Старость – период жизни, когда родители больше всего нуждаются в оказании им помощи, добром отношении. Всевышний указал на этот период времени из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в старости, а также потому, что известно: человеку тяжело заниматься различными делами в этом возрасте.

АбуХурайра передает что Пророк (ﷺ), сказал: «Унижение и позор, тому, кто застал обоих своих родителей в старости, одного из них или обоих, и не вошёл в Рай » (Муслим). То есть услужение и внимание оказанное родителям в старческом возрасте может стать причиной для входа в рай.

6. Дети должны помогать родителям в их делах – как могут и чем могут . Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, несущим тяжёлую ношу. Дети не должны оставлять на мать всю работу по наведению порядка в доме, наоборот, им следует ухаживать за своей одеждой, обувью, мыть посуду, убирать за собой, заправлять свою постель, и так далее. Дочь должна помогать матери по мере сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за младшими братьями и сёстрами, заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, медресе.

Сообщается, что Джахима (да будет доволен им Аллах), придя к Пророку (ﷺ), сказал: «О Посланник Аллаха ( ), я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой ». Пророк (ﷺ) спросил: «Жива ли твоя мать? » Тот ответил: «Да ». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами » (имам Ахмад).

7. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей . Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.

Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей ». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей? » Он ответил: «Бывают; один человек ругает, порочит родителей другого, а тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого » (аль-Бухари, Муслим).

8. При необходимости выехать куда-нибудь детям, прежде всего, необходимо посоветоваться с родителями, и выехать в путь получив их согласие . Если родители позовут, следует отозваться сразу же, будь вы дома, рядом или в пути.

9. После их смерти необходимо выполнить их завещание, укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили . В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили » (Муслим).

10. Детям следует посещать могилы своих родителей , постоянно делать им дуа и просить за них у Аллаха прощения и милосердия к ним, раздавать милостыню за них.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знаний, которыми смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него » (Муслим).

Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, человек будет непрестанно возвышаться по степеням в Раю и скажет: «Откуда всё это?» Ему ответят: «Это по причине того, что твой сын просил за тебя прощения ». (Ибн-Маджа).

В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т.е. будет часто делать о них дуа, просить о прощении их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям » (Абу Дауд).

Если посмотреть на наше отношение к родителям, мы обнаружим, что очень часто пренебрегаем их мнением и проявляем по отношению к ним ослушание. Да помилует нас Аллах. Такое поведение – большой грех, и очень часто дети даже не подозревают, что те или иные их действия являются непослушанием родителям.

АбуХурайра сказал: «Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха, и спросил: «Кто в первую очередь среди людей заслуживает моей прекрасной заботы? » Он ответил: «Твоя мама ». Тот спросил: «Затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Затем твой отец ». (Муслим)

К непослушанию относится и такие действия:

Если сын или дочь могут принизить достоинство своих родителей , считая их мнение менее весомым, так как они – умнее, богаче, образованнее, выше по социальному статусу и т.д., что детей заставило возгордиться.

Если сын считает других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей и старается угодить им .

Если сын или дочь называют родителей по имени, тем самым принижая их достоинство или не уважая их .

Говорите благородное, будьте благодарными, великодушными, спокойно слушайте своих родителей, проявляйте к ним уважение.

Благодарность по отношению к родителям связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей » (сура «Лукман», аят 14).

وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

Всевышний повелевает нам (смысл): «Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они растили меня ребенком » (сура «Аль-Исра», аят 24).

Если вы обладаете разумом, то остерегайтесь проявлять ослушание своим родителям, т.к. последствия этого греха очень тяжелы. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей, оно смывает грехи, улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.

Однажды к Пророку Мухаммаду (ﷺ) явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха. Однако Пророк (ﷺ) не стал торопиться, и спросил его: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей? "Человек ответил: "Они оба живы ". Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "И ты хочешь получить награду Аллаха I? " Этот человек сказал: "Да ". Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо! » (Аль-Бухари, Муслим).

Доброе отношение к родителям

Всевышний Аллах при сотворении человека заложил в него чувство любви, уважения и почитания своих родителей. Для того чтобы человек с почтением относился к своему отцу и своей матери этих чувств достаточно. Однако исламская религия не позволяет себе молчание даже в тех положениях, очевидность соблюдения которых проистекает из человеческого ума и мира его внутренних чувств. Одним из подобных положений является доброе отношение к родителям. Предписания Ислама подчеркивают важность почтительного и уважительного отношения человека к своим родителям, подтверждая этим все то, к чему призывает человека его внутренняя природа.

Единобожие и доброе отношение к родителям

Значение, которое придается Исламом отношению человека к родителям столь велико, что в четырех сурах Священного Корана предписание о почтении к родителям упомянуто сразу же после самого основного повеления небесной религии - после единобожия. Разве одно это не указывает на то, сколь важно творить благо по отношению к родителям?

