Ереси и колдовство в средневековой европе. Каноническое право

Христианство возникло в I в. н.э. в римской провинции Иудее. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом, переживаемым Римской империей. В самом Риме царил внутренний распад, страшная опустошенность и моральная распущенность верхов. Атмосфера неуверенности и ожидания конца света благоприятствовала возникновению различных культов восточных религий (культа египетских богов - Изиды и Осириса, иранского бога - Митр и т.д.), в которых были подчеркнуты те элементы, которые позднее заимствовало у них христианство - страдание умирающего Бога и его воскресение, надежда на загробную жизнь. Эту веру принесла новая религия - христианство , которое, кроме всего прочего, обратилось ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед Богом. Христианство зародилось в лоне иудейской религии , но скоро отклонилось от нее.

Иудаизм - первая монотеистическая религия (признающая единого Бога), возникшая более 3 тыс. лет назад, основными постулатами которой являлись следующие:

  • - евреи - избранный народ, так как бог через Моисея дал им закон, приняв который евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний;
  • - согласно Торе , история целенаправлена, суть ее заключается не в разрушении первоначально созданного совершенства, а в движении к своей высшей точке, к установлению Царства Божьего на Земле, которое приведет к вознаграждению за добрые дела, к воскрешению праведников;
  • - вера в пришествие мессии - спасителя, посланного Богом Иеговой для установления справедливости. Ветхий Завет содержал предсказание, что мессия произойдет из рода царя Давида.

Иисус Христос (Христос по гречески означает «мессия») для его последователей - христиан и был таким мессией. Иудеи предали его суду как самозванца. Это привело к выделению христианства в качестве особой религии, которая к священным книгам иудеев, которые стали у христиан называться Ветхим или Старым Заветом, прибавила Новый Завет Иисуса Христа, не признанный евреями.

Новый Завет - главный источник суждения о политической мысли раннего христианства. Он состоит из четырех Евангелий - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; деяний апостолов и Откровения Иоанна Богослова (более известного иод греческим названием «Апокалипсис»). Первоначально христианство осуждало рабовладельческий Рим. Так, в «Апокалипсисс», написанном в 60-е гг. I в. н.э., рисуется жуткая картина конца Света и Страшного Суда, содержавшая суровую критику Рима.

Христиане ждали пришествия мессии, Христа-избавителя, который в схватке со «зверем-императором» сокрушит царство зла, и будет установлено обещанное пророками тысячелетнее царство справедливости.

В ожидании скорого пришествия христиане стремились обособиться от злой реальности в своих общинах, где вели совместную жизнь по обычаям, прямо противоположным римским.

Основные положения христианства-.

  • - в общине была преодолена идея богоизбранности отдельных народов;
  • - провозглашено равенство всех верующих;
  • - в отличие от Рима, где отношение к физическому труду было отрицательным (его считали позором, уделом рабов), в христианской общине все обязаны были трудиться. «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь», - сказано в Послании апостола Павла фессалоникийцам (2 Фее. 3, 10);
  • - римское право защищало интересы частной собственности, в общинах первых христиан все было общее;
  • - распределение по труду или по потребности: «Разделяли всем, смотря по нужде каждого» и «не было между ними никакого нуждающегося» (Деян. 4, 32-35);
  • - в Риме господствовал культ роскоши, у христиан культ сдержанности. Первые христиане осуждали богатство, связывая его с угнетением бедных. Стяжательство объявлялось несовместимым с верой в Бога: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13).

Эти принципы позволяют говорить о «христианском коммунизме», особенность которого состояла в том, что он был «замкнут» в религиозных общинах, а не являлся всеобщим, и носил потребительский, а не производительный характер. Как отмечал М. Вебер, «подлинное харизматическое стремление к спасению собственной души, должно быть аполитичным но своей сути. Земные порядки (государство) признавались самостоятельными по отношению к христианским догмам, характеризуясь либо как дьявольские, либо абсолютно неважные для спасения души - “отдавайте кесарю кесарево”» (Мф. 22, 21) . Политико-правовая реальность осуждалась.

