Как совершить молитву тем, кто не может совершить поклоны в намазе. Как совершать намаз во время болезни? Как читать намаз сидя

В сегодняшней подборке вопросов фикха мы приведем ответы некоторых исламских ученых ханафитской школы на отдельные вопросы, связанные с совершением намаза. Это чтение намаза в инвалидной коляске, чтение намаза при болях в коленях, читать ли намаз дома или в мечети при физических ограничениях, чтение намаза при невозможности ни стоять ни сидеть, о длительном чтении намаза при недомогании во время таравиха.

Это переводы на русский язык фетв ученых на реальные вопросы людей, испытывающих объективные физические затруднения, но по-прежнему желающих достичь довольство Аллаха. Основным источником является книга «Масаилю Рифкаты Касыми» под редакцией Мухаммада Рифката Касыми

Чтение намаза на стуле или в инвалидной коляске, коллективный намаз в колясках или ишара-знаками

Нет никаких сомнений в том, что намаз является одним из основных столпов ислама и самым важным поклонением. Саджда – земной поклон – является самым важным действием в намазе. И та близость ко Всевышнему, которую человек приобретает во время саджда, получить другими путями невозможно.

اقرب ما يكون العبد من ربه و هو ساجد مشكوة ص 28
«Когда раб Аллаха совершает саджда, в этот момент он находится на самом близком расстоянии к (милости) Аллаха» (Мишкат №82).

По причине того, что саджда имеет такую важность в намазе, факыхи – законоведы исламского права – вынесли решение: «Если человек не в состоянии совершить саджда полностью, но способен на кыям – стоять – то с него спадает обязанность кыяма» .

Каждому мусульманину необходимо выполнять намаз в соответствии с сунной – образом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И особенно обращать внимание на руку’ – поясной поклон и саджда, выполняя их внимательно, осмысливая каждое слово, и не проявлять излишней торопливости.

Если же человек по какой-либо уважительной причине не в состоянии совершить кыям (то есть, не может стоять), то ему стоит читать намаз сидя на полу. Если же он не в состоянии сидеть на полу, то ему разрешается сидеть на стуле, но выполняя руку’ и саджда.

На сегодняшний день мы становимся свидетелями того, что в Мечети аль-Харам, да и в других мечетях, большое количество мусульман, ощущающих боль в ногах или коленях, совершают намаз на стульях или инвалидных колясках, даже встают в ряды читающих намаз на этих колясках, а руку’ и саджда совершают ишара-знаками. Правильно ли это? И когда можно читать намаз сидя на стуле, а когда нельзя? И каким образом совершать намаз сидя?

Конечно, если человек по какой-либо уважительной причине стоять не может, ему следует сесть на пол, как ему будет удобнее, и читать намаз сидя, совершая руку’ и саджда как положено.

Если же человек не в состоянии, сев на пол, совершить руку’ и саджда как положено, но зато в состоянии совершить саджда на впереди стоящий стул или подставку, тогда ему следует делать саджда на стул или подставку. При условием, что подставка не будет выше стула, на котором он сидит больше, чем на 22 см. Если подставка будет выше, тогда такой вид саджда будет считаться ишарой – знаком.

Если же человек не может сидеть на земле и не может сидя на стуле совершать намаз на подставку, тогда ему следует знаками совершать руку’ и саджда, делая знак саджда ниже, чем руку’, читая намаз сидя на стуле.

Если же человек может простоять хотя бы короткое время, то ему необходимо будет стоять по своим возможностям, даже если будет необходимость на что-то опираться, то есть хотя бы в начале намаза он должен стоять в течение промежутка времени длинною в один аят.

Из вышесказанного становится ясно, что человеку, который не может стоять, разрешается сидя на стуле читать намаз только тогда, когда руку’ и саджда невозможны.

Если же кыям невозможен, но руку’ и саджда совершить возможность есть, тогда их необходимо совершить.