1. «Вот мы заключили завет с сынами Израиля, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха и будете делать добро родителям». (Сура «Корова», аят 83)

2. «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям». (Сура «Женщины», аят 36)

3. «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям». (Сура «Скот», аят 151)

4. «Господь твой предписал, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и делали добро родителям». (Сура «Перенес ночью», аят 23)

Как прекрасна религия, которая предписывает своим последователям не забывать о родителях и о добром отношении к ним, даже если они не принимают данную религию. Аяты Священного Корана и многочисленные хадисы от Посланника Аллаха и безгрешных имамов из его рода (да благословит их всех Аллах) призывают почитать отца и мать, не являющихся мусульманами. В суре «Лукман» сказано: «А если они (родители) будут бороться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о чем нет у тебя знаний, то не повинуйся им. Но в этом мире относись к ним с добром». (Сура «Лукман», аят 15) Случается, что родители не разделяют с детьми верных религиозных убеждений. Случается, что такие родители велят своим детям сделать нечто, противоречащее предписаниям исламской религии. Предельно ясно, что в подобных случаях не нужно повиноваться им. Но несмотря на это дети обязаны чтить своих родителей, не повышать на них голоса, обращаться с ними вежливо и с уважением. В таких случаях дети должны постараться наилучшим образом выполнить свою обязанность по призыву к благому и удержанию от дурного. И быть может родители будут наставлены на истинный путь.

Благодарность к родителям

Благодарность человека по отношению к родителям стоит в одном ряду с его благодарностью к Всевышнему Аллаху за многочисленные блага и милости, о чем свидетельствует Небесное Писание: «Благодари Меня и своих родителей». (Сура «Лукман», аят 14) Блага и милости, которыми одаривает нас Творец, превыше того, чтобы сосчитать их. Отсюда становится понятным, как высоко положение родителей, если Коран предписывает верующим благодарить и Творца, и своих родителей.

От Имама Риды (да будет мир с ним) передается: «Воистину, Аллах повелел благодарить Его и родителей. Тот, кто не благодарит своих родителей, не благодарит Аллаха». (Аль-хисал)

Человеку следует благодарить и почитать отца и мать, но ему ни в коем случае нельзя проявлять к ним даже малейших признаков неуважения. Священный Коран учит: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно». (Сура «Перенес ночью», аят 23)

Превыше борьбы на пути Аллаха

Борьба на пути Аллаха с врагами Ислама под знаменами справедливого предводителя является важнейшей из программ исламской религии. Вооруженная борьба на пути Аллаха бывает двух видов:

1. Когда на борьбу обязаны подняться все без исключения мусульмане (джихад эйни).

2. Когда на борьбу должна подняться лишь часть мусульман, и если некоторые из них сделают это, то на других не будет обязанности браться за оружие (джихад кифаи).

Если мусульмане находятся с неприятелем в состоянии второго вида вооруженной борьбы, то в некоторых случаях для некоторых мусульман будет намного лучше, если вместо того, чтобы отправиться на войну, они останутся со своими родителями и будут заботиться о них. А порой имеющиеся условия обязывают их остаться со своими родителями. Имам Садык (да будет мир с ним) рассказывает, что однажды один из мусульман подошел к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и сказал ему: «О Посланник Аллаха, я молод и силен, и я жажду принять участие в битве на пути Аллаха, но моя мать испытывает беспокойство по этому поводу». Пророк ответил ему: «Вернись к своей матери и будь рядом с ней. Клянусь Аллахом, который ниспослал меня с истиной, если ты пробудешь со своей матери в течение одной ночи, то это лучше, чем год вооруженной борьбы на пути Аллаха». (Джами ас-саадат)

Сколь высоко положение родителей, если в ряде случаев нахождение рядом с ними превыше такого важного деяния, как борьба с врагами религии. Но нужно помнить, что данный хадис относится к тем случаям, когда вооруженная борьба на пути Аллаха не является всеобщей, а относится ко второму виду борьбы, о которой было сказано ранее. Если же джихад будет объявлен всеобщим, и основам исламской религии будет угрожать серьезная опасность, то на всех мусульманах лежит обязанность оказать вооруженное сопротивление врагу. В такой ситуации неприемлемы никакие отговорки, даже несогласие отца и матери.

Лишенный почувствовать запах рая

Посланник Аллаха многократно повторял мусульманам: «Остерегайтесь навлечь на себя гнев и обиду ваших родителей. Воистину, благоухание рая чувствуется на расстоянии в тысячу лет. Но тот, кто навлечет на себя гнев и обиду родителей, даже не почувствует его запаха». (Джами ас-саадат) Со слов Посланника Аллаха становится ясно, что причиняющие своим родителям мучения и страдания не только не смогут пребывать в райских садах, но будут находиться от рая на далеком расстоянии и будут лишены возможности приблизиться к нему.

В одном из хадисов повествуется о том, что некий человек совершал таваф вокруг Каабы, усадив на себя свою пожилую мать. Увидев Пророка, он спросил его: «Компенсировал ли я этим (то есть помощью в совершении тавафа) все заботы моей матери?» Пророк ответил ему: «Нет, ты не компенсировал даже одного из ее стонов во время родов». (Фи зылялиль-куран) Действительно, если мы учтем все тяготы, которые испытывает мать, нося в утробе дитя. Если мы примем во внимание все трудности, выпадающие на нее во время родов, а затем бессонные ночи, в которые она находится возле своего дитя. Если мы не будем забывать о нелегком бремени, связанном с кормлением ребенка, с его воспитанием и о многом многом другом, то мы непременно осознаем слова Пророка Ислама, говорившего, как бы человек не старался, он никогда не сможет возместить то, что сделала для него его мать. Ему остается лишь почитать и уважать ее, прося помощи у Всевышнего Аллаха для наилучшей заботы о родителях.