В I и И вв. н.э. христианские общины распространились по всей Римской империи. Ряды приверженцев новой религии росли, они начали пополняться также выходцами из имущих и образованных слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии христианских общин. Вместе с тем, эволюция христианства предопределялась несбыточностью провозглашенного идеала, разочарованием в надеждах на скорый приход мессии.

К середине II в. сложился церковный аппарат. Руководство общинами перешло в руки епископов, пресвитеров, дьяков, образовавших стоящий над верующими клир (духовенство).

Существенному изменению подвергалось первоначальное учение христиан. Идеи «близкого пришествия мессии» и «тысячелетнего царства» были заменены догматами уже бывшего пришествия, распятия и воскресения Христа, а также «загробного воздаяния».

Всеобщее равенство было истолковано как равенство перед Богом во всеобщем грехе перед Богом. Проповедуя «любовь к врагам», духовенство объявило тяжким грехом осуждение Римской империи.

Постепенно произошло приспособление к политической реальности: был обоснован принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности. Так, апостол Павел в послании римлянам говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».

Это положение стало для христианства основополагающим и открыло ему путь сначала для легитимизации, признания наряду с другими религиями (Миланский, или Медиоланский, эдикт 313 г. императоров Константина и Лициния), а вскоре и к превращению христианства в господствующую религию (324 г.). Константин стал первым христианским императором. Церковь освятила его власть, возник союз трона и алтаря. Гонимая церковь стала господствующей. В 380 г. при императоре Феодосии Великом (379-395 гг.) христианство превратилось в государственную религию («Эдикт о кафолической вере»).

В начале IV в. н.э. христианская церковь изменила свой социальный состав. Если ранее основную массу ее последователей составляли рабы и пролетарии, то теперь это были представители среднего класса и аристократии. Государственная церковь стала всеобщей - католической или вселенской. Монополия христианской церкви на идеологию, политику, а впоследствии и па право, установившаяся после признания христианства в качестве официальной религии, не могла не подвергнуться критике. Течения, отступившие от официальных догматов христианской религии, получили названия ересей (в переводе с греческого - учение).

Ереси имели свои гносеологические и социально-политические корни. Гносеологический аспект исходил из естественного стремления мыслящего человека объяснить при помощи разума основные догматы христианской веры (о троичности божества и богочеловечности Христа). Социально-политические основу ересей определяло недовольств простого народа, страдавшего от эксплуатации и насилия.

Характеристика содержания ересей может быть только конкретно-исторической, так как на различных этапах они существенно отличались. Однако можно выделить и некоторые общие черты: все ереси видели идеал в раннем христианстве, только более умеренные из них ограничивались усилиями переустройства религиозно-церковной жизни, а более радикальные - всех сфер жизни общества. Ереси возникали в центрах интеллектуальной жизни общества, которые совпадали с центрами развития ремесла и торговли, а значит, и социально-политической жизни.

К IV-V вв. ереси сосредоточились в Восточном Средиземноморье. Развивающиеся города Востока дали богатый спектр ересей: арианство (Александрия), несторианство (Константинополь), донатизм (Карфаген) и др. Первые ереси возникли на почве так называемых тринитарных споров, т.е. полемики по вопросу об истолковании догмата о троичности божества. Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о святой троице (Отец, Сын и Дух Святой - суть «то же самое» триединое божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог-Сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу-Отцу, а лишь подобен ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую породу (нес- ториане). В политическом плане первые ереси, хотя иногда и смыкались с широким народным движением (донатизм), но чаще отражали пассивный социальный протест, этические противоречия и сепаратистские устремления отдельных провинций Восточной префектуры.

Второй значительный всплеск еретических учений связан с подъемом ремесла и торговли в городах Западной и Южной Европы в XI-XII вв. В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникло движение богомилов (богомольцев); в Ломбардии, на севере Италии появились патерены; в Лионе, на юге Франции - валъдеисы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, который отдал свое имущество беднякам), в Лангедоке, тоже на юге Франции - альбигойцы. В историю все эти ереси вошли под общим названием «катары» (чистые).