و في التنوير و شرحه:

من تعذر عليه القيام كله لمرض حقيقي وحده أن يلحقه بالقيام ضرر به يفتي قال ابن عابدين عن البحر:

التعذر الحقيقي بحيث لو قام سقط أو حكمي بان خاف زيادته أو بطي بريه بقيامه أو دوران رأسه أو وجد الما شديدا صلي قاعد كيف شاء علي مذهب لأن المريض أسقط عنه الأركان فالهيات اولي،

برجوع و سجود و ان قدر علي بعض القيام و لو متكيا علي عصا أو حايطا قام لزوما بقدر ما يقدر و لو قدر اية أو تكبيرة علي المذهب لأن البعض معتبر بالكل و أن تعذرا ليس تعذر هما شرطا بل تعذر

السجود كاف اوما قاعدا و هو أفضل من الاماء قايما لقربه من الأرض. |2:98|

Совершение намаза. Источник фотографии: 34volt.com

Намаз с подставкой, намаз в мечети с подставкой

Если у человека есть возможность совершать саджда на подставку только дома, а присоединившись к джама’ату в мечети, такой возможности нет, как ему поступить? Читать дома или же присоединится к джама’ату, но саджда делать знаками?

Если при присоединении к джама’ату нет возможности совершить саджда, но при совершении его дома она есть, ему следует читать намаз дома.

Если читающий намаз человек в состоянии совершить саджда на подставку, но, несмотря на это, совершает земной поклон знаками, принимается ли такой намаз, или же все-таки подставка необходима?

Если человек не в состоянии стоять, но в состоянии совершить руку’ и саджда, ему разрешается читать его сидя на полу или на стуле, совершая поклоны как положено или же на подставку. Знаками совершать саджда в таком случае не разрешается, более того, такой намаз не считается выполненным.

Некоторые заблуждения о совершении намаза при болезнях

Некоторые физически нездоровые люди не читают намаз, хотя имеют эту возможность. Каждая болезнь должна напоминать, что смерть всегда рядом с человеком, и что ему в этой жизни жить не вечно. Несмотря на это многие люди, заболев, не внимательны к свои намазам, хотя имеют возможность их совершать. Вполне возможно, что это последняя в его жизни болезнь. Во время здравия не задумывался о вечном, а, заболев, пренебрегает подготовкой к вечному, – такое отношение к религии очень печально.

Другие же наоборот, в здравии намаз читали, но заболев, перестали его совершать. Зачастую причиной сему является их убежденность в том, что не чистое тело и одежда – уважительная причина не читать намаз, а таяммума – ритуального очищения землей – по их мнению недостаточно. Это невежество и неграмотность.

Другим доктора запрещают читать намаз, говоря, что руку’ и саджда могут им навредить. В таком случае человеку стоит читать намаз знаками. Если же знаками читать невозможно, только в этом случае намаз нужно отложить до того момента, пока возможность не появится. Болезнь – напоминание о смерти. В дни нездоровья необходимо особенно быть внимательным к поклонению.

Введение

Салят (молитва, намаз) - это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной - это обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошел до нас от Пророка .

Вот почему большинство наших молитв остаются лишенными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Все, что от нас требуется, - это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы, и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше.

Благородные сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, обращали огромное внимание на выполнение каждого действия молитвы, продолжая при этом учиться соблюдению Сунны Пророка друг от друга. В силу этой необходимости, в этой скромной статье собраны методы молитвенной практики по Сунне согласно ханафитскому мазхабу и указаны ошибки при совершении молитвы, которые в наше время получили распространение. По милости Аллаха слушатели нашли этот труд очень полезным. Некоторые мои друзья пожелали сделать так, чтобы эта статья была доступной в виде печатной продукции, чтобы большее число людей могло воспользоваться ее советами. Так, цель этого краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить совершение молитвы согласно Сунне и применение его на практике с должным вниманием. Пусть Всемогущий Аллах сделает этот труд полезным для всех нас и даст нам в этом тауфик.

По Милости Аллаха существует большое количество книг, больших и малых, где описано совершение молитвы. Поэтому целью этой работы не является представить исчерпывающее описание молитвы и ее правил, мы остановимся лишь на нескольких важных моментах, которые помогут привести форму молитвы в соответствие с требованиями Сунны. Другой целью этой работы является необходимость предупредить от ошибок в совершении молитвы, которые получили распространение в наши дни. ИншаАллах, краткие советы, данные здесь, помогут привести наши намазы в соответствии с Сунной (по крайней мере, внешний вид наших молитв), чтобы мусульманин мог смиренно предстать перед Господом.

Все, что было (мной) сделано, совершено лишь с помощью и поддержкой Аллаха, с надеждой и упованием на Него.

Мухаммад Таки Усмани

Прежде чем начинать молитву:

Вы должны быть уверены, что все нижеследующее сделано как положено.

1. Необходимо встать, обратившись в сторону киблы.