Благочестивый человек, почитающий отца

Во второй суре Священного Корана приводится история о корове и сынах Израиля. Один из людей был убит при неизвестных обстоятельствах, и никто не знал, кто же является его убийцей. Всевышний Аллах ниспослал Пророку Мусе (да будет мир с ним) откровение, в котором повелел, чтобы сыны Израиля закололи корову, а затем прикоснулись одной из ее частей к убитому, чтобы тот ожил и указал на своего убийцу. Муса передал им данное повеление Аллаха, но, вместо того чтобы заколоть любую корову, они стали расспрашивать о ее особенностях и приметах, сужая таким образом круг коров, которых можно было заколоть. Муса в очередной раз описал ее особенности, и сыны Израиля приступили к поискам коровы, которая полностью соответствовала бы описанным приметам. Говорят, что такая корова была лишь одна и принадлежала она благочестивому человеку, который очень сильно почитал своего отца, оказывая ему наилучшие знаки внимания. В один из дней этому человеку выпала возможность совершить удачную сделку. Но для того чтобы совершить ее, ему нужно было разбудить спящего отца и взять у него ключи от сундука. Не желая беспокоить спящего отца, он решил не будить его, в результате чего сделка не состоялась. Однако Всевышний Аллах, видя, насколько сын почитает своего отца, устроил все так, что сыны Израиля пришли к этому благочестивому человеку и купили его корову по высокой цене. Таким образом Аллах компенсировал ему несостоявшуюся сделку. По этому поводу Посланник Аллаха говорил: «Посмотрите, как благочестие помогает тем, кто придерживается его». (Нур ас-сакалейн)

Имам Казим (да будет мир с ним) передает слова Пророка о правах отца к сыну: «Сын не должен обращаться к отцу по имени, а должен говорить ему «отец». Он не должен шагать впереди своего отца и садиться прежде, чем сядет он. И он не должен совершать деяния, совершение которых станет причиной того, что люди плохо отзовутся о его отце, например, скажут: «Да поразит Аллах отца, который породил такого сына». (Нур ас-сакалейн)

Отец или мать?

Однажды некий мусульманин спросил Пророка Ислама:

О Посланник Аллаха, по отношению к кому мне нужно больше всего вершить добро?

По отношению к матери, - ответил ему Пророк.

А затем? - вновь спросил мусульманин.

По отношению к матери, - снова ответил Пророк.

А затем?

По отношению к матери.

А затем?

А затем по отношению к отцу. (Васаиль аш-шиа)

Рай под ногами матерей

В известнейшем хадисе рассказывается о юноше, который прибыл к Посланнику Аллаха для того чтобы принять участие в одной из битв мусульман против неприятеля. Пророк спросил его:

Жива ли твоя мать?

Да, - ответил юноша.

Тогда вернись и заботься о ней. Воистину, рай находится под ногами матерей. (Джами ас-саадат)

Великая награда матери

Однажды Умм Салама сказала своему мужу - Посланнику Аллаха: «Всеми почестями обладают только мужчины, есть ли они у женщин?» Пророк ответил: «Конечно же есть. Когда женщина забеременеет, то в течение всей беременности она подобна человеку, постящемуся днем и молящемуся по ночам. Она подобна воину, сражающемуся на пути Аллаха своей жизнью и имуществом. Когда женщина рожает, даруемая ей награда столь велика, что никто не в состоянии объять ее. Когда женщина кормит младенца грудью, то за каждый глоток молока, сделанный младенцем, Аллах дарует ей вознаграждение, равное награде за освобождение раба из потомков Исмаила. А когда младенец подрастает и заканчивается период кормления грудью, благородный ангел садится рядом с ней и говорит: «Возобнови совершение благих деяний с самого начала, ибо Аллах простил все твои грехи и твоя книга деяний чиста». (Васаиль аш-шиа)

Период тягот для матери

Священный Коран в своих аятах взывает к мусульманам, дабы они задумались над тем, с какими трудностями сталкиваются матери, когда они носят детей в своих утробах, чтобы через подобное размышление пробудить в человеке непрекращающееся чувство благодарности к той женщине, которая даровала ему жизнь. Коран говорит: «Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать с тяготами носит его в своей утробе и с тяготами рожает, а от начала беременности до отлучения его от груди проходит тридцать месяцев». (Сура «Пески», аят 15) С полным правом матери могут заявить, что в течение этих тридцати месяцев они проявляют величайшее самопожертвование по отношению к своим детям. Уже с первых дней беременности состояние будущей матери начинает претерпевать физические и психологические изменения, уже с этих дней трудности начинают следовать за трудностями. Последующий рост ребенка в утробе продолжает прибавлять ей забот. Чем дальше он развивается, тем больше своих сил вынуждена отдавать мать для поддержания его развития. Порой будущее дитя лишает мать спокойного сна, отдыха, любимой еды, а на последней стадии беременности отнимает у нее возможность удобно сидеть, ходить и лежать. Но несмотря на все эти трудности мать со счастливой улыбкой и бесконечной любовью к будущему дитя ждет его появления на свет.

И вот настает время появления ребенка на свет. Эти мгновения бесспорно можно назвать самыми важными, самыми тяжелыми, но вместе с этим самыми счастливыми в жизни матери. Но после родов трудности не заканчиваются, на самом деле они лишь вступают в новую стадию. После родов мать, практически не смыкая глаз, окружает новорожденного заботой, круглые сутки она не отходит от него и готова удовлетворить любую его нужду. Однако узнать о его нужде нелегко, ведь он еще не умеет говорить. Если у него что-то болит, то он не может показать что именно. Если он испытывает неудобство из-за голода, жажды, холода или жары, то он не может объяснить это. Вместо этого он прибегает к плачу. И мать в этом случае, проявляя великое терпение и особую любовь, должна отыскать причину его неудобства. И ни в коем случае не нужно забывать о поддержании ребенка в чистоте, о его кормлении, о его защите от всевозможных болезней. И все это в первую очередь выполняет его мать.