Богомилы обратили внимание па то, что уже в самом начале Нового Завета ясно сказано о двух потусторонних силах: доброму Богу Христу противостоит злой дьявол, которому, как там же сказано, принадлежат все царства мира. Из сопоставления этих идей с текстом: «Никто не может служить двум господам... не может служить Богу и мамоне (богатству)», с непреложностью следует, что дьявол (злой бог) и есть богатство. Выводы из этого делались достаточно конкретные: в богомильских сказаниях описано, что дьявол взял кабальную записку с Адама, когда тот, изгнанный из Рая, стал пахать землю, - на него самого и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли.

По своему богословскому содержанию ереси катаров были направлены на критику основ католической догматики. Продолжая традиции ариан, катары выступили против ортодоксальной трактовки трилитарного вопроса. От несториан они унаследовали очень высокие требования к миру. Средневековое духовенство не соответствовало нравственным требованиям катаров, поэтому за ними не признавали роль посредника между Богом и мирянами. Новым элементом учения стало отрицание церковного культа и семи христианских таинств, требование дешевой церкви - без церковной десятины, без многочисленного клира, без крупной феодальной собственности.

Для искоренения ересей христианской церковью был организован ряд крестовых походов (альбигойские войны, первая треть XIII в.), была учреждена инквизиция и «нищенствующие» ордена (домиканцы и францисканцы) (конец XII - начало XIII в.). Наконец, стремясь выбить из рук еретиков грозное оружие - Священное Писание, папа Григорий IX издал буллу (1231 г.), запрещавшую мирянам читать Библию.

Во второй половине XIV - XV в. начался новый подъем религиозного диссиденства. В еретических движениях отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Бюргерская ересь выражала интересы горожан и части низшего дворянства, была направлена главным образом против священства, на богатства и политическое положение которых она нападала. Эта ересь требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов , римской курии . Ее видными представителими являлись доктор богословия и профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (ок. 1330-1384) и чешский теолог Ян Гус (ок. 1370-1415).

Ереси привлекали к себе широкие массы городских низов и крестьянства благодаря идее возврата к простому строю раннехристианской церкви и особенно переустройства жизни на началах социальной справедливости. Плебейские еретические движения представлены выступлениями странствующих священников лоллардов - последователей Уиклифа в Англии, которые требовали передачи земли крестьянским общинам и освобождения от крепостничества и пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан; а также таборитов во главе с Яном Жижкой в Чехии. Объединенными усилиями церковных и светских властей и лолларды, и табориты были разгромлены.

  • Евангелие (греч.) - благая весть.
  • Тора (ивр. учение, закон) - сборник законов управления миром, описание мироздания. Еврейская Библия-Тора на иврите включает в себя Письменную Тору (ПятикнижиеМоисея, Книги пророков и Писания) и Устную Тору (Талмуд) - комментарий к Торе Письменной. К Торе в широком смысле слова относят также Кодекс еврейских законов ШульханАрух, книги Каббалы и комментарии к ним. Тора Письменная практически полностью вошла в Христианскую Библию и частично, в виде искаженных пересказов, гем, идей и законов - в Коран.

В современном обществе проблема религиозного выбора по-прежнему остается поводом для споров. Ересь - это осознанное отклонение человека от религии, которая официально принята социумом. Изначально данное понятие не имело под собой ничего отрицательного, означая, если перевести с греческого, "течение", "направление". Но уже во времена окраска его стала крайне негативной. Такое положение вещей было продиктовано условиями того мира и важной ролью официальной церкви, имевшей не только духовную, но и светскую власть.

Причины возникновения ересей

По-настоящему проблема отделения верующих от церкви начала проявляться в XI веке, выразившись в возникновении в Западной Европе учений, противоборствующих с

Такие учения необходимо было искоренить для господства церкви единой. Начиная с XV века, этим занималась инквизиция. Сейчас известно множество мучеников, пострадавших от этой жестокой организации. Причины появления ересей кроются в следующем:

1. Рост городов.