2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, где вы будете совершать земной поклон (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение, когда ваша грудь будет наклонена. Стойте прямо, таким образом, чтобы ваши глаза были устремлены к тому месту, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Обратите внимание на расположение ступней ваших ног - они тоже должны быть направлены в сторону киблы (отклонять ступни ног вправо или влево также противоречит Сунне). Обе ступни должны быть повернуты в сторону киблы.

4. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки.

5. Если вы совершаете намаз джама’атом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой - это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой).

6. Когда вы стоите джама’атом, убедитесь в том, что ваши руки тесно соприкасаются с руками тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков.

7. Оставлять щиколотки закрытыми недопустимо, при любых условиях. Очевидно, что неприемлемость этого во время намаза увеличивается. Поэтому убедитесь, что одежда, которую вы носите, выше, чем ваши щиколотки.

8. Рукава должны быть такой длины, чтобы закрывать всю руку. Только кисти рук можно оставить открытыми. Некоторые люди совершают молитву с подвернутыми рукавами. Это неправильно.

9. Также порицаемо (макрух), совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично.

Когда вы начинаете молитву:

1. Совершите ният, или намерение, в своем сердце - что вы собираетесь совершить такую-то и такую-то молитву. Нет необходимости произносить слова намерения вслух.

2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей или идти параллельно им. Остальные пальцы стоят прямо и направлены вверх. Есть те (кто, совершая молитву), поворачивает ладони (больше) в сторону ушей, а не в сторону киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить.

3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими вокруг запястья левой руки и держите его таким образом. Затем, вы должны расположить три оставшиеся пальца правой руки (сзади) левой руки таким образом, чтобы три этих пальца были обращены в сторону локтя.

4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, расположив их как описано выше.

Стоя:

1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего, произнесите ду’а Сана; затем суру «Аль-Фатиха», затем еще несколько сур. Если вы следуете за имамом, вы должны произнести только ду’а Сана и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама. Если вы не слышите чтения имама, вам следует произносить суру «Аль-Фатиха» мысленно в вашем сердце, но не шевеля при этом языком.

2. Когда вы читаете (намаз) сами, будет лучше, если вы, читая «Аль-Фатиху», будете задерживать дыхание на каждом аяте и начинать следующий аят с новым вздохом. Не читайте более одного аята на одном дыхании. Например, задержите дыхание на (аяте): «АльхамдулиЛляхи Раббиль-Аа’лямиин», - и затем на: «Ар-Рахмани-р-Рахим», - и затем на: «Малики йяумид’дин». Произносите всю суру «Аль-Фатиха» таким способом. Но не будет ошибкой, если вы произнесете более чем один аят на одном дыхании.

3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно - чем тише, тем лучше. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьезной необходимости, используя минимум времени и усилий.

4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретет определенный изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы все-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла из себя кривую линию).

5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого.

6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы совершаете земной поклон. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.


Когда вы совершаете поясной поклон (руку’):

Когда вы наклоняетесь для поясного поклона (руку’) следите за следующим:

1. Наклоните верхнюю часть тела таким образом, чтобы ваша шея и спина оказались почти на одном уровне (представляли собой одну линию). Не наклоняйтесь выше или ниже этого уровня.

2. Когда совершаете руку’, не изгибайте шею так, чтобы ваш подбородок касался груди, не поднимайте шею выше уровня грудной клетки. Шея и грудная клетка должны быть на одном уровне.

3. В руку’ держите ступни прямо. Не располагайте их с уклоном внутрь или наружу.

4. Положите обе ваши руки на колени таким образом, чтобы пальцы обеих рук не были сомкнуты. Другими словами, когда вы придерживаете правое колено правой рукой и левое колено левой, между каждыми двумя пальцами должно быть пространство

5. Когда вы стоите в поясном поклоне, запястья и руки должны оставаться прямыми. Они не должны изгибаться или кривиться.

6. Оставайтесь в поясном поклоне как минимум на то время, в течении которого вы можете спокойно три раза произнести: «Субхан Раббияль-Азым».

7. Когда вы находитесь в поясном поклоне, глаза должны быть устремлены на ступни ног.

8. Вес тела должен быть распределен на обе ступни, и оба колена должны быть параллельны друг другу.


Когда вы встаете из положения руку’:

1. Когда вы поднимаетесь из положения руку’ обратно в положение стоя, следите за тем, чтобы стоять прямо, не перекашивая и не изгибая тело.