Молитва матери

Однажды во время тайных бесед со своим Господом Пророк Муса попросил показать ему человека, который заслуживает называться его спутником в райских садах и который имеет высокую степень перед Аллахом. Всевышний ответил, что твоим спутником в раю будет юноша, проживающий в такой-то местности. Пророк Муса пожелал увидеть этого юношу и направился в ту местность, где тот проживал. Прибыв в город, он нашел нужного ему юношу, который, как оказалось, работал в лавке самым обычным продавцом. Целый день Муса издали наблюдал за молодым человеком, надеясь увидеть его за совершением тех великих деяний, которые введут его в райские сады и сделают спутником одного из божьих посланников. Но сколько Муса не смотрел, он не увидел ничего удивительного. Юноша продавал товар, разговаривал с покупателями, шутил с друзьями. Так прошел день. Наступил вечер, и юноша направился домой. Муса подошел к нему, поздоровался и, не сказав, кем он является на самом деле, попросился на ночлег, в надежде, что юноша совершает свои великие деяния дома. Молодой человек согласился, и они вместе вошли в дом. Войдя в дом, первым делом юноша поздоровался с пожилой женщиной, расспросил ее о делах и нуждах, затем приготовил ужин, которым заботливо накормил ее, ноги которой были парализованы. Терпеливо, ложка за ложкой он помог старой женщине съесть ужин, потом, убрав посуду, он поменял ее одежду и помог ей в выполнении всех ее потребностей. После этого он сменил постель и уложил женщину спать. Муса наблюдал за юношей. Юноша накормил Мусу, приготовил ему место для отдыха, совершил, как и все остальные верующие, обычную молитву и лег спать. И все. Вопреки своим ожиданиям Муса не увидел никаких сверхъестественных деяний, ни продолжительной молитвы в полночь, ни задушевной беседы с Господом до рассвета, ничего другого.

Наступило утро следующего дня. Перед тем как покинуть дом, Муса увидел, что юноша вновь накормил старую парализованную женщину, ласково и внимательно помог ей выполнить все дела, и только после этого отправился в лавку. Уже на улице, перед тем как попрощаться, Муса спросил юношу:

Кто была эта пожилая женщина, которая, после того как ты накормил ее и заботливо помог ей в делах, подняла глаза к небу и прошептала какие-то слова? И что за слова она произнесла?

Это женщина моя мама, - ответил молодой человек, - Всякий раз, когда я накормлю ее, она поднимает глаза к небу и шепчет молитву Аллаху, чтобы Он даровал ее сыну огромную награду и сделал его спутником Пророка Мусы в райских садах.

Когда Муса услышал эти слова, он встрепенулся, слезы скатились с его глаз. Тогда он сообщил юноше радостную весть о рае, сказал, кем он является на самом деле, а затем поведал ему всю историю с самого начала.

Завершим данную главу словами Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), сказавшего: «Будьте добры и учтивы к своим родителям, и ваши дети отплатят вам тем же». (Бихар аль-анвар)

В последнее время в дагестанском обществе начали распространяться проблемы, которые раньше казались для нас невероятными и несвойственными нашему менталитету: пренебрежительное отношение к родителям, неуважение и невнимание, доходящие до того, что родители вынуждены жить вне семьи, лишаясь поддержки своих детей. Представляем вниманию наших читателей адаптированную к публикации пятничную проповедь, прочитанную Ниматулой Раджабовым, имамом городской джума-мечети «Тангъим» в Махачкале по ул. ген. Омарова (бывш. ул. Венгерских бойцов), на тему должного отношения детей к родителям.


«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (сура «Семейство Имрана», аят 102).

«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (сура «Женщины», аят 1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (сура «Союзники», аяты 70—71).

А затем:

Поистине, самые лучшие слова - это Книга Аллаха, а лучший путь - это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие же деяния - это нововведения, и каждое нововведение - это ересь, и каждая ересь - это заблуждение, и всякое заблуждение в Огне.

Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь.

Всевышний Аллах в своей Священной книге, Благородном Коране сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком”» (сура «Перенесение ночью», аяты 23-24). Всевышний Аллах упомянул о Своем праве и о праве родителей в одном аяте и велел нам благодарить Его и своих родителей также в одном аяте - и этого уже должно быть достаточно верующему человеку, даже если бы не было других указаний.

Всевышний Аллах сотворил нас и всю Вселенную, а родители вырастили, воспитали нас. Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям...» (сура «Женщины», аят 36). «О сынок мой, не приобщай Аллаху сотоварищей - поистине, многобожие - великая несправедливость», - так приводятся в Коране слова мудрого Лукмана, обращенные к его сыну.

Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В трёх аятах упоминается о вещах, которые неразделимы и не принимаются одно без другого: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику» (сура «Трапеза», аят 92), то есть кто повинуется Аллаху, но не повинуется Его посланнику, от того не будет принято его повиновение; «Совершайте молитву, выплачивайте закят...» (сура «Свет», аят 56), кто совершает молитву, но не выплачивает закят, от того не будет принято; «Благодари Меня и своих родителей» (сура «Лукман», аят 14), кто благодарит Аллаха, но не благодарит своих родителей, от того не будет принята его благодарность». Из этого следует, что довольство Аллаха - в довольстве родителей, а в недовольстве родителей - недовольство Аллаха.