2. Выделение горожан в особое сословие.

3. Острая борьба феодалов и вассалов.

Ранние направления

Очагами ереси в Европе стали как раз те страны, в которых городская жизнь была развита больше всего. К ним относятся Франция, Италия, Германия, Голландия. Какими были первые средневековые ереси? Во-первых, они отличались слабой организованностью групп. Так, самыми известными еретиками того периода были альбигойцы. Их откол от церкви получил название ереси катаров. Их внезапный расцвет, скорее всего, был связан с крестоносцами. Изначально учение возникло на Востоке, откуда было культивировано европейцами. Альбигойцы утверждали, что все окружающее есть зло, от которого следует отказаться. Таким образом, они настаивали на при котором можно было освободиться от всего материального. Для них ересь - это не просто учение, а образ жизни.

В их взглядах можно сразу отметить некий дуализм, двойственность: всегда существует борьба добра и зла, жизни и смерти, бедности и богатства. Однако, несмотря на стремление к стяжательству, придерживались на практике данной теории только руководители учения. Кроме среднего сословия, поддерживали катаров и богатые феодалы, разделявшие идею о секуляризации земель церкви. Когда альбигоец приближался к окончанию жизненного пути, он совершал обряд очищения, после которого становился "совершенным".

Вальденсы и их учение

Ересь - это возникновение новых течений в религии. Так, ересь вальденсов стала настоящим бичом общества XII века. Свое название она получила благодаря имени купца, отдавшего все нажитое бедным. Настаивая на абсолютной бедности, это учение стало так популярно у плебеев, что создало грандиозные проблемы для официальной церкви. Вальденсы боролись с неравенством и несправедливостью жизни, связанной прежде всего с бесчинством феодалов. Изначально последователей этого учения называли лионскими бедняками, хотя они распространились по всему югу Германии и Франции.

Ереси в христианской вере

Христианство - один из самых больших пластов теизма. Поэтому и количество различных отколов от него было и будет самым большим. Христианские ереси можно условно поделить на группы. Самыми большими ответвлениями считаются тринитарные, гностические и христологические.

Гностическая ересь была целым мировоззрением, которое зиждилось на вере в божественное происхождение человека, таинстве его родства с Всевышним. Тринитарные учения базировались на искажении общего для всех верующих понимания Святой Троицы. Например, ее пытались обобщить с помощью учения о "диалектическом логосе" древних эллинов, что приводило к еще большей сумятице. Ереси христологические, напротив, затрагивали лишь положение Иисуса Христа в системе библейских сказаний.

Отклонения в православии

Православная церковь не была обойдена таким явлением, как ересь. Главным образом в ней выделяют стригольников и жидовствующих. Стригольники появились в Пскове в пятнадцатом веке. Они настаивали на отмене взяточничества среди церковников и полностью критиковали сам факт иерархии. В итоге они отделились от официальной православной церкви, так как не желали признать действующих епископов своими учителями и пастырями. Ими отрицалось и хождение в храмы. Оно заменялось собственными собраниями, так как действовал принцип общины, где выбирался старейшина.

Ересь жидовствующих изначально выражала собирательное название различных отколов от православия. Позднее, к восемнадцатому веку, она приобрела более точное толкование, намекая на последователей Схарии и "субботников". Последние считали верным лишь и ожидали прихода спасителя всю свою жизнь.

Таким образом, ересь - это очень многогранное понятие, включающее в себя различные виды верований. С течением времени она все больше видоизменялась, в современном мире став лишь частью огромного котла мировоззрений.

Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние века, вызывали протест угнетенных. При доминирующем положении религии в общественном сознании Средневековья такой классовый протест не мог не облечься в религиозную оболочку. Он принял в Западной Европе форму различных отклонений от доктрины и практики римско-католической церкви, папства. Течения, оппозиционные либо прямо враждебные официальному вероучению, получили наименование ересей.