2. В этом положении глаза также должны быть устремлены на место, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Иногда кто-то просто делает вид, что выпрямился, вместо того, чтобы подняться полностью и стоять прямо, иногда кто-то начинает совершать саджда, не выпрямившись как следует из положения руку’. В таком случае для них становится обязательным сделать земной поклон заново. Поэтому старайтесь воздерживаться от этого. Если вы не уверены в том, что выпрямились как следует из положения руку’, не начинайте совершать земной поклон (саджда).

Когда вы совершаете саджда (земной поклон):

Запомните следующие правила, когда совершаете саджда:

1. Прежде всего, согните колени и встаньте (коленями) на молитвенный коврик таким образом, чтобы грудь не наклонялась вперед. Грудь следует опускать вниз, когда колени уже будут стоять на полу.

2. Пока вы не опуститесь коленями на пол, воздерживайтесь насколько возможно от изгиба или понижения верхней части тела. В наши дни стала особенно распространена небрежность в отношении этого особого правила молитвенного этикета. Многие люди сразу наклоняют грудь, начиная опускаться в саджда. Но правильным является метод, который описан выше. Если это (вышесказанное) делается не по серьезной причине, этим правилом нельзя пренебрегать.

3. После того, как вы опуститесь на колени, вы опускаетесь на руки, затем опускаете вниз кончик носа, затем лоб.


В саджда (земном поклоне):

1. Находясь в земном поклоне, держите вашу голову между двумя руками, таким образом, чтобы концы больших пальцев были параллельны мочкам ушей.

2. В земном поклоне пальцы обеих рук должны оставаться прижатыми друг к другу, между ними не должно оставаться пространства.

3. Пальцы должны быть направлены в сторону киблы.

4. Локти должны оставаться приподнятыми над полом. Класть локти на пол является неправильным.

5. Руки нужно держать в стороне от подмышек и боков. Не прикрывайте локтями бока и подмышки.

6. В то же время не держите локти слишком растопыренными в разные стороны, создавая таким образом дискомфорт тем, кто молится рядом с вами.

7. Бедра не должны касаться живота, держите бедра и живот в стороне друг от друга.

8. В течение всего земного поклона кончик носа должен оставаться прижатым к полу.

9. Обе ноги должны стояться вертикально на полу, так, чтобы пятки были направлены вверх, а пальцы ног были подвернуты, прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Если кто-то не может этого сделать по каким-то физиологическим причинам, он должен подвернуть пальцы насколько это будет возможно. Располагать пальцы ног параллельно полу без серьезных причин неправильно.

10. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона. Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не задерживая на полу ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за воздержанием от такой ошибки.

11. Находиться в положении саджда нужно столько времени, чтобы можно было бы три раза спокойно произнести «Субхан Раббияль-Аа’ля». Поднимать голову с пола сразу же, как только лоб коснется земли, запрещено.


В промежутке между двумя земными поклонами:

1. Поднявшись с первого земного поклона, сядьте прямо на бедра, спокойно и удобно. Затем совершите второй земной поклон (саджда). Совершение второго земного поклона, без выпрямления, сразу же после того, как только вы немного подняли голову, является грехом. Если кто-то будет делать (земной поклон) подобным образом, ему придется начинать молитву заново.

2. Подожмите под себя левую ногу (подобно лезвию хоккейной клюшки). Правую ногу поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

3. В то время как вы сидите, обе руки должны лежать на бедрах, но пальцы не должны опускаться (на сами колени), кончики пальцев должны лишь достигать места, где начинается край колена.

4. Пока вы сидите, ваши глаза должны быть устремлены на колени.

5. Вы должны оставаться в положении сидя столько времени, за сколько можно произнести: «СубханаЛлах», - по крайней мере один раз. Если вы во время сидения (между двумя земными поклонами) скажете: «Аллахумма гфирли вархамни вастурни вахдини варзукни», - это будет еще лучше. Но нет необходимости делать это во время совершения фард-намаза (обязательной молитвы), лучше сделать это при совершении нафиль-намаза (дополнительной молитвы).

Второй земной поклон и подъем после него (вставание после него):

1. Совершайте второй земной поклон в том же порядке, что и первый - сначала ставите обе руки на пол, затем кончик носа, затем лоб.

2. Полное совершение земного поклона должно быть таким же, как об этом говорилось выше в связи с первым земным поклоном.