Аллах Всевышний напомнил нам в Коране о правах родителей, установленных еще до пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям...» (сура «Корова», аят 83).

Доброе отношение к родителям - лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения

Сообщается, что ’Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Аллах любит больше всего?”. Он сказал: “Совершаемую своевременно молитву”. Я спросил: “А после этого?”. Он сказал: “Проявление почтительности к родителям”. Я спросил: “А после этого?”. Он сказал: “Борьбу на пути Аллаха”» (приводится в сборнике достоверных хадисов «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслим), - то есть борьба на пути Аллаха была упомянута после почтительности к родителям.

’Абдуллах ибн ’Амр ибн аль-’Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передает: «Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то человек и сказал ему: «Я клянусь тебе, что совершу переселение и буду участвовать в борьбе на пути Аллаха, ибо желаю получить награду от Всевышнего Аллаха». Он спросил: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?». Тот сказал: «Да, они оба живы». Он спросил: «И ты хочешь получить награду от Всевышнего Аллаха?». Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Так вернись к своим родителям и обходись с ними по-доброму!» (Аль-Бухари, Муслим).


’Абдуллах ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На троих не посмотрит Аллах в Судный день: на того, кто неуважительно относится к родителям, на пьяницу и на того, кто, давая, попрекает. И трое не войдут в Рай: тот, кто неуважительно относится к родителям, даюс (мужчина, которому нет дела до того, кто заходит к его жене) и женщина, которая уподобляется мужчинам» (сборник хадисов ан-Насаи).

Однажды Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, увидел, как кто-то совершает обход вокруг Каабы, неся свою мать на спине. Подойдя к Ибн ’Умару, этот человек спросил его: «Как ты думаешь, возместил ли я ей то, что она сделала для меня?». Он ответил: «Нет, ты не возместил ей даже одну из родовых схваток. Однако то, что ты сделал, - похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

Уважение к родителям и хорошее отношение к ним помогают верующему войти в Рай

’Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вошел в Рай и услышал, как кто-то читает Коран. Я спросил: «Кто это?». Мне сказали: «Хариса ибн ан-Ну’ман». Вот что делает уважение к родителям! Вот что делает уважение к родителям!» - а этот человек был известен тем, что уважал свою мать больше, чем кто бы то ни было из людей (сборник хадисов аль-Байхаки).

Все пророки, и их сподвижники, и наши праведные предшественники очень почтительно относились к своим родителям. Ибн ’Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал: «Я не знаю дела, которое приближало бы человека к Аллаху так, как почтение к матери». Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Доброе отношение к родителям - это когда ты слушаешься их во всем, что бы они тебе ни приказали, а ослушание - это оставление их и лишение их своей заботы».

О Аллах, прости грехи нам и нашим родителям, вознагради их лучшей наградой за то, что они вырастили нас

Поистине, почтительное отношение к родителям - признак совершенства веры человека; человек не сможет достичь совершенства веры, если он относится к своим родителям неуважительно. То есть мусульманина, верующего человека, Коран и сунна пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, учат, чтобы он относился к своим родителям почтительно, уважительно, говорил им только добрые, хорошие, мягкие слова.

В Коране Всевышний, рассказывая о пророках, мир им, подчеркивает, что они хорошо относились к своим родителям - это и свойство пророков и посланников, и Всевышний Аллах многократно упоминает о почтении и благодеянии по отношению к родителям. Так, Всевышний сказал о пророке Йахйе (Иоанне), мир ему: «Он был богобоязнен, почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником» (сура «Марьям», аяты 13-14). То есть он был почтительным сыном по отношению к своим родителям, он говорил им только благие слова и делал им добро.

Поэтому, мои братья, когда родители вас зовут, вы не идите к родителям медленным шагом, а будьте подобны быстрой птице, отвечая на их зов, когда им что-нибудь понадобится, - если вы хотите, конечно, довольство Аллаха зарабатывать. И тем более вы не должны попрекать или же спорить со своими родителями. И после этого не должно думать, что вы отблагодарили своих родителей или отдали свой долг перед ними сполна, после этого вы должны обращаться к Всевышнему Аллаху, делая за родителей ду’а, чтобы Всевышний Аллах простил их и одарил из Своей милости.

Когда же мы смотрим сегодня на молодежь, то видим иную картину: многие оставляют своих родителей без внимания, не говоря уже о тех, кто отдает своих родителей в дома престарелых. Это невиданная раньше вещь - чтобы человек бросил своих родителей! А сегодня мы видим многих тех, кто держит у себя родителей из-за того, что у них есть пенсия хорошая. Многие оставляют своих родителей, когда те достигают преклонного возраста. Навещают их только изредка, только для того, чтобы поинтересоваться их состоянием. Есть такие, кто позволяют себе упреки и порицания в их адрес, повышают на них голос и ругают, будто бы они спорят со своими врагами. Есть и такие, которые в отношениях с другими людьми тактичны и культурны, в то время как со своими родителями грубы и невоспитанны.

Продолжение проповеди читайте в следующем номере «НД».


В этой статье мы хотели бы привлечь внимание на насущную проблему: хорошее и плохое отношение к родителям. Ислам уделяет большое внимание этой проблеме.