На первом этапе эволюции феодальных отношений (конец V - середина XI в.) существовавшие в Западной Европе ереси еще не имели массовой базы. В XI-XII вв. произошел подъем еретических движений. В них стали принимать участие уже довольно значительные группы людей. Районами их распространения явились Северная Италия, Южная Франция, Фландрия, отчасти Германия - места интенсивного развития городов. Одно из первых крупных еретических движений, имевших европейский резонанс, - богомильство (Болгария, Х-XIII вв.). Богомильское учение отражало настроения закрепощаемых болгарских крестьян, которые выступили против феодально-церковной эксплуатации и национального угнетения страны Византийской империей. Взгляды, аналогичные богомильским и выраставшие примерно на одинаковой (с богомильством) социальной почве, проповедовали в Западной Европе в XI-XIII вв. катары, патарены, альбигойцы, вальденсы и др. Оппозиционный характер ересям придавала прежде всего содержавшаяся в них острая критика современной им католической церкви. Резко осуждались ее иерархическая структура и пышная обрядность, неправедно нажитые ею богатства и погрязшие в пороке священнослужители, извратившие, по убеждению еретиков, подлинное учение Христа. Программы еретических движений, выразившие интересы самых обездоленных, плебейско-крестьянских масс, призывали верующих вернуться к раннехристианской организации церкви. Библия стала в руках еретиков грозным и мощным орудием в их борьбе против римско-католической церкви. Тогда последняя просто-напросто запретила мирянам (булла папы Григория IХ, 1231 г.) читать главную книгу христианства. Самые радикальные из еретических течений восприняли еще и некоторые идеи манихейства. Манихеи объявляли весь телесный мир (природно-кос-мический и социальный, человеческий) порождением дьявола, извечным воплощением зла, заслуживающим лишь презрения и уничтожения. В XIV-XV вв. в общем потоке оппозиционных еретических движений отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Первая отразила общественно-политические интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к ним социальных групп. Бюргерская ересь тесно соприкасалась с бюргерскими же концепциями государства, в которых теоретически осмысливалась назревшая потребность образования единой национальной государственности. Политический лейтмотив этой ереси - требование «дешевой церкви», означавшее установку на упразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехристианской церкви. Видные представители бюргерской ереси - доктор богословия и профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1324-1384) и чешский теолог Ян Гус (13711415). Дж. Уиклиф настаивал на независимости английской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимости пап и возражал против вмешательства церковных кругов в дела государства. Крестьянско-пле-бейские еретические движения XIV-XV вв. представлены в истории выступлениями лоллардов (нищенствующих священников) в Англии и таборитов в Чехии. Лолларды выступали за передачу земли крестьянским общинам и освобождение земледельцев от пут крепостничества, на практике реализовывали аскетический образ жизни ранних христиан.

Каноническое право в Католической церкви - совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви.

Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами Церкви. Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

Помимо официальный доктрин и учений, целый ряд весьма оригинальных политических и правовых идей содержат в себе т.н. средневековые ереси (от лат. heuresis – отбор, личный выбор) – враждебные официальному христианству и церкви учения, создаваемые различными сектами (лат. sekta – образ мыслей, учение). Причиной их возникновения и распространения стали существовавшие в рамках феодального строя эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые вполне естественно вызывали протест угнетенных. При преобладании в общественном сознании религии и при поддержке официальной церковью «власть имущих и власть предержащих» такой протест естественным образом воплотился в форме религиозных ересей. Некоторые другие, немарксистские исследователи склонны рассматривать средневековые ереси как форму массового психоза, связанного с ожиданием конца света (Г.Лебон), либо как проявление подсознательного стремления людей к самоуничтожению (И.Шафаревич).