3. Когда вы поднимаетесь из положения саджда, первым от пола поднимаете лоб, затем кончик носа, затем обе руки, затем колени.

4. Поднимаясь, лучше не опираться на пол для поддержки, однако, если это трудно сделать (вставать без поддержки трудно) из-за массы тела, болезни или пожилого возраста, опираться на пол для поддержки допускается.

5. После того, как вы подниметесь в первоначальное положение, скажите: «БисмиЛлях», - перед тем, как читать суру «Аль-Фатиха» в начале каждого рака’ата.


В положении ка’да (сидение между двумя рака’атами молитвы):

1. Сидеть в положении (ка’да) следует таким же образом, как это было описано выше в той части, где говорилось о сидении между двумя земными поклонами.

2. Когда вы доходите до слов: «Ашхаду алля иляха», - при чтении (ду’а) «Ат-тахийят», вы должны поднимать указательный палец с указывающим движением и опускать его обратно, когда произносите: «иль-Аллах».

3. Способ совершения указывающего движения: вы делаете круг, соединяя средний и большой пальцы, закрываете мизинец и безымянный палец (тот, что рядом с ним), затем поднимаете указательный палец таким образом, чтобы он был направлен в сторону киблы. Поднимать его прямо вверх по направлению к небу не следует.

4. Опуская указательный палец, его ставят обратно, в такое же положение, которое у него было перед началом указывающего движения.

Когда вы поворачиваетесь (чтобы произнести салам):

1. Когда вы поворачиваетесь, чтобы произнести салам в обе стороны, вам следует повернуть вашу шею настолько, чтобы ваша щека была видна тем, кто сидит сзади вас.

2. Когда вы поворачиваетесь для (произнесения) салама, ваши глаза должны быть устремлены на плечи.

3. Поворачивая шею направо со словами: «Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах», - имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов, находящихся справа. Таким же образом, давая салам в левую сторону, имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов слева от вас.


Способ совершения ду’а

1. Приподнимите ваши обе руки вверх настолько, чтобы они оказались напротив груди. Пусть между обеими руками остается небольшое пространство. Не держите руки близко друг ко другу и не держите их далеко друг от друга.

2. Во время ду’а внутренняя сторона рук должна быть обращена к лицу.

Намаз для женщин

Вышеописанный метод совершения молитвы предназначен для мужчин. Намаз, совершаемый женщинами, отличается от мужского в некоторых моментах. Женщины должны внимательно следить за соблюдением следующего:

1. Прежде чем начать молитву, женщины должны убедиться в том, что все их тело, кроме лица, кистей рук и ступней, покрыто одеждой. Иногда женщины совершают молитву, оставляя открытыми волосы на голове. Некоторые оставляют открытыми запястья. Некоторые используют такой тонкий или маленький шарф, что через него видны свисающие локоны волос. Если во время молитвы хотя бы четверть любой части тела остается открытой на такое время, которого достаточно, чтобы сказать: «Субхан Раббияль-Азым», - три раза, то такая молитва становится недействительной. Однако, если открытой останется меньшая часть тела, молитва будет действительна, но (на таком молящемся) все равно остается грех.

2. Для женщин выполнение молитвы в комнате лучше, чем на веранде, и выполнение ее на веранде лучше, чем выполнение ее во внутреннем дворе.

3. В начале молитвы женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им лишь нужно поднять их на уровень плеч. И руки следует поднимать внутри шарфа или другого покрывала. Вынимать руки из-под покрывала не следует.

4. Когда женщины складывают руки на груди, они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх конца левой кисти руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно.

5. В поясном поклоне (руку’) женщинам не обязательно полностью выравнивать спину, как мужчинам. Также им не следует сгибаться также низко, как мужчинам.

6. В положении руку мужчины должны обхватывать пальцами колени, женщинам нужно лишь положить руки на колени так, чтобы пальцы были расположены близко друг от друга, то есть чтобы между пальцами оставалось пространство.

7. Женщины не должны держать ноги абсолютно прямыми, вместо этого они должны наклонить колени немного вперед.

8. В положении руку’ мужчины должны держать руки вытянутыми в стороны от боков. Женщины, наоборот, должны прижимать руки к бокам.

9. Женщины должны держать обе ноги близко друг от друга. Оба колена должны быть почти соединены, чтобы между ними не оставалось расстояния.