Предлагаем вашему вниманию небольшой поучительный рассказ про плохое отношение к пожилому отцу, а вслед за ним слова Всевышнего Аллаха, высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижника.

Больной пожилой мужчина, поняв, что ему больше не в силах жить одному, пожаловался сыну. Сын решил взять отца жить к себе. Итак, они стали жить вместе – отец с сыном, невесткой (женой сына) и 4-летним внуком.

Болезни давали о себе знать, и руки пожилого отца начали дрожать от старости, глаза стали очень плохо видеть, и шаги даже по квартире давались нелегко.

Вся семья обычно кушала вместе на кухне за одним столом. Но дрожащие руки старика и его плохое зрение портили аппетит молодоженам. Ложка порою выпадала из его рук, горошины падали на пол… А тут и вовсе случилось нечто, что оказалось последней каплей терпения у сына и невестки – отец потянулся к стакану с молоком, и… расплескал молоко по столу, не сумев удержать стакан в руке.

Гневно посмотрев на намокшую скатерть, супруги переглянулись.
«Мы должны что-то придумать»,- раздраженно сказал сын жене. «Я больше не смогу выносить его присутствия за столом; мне довольно падающих ложек, чавканий и пролитого молока».

К вечеру они поставили маленький столик в угол кухни.
И сказали дряхлому отцу, что он им портит аппетит, и что с этого дня пусть ест за этим маленьким столиком.


Бедному старику теперь приходилось, есть за этим крошечным столиком, отведенным для него, в одиночестве, в то время как семья наслаждалась обедом за большим столом.

Более того, после того, как он нечаянно, уронил тарелку и она разбилась, молодожены стали давать ему еду в деревянной миске.

А если отец случайно ронял ложку или вилку, то сын с невесткой делали ему резкие замечания раздраженным тоном.

Когда, порою, семья бросала мимолетный взгляд в сторону угла кухни, где сидел старый отец, то нельзя было не заметить слезы, переполнявшие его глаза… «Родной сын, а так унижает…».

А четырехлетний внук с молчанием внимательно наблюдал за происходящим.

Однажды вечером перед ужином родители обратили внимание на то, что их малыш занят чем-то с досками на полу.

Улыбаясь, они спросили, что это он такое делает.

Так же сладко улыбаясь, мальчик ответил, глядя в лицо своего отца, «О, это я хочу сделать для тебя и мамы деревянные миски, чтобы кормить вас, когда вы состаритесь, как дедушка».

Еще раз улыбнувшись, мальчик продолжил заниматься досками.

А молодожены были настолько поражены ответом малыша, что стояли, как пригвожденные, и не могли проронить ни слова…

Слезы потекли по их щекам. Беззвучно переглянувшись, они пристыжено опустили головы.

Тем же вечером они с уважением взяли пожилого отца под руки и бережно посадили с ними за стол. И до конца своих дней он всегда кушал вместе с семьей. И по какой-то причине, неведомой старцу, с тех пор ни сын, ни невестка больше никогда не делали ему замечаний и не раздражались, если он вдруг опять ронял ложку или проливал молоко…

Примечание: Наши дети, пусть даже на наш взгляд совсем маленькие, очень наблюдательны. И впитывают все происходящее лучше любой губки. И недаром сказано в хадисе, что «Если вы будете хорошо относиться к своим родителям, то и ваши дети будут хорошо относиться к вам, когда вы станете старыми» .

Дети обычно очень любят своих родителей и стараются имитировать их во всем!

Умный родитель понимает, что каждый день закладывает новый «строительный блок» в фундаменте будущего у их ребенка. Так давайте же будем мудрыми строителями и достойными примерами для подражания.

Люди, помните, что вне зависимости от ваших отношений с родителями, вам будет их нехватать, когда их не станет… И тогда вы станете раскаиваться о том, что делали при их жизни.

Так давайте же заботиться о них сегодня и всегда.

Иногда им не хватает совсем малого, порою просто вашей заботливой улыбки.

Всевышний Аллах говорит: Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов (сура Женщины, 36).

Также не забудьте слова Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, что «Рай находится под ногами собственной матери» , а «Пожилые родители являются вашей дверью в Рай» .

Однажды паломник спросил одного из сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал, «Я недавно совершил хадж, и, при обходе Каабы 7 раз (таввафе) я носил свою больную старую маму на своей спине. Отплатил ли я этим ей за все ее заботы обо мне?».

«Даже если ты совершишь много-много таввафов, то все равно не сможешь расплатиться этим даже за одну схватку и ту боль, которую она ощущала, рожая тебя» , ответил сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Хвала Аллаху, который сотворил человека из ничего, и наделил его многочисленными дарами. Мир и благословения почтеннейшему из пророков, лучшему в словах, в делах, в поддерживании родственных связей и в проявлении доброты.

Аллах, Свят Он и Велик, приказал нам хорошо обходиться с родителями и проявлять к ним искреннюю заботу.

Всевышний сказал: (Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 23-24).

Ибн Касир, в комментариях к словам Всевышнего: (не говори им: «Тьфу!») сказал: «Это означает: не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов».

Аллах, Свят Он и Велик, воспитывает нас с помощью специальных молитв. Он говорит в Коране: (… и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») , чтобы помнил раб все те тяготы и усталость, которые испытывают родители при воспитании своих детей. И тогда его сердце наполняется любовью и состраданием к ним.

Аллах Всевышний напомнил нам в Коране о правах родителей, сказав:

(Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам …) (Корова 83).

Доброе отношение к родителям — это лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения.

Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: -(Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» .(Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Доброе отношение к родителям - это причина, по которой человек может войти в Рай, и это один из путей, приводящих к нему.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в Рай!» (Сахих Муслим).

Аль Хасан сказал: «Доброе отношение к родителям - это когда ты слушаешься их во всем, что бы они тебе ни приказали, а ослушание - это оставление их и лишение их своей заботы».

О мусульманин! Это великий месяц. Он распростер для тебя свое покрывало, и дни его уже наступили, и благо его приблизилось к тебе. Задумайся над положением человека, который пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просит его разрешить ему участвовать в джихаде. Ведь джихад - это одно из лучших дел. В нем много тягот и лишений, переездов и остановок, риска для жизни и т.д. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «А живы ли твои родители?» Этот человек ответил: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Так отдавай все свои силы им!» (Сахих аль-Бухари).

Приказ хорошо относиться к родителям общий и абсолютный. В него входят вещи, которые по душе ребенку, и вещи, которые ему неприятны. Эти приказы не приемлют обсуждений и споров. И это очень важный момент, который требует особого внимания, ведь многие дети забывают о нем. Они думают, что проявление доброты и искренности должно быть в тех делах, которые им нравятся, и которые не противоречат их желаниям. На самом же деле все как раз наоборот. Истинное проявление доброты бывает лишь в тех делах, которые не соответствуют нашим желаниям. А если бы соответствовали нашим желаниям, то не назывались бы добром и искренностью.

Аллах Всевышний побуждает нас в Коране к добру в отношениях с родителями и указывает на их высокое положение.

Всевышний сказал: (Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 24).

О мусульманин! Не иди к родителям медленным шагом, а будь подобен быстрой птице отвечая на их зов, когда им что-нибудь понадобится. Тогда ты заслужишь их довольство. Затем дополни эту службу молитвой за них, попросив у Аллаха для них милости и прощения.

И не думаю, что после этого ты воздал перед ними свой долг сполна, но Аллах вознаграждает даже за малое дело и благословляет его.

Вместе с этим благородным призывом Аллаха, Свят Он и Велик, хорошо относиться к родителям, мы замечаем у некоторых людей ошибочное взвешивание дел и недостаточное понимание. Мы видим, что некоторые ставят своих друзей выше родителей. Многие оставляют лучшие из дел, такие, как доброе отношение к родителям, для того, чтобы заняться менее важными делами.

Если мы посмотрим на отношения детей с их родителями, то что мы увидим?

Многие оставляют своих родителей, когда те достигают преклонного возраста. Навещают их только изредка, только для того, чтобы поинтересоваться их состоянием. Одни оставляют их в домах престарелых, другие же позволяют себе упреки и порицания в их адрес, повышают на них голос и бранят, будто бы они спорят со своими врагами. Есть и такие, которые в отношениях с неверующими тактичны и культурны, в то время как со своими родителями они грубы и невоспитанны.

Немалая часть молодежи сегодня уважает и почитает своих друзей больше, чем родителей.

Также подчинение мужей женам и превознесение их над родителями стало характерной чертой нашего общества. Это происходит по причине слабости веры и духа.

Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) завещал мне никогда не ослушиваться своих родителей, даже если они прикажут оставить свою семью и имущество». (аль-Муснад имама Ахмада).

И нет блага в женщине, которая подталкивает своего мужа на ослушание родителей и порывание родственных связей.

Сообщается, что ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась Умару (да будет доволен им Аллах). В конце концов он сказал мне: «Разведись с ней!» Я отказался, и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), рассказал ему обо всём, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайся своего отца!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис»).

Подчиняться в этом случае необходимо, если имеется уважительная с точки зрения шариата причина для развода, и если это не приводит к нежелательным последствиям.

Абу Дарда` передавал, что как-то раз к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» На это Абу-д-Дарда` сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Родитель — это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то можешь лишиться этих врат или сохранить их». (Этот хадис приводит Тирмизи, сказавший: «Достоверный хадис»).

В этом хадисе ясное доказательство того, что, ослушавшись родителей, можно лишиться серединных врат Рая, то есть лучших врат, а подчиняясь им, сохранить эти врата. И кто ищет счастья, тот будет беречь их, даже если он лишится из-за этого отдыха и веселья. А тот, кто продал свою последнюю жизнь за ближайшую и предпочел вечной жизни временную, того нисколько не беспокоит сохранность этих врат.

Этот хадис рассказывает о ситуации с верующей, праведной мусульманкой, а если же она неправедная и отличается плохим нравом, то развод с ней будет только благом.

Праведная мусульманка, которая боится Всевышнего Аллаха, получит свой удел за помощь, оказанную мужу в добром отношении к его родителям, за то, что побуждала его с любовью к ним относиться, заботиться о них и терпеливо ожидать за это награды у Аллаха. Ведь любовь к родителям мужа и забота о них является проявлением дружественного отношения к нему, а также признаком хорошего нрава.

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот его бьет. Тот, кто смотрит в глаза своим родителям, тот неуважительно к ним относится. А тот, кто обидел своих родителей, то их ослушался».

Остерегайтесь же ослушаться своих родителей.

Сообщается, что Абу Бакра Нуфай` бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «(Это) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) полулежал опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!» (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Сообщается, что Муауия бин Джахима бин аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Джахима (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха, я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой». Он спросил: «Жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами». (Муснад имама Ахмада).

Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О посланник Аллаха, я пришел, чтобы присягнуть тебе и совершить переселение, и оставил своих родителей в слезах». Он сказал: «Вернись и обрадуй их так же, как ты опечалил их».

В другой версии этого хадиса говорится, что он сказал: «Я не приму твоей присяги, пока ты не вернешься и не обрадуешь их, так же, как ты огорчил их». (Сахих аль- Бухари).

Бишр бин аль-Харис сказал: «Сын, который находится возле своей матери, слышит ее дыхание, лучше, чем сражающийся на пути Аллаха Всевышнего. А смотреть на родителей — лучше всего остального».

Ата (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если твоя мать настаивает на том, чтобы ты не совершал добровольных молитв, кроме обязательных, и не постился дополнительно, кроме обязательного поста, то ты должен послушаться ее, ведь подчинение ей важнее, чем добровольные молитвы и посты».

Хишам бин Хассан сказал однажды Аль-Хусейну: «Я изучаю Коран, а моя мать ждет меня с ужином». Тот сказал: «Для меня будет более предпочтительно, если ты поужинаешь со своей матерью и порадуешься ей, чем совершишь добровольный хадж».

Однажды Ибн Умар увидел, как кто-то совершает обход вокруг Каабы, неся свою мать на спине. Подойдя к Ибн Умару, этот человек спросил его: «Как ты думаешь, возместил ли я ей то, что она сделала для меня?» Он ответил: «Нет, ты не возместил ей даже одну из родовых схваток. Однако то, что ты сделал - это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

О мусульманин! Если кто-нибудь сделает тебе добро, один раз или дважды, ты непременно будешь хвалить и благодарить его за это, многократно упоминая только хорошие его качества. Так почему же твои родители не получают от тебя ничего, кроме неблагодарности, упреков и проблем?

Многие годы они ухаживали за тобой, давая тебе еду и питье, одежду и лекарства. Они щедро дарили тебе свою любовь, заботу и воспитание. И после всего этого, после всего добра, которое они тебе сделали, ты их оставляешь?!

Преславен Аллах! До чего же грубыми и далекими от благого бывают сердца! Мы не видим ребенка, оставленного родителями, когда он болеет. Вспомни Якуба (мир ему) как он переживал утрату своего сына Юсуфа (мир ему).

Всевышний упомянул об этом в Коране, сказав: (И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал) (Юсуф 84).

Распространенным видом ослушания родителей также стало то, что дети часто обижают своих родителей, становясь причиной их слез. Навещают их только изредка и не заботятся об их здоровье и материальном положении.

Причиной горести родителей становится также равнодушное отношение их детей к религии.

Отсутствие уважения к родителям стало распространенным явлением в нашем обществе. Дети перестали вставать, когда те входят в дом, перестали выполнять их просьбы. А некоторые из детей настолько возгордились, что стесняются своего родства с родителями, особенно, когда они бывают в знатном обществе или в общественных местах.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать» (Человек снова) спросил: «А кто потом?», — (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец». (Сахих аль- Бухари, Сахих Муслим).

Ибн Батталь сказал: «Есть три вещи, которые имеют отношение только к матери: это трудность вынашивания ребенка, трудность его рождения и трудность его кормления».

Большая мудрость заключается в преимуществе матери перед отцом. Она тратит больше усилий на своего ребенка, чем отец, и она сама нуждается в помощи и доброте. Женщина слабая, и не может, как мужчина, зарабатывать на пропитание. Она нуждается в сочувствии и нежности. И первым, кто должен ей давать все это - ее сын.

О мусульманин! Даже после смерти родителей дети должны проявлять свою внимание к ним. Они должны просить Аллаха, чтобы Он простил их родителей и наделил Своей милостью. Могут выплатить милостыню за них. Могут поддерживать связи с друзьями родителей.

Сообщается, что Абу Усайд Малик бин Раби`а ас-Са`иди (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды), когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему пришёл какой-то человек из (племени) бану Салама и спросил (его): «О посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?» Он сказал: «Да, (если будешь) молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через (своих родителей), и оказывать уважение их друзьям». (Привел Абу дДаууд. Албани счел его слабым хадисом.).

О юноша! Завет Аллаха тебе свыше, с семи небес, и завет книги Аллаха, и завет посланника Аллаха.

Вот они оба перед тобой, уже коснулась их седина, и спины их уже сгорбились, и руки их трясутся. Они с тяжестью встают и садятся с трудом, ведь болезни ослабили их.

Будь к ним добр и милосерден. Не жалей для них своего имущества и своих сил. Будь к ним кроток и мягок.

О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.

О,Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.

О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду.

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

  • — Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит Рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.
  • — “Джахид” — этот глагол образован от того же корня, что и слово “джихад”.
  • — То есть: его отцу, опасавшемуся, что под влиянием этой женщины его сын станет пренебрегать исполнением своих религиозных обязанностей.
  • — То есть: наилучшие.
  • — Иначе говоря, ты можешь либо войти в Рай через эти врата, если будешь относиться к родителям с должным почтением и повиноваться им, либо сам лишить себя этой возможности.
  • — Указывая людям на эти тягчайшие грехи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл в волнение, прилагая все силы для того, чтобы они запомнили его слова и воздерживались от совершения подобного, что часто бывало с ним, когда он говорил об особо важных вещах, но на сей раз это волнение было столь сильным, что людям стало жалко его.
  • — Имеются в виду обращения к Аллаху с мольбами за родителей.


error: Content is protected !!