Религиозно - философскими основаниями средневековых ересей были такие учения, как гностицизм и манихейство . Доктрина гностицизма сложилась в результате перевода древнеиудейских книг (Ветхого Завета) на греческий язык учеными из Александрии во 2 в. (Василид, Валентин, Маркион ). С точки зрения гностиков, причиной существования в мире зла в мире является участие в его творении двух богов: злого и доброго. Злой Бог – творец из Ветхого завета сотворил тело человека, злой и несовершенный материальный мир. Добрый Бог – искупитель Нового завета сотворил душу человека и стремится помочь ему освободиться от пут материального мира. Т.о., весь материальный мир проклят, и то, что есть в нем, должно быть уничтожено. Основателем манихейского учения является персидский мыслитель Мани (лат. Манихеус ), живший примерно в 216 – 270 гг. и происходивший из царского рода. По учению манихеев, в мире и в душе человека происходит постоянная борьба светлого и доброго начал, причем доброе отождествляется с духом, а злое – с материей. Человек, следуя примеру Иисуса, должен добиться освобождения своей души от темных сил. Для этого «посвященному» человеку необходимо вести аскетический образ жизни (не употреблять мясо, ограничить сексуальные удовольствия и не заниматься обычным физическим трудом).

Что касается истории, то подъем еретических движений приходится на 11 – 12 вв., когда в них стали принимать участие довольно значительные группы людей. Районами наибольшего распространения ересей стали Северная Италия, Южная Франция, Фландрия и отчасти Германия – т.е. места интенсивного развития городов. При этом, если в 11 – 13 вв. поток оппозиционных еретических движений не был дифференциирован по социально – сосоловным признакам (не выражал интересы конкретных социальных групп), то позднее, в 14 – 15 вв. стали отчетливо выделяться плебейско – крестьянские и бюргерские (городские) ереси.

Одним из первых еретических течений, распространившихся по всей Европе, стало богомильство (Болгария, 10 – 13 вв.). Оно выражало недовольство закрепощаемых болгарских крестьян, которые выступали против феодально – церковной эксплуатации и национального угнетения страны Византийской империей; идеализировались довизантийские времена и болгарских царей до 11 в. Взгляды, аналогичные богомильским и порожденные схожими социально – экономическими условиями в Западной Европе в 11 – 13 вв. проповедовали патарены (по названию сборщиков тряпья – символа нищих), альбигойцы , павликиане (по имени проповедника Павла), вальденсы (братство нищенствующих по имени купца из Лиона Пьера Вальда) и др.

Одним из крупнейших ерестических движений были катары (чистые), которые подразделялись на дуалистических и монархических . Дуалистические считали, что причиной земного зла является существование двух богов – доброго и злого: добрый сотворил душу человека, а злой - материю, Землю и человеческое тело. Монархические полагали, что существует единый добрый Бог, но материальный мир сотворен отпавшим от Бога его старшим сыном (ангелом) – Люцифером или Сатаной . Обоими направлениями признается, что материя, всякие материальные и социальные отношения и институты являются злом. Поэтому деторождение и семья, светские власти и законы, суды и инструменты насилия – порождение темной силы, и их следует уничтожить (скрывались от мира, убивали даже беременных женщин). Ориентировали свою пропаганду на низшие городские слои, но пользовались влиянием и в высших слоях (например, составляли свиту графа Раймонда Тулузского).

Общими чертами всех вышеназванных ересей были:

1) Резкая критика римско-католической церкви. При этом резко осуждалась ее иерархическая структура и пышная обрядность, неправедно нажитые богатства и погрязшие в пороке священнослужители - такая церковь, по мнению приверженцев ересей, извратила подлинное учение Христа, сами принципы человеколюбия, равенства и братства;

2) Неприятие государственной власти и всех существующих социальных порядков, социального неравенства, собственности и законов (вальденсы: «судьи и власти не могут присуждать к смерти, не совершая греха»);

3) Требование упразднить либо уничтожить все социальные институты (власть, семью, собственность), призыв к верующим вернуться к раннехристианской (общинной) организации церкви вплоть до общности имущества и жен; В частности, под влиянием этих призывов катары во Франции и в Италии разрушали церкви и убивали епископов, табориты в Чехии открыто призывали к уничтожению светских властей и священнослужителей, а выделявшаяся среди них секта адамитов полностью уничтожила население городка Прчица (взяли на себя осуществление божественного возмездия), а табориты в Городище ввели порядок в духе первобытного коммунизма.