10. При совершении саджда мужчины не должны понижать грудь до того момента, пока не поставят на пол оба колена. Женщинам не нужно придерживаться такого способа - они могут сразу опустить грудь и начать совершать саджда.

11. Женщины должны совершать саджда так, чтобы живот был прижат к бедрам и руки прижаты к бокам. В дополнение к этому они могут расположить ноги на полу, направив их в правую сторону.

12. Мужчинам не разрешается ставить локти на пол во время саджда. Но женщины, наоборот, должны положить всю руку, включая локти, на пол.

13. Во время сидения между двумя саджда и чтения «Ат-Тахийят» женщины сидят на левом бедре, направив обе ноги вправо и оставляя левую ногу на голени правой.

14. От мужчин требуется, чтобы они внимательно следили за положением своих пальцев во время руку’, и держали их вместе в саджда, и затем оставляли их, как они есть, во время остальной части молитвы, когда они не прилагают усилия, чтобы соединить или раскрыть их. Но от женщин требуется, чтобы они держали пальцы близко друг к другу, чтобы между теми не было свободного пространства. Это нужно делать в положении руку’, в саджда, между двумя саджда и в ка’да.

15. Для женщин является макрух (нежелательным) совершать намаз джама’атом, совершение молитвы в одиночку (будет) предпочтительнее для них. Однако если их мужчины-махрамы (члены их семьи) совершают намаз в доме, не будет ничего плохого, если женщины тоже присоединятся к ним в джама’ате. Но в этой ситуации необходимо, чтобы они стояли точно позади мужчин. Женщины не должны стоять рядом с мужчинами в одном и том же ряду.

Некоторые существенные правила поведения в мечети

1. Входя в мечеть, скажите следущее ду’а:


«БисмиЛляхи вас-саляту вас-саляму аля РасулюЛлах. Аллахумма афтахли абваба рахматик»


(«Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости»).

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение: «Я буду пребывать в (состоянии) и’тикаф все время, пока я нахожусь в мечети». Сделав это, иншаАллах, можно надеяться на духовную пользу от и’тикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду. В случае, если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдете свободное место. Проходить, перешагивая через шеи людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана. Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуйте его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей. Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдет перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, тогда, перед тем как сесть, совершите два рака’ата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид. Это очень похвальное дело. Если у вас не остается времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остается времени, даже чтобы совершить суннат-намаз, и джама’ат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр. Особенно полезно произносить следующие слова:


«СубханаЛлах валь-хамдуЛлиляхи ва ля иляха иль-Аллах ва Аллаху Акбар»


(«Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры, пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения и молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джама’ат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды. Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает свое место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь), то вплоть до окончания молитвы не допускается разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие. Однако, если кто-то начнет разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Во время проповеди (хутбы) сидите так, как вы сидите в ка’да (во время намаза). Некоторые люди сидят так только в первой части хутбы, а затем кладут руки иначе (убирают их с бедер) во второй ее части. Такое поведение неправильно. Нужно сидеть с руками, положенными на бедра, в течении обеих частей проповеди.

12. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред.

13. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, попросите его не делать этого, спокойно и мягко. Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.

Отличительными чертами Шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается молиться сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что Имран бин Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (мир ему и благословение) о молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь на боку”» (Аль-Бухари).

عن عمران بن حصين -رضي الله عنه- قال: كانت بي بواسير فسألت النبي -صلى الله عليه وسلم- عن الصلاة؟ فقال: ((صل قائماً، فإن لم تستطع فقاعداً، فإن لم تستطع فعلى جنب)) رواه البخاري .

Если совершение молитвы стоя причинит больному вред, ему разрешается молиться сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы молитва не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги.

Уважительной причиной для совершения молитвы сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь усилится, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача-мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он молится стоя.

Больной, который в состоянии без вреда для себя простоять часть времени, обязан сделать это, даже если ему придётся опираться на палку или если его будет поддерживать кто-либо из тех, кто обязан ему подчиняться (например, жена, сын или слуга). Объясняется это тем, что человек, который может стоять в течение молитвы, обязан поступать так; тот же, кто может простоять только часть положенного времени, обязан сделать то, что в его силах.

Если дорога до мечети настолько ослабит больного, который намерен принять участие в коллективной молитве, что он не сможет стоять, ему следует совершить молитву дома.

Если больной не в состоянии совершать поясные и земные или только земные поклоны, ему следует сидя обозначать их наклонами тела.