4) Опора на самостоятельно истолкованные тексты Библии как идейную основу своих движений;

Как следствие, в 1129 г. собор в Тулузе запретил верующим иметь книги Ветхого и Нового заветов, и особенно их переводы на народный язык. 1231 г. буллой папы Григория 1Х чтение и толкование Библии мирянам было запрещено.

Официальная церковь была не склонна преуменьшать опасность, которую таили в себе идеи еретиков. Средневековый хронист так писал об альбигойской ереси (по названию г. Альба в провинции Лангедок во Франции): «Альбигойское заблуждение так усилилось, что вскоре заразило 1000 городов, и если бы не было подавлено мечом верных, то вскоре бы заразило всю Европу».

Вместе с тем к 14 – 15 вв. от радикальных крестьянско-плебейских ересей отделились более умеренные бюргерские ереси. Они выражали интересы состоятельных слоев горожан. В рамках многочисленных учений этого направления обосновывалась необходимость создания более прочной национальной государственности, выдвигалось требование дешевой церкви, которое, по сути, означало упразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехристианской церкви. При этом приверженцы бюргерских ересей выступали против уравнения имуществ и социальных статусов, считая, что деление общества на сословия и институт частной собственности имеют божественное происхождение.

Два наиболее видных представителя бюргерской ереси – доктор богословия и профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1324 – 1384 гг.) и чешский теолог, преподаватель Пражского университета. Лидер антикатолического и антинемецкого движения Ян Гус (1371 – 1415). При этом каждый из них формировал свою политическую доктрину в зависимости от конкретных особенностей положения своей страны и своего времени. Дж. Уиклиф, в частности, настаивал на независимости английской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимости пап и возражал против вмешательства церкви в дела государства. Будучи близок к королю Ричарду 2, стал идеологом движения за переподчинение церкви королю. Его более радикальные идеи (о собственности как порождении греха) не были восприняты, а после смерти его останки были изъяты и сожжены на костре.

Ян Гус был последователем идей Уиклифа (пришли в Чехию через жену Ричарда 2 – чешку по национальности), и в своих проповедях подчеркивал необходимость национально – освободительной борьбы широких слоев народа Чехии против немецких феодалов.

Крестьянско-плебейские еретические движения 14 – 15 вв. были представлены в истории выступлениями лоллардов (нищенствующих священников, вдохновленных идеями Уиклифа) в Англии и таборитов (последователи Гуса) в Чехии. Лолларды, в частности, требовали передачи земли крестьянским общинам и освобождения крестьян от всех форм феодальной зависимости, приняли активное участие в восстании Уота Тайлера (1381) – и подверглись гонениям (акт 1401 г. «О желательности сожжения еретиков»). Таборитский лагерь сформировался в ходе национально – чешской крестьянской войны (в союзе с городскими низами и мелкопоместным дворянством) против немецкого дворянства и власти германского императора уже после смерти самого Яна Гуса – в городище Фавор они собрали сектантов со всей Европы. В духе радикальных идей они требовали упразднения не только римско-католической церкви, но и самих феодальных институтов (сословных привилегий дворянства, всех форм феодальных повинностей), за всеобщее равенство и жизнь в общинах с уравнительными порядками.

В общем же результате и движение лоллардов, и движение таборитов были разгромлены объединенными усилиями королевской власти, светских и духовных феодалов. Так, например, для борьбы с альбигойцами папа Иннокентий 3 призвал феодалов из Северной Франции и пообещал им собственность еретиков. Перебили 15 тысяч в первом сражении, а далее убивали всех подряд. Папский легат мотивировал это так: «Убивайте всех, Бог своих узнает». Вместе с тем менее опасны сектанты (напр., нищенствующие бродяги – вальденсы («лионские братья») подвергались лишь административному преследованию, и в противовес им был создан нищенствующий орден францисканцев (по имени католического святого Франциска Ассизского).

Сами же радикальные идеи получили свой отзвук в ранних буржуазных революциях 16 – 17 вв. (Германия, Голландия, Англия, например, диггеры и левеллеры). Развитие получили и более умеренные бюргерские ереси, часть которых нашло свое воплощение в идеологии церковно-бюргерской Реформации 16 в.

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.

Ереси условно можно подразделить на три вида: носившие преимущественно богословский характер; оппозиционные учения, иначе толкующие вероучение и критикующие церковную организацию; политически ориентированные ереси, не только критикующие церковь, но и выступающие против феодальных порядков.

Политически ориентированные ереси в зависимости от их социальной базы и характера политических требований можно подразделить на умеренные (бюргерские) и радикальные (крестьянско-плебейские).

Бюргерские ереси выражали интересы зажиточных горожан и отстаивали идею «дешевой церкви» (упразднение сословия священников, ликвидация их привилегий и возврат к раннехристианским устоям). По их мнению, иерархическая организация церкви, сосредоточение в ее руках больших богатств, пышные обряды и церковные службы не соответствуют Новому завету. Церковь отклонилась от истинной веры и нуждается в преобразовании.
Одним из представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии, вмешательства церкви в дела государства, критикующий принцип непогрешимости пап. Однако он считал сохранение частной собственности и сословной иерархии принципами, угодными Богу.

Начало Реформации в Чехии было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. В гуситском движении вскоре определились два течения - чашники и табориты. Программа чашников носила умеренный характер и сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти) церковных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви.

Крестьянско-плебейские ереси указывали на то, что существующий социальный порядок противоречит идее равенства, отраженной в раннем христианстве, и критиковали богатое убранство церкви, сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, суды и клятвы.

Исторически первой радикальной ересью было движение болгарских богомилов. Резкий и насильственный переход болгарского общества от общинно-патриархального строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель царем, царскими слугами, церковью, обременение нищающих крестьян массой повинностей в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по воле бога. Подтверждение обнаружилось в Новом завете, в самом начале которого сказано, что все царства мира сего принадлежат не доброму богу, а злому дьяволу. В евангелии об искушении Христа сказано: «И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми этими Царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое».

Болгарские еретики особое внимание обратили на тексты евангелий дающие основания отождествить дьявола с богатством: «Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)». Из этого богомилами делался вывод, что богатство и есть дьявол. Крестами - орудиями казни - украшают себя богатые, особенно церковь, продавшаяся дьяволу. О церковных преданиях, уставах и обрядах они говорили: «Это не написано в евангелии, а установлено людьми». Из всех обрядов богомилы признавали только посты, взаимную исповедь и молитву «Отче наш». Они утверждали, что господству богатства и насилия близок конец: «Князь мира сего осужден... Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организацию, основанную на равенстве и общности труда. Их проповедники («апостолы») неустанно провозглашали мятежные идеи и осуществляли связь между общинами.

Богомильское учение вскоре после возникновения распространилось в других странах (Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси). Особенно сильное воздействие оно оказало на идеологию стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италии («добрые люди», катары, патарены, альбигойцы).

Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов, учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы), папа Иннокентий III повелел уничтожить все книги свя- v щенного писания, переведенные на народный язык, а затем в 1231 г. мирянам вообще было запрещено читать Библию.

Новые волны еретических движений поднялись во второй половине XIV в. Большое распространение в эпоху классического и позднего Средневековья получила еретическая идея «тысячелетнего царства», «Царствия Божьего», возвещенного в «Откровении Иоанна» (Апокалипсисе).

Наиболее радикальными ересями этого периода являются движения лоллардов (Англия) и таборитов (Чехия). Они выступали против католической церкви, отклонившейся от истинных догматов христианства, осуждали сословное неравенство, выступали за отмену крепостного права и сословных привилегий. Движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права, сыграло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл.

Оба эти движения были разгромлены, но в последующем оказали значительное влияние на идеи Реформации.



error: Content is protected !!