Если больной будет молиться стоя и совершать поясные поклоны, а потом садиться и обозначать земные поклоны наклонами тела, это может служить заменой земным поклонам.

Поясные и земные поклоны обозначаются наклонами тела. Склонять голову при обозначении земного поклона следует ниже, чем при обозначении поясного. Для обозначения поясного поклона достаточно самого лёгкого наклона тела, приближать же лоб к земле настолько, насколько это было бы возможно для больного, необязательно.

Если больной не в состоянии наклоняться, ему разрешается обозначать поясные и земные поклоны наклонами головы.

Если врач предпишет больному в течение нескольких дней лежать ничком, и он не сможет сидеть ни по-настоящему, ни условно, ему следует молиться лёжа и направлять ноги в сторону киблы. Однако при этом он должен поднимать колени, поскольку направлять ноги в сторону киблы, полностью вытягивая их, порицается. В таких случаях под голову необходимо класть подушку, чтобы больной мог обозначать поясные и земные поклоны движениями головы, повернувшись лицом к кибле.

Больной может молиться также лёжа на боку и обратившись лицом к кибле, но молиться лёжа на спине предпочтительнее ввиду того, что лицо больного, который лёжа на спине, обозначает поясные и земные поклоны движениями головы, в таком положении будет обращено прямо в сторону киблы.

Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить молитву и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами, бровями или сердцем. Передают со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу» (Малик).

أَخْبَرَنَا مَالِكٌ، حَدَّثَنَا نَافِعٌ أَنَّ ابْنَ عُمَرَ قَالَ: إِذَا لَمْ يستطع المريض السجود (6) أومى برأسه .

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно, он может, обозначая кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха» (Ат-Табарани).

Если больной из-за того, что не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, отложит больше молитв, чем предписано совершать в течение дня и ночи, обязанность их возмещения с него снимается.

Если будут не более пяти пропущенных молитв, которые предписано совершать в течение дня и ночи, то обязанность их возмещения с него не снимается.

Если во время молитвы здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести молитву до конца сидя или лёжа, потому что лучше начать молитву здоровым и продолжить её ослабленным, чем начинать её заново, будучи ослабленным, и доводить в таком состоянии до конца.

Если во время молитвы, которую больной, совершающий необходимые поясные и земные поклоны, начал сидя, он почувствует, что силы к нему вернулись, ему следует встать и завершить молитву стоя, так как стоящему разрешается следовать примеру сидящего.

Если же больной, который стоит, сидит или лежит ничком, начнёт молиться, обозначая поясные и земные поклоны кивками, а потом почувствует, что к нему вернулись силы, и он может стоя или сидя совершать поясные и земные поклоны как положено, ему следует не продолжать эту молитву, а совершить её заново. Объясняется это тем, что человеку, который может совершать поясные и земные поклоны, не разрешается молиться под руководством имама, способного только обозначать их кивками. То же самое касается и продолжения молитвы в подобном случае.

Если больной приступит к молитве стоя или сидя, намереваясь обозначать поясные и земные поклоны кивками, но прежде чем совершит это хотя бы раз, почувствует, что может совершать эти поклоны по-настоящему, ему следует так и поступить. Причина состоит в том, что он ещё не совершил ни одного столпа молитвы, а только приступил к ней, продолжать же молитву как положено после совершения части её в ослабленном состоянии не разрешается. Если же больной приступит к молитве лёжа на спине или на боку, но прежде чем кивнёт хотя бы раз, почувствует, что он может совершать поясные и земные поклоны стоя или сидя или может только сидеть, ему следует начать молитву заново, так как сидеть предпочтительнее.

Установления относительно обморока и приступа безумия

Обязанность возмещения молитвы снимается в том случае, когда обморок (потеря сознания) или приступ безумия продолжаются более суток, а количество пропущенных молитв достигает шести. В подобных случаях не принимается в расчёт неожиданное возвращение сознания, после чего человек снова лишается его, тогда как возвращение сознания в известное время следует учитывать. В подобных случаях установления относительно обморока утрачивают свою силу, если обморок продолжится менее суток, и человек будет обязан возместить все пропущенные молитвы. Нафи передал, что однажды Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) находился без сознания в течение дня и ночи, когда же он пришёл в себя, то не стал возмещать пропущенные молитвы (Ад-Даракутни).

Сообщается, что однажды Аммар бин Ясир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

Если человек лишится сознания в результате употребления какого-нибудь лекарства или банджа или будет находиться в состоянии опьянения, он должен возместить все пропущенные молитвы независимо от их количества, так как в подобных случаях это является следствием действий рабов Аллаха.

Мухаммад аш-Шайбани считал, что в случае употребления банджа или лекарств обязанность возмещения молитв снимается, поскольку использовать их дозволено. В подобных случаях человек приравнивается к больному, но речь идёт об использовании банджа только в лечебных целях. Что же касается употребления алкогольных напитков, то это является грехом, и в этом случае обязанность возмещения пропущенного с человека не снимается.

С помощью суждения по аналогии действие этого установления следует распространять и на употребление наркотиков, что относится к числу отвратительных и запретных поступков. Другими словами, обязанность возмещения пропущенных молитв независимо от их количества не снимается с тех, кто находится в состоянии наркотического опьянения.

Больному, который лежит в постели, не имея возможности ни спуститься с неё самостоятельно, ни позвать кого-либо на помощь, следует молиться, исходя из своих возможностей, то есть так, чтобы это не причинило ему вреда и не доставило затруднений.

На человека, с которым случаются приступы безумия, распространяется действие тех же установлений, что и на больного.

«Мараки Фалах », стр. 255. Хасан сын Аммара. «Дурарул Мухтар », том 2, стр. 95. Ибн Абидин. Маракиль фалах», стр. 360; Хасан сын Аммара.

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры - намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело . В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл...» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда () должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) - половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

Самым важным предписанием является исполнение ежедневной пятикратной молитвы. Именно от исправности и полноценности этого поклонения во многом и будет зависеть состояние верующего в вечном мире. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток » («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Пропускать молитву может только глупец, ибо здравомыслящий человек никогда не пойдет на столь большой риск– на риск оказаться в аду! Но даже те, кто исправно исполняют намаз, порой оставляют его во время поездки: одни, чтобы "не утруждаться" в поездке, другие из-за незнания того, как её совершать на транспорте, когда нет таких же условий, как дома. И так, что делать с молитвой в поездке, как её совершать?

Дальняя поездка

Многих проблем с совершением намаза можно избежать, если поездка будет дальней. Под дальней поездкой следует понимать путь, именуемый в Шариате как "масафа аль-каср". А таким путь считается, если его расстояние в одну сторону не менее 85 км по шафиитскому мазхабу и 135 км по ханафитскому. Такая поездка дает право сокращать и объединять молитвы, что, безусловно, сильно выручает путника. И так, если Ваш путь является дозволенным Шариатом (примером запретного путешествия может быть поездка женщины без махрама) и расстояние пути составляет больше 85 км - или 135, в зависимости от соблюдаемого Вами мазхаба, Вы можете:

1. Сократить 4-х ракаатные молитвы;

2. Объединить молитвы.

К примеру, если наступило время молитвы и Вы еще не сели на транспорт, Вам следует воспользоваться своим правом и совершить омовение, а затем и оба намаза (обеденный и послеобеденный или вечерний и ночной) на вокзале или в аэропорту. А если время очередной молитвы наступит, когда Вы уже будете на борту транспорта, можно воспользоваться этим же правом и перенести молитву на время следующей молитвы и совершить их обе по прибытию в пункт назначения.

Близкая поездка или несовместимость молитв

Если расстояние Вашей поездки не достигает 85 км (или 135 по ханафитскому мазхабу) или же молитвы, которые подпадают на время Вашего пути, не объединяются (послеобеденная - вечерняя, ночная - утренняя, утренняя - обеденная), то объединить молитвы не получится. Поэтому, если нет возможности сойти с транспорта (например, Вы в самолете) и есть большая вероятность того, что Вы сможете сойти только по истечении времени намаза, Вы должны по мере возможности обратиться в сторону Каабы и помолиться, как это получится. А именно, исполнить молитву стоя, если это возможно. Если же стоять возможности нет, например, салон автомобиля, поезда или самолета низкий, тогда можно исполнить молитву сидя. Во время чтения молитвы сидя поясной и земной поклоны (руку` и суджуд) совершаются наклоном поясницей вперед. Наклон во время земного поклона должен быть больше (ниже), чем во время поясного (руку`). Исполнять обязательную молитву таким образом дозволено строго при наличии всех вышеперечисленных факторов. В последующем, совершенную таким образом молитву нужно возместить.



error: Content is protected !!